2016, Т. 158, кн. 3 С.894-902
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
УДК 94(477)+279.12+329.3:28
УЧАСТИЕ НЕОХРИСТИАНСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ УКРАИНЫ
В.Н. Рогатин
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
Аннотация
В статье на примере Украины рассматривается роль новых христианских религиозных движений в политической жизни страны и «цветных революциях». Прослеживается тенденция их политизации с конца 90-х годов XX в. по 2014 г., которая привела к выработке неорелигиями собственного политического учения. Наиболее активно новые религиозные сообщества участвовали в событиях «оранжевой революции» 2004 г. и «евроре-волюции» 2014 г.
Показано, что в период выборов украинские политики стремились задействовать так называемые НРД как агитационные площадки. Для самих же неорелигиозных лидеров выборы в парламент и советы разных уровней стали возможностью расширить своё политическое и общественное влияние. В то же время отсутствие у них больших ресурсов и широкой поддержки среди населения не позволило им создать собственные партии, и для прохождения в парламент Украины они были вынуждены поддерживать крупные политические блоки. Усиление политического начала в деятельности новых христианских религиозных общин привело к тому, что во время социально-политических кризисов их последователи отказывались от пацифистских взглядов и принимали активное участие в митингах и силовых протестах.
Ключевые слова: новые религиозные движения, секта, неорелигия, политика, Украина, выборы, депутаты
Политика религиозного плюрализма, которую начала реализовывать Украина сразу после обретения независимости в 1991 г., актуализировала вопрос вовлечённости новых христианских религиозных движений (далее - НРД) в политическую сферу страны. Фактически ни одни выборы в Верховную раду на протяжении последних 25 лет истории Украины не проходили без участия их членов и руководителей.
Свою деятельность эти НРД начинали как аполитические структуры, проповедующие Евангелие. Зарождение политических воззрений у неорелигиозных лидеров Украины происходит в конце 90-х годов XX в. и в дальнейшем окончательно оформляется после победы в 2004 г. «оранжевой революции», которую поддерживали прозападные политики и, соответственно, прозападные НРД. Этот успех стал катализатором для выработки неохристианскими группами религиозно-политического учения и его популяризации, хотя изначально лишь небольшое количество НРД стремилось его создать. Именно религиозно-
политическая доктрина обосновывает необходимость непосредственного участия членов НРД в политической жизни страны. При этом отсутствие институциона-лизации и свободное вероучение позволяют им с лёгкостью заимствовать уже разработанные политические концепции у других религиозных объединений.
Большое влияние на политизацию неохристианских движений на Украине оказали политическая доктрина А. Ледяева - лидера религиозной организации «Новое поколение», а также деятельность С. Аделаджа - главы НРД «Посольство Божье». Пастор Ледяев провозгласил наступление в XXI в. «нового мирового порядка», который станет возможен благодаря активной революционно-реформаторской деятельности неопятидесятнических НРД. В результате, по его мнению, должно произойти «последнее пробуждение», то есть обращение всего человечества в «Новое поколение» или другие подобные неорелигиозные сообщества. А итогом «последнего пробуждения» будет второе пришествие Иисуса Христа и Его Тысячелетнее царство [1, с. 90].
Учение Ледяева было подвергнуто экспертной оценке, после чего пастору отказывали во въезде на Украину (см. ПО), поскольку в доктрине были выявлены следующие экстремистские характеристики:
- пропаганда религиозного экстремизма, превосходства людей с одними религиозными убеждениями над людьми с другими религиозными убеждениями;
- идея установления в стране тоталитарного режима с абсолютным господством единой идеологии, включающей элементы христианства (КЭО).
Ещё в начале 90-х годов ряд украинских политиков и партий отказ от коммунистических принципов выражали декларированием своей приверженности к той или иной религии. Даже Коммунистическая партия Украины в своей предвыборной программе 2008 г. отмечала, что «защитит каноническое православие от националистической экспансии и законодательно запретит деятельность тоталитарных сект» (ППК).
