УДК - 347 ШОКУМОВ Юрий Жирасланович,
ББК - 67 кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х.М. Бербекова», e-mail: [email protected]
12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности
УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Аннотация. Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию демократическим правовым государством. В основе правового государства лежит верховенство права во всех сферах общественной жизни, взаимная ответственность государства и личности, другие принципы, направленные на реальное обеспечение разделения властей, в рамках которого судебная власть функционирует как самостоятельная и основная ветвь государственной власти. Судебная власть -сложное системное социально-правовое явление, которое можно рассматривать с разных позиций: структуры организации, системы функционирования, форм реализации и ее роли в гражданском обществе и государстве.
Ключевые слова: правосудие, суд общей юрисдикции, правовое государство, верховенство права, судопроизводство, закон.
SHOKUMOV Yuri Zhiraslanovich,
candidate of legal sciences, associate professor of the Department of Civil Law and Process of FSBOU VO «Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova
PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE ADMINISTRATION OF JUSTICE BY COURTS OF GENERAL JURISDICTION: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT
Annotation. The 1993 Constitution proclaimed the Russian Federation a democratic legal state. The rule of law is based on the rule of law in all spheres of public life, the mutual responsibility of the State and the individual, other principles aimed at effectively ensuring the separation of powers, within the framework of which the judiciary functions as an independent and main branch of State power. The judiciary is a complex systemic social and legal phenomenon that can be considered from different perspectives: the structure of the organization, the system of functioning, the forms of implementation and its role in civil society and the state.
Key words: justice, court of general jurisdiction, state of law, rule of law, judicial procedure, law.
Судьи независимы и неприкосновенны, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом [31]. Характер, направление деятельности и роль позволяют признать, что судебная власть заявляет о себе как о политико-социально-правовом явлении, саморазвивающейся сложной системе, саморазвитие и внешнее воздействие на которую зависит от многих факторов. Её надлежащая
организация, самостоятельность (независимость от других ветвей государственной власти) и эффективное функционирование на современном этапе имеют, по нашему мнению, первостепенное значение [26].
Становление нормативной правовой регламентации современного судоустройства и организации деятельности современной судебной системы России представляется целесообразным начинать с 1993 г., когда была принята Конституция Российской Федерации, заложившая
основы современной судебной системы страны. Глава 7 Конституции РФ («Судебная власть и прокуратура»), установив компетенцию высших судов (ст. 125 - Конституционного Суда РФ, ст. 126 - Верховного Суда РФ), а также важнейший принцип функционирования судебной системы -ее независимость от иных ветвей государственной власти. В соответствии с частью 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [32].
26 июня 1992 г. был принят Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», который законодательно закрепил основные условия независимости судебной власти, в том числе, положения о неприкосновенности судей. Статья 16 указанного Закона провозгласила, что судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» требования к судьям были заключены в простом, но емком предложении о том, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности [33, 36]. Таким образом, статус судьи держался на следующих основных положениях:
- во-первых, судьи независимы и подчиняются только Закону. Основной гарантией независимости судей является их неприкосновенность, в соответствии с которой судья не может быть привлечен к любым видам ответственности, кроме уголовной в установленном Законом порядке [27];
- во-вторых, все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией;
- в-третьих, гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, гарантированы Конституцией РФ и не могут быть отменены или снижены [25, 30].
Но вода точит камень, а законодатель -Конституцию, и через несколько лет правовые нормы, касающиеся статуса судей, стали подвергаться существенным изменениям. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ был установлен порядок привлечения судей к административной ответственности по представлению Генерального прокурора РФ. Буквальное толкование этой нормы закона до сих пор вызывает споры, поскольку фактически допускает возможность наложения административного взыскания
на судью любым должностным лицом, полномочным принимать решения по делам об административных правонарушениях [24, 29].
