Научная статья на тему 'Участие Президента Российской Федерации в законотворческом процессе'

Участие Президента Российской Федерации в законотворческом процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6502
639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ЗАКОНОПРОЕКТ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПАРЛАМЕНТ / ПРЕЗИДЕНТ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сторожева Елена Сергеевна

В статье анализируется роль Президента РФ в осуществлении законодательного процесса Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Рассматриваются полномочия Президента РФ, связанные с осуществлением права законодательной инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Президента Российской Федерации в законотворческом процессе»

Список литературы

1. Регламент Государственной Думы РФ, утвержденный Постановлением Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16 февраля 1998 г. № 7. Ст. 801.

2. Гребенников В.В. Федеральный законодательный процесс в зеркале статистики // Государство и право, 1998. № 9. С. 91-97.

3. Лихачев С.А. Проблемы реализации депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации права законодательной инициативы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 2012. № 3. С. 89-100.

4. Лихобабин В.А. Правительство как субъект права законодательной инициативы: российская модель и мировой опыт // Конституционное и муниципальное право, 2005. № 7. С. 21-24.

5. Окулич И.П., Заварухин А.Ю. Субъекты законодательной инициативы в Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Уральский регион, 2011. № 2. С. 3-10.

6. Ву Куанг Хуан. Монография: Механизм законотворчества во Вьетнаме: роль центральных органов исполнительной власти. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. 271 с.

7. Статистика законодательного процесса за 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/legislative/statistics/ (дата обращения: 24.04.2017).

8. Итоги 2015 года: законодательный процесс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/itogi-2015-goda-zakonodatelnyj-protsess/ (дата обращения: 24.04.2017).

УЧАСТИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Сторожева Е.С.

Сторожева Елена Сергеевна - магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: в статье анализируется роль Президента РФ в осуществлении законодательного процесса Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Рассматриваются полномочия Президента РФ, связанные с осуществлением права законодательной инициативы.

Ключевые слова: Государственная Дума, законодательная инициатива, законопроект, законотворческий процесс, парламент, Президент РФ, федеральный закон.

Законотворческий процесс в Российской Федерации представляет собой сложную многоэтапную деятельность, в которой принимает участие множество различных субъектов. Первоначальным этапом данной парламентской процедуры принято считать стадию реализации права законодательной инициативы. Вопрос о судьбе внесенного в представительный орган законопроекта во многом определяется тем, кто именно выступил его инициатором, насколько велик его политический или административный вес в системе государственной власти.

В этой связи особого внимания исследователей заслуживает институт участия Президента РФ в законотворческом процессе, поскольку указанный субъект традиционно

выступает ключевым звеном действующего государственного аппарата, что позволяет ему оказывать заметное влияние на деятельность законодательной власти.

Президент в соответствии с Конституцией является главой российского государства. Как показывает исторический опыт, главу государства принято относить к классическим субъектам права законодательной инициативы [8, с. 568-569; 5, с. 27-28]. В.Е. Чиркин считает, что право президента непосредственно выносить проекты законов во Франции и ряде франкоязычных стран юридически обосновывается положением президента как представителя государства в целом [9, с. 184-185]. Вместе с тем Г.В. Минх отмечает, что в большинстве современных форм правления, в том числе президентских и смешанных республиках, законодательная инициатива главы государства формально отсутствует, что говорит об определенном уменьшении политического веса этого полномочия [7, с. 92].

Одним из конституционных полномочий Президент РФ является право законодательной инициативы по любым вопросам. К его полномочиям относится инициирование принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов, а также законов о внесении изменений в Конституцию РФ. Именно посредством законодательной инициативы во многом реализуется право Президента РФ определять основные направления внутренней и внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ).

Вместе с тем по ряду вопросов Президент наделен исключительным правом законодательной инициативы: только он может внести на рассмотрение Федерального Собрания проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта [1].

Кроме того, как справедливо отмечает С.В. Бошно, в ряде случаев законодательная инициатива предстает в качестве не права, а обязанности уполномоченных субъектов (полномочия), в том числе и Президента РФ [4, с. 166]. Так, подписание Президентом РФ договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ порождает его обязанность внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона об утверждении данного договора.

Такая же обязанность Президента РФ при подписании международных соглашений следует и из п. 1 ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Кроме того, в качестве специфического полномочия Президента РФ в рамках правовых позиций Конституционного Суда РФ рассматривается и право законодательной инициативы по вопросу принятия федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта РФ [10].