Попытки привлечения религиозных организаций к политике начались практически сразу после обретения Украиной независимости. Так, в апреле 1994 г. верующие разных конфессий в своих многочисленных обращениях отмечали, что в период проведения парламентских выборов различные политические силы пытаются использовать авторитет церкви в собственных интересах. Это даже побудило Л. Кравчука (занимал пост президента в 1991-1994 гг.) обнародовать через пресс-службу и Кабинет министров сообщение о религиозной ситуации в стране [2, с. 189].
На парламентских выборах 1998 г. на поддержку НРД рассчитывали партии «Громада», «Вперёд, Украина!», Христианская демократическая партия Украины, Социал-демократическая партия Украины (объединённая) и др. Так, лидер партии «Громада» П. Лазаренко, бывший в 1996-1997 гг. премьер-министром Украины, посещал по приглашению неопятидесятнические общины, где получал от пасторов благословение на политическую деятельность. Результатом подобных визитов стало то, что некоторые общины - «Слово веры» и «Победа» - полным составом поддержали на выборах в Верховную раду представителей партии «Громада». Кроме того, по партийным спискам «Громады» в Верховную раду проходили пастор церкви «Слово Жизни» В. Шушкевич
и президент Всеукраинской миссии «Дух истины» С. Привалов, выдвинутые неопятидесятническими НРД [3, с. 88].
Естественно, такая деятельность не могла остаться без внимания органов управления. Государственный комитет по делам религий Приказом от 7 июля 1999 г. № 20 на основании Постановления «О ситуации в харизматических религиозных организациях Днепропетровской области» обязал подведомственные подразделения обеспечить:
- системный подход к анализу ситуации в харизматических церквях, предотвращение втягивания их в политический процесс, нарушений действующего законодательства о религии и церкви, в том числе со стороны зарубежных миссионеров и проповедников, обострения межконфессиональных недоразумений с другими христианскими течениями;
- глубокую религиоведческую и правовую экспертизу уставов и вероисповедной деятельности неорелигий, в том числе харизматического направления; пополнение состава консультативно-экспертных групп специалистами в области права, медицины, социальной психологии и психиатрии (ЦГАВОВУ. Ф. 5252. Оп. 6. Д. 106. Л. 124-125).
Надзор за деятельностью неохристианских религиозных групп тем не менее не помешал им принимать активное участие в политической жизни страны. Так, пасторов и последователей НРД нередко привлекали к деятельности в рамках христианских партий Украины. Начиная с 1990 г. были зарегистрированы такие партийные организации:
1) Украинская христианско-демократическая партия (УХДП),
2) Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ),
3) Христианско-либеральная партия Украины (ХЛПУ),
4) Христианско-народный союз (ХНС), реорганизованный в апреле 2003 г. в Христианско-демократический союз (ХДС),
5) Всеукраинское объединение христиан (ВОХ),
6) Республиканская христианская партия (РХП),
7) «Христианское движение»,
8) Социально-христианская партия (СХП),
9) «Всеукраинская политическая партия - Экология и Социальная защита»,
10) «Христианский блок»,
11) «Добрый самарянин».
Первые шесть партий из перечня, а также «Добрый самарянин» имели ярко выраженную приверженность к НРД. Некоторые (в частности, «Всеукраинская политическая партия - Экология и Социальная защита», «Добрый самарянин») представляли собой так называемые карманные партии, то есть малочисленные организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами под собственную программу.
В 1998 г. в украинский парламент прошли только 10 человек от партий христианского направления, которые были избраны в рамках мажоритарных округов. Весьма примечательно, что в Верховной раде эти депутаты не смогли объединить свои усилия, чтобы сформировать фракцию, которая стала бы влиятельным механизмом пропаганды их идей, позволившим в перспективе создать единую партию или общий избирательный блок [4, с. 155].
Выборы 2002 г. для всех партий христианского направления завершились катастрофическим поражением: за них проголосовало менее 0.4%, тогда как в 1998 г. эта цифра составляла 3.6%. Иными словами, за четыре года популярность христианско-демократического движения снизилась почти в десять раз. Это связано с тем, что крупные украинские партии начали опираться на НРД и таким образом получили поддержку избирателей, ранее голосовавших за партии христианского толка. Так, в «Блоке Юлии Тимошенко» (БЮТ) в 2002 г. взаимодействие с неопятидесятниками осуществлял В. Онопенко, а с баптистами - А. Турчинов [5, с. 83].
