Научная статья на тему 'Участие литературной элиты в составлении хроник буддийских монастырей Китая при династии Цин – на примере деятельности Лю Минфана в регионе Цзяннань в 1740-1750-х гг. '

Участие литературной элиты в составлении хроник буддийских монастырей Китая при династии Цин – на примере деятельности Лю Минфана в регионе Цзяннань в 1740-1750-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
105
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮ МИНФАН / БАОХУА / ВИНАЯ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭЛИТА / МОНАСТЫРСКИЕ ХРОНИКИ / БУДДИЗМ / КИТАЙ / ЛЮ НАНЬЛУ / ЦЗЯННАНЬ / ЦЯНЬЛУН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лепнева Мария Леонидовна

Объектом исследования в данной работе является взаимодействие между светской литературной элитой и буддийскими монастырями Китая, одной из форм которого было привлечение монастырями представителей литературной прослойки для составления монастырских хроник. Предметом изучения в данной статье является деятельность Лю Минфана (Лю Наньлу), автора «Хроники горы Баохуа-шань», в регионе Цяннань в 1740-1750-х гг. Важность изучения обстоятельств составления этой хроники обусловлена тем, что гора Баохуа-шань служила местом пребывания патриархов школы Цяньхуа, претендовавшей на господствующее положение в традиции Винаи в китайском буддизме в конце династии Мин (1368-1644) и при династии Цин (1644-1912). В статье рассматривается, какое место занимало составление хроники этой буддийской горы в деятельности Лю Минфана как представителя светской литературной элиты с использованием в качестве источников нескольких составленных им местных хроник, а также посвящённых ему текстов знавших его современников. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что Лю Минфан ассоциировал себя прежде всего с поэтической и даосской культурой и занимался составлением местных хроник под заказ, поскольку не имел постоянного заработка. В силу этого, с одной стороны, в «Хронике горы Баохуа-шань» не должны проявляться какие-либо собственные буддийские представления Лю Минфана, но с другой стороны – текст хроники с большой долей вероятности может отражать пожелания её заказчика – настоятеля горы Баохуа-шань Вэньхай Фуцзюя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие литературной элиты в составлении хроник буддийских монастырей Китая при династии Цин – на примере деятельности Лю Минфана в регионе Цзяннань в 1740-1750-х гг. »

Участие литературной элиты в составлении хроник буддийских монастырей Китая при династии Цин - на примере деятельности Лю Минфана в регионе Цзяннань в 1740-1750-х гг.

Лепнева Мария Леонидовна

аспирант, Бурятский государственный университет 670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Lepneva Mariia

PhD Candidate, Department of History and Regional Studies of/%ian Countries, Buryat State Uni\ersity

Smolina ulitsa 24a, Ulan-Ude 670000 Russia

И [email protected]

Статья из рубрики "Исторические факты, события, феномены"

Аннотация. Объектом исследования в данной работе является взаимодействие между светской литературной элитой и буддийскими монастырями Китая, одной из форм которого было привлечение монастырями представителей литературной прослойки для составления монастырских хроник. Предметом изучения в данной статье является деятельность Лю Минфана (Лю Наньлу), автора «Хроники горы Баохуа-шань», в регионе Цяннань в 1740-1750-х гг. Важность изучения обстоятельств составления этой хроники обусловлена тем, что гора Баохуа-шань служила местом пребывания патриархов школы Цяньхуа, претендовавшей на господствующее положение в традиции Винаи в китайском буддизме в конце династии Мин (1368-1644) и при династии Цин (1644-1912). В статье рассматривается, какое место занимало составление хроники этой буддийской горы в деятельности Лю Минфана как представителя светской литературной элиты с использованием в качестве источников нескольких составленных им местных хроник, а также посвящённых ему текстов знавших его современников. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что Лю Минфан ассоциировал себя прежде всего с поэтической и даосской культурой и занимался составлением местных хроник под заказ, поскольку не имел постоянного заработка. В силу этого, с одной стороны, в «Хронике горы Баохуа-шань» не должны проявляться какие-либо собственные буддийские представления Лю Минфана, но с другой стороны - текст хроники с большой долей вероятности может отражать пожелания её заказчика -настоятеля горы Баохуа-шань Вэньхай Фуцзюя.

Ключевые слова: Лю Минфан, Баохуа, Виная, литературная элита, монастырские хроники, буддизм, Китай, Лю Наньлу, Цзяннань, Цяньлун

DOI: 10.7256/2454-0609.2017.5.23931

Дата направления в редакцию: 18-08-2017

Дата рецензирования: 18-08-2017

Abstract. The research topic of this article is the relationship between secular literati and Buddhist monasteries in China, one of the forms of which was the recruitment of literati by

the monasteries for the composition of monastery chronicles. This paper focuses on the activities on Liu Mingfang (Liu Nanlu), the author of "The Chronicle of Mt. Baohua," in the Jiangnan region in 1740-1750s. The importance of studying the circumstances of the compilation of this chronicle is justified by the fact that Mt. Baohua was the seat of the patriarchs of the Qianhua school, which claimed dominance within the Vinaya tradition of Chinese Buddhism in the late Ming (1368-1644) and Qing (1644-1912) dynasties. The article examines what place the composition of this Buddhist mountain chronicle had in the activities of Liu Mingfang, who was a member of the secular literati. This research relies on several chronicles compiled by Liu Mingfang, as well as the texts of his contemporary associates. The main conclusions of this research are as follows: Liu Mingfang primarily associated himself with poetry and the Daoist culture. Lacking a stable income, Liu Mingfang compiled local chronicles under commission. Accordingly, on the one hand, "The Chronicle of Mt. Baohua" is not supposed to reflect any personal Buddhist ideas of Liu Mingfang, but on the other hand, it is very probable that the text of this chronicle reflects the wishes of its commissioner - Wenhai Fuju, the abbot of Mt. Baohua.

Keywords: Buddhism, monastic chronicles, literati, Vinaya, Baohua , Liu Mingfang, Liu Nanlu, Jiangnan, Qianlong, China

Актуальность изучения истории китайского буддизма обусловлена тем, что он представляет собой один из столпов духовной культуры Китая, а интерес в целом к периоду династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912) объясняется его уникальным положением как временем возрождения китайских буддийских школ.

Одной из форм, которые принимал подъём собственно китайского буддизма, было нарастание численности, потенциала и известности буддийских монастырей. Для них экономическое процветание и влиятельный статус были тесно связаны между собой. В целях повышения собственной значимости необходимо было проводить масштабные строительные и реставрационные работы, увеличивать монашеский контингент, а значит - кормившие его сельскохозяйственные угодья. С другой стороны, осуществить всё это было бы невозможно, не заручись монастырь поддержкой светской литературной элиты (gentry, literati), включавшей не только местных чиновников, в ведении которых находились, в частности, вопросы налогообложения, но и не имевших властных должностей представителей сугубо «досужей прослойки» (leisure class), которые путём составления текстов о местной истории, достопримечательностях и т.п. могли сформировать мощный положительный имидж монастыря.

Взаимодействие литературной элиты и буддийских монастырей Китая при династиях Мин и Цин достаточно давно привлекает внимание западных исследователей. Пионерской

работой в этом направлении стала монография Timothy Brook 1984 г. t23!, написанная, по-видимому, на основе докторской диссертации. Затем уже в своей классической

работе 1993 г. он рассматривает формы покровительства литературной элиты над буддийскими монастырями на примере нескольких монастырей различного типа при

династии Мин. В одной из недавних статей t25! он обращается к рассмотрению того, какие способы применяли буддийские монастыри для удовлетворения своих экономических аппетитов в конце династии Мин. В 2016 г. вышла монография Jennifer

Eichman l29!, посвящённая сетям социального взаимодействия между одним из «четырёх великих монахов конца династии Мин» Юньци Чжухуном^ЙЙ® и его корреспондентами по переписке из числа представителей литературной элиты. На весьма широком временном отрезке - с 1400 г. по 1900 г. - проводит комплексное исследование

монастырей Пекина Susan Naquin в монографии 2000 г. i33!, в поле зрения которой находятся в т.ч. различные «общественные круги» и «человеческие взаимодействия».

В хронологическом аспекте, помимо династии Мин, западные исследователи обращаются

также к другим периодам в истории Китая. Так, в монографии 2006 г. [30] Mark Halperin исследует отношение литературной элиты к буддийским монастырям при династии Сун (960-1279). Взаимодействию между религией и обществом при династиях Тан и Сун посвящён сборник статей I28!.

Если рассматривать имеющуюся западную литературу в ракурсе буддийских школ, то наибольшее внимание пока что привлекло исследование взаимодействия между

литературной элитой и школой Чань. В своей монографии 2006 г. [34! Albert Welter затрагивает вопрос о роли литературных кругов в превращении Чань-буддизма в «официально признанную и в конечном итоге доминирующую форму буддизма в Китае и по всей Восточной Азии» в X-XI вв. Практически о решающая роль литературной элиты в подъёме школы Чань в XVI в. раскрывается в монографии Jiang Wu 2008 г. i32!.

Использование хроник буддийских монастырей в качестве источников для проведения исследования также прочно вошло в западную академическую практике. Так, вышеупомянутая классическая монография Timothy Brook [24! в значительной степени опирается на монастырские хроники. Местным хроникам в целом посвящён целый ряд монографий и статей как западных, так и китайских исследователей [19, 26, 27, 31!.

Обзорные работы именно по монастырским хроникам как разновидности местных хроник принадлежат Marcus Bingenheimer [22!, а также китайским исследователям Ду Цзесяну и Цао Ганхуа I-18!. В частности, в делается широкий обзор изучения монастырских хроник периодов Мин и Цин как в рамках классической китайской науки, так и на протяжении всего XX в.

Как видно из рассмотрения литературы, не только вопросы взаимодействия между литературной элитой и монастырями, но и сами по себе буддийские монастырские хроники Китая находятся в поле зрения как западной, так и китайской науки. В свете этого актуальным является изучение конкретных обстоятельств вовлечения представителей светской литературной элиты в составление такого рода сочинений для возрождавшихся в конце династии Мин - начале династии Цин собственной китайских буддийских школ, в частности, школы Винаи.

