УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО АНТИКОРРУПЦИОННОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
Кондакова Е.Р.'
Ключевые слова: коррупция, коррупционные правонарушения, противодействие коррупции, Министерство юстиции Российской Федерации, антикоррупционная политика, антикоррупционное образование, антикоррупционные стандарты поведения, правовая культура, антикоррупционное воспитание.
Аннотация
Цель работы: анализ правовых вопросов участия Министерства юстиции Российской Федерации в проведении мероприятий по антикоррупционному просвещению.
Методы исследования: общие методы научного познания — методы эмпирического и теоретического исследования. Основные методы — наблюдение и сравнение. Был применен также метод систематизации знаний при классификации мероприятий, осуществляемых органами юстиции.
Результаты исследования: сделана попытка оценить состояние борьбы с коррупцией, дать определение понятию антикоррупционного просвещения, а также проанализировать причины антикоррупционного поведения представителей гражданского общества, роль и место органов юстиции в сфере антикоррупционного просвещения на разных этапах реализации антикоррупционной политики российского государства. Выделены мероприятия, осуществляемые Минюстом России в качестве единоличного исполнителя и меры, принимаемые совместно с иными органами государственной власти, иными организациями. Приведены примеры участия отдельных территориальных органов Минюста России в области правового просвещения.
Практическая полезность: подготовлены предложения о совершенствовании работы в сфере антикоррупционного просвещения, дано обоснование необходимости определить федеральный орган исполнительной власти, который будет координировать работу в указанной сфере в соответствии со своими функциями и задачами.
РО!: 10.24412/1994-1404-2024-3-168-173
Введение
Противодействие коррупции имеет существенное значение для полноценной жизнедеятельности российского общества и государства, обеспечения национальной безопасности, развития правовой системы, а также для соблюдения прав, свобод и интересов граждан и организаций.
Российское государство ведет поступательную и целенаправленную работу в сфере противодействия коррупции как внутри страны, так и на международной арене. Меры по предупреждению коррупционных правонарушений и пресечению коррупционной деятельности реализуются органами государственной власти, местного самоуправления, а также любыми организациями.
Однако ситуация с коррупцией в России продолжает оставаться напряженной. С одной стороны, часть населения сталкивается с коррупционными проявлениями в повседневной жизни (так называемая бытовая
коррупция, например, во взаимодействии с сотрудниками ГИБДД при нарушении правил дорожного движения, при получении различных справок и т. д.).
С другой стороны, уровень правовой грамотности граждан находится на достаточно низком уровне, особенно информированность простых людей об их правах и обязанностях, ответственности. Из-за отсутствия знаний правовых норм, многоступенчатости, сложности и запутанности административных процедур и вследствие этого, их непонятности, граждане нередко прибегают к коррупционным моделям поведения, потому что иным способом реализовать свои интересы для них представляется затруднительным.
Таким образом, отсутствие у граждан информированности о нормах законодательства, регулирующих общественные отношения в определенной сфере, является одним из факторов развития антикоррупционного поведения.
О важности принятия мер по противодействию коррупции свидетельствует утверждение Стратегии
1 Кондакова Евгения Руслановна, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой искоренение коррупции является одним из национальных интересов Российской Федерации2.
Согласно правовым актам Российской Федерации, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению является первостепенной мерой профилактики коррупции3. Основным средством формирования в обществе нетерпимого отношения к антикоррупционному поведению является антикоррупционное просвещение.
Правовые акты Российской Федерации не содержат определения понятия «антикоррупционное просвещение».
В юридической науке предлагается антикоррупционное просвещение определить как систематическую деятельность органов государственной власти, образовательных организаций и институтов гражданского общества по формированию антикоррупционного правосознания как части правовой культуры и важного фактора правомерного поведения личности с помощью донесения до населения страны актуальной информации о коррупции и формах противодействия ее проявлениям4.
Думается, что под антикоррупционным просвещением можно понимать распространение знаний о формах и видах коррупции, негативных последствиях совершения коррупционных правонарушений для государства, общества и личности, а также о мерах ответственности за их совершение.