Кроме административной ответственности была введена и дисциплинарная. Новые положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» стали предусматривать, что за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм данного Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи. Но это было только начало перемен. После 15 декабря 2001 г. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» изменялся законодателем еще более двадцати раз. Федеральным законом № 274-ФЗ от 25.12.2008 г. в законодательные акты, регулирующие вопросы статуса судей, был внесен ряд изменений, согласно которым в стаж работы в должности судьи не стало засчитываться время предыдущей работы в качестве следователя, адвоката и прокурора [35].
Поскольку это затронуло интересы большинства работающих судей, то ситуация потребовала вмешательства Конституционного Суда РФ, который своим Постановлением от 20 апреля 2010 г. № 9-П признал, что принятый закон ухудшает положение работающих судей, но может быть распространен на судей, вновь назначаемых на должность [28]. В итоге был получен правовой механизм, согласно которому статус судьи может быть изменен в худшую сторону, лишь бы это не распространялось на уже работающих судей. Следует признать, что сейчас даже в коллективе областного суда уже работают судьи с разным статусом, с различным уровнем социальных гарантий их независимости. Причин для этих изменений можно назвать много [22, 23]. Очевидно, что роль суда в обществе стала более значимой, об этом говорит и огромный рост количества дел, особенно гражданских и административных, которые рассматриваются судами в настоящее время [34]. Однако современный суд все больше стал исполнять роль своеобразного буфера, глушителя социальных конфликтов, которые власть стремится направить в правовое поле, перевести в процесс судебного разбирательства.
Из всех средств массовой информации мы слышим призывы к нашим гражданам обращаться в суд для разрешения практически любой конфликтной ситуации: от недовольства тарифами за услуги ЖКХ до жалоб на директора образовательного учреждения, не пускающего ребенка в школу в мусульманском платке. При этом следует помнить, что суд, как правило, не
может устранить причину социального конфликта, послужившего поводом для судебного разбирательства. Кроме того, в силу несовершенства законодательства граждане на свое обращение часто получают судебное решение, которое хотя и является законным, но не соответствует их представлениям о справедливости. Это вызывает негативное отношение к судьям как к носителям судебной власти. Высказываются предложения об усилении контроля над судьями со стороны общества и государства. Однако реализация этих предложений может подорвать те принципы, на которых основана судебная власть, главным из которых является ее независимость, опирающаяся на гарантированную Конституцией РФ неприкосновенность судей. Это как ножки у стула, подрежешь одну - придется укорачивать и другие, уберешь неприкосновенность судей -потеряешь независимость судебной системы [18, 20].
Конституция РФ и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» заложили основы судебной системы и направления судебной реформы на долгие годы вперед. Последовательно были приняты федеральные законы: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. № 1 -ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Первым результатом судебной реформы стало глобальное расширение полномочий судов. В подсудность судов были переданы все возможные споры между гражданами, между гражданами и различными юридическими лицами, между юридическими лицами, все жалобы и заявления граждан по поводу неправомерных действий должностных лиц всех уровней, всех органов власти, государственных учреждений и организаций, действий должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций [12]. В компетенцию судов были переданы полномочия прокуроров - по даче санкций на арест, продление ареста, дача разрешения следователям и дознавателям на вход в жилое помещение, на прослушивание телефонных переговоров и т.д. [13] В компетенцию судов были переданы также полномочия начальствующего состава военных частей по применению дисциплинарного ареста к военнослужащим (помещение на гауптвахту). Преследуя цель обеспечения прав граждан на справед-
ливое рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также минимизацию проявлений коррупции, Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. возложил на суды полномочия по назначению административного наказания за многие административные правонарушения, по которым наказание ранее налагалось должностным лицом соответствующего органа государственной власти [19]. Столь глобальное расширение компетенции судов потребовало изменения структуры судебной власти и значительного расширения судейского корпуса. Конечно, возможности государства по увеличению числа судей ограничены объективными причинами [21]. Одной из существенных гарантий качества отправления правосудия является высокий статус судьи, который в свою очередь, помимо прочего, предполагает достойное денежное содержание, социальное обеспечение, надлежащие условия работы судей и, как следствие, требует значительных расходов федерального бюджета [36].
