Научная статья на тему 'Участие Германии в миротворческих миссиях организации Объединенных Наций'

Участие Германии в миротворческих миссиях организации Объединенных Наций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1958
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСКИЕ МИССИИ ООН / UN PEACEKEEPING MISSIONS / "ГОЛУБЫЕ КАСКИ" / "BLUE HELMETS" / ОПЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА / PEACEKEEPING OPERATIONS / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРГ / GERMANY'S FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айрапетян Марианна Сосиковна

Статья посвящена вопросу участия Германии в миротворческих миссиях Организации Объединенных Наций. ФРГ поддерживает ООН при выполнении задач во всем мире и содействует достижению целей организации. В статье рассматривается участие Германии в многочисленных миротворческих миссиях ООН. Наряду с регулярными обязательными взносами в бюджет организации ФРГ вносит значительный вклад в финансирование миссии ООН по поддержанию мира. Германия предоставляет войска для миссий по поддержанию мира. Представители ФРГ занимают руководящие должности во многих миссиях ООН по поддержанию мира и миростроительству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Germany's Participation in Peacekeeping Missions of the United Nations

The article is devoted to the issue of German participation in peacekeeping missions of the United Nations. Germany supports and contributes to the achievement of the United Nations goals. The article deals with German participation in numerous UN peacekeeping missions. Along with regular mandatory contributions to the organization's budget, Germany is making a significant contribution to the mission of UN peacekeeping. Germany holds a leading management positions which underlines the commitment both to peacekeeping and peacebuilding.

Текст научной работы на тему «Участие Германии в миротворческих миссиях организации Объединенных Наций»

М. С. Айрапетян

УЧАСТИЕ ГЕРМАНИИ В МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Статья посвящена вопросу участия Германии в миротворческих миссиях Организации Объединенных Наций. ФРГ поддерживает ООН при выполнении задач во всем мире и содействует достижению целей организации. В статье рассматривается участие Германии в многочисленных миротворческих миссиях ООН. Наряду с регулярными обязательными взносами в бюджет организации ФРГ вносит значительный вклад в финансирование миссии ООН по поддержанию мира. Германия предоставляет войска для миссий по поддержанию мира. Представители ФРГ занимают руководящие должности во многих миссиях ООН по поддержанию мира и миростроительству.

Ключевые слова: миротворческие миссии ООН, «голубые каски», операции по поддержанию мира, внешняя политика ФРГ.

Организация Объединенных Наций создавалась как универсальная организация по обеспечению мира и безопасности. Исходя из своего Устава, ООН может прибегнуть к военным операциям миротворческого или принудительного характера. Миротворческими считаются те операции, при которых вооруженные силы направляются в страну по просьбе правительства, с целью содействия примирению или разъединению конфликтующих сторон. ООН по решению Совета Безопасности может принимать превентивные или принудительные меры в случаях, когда государство создает угрозу международному миру и безопасности (см.: Ачкасов, Ланцов, 2009).

Миротворческие операции играют особую роль в урегулировании конфликтов и контроле над ними. Они включают в себя: 1) миротворчество (или установление мира) — дипломатические усилия, связанные с организацией посредничества и переговоров, между сторонами конфликта, направленные на достижение мирного соглашения; 2) поддержание мира — операции небоевого характера, осуществляемые с согласия сторон в целях выполнения достигнутых соглашений; 3) принуждение к миру — боевые операции или угроза применения силы по принуждению или сдерживанию воюющих сторон; 4) построение мира — осуществляется после завершения боевых действий и направлено на восстановление экономики и политической стабильности в регионах конфликта (см.: Цыганков, 2004, с. 433).