Впервые в современном российском государстве система мероприятий правового, организационного и методического характера, осуществляемая органами исполнительной власти, правоохранительными органами, различными организациями в сфере антикоррупционного просвещения граждан, была предусмотрена Программой по антикоррупционному просвещению на 2014—2016 годы.
В дальнейшем деятельность по антикоррупционному просвещению населения была продолжена в рамках реализации Комплексного плана просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 2884-р).
С 2021 года по настоящее время реализуется программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021—2024 годы.
2 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.
3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.
4 Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации : научно-практическое пособие / Отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабрие-ва. М., 2021. С. 19.
На протяжении последнего десятилетия участниками мероприятий в области антикоррупционного просвещения являются:
• федеральные органы исполнительной власти;
• органы прокуратуры,
• следственные органы;
• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• научные и образовательные организации;
• профессиональные сообщества.
Одним из постоянных исполнителей мероприятий в данной сфере является Министерство юстиции Российской Федерации.
Функции, осуществляемые Минюстом России в сфере антикоррупционного просвещения
в соответствии с программными документами
Анализ вышеуказанных правовых актов позволяет сделать вывод, что функции Минюста России по антикоррупционному просвещению подразделяются на следующие виды.
1. Осуществляемые Минюстом России в качестве единственного исполнителя:
а) подготовка правовых актов, влияющих на повышение уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов (например, по поручению Минюста России федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» были разработаны и напечатаны просветительские брошюры о противодействии коррупции «Что такое коррупция и как с ней бороться», «Государственному служащему о коррупции»);
б) изучение опыта иностранных государств в области борьбы с коррупцией (во исполнение указанного поручения на официальном сайте ведомства в сети Интернет размещена обзорная справочная информация об иностранном опыте борьбы с коррупцией и повышения антикоррупционного правосознания граждан, которая затрагивает формы и методы противодействия коррупции в зарубежных странах, в том числе Албании, Аргентины, Китае, Италии, Канаде и других);
в) распространение сведений об организациях, в которых социально незащищенные слои населения могут получить бесплатную юридическую помощь (так, на официальном сайте Минюста России в сети Интернет в подразделе «Бесплатная юридическая помощь» раздела «Правовая помощь» внедрена интерактивная карта, отображающая участников государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи. В настоящее время интернет-карта содержит информацию об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи, адвокатских и нотариальных палатах субъектов Российской Федерации, государственных юридических бюро и негосударственных центрах ока-
зания бесплатной правовой помощи. На регулярной основе проводится работа по актуализации данных в отношении данных участников).
г) оказание поддержки некоммерческим организациям при осуществлении деятельности по антикоррупционному просвещению.
Согласно Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», некоммерческие организации могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу таких актов и их проектов. В целях предоставления им данных полномочий Минюст России осуществляет аккредитацию физических и юридических лиц в качестве независимых экспертов. При этом на сайте ведомства создан специальный раздел, посвященный независимой антикоррупционной экспертизе. В ходе реализации указанных мероприятий оказывается методическая и правовая помощь некоммерческим организациям, участвующим в антикоррупционном просвещении.
2. Реализуемые Минюстом России наряду с иными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В качестве таких мер можно отметить издание Минюстом России наряду с другими федеральными органами исполнительной власти методических пособий по антикоррупционной тематике.
Федеральные государственные гражданские служащие центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов принимают участие в открытых уроках и лекциях в учебных заведениях, осуществляют консультирование по правовым вопросам в ходе личного приема граждан.
Ежегодно Минюстом России организуется проведение Всероссийского дня правовой помощи детям, в котором профессиональное юридическое сообщество играет одну из активных ролей.
Адвокатами и нотариусами осуществляется дежурство в адвокатских образованиях и нотариальных конторах с целью оказания бесплатной правовой помощи гражданам по вопросам, касающимся детей. В частности, они принимают участие в массовых мероприятиях, проводимых в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, консультируя детей, их родителей и законных представителей по правовой тематике, в том числе вопросам наследственного права, заключения брачного договора, уплаты алиментов, соглашения на выезд несовершеннолетнего ребенка на выезд за границу, заключения сделок с участием несовершеннолетнего.
