УДК 334
В.К. Плаксин
Магистрант экономического факультета РУДН
г. Москва, РФ [email protected] e-mail
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО СЕКТОРА В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ (ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ/СТИМУЛИРОВАНИЯ)
Аннотация
Государственно-частным партнерством можно назвать форму объединения деятельности государства и частного сектора, бизнеса, для развития особо значимых объектов инфраструктуры в целях предоставления обществу наиболее качественных услуг.
Ключевые слова:
Государственно-частное партнерство, инструменты финансирования, формы ГЧП, инфраструктура,
бизнес-структура, инвестиции.
Актуальность темы состоит в том, что в экономиках многих стран, где Россия не исключение, востребована новая форма соединения частного бизнеса и государства - государственно-частного партнерства, которое представляет собой объединение усилий частного бизнеса и государства для реализации особо значимых для общества проектов в рамках отдельных стран, регионов, территорий и ведущих отраслях экономики.
Целью исследования статьи является обусловливание механизма государственно-частного партнерства и выявление его возможностей для модернизации России в условиях нестабильной экономики.
Особую значимость государственно-частное партнерство приобрело во время мирового финансового кризиса, когда многие отрасли российской экономики стали испытывать дефицит в финансировании и нуждались в государственной поддержке.
Возникновение государственно-частного партнерства объясняется объективной необходимостью рыночной экономики, ослаблением позиций государства при одновременном укреплении государственного влияния на частный бизнес, что вызвало острую необходимость в партнерстве государственного и частного сектора.
Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре внимания правового государства, поэтому наблюдается тенденция укрепления сотрудничества власти и бизнеса, что особенно характерно для электроэнергетики, транспорта, здравоохранения, образования. Предприятия этих отраслей экономики занимают стратегическое положение и их нельзя приватизировать, но в то же время у государства нет достаточного количества финансовых средств для их поддержки и развития. Поэтому самым лучшим вариантом в решении данной проблемы стала такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство.
Анализ и исследование проблем государственно-частного партнерства имеет определенный научный интерес, поэтому данную тематику изучали в своих работах различные авторы, такие, как: В.Б. Варнавский, Н.Н. Дремов, В.В. Патоков, Д.И. Царев. [1,3,6,7].
Например, согласно представленной концепции ГЧП В.Б. Варнавского, ГЧП представляет собой полуприватизационную форму бизнес-модели, когда государство, передавая права распоряжения объектами инфраструктуры частному сектору, остается владельцем этих объектов, а совместная работа сторон в партнерстве закрепляется на официальном, юридическом уровне в виде соглашений, договоров, контрактов и прочее.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция глобальных изменений в ведущих отраслях
мирового хозяйства, где ранее безраздельно господствовало государственное управление и государственная собственность на средства производства: в электроэнергетике, воздушном, железнодорожном, автодорожном транспорте, в коммунальном хозяйстве и прочих. Но теперь правительство передает объекты крупных отраслей экономики во временное пользование бизнесу, оставляя за собой право контроля и регулирования их деятельности.
Некоторые предприятия инфраструктурных отраслей приватизировать нельзя ввиду их экономической, стратегической и социально-политической значимости, а в бюджете государства нет финансовых средств для их содержания и развития производственных мощностей, поэтому ГЧП здесь является самой успешной и универсальной альтернативой решения проблем финансирования.
ГЧП осуществляется в различных формах, которые применимы в практической деятельности России.
1. Контрактная форма основана на заключении контрактов и договоров, контрактов технической помощи, соглашений между государством и частными компаниями на выполнение работ и оказание услуг, на поставку продукции для государственных нужд и прочее. По условиям контракта собственностью владеет государство, расходы по рискам также полностью несет государство. А частный партнер, финансируя проект, по договору получает право на оговоренную в контракте долю в доходе при реализации проекта.
