Научная статья на тему 'Участие населения в деятельности просветительских обществ как составляющая социокультурного контекста жизни тылового города в годы Первой мировой войны (по материалам Поволжья)'

Участие населения в деятельности просветительских обществ как составляющая социокультурного контекста жизни тылового города в годы Первой мировой войны (по материалам Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / FIRST WORLD WAR / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / EDUCATIONAL SOCIETIES / ГОРОД / ПОВОЛЖЬЕ / URBAN AREA / MIDDLE VOLGA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Екатерина Юрьевна

На материалах городов Поволжья рассматривается специфика деятельности просветительских обществ в условиях Первой мировой войны. Выявлено, что их работа позволяла обеспечить познавательный досуг для широких слоев горожан, а также возможность самореализации с пользой для жителей городских центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the Population in the work of educational societies as an integral part of the socio cultural context in the life of a rear city during the First World War (the research is based on Middle Volga documents)

On materials of the Volga cities considered the specifics of activities of educational societies in the First World War. Revealed that their works ensure cognitive leisure for the general citizens, as well as the possibility of self-realization for the benefit of people living in urban centers

Текст научной работы на тему «Участие населения в деятельности просветительских обществ как составляющая социокультурного контекста жизни тылового города в годы Первой мировой войны (по материалам Поволжья)»

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

Семенова Екатерина Юрьевна

доктор исторических наук

Самарский государственный технический университет

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА ЖИЗНИ ТЫЛОВОГО ГОРОДА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОВОЛЖЬЯ)

Жизнь российского общества тыловых городов России в годы Первой мировой войны была сопряжена с условиями нестабильной социально-экономической и общественно-политической ситуации, кризиса официальной идеологии. В исследовании подобной действительности особое внимание привлекают механизмы, позволившие обывателю взаимодействовать с окружающим социумом,

реализовывать себя в деятельности, которая одновременно являлась общественно полезной и позволяла найти человеку позитивное самовыражение. Их изучение раскрывает многогранность проявлений человека в нестандартной ситуации и выявляет опыт социальной активности, направленной на благо собственной личности и окружающих. Центрами, аккумулировавшими и транслировавшими социальную активность горожан в годы Первой мировой войны, являлись просветительские общества.

Деятельность просветительских обществ, действовавших в городах России в годы Первой мировой войны, привлекала интерес ряда исследователей1. На материалах регионов России, в том числе Поволжья, изучалась роль интеллигенции

1 Буданова А., Трегубов А. Дом Хованских // Самарская неделя. 1999. № 22; Захаров В.М., Захарова Т.А. Саратовская ученая архивная комиссия (1886-1920). Волгоград, 2005; Крайнова Т.В. Самарское археологическое общество (1916-1919) // Краеведческие записки. Самара, 1995. Вып. VII; Семенова Е.Ю. Культура Поволжья в годы Первой мировой войны (1914 - начало 1918 гг.). По материалам Самарской, Симбирской, Пензенской и Саратовской губерний. Самара, 2007; СоломоноваЛ.Я. Некоторые аспекты внешних связей СУАК // Краеведы и краеведение Поволжья в контексте общественного развития региона: история и современность: Материалы Х

межрегиональных краеведческих чтений, 24-25 апреля 2003 г. Саратов, 2003; и др.

- 296 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

в социокультурном процессе2, участие отдельных личностей в просветительской работе3. Однако в контексте выявления социокультурной составляющей жизни тылового города в военную эпоху деятельность просветительских обществ не получила освещения. В данной статье выдвинуты исследовательские задачи, связанные с характеристикой проблем, возникших в связи с войной и препятствовавших продуктивной деятельности просветительских обществ; выявлением обществ, деятельность которых даже в условиях войны была эффективной; определением мотивации горожан, участвовавших в работе просветительских объединений.

Источниковая база исследования представлена отчетами и изданиями культурно-просветительских обществ, материалами региональных архивов и Государственного архива Российской Федерации, периодическими изданиями времен Первой мировой войны, содержащими сведения о деятельности просветительских объединений в городах Поволжья. В опубликованных отчетах и архивных документах содержатся данные о составе просветительских обществ, их материально-технической базе, конкретной работе сотрудников в изучаемый период. В местной периодике военных лет можно обнаружить материалы о социально значимых мероприятиях просветительских объединений, обращения деятелей обществ к местному населению.

