Научная статья на тему 'Россия на Каспийском море, в Персии и Средней Азии. 1857-1911 гг'

Россия на Каспийском море, в Персии и Средней Азии. 1857-1911 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1579
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА / КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кадырбаев Александр Шайдатович

По материалам Российского государственного архива Военно-морского флота После окончания Крымской войны и победы в более чем полувековой войне на Кавказе Российская империя, освободившись от тяжёлого бремени, связанного с этими изнурительными войнами, возобновила свою наступательную политику на каспийских и среднеазиатских рубежах. Но для этого требовалась серьёзная подготовка, поэтому в числе принятых решений было наращивание сил России на Каспийском море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия на Каспийском море, в Персии и Средней Азии. 1857-1911 гг»

-о£>

<$о-

РОССИЯ НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ, В ПЕРСИИ И СРЕДНЕЙ АЗИИ.

1857-1911 гг.

По материалам Российского государственного архива Военно-морского флота

После окончания Крымской войны и нии от Астрахани до Каспийского моря5, а

А.Ш. Кадырбаев

победы в более чем полувековой войне на Кавказе Российская империя, освободившись от тяжёлого бремени, связанного с этими изнурительными войнами, возобновила свою наступательную политику на каспийских и среднеазиатских рубежах. Но для этого требовалась серьёзная подготовка, поэтому в числе принятых решений было наращивание сил России на Каспийском море.

К числу мероприятий в этом направлении относится перевод рекрут из Отдельного Кавказского корпуса русской армии на службу в Каспийскую военную флотилию в октябре 1855 - марте 1856 г.1 В составе Каспийской флотилии были сформированы три флотских экипажа, её командующий получил звание контр-адмирала. С 29 марта 1858 г. по 25 мая 1859 г. по приказу Морского ведомства вице-адмирал Н.Ф. Метлин проводил ревизию портов на Чёрном и Каспийском морях2.

В русле этой политики принимались решения о постройке судов для Каспийской военной флотилии, датируемые 11 ноября 1868 - 3 апреля 1871 г.3.

С ноября 1859 по 31 октября 1860 г. главный командир Астраханского порта и Каспийской военной флотилии осуществлял проверку российских военно-морских баз и постов, тогда называемых морскими станциями, в частности, в территориальных водах и на побережье Персии. Он осмотрел Астрабадскую, Бакинскую и некоторые другие морские станции4. Российские власти обустраивали порты, улучшали условия пребывания своих военно-морских представителей на Каспии, осуществляли их ротацию. Так, Астраханскому порту вернули денежные средства, израсходованные в 1857 г. из его бюджета на устройство телеграфной ли-

капитан 1 ранга А.И. Рудаков был смещён с должности начальника Астрабадской морской станции, его сменил капитан-лейтенант Майдель в 1862 г.

Главная ответственность за укрепление позиций Российской империи на каспийских рубежах была возложена на Морское ведомство. При этом в зоне пристального внимания российских властей были не только объекты на самом Каспии, но и «железные дороги от Персидского залива до Энзели»6, персидского порта на Каспийском море, т.е. обширная территория самой Персии. Предполагалась постройка винтовых пароходов для усиления Каспийской флотилии7, а в самой Астрахани барж для перевозки прови-

8

анта .

Морское ведомство привлекало для освоения Каспия и российские деловые круги. Рассматривалось предложение частного торгового общества «Кавказ и Меркурий» об устройстве пароходного сообщения с Крас-новодском от 16 января 1870 г. - 31 мая 1872 г.9. Торговое общество «Кавказ и Меркурий» также содержало на Каспийском море пароход срочных сообщений, срок эксплуатации которого в 1883 г. был продлён ещё на 15 лет10.

Морское ведомство заботилось не только о материальном положении своих подчинённых - военных моряков Каспийской флотилии, но и обращало внимание на их духовное и интеллектуальное развитие. Так, в Астрахани в 1860 г. была открыта Каспийская морская библиотека11. Оказывало Морское ведомство помощь и российским учёным, оказавшимся в Прикаспийском регионе. Об этом сообщают документы РГА ВМФ от 2 ноября 1868 - 16 августа 1871 г., касающиеся оказания содействия востокове-

ду Н.В. Ханыкову в «снятии им арабской надписи на Радканской башне» на Каспийском море12.

