Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ЖИЗНИ ГОРОДА: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ'

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ЖИЗНИ ГОРОДА: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГОРОДСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРАВО НА ГОРОД / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антонова Наталья Леонидовна, Абрамова Софья Борисовна, Хафизова Виктория Рауфовна

В статье проведен анализ участия молодого поколения крупного промышленного города в развитии территории. Утверждается, что вовлеченность молодежи в городскую жизнь является маркером ее гражданской позиции, свидетельствующим о готовности включиться в социальные изменения на правах действующего субъекта. В условиях цифровизации практически всех сфер общественной жизни формируются новые тренды в преобразовательных практиках молодого поколения. Цифровые коммуникации создают новую для молодого поколения реальность, в которой снижена социальная дистанция и развиваются новые системы взаимодействий. Основной целью нашего исследования стал анализ интенсивности, содержательной и оценочной направленности освещения участия молодежи в жизни города в цифровой среде. Методом сбора информации стал контент-анализ, эмпирическую базу составили материалы, опубликованные в июне и декабре 2021 года на следующих медиаплощадках: в сетевых изданиях «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн» и «It’s My City» («Это мой город»), а также сетевых городских сообществах «Типичный Екатеринбург», «Молодежный Екатеринбург» и «Дом молодежи». Материалы исследования показали, что повестку реализации права на город молодежью наиболее активно поддерживает специализированное СМИ It’s My City. При этом на всех медиаплощадках актуализирован вопрос производства городского пространства. Наиболее актуальными темами, обсуждаемыми в цифровой среде, являются культура и градостроительство. Внедрение цифровых технологий, с одной стороны, формирует иллюзию партисипации молодежи в развитие и преобразование городской среды, с другой стороны, становится средством продвижения и создания городских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антонова Наталья Леонидовна, Абрамова Софья Борисовна, Хафизова Виктория Рауфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH PARTICIPATION IN THE LIFE OF THE CITY: A REPRESENTATION OF DIGITAL PRACTICES

This article analyzes the participation of the young generation of a large industrial city in the development of the territory. It is argued that the involvement of young people in urban life is a marker of their civic position, indicating their readiness to be actively involved in social changes. With the digitalization of almost all spheres of public life, new trends are emerging in the transformative practices of the younger generation. Digital communications create a new reality for the younger generation, in which social distance is reduced and new systems of interaction are developing. The main goal of our study was to analyze the intensity, content, and evaluative orientation of the coverage of youth digital participation in the life of the city. Content analysis was used, and the empirical base was made up of materials published in June and December 2021 on the following media platforms: online publications «E1.RU Yekaterinburg Online» and «It’s My City», as well as online urban communities «Typical Yekaterinburg», «Youth Yekaterinburg» and «House of Youth». The materials of the study showed that the implementation of the right to the city by young people is most actively supported by «It’s My City», while the production of urban space has been updated on all media platforms. The most relevant topics discussed in the digital environment are culture and urban planning. The introduction of digital technologies forms the illusion of youth participation in the development and transformation of the urban environment, while it also becomes a means of promoting and creating urban projects.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ЖИЗНИ ГОРОДА: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ»

Социологические науки

УДК 316.4 DOI: 10.14529/ssh220310

УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ЖИЗНИ ГОРОДА: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Н. Л. Антонова, С. Б. Абрамова, В. Р. Хафизова

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

В статье проведен анализ участия молодого поколения крупного промышленного города в развитии территории. Утверждается, что вовлеченность молодежи в городскую жизнь является маркером ее гражданской позиции, свидетельствующим о готовности включиться в социальные изменения на правах действующего субъекта. В условиях цифровизации практически всех сфер общественной жизни формируются новые тренды в преобразовательных практиках молодого поколения. Цифровые коммуникации создают новую для молодого поколения реальность, в которой снижена социальная дистанция и развиваются новые системы взаимодействий. Основной целью нашего исследования стал анализ интенсивности, содержательной и оценочной направленности освещения участия молодежи в жизни города в цифровой среде. Методом сбора информации стал контент-анализ, эмпирическую базу составили материалы, опубликованные в июне и декабре 2021 года на следующих медиаплощадках: в сетевых изданиях «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн» и «It's My City» («Это мой город»), а также сетевых городских сообществах «Типичный Екатеринбург», «Молодежный Екатеринбург» и «Дом молодежи». Материалы исследования показали, что повестку реализации права на город молодежью наиболее активно поддерживает специализированное СМИ It's My City. При этом на всех медиаплощадках актуализирован вопрос производства городского пространства. Наиболее актуальными темами, обсуждаемыми в цифровой среде, являются культура и градостроительство. Внедрение цифровых технологий, с одной стороны, формирует иллюзию партисипации молодежи в развитие и преобразование городской среды, с другой стороны, становится средством продвижения и создания городских проектов.

