Научная статья на тему 'Участие массмедиа в формировании гражданской идентичности'

Участие массмедиа в формировании гражданской идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МАССМЕДИА / ИНТЕРЕС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / MASS MEDIA / INTEREST / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евдокимов Владимир Анатольевич

Автор предпринимает попытку охарактеризовать гражданскую идентичность с учётом причин участия индивида в общественно значимой деятельности, степени вовлечённости личности в акции активистов, а также с точки зрения темпоральных свойств и сфер проявления, выявить возможности воздействия массмедиа на формирование гражданской идентичности. Статья может представлять интерес для исследователей, изучающих взаимодействие государства и гражданского общества, влияние массмедиа на общественное мнение, социально-политические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of mass media in the formation of civil identity

The author attempts to characterize civil identity taking into account the reasons for the participation of the individual in socially significant activities, the degree of involvement of the personality in the actions of activists, as well as from the point of view of the temporal properties and spheres of manifestation, to identify possible effects of mass media on the formation of civil identity. The article may be of interest to researchers studying the interaction between the state and civil society, the influence of mass media on public opinion, socio-political processes.

Текст научной работы на тему «Участие массмедиа в формировании гражданской идентичности»

УДК 070 + 32.019.51 + 323.212 Б01 10.172 3 8/188п1998-5320.2017.27.40

В. А. Евдокимов, Омская гуманитарная академия

УЧАСТИЕ МАССМЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Автор предпринимает попытку охарактеризовать гражданскую идентичность с учётом причин участия индивида в общественно значимой деятельности, степени вовлечённости личности в акции активистов, а также с точки зрения темпоральных свойств и сфер проявления, выявить возможности воздействия массмедиа на формирование гражданской идентичности. Статья может представлять интерес для исследователей, изучающих взаимодействие государства и гражданского общества, влияние массмедиа на общественное мнение, социально-политические процессы.

Ключевые слова: гражданская идентичность, массмедиа, интерес, деятельность.

Гражданская идентичность служит барометром общественно-политической жизни национальных сообществ, может быть связана либо с успешным поиском баланса интересов государства, гражданского общества и личности, либо напряжёнными отношениями, сложившимися между данными субъектами социального общения и взаимодействия. Отождествлять себя с гражданином способен и индивид, по инициативе субъекта политики или экономики выражающий публично лояльность государству, и человек, под флером устремлённости к общественному благу вынашивающий корыстные замыслы, и личность, способная действовать самостоятельно и принимать ответственные решения в интересах всех людей. В формировании гражданской идентичности наряду с государством, органами местного самоуправления, семьями, социальными группами, общественными организациями, профсоюзами, партиями, интернет-сообществами активное участие принимают массмедиа, имеющие возможность создать условия для диалога в публичной сфере, служить в качестве института согласования социальных, политических, личностных интересов. Привлекает внимание выяснение того, какими причинами обусловлены проявления гражданской идентичности индивида, какой может быть степень вовлечённости личности в акции активистов, способны ли массмедиа раскрыть такие представления о гражданской идентичности, которые благоприятствуют распространению идей саморегуляции и самоорганизации общества.

На изучении гражданской идентичности фокусируют внимание представители различных наук. Социальные психологи осмысляют идентичность как самоотождествление, политологи - как интерпретацию индивидом социальной реальности, как общность коллективных представлений о мире, включая образ этой группы как микроколлектива, в рамках которого мир приобретает целостность [1]. Идентичность трактуют и как самоотождествление с гражданами страны, представление о государстве - образ «мы», чувство общности, солидарности, ответственность за дела в стране [2, с. 12]. Некоторые исследователи соотносят термин с лояльностью, в одних случаях - государству, в других - народу и признанием государства своим [3, с. 22]. По убеждению других учёных, гражданская составляющая идентичности детерминирует мотивацию развития национального сообщества в условиях демократии, является основой политического самоопределения индивида [4, с. 41]. Проявления общественной активности индивида очевидны при голосовании на выборах, отстаивании свобод и прав гражданина. В последние месяцы 2015 года в ряде городов России прошли акции водителей большегрузных автомобилей, протестовавших против введения в действие системы взимания платы за проезд по федеральным трассам транспортных средств массой свыше 12 тонн. В августе 2016 года фермеры из Краснодарского края организовали «тракторный марш», намереваясь в Москве добиться встречи с главой государства, чтобы сообщить ему о коррупционных и рейдерских проявлениях, наблюдаемых в регионе. Тем самым людьми выражено стремление к соблюдению баланса интересов государства, гражданского общества и личности.

