Научная статья на тему 'Основные источники исследования биографии патриарха традиции Винаи в Китае Вэньхай Фуцзюя'

Основные источники исследования биографии патриарха традиции Винаи в Китае Вэньхай Фуцзюя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / БУДДИЗМ / ВИНАЯ / ИСТОЧНИКИ / ГЕНЕАЛОГИИ / ХРОНИКИ / ДИНАСТИЯ ЦИН / ВЭНЬХАЙ ФУЗЦЮЙ / БАОХУА / ЦЯНЬХУА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лепнева Мария Леонидовна

Предметом исследования в данной статье являются источники XVIII-XX вв., содержащие биографические сведения о Вэньхай Фуцзюе (1685-1765), седьмом патриархе школы Винаи Цяньхуа в Китае. Возрождение школы Винаи в Китае в форме т. н. «школы Цяньхуа» («школы Тысячи цветов», или «школы горы Баохуа-шань») стало наиболее существенным изменением в конфигурации буддийских школ Китая в конце династии Мин (1368-1644) и при династии Цин (1644-1912) по сравнению со временами Юань (1271-1368) и большей части Мин. Именно Вэньхай Фузцюй значительно усилил школу Цяньхуа, которая его стараниями стала претендовать на роль единственной подлинной школы Винаи в Китае. Все это предопределяет интерес к исследованию фигуры седьмого патриарха Цяньхуа. На основе изучения содержания источников и информации об их авторах выстраивается классификация источников с точки зрения хронологии их создания и полноты входящих в них сведений о Вэньхай Фуцзюе. Новизна данного исследования состоит в том, что были выявлены приоритетные источники для проведения биографического исследования Вэньхай Фуцзюя с точки зрения полноты и аутентичности их содержания. На следующем этапе исследования предлагается путем их сравнительного анализа и критики сформировать целостную биографическую характеристику седьмого патриарха школы Винаи Цяньхуа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные источники исследования биографии патриарха традиции Винаи в Китае Вэньхай Фуцзюя»

Основные источники исследования биографии патриарха традиции Винаи в Китае Вэньхай Фуцзюя

Лепнева Мария Леонидовна

аспирант, Бурятский государственный университет 670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Lepneva Mariia

PhD Candidate, Department of History and Regional Studies of/%ian Countries, Buryat State Uni\ersity

Smolina ulitsa 24a, Ulan-Ude 670000 Russia

И marystoryteller@mail.ru

Статья из рубрики "Исторические источники и артефакты"

Аннотация. Предметом исследования в данной статье являются источники XVIII-XX вв., содержащие биографические сведения о Вэньхай Фуцзюе (1685-1765), седьмом патриархе школы Винаи Цяньхуа в Китае. Возрождение школы Винаи в Китае в форме т. н. «школы Цяньхуа» («школы Тысячи цветов», или «школы горы Баохуа-шань») стало наиболее существенным изменением в конфигурации буддийских школ Китая в конце династии Мин (1368-1644) и при династии Цин (1644-1912) по сравнению со временами Юань (1271-1368) и большей части Мин. Именно Вэньхай Фузцюй значительно усилил школу Цяньхуа, которая его стараниями стала претендовать на роль единственной подлинной школы Винаи в Китае. Все это предопределяет интерес к исследованию фигуры седьмого патриарха Цяньхуа. На основе изучения содержания источников и информации об их авторах выстраивается классификация источников с точки зрения хронологии их создания и полноты входящих в них сведений о Вэньхай Фуцзюе. Новизна данного исследования состоит в том, что были выявлены приоритетные источники для проведения биографического исследования Вэньхай Фуцзюя с точки зрения полноты и аутентичности их содержания. На следующем этапе исследования предлагается путем их сравнительного анализа и критики сформировать целостную биографическую характеристику седьмого патриарха школы Винаи Цяньхуа.

Ключевые слова: Китай, буддизм, Виная, источники, генеалогии, хроники, династия Цин, Вэньхай Фузцюй, Баохуа, Цяньхуа

УДК: 94(510).07

DOI: 10.7256/2454-0609.2017.4.23195 Дата направления в редакцию: 01-06-2017 Дата публикации:

Abstract. The subject of this article is the 17th-20th-century sources containing biographical information on Wenhai Fuju (1685-1765), the seventh patriarch of the Qianhua school of Vinaya in China. The revival of the Vinaya school in China in the shape of the "Qianhua school" ("the Thousand Flowers School" or "the Mount Baohua school") constituted the main change in the structure of Buddhist schools in China during the late Ming dynasty (1368-1644) and the Qing dynasty (1644-1912) as compared to the era of Yuan (1271-1368) and most of the Ming Dynasty. It was precisely Wenhai Fuju who strengthened the Qianhua

school, which through his help began to claim to be the only proper school of Vinaya in China. All this motivates the interest in researching the figure of the seventh Qianhua patriarch. By means of researching the contents of sources and their authors, the sources are subdivided according to the chronology of their creation and the fullness of information concerning Wenhai Fuju they contain. The novelty of this article is that it reveals the main sources for conducting a biographical research on Wenhai Fuju based on the fullness and authenticity of their content. At the next stage of research the author offers a comparative analysis and critical review of these sources in order to construct an integral biographical account of the seventh Vinaya Qianhua patriarch.

Keywords: China, Buddhism, Vinaya, sources, genealogies, chronicles, Qing dynasty, Wenhai Fuju, Baohua, Qianhua

Важность изучения китайского буддизма определяется тем, что он является одним из столпов духовной культуры Китая, войдя в триаду «саньцзяо» («три учения»), наряду с конфуцианством и даосизмом. Китайский буддизм представлен различными школами, в силу чего историческое исследование буддизма в определенный период в Китае предполагает в качестве своего объекта историю различных буддийских школ.

В отношении исследования китайского буддизма особый интерес представляет период династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912), в силу того что в это время после преобладания тибетского буддизма при монгольской династии Юань (1271-1368) вновь возродились и собственно китайские буддийские школы - Чань, Цзинту, Вэйши, Тяньтай и Люй-цзун.

Школа Люй-цзун ШШ (китайская школа Винаи), занимающаяся вопросами монашеской этики, дисциплины и ритуала, как представляется, привлекла меньше внимания научного сообщества, чем она на самом деле заслуживает. В условиях высокой ритуализации жизни китайского общества такая школа продуцировала образцы и ориентиры сохранения сакральной чистоты, причем как в случае монахов, так и верующих-мирян. Кроме того, в силу особого статуса школы Винаи как разработчика правильного церемониала передачи монашеских обетов, она претендовала на роль системообразующего фактора в легитимации монашеского сообщества как части социально-политической системы Китая, несмотря на возникновение альтернативных систем передачи обетов после введения запрета на проведение церемоний передачи

обетов при династии Мин в 1566-1613 гг. [18, 95-961.

В конце династии Мин школа Винаи в Китае пережила возрождение, выразившееся в формировании нескольких новых линий передачи, развитие которых продолжилось при династии Цин. О значимости этого факта говорит китайский историк буддизма первой половины XX в. Цзян Вэйцяо: «Что касается буддийских школ в Новое время, то по сравнению со временами Сун и Мин значительных перемен не произошло. Стоит обратить внимание лишь на возрождение школы Винаи на горе Баохуа-шань, которая до сих пор

является центром изучения обетов в Китае» [24, с 293"".

