Научная статья на тему 'НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КОНСТРУИРОВАНИИ УРБАНИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КОНСТРУИРОВАНИИ УРБАНИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
252
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАН-МЕДИА / НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / УРБАНИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА / НАРРАТИВЫ / ПРОГУЛКА / М. ДЕ СЕРТО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абашев В.В.

В статье рассматриваются регулярные городские сетевые издания, возникшие на волне урбанизационного процесса в начале 2010-х годов и объединенные идеей урбанизма как идеологией и представлением об образе жизни. Анализируется их роль в формировании символического измерения городской среды. Теоретико-методологическим основанием анализа служат идеи А. Лефевра и М. де Серто о важности символического измерения городской среды и роли нарративов в производстве урбанистического пространства. Анализ массива публикаций в сетевых журналах «The Village. Екатеринбург», «It`s My City», «Томский обзор», «Звезда», «Text», «ИНДЕ» позволяет сделать вывод о том, что новая городская журналистика участвует в конструировании городской среды через инициирование, фиксацию и рассеивание городских нарративов, личных и коллективных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CITY JOURNALISM IN THE DESIGN OF THE URBAN ENVIRONMENT

The article explores online city media that have emerged in the surge of the urban growth of the early 2010s and united by the concept of urbanism as an ideology and a notion of a lifestyle. Their role in the formation of the symbolic dimension of the urban environment is analyzed. The theoretic framework for the analysis are Henri Lefebvre’s and Michel de Certeau’s views on the importance of the symbolic dimension of the urban environment and the role of narratives in the urban space production. The analysis of a set of publications in online magazines The Village. Yekaterinburg, It's My City, Tomsk Review, Zvezda, Text, and INDE has allowed us to conclude that the new urban journalism participates in the construction of the urban environment through the initiation, fixation, and dispersion of urban narratives, both personal and collective.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КОНСТРУИРОВАНИИ УРБАНИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

DOI 10.26105/PBSSPU.2021.8.4.001 УДК 070:821-9(470.24) ББК 76.024(2Рос-4Нов)712.8

В.В. Абашев

НОВАЯ ГОРОДСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КОНСТРУИРОВАНИИ УРБАНИСТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматриваются регулярные городские сетевые издания, возникшие на волне урбанизационного процесса в начале 2010-х годов и объединенные идеей урбанизма как идеологией и представлением об образе жизни. Анализируется их роль в формировании символического измерения городской среды. Теоретико-методологическим основанием анализа служат идеи А. Ле-февра и М. де Серто о важности символического измерения городской среды и роли нарративов в производстве урбанистического пространства. Анализ массива публикаций в сетевых журналах «The Village. Екатеринбург», «It's My City», «Томский обзор», «Звезда», «Text», «ИНДЕ» позволяет сделать вывод о том, что новая городская журналистика участвует в конструировании городской среды через инициирование, фиксацию и рассеивание городских нарративов, личных и коллективных.

Ключевые слова: урбан-медиа, новая городская журналистика, урбанистическая среда, нарративы, прогулка, М. де Серто.

V.V. Abashev

NEW CITY JOURNALISM IN THE DESIGN OF THE URBAN ENVIRONMENT

The article explores online city media that have emerged in the surge of the urban growth of the early 2010s and united by the concept of urbanism as an ideology and a notion of a lifestyle. Their role in the formation of the symbolic dimension of the urban environment is analyzed. The theoretic framework for the analysis are Henri Lefebvre's and Michel de Certeau's views on the importance of the symbolic dimension of the urban environment and the role of narratives in the urban space production. The analysis of a set of publications in online magazines The Village. Yekaterinburg, It's My City, Tomsk Review, Zvezda, Text, and INDE has allowed us to conclude that the new urban journalism participates in the construction of the urban environment through the initiation, fixation, and dispersion of urban narratives, both personal and collective.

Keywords: Urban Media, City Journalism, Urban Environment, Narrative, City Strolling, M. de Certeau.

Введение

«У нас сейчас каждый суслик урбанист» [16], - не без нотки раздражения заметила как-то пермская чиновница, имея в виду избыток претендентов на модный статус. Реплик подобного рода об урбанистах встречается множество. И надо признать, они не грешат против истины. В том смысле, что урбанистика в России (по крайней мере в публичном поле) существует не только и пока даже не столько как междисциплинарное поле исследований, сколько как общественное движение. Наша статья посвящена интегрирующему медийному компоненту этого движения.

Предварительно, поскольку общепринятого термина нет, мы определим его как урбан-медиа с акцентом на «урбан» как содержательной, а не территориальной характеристике. Мы имеем в виду разветвленный, но все же содержательно и интенционально единый комплекс медиа активностей, возникший в начале 2010-х гг. и продолжающий развиваться.