В определённой степени проблематика взаимодействия между монастырями и литературной элиты в вопросах составления монастырских хроник уже раскрыта в существующей литературе. С точки зрения буддийских монастырей, как показывает Timothy Brook, наличие хроники увеличивало репутацию монастыря и «защищало многие

его притязания: на уважение, почтенность, сакральность, а также на имущество» [25, с-2!. В другой своей работе, говоря о временах династии Мин, он также отмечает, что монахи хорошо осознавали преимущества наличия литературных текстов, поднимающих престиж монастыря [24, с- 176!.

П очему же наличие текста о том или ином месте было таким важным средством воздействия на литературную элиту и формирования ее отношения к этому месту? Timothy Brook даёт ответ на этот вопрос путём подробного рассмотрения взглядов Чжан Дая (родившегося в 1597 г. в принадлежащей к книжным кругам богатой семье в

провинции Чжэцзян), на примере которого он иллюстрирует отношение литературной элиты к буддийским священным местам.

В понимании Чжан Дая, достойная посещения гора должна была обладать следующими характеристиками: «Она должна быть признана как священное место; на ней должно быть много интересных и чудесных видов; а также должен иметься значительный корпус литературы, ассоциируемый с ней» ———47]. Наличие древних надписей, принадлежащих знаменитым людям текстов, поэтических произведений - вот то, что «делало место достойным посещения, если речь шла о литературной элите» [24, с- 49].

Таким образом, монахи были заинтересованы в появлении высококачественный текстов по истории и культуре своего монастыря, поскольку это привлекало внимание литературной элиты и укрепляло его позиции. Что касается методов составления таких текстов, Marcus Bingenheimer отмечает в вышеупомянутой работе: «Большая часть ранних хроник буддийских мест составлялась не буддийскими учёными-монахами, а грамотными учёными чиновниками или членами местной элиты (gentry). Часто составление хроники места поручалось буддийскими монахами или верующими мирянами писателю из числа местной элиты, которого воспринимали как сочувствующего или, по меньшей мере, безразличного к буддизму. Однако мотивация таких наёмных

составителей редко была сугубо религиозной» [22, с 61].

Если мотивация монастырей в вопросе составления хроник достаточно хорошо ясна, то в меньшей степени в существующей литературе остаётся освещённым вопрос о том, какое место занимало составление буддийских монастырских хроник в жизни представителей литературной элиты. При каких обстоятельствах они обращались к этому занятию? Насколько это было связано с религиозными чувствами, а насколько - с коммерческими соображениями?

Одним из примеров составления хроники буддийской святыни при династии Цин представителем светской литературной элиты является работа Лю Минфана xU^:^ (альтернативное имя - Лю НаньлухУШ^) над «Хроникой горы Баохуа-шань». Обстоятельства составления этой хроники представляют особый интерес потому, что она касается местопребывания патриархов школы Цяньхуа, претендовавшей на господствующее положение в традиции Винаи в китайском буддизме в конце династии Мин (1368-1644) и при династии Цин (1644-1912). Соответственно, изучение характера её составителя и его мотиваций в работе над хроникой может содействовать пониманию особенностей текста хроники, которая является важным источником в исследовании столь значимой школы Винаи в Китае, как Цяньхуа. Подробнее о школе Цяньхуа - см. в

работах автора данной статьи [11, 12].

Объектом данного исследования является взаимодействие между представителями светской литературной элиты и буддийскими монастырями Китая в форме привлечения первых для составления монастырских хроник. Предметом изучения является деятельность Лю Минфана как составителя «Хроники горы Баохуа-шань».

Цель работы состоит в том, чтобы определить место составления монастырских хроник в деятельности Лю Минфана в регионе Цзяннань в 1740-1750-х гг.

Для достижения поставленной цели выполняются следующие задачи:

во-первых, установление обстоятельств участия Лю Минфана в составлении различных местных хроник, включая содержание, хронологию и географию его деятельности;

во-вторых, выявление других видов деятельности Лю Минфана помимо составления местных хроник;

в-третьих, характеристика личности и мировоззрения Лю Минфана как факторов, влиявших на его подход к участию в составлении местных хроник.

Гипотеза в рамках данной работы состоит в том, что Лю Минфан был одним из наёмных составителей монастырских хроник, о которых пишет Marcus Bingenheimer (см. выше), и в своей работе практически не руководствовался какой-либо буддийской мотивацией. Если эта гипотеза верна, то при дальнейшем изучении текста «Хроники горы Баохуа-шань» в рамках исследования школы Винаи Цяньхуа следует ожидать незначительного проявления буддийских идей со стороны автора хроники Лю Минфана, но при этом весьма вероятно, что текст хроники будет отражать определённые пожелания её заказчика - настоятеля горы Баохуа-шань Вэньхай Фуцзюя (1686-1765).

В качестве основных источников, на которые опирается данная работа, прежде всего используются доступные тексты хроник, составленных Лю Минфаном, поскольку, как отмечает Marcus Bingenheimer: «Предисловия и послесловия [монастырских хроник] ... это одно из самых подходящих мест для поиска информации об авторах-составителях, их

мотивации и истории составления» -t22———61]. Кроме того, для характеристики деятельности и, особенно, личности Лю Минфана привлекаются посвящённые ему тексты знавших его современников.

Первый источник - «Полная хроника пяти гор Наньтунчжоу» ЙЖМЕ!^^ включает 20 цзюаней, в начале каждой из которых (например, в 1-й цзюани [4, 1 - с- 64]) указывается в качестве автора «внештатный историограф пяти гор, уроженец Фуцзяни Лю Минфан» Е Ци^^МФ*1^:^ и в качестве проверяющего - Дун Цюаньвэнь (о нём см. ниже). Пять гор - это горы ЛаншаньЗ&!, Цзяньшань^!, Цзюньшань^!, Хуанни-шаньйЖ! и Маань-шань^!^!^4—1 - с-—51]. В рассматриваемый период официальным названием округа Наньтунчжоу было ТунчжоуЖМ. В настоящее время это город НаньтунШЖШ.

Автор данной работы использует текст «Полной хроники пяти гор Наньтунчжоу», опубликованный в электронной базе «Программа оцифровывания философской литературы Китая». В ней весь текст разбит на 5 разделов, нумерация в каждом из которых начинается заново. В связи с этим при цитировании данной хроники перед номером страницы римской цифрой указывается номер соответствующего раздела.

Тексту хроники предпослано три предисловия и раздел «Редакторская политика»Л$], в которых сообщаются обстоятельства составления данной хроники Лю Минфаном.

Автором первого предисловия является Ван Суй!Ш, цзиньши, помощник по военным делам губернатора в областях в северу и югу от Янцзы, таких как Хуайяюйй и ТунтайЖ

Ш; императорский телохранитель [4, 1 - 24]. Предисловие датировано осенью 1749 г. В нём сообщается, что летом 1749 г. Ван Суй получил приказ прибыть в эту местность для

осмотра рельефа [4, 1 - с- 8]. Здесь он узнал, что генерал-губернатор ежегодно

поднимается на горы. Однако поскольку о горах, а также об их истории не было подробного справочного материала, а имелись лишь краткие записи в приложениях к историческим анналам города #1^, то Лю Минфану, уроженцу Фуцзяни, проживающему на горе Цзюньшань^!, было поручено составить новую рукопись. Эта работа уже закончена и предстоит её вырезание на печатных досках. Это поручение дал Л ю Минфану начальник округа Дун ЦюаньвэньЯШЛ (в-t16 даётся его альтернативное

имя - ВйёДун Сиянь, см. ниже), выделивший ему содержание. Работа была завершена за 4 года 1 - с- 10-161.

Второе предисловие было составлено в 1751 г. и принадлежит бывшему государственному цензору ^^Й^провинций Шаньдун и Цзянси, цзиньши Ду Цзиньлоу Ш который также заведовал проведением экзаменов на чин в провинции Хунань в

1738 г., 1741 г. и 1747 гг. [4, 1 - с' 37-391. В предисловии сообщается о готовности

ксилографа «Полной хроники пяти гор Наньтунчжоу» [4, 1 - с 271. Его сведения касаемо Лю Минфана состоят в том, что тот жил в месте ШуйюньвоЖ^Й на горе Цзюньшань и

занимался составлением «Полной хроники пяти гор Наньтунчжоу» в течение трёх лет I-4-1 - с. 331

Третье предисловие было написано цзиньши по имени Чжоу Чансуй^^^ —с- 45-461. в нём содержатся лишь сведения о том, что Лю Минфан жил на горе Цзюньшань,

исследовал местную хронику и обнаружил её краткость [4, 1 - с 431. С одной стороны, это не противоречит сообщениям предыдущих предисловий, но в то же время не дополняет их новой информацией.

В «Редакторской политике», автором которой является сам Лю Минфан, отмечается, что при династии Мин помощник по военным делам губернатораЙЙ Ван Яндэнаписал хронику в 4-х цзюанях, однако она не содержала фактов о древних событиях, а в приложениях к историческим анналам имелось много оплошностей. На составление же

новой хроники у Лю Минфана ушло 3 года [4, 1 - с 501.

Сам текст хроники содержит некоторые сведения о деятельности Лю Минфана, его других именах, месте жительства, принадлежащих его авторству текстах, посвящённых местным достопримечательностям.

В описании могилы Сунского военачальника Цзинь Ина ^^ (генерала Цзиня) в хронике сообщается, что в 1747 г. Лю Минфан занялся розысками его захоронения, обнаружил остаток стелы и укрепил могилу каменными плитами на средства от местного знатока

канона Дин ЮюяТ^' (о нём - см. ниже) [4, 11 - с- 109-1101. в ещё одном упоминании этого эпизода в хронике сообщается, что Лю Минфан занимался восстановлением этой могилы на горе Ланшань в 4-м месяце 1747 г. [4, 11 - с- 1551. Кроме того, Лю Минфану принадлежит текст «Посещение могилы генерала Цзиня» [4, 11 - с- 1151.