Позднее, с 28 ноября 1873 по 20 февраля 1876 г., осуществлялись мероприятия по устройству Петровского порта на Каспийском море и улучшению управления им13. В Астрахань был командирован юрисконсульт Морского ведомства статский советник К. С. Варранд для изучения состояния и деятельности Каспийской военной флотилии и Астраханского порта. Результатом его ревизии стали дошедшие до нашего времени записки, отражающие реальную картину состояния вещей14.

Состояние портов, военно-морских станций, кораблей Каспийской военной флотилии, а также торговли и промыслов, строительство механических мастерских в Астрахани и Баку15, даже перевозка корреспонденции и денежных сумм из Энзели в Астрабад на побережье Персии16 находились под постоянным контролем российских властей, прежде всего Морского ведомства, регулярно проводившего проверки и инспекции. Это отражено в документах. Например, в докладной записке главного командира Астраханского порта от 14 декабря 1860 г. говорится о результатах его осмотра портов Каспийского моря и состава судов17. Несколько документов посвящены командированию директора Канцелярии Морского ведомства К.А. Манна в разные порты и его отчёту по обзору портов Каспийского моря от 4 июня 1869 - 26 февраля 1871 г.18 Морское ведомство рассмотрело записки советника Павлова-Сильванского о состоянии, развитии торговли и промыслов в Красново-дском крае, о постройке судов для Каспийской флотилии от 11 ноября 1868 г. - 3 апреля 1871 г.19

Российские военные моряки выполняли не только боевые и административные, но и научно-исследовательские задачи, о чём свидетельствует назначение начальника Главного морского штаба Российской империи членом Азиатского комитета для «рассмотрения вопросов о племенах, обитающих на восточном берегу Каспийского моря»20.

Укрепление позиций России на каспийских и среднеазиатских рубежах находилось в поле зрения первых лиц Российского государства. Об этом говорит поездка военно-морского министра генерал-адмирала Константина Николаевича Романова, великого князя и брата императора Александра II, летом 1870 г. на Каспийское море для осмотра судов Каспийской флотилии и учреждений Морского ведомства, одной из целей которой было способствовать принятию мер к улучшению быта и питания служащих Аст-рабадской морской станции21. Предполагалось посещение Каспия коронованной особой - Александром II, императором Всероссийским, о чём свидетельствуют документы от 26 мая 1870 - 13 февраля 1871 г. «О расходах на поездку царя в порты Каспийского и Чёрного морей»22. Была представлена программа экспедиции, предпринимаемой великим князем Николаем Константиновичем Романовым в Среднюю Азию летом 1879 г.23

Российское правительство в это время, с 21 декабря 1869 по 23 августа 1874 г., создало и задействовало специальный Комитет, учреждённый для рассмотрения вопросов, касавшихся политического и торгового значения Каспийского моря. Комитет также функционировал как совещательный орган по делам Закаспийского края24.

Все описанные выше мероприятия российских властей, отражённые в документах РГА ВМФ, носили подготовительный характер к дальнейшему проникновению Российской империи не только на Каспийское море и его побережье, но и вглубь Персии и Средней Азии, с целью их включения в сферу влияния Российской империи. Но для этого, прежде всего, надо было обуздать прикаспийских «немирных» туркмен, пиратские набеги которых на русские торговые и военные суда, а также на персидские селения на побережье Каспийского моря не прекращались. Об этом говорится в целом ряде материалов РГА ВМФ. Например, о действиях экспедиции под начальством полковника Дандевиля против туркмен на восточном побережье Каспия с 29 апреля по 9 де-