Материалы и методы

В рамках настоящей статьи из этого обширного комплекса мы выделим лишь один кластер - «новую городскую журналистику» Это регулярные интернет-издания со штатными редакциями и устойчивой рубрикацией, такие как журнал «The Village» с его региональными франшизами, екатеринбургский «It's My City», «Томский обзор», пермские «Звезда» и «Text», казанский «ИНДЕ» и др. Однако не менее важны многие другие медиа, которые останутся за скобками. Это медиапроекты независимых издательских групп, такие как «Уралнаш», сайты сообществ, реализующих какие-либо городские проекты, сайты общественных организаций, личные аккаунты городских активистов, гиперлокальные медиа, представляющие, например, сообщество жителей отдельного дома, наконец, это крупные персональные мультиплатформенные медиапроекты, за создателями которых утвердился статус блогеров-урбанистов - Илья Варламов, Аркадий Гершман, Лев Владов и другие.

Все эти медиа активности, повторимся, содержательно и интенци-онально объединены урбанизмом как идеологией и представлением об образе жизни. Урбан медиа возникли как следствие и действуют как значимый субъект «урбанистической революции». Качественная особенность нынешнего этапа российской урбанизации именно в том и состоит, что на этот раз движение сверху, включение государственного механизма преобразований городов было встречено сильным, осмысленным и все более организующимся движением снизу, лозунгом которого - как запрос и требование - стала формула Яна Гейла «город для людей» [2]. Благодаря цифровым коммуникационным технологиям, минуя порой официально санкционированные регламенты участия в общественной жизни, низовое урбанистическое движение обрело качественно новые возможности самоорганизации, публичности и в некоторых случаях влияния на принятие решений. Урбан-медиа стали интегрирующей частью движения. Они оказывают существенное влияние на развитие символического измерения городской среды, а подчас и на градостроительные решения.

К концу 2010-х процесс трансформации пространства российских городов принял форму национального проекта. Политической задачей региональных и муниципальных властей стало переустройство городской среды на принципах нового урбанизма. [2; 4] Это стратегия постиндустриального развития городов с установкой на создание общественных пространств, развитие креативных индустрий, формирование инклюзивной доброжелательной среды. Весь этот комплекс трансформаций был объединен в проекте понятием «формирование комфортной городской среды» [18].

Ответ на вопрос, какую роль в процессе трансформации городской среды играют урбан-медиа, может дать обсуждение ключевого концепта современной городской политики - «комфорта». В технократическом по-

нимании городскую среду делает комфортной рациональная и эстетически привлекательная организация, предусмотрительно подобранный набор орудий, которые делают место доступным и удобным в использовании. Однако многочисленные конфликты горожан и инстанций власти вокруг вопросов развития города показывают, что этого недостаточно. Красноречивое свидетельство тому недавняя - первые месяцы 2018 года -борьба екатеринбуржцев против сноса недостроенной телевизионной башни - «частично разрушенной бетонной трубы, окруженной пустырем» [10], по выражению губернатора Е. Куйвашева. На ее месте было решено построить ледовый дворец, парк и тем самым дать горожанам комфортное общественное пространство.

Однако рациональный и основательно аргументированный план власти и бизнеса встретил сопротивление городского сообщества. Тысячи горожан вопреки, казалось бы, здравому смыслу выступили против. За что они боролись, выступая против сноса действительно руинирован-ного и представляющего опасность объекта? Намерение снести башню словно бы разбередило воображение города, мир его историй, желаний и фантазмов. В ходе коллективного и благодаря медиа массового стори-теллинга - в воспоминаниях о башне, в обсуждение ее истории и судьбы, ее тайн - вскрылся целый мир воображаемого, связанного с бетонной руиной. Горожане боролись за городскую легенду и за свое представление о комфорте, которое включает воспоминания, истории и легенды. «После взрыва, - как определил общее настроение журналист Д. Колезев, -горожане почувствовали, будто выгнали из дома старую бесполезную родственницу - будто предали кого-то, нуждавшегося в нашей заботе, пусть это и звучит совершенным безумием» [8].

Случай екатеринбургской башни лишний раз подтвердил актуальность и эвристический потенциал идей А. Лефевра и М. де Серто об исключительной важности символического измерения городской среды -«пространства репрезентаций», по Лефевру - для горожан [11; 21]. Обсуждая проблемы политики реновации Парижа в 1980-е гг., аналогичные тем, с которыми сталкиваются сегодня российские города, Серто особо отметил важность городских нарративов в производстве комфортного городского пространства. «Жить, - формулировал Серто, - значит нарра-тивизировать» [21, с. 143], то есть производить и хранить истории, в которые упакована наша личная и коллективная память. Поэтому место для человека становится не просто технически комфортным, а подлинно уютным, когда оно напитано воспоминаниями, коллективными и личными. Поэтому реновация городской среды, по Серто, должна способствовать не только сохранению, но и «пробуждению или восстановлению процессов нарративизации» [21, с. 143].

Концепция производства социального пространства Анри Лефевра, идеи Мишеля де Серто о роли городских нарративов и повседневных пространственных практик в обживании города, а также развитие этого круга идей в трудах Сеты Лоу составляют ту теоретико-методологическую рамку, в которой мы рассматриваем работу новой городской журналистики или урбан-медиа. Используя подход Сеты М. Лоу, которая терминологически разделила материальный и символический аспекты произ-

водства городской среды, мы полагаем, что роль новой городской журналистики состоит в «социальном конструировании городской среды» [22, с. 862] через инициирование, пробуждение и рассеивание городских нарративов, личных и коллективных.