Все линии передачи Винаи в конце династии Мин - начале династии Цин брали начало либо от патриархов горы Баохуа-шань либо от учителя первого из патриархов

Баохуа-шань - Гусинь Жусиня (1541-1616). Но несмотря на наличие разных

линий с различным географическим местопребыванием именно линия Баохуа-шань была осмыслена как возрожденная новая школа Винаи с собственным генеалогическим текстом, утверждавшим чистоту передачи и главенствующее положение школы, и

признанием трудов ее патриархов за счет включения их в императорское издание китайского буддийского канона «Дацзанцзин». Автором этой рефлексии и наделения линии Цяньхуа вышеуказанными атрибутами школы был как раз патриарх горы Баохуа-шань Вэньхай Фузцюй (1685-1765).

Его стараниями школа Цяньхуа стала претендовать на роль единственной подлинной школы Винаи в Китае. Всё это обусловливает интерес к исследованию фигуры седьмого патриарха Цяньхуа. Такое исследование позволит на базе уточнения хронологических и содержательных аспектов биографии Вэньхай Фуцзюя выявить причины, методы, масштаб и результаты его деятельности по оформлению Цяньхуа как ортодоксальной школы Винаи, тем самым раскрыв историческое значение данной персоналии для развития традиции Винаи в Китае.

Историческое развитие школы Люй-цзун при династии Цин на данный момент в основном

исследуется китайскими учеными. Можно отметить такие работы, как монографии Г30, 13,

161 и статьи [14, 27, 25, 26, 31, 33"". в перечисленных работах в той или иной степени уделяется внимание и Вэньхай Фуцзюю.

Работа посвящена сугубо традиции Винаи при династиях Мин и Цин. Это монография монаха Ши Годэна, написанная на основе диссертации, которую он защитил ещё будучи мирянином в Гуманитарно-социальном институте им. Сюаньцзана в Тайбэе под именем

Чэнь Цзиньфэн Г29". Как отмечает в предисловии сам автор, целью написания монографии было прояснить для современных буддистов Тайваня ход распространения

школы Винаи в Новое время, указать на основные направления и персоналии Г30, с 3"". В силу этого данная работа, с одной стороны, даёт объёмное представление о развитии традиции Винаи при династиях Мин и Цин. Но с другой стороны, изложение Ши Годэна в отношении ряда персоналий остается достаточно схематичным. В частности, он некритически компилирует биографические сведения о Вэньхай Фуцзюе из «Хроники

горы Баохуа-шань» и «Нового продолжения жизнеописания достойных монахов» Г30, с-

229-2301 и не производит анализа его роли в развитии школы Винаи Цяньхуа.

В монографии профессор Нанкинского сельскохозяйственного института Ван Цзяньгуан, говоря о передаче традиции Винаи в эпоху Цин, рассматривает фигуры четырех наставников Винаи, все из которых представляют школу Цяньхуа: Цзяньюэ Дути ЖЯШ^, Ицзе Шуюй ЙУи^^, Дин-ань Дэцзи ЙШШД и Вэньхай Фуцзюй. Более подробному анализу автор подвергает деятельность и взгляды Цзяньюэ Дути и Ицзе Шуюя [13, с- 481-489, с. 489-494"". в то же время жизнеописание Дин-ань Дэцзи и Вэньхай Фузцюя дано лишь по одному источнику («Хронике горы Баохуа-шань») без какого-либо анализа и оценки Г13, с- 489, с- 494-49б1.

Знаменитый китайский буддолог Линь Цзыцин (1910-2002) в своей монографии рассматривает буддийскую политику Цинских властей и характеризует развитие различных школ, а также мирянского буддизма. Говоря о традиции Винаи, он ограничивается простым перечислением основных патриархов школы Цяньхуа, а также упоминает различных наставников Винаи за её пределами.

Профессор Института буддизма и теории религиоведения Университета Жэньминь Вэнь Цзиньюй в своей статьелишь перечисляет патриархов линии Цяньхуа с приведением основных биографических сведений. Отсюда и его подход к фигуре Вэньхай Фузцюя -автор в основном обращается к жизнеописанию в «Хронике горы Баохуа-шань»,

пересказывая его современным языком, и дает краткую оценку деятельности патриарха

Винаи I14!. В еще более усечённом виде такой подход можно найти в одном из разделов статьи Чжан Чуньлэй, которая нацелена на создание целостного образа горы Баохуа-

шань в традиции Винаи в Китае [26!. С тех же позиций представляет жизнеописание Вэньхай Фуцзюя заместитель председателя Буддийской ассоциации провинции Цзянсу Ши Дачу, но в отличие от вышеперечисленных авторов он основывается на более

позднем «Новом продолжении жизнеописаний достойных монахов» [31].

Сотрудник Буддийской ассоциации г. Нанкин и исследователь истории буддизма провинции Цзянсу Чжань Тяньлин сосредоточивает свое внимание на противостоянии между двумя линиями передачи Винаи - Цяньхуа и Гулинь Й^/. Биография Вэньхай Фуцзюя, несмотря на активную роль последнего в данной борьбе, интересует исследователя в меньшей степени, а потому он приводит по содержанию то же жизнеописание, что и Вэнь Цзиньюй. В то же время Чжань Тяньлин даёт характеристику результатов деятельности Вэньхай Фуцзюя по утверждению положения школы Цяньхуа

как главной школы Винаи в Китае

Преподаватель Института философии Университета Жэньминь Чжан Сюэсун в своей статье [25! останавливается на двух аспектах развития буддизма в конце династии Мин (при этом затрагивая и времена династии Цин) - возрождении ряда школ буддизма и распространении буддийских генеалогий. Так как он рассматривает школу Винаи в ряду других школ буддизма, то её характеристика весьма кратка и неполна, но вместе с тем уделено сравнительно большое внимание Вэньхай Фуцзюю и спровоцированному им спору о главенствующей роли школы Цяньхуа.

Доцент факультета философии Университета Цинхуа монах Ши Шэнкай (р. 1972 г.) проводит интересное количественное и географическое сопоставление масштабов школы Цяньхуа и других, менее влиятельных направлений Винаи в конце династии Мин -начале династии Цин с подробным рассмотрением линий передачи и упоминает Вэньхай Фуцзюя, но не приводит даже его жизнеописания

Таким образом, с одной стороны Вэньхай Фуцзюй находится в поле зрения китайских учёных, занимающихся школой Винаи в конце династии Мин - начале династии Цин. Однако в существующих исследованиях разные авторы пользуются разрозненными источниками, не проводя комплексного рассмотрения приведённых в них сведений о Вэньхай Фуцзюе, и обобщающей работы, посвященной исключительно личности Вэйньхай Фуцзюя, до настоящего времени не представлено. В то же время изучение литературы показало наличие группы основных источников, без рассмотрения которых невозможно провести исследование фигуры седьмого патриарха школы Цяньхуа.

Целью данной статьи является определение основных источников для изучения жизнеописания и деятельности Вэньхай Фуцзюя.

Для достижения поставленной цели выполняются следующие задачи:

во-первых, поиск максимально широкого круга источников, содержащих биографические сведения о Вэньхай Фуцзюе;

во-вторых, изучение времени составления данных источников и состава приводимых сведений;

в-третьих, выделение приоритетных источников для дальнейшего содержательного

исследования.

Гипотеза в рамках данной работы состоит, во-первых, в том, что хронологически более поздние источники не содержат уникальных сведений о Вэньхай Фуцзюе и в содержательном плане опираются на более ранние; и во-вторых, в том, что источники, содержащие краткие сведения, также будут находиться в зависимом положении от более пространных источников и не прибавят новой информации для исследования. Если эта гипотеза верна, то в качестве основных следует определить более ранние и более подробные источники.