2. Аренда и лизинг регулируются договором аренды муниципального имущества, которое передается во временное пользование и за определенную плату частному партнеру. По договору лизинга лизингополучатель имеет право выкупа государственного или муниципального имущества по окончании срока аренды.
3. Концессия представляет собой самый распространенный вариант формы ГЧП за рубежом и представляет собой уступку государством частному бизнесу своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности на определенный срок и на определенных условиях негосударственным иностранным или отечественным компаниям. Концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса наиболее распространены в инфраструктурных отраслях, которые остро нуждаются в притоке частных инвестиций.
4. Соглашения о разделе продукции оформляются договором, согласно которому государство предоставляет инвестору на принципах возмездности, срочности исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение работ по разработке месторождений, а инвестор обязан выполнить эти работы за свой счет и риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором по условиям соглашения, где это и прописано и оговорены все формальности.
Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером при соглашении о разделе продукции имеет некоторые ограничения.
При использовании схемы «Build - Operate - Transfer» («Строй - Эксплуатируй - Передай») изначально государственный проект выполняется частным инвестором, затем передается на баланс государства. Данная схема применяется в добыче природных ресурсов, электроэнергетике и транспорте, где осуществляется совместное инвестирование крупных проектов за счет бюджетных и внебюджетных источников и частного капитала.
Государство в первую очередь вкладывает средства в инфраструктуру (дороги, порты, линии электропередач, трубопроводы и прочие объекты) крупных промышленных проектов, реализуемых на средства частных инвесторов. Примером таких объектов может быть строительство Крымского моста, спортивных стадионов, в частности в г.Санкт-Петербурге, строительство Олимпийской деревни в г.Сочи, и многих других инженерных сооружений в Хабаровском крае и Приморье.
Заключение. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что государственно-частное партнерство и его результаты имеют огромное значение для экономики страны и развития общества: происходит движение капитала и приток инвестиций в те отрасли, где долгое время наблюдался «застой», происходит внедрение и развитие техники и технологий в производстве и управление проектами.
Особую значимость развитие ГЧП имеет в современных условиях глобализации экономики и интернационализации производства. ГЧП с участием иностранного капитала даёт больше возможностей России интегрироваться в мировую экономику и получать необходимый опыт и передовые технологии. Взаимодействие государства с транснациональными компаниями является важным условием поддержания и повышения конкурентоспособности отечественного производства.
ГЧП облегчает стране выход на мировые рынки капиталов, стимулирует привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Для экономики регионов партнёрство также имеет особое значение, поскольку на его основе более активно развиваются рынки капитала, товаров и услуг. В то же время разделение рисков между участниками соглашения осуществляется на основе договорённостей сторон. Российский бизнес без такого сотрудничества просто будет неконкурентоспособным, что отрицательно скажется на формировании инновационной экономики и общем экономическом состоянии государства.
По данным мониторинга ГЧП установлено, что наибольшие успехи партнерство получило на транспорте (железные дороги, автодороги, порты, аэропорты) и в социальной инфраструктуре, в ЖКХ (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение) и в других сферах, например, оборонного комплекса страны.
Как и в любом нововведении, в проектах ГЧП можно наблюдать как успешные результаты, так и не совсем, когда допущены ошибки в бизнес-планировании и проигнорированы ведущие принципы, отчего приходится консервировать либо вообще прекращать проекты по причине их малой эффективности.
Следовательно, можно сделать вывод, что развитие в России ГЧП возможно и просто необходимо, потому как страна в настоящий момент пребывает на достаточно сложном этапе экономического развития, а кроме этого имеет место экономический кризис и санкционное давление со стороны западных стран.
Каждый из участников проекта вносит свой вклад в развитие общего проекта: бизнес финансирует проект, дает профессиональный опыт, оперативность в плане принятия решений, новаторские способности, эффективное управление. Государство обеспечивает правомочия собственности, гарантии и льготы, также и финансовые ресурсы.