Наиболее активное участие НРД в политической гонке наблюдается во время президентских выборов 2004 г. Тогда представители «Посольства Божьего» построили специальную агитационную сцену на Майдане Независимости в Киеве, откуда звучала агитация за кандидата в президенты В.А. Ющенко, а пение «Иисус - наш Господь» чередовалось со скандированием «Да! Ющенко». Ими же распространялась специальная пропагандистская литература (ЦГАВОВУ. Ф. 5252. Оп. 6. Д. 5. Л. 33). Помимо этого, «Посольство Божье» совместно с другими протестантскими церквями организовало «Марш Правды и Единства», в котором приняли участие более двух тысяч человек. Во время марша последователи выкрикивали: «Бог пришёл в Украину», «С нами Бог и нас не победить», «Ющенко - народный Президент» [6, с. 33].
В сложившейся ситуации специальный орган украинской государственной власти по вопросам религий просто отстранился от возникшей проблемы, заявив, что у него нет полномочий по пресечению подобной противоправной деятельности неохристианских организаций - для этого необходимо менять законодательство [6, с. 33-34]. Отсутствие публичных заявлений от Государственного комитета и предупреждений в адрес НРД привело к тому, что точно такую же позицию невмешательства заняли и областные ячейки органа.
В президентских выборах 2004 г. участвовал лидер Христианско-либераль-ной партии Украины Л. Черновецкий, последователь движения «Посольство Божье». Его предвыборная программа гласила: «Каждый выборный государственный деятель, в том числе и член правительства, должен обязательно посещать церковь, читать Библию и руководствоваться христианскими ценностями и моралью. При этом они должны не эксплуатировать религиозную тему только во время выборов, а демонстрировать свою благосклонность к христианским принципам практическими действиями в своей повседневной жизни» (ППЧ). В результате партия набрала 0.45% голосов избирателей. Во втором туре президентских выборов Черновецкий поддержал Ющенко и после его победы занял должность Советника Президента [5, с. 83]. В дальнейшем, победив на выборах Киевского городского головы, стал мэром Киева (2006-2012). Разумеется, его победа была обеспечена не только силами партии и общины «Посольство Божье», членом которой он был, но и административным ресурсом новой власти.
На внеочередных выборах народных депутатов в Верховную раду, которые состоялись 30 октября 2007 г., христианские партии уже традиционно растворились в соответствующих политических блоках (ХДС в составе блока «Наша Украина - Народная самооборона» (НУНС), а РХП в «Блоке Людмилы Супрун»). Однако на этих выборах впервые принимал участие «Христианский блок»,
в состав которого вошли две партии: «Всеукраинская политическая партия -Экология и Социальная защита», а также Социально-христианская партия. Созданный в основном при поддержке неорелигиозных движений «Христианский блок» имел представительства практически по всей стране и выступал за межконфессиональный характер своего политического объединения, возрождение христианских ценностей на Украине и защиту христиан. Активная агитация за данное политическое объединение проходила внутри религиозных сообществ. Подтверждением тому является, в частности, проведённая порталом InVictory интернет-конференция с главой «Христианского блока» С. Балюком. Автор одного из писем, зачитанных на конференции, негодовал: «С нетерпением жду окончания агитационной компании. А то в церковь ходить не хочется, так напрягли Вашим блоком...» (ЛХ). Но даже при усиленной работе с пасторами различных НРД, всячески пропагандировавшими это объединение в стенах культовых зданий, «Христианский блок» не получил существенного результата - 0.1%, то есть 24595 голосов избирателей [7, с. 196].
Выборы 2012 г. сопровождались разочарованием в деятельности предыдущего правительства и пассивным участием НРД. В то же время многие пасторы-пятидесятники были в списках непроходной партии «Зелёная планета»:
• В. Решетинский - епископ пятидесятнического объединения «Украинская миссионерская Церковь», пастор общины «Христианская надежда» (г. Киев);
• Д. Наконечный - руководитель христианского молодёжного движения "Discovery";
• А. Калабский - пастор общины «Добрая весть» (г. Нетешин);
• В. Шевчук - пастор, декан Киевской богословской семинарии «Благодать и Истина» (ЗП).