При работе с источниками автор данного исследования в основном опирается на книгу «Свод школы Наньшань», которая представляет собой 1-й том в четырехтомном «Сборнике источников по буддизму Пекина. Раздел «Традиция Винаи» (далее - «СИБП»), изданного в 2011 г. Пекинским НИИ буддийской культуры. Преимущество данного издания состоит в том, что в качестве приложений приводятся жизнеописания Вэньхай Фуцзюя из других источников, нежели собственно «Свод школы Наньшань», а именно из «Хроники горы Баохуа-шань», «Хроники монастыря Фаюань-сы» и «Хроники уезда Гаочунь» (каждый из этих источников будет подробно рассмотрен ниже).

Необходимо отметить, что в цитировании СИБП вызывает определенную сложность то, что нумерация страниц внутри него несколько раз начинается заново. В связи с этим далее в тексе статьи перед номером страницы через тире римской цифрой обозначается раздела, к которому эта страница относится, а именно: I - «Общее введение» (всего 10 стр.), II - «Оглавление» (6 стр.), III - редакторские пояснения (2 стр.), IV - введения (13 стр.), V - собственно «Свод школы Наньшань» и «Приложения» (150 стр.).

Источники по жизнеописанию Вэньхай Фуцзюя, приводимые в СИБП, совпадают с

приводимыми в Базе данных по буддийским персоналиям Китая созданной в 2008 г. тайваньским Университетом свободных искусств Барабана Дхармы, за исключением того, что в Базе добавлена «История буддизма Китая» Цзян Вэйцяо (написана в 1928 г., издана в 1931 г.), 4-я цзюань

Еще одно жизнеописание, не упомянутое выше, было обнаружено автором в «Новом продолжении жизнеописаний достойных монахов», размещенном в электронном архиве «Программа оцифровывания философской литературы Китая» [4].

Далее различные источники биографических сведений о Вэньхай Фуцзюе будут рассмотрены более подробно.

Первый из источников, «Хроника горы Баохуа-шань» 3?^1^^доступна полностью в

«Цифровом архиве хроник буддийских монастырей Китая» I-12!, который с 2007 г. ведёт тайваньский Университет свободных искусств Барабана Дхармы. Это отсканированная копия «Хроники горы Баохуа-шань» из «Сборника исторических хроник буддийских монастырей Китая»

Кроме того, в СИБП опубликовано жизнеописание Вэньхай Фуцзюя из «Хроники горы

Баохуа-шань» Г3, V - с- 146-1471 по изданию в 4-м томе «Сборника выдающихся хроник

знаменитых гор Китая» Г81. Автор данной статьи не имела доступа к данной книге, а потому не может уточнить, какая версия «Хроники горы Баохуа-шань» опубликована в

нем. При этом жизнеописание Вэньхай Фуцзюя в «Хронике горы Баохуа-шань» в191 и в СИБП совпадает. В силу этого ссылки на «Хронику горы Баохуа-шань» приводятся по

электронной версии размещенной в

Что касается времени составления «Хроники горы Баохуа-шань», в предисловии к изданию в сообщается, что уже в бытность Вэньхай Фузцюя патриархом в начале правления под девизом Цяньлун (1736—1795)на основе старой хроники времен Канси обновлённое издание составил Лю Минфан хЧЯ^ (ум. 1759 г. Г17"), а позже, но в тот же период правления Ши Шэнсин #514 упорядочил и издал ее. Редакторы Г9" уточняют, что издание это, скорее всего, имело место в период около 1785-1795 гг. [1, с- 1". В самой «Хронике горы Баохуа-шань» сообщается, что Шэнсин принадлежал к 15-му поколению школы Цяньхуа Г1, с' 28"".

В то же время, в ^ публикуется явно более поздняя версия «Хроники горы Бааохуа-шань». На это указывает то, что в жизнеописаниях самые поздние сведения относятся к умершему в 1860 г. Хайжань Миньтуну из 14-го поколение Цяньхуа из г. Хуайань в провинции Цзянсу [ХГБХ, 200-201". В то же время автор данной статьи обнаружила упоминание о том, что ксилограф «Хроники горы Баохуа-шань» вновь был вырезан в

период правления под девизом Гуансюй (1875-1908) По-видимому, в ^ приводится фотокопия именно этого дополненного издания.

В «Хронику горы Баохуа-шань» входят различные сведения о Фуцзюй Вэньхае, включающие и его жизнеописание:

1 . Приказы императоров Шицзуна (девиз правления Юнчжэн) и Гаоцзуна (девиз правления Цяньлун) 1733-1784 гг. [1, с- 5-22"",

2. Жизнеописание Вэньхай Фуцзюя [1, с 194-196"".

На более точное время составления жизнеописания Вэньхай Фуцзюя, вошедшего в «Хронику горы Баохуа-шань» указывает то, что в самом этом жизнеописании не сообщается о его смерти. Зато есть указание на то, что он унаследовал место патриарха 30 лет назад. С учётом того, что его предшественник патриарх Чжэньхуэй Шиюн □ умер в 1722 г., составление рассматриваемого жизнеописания должно было иметь место около 1752 г. (допуская, что цифра в 30 лет может быть округлением), т.е. за 13 лет до смерти Вэньхай Фуцзюя.

3. «Надпись на ступе долголетия хэшана Вэньхая с горы Баохуа-шань», сделанная принцем 1-го ранга Сянем (Хошо-и циньван Сянем) в 1746 г. по просьбе ученика Вэньхай Фузцюя и его преемника в качестве настоятеля монастыря Фаюань-сы в Пекине ^ЯИ^Синши Тяньюэ.

Надпись опубликована в 7-й цзюани «Хроники горы Баохуа-шань» Г1, с 316-325"" и в

«Хронике монастыря Фаюань-сы» Г3, у - с 150"". В данной статье цитируется по СИБП Г3, у -с. 147-149!)

4. Прошение Вэньхай Фуцзюя о включении пяти трудов горы Баохуа-шань в императорское издание буддийского канона «Да цзан цзин» 1734 г. (сделано во время

пребывания Фуцзюя в Пекине) [1, 329-330"", письмо Вэньхай Фуцзюя к принцам Чжуану и Хэ о передаче прошения о включении трудов по Винае трех патриархов горы Баохуа-шань в «Да цзан цзин» (сделано после возвращения из Пекина на гору Баохуа-шань, дата не указана) Г1, с' 567-569"", доклад Юнь Лу и Хун Шутун (принцов Чжуана и Хэ) по

вопросу подготовки пяти трудов к включению в канон (дата не указана) Г1, с 331~3321, приказ императора о включении в канон 1737 г. Г1, 332~3331.

5. Надписи на стелах по вопросам строительства и налогообложения монастыря Г1, с- 247~ 251, с- 348~3541, поздравления в связи с 60-летием Вэньхай Фуцзюя Г1, с 461~4731, письма с просьбами о проведении церемонии передачи обетов Г1, с 569~5721, отдельные сведения о строительстве монастыря (в цзюани 3~й), например, Г1, с- 1151.

Следующим источником биографических сведений о Фуцзюй Вэньхае является «Свод школы Наньшань» Ш1^ШШ, в 9~й цзюани которого приводится жизнеописание патриарха.

Здесь необходимо отметить, что авторство «Свода школы Наньшань» традиционно приписывается Вэньхай Фуцзюю, но на самом деле в том виде, в котором он издан в СИБП (по фотокопии 1936 г.), этот труд создавался несколькими авторами. На это обращают внимание и сами редакторы СИБП.