Социокультурное пространство поволжского города в годы Первой мировой войны включало различные компоненты. Одним из них являлись общества, ориентированные на предоставление их участникам и всем горожанам возможности разностороннего просвещения. По направлениям деятельности их можно разделить на общества, ставившие своей основной задачей образовательно-просветительскую деятельность, культурно-просветительские, просветительские, работавшие как клубы, объединявшие людей с одинаковыми увлечениями, и на научноисследовательские. Все эти общества обеспечивали возможности культурно-

2 Алехина Е.В. Тамбовское земство в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2005; Дятлова Г. Культурная жизнь Самары и земство в 1917 году // Самарский земский сборник. Самара. 1996. Вып. 3; Киценко О.С. Социально-культурная деятельность земских учреждений Саратовской губернии (1866-1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2005; Купцова И.В. Художественная интеллигенция России в годы Первой мировой войны. М., 2007; Мартиновская А.И. Самарское общество Народных Университетов // Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Самара, 1991. Ч. 1; Моргунова Е.И. Земская интеллигенция в Самарской губернии в 19171918 годах // Краеведческие записки. Самара, 1995. Вып. VII; Смирнова А.М. Столичная интеллигенция в годы первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000; Турганова О.В. Культурно-просветительская деятельность земств Самарской губернии (1864-1917 гг.). Уфа, 2004; и др.

3 Константин Павлович Головкин. Самара, 1992; Мишин Г. Деятели культуры в Саратовской губернии. Саратов, 2001; Семенов В.Н. Саратов дворянский. Саратов, 2004; и др.

- 297 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

досуговой, образовательно-просветительской, научно-исследовательской практики как их сотрудникам, так и рядовым горожанам. Основой занятий сотрудников образовательно-просветительских обществ являлось расширение кругозора обывателей в рамках общих представлений об окружающем мире на базе начального образования или его углубления. Способы, содействовавшие данной работе, были разнообразны. Они включали общедоступные лекции, специальные образовательные курсы, использование в целях образования кино, музеев, театральных постановок. В культурно-просветительских обществах реализовывалось творчество горожан-любителей по постановке спектаклей, концертных программ, литературных вечеров, образовательно-просветительских курсов. В научных обществах велась исследовательская работа и на ее основе - деятельность по ознакомлению населения с историей, природой, животным миром края, техническим творчеством и прогрессом.

В условиях военного лихолетья работа просветительских обществ столкнулась с целым рядом проблем. Так, в отчете о работе Астраханского общества народных университетов (ОНУ) в сезон 1914-1915 гг. отмечалось, что оно «лишено было в течение всего отчетного года возможности пользоваться Городской Народной Аудиторией и рядом других» по причине размещения в них воинских частей, а количество сотрудников сократилось, поскольку «многие члены общества были мобилизованы», из-за чего бездействовали комиссии: естественно-научная,

историко-литературная и разумных развлечений4.

В отчете о сезоне работы 1914-1915 гг. Астраханского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) указывалось, что из-за мобилизаций работников музыкального училища не было возможности устроить традиционные симфонические собрания и оперные спектакли, поэтому состоялись только камерные собрания. Также сократилось по сравнению с предвоенным периодом количество приглашенных артистов5.

Из-за ограничения помещения вынуждено было свернуть работу музея Рыбинское отделение Ярославского естественно-исторического общества (РО ЯЕИО). А в сезон 1914-1915 гг. в рамках культурно-просветительской деятельности им не были организованы лекции, которые в предыдущем сезоне устраивались. Когда деятели общества по предложению своего руководителя Н.Н. Розова решили устроить «День Народного Дома» для сбора средств на постройку культурного центра со сценой, зрительным залом на 1 тыс. человек, читальней, библиотекой,

4 Отчет Астраханского Общества Народных Университетов за 1914-1915 год (с 1 сентября 1914 г. по 1 сентября 1915 г.). Астрахань, 1916. С. 8-9.