Ключевая интенция и стимул деятельности новой городской журналистки и урбанистического движения в целом заключается в стремлении заново открыть, пережить и строить город как захватывающе интересное пространство жизни. Для этого город надо исследовать, по-новому увидеть и «проговорить», - это задача перестройки дискурса и картографии городов. «Проговорить город» - удачное, на наш взгляд, выражение екатеринбуржца Дмитрия Москвина, урбан-блогера и одного из заметных локальных идеологов исследования города в новых экскурсионных практиках. Оно метафорически (что важно: изнутри движения) выразило идею конструирования городской среды. Мы будем использовать его как определение работы новой городской журналистики с пространством.

Результаты и обсуждение результатов исследования

Утверждение Д. Москвина, что «наши города плохо проговорены», не лишено оснований. На уровне дискурса реальность современного города в его повседневном существовании и движении по-прежнему стирается инерционно воспроизводящимися установками советского нарратива о городе с его акцентом на парадном центре и списке канонизированных достопримечательностей, на славном прошлом и его достижениях, с присутствием пантеона героев и отсутствием жителей. В поле такого дискурса город предстает в целом как памятник, который надо скорее почтительно рассматривать, чем пользоваться им. Между тем в отношении горожан к месту их жизни произошёл за последнее десятилетие существенный сдвиг. Между тем, «люди почувствовали, - констатирует Д. Москвин, - что город это не просто фон, на котором проходит [их трудовая] жизнь, а что-то более насыщенное и интересное» [12]. Поэтому, отвечая запросам жителя, становящегося горожанином, надо учиться, как по-новому «рассказывать о городе, как создавать нарративы» [12].

«Проговаривание» города в экскурсионных и дискурсивных практиках урбанистического движения заново открывает горожанам место их жизни: «внутри собственного города <...> открываются вселенные, и ты имеешь возможность совершить путешествие, не уезжая за его пределы» [12]. Новая городская журналистика, «проговаривая» город, играет важную роль в этом процессе. Источником нарративов для новой городской журналистики становятся не столько инстанции авторитетного слова - архивы, историки, краеведы - сколько слово горожан. Фиксация городских нарративов и их рассеивание запускает (используем понятие антрополога города Сеты Лоу) процесс «социального конструирования городской среды» [22, с. 862]. Это значит, что воспоминания и рассказы преобразуют городское пространство символически. Они сообщают местам новые смыслы и значения, связывают их с фигурами воображения и тем самым встраивают их в пространство личной и коллективной истории, памяти.

Новая городская журналистики проговаривает город, последовательно нарративизируя его пространство во многих жанрах. Это и традиционный жанр прогулки по городу, и новые форматы. Из них, напри-

мер, можно выделить тип гида, который по содержанию являет собой своего рода инвентаризацию каких-либо аспектов городской среды. Журналист, обходя город, документирует строения какого-либо архитектурного стиля, стенные мозаики или горельефы, произведения жэк-арта, сохранившиеся вывески советской эпохи и т.п. Другой и принципиально значимый для новой городской журналистики жанр можно было бы охарактеризовать как исследование внутренних пространств города -жилых домов, офисов, где ведущими рассказчиками становятся горожане.

Наиболее активным жанром остается городская прогулка. Последнее десятилетие она пережила период возрождения и расцвета в пространстве урбан-медиа. Характеризуя модификацию прогулки в новой городской журналистике, можно выделить по крайней мере три черты, определяющие ее своеобразие. Первая из них состоит в стремлении увидеть и обследовать город в непривычном ракурсе и в неожиданных пространственных измерениях, благодаря чему горожане «заново, узнают, чего прежде не видели или не замечали в суете жизни» [17]. Иными словами, прогулки в новой городской журналистике предлагают новую картографию города, вводя в нее ранее «невидимые», то есть не проговоренные пространства. Вторая особенность состоит в том, что условно объективирующее повествование о маршруте с фиксацией движения и остановок, справочной и исторической, а иногда экономической информацией обязательно сплавляется с личными историями жителей того места, которое обследуется. Зачастую именно жители становятся главными рассказчиками. Наконец, современная прогулка представляет из себя сплав вербального повествования, картографии и фоторепортажа. Причем, фотографии не просто иллюстрируют текст. Они фиксируют внимание на деталях и фактурах городского пространства, погружая читателя в его текстуру.

Итак, для авторов современных прогулок характерен перенос внимания с центральных районов города с их реестром обязательных достопримечательностей на окраинные и маргинальные зоны городского пространства. В «The Village» их называют «отрезанными», как, например, микрорайон Курьяново, который хотя и находится недалеко от центра, но живет своей как бы замершей в ином времени жизнью: «это даже не окраина: от Кремля полчаса на машине, от метро <...> 20 минут на автобусе - но вы будто оказываетесь в советском поселке» [15]. Такое же окраинное пространство со своим ритмом жизни и укладом описывает М. Крылосова в прогулке по отдаленному району Екатеринбурга: «Эль-маш - район, куда просто так не ездят» [9]. Уникальный по охвату и дробности опыт исследования окраин Перми предпринял И. Козлов в обширном цикле прогулок в интернет-газете «Звезда». Что делают авторы городских изданий, описывая маргинальные пространства города? Они проговаривают и дают голос территориям, которые ранее его не имели в отличие от «героев» путеводителей предшествующего времени - центральных городских районов с концентрацией памятников истории и многочисленными культурными центрами.