Активное содействие в проведении Всероссийского дня помощи детям оказывается высшими учебными заведениями, которые предоставляют площадки для осуществления консультаций и привлекают студентов, обучающихся по юридическим специальностям, для проведения конкурсов, викторин, интерактивных игр и квестов по различным темам (например, «Права
и обязанности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет», «Имеем право знать», «Я — гражданин правового государства»).
В связи с проведением специальной военной операции особую роль приобретает консультирование детей, их родителей и законных представителей по вопросам наследования, получения выплат в связи с гибелью родных в ходе военных действий, предоставления кредитных каникул и т. д. Тем более, что нередко проявляется недобросовестность и волокита со стороны представителей власти.
Можно также отметить, что отдельные мероприятия Минюстом России осуществляются в отношении подведомственных организаций — научной, образовательной организации и судебно-экспертных учреждений.
Например, проводятся семинары-совещания по антикоррупционной тематике, в рамках которых разъясняются новеллы законодательства, судебная практика, особенности представления сведений о доходах и иные актуальные вопросы.
Значительная часть программных мероприятий антикоррупционного просвещения, в том числе возложенных на Минюст России в соответствии с ранее указанными нормативными правовыми актами, имела единовременный характер и уже исполнена.
Правовое просвещение в системе Минюста России
В данный период в соответствии с программой по антикоррупционному просвещению населения Минюсту России поручено проведение Всероссийского дня правовой помощи и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение детей.
Вместе с тем ведомством на системной основе проводится работа в данном направлении, часть мероприятий в той или иной степени включаются в ведомственные планы по борьбе с коррупцией.
В целях реализации Концепции управления персоналом в Министерстве юстиции Российской Федерации на 2024—2030 годы Департаментом государственной службы и кадров Минюста России разработана памятка для государственных гражданских служащих и его территориальных органов «Как не допустить конфликта интересов на государственной гражданской службе в Минюсте России», которая включает в себя информацию о содержании конфликта интересов, мерах по его предотвращению и урегулированию и типовых ситуациях возникновения конфликта интересов на службе.
Отдельными территориальными органами Минюста России разработаны информационные материалы для государственных гражданских служащих по актуальным вопросам борьбы с коррупцией, в том числе по урегулированию конфликта интересов, склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В Управлении Минюста России по Алтайскому краю подготовлены такие инструктивные материалы как памятка по соблюдений запретов и ограничений, Ме-
тодические рекомендации по действиям государственных гражданских служащих Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в случае возникновения конфликта интересов, наличия личной заинтересованности, порядок их урегулирования и памятка по порядку уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также Рекомендации по антикоррупционному поведению государственных гражданских служащих Управления.
Управлением Минюста России по Амурской области регулярно проводятся занятия по служебной подготовке с государственными служащими по вопросам исполнения законодательства по противодействию коррупции.
В Управлении Минюста России по Забайкальскому краю также разработана памятка по антикоррупционному поведению государственного служащего уже после увольнения со службы, содержащая разъяснение о порядке осуществления трудовой деятельности в организациях, в отношении которых он осуществлял функции государственного управления.
Отдельное внимание стоит уделить мероприятиям антикоррупционного просвещения, проводимым в новых регионах Российской Федерации.
Так, в Управлении Минюста России по Луганской Народной Республике в целях нетерпимого отношения к противодействиям коррупции обеспечено информирование государственных служащих о новых законодательных и иных нормативных правовых актах в сфере борьбы с коррупцией, в том числе с использованием локальной сети Управления. Материалы по ключевым вопросам противодействия коррупции размещены также на информационном стенде Управления.
Вместе с тем на практике в деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти отмечается формальное отношение к популяризации антикоррупционных стандартов поведения.