Ключевые слова: город, городская активность, молодежь, право на город, цифровая среда.

Введение

Развитие городского пространства и участие в нем разных социальных групп последние десятилетия становится актуальным предметным полем в исследовательских практиках. Город определяет бытие современного горожанина, становится местом реализации потребностей и интересов, расширяет системы взаимодействий и коммуникационные маршруты.

Присваивая город, его жители не только выступают потребителями городского пространства, но и включаются в производство, создавая условия для комфортного проживания. Согласно А. Ле-февру [1] горожане могут стать творцами городской среды, имея равное право с властными структурами формировать и развивать город, преобразуя и самих себя.

Основной целью нашего исследования стало изучение практик молодежного участия в городской жизни, представленных на медиаплощадках крупного промышленного города. Задачей исследования выступил анализ интенсивности, содержательной и оценочной направленности освещения в цифровой среде активности молодого поколения и вовлечения его в развитие городского пространства. Объектом исследования стала репрезентация практик участия молодежи в развитии города, представленная в цифровой среде, а пред-

метом - освещение событий и их тематика с позиций реализации права на город.

Обзор литературы

Молодое поколение как движущая сила социального развития территорий формирует собственные представления о развитии городской среды и проявляет активность, заявляя право на город. Ю. А. Зубок и Ю. В. Березутский определяют социальную активность как «...осознанное участие молодежи в жизни других людей, общества; проявление молодежью неравнодушия к общественным явлениям и процессам; участие молодежи в общественной и политической жизни, направленное на преобразование окружающей действительности» [2].

Участие молодежи в городской жизни является маркером ее гражданской позиции, свидетельствующим о готовности включиться в социальные изменения на правах действующего субъекта. Потребность жить, учиться и работать в городе, который может реализовать широкий круг интересов, становится одной из лидирующих. При этом, по утверждению Е. Н. Заборовой и А. Ф. Исламо-вой, «.удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью в городе во многом зависит от активности самих людей, занимаемой ими социальной позиции» [3]. В нашем исследовании, проведенном в 2019 году (п=750), городская молодежь,

«очеловечивая» город, стремится преобразовать его под собственные запросы [4].

В условиях цифровизации практически всех сфер общественной жизни формируются новые тренды в преобразовательных практиках молодого поколения. Коммуникативное пространство социальных сетей, новостных порталов реализует функцию мобилизации, которая способствует сплочению молодых горожан в решении острых вопросов. Солидаризирующий потенциал, заложенный в интернет-коммуникациях, проявляет себя в разных ипостасях: от подписания петиций до организации общественных онлайн-движений [5]. Согласно О. А. Башевой особенностью гражданского участия сегодня выступает участие в коротких и акционных практиках, наблюдается переориентирование на социальную кооперацию и взаимопомощь [6]. По утверждению Р. М. Бен, зачастую «...внебюджетные инициативы групп жителей имеют более высокую эффективность и более высокую поддержку населения, чем огромные проекты политических лидеров» [7].

Молодое поколение «примеряет» различные техники вовлеченности в городские проекты в условиях становления и развития цифровой культуры. Опираясь на идеи Э. Соеп [8], типоло-гизирующей практики политики гражданского участия молодежи, можно в рамках локальных инициатив выделить, во-первых, привлечение единомышленников-друзей с использованием интернет-ресурсов; во-вторых, презентацию конкретных реализованных инициатив либо проблемных точек через нарративные фото- и видеодокументы; в-третьих, формирование и поддержание каналов коммуникации с представителями разных социальных групп, а также экспертного сообщества. Цифровые коммуникации создают новую для молодого поколения реальность, в которой снижена социальная дистанция и развиваются новые системы взаимодействий.

Вместе с этим, согласно исследованиям, наблюдаются эффекты деструктивного влияния цифровой среды. В частности, Е. В. Бродовская с коллегами [9], рассматривая влияние цифровых коммуникаций на профессиональную культуру российской молодежи, отметила некритическое отношение к интернет-контенту (когнитивная редукция), несформированность навыков управления интернет-коммуникациями (цифровой алармизм), стирание границ и барьеров (уважительности) в общении (коммуникативная деструкция).