Разумеется, авторы прогулок не избегают центральных районов, но здесь в их описании меняется ракурс взгляда - с фасадной стороны он переносится на изнаночную, открывая тем самым новые измерения при-

вычного. Сошлемся в качестве примера на прогулки пермского журналиста и поэта Ивана Козлова. В знакомому каждому центре города он открывает «невидимые», по его выражению, пространства [7]. Они невидимы, потому что в повседневном перемещении по городу мы, как правило, придерживаемся путей, заданных маршрутами движения транспорта, расположениями важных для повседневной жизни локаций и т.д. В результате мы видим город преимущественно с фасадной или лицевой стороны. И. Козлов предложил читателю взглянуть на город с изнанки. Блуждая по кварталам Перми, он пересекает незримые границы ее локаций: заходит во дворы, проникает или хотя бы заглядывает в служебные пространства, входит в здания, которые посещаются, как правило, со специальными целями. Это осознанная тактика исследования города, отчасти продиктованная ситуационистской практикой дрейфа. Она характеризует и маршрутизацию движения, и видение городского пространства. Словами автора, его прогулки «это истории про то, что в городе скрыто от посторонних глаз: про неочевидные переулки, странные дворы или тупики, в которые никто не заглядывает» [7]. Взгляд на город с изнанки не индивидуальная особенность поэтики прогулок И. Козлова, а общая тенденция новой городской журналистики.

Соответственно меняется оптика журналистского взгляда на «достопримечательности». Ими становятся и памятные жителям локации, и то, что как-то выделяется на общем фоне и характеризуется особой фактурностью: необычное граффити, архитектурная деталь, нетривиальная вывеска. Такую оптику взгляда по аналогии с кинематографом можно было бы назвать любовью к крупным планам - к деталям городской ткани. Одна из рубрик «Томского обзора» так и называется «Городские детали». Ее авторы фиксируют внимание читателя на кажущихся мелочах городской среды. «Ежедневно мы спешим по делам мимо домов, памятников, подъездов, закоулков - всех тех деталей, из которых складывается город. Можно годами ходить вдоль здания и не замечать лепнину на его фасаде. Можно жить в старом купеческом особняке и не знать об этом. Можно найти во дворе клумбу, и узнать, что это чаша старого фонтана. <...> Мы ищем и открываем для вас большие и маленькие детали и истории, из которых каждый может собрать свой любимый Томск». Поэтому «героями» рубрики становятся напоминающий теремок резной скворечник, увенчанный конем - геральдическим знаком города, или старинный камин в квартире ректора университета как единственный уцелевший свидетель прошлого. То же внимание к микролокациям и деталям городской текстуры мы найдем в любом из урбан-медиа. Инвентаризация вывесок советского периода в екатеринбургском медиапроекте «Уралнаш», обзор уцелевших с 1990-х гг. причудливых остановок городского транспорта в пермской «Звезде», описание «девяти атмосферных подъездов» в казанском «ИНДЕ».

Таким образом, новая городская журналистика, проговаривая и картографируя город, проводит новую структурацию и детализацию городской среды, выявляя в ней новые ценности и достопримечательности. Такая перестройка оптики отвечает потребности молодых и активных горожан в новом - не «краеведческом» - знании города, умении его видеть и ценить.

Другая принципиальная особенность прогулки и прочих жанров освоения городского пространства - это акцент на рассказах и личных историях горожан. Значение этого аспекта конструирования пространства в прогулках хорошо сформулировал уже упоминавшийся И. Козлов: для преодоления отчуждения город нуждается в новой «мифологизации», которая состоит в «наделении <...> [городского пространства] дополнительными слоями смыслов, живых человеческих историй и интересов» [6]. Потому что, когда «город постепенно обрастает для каждого из нас такими личными историями, мы <...> начинаем принимать в нём <...> большее участие, больше его любить или более остро ненавидеть. <...> так или иначе, город перестает быть отчуждённым от нас» [6].

Установка на личное восприятие городской среды реализуется, например, в рубрике «Я здесь живу», где журналисты пермского информационного портала «Properm.ru» рассказывают о районах, где они живут. В одном из очерков хорошо проявлена интенция таких рассказов. «Моя привязанность к месту, - размышляет журналист, - это результат взаимодействия с ним, оно ассоциируется с личностными смыслами, воспоминаниями, историей жизни <...> Первая футбольная коробка и разбитое баскетбольное кольцо у почты, деревянные штабы, круглосуточные ларьки и бары, Китайка, летние «сплавы» по Данилихе - все туда. [Это ] мой центр Всего» [1]. Так городская среда в преломлении личной истории другого открывает для читателя свои новые сюжеты и грани своего города.

