Участие населения в благоустройстве территории городского округа «Город Белгород» Public participation in the improvement of the territory of the urban district «City Belgorod»
Чичиль Никита Сергеевич
Студент 3 курса Факультет Институт экономики и управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, Белгород e-mail: [email protected]
Chichil Nikita Sergeevich
Student 3 term
Faculty of Institute of economics and management National Research University "Belgorod State University"
Russia, Belgorod e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье изучена нормативно-правовая основа благоустройства территории городского округа «Город Белгород». Произведён анализ существующей практики работы территориального общественного самоуправления (ТОС) в городе Белгород, выделены основные виды их деятельности. Предложены направления совершенствования общественного самоуправления в рамках благоустройства территории. Ключевые слова: анализ, территориальное общественное самоуправление, муниципальное управление, общественное участие.
Annotation.
This article has studied the regulatory and legal framework for the improvement of the territory of the urban district "City Belgorod". The analysis of the existing practice of work of territorial public self-government (TOC) in the city of Belgorod is made, the main types of their activities are highlighted. Proposed directions for improving public self-government in the framework of landscaping.
Ключевые слова: анализ, территориальное общественное самоуправление, муниципальное управление, общественное участие.
Key words: analysis, territorial public self-government, municipal government, public participation.
Складывающиеся реалии капиталистического уклада жизни в России неизбежно приводят к необходимости участия местного сообщества в решении вопросов местного значения. Одним из таких вопросов является благоустройство территории. В данный момент единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, обеспечению доступности городской среды, порядок и механизмы общественного участия в процессе благоустройства территории установлены решением Белгородского городского совета «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Белгород» [1].
Участниками деятельности по благоустройству территории могут выступать:
1. Население, сформировавшее запрос на благоустройство и принимающее участие в оценке предложенных решений (представлены общественными организациями и объединениями);
2. Представители администрации города;
3. Хозяйствующие субъекты;
4. Представители профессионального сообщества;
5. Исполнители работ;
6. Иные лица.
Участие граждан может быть прямым или опосредованным через общественные организации и осуществляется посредством инициирования проектов благоустройства, участия в обсуждении проектных решений и реализации принятия решений.
Стоит отметить, что данный нормативный акт содержит в себе обширную понятийную базу, но не исключает моментов, которые нуждаются в дополнительных пояснениях. Например, пункт 1.10.8. говорит, что «ответственность за эстетический внешний вид общественных уборных несут их собственники и иные владельцы». Слово «эстетика» в тех или иных видах используется в данном документе 16 раз, но отсутствует пояснения сути данного понятия в контексте благоустройства территории, ответственности граждан и конкурентных объектов материальной культуры. Остаётся не раскрытым вопрос оценки уровня соответствия элементам благоустройству надлежащему эстетичному виду условия, что не заданы критерии оценки эстетики в данном контексте. Подобные моменты требуют доработки со стороны составителей документальной базы, которая касается благоустройства территории городского округа «Город Белгород».
Общественному участию граждан и контролю в сфере благоустройства посвящён третий раздел, который регулирует порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству и осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории. Осуществив анализ данного раздела можно сделать вывод, что возможности для участия в организации благоустройства существуют достаточно обширные, но не в полной мере представлен порядок и формы контроля за соблюдением правил благоустройства территории, что указывает на необходимость дальнейшего изучения данного вопроса с привлечением специалистов и заинтересованных граждан и организаций.
В данный момент одной из важных ветвей развития является территориальное общественное самоуправление, как одна из основных форм инициативного участия граждан в осуществлении права местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление (далее по тексту ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населённых пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [2].
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) призвано стать одним из первичных элементов местного самоуправления, реализовать права и свободы граждан по месту жительства, а также сформировать продуктивные взаимоотношения между местными органами власти и гражданами при разработке и принятии решений. Необходимо отметить, что создание ТОС может происходить исключительно по инициативе местного населения (компетенции определяются самими участниками ТОС).