5 Отчет Астраханского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1914-1915 г. Астрахань, 1916. С. 4.

- 298 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

чайной, столовой, башней для обсерватории, помещениями для музея и приюта-яслей для детей воинов, то оказалось, что «потоки беженцев» и «общий лозунг "все для войны"» сделали сбор «несвоевременным», и РО ЯЕИО «отказалось от своей мысли до более благоприятного времени»6. Отсутствием пригодного помещения, а также отсутствием необходимых материальных и денежных средств объяснялась в годы войны «вялая» работа Саратовской губернской ученой архивной комиссии (ГУАК)7.

И все же, вопреки возрастающим затруднениям, работа просветительских обществ стала яркой составляющей социокультурного контекста развития поволжских городов в военные годы. А анализ деятельности обществ просветительской направленности позволяет выявить некоторые мировоззренческие императивы, свойственные городскому населению Поволжья рассматриваемого периода.

Разноплановую просветительскую работу, в том числе образовательную, осуществляли общества народных университетов. Ее составляющей были лекции и чтения, рассчитанные на самую широкую аудиторию, в том числе лечащихся в госпиталях и лазаретах фронтовиков. Деятелями секции районных лекций Самарского ОНУ только за сентябрь 1914 г. - октябрь 1915 г. было прочитано 17 лекций, которые прослушали около 12 тыс. человек, и 40 лекций для лечащихся в лазаретах военнослужащих. Работниками секции научных наглядных пособий осуществлялась демонстрация кинофильмов и слайдов. 98% из показов за период 1 сентября 1914 г. - 1 сентября 1915 г. были устроены для раненых. Работниками музыкальной секции предоставлялась горожанам возможность музыкального образования. В сентябре 1914 г. музыкальные курсы при ОНУ посещали 46 слушателей, в сентябре 1915 г. - 158. В апреле 1915 г. в Самаре была открыта Народная консерватория8. Сотрудниками Казанского ОНУ в ноябре 1916 г. было организовано 13 просветительских лекций и чтений, в декабре 1916 г. - 249.

Активная работа проводилась членами Саратовского ОНУ, несмотря на его создание в условиях военного лихолетья (зарегистрировано 19 декабря 1915 г.). В августе 1916 г. - феврале 1917 г. сотрудниками Общества были открыты отделения в городах Камышин, Аткарск и Балашов, посаде Дубовка. В ноябре 1916 г. в Саратове читались научно-популярные лекции по русской литературе, геометрии, истории. Об

6 Известия Рыбинского отделения Ярославского естественно-исторического общества. Ярославль, 1915. Вып. 1. С. 18, 50.

7 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 1907. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.

8 Известия Самарского общества Народных Университетов. Самара, 1915. С. 6; Самара, 1916. С. 1-2, 11.

9 Подсчитано автором по: Национальный архив Республики Татарстан (далее - НАРТ). Ф. 199. Оп. 2. Д. 1596. Л. 119-128, 133-142, 145-151, 158-168.

- 299 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

их посещении в местной прессе сообщалось, что «слушателей было так много, что не хватило билетов»10. В январе 1917 г. при Обществе началась работа на курсах по внешкольному образованию. Курсы для взрослых при Балашовском отделении Саратовского ОНУ в период августа 1916 г. - февраля 1917 г. посетили 305 человек. Интерес к работе Общества был так велик, что с февраля 1917 г. оно получило право на аренду для чтения лекций зала Народного театра, а в марте -Физического института, вмещавшего 500 человек11. Общедоступные лекции и чтения по психологии, о хозяйственном быте, природе и другие устраивались в Саратове также обществом «Саратовский Маяк»12.

Работники Астраханского ОНУ в годы войны обращались за содействием в проведении лекций к столичным лекторам Д.С. Шору, П.С. Когану, московскому лекционному комитету «Война и культура». И несмотря на отказ многих из тех, с кем ранее сотрудничали, все-таки сумели организовать просветительские программы. Кроме просветительских лекций в сезон 1914-1915 гг. при обществе работниками технической комиссии было прочитано 45 образовательных лекций на технических курсах. Курсы посетили 723 астраханца, в основном рабочие местных заводов. По средней посещаемости курсов была превышена статистика предвоенного года (16 человек вместо 11,6)13.

