Научная статья на тему 'Участие хазарейцев Афганистана в сирийском конфликте'

Участие хазарейцев Афганистана в сирийском конфликте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
532
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / ХАЗАРЕЙЦЫ / ИРАН / СИРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириченко В.П.

Статья посвящена участию афганских хазарейцев в сирийском конфликте. Рассматриваются причины миграции хазарейцев в Иран и появления хазарейских вооруженных формирований в Сирии. Также уделяется внимание проблеме дискриминации по отношению к хазарейцам в Афганистане. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие хазарейцев Афганистана в сирийском конфликте»

Кириченко В.П.,

научный сотрудник

(Институт востоковедения РАН) УЧАСТИЕ ХАЗАРЕЙЦЕВ АФГАНИСТАНА В СИРИЙСКОМ КОНФЛИКТЕ

Б01: 10.31249/пшш/2019.04.04

Аннотация. Статья посвящена участию афганских хазарейцев в сирийском конфликте. Рассматриваются причины миграции хазарейцев в Иран и появления хазарейских вооруженных формирований в Сирии. Также уделяется внимание проблеме дискриминации по отношению к хазарейцам в Афганистане.

Ключевые слова: Афганистан; хазарейцы; Иран; Сирия.

Хазарейцы составляют, по разным оценкам, 10-20% населения Афганистана1. Они имеют монгольское и тюркское происхождение и первоначально поселились в регионе Хазараджат в центральном Афганистане. В основном хазарейцы - это шииты-имамиты или исмаилиты. По мнению историков, первые хазарейцы в Афганистане были воинами, которых оставили в стране Чингизиды после завоевания страны в 1221-1223 гг. «Хезар» в переводе с иранских языков означает «тысяча». Таким образом, речь идет о воинском подразделении - охранном гарнизоне, которое насчитывало тысячу солдат.

В настоящее время хазарейцы присутствуют на всей территории страны. На протяжении веков хазарейцы Афганистана были маргинализированы. В городах они обычно были слугами, уборщиками, носильщиками и подвергались репрессиям со стороны пуштунских правителей. В середине XIX в. они пережили этническую чистку, организованную пуштунским эмиром Абдулой Рех-маном2. Следует отметить, что в соседнем Пакистане хазарейцы почти не сталкивались с дискриминацией до 1990-х годов. Например,

1 Aman F. Afghanistan: On the Eve of a Religious War? // https://lobelog.com/ afghanistan-on-the-eve-of-a-religious-war/ (Дата обращения: 27.06.19.)

2 Абдул Рахман Хан был эмиром Афганистана с 1880 по 1901 г. Известен тем, что объединил страну после многих лет внутренних боев. Его называли Железным эмиром, его правление опиралось на сильную армию и чиновников, подчиненных негибкой воле правителя. Чиновники контролировались с помощью системы шпионажа и доносительства.

генерал Муса Хан, хазареец-шиит, когда-то был главнокомандующим Пакистанской армией, а затем служил губернатором провинции Белуджистан. Хазарейцы Пакистана, включая женщин, активно получают высшее образование.

Об участии хазарейцев в «шиитском интернационале» (так называют иностранных участников шиитского вероисповедания, воюющих на стороне Б. Асада) стало известно недавно. До этого деятельность хазарейцев была сосредоточена в странах их проживания - в Афганистане и Иране.

В Афганистане в 1990-е годы хазарейцы были частью альянса, выступавшего против талибов. В 1998 г., когда Талибан захватил г. Мазари-Шариф, хазарейское население подверглось нападениям со стороны талибов. Тысячи хазарейских мужчин и мальчиков были убиты. Эта резня стала местью за погибших талибов во время их неудачной попытки захватить Мазари-Шариф в 1997 г.

Политическая атмосфера изменилась после свержения талибов в 2001 г. С тех пор хазарейцы стремятся активно участвовать в политической жизни страны. Участие хазарейцев в выборах оказывает заметное влияние на их результат. Так, некогда угнетенные хазарейцы стали политически активной частью населения современного Афганистана. В январе 2015 г., после того как нижняя палата парламента отклонила десять новых кандидатов на посты министров, некоторые из которых были хазарейцами, сотни хаза-рейцев в знак протеста вышли на улицы Кабула. Власти были вынуждены пересмотреть свое решение. В результате все кандидаты после второго тура голосования в апреле 2015 г. были избраны.

