Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 9 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606
Исторические науки и археология
УДК 281(47)(091)
Участие епископа Уфимского и Мензелинского Андрея в подготовке и деятельности Всероссийского съезда духовенства
и мирян в 1917 г.*
Павлова О. С.
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и методики преподавания истории, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета.
453103, г. Стерлитамак, просп. Ленина, 47а.
E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена изучению деятельности епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (Ухтомского) и епархиального духовенства по организации приходской жизни, а также подготовке и проведению Всероссийского съезда духовенства и мирян в 1917 г. на материалах Уфимской епархии. Автором рассмотрены обстоятельства созыва Съезда, а также круг вопросов, обсуждавшихся в рамках его деятельности. Материалы заседаний Съезда, а также региональной периодической печати позволили сделать выводы о том, что наиболее обсуждаемым был вопрос об актуальности приходской реформы, результатом чего стала разработка самой обширной секцией Съезда, которой руководили известные сторонники церковно-приход-ского обновления, в числе которых был и епископ Андрей, Положения о приходе. Значительный круг вопросов, обсуждавшихся в рамках деятельности Съезда: о епископате и монашестве, реформировании церковного управления, об отделении церкви от государства и друшие - получили дальнейшее развитие на Поместном Соборе.
Ключевые слова: Уфимская епархия, духовенство, Всероссийский съезд духовенства и мирян, епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский).
The participation of the Bishop of Ufa and Menzelinsky Andrew in the preparation and activities of the all-Russian Congress of clergy
and laity in 1917
Pavlova O. S.
candidate of historical sciences, associate professor of history and history teaching methodology, Sterlitamak branch of the Bashkir State University. 47A Lenin str., 453103, Sterlitamak.
E-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the activities of the Bishop of Ufa and Menzelinsky Andrew (Ukhtomsky) and the diocesan clergy on the organization of parish life, as well as the preparation and holding of the all-Russian Congress of clergy and laity in 1917 on materials of the Ufa diocese. The author considers the circumstances of the convening of the Congress, as well as the issues that were discussed in the framework of its activities. The proceedings of the meetings of the Congress, as well as regional periodicals allowed us to make conclusions about what the most discussed was the question about the relevance of parish reform, which resulted in the development of the largest section of Congress, led by well-known supporters of the parish of updates, among whom was Bishop Andrew, of the Regulations on the ward. Significant issues that were discussed in the framework of the activities of the Congress: on the bishops and monasticism, the reform of Church governance, the separation of Church and state, etc. has been further developed at the local Council.
Keywords: Ufa diocese, clergy, catechetical activity, all-Russian Congress of clergy and laity, the bishop of Ufa and Menzelinsky Andrew (Ukhtomsky).
В условиях общественно-политического подъема в 1917 г. важным этапом на пути формирования программы общецерковных реформ стал созыв Всероссийского съезда духовенства и мирян, который проходил с 1 по 12 июня 1917 г. в Москве. Открытию съезда предшествовали повсеместно проводимые в апреле - мае местные съезды духовенства, которые продемонстрировали активную общественно-политическую позицию в вопросах переустройства церковного управления, взаимоотношений государства, церкви и общества [1].
* Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В 17-67. © Павлова О. С., 2017 50
Herald of Vyatka State University Is. 9, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
History and Archaeology
В ходе подготовки съезда Святейший Синод принял ряд положений, в числе которых 1-5 мая 1917 г. было издано постановление «О привлечении духовенства и паствы к более активному участию в церковном управлении» [2]. Такая позиция Святейшего Синода способствовала оживлению общественных дискуссий на местах, ярким примером чему стала Уфимская епархия. Епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), будучи заметной фигурой в высших правительственных кругах и церковной иерархии, был введен Временным правительством 14 апреля в состав Святейший Синода и своей позицией выразил желание значительной части представителей высшего духовенства оправдать революционные события февраля 1917 г. и не допустить реставрации в России монархии [3]. Заявленная им позиция нашла отражение и в том, что епископ Андрей прилагал значительные усилия к объединению общества и формированию единой программы дальнейших действий на уровне собственной епархии. В связи с этим интерес представляет анализ содержания материалов «Уфимских епархиальных ведомостей» [4], а также журнала «Заволжский летописец» за 1917 г., который издавался от имени Восточно-русского культурно-просветительного общества, основанного и возглавляемого епископом Андреем. На страницах «Заволжского летописца» в связи с произошедшими событиями в феврале 1917 г. епископ Андрей приветствовал новую власть, охарактеризовав реалии общественно-политической жизни так: «...мы стоим лицом к лицу с величайшими возможностями в истории России и в истории Русской Церкви» [5].