Авторство Вэньхай Фуцзюя в тексте «Свода школы Наньшань» обозначено лишь в начале 1~4 цзюаней, тогда как в последующих цзюанях автор не указан. Г3, V - с- 1 10, 21, 331. Кроме того, в 9~й цзюани приводится жизнеописание самого Вэньхай Фуцзюя с указанием даты смерти, а в 10~й - перечень имен и некоторые биографии монахов трех следующих за Фуцзюй Вэньхаем поколений школы Цяньхуа. Наиболее поздние даты, указанные в жизнеописаниях - 1775 г. (год смерти монаха Сунъяня йё) и 1778 г. (год

смерти монаха Юйлуна Г3, У - с-135~136"1. Кроме того, указано, что жизнеописание

Юйлуна составил «Шестой сын императора», а под этим именем был известен шестой сын Цяньлуна Айсинь~гиоро Юнжун Й^^^-ЖЙ, он же принц первого ранга Чжи (1743~1790). Следовательно, окончательная версия всего «Свода школы Наньшань» была составлена не ранее 1778 г. и не позднее 1790 г. Так как в последнем поколении, охваченном «Сводом школы Наньшань», приводятся только имена без жизнеописаний (то есть без признания и оценки со стороны последующих наследников и учеников), разумно предположить, что именно монахи этого поколения завершили составление «Свода школы Наньшань».

Авторы раздела «Пояснение названия» (в самом СИБП они не указаны, но вГ33, с 361 сообщается, что это Нэн Ян ШШ и Цзин Сянь й'й) в томе «Свод школы Наньшань» в СИБП обращают внимание на то, что в последних цзюанях книги превалирует информация о держателях линии Фузцюя в монастыре Фаюань~сы в Пекине. На этой основе они делают предположение, что составителями дополнений к первоначальному

варианту как раз и были пекинские монахи школы Фаюань Г3, - с- 21.

В связи с вышесказанным неудивительно, что в «Свод школы Наньшань» вошло жизнеописание самого Вэньхай Фуцзюя. Однако время составления данного жизнеописания заслуживает отдельного рассмотрения. В самом его тексте в качестве автора указан «Чжан Пэнчун "МИФ Гуроженец района} Цзядин, на экзаменах получивший степень «цзиньши», имевший ранг «чжунсянь дафу» и занимавший должности помощника начальника «сяо чжаньши» ФЛШ приказа снабжения наследника престола и членов императорской семьи ШМШи одновременно истолкователя~академика в академии Ханьлинь, наставника «юшуцзы» в отделе образования наследника престола и одновременно истолкователя академии Ханьлинь» Г3, У - с- 1161.

Одновременно в «Рукописи истории Цин» (Сп^Ш)), составленной в учрежденной

Бэйянским правительством «Палате по истории Цин» в 1927 г., есть сведения о

том, что известный художник и каллиграф Чжан Пэнчун, уроженец Цзядина в Цзянсу в 1727 г. получил степень цзиньши, работал в Ханьлиньской академии и дослужился до чиновной должности начальника «чжаньши» ШШ приказа снабжения наследника престола и членов императорской семьи ШШШ, в 1745 г. подал прошение об отставке и возвращении на родину и умер в пути

Разумно предположить, что именно этот столичный чиновник и ученый был автором жизнеописания Фуцзюй Вэньхая, вошедшего в дополняемый пекинскими последователями патриарха текст «Свод школы Наньшань».

Если Чжан Пэнчун умер в 1745 г. (причём жизнеописание Фузцюя он составил не в последней своей должности начальника приказа «чжаньши», а только помощника начальника «сяо чжаньши», т.е. еще прежде 1745 г.), это входит в противоречие с наличием в приписываемом ему жизнеописании сведений о смерти Фуцзюй Вэньхая в 1765 г. Это заставляет более внимательно рассмотреть структуру текста данного жизнеописания Вэньхай Фузцюя. Можно обнаружить в нем пять блоков: 1) место Фуцзюя в линии патриархов, его возможный статус как перерождения патриарха Цзяньюэ Дути; 2) огромный масштаб деятельности Фуцзюя в Пекине и по возвращении на гору Баохуа-шань; 3) биографические сведения о Фузцюе до прибытия в Пекин «на основании [неких источников"», 4) цитируемое восхваление в честь Фуцзюя, 5) хронологические рамки жизни и монашества Фуцзюя, обстоятельства его кремации и похорон Р, V - с. Пб"".

В первых четырех частях отсутствуют какие-либо датировки и сделан явный акцент на установлении особого статуса Фуцзюя как буддийского лидера. Пятая часть в резком контрасте с этим заострена на фиксировании историчности фигуры Фузцюя. Причём только она содержит сведения о его смерти. Более того, между биографически ориентированной третьей и пятой частью вклинивается восхваление, которое с большей естественностью должно было бы стоять в конце. Всё это позволяет предположить, что пятая часть является позднейшим дополнением к составленному Чжан Пэнчуном жизнеописанию. Это вполне вероятно, ведь, как отмечалось выше, «Свод школы Наньшань» продолжал составляться преемниками Вэньхай Фуцзюя уже после его смерти.

Таким образом, основной текст жизнеописания Вэньхай Фуцзюя был составлен Чжан Пэнчуном не ранее 1734 г. (прибытие Фуцзюя в Пекин, отражённое в тексте жизнеописания) и не позднее 1745 г. (смерть Чжан Пэнчуна), а дополнительная часть с хронологическими рамками, скорее всего, была вписана преемниками патриарха, но не позднее окончательного формирования всего текста «Свода школы Наньшань» в 17701780-х гг.

Еще одно жизнеописание Вэньхай Фуцзюя содержится в «Хронике монастыря Фаюань-сы», составленной Ван Шунанем 1ШЙ (1851-1936) и Хуан Вэйханем ШШШ (1867-1930). Хуан Вэйхань получил степень цзиньши в 1895 г., после чего на протяжении многих лет был чиновником в Шэньяне, уездах Хулань и Лунцзян (Хэйлунцзян). В 1916 г. он прибыл в Пекин, но к работе приступил только в 1919 г., получив сразу несколько должностей, связанных с составлением государственной истории и местных хроник. Ван Шунань получил степень цзиньши в 1887 г. и до 1910 г. был чиновником в Гуанси, Сычуани, Ланьчжоу и Синьцзяне, но затем ушел с должности и в правительстве Китайской Республики также служил в ведомствах по составлению государственной истории. Сопоставление вех в профессиональной деятельности двух авторов «Хроники монастыря Фаюань-сы» дает основания предположить, что данная хроника была составлена в период их совместной деятельности в Пекине, которая ограничивается 1919 г.

(вступление в должность Хуан Вэйханя) и 1930 г. (смерть Хуан Вэйханя).

В СИБП жизнеописание Вэньхай Фуцзюя печатается по неизданной, а потому не доступной автору данной статьи рукописи «Хроники монастыря Фаюань~сы» в 6 цзюанях,

которая хранится в библиотеке Китайского буддийского института Г3, У - с- 1461. В же, по всей видимости, опубликована та версия «Хронике монастыря Фаюань~сы», которая находятся в библиотеке Нанкинского университета и содержит только 4~ую и 5~ую цзюань ¿¿А1. В силу отсутствия доступа к 1~й цзюани у автора данной статьи не имеется предисловий, которые сообщали бы обстоятельства и время составления данной хроники. Но в целом можно указать, что она была написана в конце XIX - начале XX вв., т.е. столетие спустя после формирования «Свода школы Наньшань» и «Хроники горы Баохуа~шань».