При описании могилы Танского поэта Ло Биньванав хронике упоминается об участии Лю Минфана в переносе этой могилы, а именно, что в 1748 г. он обнаружил остаток плиты с двумя иероглифами «Танский» Ш и «Ло»?#, на основании которой он испросил разрешения у начальника округа Ж^, вышеупомянутого Дун Цюаньвэня и

перенёс захоронение с горы Хуанни-шань на восточный склон горы Ланшань [4, 11 - с- 1151161. В ещё одном упоминании этого эпизода в хронике сообщается, что полностью оплатил все затраты на это местный житель Сюй Лин —11 - с'—1561. Это же

подтверждает текст на стеле в честь Ло Биньвана [4, 11 - с- 1901. Кроме того, Лю Минфану принадлежит текст «Обретение осколка камня с остатками могильной надписи Ло Биньвана» 11 - с- 1261.

Наконец, в работе современных китайских исследователей 1201 уточняется, что «Полная хроника пяти гор Наньтунчжоу» была ксилографически издана в 1751 г., а в 1877 г.

вышла ее дополненная и исправленная редакция.

Что касается строительной деятельности Лю Минфана, он построил беседку Юю-тин^^^ на горе Хуанни-шань на деньги местного жертвователя по имени Шао Кэ^д][4, 11 - с 79801 В еще одном упоминании этого эпизода в хронике указывается время строительства: 9-й месяц 1748 г. и снова называется жертвователь [4, 11 - с- 1561.

Лю Минфан инициировал строительство моста Цайхун-цяо МШМ, для чего испросил средства у товарища по имени Чжан Поху^Я;Й[4, 11 - с' 951, а также посвятил мосту надпись [4, 11 - с 971. В еще одном упоминании этого эпизода в хронике указывается время строительства: 6-й месяц 1748 г. и уточняется местоположение моста - на восточном склоне горы Хуанни-шань. Упоминается, по-видимому, альтернативное имя

жертвователя - Чжан Кэци^1Й[4' 11 - с 1561.

Также Лю Минфан во 2-м месяце 1747 г. построил дорогу с восточной стороны горы Цзюньшань от скалы ПутояньйКё до вершины горы. Эту дорогу местные жители

прозвали «дорогой молодца Лю» /ЦЗДЙ [4, 11 - с' 1551. Об этом также сообщается в первом

из предисловий к хронике [4, 1 - с- 191. Подробный рассказ этой истории содержится в

- с 178"1, после чего следует ряд текстов, посвященных обстоятельствам создания этой

дороги [4, 1 - с- 178-18°1. Кроме того, в 10-м месяце 1748 г. Лю Минфан построил дорогу с

северо-восточной стороны горы Хуанни-шань и соорудил дамбу [4, 11 - с- 1561.

В надписи на стене беседки Юю-тин, где Лю Минфан упомянут как автор, приводятся три его имени: Лю Минфан, Лю Наньлу, а также имя «хао» - Кэвэн^Ш[4, 11 - с- 801. Несколько раз Лю Минфан упоминается под своим прозвищем, которое немного варьируется: в описании камня Пиньцюань-ши^Ж^ - как 1 - с 1381; в описании скалы

Чжаохэянь ЙШёот 6-го числа 2-го месяца осени 1747 г. - как+Л"ШЛ[4' 1 - с 1701; в описании лестницы Неюнь-дэн ЩёШ - как+Л"шЛ[4, 1 - с' 1761; в вышеупомянутом эпизоде о строительстве беседки Юю-тин - как 11 - с' 801; а эпизоде о

строительстве моста Цайхун-цяо - как 11 - с 951. В целом ясно, что это

различные версии написания одного и того же прозвища, которое в наиболее полном из встречающихся варианте Ди-шилю-дунтянь-шаньжэнь^+Л'^^Л можно перевести как «горный житель из 16-й пещеры».

Это прозвище будет повторяться и в хрониках, которые рассматриваются ниже, в отличие от вышеупомянутого альтернативного имени Кэвэн и прозвища «внештатный историограф пяти гор». Представляется, что прозвище «горный житель из 16-й пещеры» представляет собой отсылку к представлению о 36 даосских горахН+Л"К, на которых имеются пещеры, по преданию открывающие адепту путь к превращению в небожителя. В частности, 16-я пещера указывает на гору Уи-шаньКЙ^ в провинции Фуцзянь. А ведь именно уроженцем Фуцзяни является Лю Минфан. Таким образом, с помощью этого прозвища он, по всей видимости, подчеркивал связь со своей родиной и одновременно с даосским учением.

Кроме того, Лю Минфану принадлежит надпись на стене горного жилища ШуйюньвоЖ^Й ЦУ®, которое второе предисловие называет его местом проживания. В хронике приводится текст местного жителя по имени Фэн Мэнгуя«Посещение Лю Наньлу в

книжном кабинете Шуйюньво» [4, 11 - с- 891 и текст некого Чжан Тингуя ^й!±«Надпись о

посещении Лю Минфана на горе Цзюньшань - Скала Шуйюньво»[4, 11 - с' 90-911. Эти

тексты служат подтверждением того, что Лю Минфан действительно жил в Шуйюньво. Что касается самого этого места, оно описывается как постройка «в три столба, со всех сторон окружённая зарослями коричного дерева», на месте которой раньше находился

частный монастырь Дун-и-ань;^—Ш [4, 11 - с' 871.

Здесь следует отметить, что на вышеупомянутой даосской горе Уи-шань имеется знаменитое место Юньво ЁЙ («водоворот облаков»), название которого явно перекликается с вышеупомянутым Шуйюньво ЖёЙ («водоворот воды и облаков»). Учитывая, насколько последовательно Лю Минфан подчёркивал свою связь с горой Уи-шань в регулярном употреблении прозвища «горный житель из 16-й пещеры», можно предположить, что название своему жилищу на горе Цзюньшань он присвоил сам и этим ещё раз подчеркнул ассоциацию с даосской горой у себя на родине.

Лю Минфан является автором ещё нескольких надписей и текстов в хронике, уже не связанных непосредственно с местами его жизни и строительной деятельности. В их

число входит настенная надпись о горе Цзяньцзи-шань —V - с'—671, текст

«Смешанные чувства посреди горы» 14 V - с- 681, стихотворение «Воспевание горного

жилища в летний день» 14 V - с- 851.

Таким образом, «Полная хроника пяти гор Наньтунчжоу» включает описание событий 1747-1748 гг. (строительная и реставрационная деятельность Лю Минфана). В предисловии Ван Суя сообщается, что в 1749 г. хроника уже была завершена. В предисловии Ду Цзиньлоу говорится о готовности ксилографа хроники в 1751 г. Это позволяет утверждать, что 1749 г. действительно был годом окончательного составления хроники. Кроме того, как сказано в первом предисловии Лю Минфан получил поручение на составление хроники от местного начальника округа Дун Цюаньвэня. Согласно же современной официальной «Хронике провинции Цзянсу», Дун Цюаньвэнь же занимал эту

должность в 1744-1750 гг. [211, что согласуется с датировками деятельности Лю Минфана по его поручению. Наконец, первое предисловие говорит о составлении хроники на протяжении 4 лет, тогда как второе предисловие и «Редакторская политика» (автором которой был сам Лю Минфан) настаивают на 3 годах. В целом ясно, что деятельность Лю Минфана по составлению хроники не могла начаться ранее 1744 г., а скорее всего наиболее интенсивно проходила в 1747-1748 гг. параллельно с его строительной, реставрационной и литературной деятельностью, привязанной к конкретным местам на описываемых горах и протекавшей в тесном взаимодействии с местными представителями светской элиты, которые играли роль доноров пожертвований на осуществление указанных проектов.

Второй источник - «Хроника горы Цзиньшань» в 16 цзюанях, отредактирована Дун

ТяньгуномЯ^1(р. 1708 г., [1011), составлена и упорядочена Лю Минфаном, исправлена Ван Чжихэном'1£$т (1718-1766 гг., [1011). Имеются сведения о том, что она доступна в фотокопии 1936 г., а также была опубликована в 13-м томе «Сборника китайских хроник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гор и вод» Ф^ШЖ^ДТ1! Однако сам текст хроники не доступен автору данной статьи. В то же время интересно, что упомянутый Дун Тяньгун, на основе текста которого, по всей видимости, работал Лю Минфан, был уроженцем уезда ЧунаньШ® (ныне в пределах города Уи-шань) провинции Фуцзянь, а на время траура по своей матери, прервав чиновничью карьеру, жил на вышеупомянутой горе Уи-шаньКЙШ в известном своей красотой месте Юньво ЁЙ, о котором также шла речь выше, и в этот период к 1751 г.

составил «Хронику гору Уи-шань» [1, с 40-411. с учётом этого можно предположить, что именно земляк Лю Минфана - Дун Тяньгун, ассоциировавший себя с той же горой и тем

же местом на ней, что и Лю Минфан, - привлёк его к работе над «Хроникой горы Цзиньшань».

В то же время, следует отметить, что имеется «Хроника горы Цзиньшань» в 10 цзюанях, составленная цзиньши, комиссаром управления по соляным перевозкам центральной части провинции Цзянсу 73-летним Лу Цзяньцзэном ^Ж^(1690-1768)[9, 101 в 1762 г. с 71. В настоящее время доступно переиздание 1900 г. этой «Хроники горы Цзиньшань». В предисловии к переизданию 1900 г. сообщается о том, что «в начале правления под девизом Цяньлун уроженец Фуцзяни Лю Минфан также составил хронику, занимаясь

увеличением и расширением» [2, 1 - с- 31.

Автор данной работы пользуется текстом «Хроники горы Цзиньшань» Лу Цзяньцзэна, опубликованным в электронной базе «Цифровой архив монастырских хроник Китая. Институт свободных искусств Барабана Дхармы». В данной базе страницы предисловия издателей и страницы самой хроники нумеруются отдельно (это касается как текста «Хроники горы Цзиньшань» Лу Цзяньцзэна, так и рассматриваемого ниже текста «Хроники горы Баохуа-щань»). В связи с этим при цитировании данной хроники и «Хроники горы Баохуа-шань» перед номером страницы в предисловии издателей будет добавляться римская цифра I.