Представители хазарейской общины занимают несколько высоких академических и правительственных должностей, в том числе в кабинете правительства национального единства. Тем не менее хазарейцы нередко становятся жертвами насилия как по этническим, так и по религиозным мотивам. При этом именно этническая принадлежность остается доминирующей разделительной линией в Афганском государстве. Хазарейцы - это исторически маргинализованное, но очень мобильное сообщество, которое находится на пересечении сложных этнических, политических и религиозных различий страны1.

1 RafiqA. The Persecution of Afghanistan's Hazaras Has Less to Do with Religion Than You Think // https://nationalinterest.org/feature/the-persecution-afghanistans-hazaras-has-less-do-religion-17174 (Дата обращения: 27.06.19.)

Хазарейцы в Афганистане: Между ИГ и Талибаном

Хазарейцы нередко становятся жертвами террористических атак. В июле 2016 г. по меньшей мере 80 человек из числа хаза-рейцев погибли и более 200 человек получили ранения в результате нападения в районе города Дех Мазанг. Ответственность за нападение взяла на себя террористическая организация Исламское государство (ИГ). После атаки один из командиров ИГ, Абу Омар Хосрасани, пригрозил еще большим числом нападений на хазарей-ское меньшинство. Он заявил в интервью агентству Рейтер, что «если они (хазарейцы. - В. К.) не прекратят уезжать в Сирию и не будут рабами Ирана, мы обязательно продолжим такие атаки»1. Вместе с тем доказательств прямой вербовки хазарейцев непосредственно в Афганистане нет .

В марте 2018 г. террорист-смертник напал на контрольно-пропускной пункт полиции в столице Афганистана, в результате чего погибли, по меньшей мере, десять человек и 18 были ранены. Боевики ИГ взяли на себя ответственность за теракт. Следует отметить, что атака произошла недалеко от поминального собрания, посвященного гибели Абдула Али Мазари, лидера общины хаза-рейцев Афганистана, который был убит талибами в 1995 г.3

Хазарейцы подвергаются атакам и со стороны Талибана. В конце октября - начале ноября 2018 г. районы Малистан и Джа-гори провинции Газни и район Хаз Урузган провинции Урузган, где проживают хазарейцы, подверглись нападению талибов. Эти события привели к тому, что было разрушено множество домов, школ и построек, были нарушены телекоммуникации.

После атаки в Кабуле начались акции протеста. Недовольство хазарейцев, пришедших к президентскому дворцу в столице, вызвало то, что армия и полиция не смогли защитить хазарейские районы от наступления талибов в провинции Газни. На демонст-

1 ISIS threaten more attacks against Hazara minority in Afghanistan // https:// www.khaama.com/isis-threaten-more-attacks-against-hazara-minority-in-afghanistan-01577/ (Дата обращения: 27.06.19.)

2 Smyth P. Iran's Afghan Shiite Fighters in Syria // https://www.washingtonin-stitute.org/policy-analysis/view/irans-afghan-shiite-fighters-in-syria (Дата обращения: 27.06.19.)

3 Neuman S. ISIS Claims Responsibility for Deadly Attack Aimed at Afghan Hazaras // https://www.npr.org/sections/thetwo-way/2018/03/09/592210383/isis-claims-responsibility-for-deadly-attack-aimed-at-afghan-hazaras (Дата обращения: 27.06.19.)

рацию напал террорист-смертник, в результате чего шесть человек погибли1.