-о£>

<$о-

кабря 1859 г.25, о нападении 7 ноября 1864 г. отряда туркмен на российскую съёмочную партию, проводившую гидрографические работы на Атан-кале в Астрабадском заливе26; о взаимоотношениях с туркменами и действиях Красноводского отряда (Каспийской военной флотилии. - Авт.) на восточном берегу Каспийского моря с 15 февраля по 15 декабря 1872 г.27

Депеши, донесения, рапорты российских дипломатов и военных моряков - поверенного в делах в Тегеране, консула в Аст-рабаде и начальника Астрабадской морской станции - сообщают о нападениях туркмен на персидские и русские поселения, на суда около восточного берега Каспийского моря и о необходимости в связи с этим учреждения постоянного патрулирования военных кораблей или, как тогда говорилось, крейсерства в районе острова Челекен28.

В донесениях российскому правительству его поверенного в делах в столице Персии Тегеране и в рапортах начальника Аст-рабадской морской станции приводятся сведения о действиях Красноводского отряда против туркмен на восточном берегу Каспийского моря с 15 января по 6 мая 1873 г.29 С целью защиты от набегов туркмен с 26 февраля по 18 сентября 1875 г. на территории Персии осуществлялась «постройка крепостных башен на полуострове Потёмкин» на Каспийском море30.

Вместе с тем взаимоотношения с туркменами характеризовались не только конфронтацией. Российские власти оказывали содействие местному населению на побережье Каспия, иногда даже возмещая убытки от действий русских войск. Об этом говорят документы «О разрешении туркменам устроить склад нефти на острове Ашур-Аде на Каспийском море» от 22 марта 1868 г. и «О возмещении убытков туркменскому старшине Ниязову за сожжение Чикишлярского аула оренбургским отрядом» от 27 апреля и 29 октября 1860 г.31

Периодически проблемы российским властям создавали на Каспии и казахи из рода-племени адай, обитавшие на его северовосточном берегу, на полуострове Мангыш-

лак. С 1847 г. их регулярные нападения на русские корабли прекратились, и в 1859 г. вновь была признана нецелесообразность посылки парохода «Астрабад» к северо-восточному побережью Каспийского моря, где обитали казахи-адаевцы, для патрулирования и охраны рыбных промыслов32. Тем не менее в 1870 г. казахи напали на форт Александровский и сожгли Тюб-Караганские маяки на Каспийском море. В том же году в апреле и мае адаевцы восставали против российских властей33.

Позже протесты и требования казахов Прикаспия к российским властям выдвигались цивилизованным путём. В 1904 г. представители казахов из города Уральска отправили телеграмму председателю Комитета министров Российской империи - главе правительства России С.Ю. Витте с ходатайством о предоставлении казахам права избрания должностных лиц общественного управления без ограничений34.

Активность российских военных сил на Каспийском море выражалась в содействии Каспийской флотилии занятию русскими войсками в 1869 г. Красноводского залива. С судов флотилии - парового шхоута «Хивинец», парового баркаса «Скорый» и парохода «Наср-Эддин» производилась высадка десанта на побережье Красноводского залива35. Во главе русского отряда был генерал Н.Г. Столетов. Итогом действий отряда Столетова стало распространение в 18651870 гг. контроля российских властей над восточным берегом Каспия. Тем самым был создан плацдарм для наступления вглубь Средней Азии, в закаспийские пустыни и оазисы, против ещё не покорных российской короне туркмен из рода-племени текинцев, с подчинением которых весь этот обширный регион стал частью Российской империи.

В военном походе 1880-1881 гг., получившем название Ахалтекинской экспедиции (приказ о его организации отдал лично император Александр II), приняли участие наиболее боеспособные воинские части Российской империи. Их возглавляли выдающиеся военачальники, такие, как генерал

М.Д. Скобелев - «доблестью Суворову равный», прошедшие горнило русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Балканах, в Болгарии и Восточной Анатолии. Генералу Скобелеву Прикаспийский регион был знаком, ещё в 1869 г. он высаживался на берегу Красноводского залива в составе отряда Столетова36.