Из других хроник в предисловии издателей 1900 г. указаны: «Хроника горы Цзиньшань» местного монаха Хуэйкая ЖШ периода Юнлэ (1403-1424); «Хроника трёх гор» (Цзяошань, Бэйгу и Цзиньшань) цзиньши, уроженца города Цзинкоу в Чжэньцзяне провинции Цзянсу Чжан Лая ШШ периода Чжэндэ (1506-1521), которая была, однако же, слишком краткой; «Хроника горы Цзиньшань», совместно написанная Ху ЦзиномЭД^ из округа Лулин^Й и местным монахом Чжи-и^Ё того же периода, которая «добавила путаницы»; «Краткая хроника Чаньского монастыря Лунъю горы Цзиньшань» настоятеля Ши Синхая Ш ^тЩ 1755 г. в 4 цзюанях, подробно рассказывавшая о буддийских вопросах; «Новая хроника горы Цзиньшань» в 16 цзюанях, совместно составленная монахами МинцюанемВД

^ и Шихуном^Ш в 1794 г., расширившая хронику настоятеля Ши Синхая [2, 1 - с- 31.

В этом свете показательно, что в «Редакторских замечаниях» сам автор хроники

1762 г. Лу Цзяньцзэн перечисляет хроники Чжанлая, Ху Цзина, Ши Синхая, после чего говорит о том, что «Недавно уроженец Фуцзяни Лю Минфан также сделал хронику, занимаясь увеличением и расширением, но и ошибок было тем больше» [2, 1 - с- 81. Сама последовательность перечисления указывает на то, что хроника Лю Минфана была составлена после хроники Ши Синхая, т.е. после 1755 г. Более того, с этим согласуется замечание о том, что Лю Минфан занимался «увеличением и расширением»#ЙЖР, т.е.

на основе хроники из 4 цзюаней составил хронику в 16 цзюанях [2, 1 - с- 71. При этом самое позднее время составления хроники ограничивается 1762 г., когда была закончена хроника самого Лу Цзяньцзэна. Однако обстоятельства её составления остаются неизвестными.

Третий источник - «Хроника горы Цзяошань» ЖШ^в 16 цзюанях предисловий не имеет. Также необходимо отметить, что автору данной работы текст хроники доступен только в виде фотографий, что значительно затрудняет его изучение. В то же время в качестве автора «Редакторской политики»Л^ указан «Лю Минфан из 16-й пещеры» ^ (об этом прозвище Лю Минфана - см. выше) [5, с- 41. Также Лю Минфан записан в

качестве автора в начале каждой цзюани (например, в 1-й ———61). Всё это подтверждает, что составителем «Хроники горы Цзяошань» был Лю Минфан.

Точной датировки и обстоятельств составления «Хроники горы Цзяошань» автору данной работы выявить не удалось. Однако в «Редакторской политике» указывается, что записки о путешествиях по горам Цзиньшань и Цзяошань авторов времен Сун и Мин, которые уже вошли в «Хронику горы Цзиньшань» не будут включены в «Хронику горы Цзяошань». Это говорит о том, что «Хроника горы Цзиньшань» была составлена Лю

Минфаном прежде «Хроники горы Цзяошань» [5, с 41.

Следует отметить, что в 4-м томе «Сборника хроник известных гор и достопримечательностей Китая» ФИ^^Й^^ДТ1! опубликована «Хроника горы Цзяошань» в 26 цзюанях, составленная в 1865 г. У Юнем яё, бывшим кандидатом в начальники области Чжэнцзян-фуШ1Й в провинции Цзянсу. В ней имеется раздел, описывающий историю составления предшествующих хроник горы, среди которых, однако же, сочинение Лю Минфана не упоминается. Указаны: «Хроника горы Цзяошань» монаха Ши Чжисяня периода Тяньци (1621-1627), ее расширенная версия

авторства монаха Ши СинцзаяШ и мирянина из Цзянду;!^ Пань Нинауже при династии Цин, «Краткая хроника» монаха Ши Сяниня на основе

предшествующего издания. Наконец, Лу Яюй#ЙМ и Ду Чжуаньцзянь^^Жсоставили хронику в 12 цзюанях в 1792 г.; Ван Люцунь1№^, Чжэн Цзюньюй ШШШ, Гу Сянчжоу Щ\ ШЛ и Вэнь СюэюаньХ^^ занимались редактированием и каждый составил своей текст в период Даогуан (1821-1850) с- 91.

Это резко контрастирует с замечанием Лю Минфана в «Редакторской политике» в его «Хронике горы Цзяошань», где он говорит: «У горы Цзяошань никогда не было хроники.

Приложения к городской хронике содержали много оплошностей» ^———31. Таким образом, время и обстоятельства составления Л ю Минфаном «Хроники горы Цзяошань» остаются неизвестными.

Четвертый источник - «Хроника горы Баохуа-шань»^^^^ в 15 цзюанях. В «Редакторской политике», в качестве автора которой указан «Л ю Минфан из 16-й

пещеры» Щ+ЛШКхУ^:^ [3, с- 311, сообщается, что первую хронику горы в 1690 г. составил настоятель Ши Дэцзи#ШД. Однако она «не избежала путаницы и имела упущения в плане стиля. Поэтому при данном редактировании была устранена

многословность и ошибки, пришлось вычеркнуть больше половины текста» [3, с- 281. Этим сведениям об истории хроники соответствует имеющийся в начале каждой цзюани колофон: «Написал Дин-ань [Дэ^зи^Щ^Д из 3-го поколения [школы! Цяньхуа; составил и привел в порядок Лю Минфан из 16-й пещеры+ЛШКх1]^:^, повторно проверил Вэньхай [Фу^зюйХ/Й^МЩ из 7-го поколения [школы1 Цяньхуа; вырезал [на ксилографах} Шэнсин [?]цзунЖtt[?]^ из 15-го поколения [школы1 Цяньхуа» (например,

в начале 1-й цзюани [3, с 331).

Авторы предисловия к фотокопии хроники, которой пользуется автор данной работы, утверждают, что они используют версию Ши Шэнсина, которую ориентировочно датируют

1785-1795 гг. [3, 1 - с- 31 (в пользу этого говорит, например, то, что последний из

приведенных в хронике приказов императора Цяньлуна датирован 1780 г. [3, с 201), хотя,

как показано в работе автора данной статьи [11, с- 291, в хронике имеются сведения вплоть до 1860 г., так что, скорее всего, на самом деле они используют издание периода под девизом Гуансюй (1875-1908).

Важное уточнение датировки составления «Хроники горы Баохуа-шань» Лю Минфаном можно почерпнуть из «Редаторской политики». А именно, в первом же ее пункте

сообщается: «Хотя [гора! Баохуа находится в глуши, но туда направляется немало пеших путешественников и повозок. Кроме того, это место посещал как император

Шэнцзу (Канси), так и нынешний император (Цяньлун)» [3, с-—281. Одновременно из приведённых в хронике приказов Цяньлуна известно, что впервые он посетил гору

Баохуа-шань 28-го числа 3-го месяца 1751 г. [3, с- 111. Таким образом, Лю Минфан мог начать составление «Хроники горы Баохуа-шань» не раньше 1751 г.

Общая оценка авторов предисловия к фотокопии состоит в том, что «если рассмотреть содержание всей хроники, то фактически это буддийский источник, а не хроника горы... Хотя эта хроника называется хроникой горы, фактически она сделана для монастыря

Хуэйцзюй-сыЖ®^» ^—1 - с'—31. Собственно, этот подход отражён в «Редакторской политике» Лю Минфана: «Другие горы известны пейзажами, а пейзажи прославляются текстами. Эта гора известна монастырём, монастырь же славится чистотой Винаи.

Поэтому не буду привязываться к горам и водам» [3, с 311.

Этот вывод согласуется с полученным в предшествующей работе данного автора [11, с' 291 результатом о том, что жизнеописание вышеупомянутого настоятеля монастыря Хуэйцзюй-сы на горе Баохуа-шань Вэньхай Фуцзюя следует датировать 1752 г., поскольку в нём, с одной стороны, нет сведений о смерти Вэньхай Фуцзюя, зато есть сообщение о том, что он унаследовал место патриарха 30 лет назад, что с учётом даты смерти его предшественника настоятеля Чжэньхуэй Шиюна в 1722 г. даёт 1752 г.

Помимо хроник, составленных Лю Минфаном, сведения о нём содержатся в текстах других представителей литературной элиты - его современников, знавших его. Речь идёт главным образом о Юань Мэе ЖШ (1716-1797 гг., цзиньши в 1739 г., [9—1011) и упоминавшемся выше Дин ЮюеТ^' (1682-1764 гг., ^АШ) . Кроме того, в современном

исследовании [161 упоминается, что 16 стихов Лю Минфана вошли в сборник «Сохранившиеся стихи Восточного составленный Ван Чжихэном'1£$т (выше

был упомянут как редактор «Хроники горы Цзиньшань») и выпущенный в 1766 г.

Что касается сочинений Юань Мэя, в 13-й цзюани его «Критических заметок о стихах в саду Суйюань» 1790 г. сообщается: «Уроженец Фуцзяни Лю Наньлу, Минфан,

обликом похожий на истощённого монаха, странствовал как простолюдин. Куда бы ни прибыл, непременно останавливался в древних монастырях и получал довольство от монахов. На вопрос, почему не возвращался в родные края, смеялся и не отвечал. На склоне лет умер на горе Ланшань^Ш в ТунчжоуЖМ. Монахи похоронили его рядом с могилой поэта Ло и установили мемориальную стелу. В 1757 г. остановился в Суйюане И Ц| и при встрече преподнёс семисложный стих, из которого помню две строки». Суйюань в горах Сяоцаншань в ЦзяннинеЕтФйШ был местом, где Юань Мэй поселился после завершения чиновничьей карьеры в возрасте 33 лет в 1748 г.[81.

