Научная статья на тему 'Участие педагога и психолога в процессе допроса малолетних потерпевших'

Участие педагога и психолога в процессе допроса малолетних потерпевших Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1325
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / МАЛОЛЕТНИЙ ПОТЕРПЕВШИЙ И СВИДЕТЕЛЬ / ДОПРОС / СПЕЦИАЛИСТ / ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / TEACHER / PSYCHOLOGIST / VERY YOUNG VICTIM AND WITNESS / INTERROGATION / SPECIALIST / CHILD''S PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Антон Викторович

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей участия педагогов и детских психологов в производстве допросов детей, являющихся потерпевшими или свидетелями по уголовным делам. Автором сформулированы правила, использование которых повышает эффективность получения показаний у допрашиваемого ребенка; предлагается внесение изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство. На основании изученной судебно-следственной практики выявлены типичные ошибки, допускаемые при привлечении педагогических работников к участию в уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PARTICIPATION OF TEACHER IN THE PROCESS OF INTERROGATION VERY YOUNG AND WITNESSES

The real article is sanctified to research of features of participation of teachers and child's psychologists in the production of interrogations of children being victims or witnesses on criminal cases. An author is set forth rules the use of that promotes efficiency of receipt of testimonies for the interrogated child, making alteration is offered in a current уголовно-процессуальное legislation. On the basis of the studied судебно-следственной practice the typical errors assumed at bringing in of pedagogical workers to participating in a criminal trial are educed.

Текст научной работы на тему «Участие педагога и психолога в процессе допроса малолетних потерпевших»

УДК 343.132

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ

ДОПРОСА МАЛОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ

А.В. Иванов

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию особенностей участия педагогов и детских психологов в производстве допросов детей, являющихся потерпевшими или свидетелями по уголовным делам. Автором сформулированы правила, использование которых повышает эффективность получения показаний у допрашиваемого ребенка; предлагается внесение изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство. На основании изученной судебно-следственной практики выявлены типичные ошибки, допускаемые при привлечении педагогических работников к участию в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: педагог, психолог, малолетний потерпевший и свидетель, допрос, специалист, детская психология.

FEATURES OF PARTICIPATION OF TEACHER IN THE PROCESS

OF INTERROGATION VERY YOUNG AND WITNESSES

A. Ivanov

Abstract. The real article is sanctified to research of features of participation of teachers and child's psychologists in the production of interrogations of children being victims or witnesses on criminal cases. An author is set forth rules the use of that promotes efficiency of receipt of testimonies for the interrogated child, making alteration is offered in a current уголовно-процессуальное legislation. On the basis of the studied судебно-следственной practice the typical errors assumed at bringing in of pedagogical workers to participating in a criminal trial are educed.

Keywords: teacher, psychologist, very young victim and witness, interrogation, specialist, child's psychology.

Как показывает судебно-следственная практика, допросы детей и подростков отличаются повышенной сложностью, требуют применения особых тактических приемов и знания основ детской психологии и педагогики. Многие специалисты-правоведы критически относятся к возможности получения от малолетних субъектов уголовного процесса объективных и достоверных показаний [1, с.121]. Это обуславливается такими психическими особенностями детей, как повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, неправильное выстраивание причинно-следственных связей и т.п. Известны случаи, когда ребенок менял свои показания в зависимости от выражения лица, утвердительного или отрицательного кивка головой своих близких, присутствующих при допросе. Приведем следующий пример. Г. обвинялся в совершении изнасилования своей тринадцатилетней дочери. Потерпевшая, первоначально дававшая обвинительные показания против отца, при последующих допросах заявила, что изнасилования не было. Впоследствии было установлено, что девочка изменила свои показания из-за угрожающего жеста матери, присутствовавшей на допросе [2]. Тем не менее, при правильной организации

и проведении допроса малолетних потерпевших и свидетелей от них могут быть получены вполне надежные и точные показания. Пример. Расследовалось уголовное дело по факту изнасилования четырехлетней девочки. В ходе допроса следователь пытался выяснить у потерпевшей описание признаков внешности преступника. Потерпевшая О. не могла описать лицо и фигуру насильника, но сказала, что видела у него на тыльной стороне кистей левой и правой рук «цветочки», а на пальцах правой руки - «буковки». Следователь предположил, что изнасилование было совершено лицом, ранее отбывавшим наказание в местах лишения свободы и имеющим на руках соответствующие татуировки. В качестве подозреваемого был задержан ранее судимый Г. При освидетельствовании последнего на тыльной стороне кисти левой руки была обнаружена татуировка в виде сердца со стрелами, а на правой - в виде заката солнца («цветочки»), на пальцах правой руки татуировка в виде кольца («буковки»). Вина Г. была доказана приговором суда, и он был осужден к длительному лишению свободы [3, с.5].

Согласно ч. 1 ст. 191 УПК РФ, допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет проводится с обязательным

участием педагога [4, с.106]. Для того, чтобы участие педагога при допросе стало наиболее продуктивным и не сводилось к простому присутствию, следует, по нашему мнению, соблюдать следующие правила. Первое. Педагог и допрашиваемое лицо должны быть ранее не знакомы друг с другом. В этом случае ребенок будет меньше стесняться и не станет опасаться, что какие-то неприятные для него факты станут известны его знакомым (например, одноклассникам). Второе. Перед началом допроса следователь должен сообщить педагогу, что ему известно о личностных особенностях малолетнего потерпевшего или свидетеля, какова цель допроса, что предстоит выяснить, какая именно помощь может потребоваться. Третье. До производства следственного действия целесообразно предложить специалисту провести с ребенком беседу на темы, не относящиеся к предмету допроса. Это необходимо для «снятия» психологического напряжения и подготовки к

непосредственному получению показаний. Четвертое. В процессе допроса следователь разъясняет педагогу его право задать малолетнему какие-либо вопросы,

относящиеся к существу дела. Пятое. По окончании допроса следует предложить педагогу высказать свое мнение о достоверности выслушанных показаний, а также отмеченных им психологических особенностях допрашиваемого лица.

