Ханнанова Г.А.
Аспирантка Российского университета дружбы народов, кафедра теории и истории международных отношений.
Особенности участия ФРГ в операциях по поддержанию мира и безопасности на Арабском Востоке
Кризисное урегулирование становится одним из основных приоритетов внешней политики ФРГ, о чем свидетельствует активизация участия ФРГ в кризисном урегулировании на Ближнем Востоке и в Северной Африке во втором десятилетии XXI века. В данной связи важно рассмотреть основные механизмы и подходы, которые применяет Германия в рамках кризисной дипломатии в регионе. Среди последних особое место занимают операции по поддержанию мира и миростроительству на этапе активной фазы конфликта и в постконфликтном урегулировании.
Согласно классификации ООН выделяются следующие инструменты обеспечения мира и безопасности: превентивная дипломатия и миротворчество; поддержание мира; постконфликтное миростроительство; разоружение; санкции; принудительные действия [1].
Если рассматривать хронологический период с 1990 по 2016 гг., то военные контингенты ФРГ, размещенные на Ближнем Востоке и в Северной Африке, были задействованы в рамках операций по миротворчеству, поддержанию мира и постконфликтному миростроительству. Одними из важных особенностей подходов ФРГ к участию в миротворческих миссиях в регионе является многосторонний формат осуществления военных операций по установлению мира и наличие международно-правовой основы для их проведения. Стоит также отметить, что Германия отводит ООН решающую роль в вопросах кризисного урегулирования в регионе.
С августа 1991 г. по сентябрь 1996 г. немецкие военнослужащие приняли участие в миссии Специальной комиссии ООН по Ираку (UNSCOM), учрежденной 18 апреля 1991 г. для осуществления положений резолюции 687 (1991) [3], не имеющих отношения к ядерным вопросам, а также проведения инспекций на местах размещения иракского биологического и химического потенциала, проверок условий хранения химического
и биологического оружия и уничтожения этих вооружений по р мере необходимости. Немецкие военные оказывали транспортную поддержку, помощь в эвакуации по медицинским показаниям и воздушную перевозку грузов для экспертов Комиссии. В общем, летчиками бундесвера было осуществлено 805 вылетов на вертолетах СН53 и 4452 вылета на военно-транспортных самолетах С160 «Трансаль» (С160 Transall). 30 солдат были дислоцированы в Багдаде и 7 летчиков - в Бахрейне [14; р. 52].
Наиболее активным и эффективным было участие немецких военнослужащих в урегулировании кризиса между Израилем и Ливаном. В соответствии с резолюцией № 1701, принятой 11 августа 2006 г. [4], СБ ООН постановил, что в результате израильско-ливанского конфликта ситуация в Ливане стала представлять угрозу международной безопасности, и призвал к прекращению огня. Также были расширены численность и полномочия Временных сил ООН в Ливане (UNIFIL), размещённых в южном Ливане еще в 1978 г. Резолюция № 1701 предусматривала вывод израильских войск с юга Ливана, которые должен быть заменить расширенный миротворческий контингент ООН. Военнослужащие UNIFIL имели право задерживать вооружённых боевиков движения «Хезболла» в случаях, когда они пытались осуществлять террористическую деятельность или представляли угрозу для миротворцев.
Основываясь на решении федерального правительства от 13 сентября 2006 г., бундестаг выдал мандат на участие военнослужащих бундесвера в миссии UNIFIL [8]. Так, с октября 2006 г. по февраль 2008 г. Германия возглавляла морскую группировку в составе Временных сил ООН в Ливане. Задачей морских сил UNIFIL являлось патрулирование обширного района Средиземного моря вдоль побережья Ливана, а также воздушного пространства над ним с целью не допустить контрабандного ввоза оружия морским путем. Помимо морского патрулирования ФРГ оказывала помощь правительству Ливана в проведении боевой подготовки личного состава ливанского военно-морского флота, а также военно-техническую поддержку [14; р.92].