Участие в многочисленных миротворческих миссиях ООН —

© М. С. Айрапетян, 2012

важное направление внешней политики современной Германии. В течение почти 20 лет Федеративная Республика многократно поддерживала миссии «голубых касок». Около 7000 немецких военнослужащих и 270 полицейских участвуют в шести из шестнадцати миссий Организации Объединенных Наций на трех континентах. Главный упор в военном и полицейском участии Германии сделан на имеющие мандат ООН операции НАТО и ЕС на Балканах и в Афганистане. В настоящее время ФРГ участвует в 6 из 16 миссий «голубых касок». Если говорить о финансировании этих миссий, то Германия является третьим по значению донором. Кроме того, она фокусирует свое внимание на улучшении ситуации в Африке. Программа «Группы восьми» по Африке, осуществляемая германским МИДом, сконцентрирована на поддержке миротворческих миссий, улучшении полицейской деятельности и борьбе с причинами конфликтов на Африканском континенте. Поддерживаемая Германией «Пограничная программа Африканского союза» — это попытка через оказание помощи в определении и маркировке границ не допустить территориальных конфликтов. Но немецкая дипломатия в вопросах мира и безопасности не ограничивается военным присутствием. Она помогает в создании различных структур правового государства, консультирует по вопросам разрешения конфликтов, поддерживает гражданское общество и выступает за ядерное разоружение и контроль над вооружением (см.: Hintereder, 2010, S. 49).

Поддержание мира в рамках ООН в 2007 г. достигло исторически высокого уровня. Совет Безопасности имел в своем распоряжении 120 000 солдат, полицейских и гражданских экспертов. Они распределены на 20 миссий ООН по поддержанию мира (миротворческие миссии или миссии по поддержанию мира) и находятся под руководством Департамента операций по поддержанию мира (Department of Peacekeeping Operations, DPKO) Секретариата ООН.

Германия относится к тем членам Организации, которые вносят значительный вклад в миссии ООН. С обязательной долей 8,557% бюджета миротворческих операций Организации Объединенных Наций Германия выплачивает третий по величине вклад в финансирование миссий по поддержанию мира. Германия поддерживает реформы организации по поддержанию мира и выступает за укрепление сотрудничества с ЕС, НАТО и Африканским союзом. Важным шагом стало подписание в 2007 г. в период председательствования ФРГ в Европейском союзе «Совместной декларации о сотрудничестве между ООН и ЕС в области кризисного регулирования».

Посредством направления военнослужащих, полицейских и гражданских экспертов для миротворческих миссий ООН, а также взяв на себя руководящие должности, Германия подчеркивает свою

готовность и ответственность в рамках ООН отвечать за поддержание мира и безопасности. Германия предоставила 1120 солдат и полицейских для миссий по поддержанию мира, заняв 19-е место среди 119 войсковых и полицейских контингентов государств - членов ООН (по состоянию на 31 декабря 2007 г.). Самый мощный контингент входил в состав морской миссии ООН в Ливане (VN-Mission in Libanon (UNIFIL)), которая проводилась с октября 2006 по 29 февраля 2008 г. Сюда также можно причислить солдат и полицейских, участвующих в миссиях по поддержанию мира в Судане (МО-ОНВС), в Косово (МООНК), Грузии (МООННГ), Либерии (МООНЛ), Эфиопии / Эритреи (МООНЭЭ) и Афганистане (МООНСА).

К концу июня 2010 г. около 6800 немецких солдат и 316 сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц непосредственно участвовали в международных миротворческих операциях ООН. Вклад Германии в финансирование миссии «голубых касок» с 2008 по 2010 г. составил около 1,2 млрд евро (Bericht der Bundesregierung..., 2010, S. 15). В связи с возросшим значением миростроительных операций ООН ФРГ предоставляет Секретариату ООН также и гражданских экспертов, участвующих в миссиях «голубых касок». Существует тесное сотрудничество между Федеральным правительством и Центром международных миротворческих миссий. Германия является важным донором в осуществлении многомерных мандатов (т. е. совместного внедрения, участия военных и гражданских специалистов), которые являются характерными для поддержания мира. Немецкие эксперты осуществляют задачи в сферах юстиции, управления, медицинских услуг и материально-технического снабжения.