Первым и наиболее очевидным, лежащим на поверхности путем решения проблемы обеспечения реализации права граждан на судебную защиту при наименьшем увеличении числа судейского корпуса является упрощение процедуры судопроизводства. Высказывались мнения, что судебная реформа может быть начата с изменения структуры судебного решения. Некоторые специалисты считают, что законодательно установленные форма и содержание решения суда излишне сложны, объемны, вследствие чего изготовление решения занимает значительное время. Так, в соответствии с частью 1 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей [15, 17].
Согласно части 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ описательная часть судебного решения должна содержать требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле, что, по существу, является дублированием искового заявления и объяснений сторон. В этой связи делалось предложение об оптимизации структуры решения путем исключения из его содержания описательной части, что послужит ускорению судебной процедуры не в ущерб его качеству и, как следствие, снижению нагрузки на судью [14, 16]. Именно по этому пути пошел законодатель. Первый крупный шаг в этом направлении был сделан еще в 1995 году - внесены изменения в действовавший тогда Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, согласно которым, в случае признания иска ответчиком, суд в мотивировочной части решения мог указать лишь на признание иска и принятие его судом, а решения суда по
делам о расторжении брака могли состоять только из вводной и резолютивной частей (статья 197 ГПК РСФСР).
В Гражданском процессуальном кодексе РФ 2002 г. законодатель пошел еще дальше - был введен институт судебного приказа, который представляет собой судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 ГПК РФ, без проведения судебного разбирательства, и состоит также только из вводной и резолютивной частей (глава 11 подраздел I ГПК РФ) [37].
Законопроектом № 2721-6, внесенным Правительством РФ, предлагалось отказаться от составления мировыми судьями мотивированного решения, за исключением случаев, когда стороны заявляют суду ходатайство о составлении мотивированного решения. Обеспечению разумных сроков рассмотрения гражданских дел отвечают меры, направленные на повышение ответственности сторон за своевременное определение объема требований и предоставление доказательств, а также за уклонение от явки на судебное заседание [3]. С этой целью в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации предусмотрен институт заочного решения, позволяющий суду принять решение в отсутствие ответчика, если он своевременно извещен о слушании дела. Академик О.Е. Кутафин ввел в юридическую науку понятие «мнимого конституционализма». Это означает, что норма, закрепленная в Конституции, не находит своего воплощения в реальности. Строго говоря, правовое государство является недостижимым идеалом. В чистом виде оно не существует ни в одной стране мира. Можно говорить лишь о большем или меньшем продвижении различных государств к этому идеалу [7, 8]. Не существует его в конституционном смысле и в России. Тем не менее, мы находимся на пути становления правового государства. Важнейшую роль в развитии правового государства в России играет становление и укрепление независимой судебной власти. Однако существует ряд негативных и опасных тенденций, которые препятствуют обретению подлинной
независимости суда как одной из трех ветвей власти [9, 11]. В данный период развития нового Российского государства и общества еще не существует подлинного уважения к судебному решению. Мы воочию наблюдаем, как решения судов по некоторым делам, вызывающим повышенный общественный интерес, подвергаются необоснованной и незаконной критике, звучат обвинения в политической ангажированности и пристрастности судей. Суды буквально подвергаются массированному давлению через средства массовой информации и сеть Интернет [10]. Критики российской судебной системы не принимают во внимание то обстоятельство, что в других странах по аналогичным делам существует такая же практика, выносятся аналогичные решения [4]. В результате у населения иногда формируется заведомо негативное и необоснованное мнение о деятельности российской судебной системы. Вместе с тем, итоги двадцатипятилетней судебной реформы (1991-2016 гг.) в новой России свидетельствуют о том, что в целом в государстве сформировалась действительно независимая судебная власть, способствующая продвижению и построению правового государства [1, 2].