Установка на переплетение городской среды и личных историй реализуется многообразно. В последние годы в урбан-медиа стал популярным жанр прогулки по городу с известным человеком из креативной среды. Московский интернет-журнал «The Village», законодатель новых форматов в сфере городской журналистики, в 2021 году опубликовал серию прогулок по Москве и Петербургу под рубрикой «Музыка районов» [14]. Идея цикла связана с практикой перемещений по городу в наушниках с прослушиванием музыкальных треков. Авторы цикла стремились «раскрыть привычные локации через личные истории и уточняя все это музыкальными ассоциациями» [14].

В роли рассказчиков выступали известные персоны из мира журналистики, искусства, дизайна и общественной деятельности. Журналисты «The Village» гуляли по любимым и не всегда очевидным местам с оперным режиссером Василием Бархатовым, журналистом и писателем Михаилом Зыгарем, телеведущей Евгенией Воскобойниковой, передвигающейся в инвалидной коляске, композитором Игорем Яковенко или художницей Алисой Йоффе. В этих прогулках рассказ о жизненных перипетиях и привычках, творческом опыте и планах переплетается с замечаниями по поводу мест, по которым прогулка проходит. Каждый маршрут предстает проекцией яркой личности на местность, давая личный срез и картографию городской среды. Замечания рассказчиков по поводу той или иной детали городской среды, неожиданные, иногда парадоксальные, вплетаются в ассоциативный фон мест и срастаются с ним. Так, замечание В. Бархатова о неслучайной близости Мариинского театра и «Пряжки», окруженной плотной атмосферой историй психиатрической

больницы св. Николая Чудотворца, в связи с рассуждениями о творчестве и творческом поведении художника, совершенно субъективно. Однако оно родственно мифологии Петербурга и поэтому входит в поэтическую картографию города [19].

Важную роль в «проговаривании» и картографировании городского пространства играет рожденный новой городской журналистикой жанр, который мы условно назовем «проникновением». Это исследования элементарных клеток городского пространства - жилых домов, офисов организаций, особняков, где разместились бизнесы. Этот жанр полноценно представлен рубриками «Где ты живешь» и «Дом, в котором» в интернет-журнале «The Village». В очерках этих рубрик сполна реализуется стремление новой городской журналистики показывать город изнутри и рассказывать о нем словами жителей. Остановимся на публикациях екатеринбургского выпуска интернет-журнала, посвященных зданиям, построенным в 1930-е гг. в стиле конструктивизма. Структурно и содержательно для этого жанра характерна публикация о судьбе одного из немногих в России полностью сохранившихся конструктивистских жилых комплексов-коммун. В Екатеринбурге он известен как «дом-расческа». Комплекс примечателен не только архитектурно планировочным решением, но и тем, что он стал примером самоорганизующихся городских сообществ, берущих на себя ответственность за судьбу родного дома и формирующих комфортную среду. Жители дома, сознающие его ценность, объединились, чтобы своими силами реконструировать здание. В частности, они создали свой собственный сайт «Соседи» для обсуждения проблем, идей и координации действий.

О жизни «дома-расчески» рассказывают люди разных поколений и культур. Молодые женщины из креативного класса, автодизайнер и журналистка, а также пенсионеры, большая часть жизни которых прошла в Советском союзе. В их рассказах история дома переплетается с личными историями, в которых именно мелочи сообщают полноту и жизненную достоверность рассказу. О том, например, что в доме жило много работников Свердловской киностудии и «Коляда-театра», жители собирались во дворе, смотрели кино и ели борщ, сваренный для всех драматургом Николаем Колядой, жильцом «дома-расчески» [3].

Рассказ о екатеринбургском Городке милиции - некогда ведомственном жилом комплексе, родственном Городку чекистов, но не столь известном и не внесенном в реестры памятников, построен также по принципу вовлечения в рассказ жильцов разных поколений и культурных страт. О собственной жизни и жизни дома рассказывают пенсионер, служивший в милиции, работница детского сада, известный в Екатеринбурге художник Алексей Рыжков и пара молодых людей, принадлежащих к креативной прослойке - психолог и финансовый аналитик. Их рассказы о доме, отношении к нему, событиях, с ним связанных, соседях, темные легенды ведомственного здания трагических 1930-х гг., населяющие дом тайнами и страхами прошлого, - все это образует многомерное повествование, воссоздающее атмосферу места.

Неизбежно возникает вопрос, насколько влиятельны акты прого-варивания и картографирования города в текстах новой городской журналистики? Публикации в сетевых журналах играют важную роль в соби-

рании, рассеивании и укоренении городских нарративов. И все же в темпоральном аспекте этот род словесности - «мимолетный». В силу ежедневной сменяемости и ухода в недра электронного архива действие порой замечательных журналистских работ не аккумулируются. Но полевая работа урбан-медиа и экскурсоводов не проходит даром и не рассеивается. В последние два-три года мы видим, что новое проговаривание и картография города начинают аккумулироваться в книжном формате, более высоком по культурному статусу. Это книги-путеводители, жанр по своей интенции руководящий (guide) [5].