Представители Германии занимают руководящие должности в различных миссиях ООН по поддержанию мира и миростроительст-ву. Например, с 2006 по 2007 г. Том Кенигс, как Специальный представитель Генерального секретаря ООН, возглавлял миссию Организации Объединенных Наций в Афганистане (МООНСА). Йоахим Рюккер с сентября 2006 по июнь 2008 г. являлся Главой Миссии ООН в Косово (МООНК).

Весьма активная роль принадлежала ФРГ в осуществлении миротворческой миссии под эгидой ООН в Ливане. Война между «Хизбаллах» и Израилем летом 2006 г. потрясла не только Ливан, но и весь регион. Принятая в августе 2006 г. резолюция №1701 оказала большую помощь, чтобы положить конец войне и создать основу для стабилизации ситуации в регионе. Резолюция № 1701 направлена на обеспечение безопасности в регионе посредством существенного укрепления уже созданной в 1978 г. на юге страны миротворческой миссии UNIFIL, на укрепление суверенитета Ливана.

_ 123

ПОЯИШЭКС- 2012. Том 8. № 1

Впервые с 1978 г. ливанская армия может вместе с войсками миссии UNIFIL контролировать район к югу от реки Литани (Bericht der Bundesregierung..., 2008, S.17).

Решение Федерального правительства и Бундестага об участии в морском контингенте Морской Целевой Группы (MTF) привело к повышению уровня включенности Германии в нормализацию ситуации вокруг Ливана. Использование немецких солдат основано на резолюциях 1701 и 1773 (2007 г.), а также на основе просьбы правительства Ливана об оказании помощи в обеспечении безопасности границ этой страны со стороны моря. 29 февраля 2008 г. Германия передала руководство МЦГ Европейской морской группе (EUROMARFOR), в которой принимали участие Франция, Испания, Италия и Португалия. Присутствие Морской целевой группы у берегов Ливана является одним из важнейших условий для прекращения израильской морской блокады. В то же время МЦГ и ливанский флот усилили контроль над прибрежными районами страны. Германия передала ливанскому флоту два патрульных катера. Благодаря помощи со стороны Германии прибрежная радиолокационная система ливанского флота была приведена в действие. МЦГ группа является первым примером развертывания военно-морских миротворческих сил ООН. После передачи руководства МЦГ Германия все еще принимает участие в обучении и техническом оснащении ливанского флота. С сентября 2006 г. немецкая совещательная миссия консультировала ливанские власти в вопросах обеспечения безопасности на границах, снабжала их необходимым для этого оборудованием, а также оказывала подготовительную помощь. Данная помощь оказывается на основании письменного запроса, который направил в августе 2006 г. премьер-министр Ливана Синьоре бундесканцлеру А. Меркель. Вскоре после этого правительство ФРГ отправило команду из сотрудников федеральной полиции и таможенников для изучения ситуации на пунктах пересечения границы Ливана. С сентября 2007 г. в северной части границы Ливана с Сирией осуществлялся пилотный проект по обеспечению безопасности сухопутной границы в целом. Цель проекта — улучшение межведомственного сотрудничества ливанских пограничных властей посредством создания системы комплексного управления всеми силами, ответственными за охрану границы (Common Border Force). К концу января 2008 г. проект в сотрудничестве с Великобританией, Данией, Канадой и Еврокомиссией был реализован. В 2009 г. Федеральное правительство вместе с МИД поддержало гуманитарный проект по разминированию ливанских территорий.

В 2006-2007 гг. Германия участвовала в миротворческой миссии ООН в Судане (МООНВС), предоставив своих солдат и поли-

цейских. В дальнейшем была оказана финансовая и материально-техническая помощь для обеспечения миссии Африканского союза в Дарфусе (МАСС), а также политическая поддержка ООН в миро-строительстве в Судане. Немецкий вклад выражается в людских и финансовых ресурсах (с 2008 г.), предоставляемых для совместной миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (UNAMID) (Bericht der Bundesregierung., 2008, S. 160).