Несмотря на постулирование религиозными движениями христианских ценностей, подразумевающих соблюдение заповедей, их представители не смогли избежать скандалов, связанных с хищением средств. Широкое обсуждение вызвала деятельность на посту мэра Киева Л. Черновецкого и его молодой команды, которая состояла из последователей «Посольства Божьего». В 2011 г. киевская городская власть признала, что хищения в Киеве за период с 2007 по 2010 г. достигли астрономических цифр - порядка 70 млрд гривен (или 10 млрд долларов). Начиная с июля 2010 г. административными и хозяйственными судами были признаны незаконными и отменены более 100 решений Киевского городского совета относительно распоряжения в течение 2007-2010 гг. землями, акциями и другим имуществом, принадлежащим территориальной общине Киева. Менее чем за год прокуратурой внесено более 1000 протестов на решения Киевского городского совета, 3645.4 га земель возвращено в собственность киевлян по решениям судов (СТСК).
К событиям 2013-2014 гг., связанным с «евромайданом» и «еврореволю-цией», вновь, как и в период «оранжевой революции», были массово привлечены новые религиозные движения. Так, пастор церкви «Новое поколение» (г. Киев), входящей в международное движение с одноимённым названием, Ю. Шмуляр помогал укреплять баррикады демонстрантов на Крещатике - центральной улице украинской столицы (ПП), а адепты «Посольства Божьего» заявляли, что намереваются выйти на Майдан и в этот раз. «Девять лет назад наша церковь
одной из первых вышла на поддержку участников "оранжевой революции". Мы гордимся этим и будем принимать участие в протестах и на этот раз», -отметил представитель «Посольства Божьего» (СА). Несмотря на последовавшие опровержения лидерами НРД данного заявления, пастор Христианского социального центра «Новое Время» и член Апостольского совета «Посольства Божьего» А. Куксенко постоянно присутствовал на «евромайдане» и принимал активное участие в его жизни .
На «евромайдане» деятельность неохристианских религиозных движений пытались ограничить. Так, по сведениям автора, в экуменической молитвенной палатке висело объявление с просьбой не молиться на иных языках и не молиться громко. А уличных проповедников из харизматического объединения «Голос Божий» оперативно успокаивали активисты «евромайдана»2. Кроме того, возникла религиозная конкуренция, поскольку молитвенные палатки смогли оборудовать только греко-католики и баптисты.
Интересным проявлением политизации НРД стали выступления некоторых пасторов, в которых они резко осуждали действия «евромайдановцев», называя их смутьянами и мятежниками. Подобные обращения сделали старший пастор нового религиозного течения «Исход» В. Чесноков3 и «внеконфессиональный» христианский блогер С. Захлевный4.
Деятельность НРД не ограничилась поддержкой только оппозиционного лагеря. Так, комендант «антимайдана» А. Зинченко называл основателя «Посольства Божьего» С. Аделаджа «великим человеком» и заявлял, что у него с ним очень близкие дружеские отношения . Интересно, что ранее в журналистских расследованиях сообщалось о том, что секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, бывший первый вице-премьер и руководитель избирательного штаба «Партии регионов» А. Клюев финансирует религиозное сообщество Сандея Аделаджа (ЛА). Это позволяет говорить о том, что «Посольство Божье» работало на два лагеря одновременно.
Итак, политическая деятельность христианских новых религиозных течений Украины наглядно показывает их стремление охватить своим влиянием все сферы общества. Импульсом к внедрению украинских НРД в политику послужила доктрина «нового порядка» А. Ледяева. Кроме того, оно обусловлено желанием политиков разного уровня привлечь к себе электорат, в том числе и среди членов новых религиозных сообществ. Большую роль также играют представленность НРД в регионах и авторитаризм пастора, что даёт возможность мобилизовать последователей на митинг или политическую агитацию.