Процесс аккумуляции опытов проговаривания и картографирования города в путеводителях начался одновременно в столичных и провинциальных центрах. В 2018 году на основе журнальной рубрики «Где ты живешь» «The Village» издал книгу-путеводитель «Москва, где мы живем. Знаковая архитектура Москвы в историях горожан», за ней последовало подобное же издание о местах жизни в Петербурге. По пути подготовки путеводителей, где история города переплетается с историями его жителей, независимо от столичного проекта пошли екатеринбуржцы. Музей истории Екатеринбурга, который возглавляет один из активистов урбанистического движения С. Каменский, запустил проект серии путеводителей по каждому из семи районов города. В 2018 году одновременно с московским путеводителем от «The Village» вышел путеводитель «Уралмаш: улицы, истории, лица», в котором исторические очерки перемежаются газетной хроникой и рассказами горожан. Вслед за уралма-шевским вышел второй из задуманной серии районных путеводителей «Миры Эльмаша» (2019). Замечательное название - миры! - прекрасно проявляет новый взгляд на город как пространство путешествий, как неисчерпаемый архив памяти и историй. Семь маршрутов путеводителя вобрали в себя воспоминания очевидцев, газетные заметки, фотографии, описания реализованных и неосуществленных градостроительных проектов. На этот раз среди авторов были не только специалисты, работники Музея истории Екатеринбурга, но и жители района. Свой путеводитель по «самым нетуристическим, но интересным местам города» издали авторы сетевого издания «Уралнаш». Его название, подчеркивающее неформальный взгляд на город, также акцентирует новизну рассказа о городе: «Путеводитель по Екатеринбургу для тех, кто ненавидит путеводители» (2019). Авторы приглашают читателя «открыть город с неожиданной стороны».

Выводы

Детализированные городские путеводители и книги воспоминаний горожан, выходящие по следам журналистских путешествий и экскурсий по городу, представляют закономерный итог почти десятилетнего развития городской журналистики и урбанистического движения в целом. Аккумулируя новый опыт переживания и проговаривания города, вводя в действие архивы личных историй, подобные книги закрепляют новую картографию и нарратологию города. Город, представленный в них, не памятник, а многомерное и дробное пространство путешествий, развлечений и творчества. Это город не канонизированных героев, а множества горожан с разными судьбами, убеждениями и пристрастиями, объ-

единенных местом жизни. Иными словами, новая городская журналистика и в целом урбанистическое движение конструируют городское пространство, создавая основу для его производства в планировании и строительстве, поскольку и городское планирование переживает свой «нарративный поворот», обращаясь к соучастию локальных сообществ в конструировании новых пространств [20].

Литература

1. Вихров Д. Я живу на Плеханке: она никакая не особенная, но для меня центр Всего // Properm.ru. 04.02.2021. URL: properm.ru/news/society/193315/ (дата обращения 02.11.2021).

2. Гейл Я. Города для людей. М.: Крост, 2012. 276 с.

3. Глухова С. «Я живу в единственном свердловском доме-коммуне». Жители «домов-гребенок» Госпромурала - о коллективности и бомжах в подъездах // The Village. 29.10.2021. URL: https://www.the-village.ru/city/where/gde-ty-zhivesh-kommuna-na-lenina (дата обращения 02.11.2021).

4. Иванькина Н.А., Перькова М.В. Концепция нового урбанизма: предпосылки развития и основные положения // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. № 8. С. 75-84. DOI: 10.12737/article_5b6d585f08a625. 50385604

5. Кисилева Л. Путеводитель как семиотический объект: к постановке проблемы (на примере путеводителей по Эстонии XIX в.) // Путеводитель как семиотический объект. Tartu: Tartu ulikooli kirjas (Tartu University Press), 2008. С. 15-41.

6. Козлов И. Миф и прозрачность // Мой идеал Перми: [Сб. мат-лов]. Ч. 1. Пермь: Открытый общественный офис, 2018. C. 7-9. URL: https://vk.com/doc-172094234_4811922297fbclid =IwAR2cUoYWctiKaoKhWFekvjx1a4XT38vOJ7apyGbP2tZyxyZ7Ukag1Fs8lnw (дата обращения 15.11.2021).

7. Козлов И. Советский спорт: эстетика стадиона «Динамо» и его окрестностей // Звезда. 21.01.2019. URL: http://zvzda.ru/articles/dc929e727e75 (дата обращения 18.03.2019).

8. Колезев Д. «Для екатеринбуржцев день все-таки исторический...» // Анонимный канал Дмитрия Колезева. 24.03.2018. URL: t.me/kolezev (дата обращения 14.11.2021).

9. Крылосова М. На районе: Не грози Эльмашу, попивая кофе у себя в квартале // It's My City. 18.11.2015. URL: https://itsmycity.ru/2015-11-18/mariya-krylosova-o-meste-v-kotorom-zhivet (дата обращения 09.11.2018).

10. Куйвашев Е. В этом году в Екатеринбурге произойдет историческое событие. URL: https://www.instagram.com/p/Bd1hOzPjWkh/7taken-by=evgenykuyvashev (дата обращения 10.11.2021).

11. Лефевр А. Производство пространства. М.: Strelka Press, 2015. 432 с.