Миротворческая миссия ООН в Судане с численностью 10000 солдат и 3500 гражданских экспертов играет ключевую роль для обеспечения безопасности экономической и политической реконструкции в южной части Судана. Немецкие солдаты и полицейские МООНВС сделали важный и всемирно признанный вклад. Германия предоставила крупнейший национальный контингент военных наблюдателей. Претворение в жизнь мирного соглашения было успешным. Улучшение ситуации по безопасности на юге Судана способствовало возвращению беженцев в свои дома. Из-за конфликта, вспыхнувшего между бывшими воюющими сторонами, осуществление поставленных целей отстало от графика. В знак протеста против медленного осуществления мирного соглашения власти Южного Судана временно вышли из правительства национального единства в Хартуме. По-прежнему не решены такие ключевые вопросы, как статус богатого нефтью приграничного региона Абьея и демаркация границы между северной и южной частями Судана. МООНВС будет продолжать играть центральную роль в процессе мирострои-тельства и после референдума 2011 г. о независимости Южного Судана.

В центре внимания мировой общественности находится и другой вооруженный конфликт в западной суданской провинции Дар-фур. Конфликт 2003 г. привел к смерти более 300 000 человек, появлению около 2,7 млн перемещенных лиц, а также 260 000 беженцев из Дарфура в соседний Чад. Хотя суданское правительство и повстанческая группа Дарфура 5 мая 2006 г. в Абудже (Нигерия) подписали мирное соглашение, другие повстанческие группировки отказались поставить свои подписи. В рамках ЕС Германия неоднократно призывала к полному и скорейшему осуществлению этого соглашения. Кроме того, ФРГ поддержала посредничество Африканского союза в этом вопросе. Основанная в 2004 г. миссия по поддержанию мира Африканского союза (МАСС) получила от Германии финансовую, материально-техническую и кадровую поддержку. В частности, ФРГ предоставила воздушный транспорт для перевозки африканских войск и направила 5 офицеров Бундесвера для их обучения. В связи с нехваткой финансирования МАСС Федеральное правительство в период председательствования в ЕС

_ 125

ПОЛИТЭКС. 2012. Том 8. № 1

ФРГ позаботилось о том, чтобы Евросоюз оказал этой миссии финансовую поддержку. Кроме того, правительство ФРГ выделило из собственных бюджетных средств 25 млн евро для тех же целей.

Несмотря на международную поддержку, 8500 солдат и полицейских МАСС не смогли обеспечить безопасность и улучшение гуманитарного положения на долгосрочный период. Совет Безопасности в своей резолюции 1769 (июнь 2007 г.) принял решение о проведении совместной операции АС и ООН в Дарфуре, которая должна была быть проведена МАСС не позднее 31 декабря 2007 г. Этому предшествовали нелегкие переговоры с суданским правительством, которое отвергло миротворческую миссию ООН. Даже в подготовке ЮНАМИД правительство не проявляло склонность к сотрудничеству. Основная проблема заключалась в отказе принять неафриканские войска. Во время председательства Германии в ЕС были приняты документы, в которых правительство Судана призвали сотрудничать с ООН и АС в ЮНАМИД.

Как и было предусмотрено в резолюции 1769, ЮНАМИД начало свою деятельность 1 января 2008 г. Миссия с численностью 26000 солдат и полицейских стала крупнейшей и самой дорогостоящей миссией по поддержанию мира под эгидой ООН. Германия предоставила человеческие ресурсы, а также внесла существенный вклад в финансирование ЮАМИД и приняла активное участие в данной миссии. Федеральное правительство решило предоставить до 10 немецких сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц для работы в ЮНАМИД. 15 ноября 2007 г. немецкий Бундестаг дал согласие на участие в миссии до 250 солдат. Кроме того, МИД ФРГ выделило 400 тыс. евро для политического процесса в Дарфуре и способствовало переговорному процессу АС и ООН. Из-за сохраняющейся тяжелой гуманитарной ситуации в Судане в целом, и особенно в Дарфуре и Южном Судане, регион остается одним из главных адресатов немецкой гуманитарной помощи. В течение 2008-2009 гг. за счет федерального правительства на поддержку гуманитарных проектов для Судана было выделено 32 млн евро (Bericht der Bundesregierung..., 2010, S. 19).