Несмотря на негативные эффекты цифровых коммуникаций вовлеченность в цифровую среду является скорее обязательным маркером идентичности молодого поколения, фактором становления пар-тисипаторной цифровой культуры. Цифровая среда становится источником самоактуализации, в том числе и в продвижении городских активностей, производстве пространства и развитии территории.

Методы исследования

Основной целью нашего исследования стал анализ интенсивности, содержательной и оценочной направленности освещения участия молодежи в жизни города в цифровой среде. Мы использовали метод контент-анализа. В качестве эмпирического материала были выбраны публикации пяти медиаплощадок: сетевых изданий «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн» и «It's My City» («Это мой город»), а также сетевых городских сообществ «Типичный Екатеринбург», «Молодежный Екатеринбург» и «Дом молодежи».

Выбор сетевого издания Е1.РУ обоснован тем, что СМИ входит в крупнейшую в России сеть городских порталов Shkulev Media Holding. Среднее количество посетителей портала составляет около 8,4 млн в месяц [10]. Ядро целевой аудитории составляют возрастные категории 25-34 года (26 %) и 35-44 года (35 %). По данным Медиалогии за III квартал 2021 года, Е1.РУ занимает третью позицию в рейтинге самых цитируемых СМИ Свердловской области [11]. В социальной сети «ВКонтакте» сообщество портала Е1 насчитывает около 274 тысяч подписчиков [12] и опережает по данному показателю остальные региональные СМИ.

Выбор It's My City обусловлен тем, что издание позиционирует себя как узконаправленное независимое СМИ в Екатеринбурге, которое фокусируется на таких темах, как городское сообщество, городская среда, девелопмент и архитектура, инфраструктура. Издание ориентируется на образованных, активных, ответственных горожан и видит свою миссию в развитии городского сообщества [13]. Средняя ежемесячная аудитория издания составляет около 500 тысяч уникальных посетителей. Большая часть читателей находится в возрасте от 25 до 44 лет (25-34 года - 15,1 %, 35-44 года - 20,3 %, 45-54 года - 20,3 %, 55 и старше - 38,4 %).

Среди сетевых городских сообществ в первую очередь был выбран «Типичный Екатеринбург», так как он является самым популярным пабликом в Екатеринбурге, который агрегирует важные новости Свердловской области. Источниками для новостей являются СМИ и подписчики, число последних составляет 650 тысяч человек [14]. По количеству подписчиков «Типичный Екатеринбург» с большим отрывом опережает остальные городские сообщества в Свердловской области, его можно признать лидером среди региональных сетевых сообществ.

В свою очередь, сетевые сообщества «Молодежный Екатеринбург» и «Дом молодежи» позиционируют себя как главные молодежные паблики города, поэтому привлекли исследовательское внимание. Количество подписчиков сообществ в социальной сети «ВКонтакте» составляет 14 тысяч пользователей [15] и 6 тысяч пользователей [16] соответственно. Деятельность сообществ направлена на объединение молодежи Екатерин-

бурга и Свердловской области вокруг реализации уникальных молодежных проектов.

В ходе исследования мы стремились выявить события, темы, сообщества (онлайновые и оффлайновые), места городского пространства, составляющие ядро реализации права на город в его различных составляющих: «право менять город под себя», «право на производство пространства», «право жить в городе», «право потреблять город.

Нами была разработана авторская карта контент-анализа, в которую включены следующие категории: площадка, дата публикации, тип поста, вид активности, тема, характеристики участников, локализация, организатор мероприятия, наличие конфликта организаторов / участников с властями, способ реализации права на город, тональность публикации, количество просмотров и комментариев. Для каждой категории мы определили единицы анализа, единицами счета стали посты.

Контент-анализу подверглись материалы изданий и сообществ, опубликованные в период с 1 по 30 июня 2021 года, а также с 1 по 31 декабря 2021 года. Выбор этих месяцев был неслучаен. Было решено взять летний и зимний месяцы с разницей в полгода. Также эти месяцы прошли относительно «спокойно», не наблюдалось громких скандальных событий, способных повлиять на результаты исследования.

Таблица 1

Численность публикаций в новостных изданиях и сетевых сообществах

Table 1

Number of news publications on news sites and in online communities

На Е1.РУ за исследуемый период вышло всего 2324 публикации (июнь 2021 г. - 1155, декабрь 2021 г. - 1169), из них отобрано 30 публикаций, освещающих городскую активность молодежи.