12. Москвин Д. «Города очень плохо проговорены»: о проекте «Авторские экскурсии в Перми» [интервью Ивану Козлову] // Звезда. 23.04.2018. URL: http://zvzda.ru/ interviews/ 7334d3c3f691 (дата обращения 15.11.2021).

13. Новикова А. «Я живу в Городке Милиции, который не признали памятником архитектуры» // The Village. 22.07. 2019. URL: https://www.the-village.ru/city/where/356645-ya-zhivu-v-gorodke-militsii (дата обращения 15.11.2021).

14. Руков К. «Отрезанные районы»: Курьяново, где ничего не найдут // The Village. 03.09.2018. URL: https://www.the-village.ru/village/city/places/314827-kuryanovo (дата обращения 04.11. 2018).

15. Рузманова Ю. «Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику // The Village. 01.04.2021. URL: https://www.the-village.ru/city/muzyka-rayonov/pismo-redaktora-pro-proekt (дата обращения 15.11.2021).

16. Русских О. «Сейчас каждый суслик - урбанист». Елена Ермолина о Компросе, «Арсенале» и дизайн-коде Перми // Properm.ru. 13.05.2021. URL: https://properm.ru/news/society/ 196147/ (дата обращения 19.11.2021).

17. Фаткулина Е. Юлия Мезенцева, проект «Москва, которой нет» // Томский Обзор. 15.10.2021. URL: https://obzor.city/article/661458---julija-mezenceva-proekt-moskva-kotoroj-net-turisty-priezzhajut-ne-za-obzornymi-ekskursijami-a-vnutre (дата обращения 09.11.2021).

18. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» // Комфортная городская среда и ЖКХ. http:// gorodsreda.ru/federal-projects/gorodskaya-sreda/ (дата обращения 11.11.2021).

19. Чернянский Р. Гуляем с оперным режиссером Василием Бархатовым по Адмиралтейскому району // The Village. 01.06.2021. URL: https://www.the-village.ru/city/muzyka-rayonov/spotifay-vasya-barhatov?from=infinite_scroll (дата обращения 11.11.2021).

20. Ameel L. The Narrative Turn in Urban Planning: Plotting the Helsinki Waterfront. London & New York: Routledge, 2021. 172 p.

21. Certeau de M. Ghosts in the City // Certeau de M., Giard L., Mayol P. The Practice of Everyday Life. Volume 2: Living and cooking. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1998. Pp. 133-143.

22. Low S. Spatializing Culture: The Social Production and Social Construction of Public Space in Costa Rica // American Ethnologist. 1996. Vol. 23. № 4. Pp. 861-879.

Referenses

1. Vixrov, D. Ya zhivu na Plexanke: ona nikakaya ne osobennaya, no dlya menya centr Vsego [I live in Plekhanka: it is not special at all, but for me the center of Everything]. Properm.ru. 04.02.2021. Available at: properm.ru/news/society/193315/ (accessed 02.11.2021). (In Russian).

2. Gehl, J. Goroda dlya lyudey [Cities for People], Moscow, Krost, 2012, 276 p. (In Russian).

3. Gluxova, S. Ya zhivu v edinstvennom sverdlovskom dome-kommune [I live in the only Sverdlovsk commune house]. The Village. 29.10.2021. Available at: https://www.the-village.ru/ city/where/gde-ty-zhivesh-kommuna-na-lenina (accessed 02.11.2021). (In Russian).

4. Ivan'kina, N.A., Per'kova, M.V Koncepciya novogo urbanizma: predposy'lki razvitiya i osnov-ny*e polozheniya [The concept of new urbanism: development prerequisites and basic provisions]. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo texnologicheskogo universiteta im. V.G Shuxova [Bulletin of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov], 2018, no. 8, pp. 75-84. DOI: 10.12737/article_5b6d585f08a625.50385604 (In Russian).

5. Kiseleva, L. PutevoditeF kak semioticheskij ob"ektt k postanovke problemy* (na primere putevoditelej po E*stonii XIX v.) [A guidebook as a semiotic object: towards a problem statement (on the example of 19th century guidebooks to Estonia)]. PutevoditeF kak semioticheskij ob"ekt [A guidebook as a semiotic object], Tartu, Tartu Ulikooli Kirjastus (Tartu University Press), 2008, pp. 15-41. (In Russian).

6. Kozlov, I. Mif i prozrachnost [Myth and transparency]. Moj ideal Permi [My ideal is Perm], Collection of materials, Part 1, Perm*, Otkrytyj obshhestvenny*j ofis, 2018, pp. 7-9. Available at: https://vk.com/doc-172094234_481192229?fbclid=IwAR2cUoYWctiKaoKhWFekvjx1a4XT38v OJ7apy GbP2tZyxyZ7Ukag1Fs8lnw (accessed 15.11.2021). (In Russian).

7. Kozlov, I. Sovetskii sport: estetika stadiona «Dinamo» i ego okrestnostei [Soviet Sport: Aesthetics of the Dynamo Stadium and its Surroundings]. Zvezda, 21.01.2019. Available at: http://zvzda.ru/articles/dc929e727e75 (accessed 18.03.2019). (In Russian).

