А.Д. Васильев
УЧАСТИЕ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА В АХАЛ ТЕКИНСКОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ
Проведение Ахал-текинской экспедиции и завоевание Туркмении невозможно было совершить без привлечения военно-морских сил Российской империи.Большая часть грузов доставлялась морем,моряга обеспечивали снабжение действующих войск необходимыми припасами,оборудованием для опреснения воды, проводили рекогносцировочные экспедиции. Они также принимали участие непосредственно в боевых действиях. Этот аспект Ахал-текинской экспедиции уже освещался на страницах журнала «Восточный ар-хив»\Внимание автора,однако,было сконцентрировано более на описании этнографических деталей,военньга действий сухопутных сил, ограничившись лишь отрывочными и не всегда точными упоминаниями о действиях моряков и о пребывании адмирала СЮ. Макарова на Каспии2.
Вместе с тем недавно обнаруженные и мало известные исследователям документы Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ)позволя-ют восполнить данный пробел. В нашем распоряжении оказался один из таких документов под названием «Участие морского ведомства в Ахал-текинской экспедиции». Он представляет собой краткое описание подготовки и хода военных действий с участием моряков. Ниже приводится текст документа.
❖ ❖❖
В марте 1880 г. начались приготовления для экспедиции против Текинского племени и были приняты меры для своза необходимых запасов в порты восточного берега Каспийского моря. Так как при этом имелась в виду буксировка различных грузов по реке Атрек для доставления их к передовым пунктам нашей позиции, то Его Императорское Высочество Генерал-^мирал3 приказал отправить из Кронштадта в распоряже-
ние генерал-адъютанта Скобелева четыре паровых катера с командой. Начальником морской части при войсках в Закаспийском крае был назначен флигель-адъютант, капитан 2ранга [С.О.]Макаров. Согласно приказанию генерал-адмирала, в Кронштадте был сформирован под начальством лейтенанта Н.Н. Шемана отряд, состоявший из двух офицеров - мичмана Голикова и корпуса инженер-механиков поручика фон Эльснера - и 28 [человек]н^жюс чинов, а именно: боцманмата, артиллерийского унтер-офицера, минного унтер-офицера, дв^ квартир-мейстров, шести комендоров, сделка, трех матросов 1статьи, дв^ машинных унтер-офицеров^ тшинистов^ ^^^^ех ко-
чегаров и сигнальщика.
Предназначенные к отправлению в Закаспийский край паровые катера были вооружены двумя скорострельными пушками Энгстрема и шестью картечницами Фаррингтона4. В предположении, что в большинстве случаев придется плавать по р. Атрек всем катерам соединенно и в кильватере, все восемь орудий были распределены следующим образом: на передовом катере на носу пушка Энгстрема, на корме -кар-течница;на дв^ следующих - картечницы на носу и на корме и на последнем катере -картечница на носу и пушка Энгстрема на корме. На к^вд^ ^шку было взято по 304 снаряда и на каждую картечницу - по 10000 патронов. Как пушки Энгстрема, так и картечницы имели десантные лафеты и, кроме того, при картечницах были передки с ящиками для патронов.
Сформированный таким образом отряд выступил из Кронштадта 13апреля и 15ап-реля отправился из Петербурга по Николаевской железной дороге.Катера были поставлены на платформы, а котлы, механизмы, орудм и все артиллерийские принадлежности были погружены в два багажные
вагона.По железной дороге отряд был доставлен до Царицына, откуда на пароходах был перевезен до Ашур-^э и затем в Чи-кишляр,куда и прибыл Юмая.