В П611 указывается, что после смерти Лю Минфана Юань Мэй специально приехал почтить его память и написал стихотворение «Проходя у могилы поэта Лю Наньлу» Й^ЛхУШ^® в предисловии к которому приводятся практически такое же описание, что и в цитируемом выше тексте: «Наньлу по имени Минфан, простолюдин из Фуцзяни. В стихах работал над семисложным размером, странствовал повсюду. Куда бы ни прибыл, получал довольство от монахов. На вопрос, почему не возвращался в родные края, смеялся и не отвечал. Умер в Тунчжоу. Жители области похоронили его рядом с могилой

поэта Ло на горе Ланшань»

Что касается Дин Ююя (в поздние годы использовал имя «хао» - Гэдаожэнь^ШЛ, автор не имеет непосредственного доступа к его сочинениям и опирается на сведения в

современном исследовании -Ц61. Как сообщается в нем, в библиотеке Наньтуна имеется издание «Посмертное собрание произведений Гэдаожэня» ^ШЛШШ (стереотипное издание 1931 г., издательство «Ханьмолинь» в Наньтуне), в которое входят следующие тексты Дин Ююя, связанные с Лю Минфаном:

«Предисловие к чунчуаньскому собранию стихотворений Лю Наньлу»хУШ^ШЛ1"1#Ж^ (Чунчуань - район Наньтуна)

«Текст почтения памяти Лю Наньлу»^хУШ^Л

«Ответ на два письма Лю Наньлу» ^хУШ^—Ж

«Отправление для Лю Наньлу»

«Письмо для Лю Наньлу» ЖхУШ^

«Радость в связи с приездом Наньлу»ШШ^^

Текст последних трех приводится в И61, но помимо иллюстрации глубоких дружеских чувств между Лю Минфаном и Дин Ююем, иных сведений он не содержит. Что касается «Текста почтения памяти Лю Наньлу», согласно^1611, в нем сообщается о том, что Лю Минфан умер в уезде Жугао и начальник данного уезда Хэ Тинмо МйШпохоронил его рядом с могилой Ло Биньвана на горе Ланшань в Наньтуне.

Кроме того, в приводится полный текст «Предисловия к чунчуаньскому собранию стихотворений Лю Наньлу» (включая фотографию из вышеназванного печатного издания) и производится анализ его содержания. Во-первых, «Л ю Минфан странствовал в Тун[чжоу1 около 7 лет. В первые три года он приезжал из Байся (Цзяннин-фуЛтЙ, совр. Нанкин)... Затем он снова странствовал в Тун[чжоу1 и познакомился с Гэдаожэнем». Дин Ююй «поселил [Лю Минфана1 в скромном жилище прежних людей на горе Цзюньшань». На горе Цзюньшань находилось жилище Лю Минфана Шуйюньво, о чем, как отмечалось выше, неоднократно упоминается в «Полной хронике пяти гор Наньтунчжоу». Показательно при этом, что Дин Ююй не упоминает названия Шуйюньво ни здесь, ни в своем тексте в составе «П олной хронике», посвященном этому месту, где

оно названо просто «горное жилище» [4, 11 - с- 88-891. Это подкрепляет сделанное выше предположение о том, что название Шуйюньво этому жилищу в определенный момент дал сам Лю Минфан на основе ассоциации с известным местом Юньво на даосской горе Уи-шань в провинции Фуцзянь.

По словам Дин Ююя, хотя Лю Минфан жил впроголодь, он оставался безмятежен ё^, а тем, кто советовал ему найти себе другое применение, отвечал: «Минфан не принимает сочувствия. Однако я люблю эту гору! Пусть умру от голода, какой будет вред?» «Далее [Лю Минфан1 занялся составлением хроники пяти гор. Он получил жалованье от начальника округа господина Дун Сияня и с этих пор мало-помалу перестал голодать». Затем Дин Ююй характеризует деятельность Лю Минфана: «нанял рабочих, чтобы проторить горные дороги, стесывал камни, чтобы упорядочить землю и посадить деревья, вырезал поэзию на вершинах гор и у краев вод, направлял дорожные башмаки к одиноким пещерам и вороньим гнездам, упорядочивал алтари и могилы известных мудрецов, строил мосты и беседки для отдыха».

Дин Ю юй характеризует скромный образ жизни Л ю Минфана, «на кухне не имевшего.

соли, варившего кашу на родниковой воде и медленно выпивавшего в день несколько маленьких пиал». «Зимой [Лю Минфан1 не имел ватного одеяла, летом - навеса, нарезал суровую ткань и огораживал кровать, чтобы защититься от комаров. Не имел шёлковых тканей и носил одежду из китайской крапивы, шляпу и обувь - из соломы, пользовался веером из бананового листа и тростниковым посохом». Далее Дин Ююй резюмирует литературную деятельность Лю Минфана в этот период: «[Лю Минфан1 в местах, куда не доходят следы человека, отыскивал поэзию и проливал слёзы. Видевшие знали его стихи, но не могли полностью познать его слёз. Промчалось пять лет, за которые [Лю Минфан1 составил хронику гор в нескольких цзюанях и собрание древних семисложных стихов в нескольких разделах».

Что касается дальнейших событий, Лю Минфан «взял дорожные мешки и отправился в Цзиньлин^Й (Цзяннин-фу;1тЙ, совр. Нанькин), где общался с известными и влиятельными мужами, сочинял стихи и обменивался поэтическими экспромтами». Увидев заезжего человека из Чунчуаня, Лю Минфан передал с ним послание Дин Ююю: «Никто не знает меня так, как вы. Господин, напишите для меня предисловие». На что Дин Ююй ответил: «Я хотя и знаю, что вы храбры в бедности, способны в стихах и что ваши слёзы вне бедности и стихов, так могу ли спросить, о чём слёзы?». Лю Минфан же «рассмеялся и не ответил». Наконец, Дин Ююй делает вывод о том, что потрясающие литературные достижения Лю Минфана были отражением его образа чувствования.

Затем Дин Ююй приводит исторический анекдот, с помощью которого ассоциирует выдающиеся качества Лю Минфана с местом его рождения - провинцией Фуцзянь, а её точнее - с даосской горой Уи-шань, с которой, как показано выше, связывал себя Лю Минфан в своём прозвище. «В прошлом, когда Чжу Вэньгун (Чжу встретил

[Хуан1 Мяньчжая М^, он со вздохом сказал: «Я встретил господина с твёрдой волей и усердием к размышлениям. Жить рядом с ним было крайне полезно». «Мяньчжай -уроженец Фуцзяни. [Гора1 УиКЙ - уникальное пространство, которое из поколения в поколение рождает мудрых и добродетельных. Те, кто дружен с [Лю1 Наньлу также знают о её благоприятном влиянии, не так ли?»

Завершается предисловие сообщением о последующем переезде Лю Минфана в район реки ЦиньхуайШЙ (крупная река Цзяннин-фу): «Человек Дао на склоне лет живёт в уединении, пять раз сменились зима и лето. Издалека думаю о жёлтом тумане над рекой Циньхуай. И во времена инея, и во времена зеленеющего тростника чувствую эмоциональную связь с [Лю Минфаном1, находящимся в другом краю, которая незаметно подкрадывается, как дождь».

Как можно видеть, предисловие Дин Ю юя сообщает целый ряд интересных сведений о Лю Минфане. Во-первых, оно уточняет хронологию и географию его деятельности. Сначала Лю Минфан в течение 3 лет наездами бывал в Тунчжоу из Цзяннин-фу, после чего в течение 5 лет жил на горе Цзюньшань, где закончил составление хроники пяти гор (т.е. рассмотренной выше «Полной хроники пяти гор Наньтунчжоу») и сборника древних стихов, одновременно занимаясь строительной и литературной деятельностью. С учётом проведённого выше анализа, определившего завершение «Полной хроники» 1749 годом, эти события должны были иметь место в 1742-1744 г. (приезды в Тунчжоу) и 1745-1749 г. (жизнь в Тунчжоу на горе Цзюньшань). Кроме того, указание Дин Ююя на то, что Лю Минфан прожил в Тунчжоу пять лет, причём вначале голодал, а потом получил заказ и довольство от начальника округа, соответствует приведённым выше словам самого Лю Минфана в «Редакторской политике» в «Полной хронике пяти гор Наньтунчжоу» о том, что эту хронику он закончил за три года (таким образом, первые два года из проведённых в Тунчжоу пяти он как раз могу бедствовать). После этого Лю

Минфан отправился в Цзяннин-фу и жил там на протяжении ещё пяти лет к моменту составления указанного предисловия Дин Ююя, т.е., по крайней мере, в 1750-1754 гг.

Как известно из текста Юань Мэя, Лю Минфан посетил его жилище Суйюань в горах Сяоцаншань в Цзяннине в 1757 г. Что касается места смерти Лю Минфана, сведения Юань Мэя и Дин Ююя несколько разнятся: первый говорит о горе Ланшань, тогда как второй - об уезде Жугао. Дин Ююй сообщает более подробные обстоятельства о роли начальника уезда Жугао в похоронах Лю Минфана и об организации его захоронения (а не о его смерти) на горе Ланшань, так что его сообщение, как представляется, является более достоверным. Как Юань Мэй, так и Дин Ююй отмечают скромный образ жизни Лю Минфана, а также его скрытность относительно того, почему он «не возвращался в родные края» и о чём проливал «слёзы».

В современном исследовании ^^ также упоминается, что Лю Минфан имел прозвище «неофициальный историограф семи гор», что он жил в Жугао на протяжении почти 30

лет и умер в частном монастыре Ю йсян-аньМ^Ш в Жугао в 1759 г. t16^ Однако ссылки на происхождение этой информации не приводятся, и в доступных источниках автор данной работы не нашёл её подтверждения. Утверждение о том, что Лю Минфан жил в

Жугао «на протяжении 30 лет» явно не согласуется с приводимым в самом же текстом Дин Ююя, повествующим о жизни Лю Минфана на горе Цзюньшань, а затем в Цзяннин-фу на протяжении ряда лет. В силу этого эти дополнительные сведения из I-16-приводятся здесь только справочно и не будут использованы в выводах статьи.

Проведённое исследование позволяет составить достаточно целостное представление об образе жизни Лю Минфана и месте составления «Хроники горы Баохуа-шань» в его деятельности. С одной стороны, Лю Минфан не имел официальной должности и постоянного заработка, но в то же время был литературно одарённым человеком (а следовательно, и образованным), чем снискал признание в качестве поэта со стороны своих современников - представителей литературной элиты, таких как Ю ань Мэй, Дин Ююй и Ван Чжихэн.