Впрочем, некоторые исследователи выражают сомнения в возможности соблюдения такого равновесия, обращают внимание на сложности, возникающие в процессе формирования гражданской идентичности в современном обществе. По мнению З. Баумана, индивид считает коллективные действия в лучшем случае бесполезными, в худшем случае - вредными с точки зрения благополучия и

счастья отдельной личности [5, с. 73]. Ж. Бодрийар полагал, что современный человек не готов к активным индивидуальным и коллективным действиям и способен проявлять солидарность, лишь находясь у домашнего телеэкрана [6, с. 33]. Неспособность людей к коллективным действиям объясняется, по всей вероятности, слабостью политического интереса или гражданских договорённостей, несовершенством институциональной структуры общества (противоречивостью избирательной системы, минимальными идеологическими отличиями программ, предлагаемых участниками политической конкуренции). Вялость, апатичность людей может быть связана и с угрозой применения государством насильственных действий в отношении тех, кто отстаивает гражданские свободы и права.

Соблюдение баланса интересов не кажется миражом, когда гражданское общество благоприятствует самореализации индивидов, а условия для его существования создаёт правовое государство, обеспечивающее свободы личности. Результаты изучения общественного мнения показывают, что большинство (70 процентов) респондентов главным ключевым слагаемым демократической организации общества считают равенство всех граждан перед законом [7, с. 29]. Однако на пути к достижению равновесия интересов неизбежны противоречия. С одной стороны, индивид наблюдает, как в мировом политическом процессе проявляются такие тенденции, как связь между явлениями в процессе эволюции общества и обновление, нацеленность и ограниченная возможность предвидения, сочетание революционных и эволюционных факторов, осмысленности и неконтролируемости. Противоречия существуют в отношениях между цивилизациями, присущи взаимодействию субъектов социально-политических процессов. С другой стороны, для гражданского общества ценны идеи права и справедливости, исключающие произвол и существующие независимо от того, отражены ли они в законодательных актах или нет, признаны ли государством, в ведении которого сконцентрированы властные полномочия. Государство нацелено на упорядочение взаимоотношений органов власти, партий, групп давления и противостояние дезинтеграции, способно при помощи армии, полиции, суда подавлять акции, участники которых отстаивают интересы социальных групп. Учитывая вышесказанное, автор полагает, что гражданская идентичность - отождествление индивидом себя с человеком, способным публично, в действии выразить позицию по отношению к противоречивой социальной реальности на основе социальных, политических, личностных интересов.

При соблюдении баланса интересов государства, общества и личности гражданская идентичность служит свидетельством целостности государства, в котором человек ощущает ответственность за осуществляемые в стране проекты. Свою идентичность с целостностью государства связывает, видимо, любой индивид, соблюдающий законы и воспринимающий результаты голосования населения на выборах как объективное обстоятельство и точное отражение действия правовых норм. В качестве объединяющего начала могут служить государственный язык, общая территория, прошлое страны, культура, необходимость противостоять внешней угрозе или ликвидировать последствия стихийного бедствия или техногенной катастрофы.