Следует отметить, что правила и нормы политической деятельности на Украине не позволяют прийти к власти религиозному движению, полностью сосредоточенному на своём учении, что наглядно показала Христианско-либеральная партия Украины, построившая свою программу на максималистских христианских представлениях. Для получения определённого влияния
1 См. видеозапись от 18 февр. 2014 г. (https://www.youtube.com/wateh?v=B17x5wk:jrJI&feature=youtu.be).
2 См. видеозапись от 6 дек. 2013 г. (https://www.youtube.com/watch?v=8pztEuAKurw&feature=youtu.be).
3 См. видеозапись от 6 дек. 2013 г. (http://www.youtube.com/watch?v=ptVAC4I8ty8).
4 См. видеозапись от 14 дек. 2013 г. (http://www.youtube.com/watch?v=8yAVJJTw-6I).
5 См. видеозапись от 16 нояб. 2012 г. (https://youtu.be/CkEpmGoKCpg).
в стране христианские партии вынуждены дистанцироваться от идеалов своих объединений и поддерживать крупные политические блоки. Таким образом они приводят к власти своих представителей, которые на соответствующих уровнях лоббируют и продвигают интересы неохристианских религиозных движений.
Политический тандем партий и новых религиозных сообществ привёл к ещё большей политизации последних. Поэтому во время социально-политических кризисов последователи НРД, поддерживавшие прозападные политические силы, отказывались от традиционных пацифистских взглядов и принимали активное участие сначала в митингах, а потом и в силовых протестах.
Источники
ПО - Предпринята очередная попытка ограничить въезд в Украину пастору Алексею Ледяеву // New generation. - 2008. - 18 марта. - URL: http://www.ng.lv/rus/novosti_/
arhiv_novostei/na_linii_fronta/_net_grehu_i_smerti/_net_grehu_i_smerti_20
08/?doc=1391, свободный. КЭО - Комплексная экспертная оценка содержания доктрины «Новый мировой порядок» Алексея Ледяева // Апологет. - URL: http://apologet.in.ua/ apologetika/totalitarnye-sekty/neopyatidesyatniki-charizmatiki-quotdvizhenie-veryquot/ ehkspertnye-zaklyucheniya-o-neopyatidesyatnikach/3188-kompleksnaya-ehkspertnaya-otsenka-soderzhaniya-doktriny-novyjj-mirovojj-poryadok-alekseya-ledyaeva.html, свободный.
ППК - Предвыборная программа Коммунистической партии Украины // Рабочая газ. -
№ 114. - 2007. - 7 авг. - URL: http://rg.kiev.ua/page5/article6743/, свободный. ЦГАВОВУ - Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. Ф. 5252 (Государственный комитет национальностей и религий (1995-2011)). Оп. 6. Д. 5, Д. 106.
ППЧ - Предвыборная программа кандидата на пост Президента Украины (Л. Черно-вецкий) // ПРАВЭКС-БАНК. - URL: http://www.pravex.com/rus/press/news/ banknews/2004-08/6201, свободный.
ЛХ - Лидер «Христианского блока» ответил на все вопросы // InVictory: Христианский мегапортал. - 2007. - 28 сент. - URL: http://www.invictory.com/news/story-12365.html, свободный.
ЗП - Украинская партия «Зелена планета» - № 12 в избирательном списке (р) // Все
новости. - 2012. - 4 окт. - URL: http://vsenovosti.info/news/1022156, свободный. СТСК - Створення ТСК щодо розслвдування протиправних ршень Кшвсько! тсько! ради в перюд з 2007 по 2010 роки // Украшська правда. - 2012. - 12 июня. - URL: http://blogs.pravda.com.ua/authors/kulikov/4fd71818d762f/, свободный. I II I - Пастор помогает укреплять баррикады на Крещатике // Релнад в Украшг - 2013. -12 дек. - URL: http://www.religion.in.ua/news/ukrainian_news/24263-pastor-pomogaet-ukreplyat-barrikady-na-kreshhatike.html, свободный. СА - Сандей Аделаджа проведёт на Майдане молебен за евроинтеграцию // VGORODE.UA. - URL: http://dp.vgorode.ua/news/24/200668-sandei-adeladzha-provedet-na-maidane-moleben-za-evroyntehratsyui, свободный. ЛА - Лидер Антимайдана считает пастора Аделаджу «великим человеком» // Вести. -2014. - 18 янв. - URL: http://vesti-ukr.com/kiev/33413-lider-antimajdana-schitaet-pastora-adeladzhu-velikim-chelovekom, свободный.