Хазарейские беженцы в Иране

и сирийский конфликт

Большая хазарейская община существует в Иране. Сюда они стали прибывать в качестве беженцев2 еще в XIX в. Примерно в 1850-х годах афганцы-шииты стали перебираться в Иран по экономическим причинам. Не последнюю роль играл и конфессиональный фактор. Однако современная история афганской иммиграции в Иран началась в 1979 г. Отсутствие безопасности, безработица и инфляция заставляли афганцев покидать страну. В частности, ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. привел к миграции почти 3 млн афганцев в соседний Иран. После вывода советских войск в 1989 г. примерно 1,4 млн афганцев (среди них были и хазарейцы) вернулись домой. Позднее начавшаяся в Афганистане гражданская война (1989-1993) привела к новой волне вынужденной миграции в Иран. Причем в основном это были получившие образование представители среднего класса3.

В настоящее время на территории Ирана проживают от 2,5 до 3 млн беженцев из Афганистана4. В 2014 г. Иран сформировал из афганских беженцев-хазарейцев подразделение «Лива Фатимиюн» (Бригада последователей Фатимы). Бригада названа в честь младшей дочери пророка Мухаммада. Организатор «Лива Фатимиюн», Али-Реза Тавассоли5, был ветераном ирано-иракской войны

1 Десятки человек пострадали в ходе беспорядков в Кабуле после ареста командира шиитского ополчения // https://www.fergananews.com/news/34327 (Дата обращения: 02.07.19.)

2 Aman F. Afghanistan: On the Eve of a Religious War? // https://lobelog.com/ afghanistan-on-the-eve-of-a-religious-war/ (Дата обращения: 27.06.19.)

3 Graeme H., Abbasi-Shavazi M.J., Sadeghi R. Refugee movement and development - Afghan refugees in Iran / Migration and Development. 2017. - P. 264.

4 Иранские прокси-армии из беженцев // https://islamicpolicyoonline.wordpress. com/2018/06/29/иранские-прокси-армии-из-беженцев/ (Дата обращения: 28.06. 19.)

5 Али-Реза Тавассоли (1962-2015) родился в 1962 г. в Афганистане, жил в Мешхеде и учился в Куме (Иран), где закончил Международный университет им. Аль-Мустафы. В 1980-1988 гг. в качестве добровольца участвовал в ирано-иракской войне. В 2014 г. он сформировал из афганских шиитов бригаду «Фатимиюн» для защиты шиитских святынь в Сирии. В Сирии Тавассоли известен как Абу Хамед. 28 февраля 2015 г. Али-Реза Тавассоли был убит в ходе наступления в Южной Сирии во время боя с Джабхат ан-Нусра в Дараа, к югу от Дамаска. Он похоронен в Мешхеде.

и доверенным лицом командующего иранским спецподразделением «Аль-Кодс» Касема Сулеймани1. Считается, что численность его бригады составляет от 12 тыс. до 20 тыс. человек2. Вербовка боевиков происходит в лагерях афганских беженцев на востоке Ирана. Широко распространено мнение, что группа обучена и вооружена Корпусом стражей исламской революции (КСИР).

Бригада «Фатимиюн» на протяжении всего ее участия в сирийском конфликте принимает участие в самых ожесточенных битвах. Это привело к высоким потерям - только в Алеппо и Дераа погибли как минимум 700 афганцев из этого подразделения. 3 февраля 2016 г. произошел прорыв сирийскими правительственными войсками блокады населенных шиитами городов Нубель и Аз-Захра (север провинции Алеппо). В авангарде наступления выступили «Хезболла» и иностранные шиитские формирования, в том числе и хазарейская бригада «Фатимиюн»3.

Впоследствии из «Фатимиюн» выделилась «Лива Зайна-биюн» - Бригада последователей Зайнаб, названная так в честь Зайнаб бинт Али - внучки пророка Мухаммада. «Зайнабиюн» была сформирована из добровольцев - граждан Пакистана. С 2013 г. они служили в «Фатимиюн» вместе с афганцами, но по мере увеличения численности пакистанских добровольцев было решено создать отдельное формирование4.