Первый поход российских войск из Красноводска под началом генерала Н.П. Ломакина состоялся в 1879 г. В августе отряд потерпел поражение под крепостью Геок-Тепе от туркменских племён, которые возглавлял «всеми уважаемый за мужество и толковитость текинец Нурр-Верди-хан». Тогда русские войска отступили к Красно-водску, потеряв 200 человек убитыми и 250 ранеными37. Нурр-Верди-хан свои способности военачальника «доказал на деле - отбитием штурма Ломакина на Геок-Те-пе...»38.

Активное участие приняли в Ахалтекинской экспедиции, казалось бы, исключительно сухопутной войсковой операции в центре Азии, и российские военные моряки - в основном артиллеристы под командованием капитана 2 ранга С.О. Макарова, будущего знаменитого российского флотоводца. На личный состав Каспийской военной флотилии была возложена непростая задача снабжения воюющей в песках русской армии продовольствием, оружием и боеприпа-сами39.

Ахалтекинской экспедиции предшествовала длительная подготовка, поскольку для успешного продвижения вглубь туркменских пустынь необходимо было для начала создать плацдармы. Ими стали прикаспийское побережье Туркмении с портом Красноводск, где базировался красново-дский отряд Каспийской флотилии, и полуостров Мангышлак с фортами Петровский и Александровский, основным населением которого были казахи из племени адай. Для создания плацдармов российское правительство не останавливалось перед крайними мерами. Это наглядно показало подавление восстаний казахов-адаевцев в 1870 г., о чём упоминалось выше, когда для восстановле-

ния порядка была задействована Каспийская военная флотилия, на кораблях которой были переброшены на Мангышлак российские войска с Кавказа.

В определённой мере подавление восстания адаевцев можно назвать своего рода «репетицией» Ахалтекинского похода в боевых условиях пустыни. К этому времени всё восточное побережье Каспийского моря находилось под контролем российских властей. На Каспии по Туркманчайскому миру с Персией только Россия обладала правом иметь военные корабли. В своё время это сыграло важную роль в победе России в Кавказской войне, а затем и в успехе Ахалтекинской экспедиции40. По приказу М.Д. Скобелева в 1880 г. были подготовлены промежуточные укрепления и склады от Красноводска до Геок-Тепе и обеспечен регулярный подвоз продовольствия и боеприпасов. По его инициативе началось строительство железной дороги от Красноводска вглубь Туркмении41.

На Каспийскую флотилию легли задачи патрулирования прибрежной зоны, переброска войск, проведение рекогносцировочных работ. В 1881-1885 гг. была вновь осуществлена реорганизация российских «Морских сил на Каспийском море»42.

Политика на каспийском и среднеазиатском направлениях требовала концентрации усилий всех ведомств Российской империи, прежде всего силовых, поскольку только возможностей Каспийской флотилии и даже Морского ведомства в целом было явно недостаточно. Для поддержки данной политики российское правительство приняло в 1861 г. решение о передаче Астраханского казачьего войска - иррегулярных, но достаточно мобильных военных сил - из подчинения Астраханского генерал-губернатора

43

под начало военного министра . А документ от 14 ноября - 12 декабря 1863 г. «О сообщении Военному министерству сведений о составе в Каспийской флотилии грузоподъёмных судов, времени переходов между портами, расходе и стоимости топли-ва»44 свидетельствует о координации усилий на каспийском направлении самых могуще-

ственных тогда в России силовых структур - Военного и Морского министерств.

Подтверждением их тесного сотрудничества являются экспедиции, организованные этими ведомствами для исследования и освоения Аральского моря, согласно сообщению капитан-лейтенанта П.П. Эрдели об «Аральской военной флотилии и её соста-ве»45, а также их совместная работа по подъёму в 1882 г. затонувшего годом ранее в районе форта Перовского на Аральском море парохода «Самарканд»46.

Морское ведомство привлекало к сотрудничеству и другие государственные учреждения, например, таможню. В документе о событиях, произошедших на Каспии с 5 декабря 1873 по 3 апреля 1874 г., сообщается о передаче парохода «Бурлак» из Каспийской флотилии в ведомство Астраханской таможни47.