В процессе самоопределения индивида возможно сближение гражданской идентичности с государственной, предусматривающей лояльность правящему режиму. Человек может одобрять любые действия государственных органов либо как сторонник конкретной политической партии, руководством которой сформировано правительство, либо из-за опасения подвергнуться санкциям в случае публичного выражения своей позиции по отношению к власти, либо из-за неспособности оценить последствия деятельности правящей группы, определить претендующие на властные полномочия общественные силы, заслуживающие поддержки. Но содержание гражданской идентичности изменчиво. Человек, постоянно проживающий на территории одной страны, может стать гражданином другой. Если на формирование гражданской идентичности влияют партийные, религиозные предпочтения, этническая принадлежность человека, то далеко не все индивиды, имеющие различные убеждения, способны разделить ответственность за происходящее в государстве, поддерживать доминирующего в обществе субъекта, оправдывать ошибки, которые неизбежны в его деятельности.

Неспособность индивида оценить последствия деятельности доминирующего в обществе субъекта или определить претендующие на властные полномочия силы, заслуживающие поддержки, объясняется сложностями, возникающими при ориентации человека в социально-политическом пространстве, сфере ценностей. Получив распространение, со временем одни ценности утрачивают значимость, привлекательными становятся другие. К такой ценности, как служение обществу, значимой для формирования гражданской идентичности, которая является разновидностью традиционных ценностей, отражающих исторический социальный опыт, аккумулируемый в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем в культуре, сложилось двойственное отношение. Эта ценность либо

дискредитирована в глазах одних людей в результате распространения коррупционных проявлений в среде государственных и муниципальных служащих, либо утратила вес в глазах других индивидов, убеждённых, что не имеют возможность влиять на социально-политические процессы. Значение ценности служения обществу снижается и в связи с распространением индивидуализма, потребительского отношения к окружающим, а также утилитаризма, который позволяет рассматривать явления политической сферы с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели органом власти или партией, сопряжён с узким практицизмом, исповедуемым группой людей. Весомость возвышенных мотивов действий индивида и его духовных интересов уменьшается, проявляются конформистские устремления.

С учётом причин участия индивида в общественно значимой деятельности можно выделить формализованную и автономную гражданскую идентичность. О формализованной идентичности уместно, видимо, размышлять, когда склонный к приспособленчеству человек участвует в акциях по призыву органа власти, партии, учреждения, предприятия, не разделяя социально-политические воззрения инициаторов. Формально индивида можно считать гражданином, когда он гласно, в действии выражает поддержку какой-то политической или общественной организации, утверждает, что поступает искренне, осознанно, а сам пассивен, несамостоятелен, подвержен чужому влиянию, имеет туманное представление о том, какие личные, политические, социальные интересы отстаивает, участвуя в публичных действиях. Возможно и изложение экспертом в массмедиа позиции по поводу конкретных событий, явлений или акций, навязанной субъектом политики или экономики.

Противоречивость социальной реальности осмысляется человеком чаще всего как возможность потерять работу, лишиться надежд на служебный рост, поощрения за интенсивные производственные усилия в случае отказа от участия в публичных действиях, инициируемых субъектом политики или экономики. Поведение индивида, оказывающего поддержку органам власти, откликающегося на их любой призыв к действию и одновременно заботящегося о собственной безопасности, избегающего проявлений насилия по отношению к себе, служит для доминирующего в обществе субъекта эквивалентом выражения гражданской идентичности. Проявления формализованной идентичности можно обнаружить, как правило, в странах, где господствует тоталитарный или авторитарный режим, а государство властвует над гражданским обществом.

Вовлечь индивида, чья жизненная позиция не сформирована, рыхла, неопределённа, в публичные акции способны и другие социальные институты. О формализованной гражданской идентичности, вероятно, можно говорить и в обстоятельствах, когда человек участвует в общественных делах по призыву родственников, друзей, сослуживцев, членов профсоюзной организации, но не разделяет идеи, которые объединяют активистов. Тем самым по форме фиксируемы выражения гражданской идентичности, по существу же проявляется реакция индивида на воздействие, оказываемое на него окружающими людьми.