Помимо хазарейских беженцев, прибывших в Иран, Бригада «Фатимиюн» состоит из хазарейцев, которые проживали в Сирии до политического кризиса. Большинство из них поселились недалеко от мечети Сайеды Зайнаб, известной шиитской святыни, расположенной к югу от Дамаска. Но как только началась война,

1 Касем Сулеймани (р. 1957 г.), иранский генерал, командующий силами Аль-Кудс. С конца 1997 - начала 1998 г. он был назначен командующим секретной экстерриториальной интервенционной группой. Считается блестящим тактиком. Ему приписывают участие в создании вооруженного крыла ливанской «Хизбаллы». 24 января 2011 г. получил звание генерал-майора. С конца 2012 г. командующий Вооруженными силами Аль-Кудс на территории Сирии.

2 Шиитский интернационал Асада. Кто воюет в Сирии? // https://topwar.ru/ 146804-shiitskij-internacional-asada-kto-vojuet-v-sirii-krome-irancev.html (Дата обращения: 29.06.19.)

3 Там же.

4 Dehghanpisheh B. Iran recruits Pakistani Shi'ites for combat in Syria // https:// www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-syria-pakistan-iran-idUSKBN0TT22S20151210 (Дата обращения: 27.06.19.)

хазарейцы, как и многие шииты Сирии, стали жертвами нападений по причине их религиозной принадлежности.

В апреле 2013 г. официальные лица в Афганистане объявили, что они изучат сообщения о гражданах Афганистана, сражающихся на стороне Б. Асада. В мае 2014 г. Кабул призвал Тегеран не привлекать афганских граждан, проживающих в Иране, для участия в боевых действиях в Сирии. Было также заявлено, что в случае появления доказательств прямой вербовки афганцев, Кабул подаст жалобу Верховному комиссару ООН по делам беженцев1.

Тем не менее Тегеран отрицает использование иностранных боевиков. При этом иранские чиновники называют афганцев «добровольцами». По мнению наблюдателей, у афганских чиновников есть веские причины возражать против участия афганских граждан в ближневосточной войне. Это не только осложняет тесные, но напряженные отношения Афганистана с Ираном, более могущественным соседом и торговым партнером, но и может вызвать волну межконфессиональных конфликтов внутри Афганистана2.

Проблема хазарейцев

в межрегиональных отношениях

Учитывая культурные и языковые связи между Афганистаном и Ираном, неудивительно, что Иран оказывает влияние на Афганистан. Иран стремится быть сильным игроком на Среднем Востоке. Влияние Ирана на события в Афганистане включает открытую поддержку правительства Афганистана; экономические и культурные связи с афганским населением, особенно с шиитским меньшинством; и скрытую поддержку, в том числе предоставление оружия и обучение, различным повстанческим и политическим силам, которых Кабул рассматривает как оппозиционные.

Отношения Афганистана с Ираном на протяжении многих лет не были стабильными. После ввода советских войск в Афганистан Иран поддержал дело афганского сопротивления и предо-

1 Smyth P. Iran's Afghan Shiite Fighters in Syria // https://www.washingtonin-stitute.org/policy-analysis/view/irans-afghan-shiite-fighters-in-syria (Дата обращения: 27.06.19.)

2 Constable P. Recruited by Iran to fight for Syrian regime, young Afghans bring home cash and scars // https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/ recruited-by-iran-to-fight-for-syrian-regime-young-afghans-bring-home-cash-and-scars/ 2018/07/29/ecf9e34c-64e0-11e8-81ca-bb14593acaa6_story.html?utm_term=07f43977a5 d2 (Дата обращения: 27.06.19.)

ставил финансовую и военную помощь лидерам повстанцев, которые пообещали поддержать иранскую модель исламской революции. После появления талибов и их жестокого обращения с шиитским меньшинством в Афганистане Иран усилил помощь противникам талибов. Отношения с талибами еще более ухудшились в 1998 г. после того, как силы талибов захватили иранское консульство в Мазари-Шарифе и казнили иранских дипломатов. В начале 2000-х годов отношения между странами были напряженными. Главной проблемой двусторонних отношений является давняя претензия Ирана на совместное использование водных ресурсов реки Гильменд1, которая орошает южный сельскохозяйственный регион Афганистана, а затем ее воды протекают на территории Ирана. Другими проблемами являются продолжающееся присутствие афганских беженцев в Иране и озабоченность Ирана по поводу шиитского меньшинства в Афганистане. Начиная с 2005 г. правительство Хамида Карзая2 ощущало существенное давление со стороны Запада, требовавшего отказаться от тесных отношений с Ираном, который, в свою очередь, пытался установить дружеские отношения.