Предотвращение пиратских нападений туркмен являлось важным аспектом в российско-персидских отношениях. Эти отношения успешно развивались, о чём свидетельствуют документы РГА ВМФ. Так, был открыт «сверхсметный кредит для главного командира Астраханского порта на расходы в связи с посещением персидским шахом кораблей Каспийской военной флотилии» в 1866 г.48 За счёт российской казны в 1863 г. был арендован у торгового общества «Кавказ и Меркурий» пароход для отправки из Баку в Энзели Мирзы Гафар-хана, посланника персидского шаха49.

Отношения между Россией и Персией знали и периоды охлаждения, что также нашло отражение в материалах РГА ВМФ. В 1859 г. в Астрахани российское правительство запретило продажу частными лицами судов персидским подданным50, а в 1869 г. было запрещено русским судам посещать персидские порты на Каспийском море51. В 1883 г. зафиксирована жалоба персидского посланника на начальника Астрабадской морской станции52. Но не всё было так однозначно. В 1870 г. сообщалось об отправке Морским ведомством двух катеров и баркаса в распоряжение персидского шаха во время его пребывания в городе Решт на персид-

ском побережье Каспия и в Энзелийском заливе53, а в 1873 г. - о принятии мер к организации и подготовке судов для плавания персидского шаха по Каспийскому морю и далее в Санкт-Петербург, столицу Российской империи54. Во время визита генерала-адмирала К.Н. Романова, находившегося в 1871 г. у каспийского побережья Персии, он наградил ряд официальных лиц из числа персидской свиты, сопровождавшей его во время этого путешествия55.

Но влияние России в Персии не ограничивалось её землями, прилегавшими к Каспийскому морю, а распространялось на более обширные пространства, включая и столицу этой страны - Тегеран. Об этом сообщает документ 1911 г. «Записка о значении Персидской казачьей бригады и меры по улучшению её материального положения»56. К сказанному остаётся добавить, что эта воинская часть, созданная и обученная российскими казачьими офицерами, командирами этой бригады, была основной военной опорой правителя страны - персидского шаха, своего рода гвардией и самой боеспособной единицей в персидской армии.

Интересно отметить, что на просторы Каспийского моря пытались прорваться представители деловых кругов стран Западной Европы, что пресекалось российскими властями, доминировавшими на Каспии. Так, в 1877 г. была отклонена просьба подданных Шведского королевства братьев Нобель иметь собственные суда на Каспийском море для перевозки нефти и других материалов57. Но при этом российские власти не препятствовали транзиту европейских и персидских товаров через Каспий и Кавказ, а также Персию и Россию в Закавказье и Среднюю Азию. Об этом говорится в сообщениях российских дипломатов в Персии и начальника Астрабадской морской стан-ции58.

Вторая половина XIX и начало XX в. были временем господства Российской империи на Каспии, поскольку с начала XIX в. Персия, потерпев поражения в русско-персидских войнах, утратила право иметь там военно-морские силы. Она была вынуждена

всецело уповать на российский военный флот для отражения набегов туркменских пиратов и постепенно утрачивала суверенитет, что привело страну в состояние полуколонии Российской и Британской империй. Сферой российского влияния стала северная часть страны вместе с её столицей Тегераном, а британского - южная, прилегавшая к Персидскому заливу. Что касается казахов и туркмен Прикаспия, причём не только этого региона, но и закаспийских пустынь и оазисов Средней Азии до Мерва (Мары. - Авт.) и Хивы вместе с Казахской степью от гор Алтая и Тянь-Шаня до междуречья Волги и Урала, то все они стали подданными Российской империи в течение второй половины XIX в.

Завоевание Средней Азии во многом, если не в основном, было обусловлено укреплением позиций Российской империи на каспийских рубежах и в Персии, где была заметна, прежде всего, роль Морского ведомства, в частности, Каспийской военной флотилии. Для освещения истории стран и народов Прикаспийского региона - России, Персии, туркмен и казахов в этот период непреходящее значение имеют материалы Российского государственного архива Военно-морского флота, что автор и пытался показать в этой статье.