Когда епископ Андрей был приглашен новой властью в Петроград и отклонил предложение стать митрополитом Петроградским, он побывал в действующей армии и результаты своей поездки подробно изложил на страницах «Заволжского летописца». О своей встрече с русскими офицерами и солдатами на фронте он сообщал в заметке под названием «Мои воспоминания о поездке в Петроград и в армию» следующее: «4 марта, получив срочную телеграмму от обер-прокурора свят. Синода В. Н. Львова о немедленном прибытии в Петроград, я того же числа и выехал туда. 12 марта, по просьбе военного министра А. И. Гучкова, я выехал из Петрограда в Ригу и Двинск для того, чтобы посетить войска передовых позиций нашей армии и благословить их на новый подвиг ратный, на защиту каждой сажени земли родной, при новом строе русской жизни. Проехав сначала в Псков, я посетил генерала Рузскаго, который удивил меня своим смирением и простотою. Очень понятно, что такие начальники при всяких режимах останутся общими любимцами». Далее епископ Андрей, призывая к поддержке новой власти, прежде всего, взывал к патриотическому чувству каждого солдата: «.теперь все наше помышление, все силы должны быть направлены на защиту родины от внешнего врага. мы все должны руководствоваться этою мыслью. "Бог, совесть чистая и родина", - вот все, что должно занимать наши умы и сердца» [6].
Отметим, что передовая пресса страны не обошла вниманием данное событие. Так, по поводу приезда епископа Андрея в Петроград газета «Русское слово» от 14 марта сообщала следующее: «.вчера в Казанском соборе, в присутствии многотысячной толпы молящихся Епископ Уфимский, Андрей, произнес горящую проповедь, в которой призывал солдат и народ к созидательной работе, к объединению всей России, к достижению одной общей цели, к окончательной победе над внешним врагом. Закончил епископ следующими словами: «Сегодня я вызван генералом Рузским на фронт. Верьте Рузскому - он русский в полном и прекраснейшем смысле этого слова и вас, православные, не предаст» [7].
В одном из номеров «Заволжского летописца» епископ Андрей в своем обращении «К русскому духовенству», адресованному, прежде всего, сельскому духовенству, призывал к активному участию в организации приходской жизни: «Итак, настал последний час, когда духовенство, столкнувшись с действительною жизнью, и незагипнотизированное своими близорукими руководителями, может настроить приходскую жизнь - вернее: удержать народ в церковной ограде для пользы самого же народа.
Духовенство должно дать себе клятву ни в какую политику не лезть, никаких политических речей не произносить, а только делать свое великое церковное дело организации народа вокруг Церкви» [8].
По возвращении из Петрограда весной 1917 г. епископ Андрей приступил к осуществлению приходской реформы с введением приходского самоуправления (через приходские советы) и выборности всего духовенства. Примечательно, что многие видные деятели Восточно-русского Общества из числа интеллигенции активно участвовали в общественно-политической деятельности, а с лета 1917 г. возглавили приходские советы и вошли в состав Правления уфимских православных приходов [9].
Как уже было отмечено, особое внимание в сложившейся политической ситуации он уделял вопросу консолидации общества и видел возможность осуществления этого через организа-
Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 9 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541-7606
Исторические науки и археология
цию приходской жизни. В одном из обращений к пастве епископа Андрея православный приход должен был стать объединяющим центром для выработки христианского отношения к современным событиям [10].
По инициативе епископа Андрея был созван экстренный съезд духовенства и мирян Уфимской епархии 25 апреля в Уфе, в рамках которого была утверждена программа съезда, главные цели которой определялись призывом к возрождению церковно-приходской жизни при современной свободе вероисповедания и мерами к укреплению церковной жизни [11].