Литература
1. Рел^ш - Свгг - Украша: в 3 кн. / За наук. ред. А. Колодного, Л. Филипович. - Кшв: УАР, 2012. - Кн. 3: Релтйш процеси в nepcnerarai ïx виявiв. - 550 с. (Украшське релiгieзнавство, вип. 61)
2. Цендра Н.М. Роль релшйно-церковного чинника в полиичнш дiяльносгi вищих ор-гашв влади (1991-1996 рр.) // Гшея. Iсторичнi науки. Фiлософськi науки. Полпичш науки: Наук. вiсник: Збiрник наук. праць. - 2011. - Вип. 44 (№ 2). - С. 185-194.
3. Петрик В.М., Сьомт С.В. Нетрадицшш релшйш та мютичш культи Украши / За заг. ред. В.В. Остроухова. - Кшв: Росава, 2003. - 336 с.
4. ПасЫний Р. Християнська демократа в Gвропi та Укрш'ш // Украшська нацюналь-на iдея: реалп та перспективи розвитку. - 2009. - Вип. 21. - С. 151-155.
5. Филипчук С.В. Участь украшських християнських партш у парламентських (1998, 2002, 2004 рр.) i президентських (2006 р.) виборах // Актуальш проблеми вичизня-ноï та всесвiтньоï iсторiï: Науковi записки Рiвненського державного гуманiтарного унiверситету. - 2008. - Вип. 12. - С. 80-84.
6. Свобода релМ та вiросповiдання в Украш в контексп дотримання мiжнародниx стандартiв з прав людини та основних свобод / За ред. В. Яворського. - Харшв: Фолiо, 2005. - 92 с.
7. Филипчук С.В. Дiяльнiсть украшських християнських конфесш та партш християн-ського спрямування через призму суспшьно-политичного життя краши (2006-2007 рр.) // Науковi записки Нацiонального ушверситету «Острозька академiя». Сер. 1с-торичне релiгieзнавство. - 2011. - Вип. 4. - С. 191-199.
Поступила в редакцию 09.12.15
Рогатин Владимир Николаевич, аспирант кафедры мировой политики и международных экономических отношений
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: blaide@rambler
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2016, vol. 158, no. 3, pp. 894-902
"Participation of Neochristian Religious Movements in the Political Life of Ukraine
V.N. Rohatin Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: blaide@rambler.ru
Received December 9, 2015 Abstract
The involvement of new Christian religious movements (NRM) in the political life and "color revolutions" is considered by the example of Ukraine in this paper. Christian NRM parties and pastors-politicians have become a common phenomenon in Ukraine's political life. The tendencies toward politicization
of NRM from the late 1990s to 2014, as a result of which neoreligions developed their own political doctrines, are traced based on the specific material. New religious communities participated most actively in the Orange Revolution of2004 and the Eurorevolution of 2014.
It is shown that Ukrainian parties and politicians were interested to use so-called NRM during the election campaign as a platform for political agitation. Parliamentary elections and elections to various councils have become a site for the political realization of NRM. Due to the absence of resources and support in the population, NRM were not able to create their own political parties and supported the major political blocks to pass in the Ukrainian parliament. It is emphasized that participation in the political life of Ukraine allows NRM to extend their influence on various social and public spheres. Thus, NRM followers rejected their pacifist ideas and played an active role in the demonstrations and coercive protests.
Keywords: new religious movements, sects, neoreligion, politics, Ukraine, elections, deputies
Для цитирования: Рогатин В.Н. Участие неохристианских религиозных движений в современной политической жизни Украины // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016. - Т. 158, кн. 3. - С. 894-902.
For citation: Rohatin V.N. Participation of Neochristian religious movements in the political life of Ukraine. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2016, vol. 158, no. 3, pp. 894-902. (In Russian)