УДК 93 (37) (34)
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-3-80-85
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В.
Мозжегоров А.Б.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В настоящей статье автор попытался показать влияние Государственного совета Российской империи на реформирование системы образования в начале XIX в. Указанная реформа примечательна тем, что ее можно считать одной из первых фундаментальных реформ просвещения в России в начале XIX в. Автор подробно останавливается на анализе основных решений Государственного совета по вопросам образования. Отдельно освещается вопрос реформирования Министерства народного просвещения, при этом в настоящей статье рассмотрен в динамике вопрос об определении ведомственной принадлежности организаций народного просвещения и сделана попытка определения начала зарождения основ инклюзивного образования в России.
Ключевые слова: Государственный совет Российской империи, реформа образования, Александр I, Министерство народного просвещения.
PARTICIPATION OF THE STATE COUNCIL OF THE RUSSIAN EMPIRE IN REFORMING THE SYSTEM OF EDUCATION IN THE FIRST QUARTER OF THE XIX CENTURY
A. Mozzhegorov
Moscow Region State University
10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation
Abstract. In this article the author made an attempt to show the influence of the State Council of the Russian Empire on the reform of the education system in the early nineteenth century. The reform mentioned is noteworthy as it can be considered one of the first fundamental educational reforms in Russia in the early 19th century. The author dwells in detail on the analysis of the main decisions of the State Council for Education. The issue of reforming the Ministry of Public Education is highlighted separately. The issue of determining the departmental membership of public education organizations and an attempt to determine the origin of the foundations of inclusive education in Russia is given in this article in dynamics.
Key words: State Council of the Russian Empire, education reform, Alexander I, Ministry of Education.
© CC BY Мозжегоров А.Б., 2018.
ViV
Путь реформ Александра I начался с центрального управления. Манифестом Александра I от 1 (13) января 1810 г. «Образование Государственного совета» в ходе проведения реформ государственного управления создан законосовещательный орган Российской империи - Государственный совет. Образование этого органа входило в план преобразования системы власти в России, разработанный М.М. Сперанским. Предшественником Государственного совета являлся Непременный совет (учрежден в 1801 г.), который неофициально именовался Государственным советом.
В структуру Государственного совета входили департаменты, одним из которых был департамент Государственной экономии, просуществовавший вплоть до 1906 г. В круг вопросов, рассматриваемых этим департаментом, входили вопросы торговли, финансов, промышленности и народного просвещения (образования) и науки. Председателем Государственного совета являлся император или один из членов по его назначению.
Государственный совет не являлся органом законодательной власти, а был совещательным органом при разработке нормативных правовых актов. Основной его задачей было осуществление централизации законодательного процесса, обеспечение единообразия правовых норм и недопущения противоречия в законах.
Манифестом императора Александра I от 8 (20) сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» [3] создается Министерство народного просвещения, которое стало правопреемником Комиссии об учреждении народных училищ. В результате министерской
реформы Комиссия об учреждении народных училищ вошла в состав Министерства народного просвещения, предметом ведения которого были: «все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения» [2].
На пост руководителя Министерства народного просвещения был назначен П.В. Завадовский, который возглавлял Комиссию составления законов (1801-1802 гг.), вошедшую впоследствии в состав Государственного совета Российской империи.
В состав Министерства народного просвещения было включено Главное Училищ Правление. 27 июня 1803 г. при непосредственном участии первого министра народного просвещения П.В. Завадовского при Главном Училищ Правлении был создан комитет для рассмотрения учебных книг.
В 1803 г. было принято Положение об устройстве учебных заведений. Данное положение впервые установило принципы системы образования, к которым необходимо отнести: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Система образования была поделена на уровни в соответствии с административно-территориальным делением, а именно: в крупных городах - университет, в губернских городах - гимназии, в уездах - училища, в
церковных приходах - одноклассные училища. Однако во второй половине правления Александра I начали создаваться привилегированные образовательные организации - лицеи: 1811 г. - Царскосельский (г. Пушкин, Царское село), 1817 - Ришельевский (г. Одесса), 1820 г. - Нежинский (г. Нежин).
С 1803 г. в ведение Министерства также перешла Императорская академия наук.
Министерство народного просвещения руководило, прежде всего, составлением уставов и правил для университетов, учебных заведений среднего и низшего звена, снабжением их учебной и иной литературой. Кроме всего прочего, в предмет ведения министерства входили вопросы назначения, перемещения и освобождения от должности профессорско-преподавательского состава.