В СИБП также приводится краткоежизнеописание Вэньхай Фуцзюя из «Хроники уезда Гаочунь». С тех пор как в 1491 г. был создан уезд Гаочунь, его хроника составлялась 8

раз Г211. В том числе есть хроники периода Цзяцзин (1522~1566), Канси (1654~1722), Гуансюй (1875~1908), Народного Китая (1912~1949)Г191, 1988 г. и, наконец, 2010 г. Причём судя по оглавлению последнего, несмотря на название «Хроника уезда Гаочунь (1986~2005)» он охватывает и предшествующие периоды. Составители СИБП указывают, что приводимые ими сведения из «Хроники уезда Гаочунь» вошли в «Хронику монастыря Фаюань~сы» и цитируются по ней Г3, У - с 1461. В целом, краткое жизнеописание Вэньхай Фуцзюя могло войти в «Хронику уезда Гаочунь» в издании периода Гуансюй.

В современной книге об истории и культуре уезда Гаочунь также приводятся краткие сведения о Фуцзюй Вэньхае из нескольких других источников:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Семейная генеалогия клана Тянь» уезда Лишуй провинции Цзянсу. По~видимому, имеется в виду книга, составленная Тянь Бичэнем Ш^Е, напечатанная деревянным наборным шрифтом в Синмао~тан ЙШ^ в 1917 г. и в настоящее время хранящаяся

деревне Айминь Коуцзябянь волости Цюньли уезда Лишуй провинции Цзянсу

2. «Хроника уезда Цзюйжун» По~видимому, имеется в виду издание 1994 г.

^ Скорее всего, оно также представляет собой продолжение предшествующих версий «Хроники уезда Цзюйжун», в частности, известно издание периода Хунчжи династии Мин (1488-1505) ^

3. «Хроника уезда Гаочунь», о которой сказано выше.

Кроме того, книга ^^ интересна тем, что приводит местные предания уезда Лишуй о Фуцзюй Вэньхае, несколько отличающиеся от официальных жизнеописаний. В то же время сведения указанных трёх источников отличаются краткостью и не смогут значительно расширить информационную базу биографического исследования Вэньхай Фуцзюя.

Что касается следующего источника, биография Вэньхай Фуцзюя входит в «Новое продолжение жизнеописаний достойных монахов», которое составлялось на протяжении 5 лет и было завершено в 1923 г. мирянином~буддистом Юй Мэй~анем ^мЙШ (другое имя

- Юй Цянь РмЩ) Г4, с' 171. Вслед за Ши Таньсюем (1875~1963) упоминавшийся выше китайский монах~учёный Ши Шэнъянь говорит о том, что в «Новом продолжении...» есть «места, не заслуживающие доверия». Оба исследователя обращают внимание на коммерческий характер писательской деятельности Юй Мэй~аня и на вытекающее из этого составление книги большого объёма за весьма короткий срок. Всё это подводит их

к мысли о том, что источники не могли быть исследованы достаточно тщательно, а потому возможны упущения

В самом деле, при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что его текст биографии Вэньхай Фуцзюя в «Новом продолжении...» очень близок к жизнеописанию, составленному Чжан Пэнчуном и вошедшему в «Свод школы Наньшань» и «Генеалогию

светильника школы Винаи» Хэнши Юаньляна Г5". Два этих труда, собственно, упоминаются третьим и четвертым в числе источников, на которые опирается «Новое

продолжение.» Г4, с- 4"; в число его источников входит и «Хроника горы Баохуа-шань» ———6". Таким образом, ценность жизнеописания в «Новом продолжении.» для исследования фигуры Вэньхай Фуцзюя невелика.

В «Истории буддизма Китая» Цзян Вэйцяо жизнеописание Вэньхай Фуцзюя приводится на основе «Хроники горы Баохуа-шань» с некоторыми сокращениями Г24, с 296"".

П роведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о наличии более ранних и аутентичных источников, с одной стороны, и с другой - более поздних источников, содержательно сильно зависящих от более ранних («Хроника монастыря Фаюань-сы», «Новое продолжение жизнеописаний достойных монахов»), и в некоторых случаях -значительно более кратких (хроники уездов Гаочунь и Лишуй). С точки зрения состава сообщаемой информации, все наиболее ранние источники («Свод школы Наньшань» и «Хроника горы Баохуа-шань») приводят не только обширные биографические сведения о Вэньхай Фуцзюе в форме жизнеописаний, но и прочие тексты и документы, характеризующие его деятельность. Так, «Свод школы Наньшань» содержит авторское предисловие, позволяющее исследовать взгляды Вэньхай Фуцзюя на составление данной генеалогии школы Цяньхуа, а в «Хронике горы Баохуа-шань» приведены различные императорские приказы, надписи на стелах, упоминания о строительных работах, переписка, что даёт возможность установить контекст и конкретные обстоятельства деятельности Вэньхай Фуцзюя, не вошедшие в жизнеописания.

Выделение надёжных источников в последующем позволит сформировать целостную картину биографии Вэньхай Фуцзюя путём сравнительного анализа и критического рассмотрения содержания ранних жизнеописаний, а также сопоставления биографических данных из жизнеописаний и дополнительных сведений о деятельности седьмого патриарха школы Цяньхуа из прочих текстов и документов. Это даст возможность составить комплексное представление о том, при каких обстоятельствах и каким образом Вэньхай Фуцзюй осмыслил и реализовал притязания школы Цяньхуа на господствующее положение среди линий передачи Винаи, что стало новым проявлением возрождения традиции Винаи в Китае при династии Цин.

Библиография

1. Баохуа шаньчжи Хроника горы Баохуа. // Чжунго фосы шичжи хуэйкань [ФВНЙ^^^УПАЛ Сборник исторических хроник буддийских монастырей Китая / Общ. ред.: Ду Цзеян. - Часть 1, Т.41. - Тайбэй: Вэньмин шуцзюй, 1980. - 656 с.

2. Гаочуньсянь чжи (1986-2005) [ШФй^ Хроника уезда Гаочунь (1986-2005) / Ред.: Комитет по составлению местной хроники уезда Гаочунь. - Пекин: Фанчжи Чубаньшэ, 2010. - 1244 с. Режим доступа: https://www.amazon.cn/й;$й ^/dp/B005GNV3UC?ie = UTF8&*Versюn* = 1&*entries* = 0 (дата обращения: 15.10.2016)

3. Наньшань цзунтун ГШ^^-Й" Свод школы Наньшань // Бэйцзин фоцзяо вэньсянь

цзичэн // Сборник источников по буддизму Пекина. Часть «Виная».

Т. 1 / Общ. ред.: Ши Чуаньинь. Пекин: Цзунцзяо вэньхуа чубаньшэ, 2011. 150 с.

4. Синьсюй гаосэн чжуань сыцзи Новое продолжение жизнеописаний достойных монахов в 4 томах. Сост.: Юй Мэйянь (Юй Цянь) // Чжунго чжэсюэ шу дяньцзыхуа цзихуа Программа оцифровывания философской литературы Китая. Режим доступа: http://ctext.org/library.pl?

if=gb&.res = 85277&.remap = gb (дата обращения: 15.10.2016)

5. Хэнши Юаньлян. Люйцзун дэнпу ^Ж^ШМоШШ^Пн1] Генеалогия светильника школы Винаи // Бэйцзин фоцзяо вэньсянь цзичэн Сборник источников по буддизму Пекина. Часть «Виная». Т. 2 / Общ. ред.: Ши Чуаньинь. Пекин: Цзунцзяо вэньхуа чубаньшэ, 2011. 184 с.