Деятели просветительских обществ принимали участие в организации познавательного и разумного досуга для детей. В ряде городов для этого создавались детские сады, площадки, клубы. Так, в Нижнем Новгороде работало Общество по устройству летних санаториев для учащихся средних учебных заведений города. При нем устраивались санатории, в которых обеспечивались отдых, хорошее питание и приют детям со слабым здоровьем малоимущих родителей, воинов и беженцев. Только летом 1916 г. в них отдыхали 113 детей. Финансовой базой были средства с благотворительных киносеансов14. Таким образом, посредством осуществления культурно-просветительской деятельности сотрудники общества одновременно решали и насущные социальные проблемы помощи детям и заботы о них.

В Казани члены семейно-педагогического кружка в июне 1916 г. устроили две детские площадки для игр - на Черном озере и Швейцарскую, финансируемые городской думой. Ими руководили слушательницы московских педагогических

10 Саратовский голос (Саратов). 1916. 4 ноября.

11 Государственный архив Саратовской области (далее - ГАСО). Ф. 560. Оп. 1. Д. 1. Л. 5; Д. 2. Л. 12; Известия Саратовской Городской Думы. 1916. № 8. С. 125; Саратовский голос (Саратов). 1916. 1 ноября.

12 ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9633. Л. 47.

13 Отчет Астраханского Общества Народных Университетов за 1914-1915 год. С. 9.

14 Центральный архив Нижегородской области. Ф. 2. Оп. 6. Д. 2887а. Л. 12.

- 300 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

курсов П.Г. Сыроватко, С.Ф. Борисова, Е.Н. Фриде и М.П. Поройкова. Площадки работали до 1 августа. На Черном озере игровые занятия проходили ежедневно, кроме субботы, с 15 до 19 часов, на Швейцарской площадке - с 16 до 20 часов. Первую площадку посещали по 200-300 детей и подростков в теплые дни и по 100200 чел. в дождливые. Большинство детей были из семей нижних служащих, фронтовиков и ремесленников, но приходили и дети чиновников, купцов, приказчиков, духовенства, сироты. Швейцарскую площадку ежедневно посещали около 90 детей, а всего записались 213, в основном из семей рабочих, ремесленников и интеллигенции. На Черном озере устраивали игры с мячом, скакалкой, в крокет, в песочницах, на Швейцарской - организовали занятия гимнастики, русского танца. Для детей, посещавших площадки, устраивали походы в лес, совместные праздники15. При кружке также работали музей «световых картин», с осени 1916 г. - библиотека. В Суконной слободе кружковцы открыли школу для бедных, которую к началу 1917 г. посещали 55 детей, обеспечивавшихся учебниками, обедом. На рождество для них был устроен праздничный вечер с угощениями и подарками16.

В Самаре удалить от улицы детей, предоставленных самим себе, увлечь их познавательной, развивающей деятельностью пытались сотрудники секции летних детских садов Самарского ОНУ. В мае-августе 1914-1916 гг. были организованы бесплатные летние детские сады-площадки. Площадки работали в будни с 9 до 12 часов и с 16 до 19 часов, в праздники - с 16 до 19 часов. Воспитателями были люди с педагогическим образованием. Они работали с разновозрастными группами по 3040 детей. На площадках дети читали, играли, лепили, рисовали, пели, занимались огородничеством, рукоделием, столярным ремеслом, участвовали в семейных спектаклях и литературных утренниках, прогулках за реку Волга, экскурсиях в городской музей, на предприятия. Во время дневной экскурсии предоставлялось питание. Аудитория детских площадок менялась. В начале войны количество посещающих их детей сократилось, но в целом за лето 1914 г. показатель посещаемости был выше, чем в 1913 г. В 1913-1914 гг. на детские площадки приходили в основном дети рабочих, мастеровых, ремесленников. В 1915 г. около 1/3 посетителей были детьми фронтовиков, в 1916 г. 1/4 - беженцами. В 19151916 гг. при участии Общества были открыты городские детские сады. В 1914 г. в городе работали 3 детских площадки, в 1915 - 5, в 1916 г. - 917.