Примечательно, что наиболее остро обсуждаемые вопросы в рамках епархиальных съездов, в том числе и уфимского, легли в основу деятельности Всероссийского съезда духовенства и мирян. Положения о приходе были выработаны самой обширной секцией Съезда, которой руководили известные ревнители церковно-приходского обновления, в числе которых были А. А. Пап-ков, Н. Д. Кузнецов и епископ Андрей [12]. Центральным был вопрос о важности возрождения приходских собраний и советов. Одновременно обсуждалась необходимость активизации внутренней миссии Русской православной церкви. Участники Съезда отмечали, что миссионеры-проповедники должны расширять свое дело как в осуществлении миссионерской работы по отношению к раскольникам и представителям иных вер, так и в отношении всесторонней помощи приходским пастырям в реорганизации приходской жизни [13]. Отметим, что идеи, которые легли в основу «Положения о приходе», были предложены и активно разрабатывались и воплощались в жизнь епископом Андреем на территории Уфимской епархии. По мнению владыки, необходимо решительное вмешательство со стороны клира в общественную жизнь, священник обязан вносить духовное начало во все сферы функционирования прихода, в состав которого должна входить школа, больница, богадельня, библиотека, ремесленное училище и другие учреждения. Именно священник является связующим звеном с внешним (за пределами прихода) миром и возглавляет приходские отделения общественных организаций государственного масштаба: т. е. вся общественная жизнь должна проходить под контролем и с благословления настоятеля. Само собой разумеется, что обладание подобной духовной властью требует полной самоотдачи и высоконравственной жизни. Священник должен пользоваться абсолютным доверием прихожан, поэтому, делал вывод епископ Андрей, приход пользуется правом выбора и смещения своего пастыря [14]. Этому моменту владыка придавал большое значение и подробно разработал рекомендации акта избрания, ввел их повсеместно на территории своей епархии с июля 1916 г. Еще в апреле 1916 г. были опубликованы «Правила для избрания настоятелей храмов Бо-жиих Уфимской епархии», в предисловии к которым Епископ писал: «...решаюсь просить вашей, братие, помощи в выборе и отыскании таких добрых пастырей, таких рабов Господних, которые были бы приветливы ко всем, учительны, незлобивы, наставляли бы всех с кротостью, чтобы были образцом в слове, в жизни, в любви, в вере, в чистоте». Весной 1917 г. епископ Андрей осуществил приходскую реформу с введением приходского самоуправления (через приходские советы) и выборности всего духовенства [15].
Также одним из самых дискуссионных вопросов, обсуждавшихся в рамках Съезда, был вопрос об отделении церкви от государства. Мнение епископа Андрея (Ухтомского) по этому поводу было следующим: «Съездом уже предрешен вопрос о том, что отделение церкви от государства не произойдет, и что обеспечение духовенство будет получать от государства. Я сочувствую такой точке зрения, но почти уверен, что в жизни этого никогда не будет, и прежнее сожитие между церковью и государством не восстановится» [16]. Опыт деятельности Поместного Собора подтвердил актуальность этого вывода.
Результатом работы Съезда стало практически единогласное принятие Декларации на его заключительном заседании 12 июня, которая представляла собой обобщение резолюций российских епархиальных съездов. В ней падение монархии признавалось закономерным. В частности, она гласила: «Приветствуем совершившийся политический переворот, давший церкви вместе со свободой самоуправления возможность подобных настоящему собраний, в тесном единении духовенства с мирянами. Чтим, как граждане, память самоотверженно страдавших и умиравших в борьбе за права народа и благословляем имена живых, ставших во главе народного движения к свержению прежней, потерявшей общее доверие власти» [17].
Таким образом, изучение материалов деятельности духовенства Уфимской епархии по разработке проекта церковной реформы и обсуждению вопросов о судьбах Православной церкви позволяет глубже понять сущность отношения представителей церковных кругов к переживаемым событиям 1917 г. в общероссийском масштабе и на региональном уровне, а также увидеть прямую преемственность обсуждаемых вопросов и принятых решений в работе Съезда и Поместного Собора.
Herald of Vyatka State University Is. 9, 2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
History and Archaeology
Примечания и список литературы
1. Каиль М. В. Церковь в революции: организация и работа Всероссийского съезда духовенства и мирян 1917 г. // Новейшая история России. 2013. № 1. С. 241-255.
2. Там же. С. 244.
3. Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. - 1918 г.). Исследования и материалы. М. : Индрик, 2011. C. 239.
4. Уфимские епархиальные ведомости за 1917 г. Уфа : Уфим. электрич. тип., 1917.
5. Заволжский летописец. 1917. № 6. C. 151.
6. Заволжский летописец. 1917. № 7. C. 178-180.