В этой связи представляется необходимым расширить содержание программы антикоррупционного просвещения на следующий период, поручив заинтересованным органам государственной власти, правоохранительным и судебным органам, научным и образовательным организациям исполнение таких мер антикоррупционного просвещения как проведение мониторинга уровня правосознания граждан, привлечение ведущих научных, образовательных учреждений к проведению научно-практических исследований в этой сфере, демонстрацию комплекса просветительских программ для граждан с использованием теле-и радиокоммуникаций, интернета, в которых будут разъясняться правовые нормы, регулирующие общественные отношения в областях экономики, наиболее подверженным коррупционным проявлениям. Также необходимо предусмотреть показ моделей антикоррупционного поведения в часто возникающих жизненных ситуациях, размещение информации о мерах ответственности, а главное — видах и размерах наказания за совершение коррупционных правонарушений.
Представляется необходимым также отметить, что правовыми актами России не определен федеральный орган исполнительной власти, в функции и полномочия которого входила бы координация работы по антикоррупционному просвещению населения на территории Российской Федерации.
В разные периоды действия программных документов по антикоррупционному просвещению данные обязательства возлагались на различные органы.
Так, в соответствии с программой по антикоррупционному просвещению на 2014—2016 годы контрольные функции по выполнению соответствующих мероприятий выполняло Правительство Российской Федерации. При этом на Минюст России возлагалось исполнение большинства мероприятий, а также координирующая функция, в том числе анализ поступающих аналитических материалов, подготовка и представление докладов об исполнении в Правительство Российской Федерации.
Согласно Комплексному плану на 2019—2020 годы контроль за его реализацией был возложен на Минюст России.
В настоящий период контроль за выполнением Программы антикоррупционного просвещения населения осуществляет Минобрнауки России. При этом исполнителями предусмотренных Программой мероприятий также являются Минюст России, Минпросвещения России, Минтруд России и Росфинмониторинг.
Заключение
Думается, что является необходимым определить федеральный орган исполнительной власти, который на постоянной основе будет разрабатывать соответствующие программы по антикоррупционному просвещению, аккумулировать информацию о его уровне и состоянии в стране, осуществлять межведомственное взаимодействие, систематизацию соответствующей информации и контроль за осуществлением мероприятий в этой сфере.
В качестве такого федерального органа видится Министерство юстиции Российской Федерации, в функции и полномочия которого входит реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, включающей в себя обеспечение граждан бесплатной юридической помощью, правовое информирование и правовое просвещение населения5.
Наделение Министерства юстиции Российской Федерации полномочиями по организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации будет способствовать проведению данной работы на системном уровне.
5 Указ Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2023. № 3. Ст. 553.
Литература
1. Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. М., 2021. С. 19.
2. Антикоррупционное правовое воспитание: научно-практическое пособие / Д.А. Пашенцев, М.В. Залоило, Ю.В. Трунцевский и др. Под ред. Д.А. Пашенцева. М. : Проспект, 2020. 144 с.
3. Журков А.А., Полякова Т.А. Использование информационно-правовых средств противодействия коррупции в Российской Федерации в условиях цифровой экономики // Информационное право. 2021. № 3. С. 36—40.
4. Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции в координатах фундаментального знания // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2023. Т. 19. № 4. С. 5—13.
5. Поляков М.М., Мигачев Ю.И. Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 12. С. 65—72. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.121.12.065-072 .
6. Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.К. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации // Сер. Актуальные монографии. М., 2022.
7. Кабанов П.А. Система количественных показателей результативности антикоррупционного просвещения как инструмента противодействия коррупции: правовое регулирование и классификация // Административное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 853.
8. Кабанов П.А. Мониторинг правового регулирования стимулирования независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы: опыт и перспективы развития // Мониторинг правоприменения. 2020. № 3 (36). С. 25—37.
9. Ковалева О.А. Пропаганда антикоррупционного воспитания на всех уровнях образования / Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 2 (220). С. 27—32. DOI: 10.25198/1814-6457-220-27 .