В Саратове аналогичной работой занималась Городская комиссия по

15 НАРТ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 3. Л. 30-33.

16 Там же. Л. 25-29.

17 Известия Самарского общества Народных университетов. Самара, 1913. С. 3-22; Самара, 1915. С. 620; Самара, 1916. С. 1-29.

- 301 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

дошкольному воспитанию. Летом 1915 г. ее сотрудники открыли 4 площадки (в Пушкинском саду, Вакуровском парке, при 5-м училище, у Радищевского музея). Предполагалось ввести 10 площадок, «чтобы создать наиболее подходящую для детей атмосферу, в которой они могли бы проявлять и развивать свою духовную силу, находить радость и веселье»18. В ноябре 1916 г. комиссия решила открыть 5 детских садов, при них вечерние клубы, дающие детям возможность два раза в неделю с 11 до 13 часов и с 17 до 19 часов заниматься чтением, рисованием, играми, смотреть диафильмы. 3 клуба были открыты при школах города в ноябре 1916 г. Программа включала ручной труд, беседы, питание, подвижные игры. Занятия проводились 2-3 раза в неделю в 17-19 часов, по воскресеньям - в 11-13 часов. Руководили занятиями учительницы А.Г. Игнатова, В.С. Новинская и М.А. Никитина, а в феврале 1917 г. в клубах работали уже 7 человек19.

Забота об организации детского досуга в городах Поволжья в годы Первой мировой войны позволила частично разрешить проблему беспризорности, помогла родителям в содержании детей, одновременно содействовала их развитию. В разных городах она осуществлялась как в контексте социальной политики, так и при участии благотворителей. В детский досуг были включены разнообразные культурноразвлекательные и познавательные программы и занятия, содействовавшие развитию маленького человека.

В целях просветительской и образовательной деятельности в городах создавались Народные Дома. В Вольске (Саратовская губерния) 6 ноября 1915 г. было зарегистрировано Общество Вольского Народного Дома им. императора Александра II, поставившее цель «построить Народный дом, удовлетворять культурные потребности и развивать общественность среди населения города Вольска»20. В Красном Яре (Астраханская губерния) в ноябре 1916 г. было организовано «Общество Народного Дома», в состав которого вошли «почти все» представители местной интеллигенции и земства. Под здание было приспособлено помещение пустующего дома-школы21.

Культурно-просветительский аспект деятельности обществ помимо лекций о литературе, художественном творчестве был связан с проведением музыкальных программ и театральных постановок, защитой культурного достояния. В Самаре в январе 1916 г. поэт-лирик Я.М. Тисленко создал Самарское общество любителей искусства и литературы. Его деятели вначале устраивали семейные вечера, а с февраля 1916 г. организовывали общедоступные лекции и концерты, в том числе в

18 Саратовский голос (Саратов). 1916. 18 ноября.

19 ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3720. Л. 2, 13, 16, 19.

20 Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 494. Л. 1-16.

21 Астраханский листок (Астрахань). 1916. 18 ноября (1 декабря).

- 302 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

самарских лазаретах22. В Симбирске Музыкально-драматически-художественное общество в составе актеров-любителей Ф.Е. Вольсова, В.А. Варламова, Г. Горлова и других организовывало в годы войны музыкально-драматические программы для жителей города, в том числе и в благотворительных целях. С января 1915 г. в городе начал работать кружок любителей музыкально-драматического искусства в составе около 200 чел., образованный при Симбирском коммерческом собрании. Кружковцы ставили постановки, в том числе на сцене театра Т. Булычевой, установив плату для зрителей в 50 коп., участвовали в благотворительности, перечислили в конце сезона 600 руб. на нужды войны23.

