Научная статья на тему 'Участие психолога в производстве следственных действий'

Участие психолога в производстве следственных действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
870
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / CRIMINAL PROCEDURE / PRELIMINARY INVESTIGATION / TRIAL / INVESTIGATIVE ACTIONS / PROTECTION OF RIGHTS OF THE MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усачев Александр Александрович

В статье рассматривается вопрос об участии психолога в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних. Проанализировав действующее уголовно-процессуальное законодательство, автор делает вывод о необходимости внесения в него изменений с целью большей правовой защиты несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the psychologist in production of investigative actions

In article the author considers a question of participation of the psychologist in production of investigative actions with participation of minors. Having analysed the criminal procedure legislation, the author draws a conclusion about need of introduction of changes in it for the purpose of bigger legal protection of minors.

Текст научной работы на тему «Участие психолога в производстве следственных действий»

УДК 343.132 ББК 67.410.212.2

А.А. Усачев

УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье рассматривается вопрос об участии психолога в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних. Проанализировав действующее уголовно-процессуальное законодательство, автор делает вывод о необходимости внесения в него изменений с целью большей правовой защиты несовершеннолетних.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство; предварительное следствие; судебное разбирательство; следственные действия; защита прав несовершеннолетних.

А.А. Usachev

PARTICIPATION OF THE PSYCHOLOGIST IN PRODUCTION OF INVESTIGATIVE ACTIONS

In article the author considers a question of participation of the psychologist in production of investigative actions with participation of minors. Having analysed the criminal procedure legislation, the author draws a conclusion about need of introduction of changes in it for the purpose of bigger legal protection of minors.

Key words: Criminal procedure; preliminary investigation; the trial; investigative actions; protection of rights of the minors.

Произошедшие в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века события обусловили переоценку социальных ценностей, повлекли изменение приоритетов в пользу конкретного человека, а не государства. Такое изменение приоритетов достаточно глубоко укоренилось в общественном сознании, однако не нашло пока еще полного отражения в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном.

Как справедливо отмечает Д.В. Белых-Силаев, «психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в уголовный процесс, будь то потерпевшие, свидетели, иные участники, изменяются под воздействием события преступления и отличаются от повседневного» [1, с. 38]. Это высказывание становится еще более значимым в тех слу-

чаях, когда речь идет о несовершеннолетних участниках уголовного судопроизводства — лицах, нуждающихся в усиленной правовой защите.

В этой связи актуальным становится вопрос обеспечения права несовершеннолетних лиц, попавших в орбиту уголовного судопроизводства, на помощь психолога при производстве следственных действий.

Статья 164 УПК РФ устанавливает общие правила производства следственных действий. Специальными статьями УПК РФ регламентируется порядок производства конкретных следственных действий. И ни в одной из этих статей не предусмотрено участие в производстве следственных действий психолога. Лишь ч. 3 ст. 425 УПК РФ, закрепляющая порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, устанавливает, что в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

В ст. 425 УПК РФ предусмотрено: следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе (ч. 4); педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей; эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 5); порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой данной статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого (ч. 6). Таким образом, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого может принимать участие педагог или психолог.

Несколько иной подход вытекает из анализа положений УПК РФ, регламентирующих допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего, свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

Статья 280 УПК РФ, закрепляющая особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в ходе судебного разбирательства, устанавливает: при участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог, при этом допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога (ч. 1); до начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись (ч. 2); педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю (ч. 3); по окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего (ч. 7).

Анализируя данные положения уголовно-процессуального закона, необходимо отметить следующее. Во-первых, не совсем ясна позиция законодателя, устанавливающего разный подход к участию психолога и педагога в производстве допроса в зависимости от того, относятся допрашиваемые несовершеннолетние к стороне защиты или к стороне обвинения.

Непонятно, почему в уголовно-процессуальном законодательстве для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых закреплены повышенные правовые гарантии, по сравнению с несовершеннолетними свидетелями и потерпевшими. Как справедливо отмечает И.В. Смолькова, «право... призвано... способствовать достижению социальной справедливости» [2, с. 3]. В анализируемом же случае ни о какой социальной справедливости речи не идет. Если в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога является обязательным, то применительно к допросу потерпевших или свидетелей предусмотрено участие только педагога и только в допросе потерпевших или свидетелей в возрасте до четырнадцати лет (целесообразность участия педагога в допросе потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет определяется следователем).

Во-вторых, участие в допросе несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, не достигших возраста 16 лет, психолога (лица, занимающегося изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности) имело бы большее значение с точки зрения решения задач уголовного судопроизводства, нежели участие педагога (специалиста, занимающегося воспитанием и обучением человека).

В-третьих, учитывая сущность ряда следственных действий и их родство с допросом, большое значение имело бы присутствие психолога при производстве очной ставки (ст. 192 УПК РФ), при предъявлении для опознания (ст. 193 УПК РФ), проверке показаний на месте (ст. 194 УПК РФ).

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ ч. 1 ст. 191 УПК РФ изложена в следующей редакции:

«Статья 191. Особенности производства допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

1. При производстве допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие специалиста в области возрастной или педагогической психологии обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста, специалист в области возрастной или педагогической психологии приглашается по усмотрению следователя. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля проводится при обязательном участии его адвоката и не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель».

Данное положение начнет действовать с 1 января 2015 г. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога будет обязательным.

Не совсем понятно, почему законодатель предусмотрел участие педагога или психолога при производстве следственных действий на стадии предварительного расследования, но не предусмотрел этого при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего в ходе судебного разбирательства (в ст. 280 УПК РФ «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля» изменения не вносились).

В УПК РФ не урегулирован процессуальный статус участвующего в производстве допроса психолога. Исходя из законодательной дефиниции, закрепленной в ч. 1 ст. 58 УПК РФ (специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию), представляется, что психолог (равно как и педагог) участвует в производстве следственного действия в качестве специалиста.

Учитывая опыт белорусского законодателя, прямо установившего в ч. 1 ст. 62 УПК Республики Беларусь [3], что педагог или психолог, участвующие в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, являются специалистами, соответствующее положение, думается, следует закрепить и в российском уголовно-процессуальном законе. Часть 1 ст. 58 УПК РФ необходимо дополнить предложением: «Процессуальным статусом специалиста обладает психолог, участвующий в допросе, очной ставке, опознании и проверке показаний на месте с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белых-Силаев, Д.В. Психологическая составляющая профессиональной деятельности следователя в ситуации работы с потерпевшими при возникновении острой реакции на стресс / Д.В. Белых-Силаев // Юридическая психология. — 2012. — № 3. — С. 38-40.

2. Смолькова, И.В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе / И.В. Смолькова. — М. : Луч, 1999. — 335 с.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK9900295#load_text_none_1_ (дата обращения: 31.05.2014).

Информация об авторе

Усачев Александр Александрович — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации правоохранительной деятельности, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 47, e-mail: [email protected].

Information about the author

Usachev Alexandr Alexandrovich — Ph.D. in law, the assistant professor of the Organization of Law-enforcement Activity Chair, Kutafin Moscow State Law University, Leningradsky prospekt, 47, Moscow, 125167, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.