В случае ГЧП государством развиваются свои основные функции - регулирование, контроль, соблюдение общественных интересов, определяются факторы заинтересованности каждого из участников проекта в ГЧП.
Интересы бизнеса стимулируются заинтересованностью в максимальных прибылях от реализации проекта, потому как, имея определенную хозяйственную свободу в проектах, предоставляемую государством, частный сектор направляет свои усилия на повышение производительности труда и внедрение нововведений.
В случае неудачного исполнения проекта, бизнес получает гарантии возврата средств, вложенных в реализацию проекта, потому как государство, согласно договоренности сторон, также несет определенные риски. А при условии высококачественного обслуживания государство своему партнеру даже доплачивает.
Государство заинтересовано в привлечении ГЧП, потому что оно может делегировать часть расходов по инвестированию и содержанию имущества частному сектору. Кроме того, за счет концессионных и арендных платежей, государственные структуры могут иметь дополнительный источник доходов в бюджет.
Стоит отметить и выгоды населения от всего этого. По сути, все действия государства должны направляться на улучшение благосостояния и рост качества жизни людей. К числу положительных сторон ГЧП можно отнести повышение качественных характеристик услуг и товаров, а кроме того, решаются социально - экономические проблемы. Высвобожденные денежные средства государство может инвестировать на решение иных значимых задач, реализацию необходимых для страны проектов, на выполнение своих первоочередных функций.
Список использованной литературы: 1. Варнавский В.Б. Использование механизмов государственно-частного партнерства как катализатора антикризисного потенциала развития инфраструктуры // Сборник статей под общей редакцией Зверева А.А.
М.: МГУ, 2014. - 410 с.
2. Гордеев Ф.П. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 2018. - 380 с.
3. Дремов Н.Н. Хозяйственные договоры в практике управления бизнесом. М.: Дело, 2016. - 210 с.
4. Красиков Р.Д. Коммерческое право и его применение в экономике. М.: Приор, 2017. - 340 с.
5. Международный научный журнал «Инновационная наука»/ https://aeterna-ufa.ru/journal-innovative-science/
6. Патоков В.В. Перспективы развития и правовые формы реализации государственно-частного партнерства / ИПС «Консультант плюс». 2017. - 92 с.
7. Царев Д.И., Иванюк А.П. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета, 2013. N 17. - 55 с.
8. Якунин Т.М. Гражданское право в схемах и таблицах. СПб.: Питер, 2018. - 275 с.
© Плаксин В.К., 2018
УДК 336.051
О.В. Пронина
Магистрант экономического факультета РУДН
г. Москва, РФ [email protected]
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена значением оценки стоимости бизнеса для управления и несоответствием методик оценки экономической специфики развития современной России. Целью исследования стало выявление проблемных аспектов оценки стоимости компаний. Методологической и теоретической основой исследования явились системный анализ, методы обобщения и сравнения, анализа и синтеза, метод группировок теоретического и практического материала. Исследование выявило необходимость корректировки методического инструментария оценки субъектов хозяйствования.
Ключевые слова: оценка, стоимость, предприятие, недостатки, совершенствование
Принятие управленческих решений, связанных с продажей или приобретением прав собственности всегда требует информации о стоимости этой собственности. Кроме того, оценка стоимости компании важна для эффективного управления, составления бизнес-плана, определения кредитоспособности, налоговой оптимизации. Оценка стоимости компании представляет собой «целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка» [2, с.24]. Результатом оценки становится рассчитанная величина рыночной стоимости или ее изменение.
Оценка стоимости компании основана на трех группах принципов (Табл. 1). Первая группа принципов основана на представлениях собственника, вторая обусловлена спецификой эксплуатации собственности, третья группа - это принципы, зависящие от рыночной среды [4, с.58].
Таблица 1
Принципы оценки стоимости бизнеса
Гр. Принцип Содержание
1 полезности чем больше бизнес удовлетворяет потребности собственника, тем выше становится его стоимость