6. Цзюйжунсянь чжи Хроника уезда Цзюйжун Комитет по редактированию и составлению местной хроники уезда Цзюйжун. Цзянсу жэньминь чубаньшэ, 1994. 963 с. - Режим доступа: https://book.douban.com/subject/4736532/ (дата обращения: 15.10.2016)

7. Чжао Эрсюнь. Цин ши гао [ Рукопись истории Цин. Тайвань: Чжунхуа шуцзюй, 1998. 14963 с. - Режим доступа:

http://www.guoxuedashi.eom/a/301l/9420b.html (дата обращения: 14.12.2016)

8. Чжунго миншань шэнцзи чжи цункань Сборник выдающихся хроник знаменитых гор Китая. Т.4. Под общ. ред. Шэнь Юньлуна. Вэньхай чубаньшэ.1960 г. 560 с.

9. Чжунго фосы шичжи хуэйкань [ФШЙ^^^уПТУ] Сборник исторических хроник буддийских монастырей Китая. Под общ. ред. Ду Цзесяна. Тайбэй: Минвэнь шуцзюй, 1980. 656 с.

10. Ши Фужэнь. Люймэнь цзутин хуэйчжи Сводная хроника патриаршей обители школы Винаи. Наньцзин сицзянь вэньсянь цункань

АТУ] Сборник редких источников Нанкина. Нанкин. Наньцзин чубаньшэ, 2011. 244 с. Электронные базы данных:

11. Жэньмин гуйфань цзыляоку [Л^ЯШЙЭД] Стандартная информационная база персоналий. Фагу вэньли сюэюань Институт свободных искусств Ба ра б а на Д ха р мы - Со з да на в 2008 г. - Ре ж им дос тупа : http://authority.ddbc.edu.tw/person/ (дата обращения: 15.10.2016)

12. Чжунго фоцзяо сымяо чжи шувэй дяньцзан [ФШЙ^^Ш^Ш^ЙВД Цифровой архив хроник буддийских монастырей Китая. - Режим доступа:

http://buddhistinformatics.ddbc.edu.tw/fosizhi/ (дата обращения: 15.10.2016) Список литературы:

13. Ван Цзяньгуан. Чжунго люйцзун тунши Всеобщая история школы Винаи в Китае. Нанкин: Фэнхуан чубаньшэ, 2006. 595 с.

14. Вэнь Цзиньюй. Люйцзун Цяньхуапай фамай Система Дхармы направления Цяньхуа школы Винаи. Шицзе цзунцзяо вэйньхуа, 2005 №2, с. 43~45.

15. Гуаньюй чжишу дэ цзунти шэцзи юй цзыляо цайбянь [МТ^^ЙЙ^Й'+^ШЭДЖШ] Об общем проекте, сборе и редактировании материалов для хроники. - Канцелярия по исторической хронике города Цзюйжун. - 29.01.2016 - Режим доступа: http://szb.jurong.gov.cn/szb/szlw/201510/bc6b33224cd947628c575d4e34007cc6.shtml (дата обращения: 15.10.2016)

16. Линь Цзыцин. Циндай фоцзяо Буддизм эпохи Цин / Ред.: Буддийская ассоциация Китая. - Пекин: Чжиши чубаньшэ, 1980. - Режим доступа: http://max.book118.com/html/2015/0214/12467890.shtm (дата обращения:

15.10.2016)

17. Лю Цунцюань. Цюкун ихэ Гэ Даожэнь - Дунгаосюэ яньцзю байти сюань [хШЙЖоЭД^

—Ш^ШЛ--^^ЕР^Я^ШЖШ «Единственный журавль в осеннем небе» Гэ Даожэнь

- Избранное из ста вопросов исследований школы Дунгаоинь. - Режим доступа: http://www.ntsfw.org/article-10-3430.aspx (дата обращения: 15.10.2016)

18. Ма Хайянь. Лунь «Люймэнь цзутин хуэйчжи» дэ шиляо вэньти, цзунпай иши цзи ци инсян О проблеме исторических источников, сектантского сознания и влияния «Сводной хроники патриаршей обители школы Винаи». Фосюэ яньцзю, 2014№1, с. 90-99.

19. Наньцзин-ши Гаочунь-сянь дан-аньгуань [ШжШШФйй'ЩШ" Архив уезда Гаочунь города Нанкин. - Режим доступа:

http://www.dajs.gov.en/art/2012/3/31/art_1296_36618.html (дата обращения: 15.10.2016)

20. Тянь-ши цзяпу вэньсянь цзицзай [ШЙШнХЖгй^" Записи источников по генеалогии клана Тянь. - 24.06.2013. - Режим доступа:

http://www.jp5000.com/tian/newsSn/view/11203 (дата обращения: 15.10.2016)

21. Фань Футай. Фаюань-сы чжи оШ^^^" Хроника монастыря Фаюань-сы. -Режим доступа: http://www.ebaifo.com/fojiao-200955.html (дата обращения: 15.10.2016)

22. Фэншань Хань-ши юй Гаочунь Мин-мо вэньтань [МШИ й^ШФВД^Лй" Клан Хань с горы Фэншань и литературные круги конце династии Мин. - 04.01.2013. - Режим доступа: http://blog.sina.eom.en/s/blog_b8163d3201015l7j.html (дата обращения: 15.10.2016)

23. Цао Шибан, Линь Хуанчжуо дэн. Шэнъянь фаши сысян син-и - Цяньлунь Ши Шэнъянь боши дэ люйсюэ юй шисюэ --

и деятельность наставника Дхармы Шэнъяня - Общее изложение исследований Винаи и истории доктора Ши Шэнъяня. Тайвань: Фагу, 2004. 506 с. -Режим доступа: http://www.liaotuo.org/chanzong/sixiang/60621.html (дата обращения: 15.10.2016)

24. Цзян Вэйцяо. Чжунго фоцзяо ши [ШШ^о История буддизма Китая /Цзян Вэйцяо; отв. ред.: Чжан Вэйго, Дэн Мэн. - Чанша: Юэлу шушэ, 2009. - 328 с.

25. Чжан Сюэсун. Бэй фамин дэ чуаньтун - Ваньмин фоцзяо цзунпай дэ фусин юй фоцзяо пусюэ дэ чэнли --

Изобретенная традиция - Возрождение школ буддизма при поздней династии Мин и установление буддийских генеалогий. Цзунцзяо, 2013№4, с. 46-53.

26. Чжан Чуньлэй. Баохуашань Лунчан-сы юй Чжунго люйцзун

ШШ Монастырь Лунчан-сы на горе Баохуа и школа Винаи Китая. Шицзе цзунцзяо вэньхуа, 2006№3, с. 35-38

27. Чжань Тяньлин. Наньшань люйцзун Гулиньпай лиши цзяньлунь [Л^ЙоШШШШ'Й'^/Ж

Краткое изложение истории направления Гулинь школы Винаи Наньшань. Линшань хайхуэй, 2007 № 4, с.15.

28. Чжунго губань хуа. Дили цзюань. Шаньчжи ту [ФИ'ЙШН^ЙИ^Ш^®". Древние гравюры Китая. Цзюань по географии. Хроники и изображения горОбщ. ред.: Лю Синь. Чанша: Хунань мэйшу чубаньшэ, 1999. 320 с. - Режим доступа: http://baike.baidu.com/link?

url = rwNFikcbteMmArhiwJiEQ0eDKбthq__YGdYkVP5ujTKdfMPf1fubqVdCTYRiGdr0llXUsFcK

dGiQvQSjZPSad (дата обращения: 15.10.2016)

29. Чэнь Цзиньфэн. Минмо Цинчу люйцзун Цяньхуа-пай чжи синци - Цзяньлунь данши чжуши чжи люйсюэ сысян --

Возрождение направления Цяньхуа школы Винаи в конце династии Мин - начале династии Цин - Также об идеях Винаи различных наставников того времени. Тайвань, НИИ религии Гуманитарно-социального института им. Сюаньцзана, магистерская диссертация 2000 г., издана в 2001 г. 142 с.