Думается, что задачей государства и общества в текущий период является формирование в обществе подлинного уважения к судебному решению, вступившему в законную силу. Построение правового государства в России возможно только при высочайшем авторитете судебной власти в России. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее -Закон о судебной системе) в ст. 1 «Судебная власть» называет субъектов и носителей судебной власти, определяет место судебной власти в системе разделения властей, указывает правовые способы реализации судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [5, 6]. Согласно этому Закону судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителям населения: присяжным и арбитражным заседателям [8].
Список литературы:
[1] Албогачиев А.А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика / В сборнике: Вузовское образование и наука / Материалы региональной научно-практической конференции. 2007. С. 221-225.
[2] Албогачиев А.А. Возраст грандиозных планов // Аккредитация в образовании. 2014. № 8 (76).
С. 49.
[3] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2018.
чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^
[4] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2017.
[5] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука / Материалы Всероссийской научно-практической конференции / 2016.
[6] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Материалы VI-ой Международной конференции / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». 2018. Том Выпуск VI.
[7] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа / Сборник научных статей V Международной конференции / Ингушский государственный университет. 2017.
[8] Албогачиев А.А. Проблемы современной науки / Материалы II Международной научно-практической конференции / 2016.
[9] Аушева И.А., Дугиева А.Я., Арчакова Р.Д., Султыгова З.Х., Темирханов Б.А. Исследование кубового остатка, полученного из нефтей Республики Ингушетии // Технологии нефти и газа. 2015. № 4 (99). С. 23-25.
[10] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эриашвили Н.Д., Кузнецов С.М., Белоновский В.Н. Основы органов государственной власти России / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 030201 «Политология», 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Москва, 2008.
[11] Гагиев А.К., Гандалоев Р. Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. 2019. № 4. С. 44-49.
[12] Гандалоев Р.Б. Влияние средств массовой информации в условиях современного российского федеративного государства // Закон и право. 2020. № 12. С. 55-59.
[13] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия / В сборнике: Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. Сборник научных трудов участников VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией И.В. Ильина. 2019. С. 395-398.
[14] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. С. 128-130.
[15] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц //Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 54-57.
[16] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 62-64.
[17] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 59-63.
[18]ДидиговаЛ.А., Шадиева А.И., Султыгова З.Х. Исследование источников питьевого водоснабжения Республики Ингушетия / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы региональной научно-практической конференции. 2014. С. 159-162.
[19] Дородонова Н.В., Евстифеева Е.В., Ильгова Е.В. предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 4. С. 601-608.
[20] Ильгова Е.В., Вершинина Г.И., Ермолаева Т.А., Стародубов А.А. К вопросу о должностных и уполномоченных лицах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6 (125). С. 98-105.
[21] Ильгова Е.В., Смагина Т.А., Тугушева Ю.М. К вопросу о правовой природе понятия «данные несовершеннолетних»: междисциплинарный аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 5 (136). С. 139-148.
[22] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5 (124). С. 58-61.
[23] Ильгова Е.В., Сметанникова А.И. Проблемы правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав // Право. Законодательство. Личность. 2018. № 1 (26). С. 7-10.
[24] Ильгова Е.В., ФальковскаяЛ.П., Кузнецова И.О., Горбачев М.В., Стародубов А.А., Красноще-ков А.А., Кузнецов М.М. Кросс-региональное исследование криминализации подростковой среды // Саратовская государственная юридическая академия. Саратов, 2020.
[25] Конституция Европейского союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). М.: ИНФРА-М, 2005.
[26] Мартазанова Р.М., Султыгова З.Х., Саламов А.Х., Темирханов Б.А. Исследование ферментативного воздействия на высокомолекулярные полимеры соков методом планарной гельпроникающей хроматографии // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-3. С. 480-484.
[27] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права. Учебное пособие / Москва, 2016.
[28] Саламов А.Х., Султыгова З.Х., Арчакова Р.Д. Особенности подготовки магистров-химиков / В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 214-216.