Иран по-прежнему оказывает помощь, включающую снабжение оружием и военную подготовку некоторых повстанческих группировок. С 2007 г. коалиционные и афганские силы пресекли несколько поставок иранского оружия. Отношения Тегерана с повстанцами, хотя и не идеологически обоснованные, согласуются с краткосрочной и среднесрочной целью Ирана подорвать усилия коалиции и международное военное присутствие в Афганистане.

Отношения Афганистана с Ираном в 2007 г. ухудшились в результате насильственной репатриации более 360 тыс. афганцев-нелегалов из Ирана, а также в результате обнаружения свидетельств о предоставлении Ираном оружия, технологий и обучения талибам. Тем не менее Иран оказывает Афганистану обширную помощь в области развития и культуры, оказывает экономическую поддержку и готов сотрудничать в борьбе с наркотиками3. В част-

1 Гильменд - река, протекающая в Афганистане и Иране. Длина - 1150 км, площадь бассейна - около 500 тыс. кв. км.

2 Хамид Карзай (р. 1957 г.) - афганский политик, который был президентом Афганистана с 22 декабря 2001 г. по 29 сентября 2014 г. Отец Х. Карзая, дядя и дедушка были активными участниками в политических процессах в Афганистане.

3 Afghanistan - Iran Relations // https://www.globalsecurity.org/military/world/ afghanistan/forrel-iran.htm (Дата обращения: 27.06.19.)

ности, Тегеран активно пропагандирует достижения персидской культуры по всему Афганистану. Tolo TV Live Online-Afghanistan -популярная частная телевизионная станция, на долю которой приходится почти 90% афганского рынка - демонстрирует телевизионную и кинопродукцию, сделанную в соседней стране. Иранские представительства в Афганистане постоянно приглашают афганских журналистов на свои мероприятия, участвуют в работе местных выставок, распространяют бесплатно литературу, переведенную на фарси специально для ираноязычных жителей Афганистана1.

На участие афганских хазарейцев в сирийском конфликте обратила внимание Саудовская Аравия, которая с самого начала добивалась свержения режима Б. Асада. К тому же после того как в Иране к власти пришел клерикальный режим и Тегеран стал врагом саудитов, Королевство стало главным союзником США в регионе. В свою очередь, Эр-Рияд поддерживает тесные связи с афганскими суннитскими политическими и религиозными лидерами. Вероятно, саудовцы оценили тот факт, что в свое время правительство Афганистана официально встало на сторону саудовцев в их войне в Йемене.

Естественно, что Саудовская Аравия заинтересована в снижении влияния Ирана в регионе. Саудовцы полагают, что радикальные суннитские движения, такие как талибы, представляют собой естественное препятствие для распространения революционной доктрины шиитов в регионе и таким образом вкладывают значительные средства в радикальные медресе в Пакистане, где значительное количество афганской и пакистанской молодежи получает религиозное образование.

Напомним также, что Саудовская Аравия была в числе стран, которые официально признали режим талибов в 1996 г.

После принятия официальной присяги (24.09.2014) Ашраф Гани, президент Афганистана, установил особо тесные отношения с Саудовской Аравией, добиваясь вмешательства и поддержки Королевства в процессе урегулирования отношений с талибами. Саудовская Аравия и несколько стран - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива оказывают некоторое влияние на лидеров движения. Очевидно, что без давления

1 Afghanistan - Iran Relations // https://www.globalsecurity.org/military/world/ afghanistan/forrel-iran.htm (Дата обращения: 27.06.19.)

со стороны Саудовской Аравии талибы не пойдут на мирный диалог с кабульским правительством1.