Предположенное действие паровых катеров по р.А^ек не было,однако,приведе-но в исполнение. Во время же экспедиции катера,с одной стороны, а картечницы и скорострельные пушки,с другой,действова-ли совершенно отдельно, причем на долю последних выпала самостоятельная боевая роль, тогда как катера собственно в военных действиях экспедиции не принимали прямого участия. Вопрос этот был решен в первый день прихода отряда в Чикишляр. Делая смотр вновь прибывшему отряду,генерал-адъютант Скобелев обратил внимание на картечницы и тогда же решил взять их с собою в поход,зная из опыта последней турецкой войны, насколько полезны могут быть такие орудия для отражения атак кавалерии. Согласно приказу Командующего войсками в Закаспийском крае, немедленно была сформирована батарея из двух пушек Энгстрема и четырех картечниц Фаррингто-на;батарея эта получила официальное название «морской батареи». Командиром ее был назначен лейтенант Шеман,а помощником его - гардемарин А.А.Майер5,прико-мандированный к отряду из Каспийской флотилии.Из 28н^нюс чинов, пришедших в отряд из Кронштадта,в состав батареи вошли 16человек, к ним было прибавлено еще 14 человек нижних чинов из Каспийской флотилии и 12 человек пехотной полевой артиллерии, таким образом строевой состав батареи состоял из двух офицеров и 42ниж-них чинов.^я возки скорострельных пушек и картечниц,установленных на десантных лафетах,были переданы 16 упряжных лошадей с ездовыми из 6-й батареи 21-й артиллерийской бригады. 21мая «морская ба-тарея»вступгаа в степь в составе передового отряда,н^наченного для занятия укрепления Бами,которое генерал-адъютантом Скобелевым избрано пунктом для сосредоточения сил и запасов.В начале июля генерал-адъютант Скобелев составил отряд численностью 880 человек при бартгалерий-
ских орудиях и 4картечницах морской батареи для рекогносцировки к Геок-Тепе. бию-ля под Геок-Тепе наш отряд был встречен большим числом текинцев, тем не менее ему удалось подойти на близкое расстояние и сделать съемку укреплений.При отступлении текинцы массами теснили арьергард от-ряда,где находилась морская батарея,кото-рая огнем своих картечниц неоднократно отражала атаки неприятеля.Об этом действии морской батареи генерал-адъютант Скобелев писал впоследствии: «Блистательно действовала морская батарея в этом пробном для нее горячем деле. Картечницы на моих глазах отразили лихой натиск текинской кавалерии».
По возвращении из рекогносцировки морская батарея вместе с другими войсками была расположена в Бами до начала наступательных действий в последних числах декабря. В продолжение этого времени она принимала участие в рекогносцировках к Геок-Тепе,произведенных 4, 11и ^декабря для пополнения сведений,добытых рекогносцировкой биюля. 20 декабря было приступлено к осадным работам под Геок-Тепе. Во время осады картечницы морской батареи находились на передовых батареях и траншеях и при штурме укреплений Геок-Тепе 12января вместе с штурмующими колоннами были ввезены по обвалу бреши на стену, откуда непрерывным огнем поражали неприятеля,столпившегося внутри крепости. Во время штурма из состава батареи были ранены :гардемарин Майер и три мат-роса.Но этим не ограничивается потеря мо-ряков,^аствовавших в Ахал-текинской экспедиции.
Во время осады Геок-Тепе были ранены :капитан-лейтенант Зубов,присоединив-шийся к отряду в середине декабря,и командовавший одной из осадных батарей подполковник морской строительной части Яблочкин,принимавший деятельное участие в осадных работах. Оба умерли от ран в лагере под Геок-Тепе. Командир морской батареи,леотенант Шеман,всегда находившийся на передовых батареях, за три дня до штурма был ранен в левую руку пулей на-
вылет в то время,когда от готовился заложить мину под стеной укрепления.
Таким образом,из пяти морских офице-ров,бывшж при осаде Геок-Тепе, уцелел только мичман Голиков.Из команды морской батареи было ранено в разное время до 30%,но все раны имели счастливый исход, и прислуга батареи в Красноводск возвратилась в полном комплекте, где и была в марте 1881г.расформирована.
В день своего отъезда из Красноводска генерал-адъютант Скобелев отдал по вой-скам,действовавшим в Закаспийском крае, следующий приказ: «Расформирование морской батареи и возвращение гг. офицеров к своим частям,по сл^аю окончания военных действий,дает мне случай вновь высказать по долгу службы гг.офицерам и молодцам матросам то искреннее уважение,кото-рое они внушили боевым товарищам с первых дней трудной Ахал-текинской экспедиции.