SECTION:
PUBLIC (CONSTITUTIONAL) LAW
PARTICIPATION OF BODIES OF THE MINISTRY OF JUSTICE IN ANTI-CORRUPTION EDUCATION MEASURES
Evgeniia Kondakova, Ph.D. student at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Keywords: corruption, corruption offences, countering corruption, Ministry of Justice of the Russian Federation, anticorruption policy, anti-corruption education, anti-corruption standards of behaviour, legal culture, anti-corruption upbringing.
Abstract
Purpose of the study: analysing legal questions of participation of the Ministry of Justice of the Russian Federation in carrying out anti-corruption education measures.
Methods used in the study: general scientific cognition methods, i.e. methods of empirical and theoretical examination. The main methods used were observation and comparison. For classifying measures carried out by bodies of the Ministry of Justice of the Russian Federation, the knowledge systematisation method was also used.
Study findings: an attempt was made to assess the state of fight against corruption, to give a definition for the concept of anti-corruption education, and to analyse the reasons for anti-corruption behaviour of representatives of civil society, the role and place taken by bodies of the Ministry of Justice in the field of anti-corruption education at different stages of implementing the anti-corruption policy of the Russian government. Measures carried out by Russia's Ministry of Justice as the sole implementer and measures taken jointly with other public authorities and organisations were highlighted. Examples of participation of certain territorial bodies of the Ministry of Justice in anti-corruption education were given.
Practical value: proposals concerning improving the anti-corruption education work were prepared, and a justification was given for the need to identify the federal executive authority that would be in charge of co-ordinating the work in this field in accordance with its functions and tasks.
Участие органов юстиции в мероприятиях по антикоррупционному просвещению References
1. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Rossiiskoi Federatsii: nauchno-prakticheskoe posobie. Otv. red. akademik RAN T.Ia. Khabrieva. M., 2021. P. 19.
2. Antikorruptsionnoe pravovoe vospitanie: nauchno-prakticheskoe posobie. D.A. Pashentsev, M.V. Zaloilo, lu.V. Trunt-sevskii i dr. Pod red. D.A. Pashentseva. M. : Prospekt, 2020. 144 pp.
3. Zhurkov A.A., Poliakova T.A. Ispol'zovanie informatsionno-pravovykh sredstv protivodeistviia korruptsii v Rossiiskoi Federatsii v usloviiakh tsifrovoi ekonomiki. Informatsionnoe pravo. 2021. No. 3. Pp. 36-40.
4. Khabrieva T.Ia. Protivodeistvie korruptsii v koordinatakh fundamental'nogo znaniia. Zhurnal zarubezhnogo za-konodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniia. 2023. T. 19. No. 4. Pp. 5-13.
5. Poliakov M.M., Migachev lu.I. Antikorruptsionnoe prosveshchenie i propaganda v sfere vysshego obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2020. T. 15. No. 12. Pp. 65-72. DOI: 10.17803/19941471.2020.121.12.065-072 .
6. Kabanov P.A., Raikov G.I., Chirkov D.K. Antikorruptsionnoe protsessual'noe zakonodatel'stvo sub"ektov Rossiiskoi Federatsii. Ser. Aktual'nye monografii. M., 2022.
7. Kabanov P.A. Sistema kolichestvennykh pokazatelei rezul'tativnosti antikorruptsionnogo prosveshcheniia kak instrumenta protivodeistviia korruptsii: pravovoe regulirovanie i klassifikatsiia. Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2021. No. 8. P. 853.
8. Kabanov P.A. Monitoring pravovogo regulirovaniia stimulirovaniia nezavisimykh ekspertov, upolnomochennykh na provedenie antikorruptsionnoi ekspertizy: opyt i perspektivy razvitiia. Monitoring pravoprimeneniia. 2020. No. 3 (36). Pp. 25-37.
9. Kovaleva O.A. Propaganda antikorruptsionnogo vospitaniia na vsekh urovniakh obrazovaniia. Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. No. 2 (220). Pp. 27-32. DOI: 10.25198/1814-6457-220-27 .