Как следует из анализа правомочий субъектов права законодательной инициативы, основными элементами правового содержания законодательной инициативы являются:

а) право разработки текста законопроекта;

б) право внесения законопроекта в Государственную Думу;

в) право участия в обсуждении и рассмотрении своей законодательной инициативы, а также законодательных инициатив иных субъектов;

г) обязанность Государственной Думы рассмотреть законодательную инициативу Президента РФ;

д) обязанность Президента РФ соблюдать определенные конституционно -правовые требования при внесении законодательной инициативы и рассмотрении ее в Федеральном Собрании [6, с. 53].

Формально законодательная инициатива Президента РФ рассматривается парламентом на общих основаниях. Ранее в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ существовало положение о первоочередном порядке рассмотрения законопроектов, внесенных Президентом РФ. В настоящий момент данные положений в Регламенте Государственной Думы отсутствуют,

8

очередность рассмотрения законопроектов Президента РФ определяется по решению самой палаты [2].

Вместе с тем действующие законодательные процедуры обеих палат российского парламента предоставляют полномочным представителям Президента РФ беспрецедентно широкие права по сравнению с иными участниками правотворческого процесса. Президент РФ информируется обо всех стадиях прохождения законопроекта в рамках чтений, а его полномочные представители в законодательных органах всегда наделены правом выступления при участии в обсуждениях. Особо велика роль Президент РФ в процедуре урегулирования разногласий, возникших при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации законопроекта, на который главой государства было наложено вето.

Как следует из анализа положений гл. 14 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ, на данном этапе Президент РФ обладает полномочиями по предложению собственной редакции отклоненного законопроекта, а также правом на участие посредством своего полномочного представителя в работе специальной согласительной комиссии, задачей которой достижение компромисса по разногласиям между главой государства и законодательными органами, возникшими при подписании законопроекта.

В случае преодоления вето Государственной Думой Президент РФ также вправе изложить свою позицию о недостатках законопроекта непосредственно Совету Федерации [3]. Реализация данных полномочий может существенным образом повлиять на содержание законодательных актов, принимаемых парламентом страны.

Таким образом, Президент РФ обладает широкими полномочиями по участию в работе законодательных органов, которые во много реализуются посредством реализации права законодательной инициативы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научного проекта № 16-13-34025.

Список литературы

1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16 февраля 1998 г. № 7. Ст. 801.

3. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 № 33 -СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18 февраля 2002 г. № 7. Ст. 635.

4. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование, 2004. № 2. С. 152-169.

5. Кутафин О.Е. Глава государства: монография. М.: Проспект, 2013. 560 с.

6. Мазаев В.Д., Минх Г.В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2013. № 1. С. 50-55.

7. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права, 2016. № 1. С. 89-99.

8. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996. 730 с.

9. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 2012. 240 с.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П // Собрание законодательства РФ, 15 апреля 2002 г. № 15. Ст. 1497.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Свирид А.В.

Свирид Анастасия Владимировна - магистрант, кафедра конституционного права, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируются отдельные направления реформирования избирательного законодательства Республики Беларусь. Ключевые слова: выборы, избирательное право, отзыв депутата.

Необходимость совершенствования избирательного законодательства назрела давно. Последние значительные изменения в Избирательный кодекс были внесены Законом Республики Беларусь № 72-З от 25 ноября 2013 года. Однако прошедшие выборы Президента Республики Беларусь в 2015 году и выборы депутатов Национального собрания Республики Беларусь 2016 года показали, что процесс реформирования избирательного законодательства не завершен и нуждается в коренных преобразованиях.

В науке конституционного права с момента принятия Избирательного кодекса Республики Беларусь высказывались мнения о реформировании процедуры отзыва депутатов.

Процедура отзыва депутатов, предусмотренная в нашей стране, настолько усложнена, что можно согласиться с М.В. Баглаем, который определял отзыв депутата как «громоздкий и редко применяемый на практике институт» [1, с. 6].

Процедура отзыва депутата состоит из четырех стадий, включающих одиннадцать этапов:

- стадия возбуждения вопроса об отзыве депутата стадия назначения голосования;

- стадия голосования;

- стадия принятия решения об отзыве депутата.

Для упрощения процедуры отзыва депутатов с целью повышения эффективности ее реализации целесообразным была бы ликвидация в качестве обязательных некоторых этапов первой стадии. Например, этап инициирования вопроса о созыве собрания избирателей по месту жительства.

В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты имеют право распоряжаться коммунальной собственностью административно-территориальной единицы [2]. Именно исполнительные и распорядительные органы, в случае обращения к ним граждан с просьбой о содействии в созыве собрания избирателей по месту жительства должны, по нашему мнению, решать вопрос о дате, времени и месте проведения собрания избирателей в порядке, предусмотренном законодательством для проведения массовых мероприятий.

Также необходимо расширить круг субъектов имеющих право инициировать отзыв депутатов, включив в него политические партии и трудовые коллективы, которые выдвигали их кандидатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.