30. Ши Годэн. Минмо Цинчу люйцзун Цяньхуа-пай чжи синци

^Й] Возрождение направления Цяньхуа школы Винаи в конце династии Мин -начале династии Цин. Тайбэй: Фагу вэньхуа, 2004. 282 с.

31. Ши Дачу. Цзянсу дицюй люйсюэ юй люэцзун хунчуань шилюэ сюйпянь

Продолжение краткой истории распространения традиции и школы Винаи в регионе Цзянсу. - Цзянсу фоцзяо. - 2008,№1, 2009№1.

32. Ши Таньсюй. Инчэнь хуэйи лу [^ЙоШ^Н'Ь^:] Запись воспоминаний о тенях и пыли. Т.1. Тайвань. Хуэймин, 2002. 272 с.

33. Ши Шэнкай. Мин-мо Цин-чу люйцзун дэ чуаньбо цинкуан юй тэдянь - и «Наньшань

цзунтун» юй «Люйцзун дэнпу» вэй чжунсинь [il^o --И

((Ш^ШШ^СШШШн^ЛФ'Ь] Ход и особенности распространения школы Винаи в конце династии Мин - начале династии Цин - на основе «Свода школы Наньшань» и «Генеалогии светильника школы Винаи». - Шицзе цзунцзяо яньцзю, 2014, №5. - с. 35-42.

34. Ши Шэнъянь. Мин-мо Чжунго фоцзяо-чжи янцзю

Исследование буддизма в Китае в конце династии Мин / перев. с яп.: Гуань Шицянь. Тайвань: Сюэшэн шуцзюй. 1988. 483 с.-Режим доступа: http://read.goodweb.cn/news/news_view.asp?newsid = 61364

35. Eichman, Jennifer Humanizing the Study of Late Ming Buddhism / Jennifer Eichman // Chung-Hwa Buddhist Journal. - 2013. - №26. - Pp.153-185.

References (transliterated)

1. Baokhua shan'chzhi [S^W^] Khronika gory Baokhua. // Chzhungo fosy shichzhi khueikan' [ФИЙ^^^УПТУ] Sbornik istoricheskikh khronik buddiiskikh monastyrei Kitaya / Obshch. red.: Du Tszeyan. - Chast' 1, T.41. - Taibei: Ven'min shutszyui, 1980. - 656 s.

2. Gaochun'syan' chzhi (1986-2005) [SiÎIS] Khronika uezda Gaochun' (1986-2005) / Red.: Komitet po sostavleniyu mestnoi khroniki uezda Gaochun'. - Pekin: Fanchzhi Chuban'she, 2010. - 1244 s. Rezhim dostupa: https://www.amazon.cn/^;$â ^/dp/B005GNV3UC?ie = UTF8&*Version* = 1&*entries* = 0 (data obrashcheniya : 15.10.2016)

3. Nan'shan' tszuntun [Ш^Ш^] Svod shkoly Nan'shan' // Beitszin fotszyao ven'syan' tszichen [^дЯЙХЖЖЙ] // Sbornik istochnikov po buddizmu Pekina. Chast' «Vinaya». T. 1 / Obshch. red.: Shi Chuan'in'. Pekin: Tszuntszyao ven'khua chuban'she, 2011. 150 s.

4. Sin'syui gaosen chzhuan' sytszi [ШШШн^НЖ] Novoe prodolzhenie zhizneopisanii dostoinykh monakhov v 4 tomakh. Sost.: Yui Meiyan' (Yui Tsyan') // Chzhungo chzhesyue shu dyan'tszykhua tszikhua Programma otsifrovyvaniya filosofskoi literatury Kitaya. Rezhim dostupa: http://ctext.org/library.pl?

if=gb&.res = 85277&remap = gb (data obrashcheniya: 15.10.2016)

5. Khenshi Yuan'lyan. Lyuitszun denpu [fi^SWo ШШ^^] Genealogiya svetil'nika shkoly Vinai // Beitszin fotszyao ven'syan' tszichen [^жЯЙХЖЖЙ] Sbornik istochnikov po buddizmu Pekina. Chast' «Vinaya». T. 2 / Obshch. red.: Shi Chuan'in'. Pekin: Tszuntszyao ven'khua chuban'she, 2011. 184 s.

6- Tszyuizhunsyan' chzhi Khronika uezda Tszyuizhun Komitet po

redaktirovaniyu i sostavleniyu mestnoi khroniki uezda Tszyuizhun. Tszyansu zhen'min' chuban'she, 1994. 963 s. - Rezhim dostupa:

https://book.douban.com/subject/4736532/ (data obrashcheniya: 15.10.2016)

7. Chzhao Ersyun'. Tsin shi gao [ Rukopis' istorii Tsin. Taivan': Chzhunkhua shutszyui, 1998. 14963 s. - Rezhim dostupa:

http://www.guoxuedashi.eom/a/301l/9420b.html (data obrashcheniya: 14.12.2016)

8. Chzhungo minshan' shentszi chzhi tsunkan' [^H^Wffi^^AfiJ] Sbornik vydayushchikhsya khronik znamenitykh gor Kitaya. T.4. Pod obshch. red. Shen' Yun'luna. Ven'khai chuban'she.1960 g. 560 s.

9. Chzhungo fosy shichzhi khueikan' [^Hffi^^^ynfiJ] Sbornik istoricheskikh khronik buddiiskikh monastyrei Kitaya. Pod obshch. red. Du Tszesyana. Taibei: Minven' shutszyui, 1980. 656 s.

10. Shi Fuzhen'. Lyuimen' tszutin khueichzhi Svodnaya khronika patriarshei obiteli shkoly Vinai. Nan'tszin sitszyan' ven'syan' tsunkan' [SsffiBXBAW] Sbornik redkikh istochnikov Nankina. Nankin. Nan'tszin chuban'she, 2011. 244 s. Elektronnye bazy dannykh:

11. Zhen'min guifan' tszylyaoku [X&fflMMMA] Standartnaya informatsionnaya baza personalii. Fagu ven'li syueyuan' Institut svobodnykh iskusstv Barabana Dkharmy - Sozdana v 2008 g. - Rezhim dostupa: http://authority.ddbc.edu.tw/person/ (data obrashcheniya: 15.10.2016)

12. Chzhungo fotszyao symyao chzhi shuvei dyan'tszan Tsifrovoi arkhiv khronik buddiiskikh monastyrei Kitaya. - Rezhim dostupa: http://buddhistinformatics.ddbc.edu.tw/fosizhi/ (data obrashcheniya: 15.10.2016) Spisok literatury:

13. Van Tszyan'guan. Chzhungo lyuitszun tunshi ^H^iffii] Vseobshchaya istoriya shkoly Vinai v Kitae. Nankin: Fenkhuan chuban'she, 2006. 595 s.

14. Ven' Tszin'yui. Lyuitszun Tsyan'khuapai famai [S^io Sistema Dkharmy napravleniya Tsyan'khua shkoly Vinai. Shitsze tszuntszyao vein'khua, 2005 №2, s. 4345.