8. Kolezev, D. «Dlya ekaterinburzhcev den" vse-taki istoricheskij...» [For Yekaterinburg residents, the day is still historic]. Anonimnyj kanal Dmitriya Kolezeva [Dmitry Kolezev 's anonymous channel], 24.03.2018. Available at: t.me/kolezev (accessed 14.11.2021). (In Russian).

9. Kry'losova, M. Na rajone: Ne grozi ETmashu, popivaya kofe u sebya v kvartale [In the area: Do not threaten Elmash while drinking coffee in your neighborhood]. It's My City, 18.11.2015. Available at: https://itsmycity.ru/2015-11-18/mariya-krylosova-o-meste-v-kotorom- zhivet (accessed 09.11.2021). (In Russian).

10. Kujvashev, E. V e'tom godu v Ekaterinburge proizojdet istoricheskoe soby'tie... [A historic event will take place in Yekaterinburg this year...]. Available at: https://www.instagram.com/p/ Bd1hOzPjWkh/?taken-by=evgenykuyvashev (accessed 10.11.2021). (In Russian).

11. Lefevr, A. Proizvodstvo prostranstva [Production of Space], Moscow, Strelka Press, 2015, 432 p. (In Russian).

12. Moskvin, D. «Goroda ochen' ploho progovoreny»: o proekte «Avtorskie ehkskursii v Permi» ["Cities are Very Poorly Spoken": about the Project 'Author's Excursions in Perm"]. Zvezda, 23.04.2018. Available at: http://zvzda.ru/interviews/7334d3c3f691 (accessed 11.11.2021). (In Russian).

13. Novikova, A. Ya zhivu v Gorodke Milicii, kotory'j ne priznali pamyatnikom arxitektury' [I live in the Town of Militia, which has not been recognized as an architectural monument]. The Village, 22.07.2019. Available at: https://www.the-village.ru/city/where/356645-ya-zhivu-v-gorodke-militsii (accessed 10.11.2021). (In Russian).

14. Rukov, K. «Otrezanny'e rajony'»: Kur'yanovo, gde nichego ne najdut [Cut off areas: Kuryanovo, where nothing will be found]. The Village, 03.09.2018. Available at: https://www.the-village.ru/village/city/places/314827-kuryanovo (accessed 04.11. 2021). (In Russian).

15. Ruzmanova, Yu. «Muzy'ka rajonov»: The Village i Spotify zapustili sovmestnuyu rubriku ["Neighborhood Music": The Village and Spotify Launch Collaborative Feature]. The Village, 01.04.2021. Available at: https://www.the-village.ru/city/muzyka-rayonov/pismo-redaktora-pro-proekt (accessed 14.11. 2021). (In Russian).

16. Russkix, O. «Sejchas kazhdy'j suslik - urbanist». Elena Ermolina o Komprose, «Arsenale» i dizajn-kode Permi ["Now every gopher is an urbanist". Elena Ermolina about Compros, "Arsenal" and the Perm design code]. Properm.ru, 13.05.2021. Available at: https://properm.ru/ news/society/196147/ (accessed 19.11.2021). (In Russian)

17. Fatkulina, E. Yuliya Mezenceva, proekt «Moskva, kotoroj net» [Yulia Mezentseva, project "Moscow, which does not exist"]. Tomskij Obzor [Tomsk Review], 15.10.2021. Available at: https://obzor.city/article/661458---julija-mezenceva-proekt-moskva-kotoroj-net-turisty-priezzhajut-ne-za-obzornymi-ekskursijami-a-vnutre (accessed 09.11.2021). (In Russian).

18. Federal'ny'j proekt «Formirovanie komfortnoj gorodskoj sredy'» nacional'nogo proekta «Zhil'yo i gorodskaya sreda» [Federal project "Formation of a comfortable urban environment" of the national project "Housing and urban environment"]. Komfortnaya gorodskaya sreda i ZhKH [Comfortable urban environment and housing and communal services]. Available at: http:// gorodsreda.ru/federal-projects/gorodskaya-sreda/ (accessed 11.11.2021). (In Russian).

19. Chernyanskij, R. Gulyaem s operny'm rezhisserom Vasiliem Barxatovym po Admiraltejsko-mu rajonu [We walk with the opera director Vasily Barkhatov in the Admiralteisky District]. The Village, 01.06.2021. Available at: https://www.the-village.ru/city/muzyka-rayonov/spotifay-vasya-barhatov?from=infinite_scroll (accessed 11.11.2021). (In Russian).

20. Ameel, L. The Narrative Turn in Urban Planning: Plotting the Helsinki Waterfront, London & New York: Routledge, 2021. 172 p. (In English).

21. Certeau, de M. Ghosts in the City. Certeau, de M., Giard, L., Mayol, P. The Practice of Everyday Life, Vol. 2, Living and cooking, Minneapolis, University of Minnesota Press, 1998, pp.133-143. (In English).

22. Low, S. Spatializing Culture: The Social Production and Social Construction of Public Space in Costa Rica, American Ethnologist, 1996, vol. 23, no. 4, pp. 861-879. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.