Примечания

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 410. Оп. 2. Т. 1. № пп. 1304. О переводе рекрут из Отдельного Кавказского корпуса в Каспийскую флотилию.

2 июля 1856 - 21 июня 1858 г.

2 Там же. № пп. 1562. О ревизии вице-адмиралом Н.Ф. Метлиным портов Чёрного и Каспийского морей... 29 марта 1858 - 25 мая 1859 г.

3 Там же. Т. 2. № пп. 1456. О постройке судов для Каспийской флотилии. 11 ноября 1868 -

3 апреля 1871 г.

4 Там же. Т. 1. № пп. 1717. О проверке главным командиром Астраханского порта и Каспийской флотилии Астрабадской и Бакинской морских станций и прибрежных пунктов Кас-

пийского моря. 8 ноября 1859 - 31 октября 1860 г.

5 Там же. № пп. 1829. О возвращении Астраханскому порту денежной суммы, израсходованной в 1857 г. на устройство телеграфной линии от Астрахани до Каспийского моря.

6 Там же. Т. 2. № 3946. О. рассмотрении предложений. устройства наблюдательных пунктов на маяках Каспийского моря, железной дороги от Персидского залива до Энзели... 28 ноября 1867 г. - 26 апреля 1879 г.

7 Там же. Т. 1. № 1101. О предполагаемой постройке винтовых пароходов для Каспийской флотилии. 20 октября 1855 - 21 марта 1856 г.

8 Там же. № 1753. О постройке в Астрахани барж для перевозки провианта на Кавказ. 20 августа 1859 - 22 февраля 1860 г.

9 Там же. Т. 2. № 3133. О рассмотрении предложения общества «Кавказ и Меркурий» об устройстве пароходного сообщения с Красново-дском. 16 января 1870 - 31 мая 1872 г.

10 Там же. № 3829. О продлении на 15 лет содержания обществом «Кавказ и Меркурий» срочных пароходных сообщений на Каспийском море. 5 февраля 1883 - 13 июня 1884 г.

11 Там же. № 2335. Об учреждении в Астрахани Каспийской морской библиотеки. 13 января

- 3 февраля 1860 г.

12 Там же. № 3016. Об оказании содействия востоковеду Н.В. Ханыкову в снятии им арабской надписи на Радканской башне (Каспийское море). 2 ноября 1868 - 16 августа 1871 г.

13 Там же. № 2096. Об устройстве управления Петровским портом на Каспийском море. 28 ноября 1873 - 20 февраля 1876; № пп. 3479. О заключении на правила о стоянке судов в гавани Петровского порта и инструкции капитану над портом. 9 декабря 1875 - 7 февраля 1876 г.

14 Там же. № 1385. Предписания юрисконсульту Морского ведомства старшему советнику К.С. Варранду, командированному в Астрахань, и его записки о состоянии и деятельности Каспийской флотилии и Астраханского порта.

15 Там же. Т. 1. № 1057. О постройке механических мастерских в Астрахани и Баку. 30 июня

- 30 мая 1859 г.

16 Там же. № 681. Об ассигновании дополнительных средств на постройку лазарета на о. Ашур-Адэ (Каспийское море). 24 апреля 1852 г.

- 20 сентября 1858 г.; № 1304. О перевозке корреспонденции и денежных сумм из Энзели в Астрабад. 14 июня - 16 июля 1856 г.

17 Там же. Т. 2. № 2454. Докладная записка главного командира Астраханского порта о результатах осмотра портов Каспийского моря и судовом составе флотилии. 14 декабря 1860 г. Л. 117-131.

18 Там же. № 3076. О командировании директора Канцелярии К.А. Манна в разные порты и сообщении им сведений о состоянии и нуждах портов и отчёта по обзору портов Каспийского моря. 4 июня 1869 г. - 26 февраля 1871 г.

19 Там же. № 3225. О рассмотрении записки надворного советника Павлова-Сильванского о состоянии, развитии торговли и промыслов в Красноводском крае. 17 июня - 16 июля 1871 г.; т. 3. № 4456. О постройке судов для Каспийской флотилии. 11 ноября 1868 г. - 3 апреля 1871 г.