В It's My City опубликовано 427 материалов (июнь 2021 г. - 190, декабрь 2021 г. - 237), из них отобрано 54 публикации для исследования.

В паблике «Типичный Екатеринбург» вышло 962 публикации (июнь 2021 г. - 470, декабрь 2021 г. -492), отобран 31 материал для анализа.

В сообществе «Молодежный Екатеринбург» опубликовано 105 материалов (июнь 2021 г. - 79, декабрь 2021 г. - 26), из них отобрано 10 публикаций.

В сообществе «Дом молодежи» опубликовано 184 материала (июнь 2021 г. - 107, декабрь 2021 г. -77), из них отобрано 14 публикаций для исследования.

Результаты и дискуссия

Материалы исследования показали следующее: об интенсивности освещения молодежной активности в городской жизни свидетельствуют 139 постов за 2 месяца, размещенных на 5 медийных площадках, что составляет 3,5 % всех публикаций за данный период. В наибольшей степени тему реализации права на город молодежью поддерживает специализированное СМИ It's My City (12,7 % от всех публикаций), в наименьшей - но-востийный портал Е1 (1,3 % от всех постов).

Анализ пяти медийных площадок демонстрирует не только количественную, но и содержательную разницу в их освещении молодежных практик реализации права на город. Можно выделить три различные модели информационной поддержки и освещения реализации молодежной активности в городской среде.

1. Государственное автономное учреждение Свердловской области «Дом молодежи» - подведомственное учреждение Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Это ресурсный центр по работе с основными направлениями государственной молодежной политики в Свердловской области, основной задачей которого выступает формирование созидательной активности молодежи. В публикациях на этой странице преобладают анонсы (85,7 %) различных конкурсов проектов (21,4 %), грантов (21,4 %), квестов по городу и его истории (21,4 %), волонтерских проектов (14,3 %), в которых может участвовать любая молодежь области (71,4 %). Основными организаторами предлагаемых мероприятий выступают федеральные или региональные власти (42,9 %), государственные учреждения (21,4 %) или общественные организации молодежи (38,7 %), что определяет отсутствие конфликтных ситуаций между инициаторами мероприятий и властными структурами. Схожие тенденции фиксируются при анализе сообщества Молодежный Екатеринбург, которое выступает в качестве информационного ресурса Управления молодежной политики Администрации города Екатеринбурга [17] - преобладание анонсов (60 %), отсутствие негативной риторики и конфликтных ситуаций. 8-9 % от всех публикаций на данных медиа-площадках связаны с участием молодежи в жизни

Медиа Всего публикаций Июнь 2021 Декабрь 2021 Отобрано для анализа % отобранных публикаций

Новостные издания E1.RU 2324 1155 1169 30 1,29

It's My City 427 190 237 54 12,65

Сетевые сообществе Типичный Екатеринбург (Typical Yekaterinburg) 962 470 492 31 3,22

Молодежный Екатеринбург (Youth Yekaterinburg) 105 79 26 10 9,52

Дом молодежи (House of Youth) 184 107 77 14 7,61

Итого: 4002 2001 2001 139 3,47

города. Также только на этих двух площадках есть посты, приглашающие к участию в конкурсах школьников и студентов.

2. Совершенно иначе представлена ситуация на паблике It's My City, где ставится задача объединить людей, которые «меняют мир вокруг себя», «влияют на взгляды и привычки других людей», «сегодня делают то, что завтра будут делать остальные». Это самоорганизация городского сообщества, элемент гражданского общества, который активно продвигает анонсы различных мероприятий (40,7 %), и отчеты по ним (59,3 %). Закономерно, что данная форма молодежной активности часто сталкивается с формальными / институционализированными правилами и моделями, что порождает упоминание конфликтов с местными властями (48,1 % проанализированных постов). Предлагаемые проекты рассчитаны не столько на любую молодежь (7,4 %), сколько на молодых активистов-общественников (31,5 %) и молодых представителей политических партий и движений (16,7 %), а также на все население области (44,4 %). В 44,5 % публикаций прослеживается негативная риторика, когда «власти настояли», «горожане предлагали..., все предложения отклонили», «чиновники решили не реагировать» и др. На наш взгляд, негативные контексты разворачиваются в русле основной идеи изменения, преобразования города, устремленности в будущее, которые неизбежно сталкиваются с объективной реальностью, неготовностью власти, непроработанностью проектов, отсутствием механизмов взаимодействия между властью, бизнесом и горожанами и т. п. Медиаресурс рассказывает о мероприятиях максимально широкого охвата, организаторами которых выступают органы власти (22,2 %), общественные организации (29,6 %), негосударственные учреждения (11,1 %), политические движения (5,6 %), сами горожане (22,2 %).