Учитывая длительное сохранение режима прекращения огня на израильско-ливанской границе, можно считать, что Германия смогла достичь заявленных миссией целей, а именно: обеспечить длительный мир и оказать содействие в постконфликтном миростроительстве. Данной миссии ФРГ не
случайно уделила повышенное внимание, ведь речь шла о безопасности Израиля, за которую Германия несет историческую ответственность с момента образования государства.
В западном экспертном сообществе принято считать, что в новом тысячелетии Германия предпочитает формату ООН операции в рамках таких многосторонних структур, как НАТО или Коллективные силы быстрого реагирования ЕС (КСБР) [7]. КСБР, представляющий собой военный ресурс ОВПБ ЕС, долгое время не применялся непосредственно в регионе Арабского Востока и был задействован в основном в Африке. Это объясняется договоренностью между Евросоюзом и Североатлантическим альянсом, выраженной в формуле «Берлин+» [12], применять механизм ОВПБ ЕС только в тех операциях, в проведении которых не была заинтересована НАТО, а ближневосточный регион представляет стратегическую значимость для Соединённых Штатов. В 2015 г. в условиях миграционного кризиса европейские страны запустили собственную инициативу в рамках ЕС и учредили военно-морскую операцию European Union Naval Force Mediterranean (EUNAVFOR Med) [9], позже названную операцией «София». Целями операции являлись спасение беженцев и борьба с контрабандистами у берегов Ливии. В октябре 2015 г. операция «София» получила мандат СБ ООН [5].
Германия поддержала данную операцию, направив в состав Средиземноморского военно-морского соединения ЕС патрульный корабль «Людвигсхафен на Рейне» и судно снабжения «Франкфурт-на-Майне». В январе 2016 г. на встрече с премьер-министром Италии Маттео Ренци канцлер ФРГ Ангела Меркель в качестве одного из путей стабилизации ситуации в Северной Африке предложила обучение представителей ливийских сил безопасности в Тунисе [13]. А в феврале 2016 г. министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен предложила расширить мандат морской операции «София» до разрешения захода в территориальные воды Ливии в случае запроса со стороны правительства [11]. При этом краеугольным камнем претворения в жизнь всех немецких инициатив являлось непременное условие формирования законного кабинета министров в Ливии, включающего все политические силы.
Инициативы ФРГ впоследствии были поддержаны как Евросоюзом, так и СовБезом ООН. Так, в мае 2016 г. мандат операции «София» был продлен на 1 год (до 27 июля 2017 г.)
и в него были включены 2 дополнительные задачи: обучение р силами ЕС сотрудников береговой охраны и служащих ВМС Ливии в международных водах по запросу ливийского правительства национального единства (ПНС) и оказание помощи в соблюдении действующего в отношении Ливии оружейного эмбарго [10]. В июне 2016 г. СБ ООН принял резолюцию [6], позволяющую в рамках операции «София» перехватывать и досматривать в международных водах суда, которые подозреваются в перевозке оружия в районе Ливии.
Участвуя в данной операции, ФРГ реализует принцип пре-вентивности и вносит вклад в обеспечение как европейской безопасности, препятствуя нелегальной миграции, так и ближневосточной безопасности, пресекая попадание оружия в руки боевиков ИГ в Ливии.