20 Там же. Фонд канцелярии Морского министерства. Ф. 410. Оп. 1. Ед. хр. 1298. Л. 1-12. О назначении начальника Главного морского штаба членом в Азиатский департамент для рассмотрения вопросов о племенах, обитающих на восточном берегу Каспийского моря.

21 Там же. Оп. 2. Т. 2. № 3151. О поездке генерал-адмирала летом 1870 г. на Каспийское море, осмотре судов Каспийской флотилии и учреждений Морского ведомства; принятии мер к улучшению быта и питания служащих Астра-бадской морской станции. 3 апреля 1870 г. -26 апреля 1871 г.

22 Там же. Фонд канцелярии Морского министерства. Ф. 410. Оп. 2. Ед. хр. 8359. Л. 52, 32. Май 1870 г.

23 Там же. Т. 2. № 3628. Программа экспедиции, предпринимаемой великим князем Николаем Константиновичем в Среднюю Азию летом 1879 г.

24 Там же. № 3117. О деятельности Комитета, учреждённого для рассмотрения вопросов, касающихся политического и торгового значения Каспийского моря и совещания по делам Закаспийского края. 21 декабря 1869 г. - 31 мая 1872 г.

25 Там же. Т. 1. № 1719. О действиях экспедиции под начальством полковника Дандевиля против туркмен на восточном побережье Каспийского моря. 29 апреля - 9 декабря 1859 г.

26 Там же. Фонд «Всеподданнейшие отчёты по флоту и Морскому ведомству». Ф. 167. Оп. 1. Ед. хр. 32. Л. 1-51. О нападении 7 ноября 1864 г. отряда туркмен на съёмочную партию, проводившую гидрографические работы на Атан-кале в Астрабадском заливе.

27 Там же. Т. 2. № 3286. О взаимоотношениях с туркменами и действиях Красноводского отряда на восточном берегу Каспийского моря (часть документов на французском языке). 15 февраля - 15 декабря 1872 г.

28 Там же. № 3062 (часть документов на французском языке). 15 марта 1869 г. - 31 декабря 1871 г.

29 Там же. Ф. 410. Оп. 2. Т. 2. № 3340. Канцелярия морского министерства. 1836-1918 гг.

30 Там же. Т. 2. № 3442. Донесения. о постройке крепостных башен на полуострове Потёмкин (Каспийское море). 26 февраля - 18 сентября 1875 г.

31 Там же. № 2382. О возмещении убытков туркменскому старшине Ниязову за сожжение Чикишлярского аула оренбургским отрядом. 27 апреля - 29 октября 1860 г.

32 Там же. Ф. 410. Оп. 2. Т. 1. № 1744. О нецелесообразности посылки парохода «Астрабад» к северо-восточному побережью Каспийского моря для охраны рыбных промыслов. 7 августа -24 октября 1859 г.

33 Там же. № 3154. О нападении киргизов на форт Александровский и сожжении Тюб-Караганских маяков (Каспийское море). 1021 апреля 1870 г.

34 Там же. Фонд Алексеева Е.И. Ф. 32. Оп. 1. Ед. хр. 337. Л. 1-112.

35 Там же. Фонд «Всеподданнейшие отчёты по флоту и Морскому ведомству». Ф. 167. Оп. 1. Ед. хр. 36. Л. 33. Об участии паровой шхуны «Хивинец» в занятии Красноводского залива; об участии парового баркаса «Скорый» в занятии Красноводского залива; об участии парохода «Наср-Эддин» в занятии Красноводского залива. 1869 г.

36 Там же. Ф. 167. Оп. 1. Ед. хр. 36. О содействии судов Каспийской флотилии занятию Красноводского залива.

37 См.: Гундогдыев О. Туркменистан глазами европейских авторов XIX - начала XX в. Хрестоматийный сборник. Ашгабат. 2008. С. 29-31.