В качестве формализованной можно рассматривать и идентичность индивидов, демонстрирующих общественную активность под предлогом защиты национальных и иных предпочтений, но отстаивающих корыстные клановые интересы. Индивиды, входящие в группы, в которых первостепенны общие цели, отношения дружбы, родства, оказания услуг друг другу, чаще всего выражают в публичных акциях поддержку правящему режиму, если он предоставляет возможность действовать в обход закона, пренебрегать общепринятыми нормами экономической деятельности, получать финансовые средства из государственного бюджета для осуществления частных проектов. В данных обстоятельствах проявления гражданской активности, очевидные по форме, по существу благоприятствуют отдельным группам людей, чьи интересы не соотносятся с общественными.

При этом в изменяющихся социальных условиях идентичность индивида может утратить формализованный характер. Склонный к приспособленчеству человек способен в неблагоприятных жизненных обстоятельствах скорректировать свою позицию, проявить активность публично, отождествляя себя с гражданином, готовым действовать самостоятельно. Когда социальное положение лояльного государству индивида ухудшается, он может желать смены правящего режима в результате проведения демократических выборов.

Вероятно и выражение индивидами по собственной воле осознанной, автономной позиции в публичной сфере (массмедиа, интернет-площадки, собрания, митинги, общественная практика) в интересах достижения благоденствия социальных групп, народа. Люди определяют закономерности собственного существования и развития, стимулы для самостоятельных действий, принятия ответственных решений, осмысляют действия органов власти с точки зрения их соответствия интересам

крупных социальных групп (пенсионеров, врачей, учителей). Многоликая, сопряжённая с осознанием людьми противоречий действительности, автономная гражданская идентичность проявляется в готовности публично выразить положительное или отрицательное отношение к действиям административных учреждений, участвовать в общественно значимых делах: работе органов местного самоуправления, социальном творчестве, законодательной, волонтёрской, благотворительной деятельности. Если люди самостоятельно устанавливают хоккейную коробку в жилом массиве или благоустраивают двор, они проявляют себя как личности, способные принимать решения без чьей-либо опеки. В России десятки волонтёрских организаций участвуют в поиске пропавших без вести людей, в течение нескольких лет они помогли органам внутренних дел установить местонахождение более 3000 детей [8].

Простор для активистов открывает взаимодействие в такой сфере, как политический краудсор-синг. В 2011 году группа граждан Исландии после обсуждения в социальных сетях разработанного советом экспертов предварительного текста конституции аккумулировала полученные предложения и представила в парламент проект основного закона страны. Годом позднее правительство Финляндии приступило к реализации проекта «Гражданская инициатива». Тем самым орган власти страны поддержал идею использования технологии краудсорсинга для «открытого министерства», т. е. интернет-платформы, на которой сконцентрированы внесённые гражданами законодательные предложения, — их рассматривают сначала эксперты, затем парламент. Попытка создать площадку для рассмотрения предложений граждан предпринята и в России. Согласно указу главы государства в 2013 году введён в действие интернет-ресурс «Российская общественная инициатива». Предложения, которые получают поддержку 100 тысяч человек на федеральном уровне или не менее пяти процентов зарегистрированного населения на региональном и муниципальном уровне, анализируют экспертные группы, обладающие правом рекомендовать проекты для рассмотрения Государственной Думой РФ. Таким образом, можно фиксировать открытые формы выражения гражданской идентичности.

Может ли гражданская идентичность индивида проявляться в других формах, быть негласной, когда окружающие высоко оценивают потенциал человека, а он удалён от общественно значимой деятельности, выражает отчуждение к публичной сфере? Ответ на этот вопрос может быть положительным, если иметь в виду индивида, мотивирующего свою отстранённость от общественной жизни отсутствием единомышленников. Бездеятелен ли он? Даже если потенциальный активист не проявляет себя в публичных акциях, он влияет на родных, друзей, сослуживцев. Гражданская идентичность находится в латентном состоянии, пока человек предпочитает неявные формы её выражения, а его участие в гласных действиях отложено до лучших времён или проявляется эпизодически. Однако гражданская идентичность может утратить латентный характер в условиях стихийных бедствий или техногенных катастроф, когда индивид, не желая держаться в стороне, помогает соотечественникам преодолеть последствия невзгод.