Германия также поддержала сугубо американскую операцию в регионе. Так, в 2001-2003 гг. ФРГ участвовала в операции «Несокрушимая свобода» (Operation Enduring Freedom (OEF)), нацеленную на борьбу с терроризмом. В соответствии с решением бундестага от 16 ноября 2001 г. немецкие войска радиационной, химической и биологической защиты в составе 250 военнослужащих и 6 машин разведки систем ОМП типа Fox были дислоцированы в Кувейте [14; р. 54]. Целью немецкого контингента была защита кувейтского населения и коалиционных войск, задействованных в операции OEF, от возможности угрозы химической или биологической атак со стороны террористов
При этом важно учитывать, что, несмотря на значительное расширение сферы деятельности НАТО, Германия с некоторой опаской относится к участию в миссиях и операциях Альянса в ближневосточном регионе, особенно это касается вмешательств в превентивных целях. Так, Германия не присоединилась к операции НАТО в Ливии и неодобрительно относилась к планам США провести под эгидой альянса военную операцию в отношении Сирии в 2013 г. Применимо к военному вмешательству в дела региона ФРГ предпочитает формат «НАТО+». Примером последнего механизма стала антитеррористическая коалиция против «Исламского государства» (ИГ), к которой присоединились, как региональные игроки (суннитская коалиция во главе с Саудовской Аравией), так и азиатские страны. Германия присоединилась к военной составляющей американской операции по борьбе с ИГ в январе 2016 года.
Говоря о перспективах участия Германии в операциях по поддержанию и установлению мира, нельзя забывать о трансатлантическом сценарии развития германской внешней политики. В данной связи стоит ожидать, что инициативы Берлина по военному вовлечению в кризисное урегулирование будут находиться в прямой зависимости от решений США как лидера НАТО и крупнейшего поставщика средств и войск для миротворческих операций ООН. Учитывая, что силовые операции в основном осуществлялись там, где гуманитарные и стратегические интересы Вашингтона совпадали [2], Германии предстоит либо солидарно содействовать реализации американских планов, либо пытаться их корректировать, интегрируя последние со своим видением. В первом случае, ФРГ рискует поплатиться за политическую нестабильность в регионе MENA, как это было в случае с Ираком и Ливией. Во втором случае, у Берлина появится шанс увеличить свое влияние в регионе, в том числе, за счет ресурсов своих союзников.
Чтобы избежать возможных негативных последствий и при этом не нанести вреда трансатлантической солидарности, интересам Германии в регионе отвечает преимущественная поддержка миростроительных миссий НАТО в рамках постконфликтного урегулирования и сохранение нейтралитета при принятии решений о присоединении к превентивным операциям Североатлантического альянса. Опыт успешного проведения европейской операции «София» дает основания заключить, что принцип превентивности наиболее эффективно реализуем в рамках миссий Евросоюза и при наличии мандата ООН.
Список литературы:
1. Дополнение к повестке Дня для мира: Позиционный документ Генерального секретаря по случаю пятидесятой годовщины ООН. 1995.
2. Лабюк О. «Ответственность по защите» и право на вмешательство. // «Международные процессы». Сентябрь-декабрь 2008. Том 6. Номер 3(18).
3. Резолюция 687, принятая Советом Безопасности 3 апреля 1991 г.
4. Резолюция 1701, принятая Советом Безопасности 11 августа 2006 г.
5. Резолюция 2240, принятая Советом Безопасности 9 октября 2015 г.
6. Резолюция 2292, принятая Советом Безопасности 14 июня 2016 г.
7. Ansorg N., Haass F.. Peacekeeping Contributor Profile: Germany. Kent University, GIGA. January 2017 [Electronic resource] // URL: http://www.providingforpeacekeeping. org/2014/04/03/contributor-profile-germany/ (accessed: 10.02.2017)
8. Antrag der Bundesregierung. Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der United Nations Interim Force in Lebanon (UNIFIL) auf Grundlage der Resolution 1701 (2006) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen vom 11. August 2006. Deutscher Bundestag.
9. COUNCIL DECISION (CFSP) 2015/972 of 22 June 2015. Official Journal of the European Union [Electronic resource] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?