3. Е1.РУ, выступая самым популярным городским новостным порталом Екатеринбурга, определяет свою позицию через любовь к городу и заботу о горожанах: «показываем красоту города», «откровенно говорим о его проблемах», стараемся сделать жизнь горожан комфортнее», «доносим проблемы людей до представителей власти». 90 % контента об активности по реализации права на город здесь имеет характер отчета о свершившемся событии (что зачастую вызывает соответствующие комментарии горожан, «почему мы узнаем, когда уже что-то завершилось»). Молодежная тематика достаточно редко выделяется в качестве самостоятельной - только 20 % проанализированных постов указывают именно на молодежную активность. При этом здесь самый высокий показатель освещения мероприятий, организованных по инициативе жителей (46,7 %), а также достаточно хорошая поддержка мероприятий от властей (33,3 %) при полном отсутствии упомина-

ний от политических партий и негосударственных учреждений. 46,7 % проанализированных постов содержат негативную риторику, но она разворачивается в несколько ином контексте, чем на It's My City: на Е1.РУ подчеркивается нерешенность уже ранее обозначенных проблем, неоднократность обращений, бездействие властей, отсутствие информирования горожан о действиях властей и т. п.

Отметим, что Типичный Екатеринбург не только содержит собственные посты, но и выступает агрегатором других новостных пабликов, что делает его модель контент-стратегии смешанной. Отличительной чертой сообщества является ориентация на освещение позитивных примеров DIY, или «Сделай сам» инициатив горожан. Например, «Пенсионер устроил на крыше солярий», «Житель ЖБИ рисует открытки на ледовом корте».

В рамках исследования было выделено четыре базовых направления реализации права на город:

1. Право менять город под себя как право любой группы, живущей в городе, на воспроизводство характерного для нее образа и стиля жизни.

2. Право на производство городского пространства - право на преобразование города, непосредственно через акты изменения городской среды, через изменение городских практик, право на участие в принятии решений, касающихся жизни в городе и развития города, участие в институтах управления городом.

3. Право жить в городе как преодоление ограничений для ущемленных категорий, а также жилищный вопрос, открытый доступ к проживанию в городе.

4. Право потреблять город как использование городского пространства для своих нужд в повседневной жизни, в том числе проблема частной собственности в рамках городского пространства.

Наиболее распространенным видом реализуемого права на город является право на производство городского пространства - этот тип доминирует на всех медиаплощадках и представлен в 63,3 % материалов проанализированного контента. Право менять город активнее предложено в городских сообществах (20-25 %), однако присутствует и на официальных медиа региональной власти (14-20 %). В наименьшей степени обнаружена активность по реализации права жить в городе - эта тема звучит только на Е1.РУ, что соответствует его задачам раскрытия проблем отдельных категорий граждан.

Преобладающими темами в публикациях, раскрывающих реализацию права на город молодыми жителями, являются сферы культуры и градостроительства. Они могут касаться создания / демонтажа арт-объектов в городском пространстве, сохранения памятников культурного наследия, участия в исторических квестах, конкурсах рисунков городского пейзажа, реставрации зданий-памятников, обсуждении планов реконструкции городского пространства, в том числе благо-

устройства дворов. Специфическим кейсом исследуемого периода является протест горожан против возвращения на фасад Окружного дома офицеров барельефа И. Сталина, который исторически ранее там находился.

Также значимыми направлениями городской активности молодежи выступают вопросы экологии и развития зеленых зон города. Здесь активно присутствуют конкурсы и проекты молодежных инициатив, защита скверов при застройках, экологические акции по сбору мусора. Особым кейсом выступала ситуация со строительством термального комплекса на берегу озера, входящего в границы города Екатеринбурга: в результате протеста горожан Екатеринбургская городская дума отклонила данный проект.