В Саратове в начале войны работали кружок любителей старинной музыки в составе И.В. Липаева, Лебедевой и др., любительский драматический кружок Саратовского клуба подрядчиков, Саратовское отделение ИРМО, созданное на базе последнего в феврале 1914 г. Саратовское общество любителей драматического искусства и музыки (СОЛДИМ) - около 40 чел. Данные объединения продолжали функционировать и в условиях войны. Так, деятели СОЛДИМ в помещении кинематографа «Рояль-Вю» показывали спектакли, перечисляя сбор в пользу семей призывников24. В 1916 г. в городе открылись: 29 января - литературно-музыкальнодраматический кружок при 1-й женской гимназии и 1-м реальном училище, 6 марта - Саратовское отделение Первого литературно-драматического и музыкального общества им. А.Н. Островского, поставившее цель создать общедоступный театр, в составе актеров и актрис М.И. Велизарий, А.Ф. Бровцина, И.А. Слонова и др.25

Литературно-музыкальный и драматический кружок в Сердобске (Саратовская губерния) был единственным источником знакомства с театром, одним из немногих средств «заполнения досуга самой разнообразной публики»26. В Саратовской же губернии, в Кузнецке, в декабре 1916 г. был зарегистрирован художественный кружок с литературно-драматическим, художественным и музыкальным отделами. Его участниками были техник Г.А. Башкиров, мещанин М.М. Никоноров, владелец чугунно-литейного завода М.И. Шульгин и др.27

В Астрахани культурно-просветительскую работу осуществляло в годы войны Астраханское отделение ИРМО. За сезон октября 1914 г. - апреля 1915 г. им были организованы 15 концертов (4 общедоступных, 5 открытых ученических

22 Семенова Е.Ю. Указ. соч. С. 51.

23 Там же. С. 53-54.

24 Там же. С. 55-56.

25 ГАСО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 489. Л. 1-4; Саратовский голос (Саратов). 1917. 3 января.

26 ГАСО. Ф. 128. Оп. 1. Д. 184. Л. 8, 18.

27 Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 766. Л. 4-18.

- 303 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

музыкальных вечеров, 3 очередных)28.

Интересный феномен стремления человека к самореализации в условиях военного времени представляет работа обществ научной и научно-просветительской направленности. Несмотря на материальные затруднения ряд из них продолжали более или менее активную деятельность в период осени 1914 - начала 1918 гг., а также были образованы новые общества.

Активно действовало Рыбинское отделение Ярославского естественноисторического общества. На метеостанции велось наблюдение за снеговым покровом, метелями, замерзанием вод. В 1915 г. был выпущен 1-й номер «Известий» Общества, в 1917 г. - 2-й. Осенью 1914 г. был поднят вопрос об устройстве при Обществе Ботанического сада на территории участка, предложенного землевладельцем К.А. Никитиным. В мае 1915 г. там был осуществлен посев семян лекарственных трав, посадка саженцев лиственницы, в августе - посев кормовых трав. В годы войны расширился состав членов общества. Если к 1 сентября 1914 г. в нем насчитывалось 74 члена, то к 1 сентября 1915 г. - 77, к 1 сентября 1916 г. - 108, к 1 сентября 1917 г. - 134. Регулярными были собрания членов общества (11 в 1915-1916 гг., 11 в 1916-1917 гг. и 6 в 1917-1918 гг.)29.

В Самаре незадолго до войны образовалась Самарская ГУАК в составе увлеченных историей края людей (М.М. Зеленского, Ф.Т. Яковлева и др.). В 1914 г. в ее состав входили 35 членов, в начале 1917 г. - уже 52. В годы войны деятели Самарской ГУАК описывали храмы и монастыри губернии, изучали историю населенных пунктов края, собирали материалы по истории театра, участвовали в создании отдела истории войны в Городском музее. В 1917 г. они спасли архивы бывшего Губернского правления, библиотеки Самарской духовной семинарии и Александровского гусарского полка30.

7 мая 1916 г. в Самаре было зарегистрировано археологическое общество (САО), в состав которого в 1916 г. входили 27 человек, в начале 1917 г. - 54. Члены САО участвовали в создании отдела «европейской войны» и церковного отдела при Городском музее, осуществляли этнографические исследования, собрали к лету 1916 г. 67 лубочных картин. В начале 1917 г. записывали на территории губернии

28 Отчет Астраханского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1914-1915 г. С. 3-4, 60-86.

29 Государственный архив Ярославской области. Ф. 1541. Оп. 1. Д. 84. Л. 22, 32, 39; Известия Рыбинского отделения Ярославского естественно-исторического общества. С. 20-21, 36, 38-39, 104.