uri=CELEX:32015D0972&qid=1435825940768&from=EN (accessed: 11.02.2017)
10. COUNCIL DECISION (CFSP) 2016/993 of 20 June 2016 amending Decision (CFSP) 2015/778. [Electronic resource] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PD F/?uri=CELEX:32016D0993&from=EN (accessed: 15.02.2017)
11. EU und NATO bereiten sich auf mögliche Libyen-Missionen vor. // Wochenblatt. 05.02.2016. [Electronic resource] // URL: http://www.wochenblatt.de/nachrichten/welt/ EU-und-Nato-bereiten-sich-auf-moegliche-Libyen-Missionen-vor;art29,350391,PRINT?_ FRAME=33 (accessed: 15.02.2017)
12. Final Communiqué of the Ministerial Meeting of the North Atlantic Council. NATO, Berlin, 3 June 1996. [Electronic resource] // URL: http://www.nato.int/docu/pr/1996/p96-063e.htm (accessed: 10.02.2017)
13. Flüchtlingspolitik: Italien und Deutschland wollen libysche Sicherheitskräfte ausbilden. 29.01.2016. [Electronic resource] // URL: http://www.spiegeLde/politik/deutschland/italien-und-deutschland-wollen-libysche-sicherheitskraefte-ausbilden-a-1074780.html (accessed 15.02.2017)
14. The Bundeswehr on Operations: Publication to Mark the 15th Anniversary of the First Parliamentary Mandate for Armed Bundeswehr Missions Abroad. Federal Ministry of Defense (Hrsg.). Berlin, 2009.
Bibliography
1. Supplement to the Agenda for Peace: A position paper by the Secretary-General on the occasion of the fiftieth anniversary of the United Nations. 1995.
2. Labuyk O. «Responsibility for protection» and the right to intervene. // «International processes». September-December 2008. Volume 6. Number 3 (18).
3. Resolution 687, adopted by the Security Council on 3 April 1991.
4. Resolution 1701, adopted by the Security Council on August 11,2006.
5. Resolution 2240, adopted by the Security Council on 9 October 2015.
6. Resolution 2292, adopted by the Security Council on 14 June 2016.
7. Ansorg N., Haass F .. Peacekeeping Contributor Profile: Germany. Kent University, GIGA. January 2017 [Electronic resource] // URL: http://www.providingforpeacekeeping. org/2014/04/03/contributor-profile-germany/ (accessed: 02/10/2017)
8. Antrag der Bundesregierung. Beteiligung bewaffneter deutscher Streitkräfte an der United Nations Interim Force in Lebanon (UNIFIL) auf Grundlage der Resolution 1701 (2006) des Sicherheitsrates der Vereinten Nationen vom 11. August 2006. Deutscher Bundestag.
9. COUNCIL DECISION (CFSP) 2015/972 of 22 June 2015. Official Journal of the European Union [Electronic resource] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF /? Uri = CELEX: 32015D0972 & qid = 1435825940768 & from = EN (accessed: 11/02/2017)
10. COUNCIL DECISION (CFSP) 2016/993 of 20 June 2016 amending Decision (CFSP) 2015/778. [Electronic resource] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:32016D0993&from=EN (accessed: 15/02/2017)
11. EU and NATO bereiten sich auf mögliche Libyen-Missionen vor. // Wochenblatt. 02/05/2016. [Electronic resource] // URL: http://www.wochenblatt.de/nachrichten/welt/ EU-und-Nato-bereiten-sich-auf-moegliche-Libyen-Missionen-vor;art29,350391,PRINT?_ FRAME= 33 (accessed: Feb 15,2017)
12. Final Communiqué of the Ministerial Meeting of the North Atlantic Council. NATO, Berlin, 3 June 1996. [Electronic resource] // URL: http://www.nato.int/docu/pr/1996/p96-063e.htm (accessed: 10/02/2017)
13. Flüchtlingspolitik: Italien und Deutschland wollen libysche Sicherheitskräfte ausbilden. 01/29/2016. [Electronic resource] // URL: http://www.spiegel.de/politik/deutsch-land/italien-und-deutschland-wollen-libysche-sicherheitskraefte-ausbilden-a-1074780. html (accessed: 15.02.2017)
14. The Bundeswehr on Operations: Publication to Mark the 15th Anniversary of the First Parliamentary Mandate for Armed Bundeswehr Missions Abroad. Federal Ministry of Defense (Hrsg.). Berlin, 2009.