38 Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Русская Средняя Азия. СПб, 1885. Т. X. С. 11, 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 РГА ВМФ. Фонд адмирала Дубасова Ф.В. Ф. 9. Оп. 1. Ед. хр. 1057. Участие моряков в Ахалтекинской экспедиции. 1880-1881 гг. (статья неизвестного автора). Л. 1-19.

40

Там же.

41 Гродеков Н.И. Война в Туркмении. Поход Скобелева в 1880-1881 гг. СПб, 1883. Т. 1. С. 7.

42 РГА ВМФ. Ф. 410. Он. 2. Т. 2. № 4113. О состоянии, деятельности и реорганизации морских сил на Каспийском море. 8 октября 1881 г. -23 ноября 1885 г.

43 Там же. Т. 2. № 2942. О передаче Астраханского казачьего войска из ведомства военного губернатора г. Астрахани в подчинение военного министра. 26 августа - 12 декабря 1861 г.

44 Там же. № 2665. О сообщении Военному министерству сведений о составе в Каспийской флотилии грузоподъёмных судов, времени переходов между портами, расходе и стоимости топлива. 14 декабря - 12 декабря 1863 г.

45 Там же. Т. 1. № 1495. Справка об экспедициях морского и военного ведомств к Аральскому морю, записка капитан-лейтенанта Эрдели об Аральской флотилии и сведения о её составе. 29 октября - 6 ноября 1857 г.

46 Там же. № 2257. Отчёт штаба ТуркВО о работах по подъёму затонувшего в 1881 г. в районе форта Перовский (Аральское море) парохода «Самарканд». 3 марта - августа 1882 г.

47 Там же. Фонд Канцелярии Морского министерства. Ф. 410. Оп. 2. Ед. хр. 4702. Л. 20. О передаче парохода «Бурлак» в ведение Астраханской таможни. 5 декабря 1873 г. - 3 апреля 1874 г.

48 Там же. Т. 2. № 2845. О посещении персидским шахом судов Каспийской флотилии. 1 февраля 1866 г. - 10 января 1868 г.

49 Там же. Т. 1. № 1877. О принятии за счёт казны расходов по аренде у общества «Кавказ и Меркурий» парохода для отправки из Баку в Энзели посланника шаха Ирана Мирзы Гафар хана. 20 января - 30 марта 1863 г.

50 Там же. № 1720. О запрещении продажи в Астрахани частными лицами судов персидским подданным. 18-25 мая 1859 г.

51 Там же. Т. 2. № 3052. Письмо государственного канцлера о запрещении входа русских судов в персидские порты Каспийского моря (на франц. яз.). 8 февраля 1869 г.

52 Там же. № 3811. О рассмотрении жалобы персидского посланника на начальника Астра-бадской морской станции. 10 января - 30 апреля 1883 г.

53 Там же. № пп. 3128. Об отправке двух катеров и баркаса Морского ведомства в распоряжение персидского шаха в период пребывания его в Реште и Энзелийском заливе. 7 января -23 марта 1870 г.

54 Там же. Т. 2. № 3338. О принятии мер к организации и подготовке судов для плавания персидского шаха по Каспийскому морю и в Петербург. 9 января - 2 марта 1873 г.

55 Там же. № 3151. О поездке генерал-адмирала летом 1870 г. на Каспийское море. О награждении лиц персидской администрации, сопровождавших генерал-адмирала во время плавания вдоль персидских берегов. 3 апреля 1870 г.-26 апреля 1871 г.

56 Там же. Фонд Генмор. Ф. 418. Оп. 1. Ед. хр. 3911. Л. 1-12. Записка о значении Персидской казачьей бригады и мерах по улучшению её материального положения.

57 Там же. № 3535. Об отклонении просьбы шведских подданных братьев Нобель иметь собственные суда на Каспийском море для перевозки нефти и других материалов. 3 февраля -16 мая 1877 г.

58 Там же. № 3342. Донесения русских дипломатических представителей и начальника Астрабадской морской станции о товарах, привозимых транзитом через Россию и Персию в Закавказье и Среднюю Азию. 19 января - 25 июня 1873 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.