30 Центральный государственный архив Самарской области (далее - ЦГАСО). Ф. 518. Оп. 1. Д. 1. Л. 2, 7; Д. 5. Л. 2; Д. 7. Л. 173-175; Ф. Р-780. Оп. 1. Д. 2. Л. 42, 45-46; Д. 5. Л. 3.

- 304 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

народные песни, продолжали данную работу и весной-летом 1917 г.31

2 февраля 1917 г. в Самаре был создан физико-математический кружок. В состав кружка входили 9 чел., в том числе директор самарского реального училища В.Н. Волков, инженер В.С. Ножкин и др. Кружковцы выпустили собственный журнал «Известия Самарского физико-математического кружка», опубликовав статьи по физике, математике и педагогике. На заседаниях обсуждались спорные научные теории32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Симбирске сотрудники открывшегося в начале 1914 г. церковноархеологического общества обсуждали в годы войны вопросы археологии. В августе 1915 г. ими было открыто Симбирское древлехранилище (архив)33.

Членами Саратовской ГУАК в годы войны организовывались собрания членов Комиссии и рассматривались научные сообщения. В 1914 г. продолжалась разведка Хвалынских городищ, в 1915-1916 гг. были изданы сборники «Трудов», осуществлялась опись и инвентаризация документов34. Сотрудники саратовского общества естествоиспытателей поддерживали работу музея, Волжской

биологической станции, рыбоводного завода35.

В годы войны в своей работе сотрудники просветительских обществ столкнулись с серьезными проблемами, такими как мобилизация сотрудников, изъятие помещений для размещения военных, отсутствие финансовых поступлений. Это, однако, не помешало их деятелям продолжить работу, организуя ее с учетом новых условий. Во многих поволжских городах были образованы просветительские общества, участники которых занимались культурной, образовательной, научноисследовательской деятельностью. Поддержание деятельности образованных ранее и организация новых просветительских обществ обеспечивали включенность горожан в культурное пространство, его сохранение и развитие.

Деятельность просветительских обществ охватила новые группы городского населения: раненых фронтовиков, беженцев, детей. Стало уделяться большое внимание миссии по просветительству широких социальных слоев. Полагаем, что

31 ЦГАСО. Ф. 429. Оп. 1. Д. 3. Л. 1, 8-10, 29-33, 38-40, 51-52; Д. 5. Л. 2, 18; Д. 6. Л. 1; Д. 10. Л. 11; Ф. Р-558. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3; Д. 3. Л. 1-8; Д. 4. Л. 1-6; Д. 5. Л. 1-12; Д. 6. Л. 1-11; Д. 7. Л. 1-11; Д. 8. Л. 1-10; Д. 9. Л. 1; Д. 10. Л. 1-12; Д. 11. Л. 1-2.

32 Охтович А.Г. Известия Самарского физико-математического кружка. Самара, 1917. Вып. 1. С. 1.

33 Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год. Симбирск, 1916. С. CXIII.

34 Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Саратов, 1915. Вып. 32. С. 169, 175, 202-203; Саратов, 1916. Вып. 33. С. 107-132; Миронов В.Г. Указатель статей и заметок, опубликованных в трудах СУАК. Вып. 1-33 // Труды Саратовского областного музея краеведения. Саратов, 1996. Вып. IV. С. 268307.

35 Отчеты о деятельности саратовского общества естествоиспытателей с 1912 по 1914 год. Саратов, 1917. С. 24, 69, 82, 83.

- 305 -

XX век и Россия: общество, реформы, революции. Электронный сборник. Вып. 2. Самара, 2014 URL: http://sbornik.lib.smr.ru/

Статьи и сообщения

данная тенденция отражала потребности горожан Поволжья в духовном общении, восприятии и передаче культурных ценностей, компенсировавших напряжение, вызванное войной, а также стремление к самовыражению. Включенность представителей различных социальных групп в деятельность просветительских обществ подчеркивает актуальность в условиях войны среди жителей тылового города и духовных исканий и осуществления социально ориентированной практической миссии в просвещении и культурном строительстве.

- 306 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.