Выводы

В целом материалы исследования позволили прийти к следующим выводам. Интенсивность и направленность освещения в медиаресурсах вопросов реализации права на город молодежью значительным образом различаются в зависимости от редакционной политики и целевой аудитории. Однако данная повестка в той или иной мере при-

сутствует на всех проанализированных интернет-площадках. Цифровизация общества и его институтов изменяет практики информирования населения, проявления инициативы горожанами, формы консолидации, мобилизации, гражданского участия, а также коммуникации жителей с властями. Внедрение цифровых технологий расценивается как противоречивый процесс. С одной стороны, указываются эффекты дедемократизации и техно-кратизации управленческих процессов, усиливающих контроль за населением городов и формирующих иллюзию вовлечения населения в развитие и преобразование городской среды [18]. С другой - интернет-площадки выступают средством продвижения и создания городских проектов, стирания пространственных и социокультурных границ дискуссий и апробации молодежных инициатив, становятся источниками, стимулирующими креативный подход к преобразованию городского пространства.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Свердловской области в рамках научного проекта № 20-411-660012 р_а.

Вид права на город, присутствующий в публикации Type of rights to the city published

Таблица 2 Table 2

Медиаплощадка В целом

It's My City Е1 Типичный Екатеринбург Дом Молодежи Молодежный Екатеринбург

Право на производство пространства 63,0 % 56,7 % 71,0 % 78,6 % 40,0 % 63,3 %

Право менять город под себя 20,4 % 23,3 % 25,8 % 14,3 % 20,0 % 21,6 %

Право потреблять город 16,7 % 10,0 % 3,2 % 7,1 % 40,0 % 12,9 %

Право жить в городе 10,0 % 2,2 %

Итого: 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 %

Таблица 3

Содержательная направленность реализации права на город

Table 3

The content orientation of the rights to the city_

Медиаплощадка В целом

It's My City Е1 Типичный Екатеринбург Дом Молодежи Молодежный Екатеринбург

Культура 37,0 % 10,0 % 54,8 % 21,4 % 30,0 % 33,1 %

Градостроительство 31,5 % 26,7 % 19,4 % 7,1 % 23,0 %

Экология 13,0 % 13,3 % 16,1 % 14,3 % 20,0 % 14,4 %

Парки и скверы 13,0 % 33,3 % 9,7 % 14,4 %

Благотворительность 6,7 % 1,4 %

Спорт 6,7 % 1,4 %

Здравоохранение 7,1 % 0,7 %

Образование 1,9 % 0,7 %

Любое направление городского развития 3,7 % 3,3 % 50,0 % 50,0 % 10,8 %

Итого: 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 % 100,0 %

Литература

1. Lefebvre, H. Writings on Cities / H. Lefebv-re. - Cambridge, MA : Blackwell Publishers, 1996.

2. Зубок, Ю. А. Социальная активность молодежи: мировоззренческие основания саморегуляции / Ю. А. Зубок, Ю. В. Березутский // Власть и управление на Востоке России. - 2020. - № 2 (91). - С. 89-105.

3. Заборова, Е. Н. Город как социальное пространство / Е. Н. Заборова, А. Ф. Исламова // Социологические исследования. - 2013. - № 2. -С. 97-101.

4. Антонова, Н. Л. Право на город: повседневные практики молодежи и партисипация в производстве городского пространства / Н. Л. Антонова, С. Б. Абрамова, В. В. Полякова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 3 (157). -С. 443-462.

5. Earl, J. The future of social movement organizations: the waning dominance of SMOs online / J. Earl // American Behavioral Scientist. - 2015. -№ 59 (1). - P. 35-52

6. Башева, О. А. Цифровой активизм как новый метод гражданской мобилизации / О. А. Ба-шева // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - Т. 6, № 1. - С. 41-57.

7. Бен, Р. М. Город как продукт в условиях современного маркетинга / Р. М. Бен // Архонт. -2018. - № 6 (9). - С. 56-60. - URL: https://www. arkhont.ru/_files/ugd/966b90_6bb6a01d47c6440abfe5 98fae986e8df.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Soep, E. Participatory politics: next generation tactics to remake public spheres / E. Soep. -Cambridge, MA : The MIT Press, 2014.

9. Бродовская, Е. В. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / Е. В. Бро-

довская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Пырма, А. В. Синяков, А. А. Азаров // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. -2019. - № 1. - С. 228—251.

10. Медиакит E1.RU. - URL: https://mediakit. iportal.ru/ekaterinburg (дата обращения: 01.03.2022).