Наряду с немецкими неправительственными организациями важными партнерами правительства ФРГ являются такие гуманитарные организации ООН, как Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и Мировая продовольственная программа (МПП). Федеральное правительство признает центральную роль ООН в оценке потребностей, координации и мобилизации ресурсов. Именно для этой цели было выделено 500 тыс. евро в поддержку деятельности Управления по координации гуманитарной деятельности Секретариата ООН (УКГВ) в Эль-Фашере. Поскольку

единичные вспышки противостояния конфликтующих сторон все еще имеют место, Специальный посланник АС/ООН Бассоле и Государства Катар стремится стать посредником между повстанцами и правительством. Африканский союз и Группа высокого уровня по Дарфуру под руководством бывшего южноафриканского Президента Табо Мбеки обязалось взять на себя задачу примирения, согласования и найти справедливое решение конфликта в Дарфуре. Его доклад, представленный в октябре 2009 г., предусматривает национальное примирение и компенсации жертвам конфликта (Ibid., S. 20). Существенный прогресс по демаркации границы и подготовки к выборам по отделению Южного Судана был достигнут в 2009 г. Впервые с 1986 г. в апреле 2010 г. в Судане прошли всеобщие выборы (Ibid., S.18).

Участие немецкого персонала в МООНВС является важной частью общих усилий правительства Германии по содействию миру и стабильности в регионе. Германия предоставила в 2008-2009 гг. порядка 32 солдат и 5 сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц для миротворческих миссий ООН. Вклад ФРГ в деятельность МООНВС больше, чем других государств. Немецкий мандат продлен до 15 августа 2011 г. В июле 2009 г. Федеральный кабинет решил отправить в общей сложности 20 сотрудников правоохранительных органов для двух миссий МООНВС и ЮНАМИД. Наряду с участием немецкого персонала в МООНВС федеральное правительство поддерживает различные проекты в южной части Судана. Вместе с ООН была налажена работа системы коммуникаций полиции Южного Судана, что особенно важно в условиях кризиса. Кроме того, Федеральное правительство выделило 550 тыс. евро на совместную работу полиции Судана и Южного Судана на спорном участке границы в районе Абайа. Германия за 2008-2009 гг. способствовала созданию трехстороннего проекта в области формирования системы юстиции в Южном Судане для профессиональной подготовки судей и персонала исправительных учреждений, выделив на это 1 млн евро. Другой важный проект — предоставление 1,5 млн евро для поддержки Радио-ООН («Радио Мирайа»), являющегося одним из немногих независимых профессиональных СМИ в Южном Судане. В рамках проекта производилось обучение местных журналистов в подготовке новостей на различных местных языках, а также обеспечение режима трансляции.

Германия оказала официальную помощь в целях развития южной части Судана еще в 2005 г. и продолжала вкладывать в укрепление мира и реконструкцию. Таким образом, Германия участвует в Фонде по Судану (Multi Donor Trust Fund-South, MDTF-S) и сделала взнос в этот фонд в размере 10 млн евро (Ibid., S. 19). В августе

_ 127

ПОЛИТЭКС. 2012. Том 8. № 1

2009 г. началась программа технического сотрудничества в целях развития городского водного хозяйства в Южном Судане, которую Федеральное правительство финансирует в размере 4 млн евро. Программа поддержки административной реформы и децентрализации южной части Судана существует с 2007 г. На ее реализацию ушло 5 млн евро.

