Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МУЗЕЕВ В РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

УЧАСТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МУЗЕЕВ В РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
краеведение / дополнительное образование / музейная педагогика / local history / non-formal education / museum pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Людмила Владимировна, Пикуленко Марина Маиловна, Таранец Ирина Павловна

Рассмотрены различные формы краеведческой деятельности, которые возможно реализовать при взаимодействии естественнонаучных музеев и средних школ. Описан практический опыт работы сотрудников Научно-учебного музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова в области краеведения со школьными учителями и учащимися: проведение программы повышения квалификации (Летняя школа), тематические занятия со школьниками, консультации по созданию учебных экспозиций в школьных музеях. Приведён тематический план раздела «Природа родного края» в школьном музее. Обоснованы предпосылки успешного сотрудничества естественнонаучных музеев и средних школ при совместной реализации краеведческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Людмила Владимировна, Пикуленко Марина Маиловна, Таранец Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF NATURAL SCIENCE MUSEUMS IN THE DEVELOPMENT OF LOCAL HISTOTY ACTIVITIES IN SECONDARY SCHOOL

The article discusses various forms of local history activities to be implemented in the interaction of natural science museums and secondary schools. The practical experience of employees of the Earth Science Museum of Lomonosov Moscow State University in the field of local history is described, namely: conducting a professional development program (Summer School), thematic classes with students, and consultations on the creation of educational expositions in school museums. A thematic plan of the section “Nature of the Native land” in a school museum is given. The prerequisites for successful cooperation between natural science museums and secondary schools in the joint implementation of local history activities are substantiated.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МУЗЕЕВ В РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147 EDN FSASLZ

DOI 10.29003/m4160.0514-7468.2023_46_2/219-224

УЧАСТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МУЗЕЕВ В РАЗВИТИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Л.В. Попова, М.М. Пикуленко, И.П. Таранец*

Рассмотрены различные формы краеведческой деятельности, которые возможно реализовать при взаимодействии естественнонаучных музеев и средних школ. Описан практический опыт работы сотрудников Научно-учебного музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова в области краеведения со школьными учителями и учащимися: проведение программы повышения квалификации (Летняя школа), тематические занятия со школьниками, консультации по созданию учебных экспозиций в школьных музеях. Приведён тематический план раздела «Природа родного края» в школьном музее. Обоснованы предпосылки успешного сотрудничества естественнонаучных музеев и средних школ при совместной реализации краеведческой деятельности.

Ключевые слова: краеведение, дополнительное образование, музейная педагогика.

Ссылка для цитирования: Попова Л.В., Пикуленко М.М., Таранец И.П. Участие естественнонаучных музеев в развитии краеведческой деятельности в средней школе // Жизнь Земли. 2024. Т. 46, № 2. С. 219-224. DOI: 10.29003/ m4160.0514-7468.2023_46_2/219-224.

Поступила 19.05.2024 / Принята к публикации 29.05.2024

PARTICIPATION OF NATURAL SCIENCE MUSEUMS IN THE DEVELOPMENT OF LOCAL HISTOTY ACTIVITIES IN SECONDARY SCHOOL

L.V. Popova, Dr.Sci (Pedagogic), M.M. Pikulenko, PhD, I.P. Taranets, PhD

Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum)

The article discusses various forms of local history activities to be implemented in the interaction of natural science museums and secondary schools. The practical experi-

* Попова Людмила Владимировна - д.п.н., в.н.с., popova@mes.msu.ru; Пикуленко Марина Маиловна -к.б.н., в.н.с., pikulenkomarina@mail.ru; Таранец Ирина Павловна - к.б.н.. с.н.с., iris1_@mail.ru; Музей землеведения МГУ.

Жизнь Земли 46(2) 2024 219-224

219

2024, том 46, № 2

ence of employees of the Earth Science Museum of Lomonosov Moscow State University in the field of local history is described, namely: conducting a professional development program (Summer School), thematic classes with students, and consultations on the creation of educational expositions in school museums. A thematic plan of the section "Nature of the Native land" in a school museum is given. The prerequisites for successful cooperation between natural science museums and secondary schools in the joint implementation of local history activities are substantiated.

Keywords: local history, non-formal education, museum pedagogy.

For citation: Popova, L.V., Pikulenko, M.M., Taranets, I.P., "Participation of natural science museums in the development of local history activities in secondary school", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 46, no 2, 219-224 (2024) (in Russ., abstr. in Engl.). DOI: 10.29003/m4160.0514-7468.2023_46_2/219-224.