Л ю Минфан ассоциировал себя с даосизмом, а точнее - с даосской священной горой Уи-шань у себя на родине в провинции Фуцзянь. Об этом свидетельствует, во-первых, его прозвище «горный житель из 16-й пещеры», под которым он часто фигурирует в своих сочинениях, а во-вторых - то, что на горе Цзюньшань он жил в месте Шуйюньво, которому он, скорее всего, дал это название по ассоциации со знаменитым пейзажным ме с то м на горе У и-ша нь - Ю ньв о .

Не имея официальной должности, Лю Минфан довольствовался положением простолюдина, жил в горах и монастырях, зачастую - впроголодь. Однако с поступлением заказа от начальника округа Тунчжоу Дун Цюаньвэня на составление «Полной хроники пяти гор Наньтунчжоу» Лю Минфан получил довольство, и его положение несколько улучшилось. Во время жизни в этих горах он реализовал ряд строительных и реставрационных проектов, однако средства на каждый из них он привлекал со стороны местных жителей (вероятно, представителей местной элиты).

Таким образом, он, по всей видимости, был как раз таким наёмным составителем хроник с далеко не всегда религиозной мотивацией, о которых говорит Marcus Bingenheimer в приведённой в начале статьи цитате. Обстоятельства участия Лю Минфана в написании двух других хроник: «Хроники горы Цзиньшань» и «Хроники горы Цзяошань»-неизвестны. Хронику же горы Баохуа-шань он составил по заказу настоятеля главного

монастыря данной горы Хуэйцзюй-сы, патриарха школы Винаи Цяньхуа Вэньхай Фуцзюя.

Как отмечено выше, Лю Минфан видел себя даосом и поэтом, а «Полную хронику пяти гор Наньтунчжоу» составил по поручению местного чиновника. Таким образом, никаких буддийских мотиваций за ним не прослеживается. Даже в самой «Хронике горы Баохуа-шань» он отмечает, что сосредоточивает своё внимание на монастыре, а не на самой горе, поскольку гора прославлена именно монастырём, а не в силу своего личного особого отношения к буддизму вообще или к школе Винаи в частности. Хотя он путешествовал по горе Баохуа-шань, о чём свидетельствует наличие нескольких стихотворений его авторства, посвящённых разным достопримечательностям горы, никакой деятельности, подобной его строительным инициативам в горах Наньтунчжоу, здесь он не развивал. Это может свидетельствовать о непродолжительности пребывания Лю Минфана на горе Баохуа-шань.

Что касается хронологии и географии деятельности Лю Минфана, сопоставление и анализ сведений различных источников позволяет выстроить следующую картину. В определённый момент времени он поселился в Цзяннин-фу, откуда в 1742-1744 г. временно приезжал в Тунчжоу, а в 1745-1749 г. постоянно жил в Тунчжоу на горе Цзюньшань. В 1747-1748 гг. развернулась основная строительная и реставрационная деятельность Лю Минфана на пяти горах Тунчжоу, а в 1749 г. он завершил составление «Полной хроники пяти гор Наньтунчжоу» и сборника древних семисложных стихов. Из Тунчжоу Лю Минфан вновь переехал в Цзяннин-фу, где жил, по меньшей мере, пять лет (т.е. приблизительно в 1750-1754 гг.). В 1757 г. он посетил своего друга Юань Мэя в месте Суйюань, также расположенном на территории, подчинённой области Цзяннин-фу.

Более подробное изучение текста «Хроники горы Баохуа-шань» позволило подтвердить

полученный в предыдущем исследовании автора [11, с' 291 вывод, что составлением этой хроники Лю Минфан занимался в 1752 г. Косвенные сведения из «Хроники горы Цзиньшань» Лу Цзяньцзэна показывают, что к составлению этой хроники он приступил не ранее 1755 г. (но не позднее 1762 г.). Поскольку горы Цзиньшань и Цзяошань расположены по соседству, можно предположить, что около этого же времени Лю Минфан занимался и составлением «Хроники горы Цзяошань» (но, как было показано, уже после «Хроники горы Цзиньшань»). Наконец, из этой местности он уехал в уезд Жугао, где умер, и начальник уезда похоронил его на горе Ланшань в Тунчжоу рядом с перенесённой Лю Минфаном могилой Танского поэта Ло Биньвана.

Визуализация основных географических точек, с которыми была связана деятельность Лю Минфана, представлена в Приложении 1. Как можно видеть, они достаточно концентрированы в пространственном отношении - максимальное расстояние между двумя крайними пунктами не превышает 200 км. Иначе говоря, деятельность Лю Минфана на протяжении 1740-1750-х гг. не выходила за пределы одного региона. С учётом того, что в этот период он составил местные хроники общим объёмом 67 цзюаней, можно сделать вывод о наличии довольно значительного спроса на такого рода сочинения в области Цзяннин-фу в первой половине периода правления под девизом Цяньлун (1736-1795).

Если подводить общий итог вышесказанному, Лю Минфан является примером наёмного составителя местных хроник из числа нечиновничьей бедной литературной элиты. В первую очередь Лю Минфан занимался поэтической деятельностью, а также инициировал на средства жертвователей из числа местной элиты проекты материального благоустройства местности (строительство дорог, мостов, беседок) и увековечения памяти великих людей прошлого (перенос и реставрация могил поэта эпохи Тан и

военачальника эпохи Сун), а в духовном плане ассоциировал себя с даосизмом. Соответственно, трудно предположить за Лю Минфаном наличие какой-либо буддийской мотивации при составлении «Хроники горы Баохуа-шань». Подробность описания монастыря и его истории в хронике Лю Минфан объясняет не какой-либо собственной заинтересованностью, а тем, что гора Баохуа-шань уже прославлена именно этим монастырем. Фактически же это вполне может отражать пожелания заказчика хроники, настоятеля монастыря Хуэйцзюй-сы на горе Баохуа-шань Вэньхай Фуцзюя, седьмого патриарха школы Цяньхуа, стремившегося обосновать ее позиции как господствующей школы в китайской традиции Винаи.

Таким образом, для Лю Минфана составление «Хроники горы Баохуа-шань» было чисто коммерческим проектом, аналогичным проекту по составлению «Полной хроники пяти гор Наньтунчжоу»: приглашение со стороны настоятеля Вэньхай Фуцзюя, по всей видимости, было аналогично приглашению со стороны начальника округа Дун Цюаньвэня и предполагало получение некоторого довольства на время составления хроники. Возможно, что на горе Баохуа-шань Лю Минфан провел не так много времени, как на горе Цзюньшань (ведь при составлении «Хроники горы Баохуа-шань» он опирался на текст настоятеля Дин-ань Дэцзи 1690 г., тогда как по пяти горам Тунчжоу имелся лишь короткий текст в 4-х цзюанях времен династии Мин), а потому не развернул там какой-либо иной деятельности, кроме составления нескольких стихотворений, посвященных местным достопримечательностям.

Приложение 1. Визуализация основных географических точек, связанных с деятельностью Лю Минфана

Для выполнения данной визуализации было использовано программное обеспечение Tableau Public. Координаты гор получены с помощью API Baidu Maps (http://api.map.baidu.com/lbsapi/getpoint/index.html). Координаты административных единиц взяты из таблицы ADDRESSES в базе данных по историческим персоналиям Китая

China Biographical Database (подробнее о ней - см. работы автора данной статьи [13, 14]), поскольку эта база данных учитывает различие в местонахождении одноименных административных единиц в разные периоды истории Китая.

Библиография

1. Дун Тяньгун. Уи-шань чжи KftW^] Хроника гору Уи-шань // Чжунго чжэсюэ

шу дяньцзыхуа цзихуа Программа оцифровывания

философской литературы Китая. - Режим доступа: http://ctext.org/library.pl? if=gb&.res = 2356&.remap = gb (дата обращения: 08.08.2017)

2- Лу Цзяньцзэн. Цзиньшань чжи [^Ж^о^!^] Хроника горы Цзиньшань. Переизд. 1900. // Чжунго фоцзяо сымяочжи шувэй дяньцзан [ФШЙ^^Ш^ШнЛВД Цифровой архив монастырских хроник Китая. Институт свободных искусств Барабана Дхармы. С 2007 г. 564 с. - Режим доступа: http://dev.ddbc.edu.tw/fosizhi/ui.html?book=g038 (дата обращения: 05.08.2017)

3. Лю Минфан. Баохуа-шань чжи [XJ^i^oS^ll^] Хроника горы Баохуа-шань. // Чжунго фоцзяо сымяочжи шувэй дяньцзан [ФШЙ^^Ш^ШнЛВД Цифровой архив монастырских хроник Китая. Институт свободных искусств Барабана Дхармы. С 2007 г. 656 с. - Режим доступа: http://dev.ddbc.edu.tw/fosizhi/ui.html?book=g041 (дата обращения: 05.08.2017)

4. Лю Минфан. Наньтунчжоу ушань цюаньчжи [XJ^^o ШЖ'ЛШ^^] Полная хроника пяти гор Наньтунчжоу // Чжунго чжэсюэ шу дяньцзыхуа цзихуа

Программа оцифровывания философской литературы Китая. - Режим доступа: http://ctext.org/library.pl?

if=gb&res = 95530&by_title = %E4%BA%94%E5%B1%B1%E5%85%A8%E5%BF%97&rem ap = gb (дата обращения: 05.08.2017)

5. Лю Минфан. Цзяошань чжи [XJ^^oÄll^] Хроника горы Цзяошань // Гугун чжэньбэнь цункань [Йи^^АА ] Сборник ценных книг Запретного города. В 731 Т. Хайнань чубаньшэ, 2011. - Режим доступа:

http://ishare.iask.sina.com.en/f/62812406.html (дата обращения: 05.08.2017)

6. Чжунхуа шаньшуйчжи цункань ] Сборник китайских хроник гор и вод / общ. ред.: Ши Гуанмин^^ВД, Дун ГуанхэВ^П, Ян Гуанхуэй#^¥. В 38 Т. Сяньчжуан шуцзюй, 2004.