Германия играет важную роль в оказании содействия восстановлению Афганистана. В 2001 г. Германия провела международную конференцию, учредившую так называемый Боннский процесс — план строительства демократического, независимого и мирного Афганистана, получивший поддержку всех крупных сил в стране. Боннский процесс был успешно реализован и завершился парламентскими выборами и выборами в провинциальные советы в сентябре 2005 г. ФРГ также приняла участие в выработке резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Афганистану, которая на 62-й сессии была внесена совместно более чем 100 странами (Germany and UNO., 2008, p. 11). Наряду с США, Европейским союзом, Великобританией и Японией Германия принадлежит к числу самых активных участников процесса восстановления в Афганистане. Она направила самый крупный контингент в Международные силы содействия безопасности (ISAF) — до 3500 солдат. В июне 2006 г. она взяла на себя региональное командование в северных провинциях и разместила Региональное командование «Север» в городе Маза-ри-Шарифе.

В Кундузе и Фейзабаде Германия также разместила две свои Провинциальные группы по восстановлению (PRT), включающие дипломатов, инструкторов полиции, работников по восстановлению и солдат. Германия активно поддерживает Миссию ООН по оказанию помощи Афганистану (UNAMA) в ее усилиях претворить в жизнь Соглашение по Афганистану. Том Кёнигс до конца 2007 г. являлся специальным представителем Генерального секретаря ООН в Афганистане. С 2002 г. Германия как «ключевой партнер» регулярно направляла на помощь для реформы афганских полицейских сил около 40 своих сотрудников полиции (Ibid.).

Важным аспектом миротворческих миссий ООН является создание местных сил безопасности. В этом у Германии имеется особый опыт. В начале 2007 г. около 230 сотрудников германской полиции (мужчины и женщины) служили в управляемых или получивших мандат ООН миссиях, включая миссии ЕС, а также в двухсторонних полицейских проектах Германии в Афганистане и в Объединенных Арабских Эмиратах (обучение сотрудников иракской полиции). Таким образом, можно отметить, что Германия — одна из ведущих стран, предоставляющих силы гражданской полиции для це-

лей миростроительства. Кроме того, ФРГ участвовала в миротворческих миссиях ООН в Либерии, Грузии, Эфиопии и Эритрее, Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, Чаде, Сьерра-Леоне.

В Косово, Боснии и Герцеговине Германия остается одной из ведущих стран по числу военных, направляемых на Балканы в рамках международных миссий. В Косово около 2800 германских солдат несут службу в рамках миссии Миротворческих сил. До 20 июня 2008 г. немец Йоахим Рюкер был главой миссии и специальным посланником Генсека ООН. В Косово, Боснии и Герцеговине почти 290 солдат Бундесвера служат в миротворческой миссии ЕС «Альтеа» EUFOR Althea. В этой операции участвовали 110 немецких солдат и сотрудники правоохранительных органов. Кроме того, Германия по-прежнему направляет гражданский персонал в рамках международных миссий в регион. В полицейской миссии EUPM Германия представлена 7 сотрудниками и должностными лицами правоохранительных органов (июнь 2010 г.). С 2008 г. главой Полицейской миссии является гражданин ФРГ Стефан Феллер (Bericht der Bundesregierung., 2010, S. 24).

В современном мире многие конфликты остаются неурегулированными. В Сомали нет работающего правительства, способного обеспечить общественный порядок и взять под контроль территорию страны. Нестабильна ситуация в Йемене, Афганистане, Пакистане, Ираке (см.: Bosold, 2010). Эти примеры неустойчивых государств показывают, что Совет Безопасности ООН в ближайшие годы должен принять меры для повышения эффективности в сфере политики безопасности. Ввиду сокращения бюджетных расходов западным странам придется разрабатывать новые концепции осуществления миротворческих миссий ООН без увеличения затрат и численности миротворческих контингентов. Поэтому свой опыт в качестве «миротворческой державы» Германия может предложить ООН для совершенствования ее миротворческой деятельности.

Участие Бундесвера в международных операциях и его роль в них являются предметом внутренних дискуссий в ФРГ. Исследовательская группа Института изучения проблем рынка и политики задали избранным представителям германской элиты, ответственным за принятие решений, актуальные вопросы. Особое внимание заняли вопросы терроризма, исламского фундаментализма, конфликты в Ираке и Афганистане.