11. Свердловская область: рейтинг СМИ за III квартал 2021 // Медиалогия. - URL: https://www. mlg.ru/ratings/media/regional/10210/ (дата обращения: 01.03.2022).

12. Круглосуточные новости Екатеринбурга E1.RU // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/e1news (дата обращения: 01.03.2022).

13. Медиакит It's My City. - URL: https://itsmycity.ru/pages/ad (дата обращения: 01.03.2022).

14. [ТЕ] Типичный Екатеринбург // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/te_ekb (дата обращения: 01.03.2022).

15. Молодежный Екатеринбург // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/molekb (дата обращения: 01.03.2022).

16. Дом молодежи // ВКонтакте [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/dommolodezhi (дата обращения: 01.03.2022).

17. Работа с молодежью // Официальный портал Екатеринбурга. - URL: https://clck.ru/sEZCe (дата обращения: 01.03.2022).

18. Томин, Л. В. Права и свободы человека в контексте процесса цифровизации. Анализ негативных политических эффектов, возникающих при реализации проектов «умных городов» / Л. В. Томин, А. А. Балаян // Интернет и современное общество : труды XXII Международной объединенной научной конференции. Вып. 3. Государство и граждане в электронной среде. - СПб. : Университет ИТМО, 2019. - С. 144-154.

Антонова Наталья Леонидовна - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры прикладной социологии, Уральский федеральный университет (Екатеринбург), e-mail: n.l.antonova@urfu.ru. ORCID 0000-0002-2063-4970

Абрамова Софья Борисовна - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной социологии, Уральский федеральный университет (Екатеринбург), e-mail: sofia_abramova@mail.ru. ORCID 0000-0003-4010-8406

Хафизова Виктория Рауфовна - кандидат социологических наук, ассистент кафедры прикладной социологии, Уральский федеральный университет (Екатеринбург), e-mail: vikakhaf@mail.ru. ORCID 000 0-0002-5377-0960

Поступила в редакцию 14 марта 2022 г.

DOI: 10.14529/ssh220310

YOUTH PARTICIPATION IN THE LIFE OF THE CITY: A REPRESENTATION OF DIGITAL PRACTICES

N. L. Antonova, S. B. Abramova, V. R. Khafizova

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation

This article analyzes the participation of the young generation of a large industrial city in the development of the territory. It is argued that the involvement of young people in urban life is a marker of their civic position, indicating their readiness to be actively involved in social changes. With the digitalization of almost all spheres of public life, new trends are emerging in the transformative practices of the younger generation. Digital communications create a new reality for the younger generation, in which social distance is reduced and new systems of interaction are developing. The main goal of our study was to analyze the intensity, content, and evaluative orientation of the coverage of youth digital participation in the life of the city. Content analysis was used, and the empirical base was made up of materials published in June and December 2021 on the following media platforms: online publications «E1.RU Yekaterinburg Online» and «It's My City», as well as online urban communities «Typical Yekaterinburg», «Youth Yekaterinburg» and «House of Youth». The materials of the study showed that the implementation of the right to the city by young people is most actively supported by «It's My City», while the production of urban space has been updated on all media platforms. The most relevant topics discussed in the digital environment are culture and urban planning. The introduction of digital technologies forms the illusion of youth participation in the development and transformation of the urban environment, while it also becomes a means of promoting and creating urban projects.

Keywords: city, urban activity, youth, the right to the city, digital environment.

References

1. Lefebvre H. Writings on Cities. Blackwell Publishers, 1996.

2. Zubok Y.A., Berezutskij Y.V. Social'naya aktivnost' molodezhi: mirovozzrencheskie osnovaniya samoregulyacii [The Social Activity of Youth: Ideological Foundations of Self-Regulations] // Vlast' i uprav-lenie na Vostoke Rossii. 2020. № 2 (91). S. 89-105.

3. Zaborova E.N., Islamova A.F. Gorod kak social'noe prostranstvo [The City as a Social Space] // So-ciologicheskie issledovaniya. 2013. № 2. S. 97-101.

4. Antonova N.L., Abramova S.B., Polyakova V.V. Pravo na gorod: povsednevnye praktiki molodezhi i partisipaciya v proizvodstve gorodskogo prostranstva [The Right to the City: Daily Practices of Youth and Participation in the Production of Urban Space] // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2020. № 3(157). S. 443-462.

5. Earl J. The Future of Social Movement Organizations: The Waning Dominance of SMOs Online // American Behavioral Scientist. 2015. Vol. 59(1). P. 35-52.