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) в числе главных личностных результатов освоения образовательной программы указывает на воспитание российской государственной идентичности через формирование у учащихся патриотизма, уважения к Отечеству, а также необходимость знания ими истории и природы своего края1. Именно знание своего родного края - своей «малой родины» - способствует воспитанию чувства ответственности и долга гражданина. Ещё в 1867 г. Константин Дмитриевич Ушинский опубликовал статью «О необходимости сделать русские школы русскими» [5], в которой рассмотрел недопустимость формирования учебных планов российских гимназий с уклоном только на европейские языки и указал на необходимость изучения истории и географии своей страны, начиная с первых классов. Идеи К.Д. Ушинского повлияли на то, что с конца XIX века в нашей стране для учащихся начальных классов ввели предмет «Родиноведение», а в ХХ веке этот предмет назвали «Краеведение», и в дальнейшем он стал основой внеклассной работы в средней школе.

Одновременно в начале ХХ века в нашей стране стала создаваться сеть краеведческих музеев [4], объектом деятельности которых является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. К концу ХХ века в России насчитывалось более 500 краеведческих музеев, что составило 41 % всей музейной сети страны [4]. Однако во многих краеведческих музеях отражению природной составляющей региона часто отводится незначительная часть экспозиции, поэтому повышается роль естественнонаучных музеев, в т. ч. вузовских, как в экологическом просвещении, так и в развитии краеведческой деятельности в средних школах через изучение и исследование природы родного края. Как же это осуществить? Какие формы и методы можно использовать? Для ответа на эти вопросы мы сопоставили теоретические положения и фактический материал из собственной педагогической практики.

Цель данной работы - охарактеризовать основные формы и методы краеведческой деятельности, которые возможно развивать совместно естественнонаучным музеям и средним школам.

Результаты и обсуждение. Большинство учёных в краеведении выделяют два направления: историческое и географическое [1, 6]. Предметом исторического краеведения может быть история в широком диапазоне рассмотрения, даже отдельных объектов (зданий, школы и т. д.), а также история населения местности и конкретные исторические персонажи. В поле внимания географического краеведения находятся климатические,

1 ФГОС. Основное общее образование. Утверждён Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) (https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/).

Попова Л.В., Пикуленко М.М., Таранец И.П. Участие естественнонаучных музеев в развитии краеведческой...

экономические особенности местности и их динамика, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта, т. е. природа и природные ресурсы региона, охрана и их использование. Следовательно, предмет краеведения может быть близок каждому учащемуся, проживающему в конкретной местности. Дмитрий Сергеевич Лихачёв называл краеведение самым массовым видом науки, т. к. в его создании участвуют широкие массы людей; у краеведения нет двух уровней - один для учёных, а другой - для широкой публики [2]. Возможно, поэтому глубокое и детальное изучение родного края для учащихся может стать настоящим исследованием, открывающим интересные сюжеты и закономерности, одновременно с этим у школьников формируется уважительное отношение к истории и окружающему миру.

Какие формы краеведения для средних школ можно наиболее эффективно использовать? Однозначного ответа нет. Любая форма применима: учебная (ознакомление с родным краем происходит в рамках различных уроков), внеурочная (изучение краеведения в школе во внеурочное время, в т. ч. на занятиях различных краеведческих кружков, групп, заседаниях клубов и т. д.) и внешкольная (под руководством учреждений дополнительного образования, например, центров детско-юношеского туризма, а также естественнонаучных музеев). Можно рассматривать формы и как работу индивидуальную, с группой или массовую. Среди массовых общедоступных форм наиболее популярны экскурсии, экспедиции, викторины, олимпиады, конференции, школьные музеи. Краеведческие экскурсии являются наиболее распространённым методом знакомства с особенностями родного края, но их надо заранее планировать, разрабатывать и учитывать знания и возможности учащихся при проведении. Опыт авторов [3] позволяет обозначить в качестве основной рекомендации обязательное подведение с педагогом итогов полученных впечатлений после каждой запланированной и осуществлённой экскурсии.