Германским обществом внешней политики и исследовательской группой был проведен опрос. 240 ведущих представителей германской политики экономики, СМИ, науки и управления участвовали в многолетнем проекте. По мнению опрошенных, вооруженные силы Германии должны использоваться лишь по мандату ООН. Сотруд-

_ 129

ПОЛИТЭКС. 2012. Том 8. № 1

ничество с союзниками по НАТО в Афганистане воспринимается критически, по мнению респондентов, отношения с ними будут ухудшаться. Более половины респондентов полагают, что Германия должна больше участвовать в восстановлении гражданских структур Афганистана и вовлекать в мирный процесс соседние страны. Лишь немногие считают, что дополнительная отправка сил Бундесвера для усиления контингента в Ираке и участие в военных операциях могут способствовать решению конфликта. Военные акции против Ирана считают неприемлемыми более 65% опрошенных. Более 2/3 выступают за участие Бундесвера в миротворческих миссиях под мандатом НАТО. Меньшее число опрошенных ратуют за использование Бундесвера лишь внутри страны. Каждый четвертый оправдывает операции за рубежом без мандата одной из международных организаций (см.: Зандшнайдер, Вельт, 2009, http://www.moskau.diplo.de/contentblob/2305970/Daten/436448/IP2009 32.pdf). Можно подвести следующий итог: большинство опрошенных высказываются за решение проблем при помощи политического диалога, что отражает характерные для Германии подходы к участию в миротворческих миссиях ООН.

Литература

Ачкасов В. А., Ланцов С. А. Мировая политика и международные отношения. СПб.: Питер, 2009. 261 с. (Achkasov V. A, Lantsov S. A. World Politics and International Relations. Saint-Petersburg: Piter, 2009. 261 p.).

Зандшнайдер Э, Вельт Р. Стратегия для Германии. Федеративная Республика и ее роль в мире с точки зрения внешнеполитической элиты // Internationale Politik. 2009. N 3-2 // http://www.moskau.diplo.de/contentblob/2305970/Daten/436448/IP200932.pdf (Zandschneider E, Welt R. Strategy for Germany. Federal Republic and Its Role in the World from the Point of View of Foreign Political Elite // Internationale Politik. 2009. N 3-2. // http://www.moskau.diplo.de/contentblob/2305970/Daten/ 436448/IP200932. pdf).

Цыганков П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2004. 433 с. (Tsygan-kov P. A. Theory of International Relations. Moscow: Gardariki, 2004. 433 p.).

Bericht der Bundesregierung zur Zusammenarbeit zwischen der Bundesrepublik Deutschland und Vereinten Nationen und einzelnen, global agierenden, internationalen Organisationen und Institutionen im Rahmen des VN-Systems in den Jahren 2006 und 2007. Verabschiedet vom Bundeskabinett am 16. Juli 2008. Auswaertiges Amt., S. 162.

Bericht der Bundesregierung zur Zusammenarbeit zwischen der Bundesrepublik Deutschland und Vereinten Nationen und einzelnen, global agierenden, internationalen Organisationen und Institutionen im Rahmen des VN-Systems in den Jahren 2008 und 2009. Verabschiedet vom Bundeskabinett am 4. August 2010. Auswaertiges Amt., September 2010. S. 109.

Bosold D. Deutschland im VN-Sicherheitsrat // Magazin-Deutschland. Deutschland in den Vereinten Nationen. Societats Verlag, Frankfurt am Main, in Zusammenarbeit mit den Auswaertigen Amt., Berlin. 2010. N 6.

Germany and UNO. Federal Foreign Office Public Diplomacy (Germany) Werderscher Markt 1, Berlin: Bonifatius GmbH, Paderborn, 2008. P. 11.

Hintereder P. Deutschland - ein verlässlicher Partner // Magazin-Deutschland. De Generation Einheit. 20 Jahre Deutsche Einheit. Societats Verlag, Frankfurt am Main, in Zusammenarbeit mit den Auswaertigen Amt., Berlin. 2010. N 3. S. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.