Одним из важных вопросов для того периода времени в сфере образования, рассмотренных Государственным советом, был вопрос о возможности передачи Комиссии об учреждении народных училищ от губернских начальников права назначения директоров в подведомственные ей училища (1801 г.). В своей записке Комиссия отмечала, что в ряде губерний руководители училищ не занимаются управлением вверенными им учреждениями. Вместе с тем губернаторы назначают на места директоров не по воле, а по «полезности и политическому умозрению».
В результате рассмотрения данного вопроса Государственный совет рекомендовал оставить за губернаторами право назначения директоров училищ. Однако отметил, что в случае допущения злоупотреблений: назначения по
пристрастию или в случае отсутствия подходящих кадров назначение производить исключительно посредством направления кандидата на должность директора в Комиссию, которая и должна определить и назначить на должность лучшего из кандидатов.
Вместе с тем Государственный совет изложил основные профессиональные характеристики руководителя образовательного учреждения, которые актуальны и по сей день. Государственный совет полагал, что «в директора должны быть избираемы люди достойные, он должен любить науку, порядок и добродетель; доброхотствующий юношеству и знающий цену воспитанию он смотрит за исполнением должностей всех подчиненных, принимает месячные рапорты от учителей, дает свидетельства выучившимся учебному методу, старается о благе учителей, наблюдает за приемом учеников в школу ...» [4, с. 668].
5 (17) ноября 1804 г. утвержден «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», согласно которому создавалась сеть местных учебных заведений, носивших всесословный характер [5].
На заседаниях Государственного совета Российской империи рассматривались вопросы финансирования образовательных организаций. Так, 3 февраля 1802 г. на заседании Государственного совета Российской империи был заслушан доклад генерал-прокурора «О средствах распространения и усовершенствования Московского университета». В результате рассмотрения доклада была отмечена особая социальная значимость образовательных организаций в «приготовлении людей способных на службу» [3, с. 670].
В январе 1803 г. в России утверждены Предварительные правила народного просвещения [1]. В основу Правил была положена идея общеобразовательной школы. Вся территория Российской империи была поделена на 6 учебных округов, каждый из которых находился под попечительством одного из членов «высшего правления».
Государственный совет не обходил вниманием рассмотрение вопросов об образовании лиц с ограниченными возможностями. В мае 1805 г. в Государственный совет Российской империи поступило письмо графа Ильинского с предложением создать институт для глухих и немых в принадлежащем ему поместье. Государственный совет поддержал эту инициативу и повелел Ильинскому «привести оное в исполнение».
С 1804 г. и вплоть до 1826 г. за Министерством народного просвещения была закреплена функция по осуществлению цензуры печати. Для этой цели при университетах создавались специальные цензурные комитеты и утвержден цензурный устав.
В 1810 г. на пост министра народного просвещения назначен А.К. Разумовский. В первые два года его управления Министерством в Государственный совет Российской империи были внесен целый ряд проектов. По итогам их рассмотрения были открыты дополнительно 72 приходские школы и 24 уездных училища. При личном содействии А.К. Разумовского разработан устав Императорского Царскосельского лицея и состоялось его торжественное открытие.
В период деятельности министра народного просвещения А.Н. Голицына (10.08.1816-15.05.1824 гг.) вектор
развития российского образования был изменен. А.Н. Голицын провозгласил благочестие основанием истинного просвещения и взял курс на клерикализацию образования. В связи с этим усилилась цензура за авторами и печатными изданиями того времени.
С 1810 г. А.Н. Голицын вошел в состав Государственного совета Российской империи, в котором продолжал продвижение идеи клерикализации образования.
В результате реформ 1817 г. Министерство народного просвещения, Главное управление духовных дел православного исповедания Святейшего Синода и Главное управление духовных дел иностранных исповеданий объединены в Министерство духовных дел и народного просвещения. Позднее в 1820 г. во все университеты была направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.
Управление А.Н. Голицына духов -ным ведомством ознаменовало реформу духовных школ. Во главе всего духовно-учебного дела учреждена Комиссия духовных училищ из высших духовных и светских сановников. Духовные школы были созданы в виде сословных школ смешанного типа, с общеобразовательными и специальными курсами вместе. Образование в них стало обязательным для детей духовенства.