Необходимо отметить отсутствие предельно достоверной и точной цифры по количеству действующих на территории города ТОС. По данным официального сайта территориального общественного самоуправления, в Белгороде 627 ТОС, но документального подтверждения этой цифры не обнаружено [3]. Однако согласно данным службы государственной статистики по Белгородской области, на всю Белгородскую область на 1 января 2018 года была зарегистрировано 4 ТОС [4]. Данное расхождение является основой для сомнений в достоверности данных и признаком недостаточного уровня развития сотрудничества между органами.
Любая эффективная работа по выбранному направлению затруднительная без соответствующей теоретической и законодательной базы. В решении Совета депутатов городского округа «Город Белгород» Белгородской области «О территориальном общественном самоуправлении на территории городского округа «Город Белгород» говорится, что к полномочиям органов ТОС относится «представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории», но данный пункт нуждается в уточнении того аспекта, что органы ТОС представляют интересы всех граждан, которые проживают на соответствующей территории или только тех граждан, которые являются членами ТОС? Какой порядок действий в случае расхождения позиции
граждан, которые проживают на соответствующей территории с позицией органов ТОС? Данные аспекты требуют более детального изучения.
Далее остаётся вопрос из пункта 3.2 , который даёт право на «внесение в органы местного самоуправления города проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этим органам и должностным лицам местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов». Отсутствует пояснение ряда вопросов:
- форма и сроки официального ответа, который должен (и должен ли) быть предоставлен касательно внесённого проекта;
- в какой форме органы ТОС должны подавать свои проекты муниципальных правовых актов?
Эти и многие другие пункты нуждаются в дополнении и расширении, чтобы избежать недопонимания у граждан, которые занимаются или планируют заниматься организацией работы органов ТОС.
Для организации работы ТОС администрацией города Белгорода были разработаны методические материалы по организации территориального общественного самоуправления в городе Белгороде [5]. Необходимо отметить, что данные методические материалы имеют ряд преимуществ:
1. Присутствует раздел с определением понятий в рамках деятельности органов ТОС, которые доступны для изучения гражданам, которые ранее не имели опыта в данном виде деятельности;
2. Присутствует раздел с определением понятий в рамках деятельности органов ТОС, которые доступны для изучения гражданам, которые ранее не имели опыта в данном виде деятельности;
3. Раскрыты основные направления деятельности ТОС;
4. Предоставлены примерные формы оформления документации, которые могут быть полезными для граждан, не имеющих опыта в работе с документацией.
Но данные методические материалы были изданы в 2014 году, а это значит, что они нуждаются в серьёзных дополнениях.
1. Предоставленный для изучения перечень нормативно-правовых документов требует пересмотра и корректировки под современную законодательную базу;
2. Отсутствует пример с чёткой структурой органов ТОС, распределёнными полномочиями и ответственностями;
3. Отсутствует раздел по работе с гражданами, организации работы коллектива.
Последний пункт является не просто проблемой существующего методического материала, но и заслуживает изучения в рамках создания отдельных инструкций и методических материалов.
Большое значение в работах органов ТОС является мотивация граждан, которые привлекаются к участию в данной форме общественного самоуправления. Специфика данного вида деятельности не подразумевает извлечение прибыли и заработные платы для граждан. Отсутствие материального базиса стимулирования граждан создаёт ряд трудностей с организацией деятельности органов ТОС. В сложившихся обстоятельствах считается разумным разработка и внедрение специальных методических материалов по работе с коллективом, его мотивацией, стимулированием, организацией труда.
Анализируя общую документальную базу, которая направлена на развитие деятельности органов ТОС, считаем, что вышеизложенные меры могут внести свой определённый вклад в развитие и более эффективное функционирование местного территориального самоуправления.
Список используемой литературы:
1. Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «Город Белгород»: Решение Белгородского городского Совета депутатов Белгородской области от 29 января 2019 года № 64 (ред. от 01 марта 2019 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/550347457.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 6 февраля 2019 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Официальный сайт территориального общественного самоуправления: [сайт]. URL: http://beltos31.ru.
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [сайт]. URL: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/resources/06f0f18045f7eb06b5i2fdedfce35b80/Tabl_ob_2018.htm.
5. Методические материалы по организации территориального общественного самоуправления в городе Белгорода [Электронный ресурс]. Белгород., 2014. URL: http://beltos31.ru/wp-content/uploads/2016/03/Metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-TQS-.pdf (Дата обращения 10.05.2019).