Большинство указанных выше форм реализуется для посетителей в музеях. Но для повышения эффективности просветительской, и в т. ч. краеведческой работы, требуется совместная деятельность сотрудников музеев и преподавателей средних школ. Также успех ведения краеведческой работы среди школьников требует знающих и инициативных учителей, которые стремятся к профессиональному общению и регулярному повышению квалификации. Поэтому музеи, а именно естественнонаучные вузовские музеи, могут проводить специальные курсы повышения квалификации для преподавателей средних школ. В качестве успешного примера таких краткосрочных курсов можно привести Летнюю школу «Краеведение в средней школе», которая была проведена в июне 2023 г. в онлайн-формате сотрудниками Музея землеведения МГУ. В ней приняли участие учителя биологии, географии, экологии и педагоги дополнительного образования. Благодаря дистанционной работе к мероприятию смогли подключиться не только учителя из московских школ, но и из городов Санкт-Петербург, Архангельск, Вологда, Мытищи, Озёрск, Орёл, Ростов-на-Дону, Ярославской и Рязанской областей, Республики Беларусь и других регионов.

Программа Летней школы была разработана с уклоном в природную тематику, т. к. этот раздел вызывает у учителей больше вопросов, и включала следующие темы: «Содержание, форма и методы школьного краеведения», «Краеведение в системе внеклассной работы», «Система особо охраняемых природных территорий: федеральный и региональный аспекты», «Животный мир городской среды», «Растительный мир: его изучение и охрана», «Проектные работы школьников по растительности родного края». В табл. 1 представлено краткое содержание тематических занятий, которое даёт полное представление об обсуждаемых вопросах.

SetMUii-

2024, том 46, № 2

Таблица 1. Программа Летней школы для учителей «Краеведение в средней школе» Table 1. Summer school program for teachers "Local history in secondary school"

№ п/п Название лекции Краткое содержание

1. Содержание, форма и методы школьного краеведения Понятие «краеведение», история зарождения и становления; основные направления краеведения; методы краеведческого исследования

2. Краеведение в системе внеклассной работы Рассмотрены формы школьного краеведения, принципы организации краеведческой деятельности в школе; приёмы включения краеведческого материала в урок, примеры краеведения на различных уроках (русский язык, математика, окружающий мир и др.), формы внеклассной краеведческой работы и др.

3. Система особо охраняемых природных территорий: федеральный и региональный аспекты Рассмотрены понятие «ООПТ», согласно законодательной системе РФ, и категории ООПТ; уделено внимание различиям между 6 категориями ООПТ, а также разным стратегиям охраны природы в нашей стране

4. Животный мир городской среды Знакомство с разными понятиями, такими как «синатроп-ные виды», «световое загрязнение» и др., а также с последствиями, которые экологические факторы оказывают на природную среду; рассмотрение примеров из практики по охране природы в Москве

5. Растительный мир: его изучение и охрана История взаимоотношения «Природа - человек»; воздействие разных факторов среды на природу, в частности растительный мир; анализ докладов о состоянии окружающей среды на примере Москвы; рассмотрение Красных книг как важной составляющей охраны природы; гражданские инициативы на примере «INaturalist»

6. Проектные работы школьников по растительности родного края Рассмотрены типичные ошибки при выполнении проектных исследовательских работ учащимися школ, а также показаны примеры тем, которые можно выполнять на самых разных ООПТ

7. Подведение итогов работы Летней школы Выступления учителей - участников Летней школы; вопросы и ответы

Кроме природных и исторических аспектов краеведения была также рассмотрена его природоохранная составляющая. Ещё одна отличительная черта работы данной Летней школы для учителей - анализ проектных работ школьников по краеведению. На наш взгляд, такой комплексный подход позволил учителям детально познакомиться с междисциплинарным направлением краеведческой деятельности, углубиться в различные её аспекты, а также обратить внимание на выполнение творческих проектных работ учащимися.

Второе возможное направление сотрудничества естественнонаучных музеев и средних школ в области краеведения - специальные занятия для учащихся, возможно, даже циклы занятий, которые проводят сотрудники музеев. Так, в Музее землеведения разработаны дополнительные общеобразовательные программы по краеведению: «Природа в мегаполисе», «Редкие растения и животные Московского региона», «Удивительный мир растений» и некоторые другие. На примере тематического плана программы «Удивительный мир растений» (табл. 2) хорошо прослеживается акцентирование внимания на региональном аспекте, что, как показал наш педагогический опыт, особенно интересно учащимся.

Попова Л.В., Пикуленко М.М., Таранец И.П. Участие естественнонаучных музеев в развитии краеведческой.