В обстановке,для нж совершенно чуж-дой,моряки еще раз выказали,как в незабвенные дни Севастополя и турецкой войны, что им по плечу все славное,доблестное, молодецкое.Участвуя во всех крупных делах экспедиции, морская батарея показала себя на высоте доблестных преданий нашего флота и кровью закрепила за собой свою заслуженную славу».
Четыре паровых катера, присланные в Закаспийский край из Кронштадта, оказали также значительные услуги экспедиции. Два из них работали в Чикишляре на совершенно открытом рейде, буксируя туркменские лодки, на которых производилась разгрузка судов,доставгавшж туда различные грузы. Третий катер был отправлен на р. Атрек и служил флигель-адъютанту Макарову для исследования этой реки и затем в течение года безостановочно опреснял воду для Яг-лы-Олумского гарнизона; четвертый катер работал в Красноводске.
По окончании военных действий отряд, сформированный в Кронштадте,был возвращен обратно,а паровые катера, пушки Энгстрема и картечницы были сданы Бакинскому порту.
Кроме того,в Ахал-текинской экспедиции принимали участие суда Каспийской флотилии. С начала экспедиции шхуна «Персиянин»,пароход «Баку» и транспорт «Аист» содействовали исполнению всяких внезапных потребностей,которые неизбежно возникают при подобных военных экспе-дициях.Пароход «Наср-Эддин Шах» был приспособлен для перевозки больных и раненых и с большим успехом возил их в Пет-ровск и Баку,так что никогда не было переполнения госпиталей в Чикишляре и Крас-новодске.Речные пароходы «Чикишляр» и «Аракс»работали, перевозя грузы между Красноводском и Михайловским заливом, вместе с баржами «Нырок»и «Гагара» и баркасом «Проворный».В августе флигель-адъютантом Макаровым были приведены из Астрахани старые морские транспорты «Ас-трабад»и «Колпик»,баржи № ЗОи 31 и две приобретенные на средства экспедиции бар-жи,служившие также для перевозки грузов; кроме того,после штурма Геок-Тепе транспорты «Астрабад»и «Колпик»были приспособлены для перевозки раненых.
РГА ВМФ.Ф. 167.0п. 1.Д. 39.Л. 139-
144.
Примечания
1 Кадырбаев А.Ш. Андреевский флаг в центре Азии //Восточтш архив,№ 1 (23), 2011. С. 17-26.
2 В частности,в тексте автор приводит отдельные цитаты из недостаточно полной статьи из «Морского вестника» об участии моряков в Ахал-текинской экспедиции,повествование которой начинается отбытием моряков из Бами в июне 1880 г.,а закаливается после взятия крепости Янги-кала,еще до штурма Геок-тепе в декабре того же года.Треб^т уточнения и упоминания о «батареях морских орудий»и «мощных орудиях моряков» (Кадырбаев А.Ш. Указ. соч.С. 21, 22, 24).Согласно данным РГА ВМФ, батарея была сформирована всего одна,и состояла она из двух легких пушек и шести кар-течниц -прообр^ов пулеметов,которые благодаря своей скорострельности помогли отразить стремительный натиск текинской кавалерии.
3 Имеется в виду великий князь Константин Николаевич (1827-1892), являвшийся генерал-адмиралом и шефом Гвардейского флотского экипажа. Он внес значительный вклад в развитие и становление русского флота, http://flot.com/ publications/books/shelf/russianfleet/2 8.htm
4 Речь идет о 4-ствольных картечницах Ло-велла-Фаррингтона, которые были закуплены в США для нужд флота в 1878 г.
5 А.А. Майер впоследствии оставил свои воспоминания об участии в экспедиции. См.: Майер А.А., Тагеев Б.Л. Полуденные экспедиции. Очерки // Майер А.А. Наброски и очерки Ахалтекинской экспедиции. Из воспоминаний раненого. М.: Воениздат, 1998.
-eqggps'-