Подводя итоги, необходимо отметить, что Государственный совет Российской империи сыграл немаловажную роль в формировании и развитии системы российского образования. Министерством народного просвещения при содействии Государственного совета Российской империи были созданы народные школы, в уездах
— уездные училища, в губерниях — гимназии; были учреждены учебные округа, изданы уставы университетов и основаны Казанский, Харьковский и Дерптский университеты, открыт Петербургский педагогический институт. Необходимость создания университетов в России было обусловлено тем, что они являлись не только учебно-научными организациями, но и органами управления учебными заведениями в целом (в том числе с автономией в вопросах внутреннего управления
и суда) вокруг которых создавались учебные округа. Такая структура российской образовательной системы (сеть мощных концентров с попечителями во главе) была обусловлена историческими особенностями страны, в частности, ее огромными пространствами и крайней бедностью материальных и финансовых ресурсов, нехваткой культурного опыта и педагогических кадров.
Статья поступила в редакцию 04.05.2018
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.). М.: Педагогика, 1987. 560 с.
2. Манифест 25 июня 1811 г. об «Общем учреждении министерств» // Российское законодательство X-XX вв.: в 9-ти т. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века / Отв. ред. О.И. Чистяков. М., Юридическая литература, 1988. С. 92-134.
3. Манифест 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» // 100 главных документов российской истории [сайт]. - URL: http://doc.histrf.ru/19/manifest-ob-uchrezhdenii-ministerstv/ (дата обращения 06.05.2018).
4. Россия. Государственный совет. Архив. Архив Государственного совета: в 5-ти т. Т. 3: Царствование императора Александра 1-го (1801-1810 гг.) [Ч. 2]. СПб.: 1878. 1276 стб.
5. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.) / Музей истории российских реформ имени П.А. Столыпина [сайт]. - URL: http://museumreforms. ru/node/13661 (дата обращения 06.05.2018).
REFERENCES
1. Antologiya pedagogicheskoi mysli Rossii pervoi poloviny XIX v. (do reform 60-kh gg.) [Anthology of pedagogical thought of Russia in the first half of the XIX century (before the reforms of the 60s)]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 560 p.
2. Manifest 25 iyunya 1811 g. ob «Obshchem uchrezhdenii ministerstv» [Manifesto of 25 Jun 1811, on "General establishment of ministries"] Rossiiskoe zakonodatel'stvo X-XX vv.: v 9-ti t. T. 6. Zakonodatel'stvo pervoi poloviny XIX veka / Otv. red. O.I. Chistyakov [Russian law X-XX centuries: in 9 vols. Vol. 6. Legislation of the first half of the XIX century / Ed. the editorship of O.I. Chistyakov]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1988, pp. 92-134.
3. Manifest 8 sentyabrya 1802 g. «Ob uchrezhdenii ministerstv» // 100 glavnykh dokumentov rossiiskoi istorii [The Manifesto of 8 September 1802, "On the establishment of the ministries" / top 100 documents of Russian history [website]]. Available at: http://doc.histrf.ru/19/ manifest-ob-uchrezhdenii-ministerstv (accessed: 06.05.2018).
4. Rossiya. Gosudarstvennyi sovet. Arkhiv. Arkhiv Gosudarstvennogo soveta: v 5-ti t. T. 3: Tsarstvovanie imperatora Aleksandra I-go (1801-1810 gg.) Ch. 2.[Russia. The Council of State. The Archive. The Archive of the State Council: in 5 v. V. 3: the Reign of Emperor Alexander I (1801-1810.). Part. 2. SPb.: 1878.
5. Ustav uchebnykh zavedenii, podvedomstvennykh universitetam (1804 g.) / Muzei istorii rossiiskikh reform imeni P.A. Stolypina [The regulations of schools under the jurisdiction of the universities (1804) / Museum of the History of Russian reforms named after P. A. Stol-ypin [website]]. Available at: http://museumreforms.ru/node/13661 (accessed: 06.05.2018).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Мозжегоров Артем Борисович - начальник правового управления Московского государственного областного университета; e-mail: 99-99-11@bk.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Artem B. Mozzhegorov - head of the Legal Departament, Moscow Region State University; e-mail: 99-99-11@bk.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Мозжегоров А.Б. Участие Государственного совета Российской империи в реформировании системы образования в первой четверти XIX века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 3. С. 80-85.
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-3-80-85
FOR CITATION
A. Mozzhegorov. Participation of the State Council of the Russian Empire in reforming the system of education in the first quarter of the XIX century. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2018, no. 3, pp. 80-85. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-3-80-85