Таблица 2. Тематический план занятий по программе «Удивительный мир растений» Table 2. Thematic lesson plan for the program "The Amazing World of Plants"

№ Название темы Форма занятия

1. История развития растительного мира региона: региональные экологические аспекты Беседа с экскурсионным показом музейных экспонатов

2. Растения - визитные карточки ландшафтов родного края Беседа и практическая работа

3. Экологические особенности растений региона Беседа и практическая работа

4. Растения в современных условиях развития жизни на Земле Практическая работа с гербарием

5. Заключительное занятие: «Машина времени» Квест

Третьим направлением сотрудничества естественнонаучных музеев и средних школ могут быть консультации педагогов и учащихся по созданию школьного музея, как по общим вопросам музеологии, так и по разделу «Природные условия региона». К общим вопросам относятся такие темы, как изучение и учёт фондов музея, составление схем тематико-экспозиционного плана разделов школьного музея, планирование урочной и внеурочной работы в школьном краеведческом музее. Хотя тематический план раздела «Природные условия региона» для школьного музея неоднократно обсуждён и уже широко используется [6, 7] (рисунок), при создании экспозиции по данному разделу школьному учителю, безусловно, потребуется помощь сотрудников профильного естественнонаучного музея.

При создании школьного музея необходимо учитывать специфические особенности, т. к. школьный музей имеет, в первую очередь, учебно-воспитательное назначение. Поэтому экспозиция в таком музее строится как наглядное пособие для уроков и создаётся руками учащихся под руководством учителя. Создание школьного музея и пополнение его коллекций - это форма проявления инициативы учащихся и приобщение их к исследовательской работе. Стоит помнить, что школьный музей - это не только хранилище коллекций, но главное - место постоянной активной деятельности

Природа родного края

□ Географическое положение

□ Геологическое строение и рельеф

Рисунок. Тематический план раздела «Природные условия региона или Природа родного края» в школьном музее.

Figure. Thematic plan for the section "Natural conditions of the region, or Nature of the native land" in a school museum.

¿i&u^Hû SetMUii-

2024, том 46, № 2

учащихся (научно-исследовательской, художественной, выставочной, технической, профессиональной и пр.).

Заключение. Взаимодействие естественнонаучного музея и средней школы в области краеведческой деятельности может быть успешным по ряду причин: во-первых, музейные сотрудники дополняют работу школьного учителя; во-вторых, музейные экспозиции способствуют более наглядному и эмоциональному восприятию информации учащимися; в-третьих, сотрудники музеев оказывают непосредственную помощь школьным учителям - как в организационном плане, так и в приобретении дополнительных профессиональных знаний.

Итак, среди форм краеведческой деятельности, которые возможно развивать совместно естественнонаучным музеям и средним школам, можно назвать внешкольную форму (для школы) и дополнительное образование (музеи). На практике это означает, что сотрудники музея могут проводить тематические занятия для школьников, оказывать консультации школьным учителям и даже вести программы повышения их квалификации в области краеведения. Среди наиболее эффективных методов, используемых при совместной деятельности, можно назвать экскурсионный метод, проектный метод и выполнение практических работ.

Благодарности и финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке государственного задания АААА-А16-116042710030-7 «Музееведение и образование музейными средствами в области наук о Земле и жизни».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 393 с.

2. Лихачёв Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 159-173.

3. Попова Л.В., Таранец И.П., Романова Е.С., Пикуленко М.М., Мазаева А.А. Особенности подготовки и проведения экскурсий в естественнонаучном музее и ботаническом саду // Жизнь Земли. 2024. Т. 46, № 1. С. 73-80.

4. Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005. 848 с.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. С. 56-61.

6. Шмакова Г.В. Теоретические и методологические основы краеведения: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 116 с.

7. Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: Пособие для учителей. М., 1972. 112 с.

REFERENCES

1. Gladky, Yu.N., Chistobayev, A.I., Regional studies: Textbook for higher educational institutions (Yurayt Publishing House, 2024) (in Russian).

2. Likhachev, D.S., Local lore as science and as activity (Moscow: Iskusstvo Publ., 2000) (in Russian).

3. Popova, L.V., Taranets, I.P., Romanova, E.S., Pikulenko, M.M., Mazayeva, A.A., "Features of training and conducting excursions in the natural science museum and botanical garden", Zhizn Zemli [Life of the Earth] 46 (1), 73-80 (2024) (in Russian).

4. Russian Museum Encyclopedia (Moscow: Progress. RIPOL Classic, 2005) (in Russian).

5. Ushinsky, K.D., Selected Pedagogical Works (Moscow: Prosveshchenie Publ., 1968) (in Russian).

6. Shmakova, G.V., Theoretical and Methodological Foundations of Local Lore: Textbook for Higher Educational Institutions. 2nd ed., rev. and suppl. (Moscow: Yurayt, 2023) (in Russian).

7. El'kin, G.Yu., Ogrizko, Z.A., School Museums: Manual for Teachers (Moscow, 1972) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.