[29] Саламов А.Х., Шогенов В.Н., Кумышева Ю.А., Китиева Л.И., Арчакова Р.Д., Султыгова З.Х. Получение, свойства и применение полиэфиркетонов // Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2015. Т. 5. № 6. С. 82-86.
[30] Султыгова А.К., Бекбузаров М.Б., Темирханов Б.А., Султыгова З.Х. Синтез биодеградируе-мых полимеров на основе полиэфиров / В сборнике: Химия и химическое образование. XXI век. 2014. С. 158-161.
[31] Темирханов Б.А., Темердашев З.А., Султыгова З.Х. Применение терморасширенного графита в технологии реабилитации водных экосистем, загрязненных нефтью // Технологии нефти и газа. 2015. № 3 (98). С. 3-7.
[32] Усанов В.Е. Подготовка юристов будущего: размышления над проектами Федеральных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров юриспруденции // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 146.
[33] Усанов В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 112.
[34] Усанов В.Е. Стандарты начального общего образования нового поколения глазами юриста // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 8 (75). С. 149.
[35] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. 2015. № 1 (13). С. 10-49.
[36] Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. 2015. № 2 (14). С. 20-67.
[37] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности. Москва, 2016.
Spisok literatury:
[1] Albogachiev A.A. Anomiya v ingushskom obshchestve: social'naya i politicheskaya harakteristika / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2007. S. 221-225.
[2] Albogachiev A.A. Vozrast grandioznyh planov // Akkreditaciya v obrazovanii. 2014. № 8 (76). S. 49.
[3] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018.
[4] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosudarstvennyj universitet». 2017.
[5] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka / Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / 2016.
[6] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kavkaza / Materialy VI-oj Mezhdunarodnoj konferencii / FGBOU VO «Ingushskij gosudarstvennyj universitet». 2018. Tom Vypusk VI.
[7] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kavkaza / Sbornik nauchnyh statej V Mezhdunarodnoj konferencii / Ingushskij gosudarstvennyj universitet. 2017.
чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^
[8] Albogachiev A.A. Problemy sovremennoj nauki / Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii / 2016.
[9]AushevaI.A., DugievaA.YA., ArchakovaR.D., SultygovaZ.H., TemirhanovB.A. Issledovaniekubovogo ostatka, poluchennogo iz neftej Respubliki Ingushetii //
Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 4 (99). S. 23-25.
[10] Gabrichidze B.N., CHernyavskij A.G., Eriashvili N.D., Kuznecov S.M., Belonovskij V.N. Osnovy organov gosudarstvennoj vlasti Rossii/ Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po spe-cial'nostyam 030501 "Yurisprudenciya", 030201 "Politologiya", 080504 "Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie" / Moskva, 2008.
[11] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo statusa // Rossijskij sud'ya. 2019. № 4. S. 44-49.
[12] Gandaloev R.B. Vliyanie sredstv massovoj informacii v usloviyah sovremennogo rossijskogo feder-ativnogo gosudarstva // Zakon i pravo. 2020. № 12. S. 55-59.
[13] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politicheskaya situaciya v Respublike Ingushetiya / V sbornike: Aktual'nye problemy global'nyh issledovanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire. Sbornik nauchnyh tru-dov uchastnikov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Pod redakciej I.V. Il'ina. 2019. S. 395-398.
[14] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 3. S. 128-130.
[15] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti storon i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2020. № 3. S. 54-57.
[16] Gandaloev R.B., BorisovD.I. Institut konstitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SSHA v istorich-eskom razvitii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 2. S. 62-64.
[17] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravovye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ideologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 59-63.
[18] Didigova L.A., SHadieva A.I., Sultygova Z.H. Issledovanie istochnikov pit'evogo vodosnabzheniya Respubliki Ingushetiya / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy regional'noj nauchno-praktich-eskoj konferencii. 2014. S. 159-162.