7. Заволжский летописец. 1917. № 6. C. 146.
8. Там же. С. 147-148.
9. Зимина Н. П. Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) и деятельность Восточно-русского культурно-просветительного общества в г. Уфе (1916-1919 гг.) // Свобода совести в России : исторический и современный аспекты. Вып. II : сб. докл. междунар., общерос. и межрегион. науч.-практ. семинаров и конф. 2004-2005 гг. М., 2005. С. 220.
10. Заволжский летописец. 1917. № 6. C. 153.
11. Заволжский летописец. 1917. № 7. C. 183.
12. Потехин С. М. Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москве по личным впечатлениям. Киев, 1917. С. 6 - 8.
13. Там же. С. 11.
14. Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М. : Терра, 1991. С. 18-19.
15. Уфимские епархиальные ведомости. 1916. № 7. С. 219-220.
16. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году : материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / сост., авт. предисл. и коммент. М. А. Бабкин. М. : Индрик, 2008. С. 134.
17. Там же. С. 185.
Notes and References
1. Kail' M. V. TSerkov' v revolyutsii: organizatsiya i rabota Vserossijskogo s"ezda dukhovenstva i miryan 1917g. [Church in the revolution: organization and work of the all-Russian Congress of clergy and laity 1917] // Novejshaya istoriya Rossii - The recent history of Russia. 2013, No. 1, pp. 241-255.
2. Ibid. P. 244.
3. Babkin M. A. Svyashchenstvo i TSarstvo (Rossiya, nachalo XX v. - 1918 g.). Issledovaniya i materialy [Priesthood and Kingdom (Russia, beginning of XX century - 1918). Studies and materials]. M. Indrik. 2011. P. 239.
4. Ufimskie eparkhial'nye vedomosti za 1917g. - The Ufa diocesan gazette for 1917. Ufa. Ufa electrical printing house. 1917.
5. Zavolzhskij letopisets - Zavolzhsk chronicler. 1917, No. 6, p. 151.
6. Zavolzhskij letopisets - Zavolzhsk chronicler. 1917, No. 7, pp. 178-180.
7. Zavolzhskij letopisets - Zavolzhsk chronicler. 1917, No. 6, p. 146.
8. Ibid. Pp. 147-148.
9. Zimina N. P. Episkop Ufimskij Andrej (Ukhtomskij) i deyatel'nost' Vostochno#russkogo kul'turno# pros-vetitel'nogo obshchestva v g. Ufe (1916-1919 gg.) [Bishop of Ufa Andrew (Ukhtomsky) and the work of the Eastern Russian cultural and educational society in the city of Ufa (1916-1919)] // Svoboda sovesti v Rossii: istoricheskij i sovremennyj aspekty. Vyp. II: sb. dokl. mezhdunar., obshcheros. i mezhregion. nauch.-prakt. seminarov i konf. 2004-2005gg. - Freedom of conscience in Russia: historical and modern aspects. Issue II. Intern., all-Russian I Interregion. scientific-pract. seminars and conference. 2004-2005. M. 2005. P. 220.
10. Zavolzhskij letopisets - Zavolzhsk chronicler. 1917, No. 6, p. 153.
11. Zavolzhskij letopisets - Zavolzhsk chronicler. 1917, No. 7, p. 183.
12. Potekhin S. M. Vserossijskij s"ezd dukhovenstva i miryan v Moskve po lichnym vpechatleniyam [All-Russian Congress of clergy and laity in Moscow on personal impressions]. Kiev. 1917. Pp. 6-8.
13. Ibid. P. 11.
14. Zelenogorskij M. ZHizn' i deyatel'nost' arkhiepiskopa Andreya (knyazya Ukhtomskogo) [Life and activity of Archbishop Andrew (Prince Ukhtomsky)]. M. Terra. 1991. Pp. 18-19.
15. Ufimskie eparkhial'nye vedomosti - The Ufa diocesan bulletin. 1916, No. 7, pp. 219-220.
16. Rossijskoe dukhovenstvo i sverzhenie monarkhii v 1917 godu : materialy i arkhivnye dokumenty po istorii Russkoj pravoslavnoj tserkvi) - Russian clergy and the overthrow of the monarchy in 1917: materials and archival documents on the history of the Russian Orthodox Church) / comp., foreword and comments by M. A. Babkin. M. Indrik. 2008. P. 134.
17. Ibid. P. 185.