* * *

Отличительная этническая и культурная самобытность хаза-рейцев и опыт многовековых преследований оградили их от радикального сектантства, поддерживаемого Ираном. В отличие от шиитов в Ливане и Ираке и от хуситов в Йемене хазарейцы избежали влияния шиитского радикализма. В 1990-х годах лидер хаза-рейцев Абдул Али Мазари2 отказался разыгрывать конфессиональную карту в афганской политике. После убийства лидера талибами в 1995 г. его преемники пошли по пути, который он избрал3.

Весной 2019 г. Высший руководитель Ирана аятолла Сейед Али Хаменеи поблагодарил бойцов-афганцев, воевавших в составе иранской дивизии «Фатимиюн» в Сирии. По сообщению афганского телеканала Tolo TV Live Online-Afghanistan, встретившись с семьями афганцев, погибших в Сирии, иранский духовный лидер отметил высокий боевой дух и выносливость афганских бойцов. В ответ МИД Афганистана осудил Иран за отправку афганских беженцев на войну в Сирию4.

Несмотря на скудость информации о положении хазарейцев в Афганистане и Иране, совершенно очевидно, что этот маленький народ (их всего около 5 млн в обеих странах) переживает сложный период подъема самосознания. Сам факт их участия в гражданской войне в Сирии свидетельствует о том, что, борясь за мир и права

1 Tabatabai A.M. Saudi Arabia and Iran Face Off in Afghanistan the Threat of a Proxy War // https://www.foreignaffairs.com/articles/afghanistan/2016-10-05/saudi-arabia-and-iran-face-afghanistan (Дата обращения: 01.07.19.)

2 Абдул Али Мазари (1947-1995), хазареец. Был политическим лидером партии Хезб-Вахдат во время и после гражданской войны в Афганистане 1980-х годов. Он считал, что решение внутренних разногласий в Афганистане заключается в федеральной системе управления, в которой каждая этническая группа должна иметь определенные конституционные права.

3 YakobiR. Afghanistan's Hazaras resist ISIS's sectarian war // http://www. hscentre.org/latest-articles/afghanistans-hazaras-resist-isiss-sectarian-war/ (Дата обращения: 27.06.19.)

4 Аятолла Али Хаменеи поблагодарил афганцев, воевавших в Сирии // https://eadaily.com/ru/news/2019/04/01/ayatolla-ali-hamenei-poblagodaril-afgancev-voevavshih-v-sirii (Дата обращения: 27.06.19.)

другого народа, хазарейцы мечтают о радикальном изменении своей судьбы. Есть основания полагать, что опыт сирийцев, отстаивающих свое право на жизнь по своим законам, вне зависимости от своей этнической и конфессиональной принадлежности, будет учитываться и в других странах Ближнего и Среднего Востока.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

2019.04.005. Бибикова О.П.

РОЛЬ СУННИТО-ШИИТСКИХ РАЗНОГЛАСИЙ

В СИТУАЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ //

Труды Института востоковедения РАН. Вып. 4. Экономические, социально-политические, этноконфессиональные проблемы афроазиатских стран. М., 2017. С. 175-188.

Ключевые слова: шиизм; суннизм; имамат; религиозные разногласия; политическое соперничество.

Бибикова О.П.,

кандидат исторических наук (Институт востоковедения РАН)

Автор анализирует эволюцию суннито-шиитских противоречий на Ближнем Востоке. Соперничество шиитов и суннитов уходит корнями в истоки ислама, начавшись после смерти Пророка. Суннитов, т.е. приверженцев ортодоксального направления, в мире большинство, около 90%, шиитов - 10% мусульманского населения планеты. Точных данных об общей численности мусульман в мире не существует, оценочно - 1,5 млрд. Согласно данным 2002 г., из 24 млн жителей Ирака 60% населения (арабы и курды) исповедуют ислам шиитского толка, 35% - сунниты (арабы и курды), 3% - христиане.

Родиной шиизма является Ирак. Паломники-шииты посещают святыни на территории этой страны - города Неджеф, где находится гробница Али, первого имама шиитов, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, и Кербелу, где в 680 г. был убит внук пророка Хусейн бен Али, а потом иранский Мешхед, где покоится 8-й шиитский имам Реза. Судьба имама Али бен Мусы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.