[19] Dorodonova N.V., Evstifeeva E.V., Il'gova E.V. preduprezhdenie prestupnosti nesovershennoletnih: opyt SSHA i Novoj Zelandii // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. № 4. S. 601-608.
[20] Il'gova E.V., Vershinina G.I., Ermolaeva T.A., Starodubov A.A. K voprosu o dolzhnostnyh i upolno-mochennyh licah komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 6 (125). S. 98-105.
[21] Il'gova E.V., Smagina T.A., Tugusheva Yu.M. K voprosu o pravovoj prirode ponyatiya "dannye nesovershennoletnih": mezhdisciplinarnyj aspekt // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2020. № 5 (136). S. 139-148.
[22] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. K voprosu o snizhenii vozrasta administrativnoj otvetstvennosti// Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2018. № 5 (124). S. 58-61.
[23] Il'gova E.V., Smetannikova A.I. Problemy pravoprimenitel'noj praktiki pri rassmotrenii del ob admin-istrativnyh pravonarusheniyah komissiyamipo delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav// Pravo. Zakono-datel'stvo. Lichnost'. 2018. № 1 (26). S. 7-10.
[24] Il'gova E.V., Fal'kovskaya L.P., Kuznecova I.O., GorbachevM.V., StarodubovA.A., Krasnoshchekov A.A., Kuznecov M.M. Kross-regional'noe issledovanie kriminalizacii podrostkovoj sredy // Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya. Saratov, 2020.
[25] Konstituciya Evropejskogo soyuza: Dogovor, ustanavlivayushchij Konstituciyu dlya Evropy (s kom-mentariem). M.: INFRA-M, 2005.
[26] Martazanova R.M., Sultygova Z.H., Salamov A.H., Temirhanov B.A. Issledovanie fermentativnogo vozdejstviya na vysokomolekulyarnye polimery sokov metodom planarnoj gel'pronikayushchej hromatografii // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 12-3. S. 480-484.
[27] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva iprava. Uchebnoe posobie / Moskva, 2016.
[28] Salamov A.H., Sultygova Z.H., Archakova R.D. Osobennosti podgotovki magistrov-himikov / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 214-216.
[29] Salamov A.H., Shogenov V.N., Kumysheva Yu.A., Kitieva L.I., Archakova R.D., Sultygova Z.H. Poluchenie, svojstva i primenenie poliefirketonov // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2015. T. 5. № 6. S. 82-86.
[30] Sultygova A.K., BekbuzarovM.B., TemirhanovB.A., Sultygova Z.H. Sintezbiodegradiruemyh polim-erov na osnove poliefirov / V sbornike: Himiya i himicheskoe obrazovanie. XXI vek. 2014. S. 158-161.
[31] Temirhanov B.A., Temerdashev Z.A., Sultygova Z.H. Primenenie termorasshirennogo grafita v tekh-nologii reabilitacii vodnyh ekosistem, zagryaznennyh neft'yu // Tekhnologii nefti i gaza. 2015. № 3 (98). S. 3-7.
[32] Usanov V.E. Podgotovka yuristov budushchego: razmyshleniya nadproektami Federal'nyh obrazo-vatel'nyh standartov podgotovki bakalavrov i magistrov yurisprudencii // Hroniki ob»edinennogo fonda elek-tronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 146.
[33] Usanov V.E. Psihologo-pedagogicheskie osnovy informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza//Hroniki ob»edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 112.
[34] Usanov V.E. Standarty nachal'nogo obshchego obrazovaniya novogo pokoleniya glazami yurista // Hroniki ob»edinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. 2015. № 8 (75). S. 149.
[35] Chernyavskij A. G. Problemy realizacii konstitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. 2015. № 1 (13). S. 10-49.
[36] ChernyavskijA.G. Sostoyanieissledovaniyaproblemyyuridicheskojotvetstvennosti vrossijskojpra-vovoj nauke // Pravo i obshchestvo. 2015. № 2 (14). S. 20-67.
[37] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti. Moskva, 2016.