Однако не каждый педагогический работник обладает должными познаниями в области детской психологии. Поэтому целесообразно использование в ходе допроса помощи специалиста-психолога. Специалист в области детской психологии способен оказать следователю существенную помощь, определив в показаниях ребенка признаки фантазирования, элементы искажения информации и т.п. [5]. Приведем пример успешного использования специалистом-психологом своих профессиональных познаний в ходе допроса малолетней потерпевшей. При расследовании уголовного дела, возбужденного по факту изнасилования девятилетней девочки, следователь пригласил психолога для участия в допросе. Психолог, ознакомившись предварительно с материалами дела и побеседовав с девочкой и ее матерью, сделал следующие выводы. Он отметил, что потерпевшая, несмотря на малолетний возраст, хорошо развита интеллектуально, однако легко утомляется и, устав, может заменять воспоминания о произошедших событиях

собственными фантазиями. Вследствие чего, специалист посоветовал следственному работнику делать во время допроса небольшие перерывы, а также заранее приготовить «контрольные» вопросы, чтобы потом сравнивать информацию, полученную от потерпевшей при ответах на вопросы, поставленные в различной форме и на различных этапах допроса. Следователь построил допрос на основе означенных рекомендаций и получил от потерпевшей объективные показания, которые были приняты судом, как одно из доказательств стороны обвинения. Обвиняемый был признан виновным в инкриминируемом ему деянии и осужден [6, с.50].

Кроме непосредственного участия в допросе, специалист-психолог, в соответствии с п. 3.1., ч. 2 ст. 74 и ч. 3 ст. 80 УПК РФ, имеет право составить письменное заключение по вопросам, поставленным перед ним следователем. Типичными вопросами, подлежащими постановке перед психологом, будут следующие: каков уровень интеллектуального развития потерпевшего или свидетеля; следует ли с доверием относиться к данным им показаниям, могли ли они, в силу своего возраста, осознавать значение, совершаемых с ними действий; не являются ли показания потерпевшего или свидетеля плодом их фантазии и пр. После того, как специалист составит заключение, последнее надлежит приложить к материалам уголовного дела. После получения заключения следователь уполномочен провести допрос специалиста-психолога по результатам проведенного им исследования. При этом следует учитывать, что, в соответствии с ч. 2 ст. 71 УПК РФ, специалист не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей. Поэтому категорически запрещено приглашать в качестве специалиста сотрудников

правоохранительных органов, например, штатных психологов МВД.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации не содержит норм об участии в следственных действиях, проводимых с участием малолетних, специалистов-психологов.

Поэтому, мы считаем целесообразным предложить внести в ч. 1 ст. 191 УПК РФ соответствующие изменения. По нашему мнению, ее следует изложить в следующей редакции: «допрос потерпевшего или

свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с обязательным участием педагога или специалиста в области детской психологии». В качестве специалиста-психолога следует приглашать лиц, имеющих высшее психологическое образование со специализацией в области детской или подростковой психологии со стажем работы не менее трех лет. Следует указать, что представители Следственного комитета РФ отмечают необходимость включения в штат отделов криминалистики детских психологов, или (как это сделано в следственных управлениях ряда регионов) работа с ним должна осуществляться в соответствии с гражданско-правовым договором [7].

В заключении нам хотелось бы показать собственные результаты изучения материалов судебно-следственной практики (архивные уголовные дела Верховных судов Республики Татарстан, Республики Марий-Эл и Чувашской Республики, всего 252 уголовных дела). В ходе допросов малолетних потерпевших и свидетелей, нередко, допускались грубые процессуальные ошибки. Почти в 50% изученных нами случаев в качестве педагога участвовал сотрудник полиции из отдела по предупреждению преступлений несовершеннолетних, т.е. заинтересованное лицо. Зафиксированы случаи, когда допрос малолетнего свидетеля проводился вообще без педагога [8]. Ни в одном случае в допросе малолетнего свидетеля не участвовал психолог.

Литература:

1. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве / О.Х. Галимов. - С.-Петербург: Питер, 2001. - 224 с.

2. Архив Верховного суда Республики Татарстан за 1995 г. Уголовное дело № 2-45.

3. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей. - М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1984. - 35 с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013. - 272 с.

5. Стрельцов И.А., Михайлова Ю.А. Психологическое сопровождение расследования преступлений: участие специалистов - психологов Следственного комитета Российской Федерации в проведении следственных иных процессуальных действий с несовершеннолетними / И.А.

Стрельцов, Ю.А. Михайлова // Вестник Академии Следственно комитета РФ. - 2015. - № 4. - С. 171.

6. Конышева Л.П., Коченов М.М. Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасилованиях несовершеннолетних: методическое пособие. - М., Всесоюзный НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1989. - 54 с.

7. Хмелева А.В. Процессуальные и тактические особенности производства допроса и других вербальных следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей / А.В.Хмелев // Вестник Академии Следственного Комитета Российской Федерации. - 2014. - № 1. - С. 63.

8. Архив Верховного суда Чувашской Республики за 2002 г. Уголовное дело № 2-30.

Сведения об авторе:

Иванов Антон Викторович (г. Казань, Россия), кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Университета управления «ТИСБИ», e-mail: anton.dar2010@yandex.ru

Data about the author:

А. Ivanov (Kazan, Russia), candidate of legal sciences, associate professor of department of criminal law and criminal procedure of University of management of "TISBY", e-mail: anton.dar2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.