7. У Юнь. Цзяошань чжи [йЁо Ж!^] Хроника горы Цзяошань // Чжунго миншань шэнцзи чжи цункань Сборник хроник известных гор и достопримечательностей Китая. / Общ.ред.: Шэнь Юньлун: Тайвань: Вэньхай, 1971-1983. - Режим доступа: http://www.guoxuedashi.com/guji/281120q/ (дата обращения: 06.08.2017)

8. Юань Мэй. Суйюань шихуа [sföoffilÜffi] Критические заметки о стихах в саду Суйюань. 1790 // Юаньмэй цюаньцзи Полное собрание сочинений Юаньмэя. В 8 т. / Общ. ред.: Ван Инчжи!^^. Цзянсу: Фэнхуан, 1993. - Режим доступа: http://www.sbkk88.com/mingzhu/gudaicn/suiyuanshihua/ (дата обращения: 06.08.2017)

9. Жэньмин цюаньвэй цзыляо ку [Л^ШЙЙЭД-Ж] Авторитетная база имён персоналий. - Чжунъян яньцзююань лиши юйянь яньцзюсо [ФЙ^Л-^^Ш^ВпЖМ^рЛ] Институт истории и филологии Академии синологии. Создана в 2001 г. - Режим доступа: http://archive.ihp.sinica.edu.tw/ttsweb/html_name/search.php (дата обращения: 27.07.2017)

10. China Biographical Database / Fairbank Center for Chinese Studies at Harvard University, Institute of History and Philology of Academia Sinica, Center for Research on Ancient Chinese History at Peking University. - Режим доступа:

http://db1.ihp.sinica.edu.tw/cbdbc/ttsweb?@0:0:1:cbdbkmeng@@0.8781806794043143 (дата обращения: 27.07.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лепнева М. Л. Основные источники исследования биографии патриарха традиции Винаи в Китае Вэньхай Фуцзюя. // Исторический журнал: научные исследования.-2017.-№ 4.-C. 24-39. DOI: 10.7256/2454-0609.2017.4.23195

12. Лепнева М. Л. Составление генеалогий как инструмент религиозных споров в китайском буддизме (на примере школы Винаи в XVIII в.) // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ - 2017» / Отв. ред.

И.А. Алешковский, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2017. - 1 электрон. опт. диск, 12 см. - 1186 Мб. - 9000 экз. - Режим доступа: file:///D:/data/10964/uid145105_report.pdf (дата обращения: 11.08.2017)

13. Лепнева М. Л. Сравнительный анализ возможностей дополнительных методов поиска в базе данных по историческим персоналиям Китая China Biographical Database // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 7-24. - Режим доступа:

https://nauchforum.ru/conf/social/viii/24620 (дата обращения: 11.08.2017)

14. Лепнева М. Л. Структура данных по историческим персоналиям Китая в China Biographical Database // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф.

— № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 6-20. - Режим доступа: https://nauchforum.ru/conf/social/vii/23367? (дата обращения: 11.08.2017)

15. Ду Цзесян. Чжунго фосычжи гайшо Общая характеристика монастырских хроник Китая. Путишу, 1981, 29 (6) ( = No.342) : с.19-20.

16. Лю Цунцюань. [хШЙЖоЭД^-Ш^ШЛ] Гэ Даожэнь по прозвищу «Единственный журавль в осеннем небе» // Дунгао иньсюэ яньцзю байти сюань [^^ЕР^Я^ШЖШ Избранные 100 тем исследования школы печатей Восточного Гао / Сайт каллиграфии Наньтуна. 22.11.2014. - Режим доступа: http://www.ntsfw.org/article-10-3430.aspx (дата обращения: 06.08.2017)

17. Тун Лицюнь. Лунь Цзянсу-шэн Жугао-ши юй Чжень Шиинь, Цзя Юйцунь дэ мице гуаньси MStt^^M^] о тесной связи между городом Жугао провинции Цзянсу и Чжэньшиинем, Цзя Юйцунем / Хунлоу вэньюань, 2010.2. - Режим доступа:

http://shaofuliang.blog.163.com/blog/static/72265291201021164441226/ (дата обращения: 06.08.2017)

18. Цао Ганхуа. Наньтунчжоу ушань цюаньчжи Общая характеристика исследования буддийских местных хроник эпохи Мин. Чжунго жэньминь, 2011.

19. Цзинь Эньхуэй, Ху Шучжао. Чжунго дифанчжи цзунму тияо [^МЩ,

Основы каталогов местных хроник Китая / В 3 Т. Тайбэй: Ханьмэй тушу,

1996.

20. Цзянсу цзю фанчжи тияо Основные сведения о старых местных хрониках Цзянсу / общ. ред.: Сюй Фу, Цзи Вэньтун [Ш4ч ^Xffi] / Цзянсу гуцзи, 1993. 763 с. - Режим доступа: http://blog.sina.com.cn/s/blog_6a5826b60102dv6f.html (дата обращения: 05.08.2017)

21. Цзянсушэн дифанчжи - Чжэнфучжи Хроника провинации Цзянсу

- Хроника правительства / Сост.: Цзянсушэн дифанчжи бяньцзуань вэйюаньхуэй [;1

Ш] Комитет по составлению местной хроники провинции Цзянсу. Цзянсу жэньминь, 2005. - Режим доступа:

http://www.jssdfz.gov.cn/book/zfz/ZFZ/D1/D1J3.HTM (дата обращения: 06.08.2017)

22. Bingenheimer, Marcus. Bibliographical Notes on Buddhist Temple Gazetteers, Their Prefaces and Their Relationship to the Buddhist Canon // Chung-Hwa Buddhist Journal (2012, 25:51-86) / Taipei: Chung-Hwa Institute of Buddhist Studies. P. 52-86.

23. Brook, Timothy. Gentry Dominance in Chinese Society: Monasteries and Lineages in the Structuring of Local Society, 1500-1700 / Harvard University, 1984. 906 p. - Mode of access [limited access]: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

24- Brook, Timothy. Praying for Power: Buddhism and the Formation of Gentry Society in Late-Ming China / Harvard Univ. Asia Center, 1993. 403 p. - Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

25. Brook, Timothy. The Logic of Monastic Property in a Commercial Economy: Theft and Patronage in the Suzhou Region, 1570-1640 / Chugoku shigaku (Journal of Chinese History), Issue 22, 2012. 30 p. - Mode of access : http://timothybrook.com/wp-content/uploads/2015/02/Logic-of-Monastic-Property-2013.pdf (date of access: 27.05.2017)

26. Dennis, Joseph R. Writing, Publishing, and Reading Local Gazetteers in Imperial China, 1100-1700 // Harvard East Asian Monographs 379 / Cambridge, MA and London, England: Harvard University Asia Center, 2015. 390 p. - Mode of access [limited access]: www.cuhk.edu.hk/ics/journal/articles/v63p287.pdf (date of access: 27.05.2017)

27. Dow, Francis D.M. A Study of Chiang-su and Che-chiang Gazetteers of the Ming Dynasty. Canberra: Australia National University, 1969. 137 p. - Mode of access [limited access]: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

28. Ebrey, Patricia Buckley. Religion and Society in Tang and Sung China / University of Hawaii Press, 1993. 379 p. - Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

29. Eichman, Jennifer. A Late Sixteenth-Century Chinese Buddhist Fellowship:Spiritual Ambitions, Intellectual Debates, and Epistolary Connections / BRILL, 2016. 438 p. -Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

30. Halperin, Mark. Out of the Cloister: Literati Perspectives on Buddhism in Sung China, 960-1279 / Harvard University Asia Center, 2006. 364 p. - Mode of access [limited access]: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

31. Hargett, James M. 1996. Song Dynasty Local Gazetteers and Their Place in the History of Difangzhi Writing. Harvard Journal of Asiatic Studies 56(2):405-442.

32. Jiang, Wu. Enlightenment in Dispute : The Reinvention of Chan Buddhism in Seventeenth-Century China / Oxford University Press, 2008. 616 p. - Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 04.08.2017)

33. Naquin, Susan. Peking: Temples and City Life, 1400-1900 / University of California Press, 2000. 816 p. - Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

34. Welter, Albert. Monks, Rulers, and Literati : The Political Ascendancy of Chan Buddhism: The Political Ascendancy of Chan Buddhism / Oxford University Press, USA, 2006. 334 p. - Mode of access [limited access]: https://books.google.r

References (transliterated)

1. Dun Tyan'gun. Ui-shan' chzhi KRll^] Khronika goru Ui-shan' // Chzhungo chzhesyue shu dyan'tszykhua tszikhua [iHS^^^iibi+iiJ] Programma otsifrovyvaniya filosofskoi literatury Kitaya. - Rezhim dostupa: http://ctext.org/library.pl? if=gb&.res = 2356&.remap = gb (data obrashcheniya: 08.08.2017)

2. Lu Tszyan'tszen. Tszin'shan' chzhi [^^Wo^ll^] Khronika gory Tszin'shan'. Pereizd. 1900. // Chzhungo fotszyao symyaochzhi shuvei dyan'tszan

Tsifrovoi arkhiv monastyrskikh khronik Kitaya. Institut svobodnykh iskusstv Barabana Dkharmy. S 2007 g. 564 s. - Rezhim dostupa: http://dev.ddbc.edu.tw/fosizhi/ui.html? book=g038 (data obrashcheniya: 05.08.2017)

3. Lyu Minfan. Baokhua-shan' chzhi [x^^oS^l^] Khronika gory Baokhua-shan'. //

Chzhungo fotszyao symyaochzhi shuvei dyan'tszan Tsifrovoi

arkhiv monastyrskikh khronik Kitaya. Institut svobodnykh iskusstv Barabana Dkharmy. S 2007 g. 656 s. - Rezhim dostupa: http://dev.ddbc.edu.tw/fosizhi/ui.html?book=g041 (data obrashcheniya: 05.08.2017)

4. Lyu Minfan. Nan'tunchzhou ushan' tsyuan'chzhi Polnaya khronika pyati gor Nan'tunchzhou // Chzhungo chzhesyue shu dyan'tszykhua tszikhua [^H^^^

Programma otsifrovyvaniya filosofskoi literatury Kitaya. - Rezhim dostupa: http://ctext.org/library.pl?

if=gb&res = 95530&by_title = %E4%BA%94%E5%B1%B1%E5%85%A8%E5%BF%97&rem ap = gb (data obrashcheniya: 05.08.2017)

5. Lyu Minfan. Tszyaoshan' chzhi Khronika gory Tszyaoshan' // Gugun chzhen'ben' tsunkan' ] Sbornik tsennykh knig Zapretnogo goroda. V 731 T. Khainan' chuban'she, 2011. - Rezhim dostupa:

http://ishare.iask.sina.com.cn/f/62812406.html (data obrashcheniya: 05.08.2017)

6. Chzhunkhua shan'shuichzhi tsunkan' ] Sbornik kitaiskikh khronik gor i vod / obshch. red.: Shi Guanmin^^^, Dun Guankhe B^ftl, Yan Guankhuei V 38 T. Syan'chzhuan shutszyui, 2004.