Проявления гражданской идентичности можно охарактеризовать и с точки зрения темпоральных свойств как долго- или кратковременные, зафиксировать в социальной, политической, культурной сферах. В странах, где господствует авторитарный или тоталитарный режим, доминирующий в обществе субъект заинтересован в том, чтобы гражданская идентичность отражалась в социальной и культурной сферах, нежели политической.

Формированию идентичности в социальном, политическом, культурном пространстве содействует пресса. Открывает ли она возможности для согласования интересов государства, гражданского общества и личности или вносит разлад в их отношения? Пресса отдаляется от согласования разнообразных интересов, когда упрощает жизненные коллизии, идеализирует или демонизирует политических деятелей прошлого или современности, раскрывает одни обстоятельства и игнорирует другие, а также различные точки зрения. Массмедиа концентрируют внимание на разногласиях, существующих между социальными группами, субъектами политики и экономики, а не на поиске компромиссов, согласия. Упрощение и стереотипизация информационной политики ведут к тому, что пресса отражает главным образом проявления формализованной идентичности, участие людей в публичных акциях по инициативе субъектов политики или экономики, фокусирует внимание на скандальных обстоятельствах, сопряжённых с жизнью известных людей. Реже пресса пытается осмыслить побуждения индивида, участвующего в общественной деятельности, выявить, какие интересы влекут его -социальные, политические или личностные, раскрыть значение многообразных гражданских инициатив, горизонтальных коммуникативных связей.

Тем не менее пресса способна участвовать в формировании активной позиции индивида, служить в качестве института для согласования социальных, политических, личностных интересов.

Во-первых, полезны попытки массмедиа раскрыть гражданский потенциал людей, вселить в них уверенность в собственных возможностях. По мнению социологов, немалой части местного сообщества, примерно пятой части жителей муниципального образования присущи инициативность и ответственность, энтузиасты способны стать ядром местного самоуправления, вовлекать в решение проблем потенциально активных людей [9, с. 88]. Как правило, положительный отклик, желание осмыслить своё место в жизни страны, региона, местного сообщества вызывают у человека сообщения о социальном творчестве сограждан, об их участии в законодательной, волонтёрской, благотворительной деятельности. Массмедиа побуждают многих людей действовать ради общего блага, когда распространяют идеи саморегуляции и самоорганизации общества, сведения о деятельности гражданских активистов, вынужденных подменять органы власти в решении острых социальных проблем, представляют не только различные точки зрения, но и аргументацию, системы взглядов, разделяемых участниками конкурентных взаимодействий, происходящих в социально-политической сфере. Во-вторых, массмедиа оказали бы услугу обществу, если бы выявляли возможности использования инструментов гражданского контроля и экспертизы общественно значимых программ и проектов, расширения сотрудничества органов власти с экспертами в оценке и мониторинге состояния институтов, а также акторов публичной политики.

Массмедиа имеют и другие возможности участвовать в формировании гражданской идентичности. Имеются в виду и сравнение уровней благосостояния народов и законодательных систем различных стран, и повествование о людях, проявляющих мужество, самоотверженность ради благополучия сограждан, и исследование деятельности предпринимателей и государственных служащих, чьи доходы получены в результате нарушений законодательства. Познанию людьми гражданской идентичности способствуют и разъяснения о том, насколько излагаемые политиками концепции развития страны жизнеспособны, какова эффективность реализации их, вовлекаются ли в конкуренцию все социальные группы, претендующие на участие в осуществлении власти. Для индивида могут оказаться ценными также попытки массмедиа осмыслить, налаживается ли государством конструктивное взаимодействие с гражданским обществом, оппозицией, происходят ли трансформация политической системы, становление и развитие институтов, использующих во взаимодействии демократические процедуры, адаптация общества к эффективному механизму регулирования конфликтов. Учитывая данные возможности в своей деятельности, массмедиа могли бы активнее содействовать не только формированию гражданской идентичности, но и поиску баланса интересов государства, общества и личности.