6. Basheva O.A. Cifrovoj aktivizm kak novyj metod grazhdanskoj mobilizacii [Digital Activism as a New Method of Civil Mobilization] // Nauchnyj rezul'tat. Sociologiya i upravlenie. 2020. № 6 (1). S. 41-57.

7. Ben R.M. Gorod kak produkt v usloviyah sovremennogo mar-ketinga [The City as a Product in the Context of Modern Marketing] // Arhont. 2018. № 6 (9). S. 56-60. URL: https://www.arkhont.ru/_files/ugd/ 966b90_6bb6a01d47c6440abfe598fae986e8df.pdf (data obrashcheniya: 01.03.2022).

8. Soep E. Participatory Politics: Next Generation Tactics to Remake Public Spheres. Cambridge, MA: The MIT Press, 2014.

9. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Y., Pyrma R.V., Sinyakov A.V., Azarov A.A. Vliyanie cifrovyh kommunikacij na formirovanie professional'noj kul'tury rossijskoj molodezhi: rezul'taty kompleksnogo pri-kladnogo issledovaniya [The Impact of Digital Communication on the Professional Culture of Russian Youth: Results of a Comprehensive Applied Study] // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i so-cial'nyeperemeny. 2019. № 1. S. 228-251.

10. Mediakit E1.RU. URL: https://mediakit.iportal.ru/ekaterinburg (data obrashcheniya: 01.03.2022).

11. Sverdlovskaya oblast' [Sverdlovsk Region]: rejting SMI za III kvartal 2021 // Medialogiya. URL: http s://www.mlg.ru/ratings/media/regional/10210/ (data obrashcheniya: 01.03.2022).

12. Kruglosutochnye novosti Ekaterinburga E1.RU [Round-the-Clock News of Yekaterinburg E1.RU] // Vkontakte. URL: https://vk.com/e1news (data obrashcheniya: 01.03.2022).

13. Mediakit It's My City. URL: https://itsmycity.ru/pages/ad (data obrashcheniya: 01.03.2022).

14. [TE] Tipichnyj Ekaterinburg [Typical Yekaterinburg] // VKontakte. URL: https://vk.com/te_ekb (data obrashcheniya: 01.03.2022).

15. Molodezhnyj Ekaterinburg [Youth Yekaterinburg] // Vkontakte. URL: https://vk.com/molekb (data obrashcheniya: 01.03.2022).

16. Dom molodezhi [Youth House] // Vkontakte. URL: https://vk.com/dommolodezhi (data obrashcheniya: 01.03.2022).

17. Rabota s molodezh'yu [Work with Young People] // Oficial'nyj portal Ekaterinburga. URL: https://clck.ru/sEZCe (data obrashcheniya: 01.03.2022).

18. Tomin L.V., Balayan A.A. Prava i svobody cheloveka v kontekste processa cifrovizacii. Analiz nega-tivnyh politicheskih effektov, voznikayushchih pri realizacii proektov «umnyh gorodov» [Human Rights and Freedoms in Digitalization. An Analysis of the Negative Political Effects of «Smart City» Projects] // Internet i sovremennoe obshchestvo: trudy XXII Mezhdunarodnoy ob"edinennoy nauchnoy konferentsii. Vyp. 3. Gosu-darstvo i grazhdane v elektronnoy srede. SPb.: Universitet ITMO, 2019. S. 144-154.

Natalya L. Antonova - D. Sc. (Sociology), Professor, Professor of the Department of Applied Sociology, Ural Federal University (Yekaterinburg), e-mail: n.l.antonova@urfu.ru

Sofya B. Abramova - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Applied Sociology, Ural Federal University (Yekaterinburg), e-mail: sofia_abramova@mail.ru

Viktoria R. Khafizova - Cand. Sc. (Sociology), Assistant of the Department of Applied Sociology, Ural Federal University (Yekaterinburg), e-mail: vikakhaf@mail.ru

Received March 14, 2022

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Антонова, Н. Л. Участие молодежи в жизни города: репрезентация практик в цифровой среде / Н. Л. Антонова, С. Б. Абрамова, В. Р. Хафизова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2022. - Т. 22, № 3. - С. 76-83. Б01: 10.14529^^20310

Antonova N. L., Abramova S. B., Khafizova V. R. Youth Participation in the Life of the City: a Representation of Digital Practices. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2022, vol. 22, no. 3, pp. 76-83. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh220310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.