15. Guan'yui chzhishu de tszunti shetszi yui tszylyao tsaibyan' [MT^^^&ftiSi+^S^-S

Ob obshchem proekte, sbore i redaktirovanii materialov dlya khroniki. -Kantselyariya po istoricheskoi khronike goroda Tszyuizhun. - 29.01.2016 - Rezhim dostupa:

http://szb.jurong.gov.cn/szb/szlw/201510/bc6b33224cd947628c575d4e34007cc6.shtml (data obrashcheniya: 15.10.2016)

16. Lin' Tszytsin. Tsindai fotszyao [#iWo M^ffiS] Buddizm epokhi Tsin / Red.: Buddiiskaya assotsiatsiya Kitaya. - Pekin: Chzhishi chuban'she, 1980. - Rezhim dostupa: http://max.book118.com/html/2015/0214/12467890.shtm (data obrashcheniya: 15.10.2016)

17. Lyu Tsuntsyuan'. Tsyukun ikhe Ge Daozhen' - Dungaosyue yan'tszyu baiti syuan'

--^^EP^fifl^SS^] «Edinstvennyi zhuravl' v osennem nebe» Ge

Daozhen' - Izbrannoe iz sta voprosov issledovanii shkoly Dungaoin'. - Rezhim dostupa: http://www.ntsfw.org/article-10-3430.aspx (data obrashcheniya: 15.10.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ma Khaiyan'. Lun' «Lyuimen' tszutin khueichzhi» de shilyao ven'ti, tszunpai ishi tszi tsi insyan i^IttS*^^] O probleme istoricheskikh istochnikov, sektantskogo soznaniya i vliyaniya «Svodnoi khroniki patriarshei obiteli shkoly Vinai». Fosyue yan'tszyu, 2014№1, s. 90-99.

19. Nan'tszin-shi Gaochun'-syan' dan-an'guan' [Ms^raSÄ^'^^] Arkhiv uezda Gaochun' goroda Nankin. - Rezhim dostupa:

http://www.dajs.gov.en/art/2012/3/31/art_1296_36618.html (data obrashcheniya: 15.10.2016)

20. Tyan'-shi tszyapu ven'syan' tszitszai [Hft^i^XKid^] Zapisi istochnikov po genealogii klana Tyan'. - 24.06.2013. - Rezhim dostupa:

http://www.jp5000.com/tian/newsSn/view/11203 (data obrashcheniya: 15.10.2016)

21. Fan' Futai. Fayuan'-sy chzhi Khronika monastyrya Fayuan'-sy. -Rezhim dostupa: http://www.ebaifo.com/fojiao-200955.html (data obrashcheniya: 15.10.2016)

22. Fenshan' Khan'-shi yui Gaochun' Min-mo ven'tan' [MUH Klan Khan' s gory Fenshan' i literaturnye krugi kontse dinastii Min. - 04.01.2013. - Rezhim dostupa: http://blog.sina.com.cn/s/blog_b8163d3201015l7j.html (data obrashcheniya: 15.10.2016)

23. Tsao Shiban, Lin' Khuanchzhuo den. Shen''yan' fashi sysyan sin-i - Tsyan'lun' Shi Shen''yan' boshi de lyuisyue yui shisyue [fttÄ, ttlif» If äffSSfft--

i deyatel'nost' nastavnika Dkharmy Shen''yanya - Obshchee izlozhenie issledovanii Vinai i istorii doktora Shi Shen''yanya. Taivan': Fagu, 2004. 506 s. - Rezhim dostupa: http://www.liaotuo.org/chanzong/sixiang/60621.html (data obrashcheniya: 15.10.2016)

24. Tszyan Veitsyao. Chzhungo fotszyao shi ^Hffi^^] Istoriya buddizma Kitaya /Tszyan Veitsyao; otv. red.: Chzhan Veigo, Den Men. - Chansha: Yuelu shushe, 2009. - 328 s.

25. Chzhan Syuesun. Bei famin de chuan'tun - Van'min fotszyao tszunpai de fusin yui fotszyao pusyue de chenli --

Izobretennaya traditsiya - Vozrozhdenie shkol buddizma pri pozdnei dinastii Min i ustanovlenie buddiiskikh genealogii. Tszuntszyao, 2013№4, s. 46-53.

26. Chzhan Chun'lei. Baokhuashan' Lunchan-sy yui Chzhungo lyuitszun

Monastyr' Lunchan-sy na gore Baokhua i shkola Vinai Kitaya. Shitsze tszuntszyao ven'khua, 2006№3, s. 35-38

27. Chzhan' Tyan'lin. Nan'shan' lyuitszun Gulin'pai lishi tszyan'lun' MlU^^ÄW/^ffi £ffi£] Kratkoe izlozhenie istorii napravleniya Gulin' shkoly Vinai Nan'shan'. Linshan' khaikhuei, 2007 № 4, s.15.

28. Chzhungo guban' khua. Dili tszyuan'. Shan'chzhi tu [^HÄffiH^i!^UU^S]. Drevnie gravyury Kitaya. Tszyuan' po geografii. Khroniki i izobrazheniya gorObshch. red.: Lyu Sin'. Chansha: Khunan' meishu chuban'she, 1999. 320 s. - Rezhim dostupa: http://baike.baidu.com/link?

url = rwNFikcbteMmArhiwJiEQ0eDK6thq__YGdYkVP5ujTKdfMPf1fubqVdCTYRiGdr0llXUsFcK

dGiQvQSjZPSad (data obrashcheniya: 15.10.2016)

29. Chen' Tszin'fen. Minmo Tsinchu lyuitszun Tsyan'khua-pai chzhi sintsi - Tszyan'lun' danshi chzhushi chzhi lyuisyue sysyan --

Vozrozhdenie napravleniya Tsyan'khua shkoly Vinai v kontse dinastii Min -nachale dinastii Tsin - Takzhe ob ideyakh Vinai razlichnykh nastavnikov togo vremeni. Taivan', NII religii Gumanitarno-sotsial'nogo instituta im. Syuan'tszana, magisterskaya dissertatsiya 2000 g., izdana v 2001 g. 142 s.

30. Shi Goden. Minmo Tsinchu lyuitszun Tsyan'khua-pai chzhi sintsi [ü^o

Vozrozhdenie napravleniya Tsyan'khua shkoly Vinai v kontse dinastii Min -nachale dinastii Tsin. Taibei: Fagu ven'khua, 2004. 282 s.

31. Shi Dachu. Tszyansu ditsyui lyuisyue yui lyuetszun khunchuan' shilyue syuipyan' [p^

Prodolzhenie kratkoi istorii rasprostraneniya traditsii i shkoly Vinai v regione Tszyansu. - Tszyansu fotszyao. - 2008,№1, 2009№1.

32. Shi Tan'syui. Inchen' khueii lu [^Aof^Hfc^:] Zapis' vospominanii o tenyakh i pyli. T.1. Taivan'. Khueimin, 2002. 272 s.

33. Shi Shenkai. Min-mo Tsin-chu lyuitszun de chuan'bo tsinkuan yui tedyan' - i «Nan'shan' tszuntun» yui «Lyuitszun denpu» vei chzhunsin' --

Khod i osobennosti rasprostraneniya shkoly Vinai v kontse dinastii Min - nachale dinastii Tsin - na osnove «Svoda shkoly Nan'shan'» i «Genealogii svetil'nika shkoly Vinai». - Shitsze tszuntszyao yan'tszyu, 2014, №5. - s. 35-42.

34. Shi Shen''yan'. Min-mo Chzhungo fotszyao-chzhi yantszyu [pä^.^^^Hffi^^M^] Issledovanie buddizma v Kitae v kontse dinastii Min / perev. s yap.: Guan' Shitsyan'. Taivan': Syueshen shutszyui. 1988. 483 s.-Rezhim dostupa: http://read.goodweb.cn/news/news_view.asp?newsid = 61364

35. Eichman, Jennifer Humanizing the Study of Late Ming Buddhism / Jennifer Eichman // Chung-Hwa Buddhist Journal. - 2013. - №26. - Pp.153-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.