7. U Yun'. Tszyaoshan' chzhi [Ss„ ÄlW^] Khronika gory Tszyaoshan' // Chzhungo minshan' shentszi chzhi tsunkan' [^H^Wffi^^ÄfiJ] Sbornik khronik izvestnykh gor i dostoprimechatel'nostei Kitaya. / Obshch.red.: Shen' Yun'lun: Taivan': Ven'khai, 1971-1983. - Rezhim dostupa: http://www.guoxuedashi.com/guji/281120q/ (data obrashcheniya: 06.08.2017)

8. Yuan' Mei. Suiyuan' shikhua [sf^KIllÜ] Kriticheskie zametki o stikhakh v sadu Suiyuan'. 1790 // Yuan'mei tsyuan'tszi [sfö^Ä] Polnoe sobranie sochinenii Yuan'meya. V 8 t. / Obshch. red.: Van Inchzhil^^. Tszyansu: Fenkhuan, 1993. -Rezhim dostupa: http://www.sbkk88.com/mingzhu/gudaicn/suiyuanshihua/ (data obrashcheniya: 06.08.2017)

9. Zhen'min tsyuan'vei tszylyao ku Avtoritetnaya baza imen personalii. -Chzhun''yan yan'tszyuyuan' lishi yuiyan' yan'tszyuso [^ÄW^I^ffi^lnSW^Pfi] Institut istorii i filologii Akademii sinologii. Sozdana v 2001 g. - Rezhim dostupa: http://archive.ihp.sinica.edu.tw/ttsweb/html_name/search.php (data obrashcheniya: 27.07.2017)

10. China Biographical Database / Fairbank Center for Chinese Studies at Harvard University, Institute of History and Philology of Academia Sinica, Center for Research on Ancient Chinese History at Peking University. - Rezhim dostupa: http://db1.ihp.sinica.edu.tw/cbdbc/ttsweb?@0:0:1:cbdbkmeng@@0.8781806794043143 (data obrashcheniya: 27.07.2017)

11. Lepneva M. L. Osnovnye istochniki issledovaniya biografii patriarkha traditsii Vinai v Kitae Ven'khai Futszyuya. // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya.-2017.-№ 4.-C. 24-39. DOI: 10.7256/2454-0609.2017.4.23195

12. Lepneva M. L. Sostavlenie genealogii kak instrument religioznykh sporov v kitaiskom buddizme (na primere shkoly Vinai v XVIII v.) // Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «LOMONOSOV - 2017» / Otv. red. I.A. Aleshkovskii, E.A. Antipov. [Elektronnyi resurs] - M.: MAKS Press, 2017. - 1 elektron. opt. disk, 12 sm. - 1186 Mb. - 9000 ekz. - Rezhim dostupa:

file:///D:/data/10964/uid145105_report.pdf (data obrashcheniya: 11.08.2017)

13. Lepneva M. L. Sravnitel'nyi analiz vozmozhnostei dopolnitel'nykh metodov poiska v baze dannykh po istoricheskim personaliyam Kitaya China Biographical Database // Nauchnyi forum: Yurisprudentsiya, istoriya, sotsiologiya, politologiya i filosofiya: sb.

st. po materialam VIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — № 6(8). — M., Izd. «MTsNO», 2017. — S. 7-24. - Rezhim dostupa: https://nauchforum.ru/conf/social/viii/24620 (data obrashcheniya: 11.08.2017)

14. Lepneva M. L. Struktura dannykh po istoricheskim personaliyam Kitaya v China Biographical Database // Nauchnyi forum: Yurisprudentsiya, istoriya, sotsiologiya, politologiya i filosofiya: sb. st. po materialam VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — № 5(7). — M., Izd. «MTsNO», 2017. — S. 6-20. - Rezhim dostupa: https://nauchforum.ru/conf/social/vii/23367? (data obrashcheniya: 11.08.2017)

15. Du Tszesyan. Chzhungo fosychzhi gaisho Obshchaya kharakteristika monastyrskikh khronik Kitaya. Putishu, 1981, 29 (6) ( = No.342) : s.19-20.

16. Lyu Tsuntsyuan'. Ge Daozhen' po prozvishchu «Edinstvennyi zhuravl' v osennem nebe» // Dungao in'syue yan'tszyu baiti syuan' [^^EP^fifi^SS^] Izbrannye 100 tem issledovaniya shkoly pechatei Vostochnogo Gao / Sait kalligrafii Nan'tuna. 22.11.2014. - Rezhim dostupa: http://www.ntsfw.org/article-10-3430.aspx (data obrashcheniya: 06.08.2017)

17. Tun Litsyun'. Lun' Tszyansu-shen Zhugao-shi yui Chzhen' Shiin', Tszya Yuitsun' de mitse guan'si [m^Ho MSW^^^M^] O tesnoi svyazi mezhdu gorodom Zhugao provintsii Tszyansu i Chzhen'shiinem, Tszya Yuitsunem / Khunlou ven'yuan', 2010.2. - Rezhim dostupa:

http://shaofuliang.blog.163.com/blog/static/72265291201021164441226/ (data obrashcheniya: 06.08.2017)

18. Tsao Gankhua. Nan'tunchzhou ushan' tsyuan'chzhi [W№№o

Obshchaya kharakteristika issledovaniya buddiiskikh mestnykh khronik epokhi Min. Chzhungo zhen'min', 2011.

19. Tszin' En'khuei, Khu Shuchzhao. Chzhungo difanchzhi tszunmu tiyao ^M^o I

Osnovy katalogov mestnykh khronik Kitaya / V 3 T. Taibei: Khan'mei

tushu, 1996.

20. Tszyansu tszyu fanch zhi tiyao [/X^IB^^ff^] Osnovnye svedeniya o starykh mestnykh khronikakh Tszyansu / obshch. red.: Syui Fu, Tszi Ven'tun [^i, ^Xffi] / Tszyansu gutszi, 1993. 763 s. - Rezhim dostupa:

http://blog.sina.com.cn/s/blog_6a5826b60102dv6f.html (data obrashcheniya: 05.08.2017)

21. Tszyansushen difanchzhi - Chzhenfuchzhi Khronika provinatsii Tszyansu - Khronika pravitel'stva / Sost.: Tszyansushen difanchzhi byan'tszuan' veiyuan'khuei Komitet po sostavleniyu mestnoi khroniki provintsii Tszyansu. Tszyansu zhen'min', 2005. - Rezhim dostupa:

http://www.jssdfz.gov.cn/book/zfz/ZFZ/D1/D1J3.HTM (data obrashcheniya: 06.08.2017)

22. Bingenheimer, Marcus. Bibliographical Notes on Buddhist Temple Gazetteers, Their Prefaces and Their Relationship to the Buddhist Canon // Chung-Hwa Buddhist Journal (2012, 25:51-86) / Taipei: Chung-Hwa Institute of Buddhist Studies. P. 52-86.

23. Brook, Timothy. Gentry Dominance in Chinese Society: Monasteries and Lineages in the Structuring of Local Society, 1500-1700 / Harvard University, 1984. 906 p. - Mode of access [limited access]: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

24. Brook, Timothy. Praying for Power: Buddhism and the Formation of Gentry Society in Late-Ming China / Harvard Univ. Asia Center, 1993. 403 p. - Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

25. Brook, Timothy. The Logic of Monastic Property in a Commercial Economy: Theft and

Patronage in the Suzhou Region, 1570-1640 / Chugoku shigaku (Journal of Chinese History), Issue 22, 2012. 30 p. - Mode of access : http://timothybrook.com/wp-content/uploads/2015/02/Logic-of-Monastic-Property-2013.pdf (date of access: 27.05.2017)

26. Dennis, Joseph R. Writing, Publishing, and Reading Local Gazetteers in Imperial China, 1100-1700 // Harvard East Asian Monographs 379 / Cambridge, MA and London, England: Harvard University Asia Center, 2015. 390 p. - Mode of access [limited access]: www.cuhk.edu.hk/ics/journal/articles/v63p287.pdf (date of access: 27.05.2017)

27. Dow, Francis D.M. A Study of Chiang-su and Che-chiang Gazetteers of the Ming Dynasty. Canberra: Australia National University, 1969. 137 p. - Mode of access [limited access]: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

28. Ebrey, Patricia Buckley. Religion and Society in Tang and Sung China / University of Hawaii Press, 1993. 379 p. - Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

29. Eichman, Jennifer. A Late Sixteenth-Century Chinese Buddhist Fellowship:Spiritual Ambitions, Intellectual Debates, and Epistolary Connections / BRILL, 2016. 438 p. -Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

30. Halperin, Mark. Out of the Cloister: Literati Perspectives on Buddhism in Sung China, 960-1279 / Harvard University Asia Center, 2006. 364 p. - Mode of access [limited access]: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

31. Hargett, James M. 1996. Song Dynasty Local Gazetteers and Their Place in the History of Difangzhi Writing. Harvard Journal of Asiatic Studies 56(2):405-442.

32. Jiang, Wu. Enlightenment in Dispute : The Reinvention of Chan Buddhism in Seventeenth-Century China / Oxford University Press, 2008. 616 p. - Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 04.08.2017)

33. Naquin, Susan. Peking: Temples and City Life, 1400-1900 / University of California Press, 2000. 816 p. - Mode of access: https://books.google.ru (date of access: 27.05.2017)

34. Welter, Albert. Monks, Rulers, and Literati : The Political Ascendancy of Chan Buddhism: The Political Ascendancy of Chan Buddhism / Oxford University Press, USA, 2006. 334 p. - Mode of access [limited access]: https://books.google.r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.