Библиографический список

1. Панов, П. В. Институты, идентичности, практики: теоретическая модель политического порядка / П. В. Панов. - М. : РОССПЭН, 2011. - 230 с.

2. Дробижева, Л. М. Гражданская и этническая идентичность и образ желаемого государства в России / Л. М. Дробижева, С. В. Рыжова // Полис. Политические исследования. - 2015. - № 5. - С. 9-24.

3. Тишков, В. А. Российский народ. История и смысл национального самосознания / В. А. Тишков. - М. : Наука, 2013. - 649 с.

4. Семененко, И. С. Идентичность в системе координат мирового развития / И. С. Семененко, В. В. Лап-кин, В. И. Пантин // Полис. Политические исследования. - 2010. - № 3. - С. 40-59.

5. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М. : Логос, 2005. - 390 с.

6. Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства... или Конец социального / Ж. Бодрийар. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 96 с.

7. Петухов, В. В. Демократия участия: институциональный кризис и новые перспективы / В. В. Петухов, Р. В. Петухов. - Полис. Политические исследования. - 2015. - № 5. - С. 25-48.

8. Волонтёрское движение без «партизанщины» // Щит и меч. - 2016. - 8 сентября.

9. Майкова, Э. Ю. Самоуправленческий потенциал российских регионов / Э. Ю. Майкова, Е. В. Симонова // Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 80-88.

V. A. Evdokimov, Omsk humanitarian Academy

PARTICIPATION OF MASS MEDIA IN THE FORMATION OF CIVIL IDENTITY

The author attempts to characterize civil identity taking into account the reasons for the participation of the individual in socially significant activities, the degree of involvement of the personality in the actions of activists, as well as from the point of view of the temporal properties and spheres of manifestation, to identify possible effects of mass media on the formation of civil identity.

The article may be of interest to researchers studying the interaction between the state and civil society, the influence of mass media on public opinion, socio-political processes. Keywords: civil identity, mass media, interest, activity.

References

1. Panov P. V. Instituty, identichnosti, praktiki: teoreticheskaja model' politicheskogo porjadka Institutions, identities, practices: a theoretical model of political order]. Moscow; ROSSPJeN publ., 2011. 230 p.

2. Drobizheva L. M., Ryzhova S. V. Civil and ethnic identity and the image of the desired state in Russia. Polis. Politicheskie issledovanija. 2015. Vol. 5. pp. 9-24.

3. Tishkov V. A. Rossijskij narod. Istorija i smysl nacional'nogo samosoznanija [The Russian people. The history and meaning of national identity]. Moscow; Nauka publ. 2013. 649 p.

4. Semenenko I. S. Identity in the world development coordinate system. Polis. Politicheskie issledovanija. 2010. Vol. 3. pp. 40-59.

5. Bauman Z. Individualizirovannoe obshhestvo [Individualized Society]. Moscow, Logos publ., 2005. 390 p.

6. Bodrijar Zh. V teni molchalivogo bol'shinstva... ili Konec social'nogo. [In the shadow of the silent majority ... or the end of social] Ekaterinburg, 2000. 96 p.

7. Petuhov, V. V., Petuhov R. V. Democracy of participation: institutional crisis and new perspectives. Polis. Politicheskie issledovanija. 2015. Vol. 5. pp. 25-48.

8. The volunteer movement without the "guerrilla". Shhit i mech. 2016. 8 September.

9. Majkova Je. Ju., Simonova E. V. Self-management potential of Russian regions. Sociologicheskie issledovanija. 2015. Vol. 7. pp. 80-88.

© В. А. Евдокимов, 2017

Автор статьи: Владимир Анатольевич Евдокимов, доктор политических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

A. Э. Еремеев, доктор филологических наук, профессор, ректор Омской гуманитарной академии.

B. И. Хомяков, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиалингвистики, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.