Научная статья на тему 'Учащаяся молодёжь Омска в годы революционных потрясений и Гражданской войны'

Учащаяся молодёжь Омска в годы революционных потрясений и Гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учащаяся молодёжь Омска в годы революционных потрясений и Гражданской войны»

УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЁЖЬ ОМСКА В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

И. П. КАМЕНЕЦКИЙ, Н. П. ЛОГИНОВА

В текущем году исполняется 90 лет со дня окончания самой тяжелой и драматической междоусобицы в Сибири - Гражданской войны. Эта кровопролитная братоубийственная война оставила глубокий, незабываемый след в истории нашего отечества. Она оказала большое влияние на последующее развитие советского общества и государства и явилась тяжелейшим испытанием для всей России.

Невзирая на значительный промежуток времени, отделяющий нас от Гражданской войны, её оценка, причины возникновения, характер противоборства, состав участников и их судьбы до сих пор вызывают большой интерес и полемику различных исследователей. Свидетельством тому является широкая публикация научных работ и исторических источников, появление новых дискуссий, мемуаров и кинофильмов. Особенно большое внимание учёные проявляют к изучению истории белого движения и русской эмиграции. [2, с. 3-8; 3, с. 7-13]

Интерес к истории революций 1917 года и последовавшей Гражданской войны тесно переплетается с современными политическими, социо-культурными, нравственными и другими реалиями, переживаемыми нашим обществом. В настоящий период происходит переосмысление этих событий, идёт процесс перезахоронения на российской земле видных деятелей белой эмиграции, воссоединения русских православных церквей, возвращение из-за рубежа историко-культурных реликвий, ценностей и многое другое.

Однако, в огромном потоке информации о революциях и Гражданской войне имеются большие пробелы. До сих пор существует мало трудов, рассматривающих участие молодёжи, особенно учащихся, гимназистов, студентов в этих незабываемых и трагических событиях. Созданные в советский период работы, освещают их участие лишь с идеологических, классовых позиций; при этом представители «красной» молодёжи всегда представлялись героями, «неуловимыми мстителями», а «белой» - непримиримыми врагами революции, и советской власти. Новый период осмысления «Великой Российской смуты» настоятельно требует изучения в единстве и взаимосвязи участия всех противоборствующих групп молодёжи, их социального поведения, мотивов вовлечения в революционные и контрреволюционные события.

Целью нашего сообщения является выяснение воздействия революций 1917 года и последовавшего гражданского противостояния на учащуюся молодёжь города Омска и Степного края, причин их непосредственного участия в этих событиях.

Накануне февральской революции Омск являлся значительным культурно-образовательным центром. По количеству учебных заведений и числу учащихся город занимал одно из первых мест в Сибири. В 1916 г. в Омске действовало 15 средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, 2 реальных училища, 6 начальных профессиональных школ, 6 иноверческих (национальных) училищ, 24 городских приходских и 6 церковно-приходских школ, 5 начальных училищ при благотворительных обществах, 2 пансионата в которых обучалось более 20 тыс. учащихся. [4, с. 33-43; 17, с. 89-90]. В 1917 г. к ним добавился коммерческий институт, преобразованный в 1918 г. в политехнический, а затем в сельскохозяйственный. По своей профессиональной направленности учебные заведения подразделялись на военные, педагогические, технические, коммерческие, сельскохозяйственные, ветеринарные и другие.

Контингент учащихся в Омске отличался в целом неоднородностью социального происхождения, отсутствием существенных ограничений при поступлении в учебные заведения; в них обучались лица всех сословий, национальностей и различного вероисповедания, что отражало специфику города -центра обширного Степного края. В нём изначально мирно уживались десятки разных народностей и различных конфессий при небольшом преобладании русскоязычного и православного населения. Но, не смотря на существующую веротерпимость и этническую толерантность, в социальной структуре имелись значительные сословно-классовые, правовые и имущественные различия, что порождало немалые противоречия и конфликты и являлось питательной основой для будующих социальных потрясений.

Определённое неравенство наблюдалось и в самой возможности получения образования. В самых престижных учебных заведениях города - Первом Сибирском кадетском корпусе и коммерческом училище, со сроком обучения 7 - 8 лет, обучались далеко не все желающие. В них принимали преимущественно детей офицеров, гражданских чиновников и лиц, связанных с торгово-промышленной деятельностью. Сыновья офицеров имели право учиться за казённый счёт. Эти обстоятельства немало способствовали формированию у кадетов и будущих «буржуазных специалистов» негативного отношения к захвату власти большевиками и проводимых ими преобразований.

В гимназиях и реальных училищах обучались, в основном, дети дворян, чиновников, мещан и богатых сельских домохозяев; плата за обучение в них составляла 90 -100 рублей в год, что так же ограничивало возможность в их поступление малоимущих слоёв.

Более разночинными были другие учебные заведения. В учительской семинарии и учительском институте обучались лица всех сословий, преимущественно за казённый счёт, окончившие гимназии, либо уездные, городские и духовные училища. Самыми доступными и демократичными по своему составу были ветеринарные и фельдшерские школы, сельскохозяйственное, землемерное, железнодорожное, механико-техническое и другие профессиональные училища. В них обучались представители всех сословий, окончившие начальные школы в возрасте 14-18 лет. Низшей ступенью профессионального образования являлись начальные профессиональные школы и училища с годовым и двух годовым сроком обучения. В них учились преимущественно дети рабочих, мелких мещан, ремесленников, крестьян окончивших приходские школы.

Таким образом, в образовательном пространстве Омска были представлены все типы учебных заведений, характерные для крупного сибирского города. В них обучались представители всех классов и сословий, но возможности получения образования в кадетском корпусе, коммерческом училище, гимназиях во многом были обусловлены сословно-социальнм происхождением и высокой платой за обучение, что делало их недоступными для широких кругов населения. Основная масса учащихся была сосредоточена в начальных профессиональных учебных заведениях, выпускники которых пополняли ряды сибирского рабочего класса.

Февральская революция 1917 г. во многом изменила привычную жизнь учебных заведений Омска. Известия о беспорядках в столице и отречение Николая II от престола вызвали у всех учащихся и преподавателей сильное потресение и неоднозначное отношение к происходящему. Негативную реакцию на эти события проявили воспитанники Сибирского кадетского корпуса, которые единодушно не приняли революцию и с первых же дней не скрывали своё враждебное отношение к ней. [15, с. 15].

После октябрьского переворота директором корпуса, преобразованного в военную гимназию, был назначен большевик-прапорщик Фатеев, который занялся введением новых порядков, отменил все старые правила, но встретил со стороны кадет коллективный отпор. С целью сломить это сопротивление и искоренить память о прошлом Фатеев распорядился о снятии с кадет погон, угрожая в случае неповиновения закрыть гимназию. Чтобы не допустить этого кадеты сняли погоны, уложили их в цинковый ящик и зарыли в саду.

Материальное и морально-психологическое состояние учащихся кадетского корпуса к этому времени значительно ухудшилось. Большевики лишили их семьи средств к существованию, увольняли в запас офицеров старой армии. Оставшиеся в строю офицеры были подчинены солдатским комитетам, зачастую унижавших их честь и достоинство. Были случаи, когда самих кадет на улицах города били и всячески оскорбляли. Всё это вызывало у кадетов неприятие и ненависть к советской власти и толкало на борьбу с большевиками. Они принимали активное участие во всех выступлениях в городе против новой власти, не используя при этом вооружённых средств борьбы. За противодействие советской власти старшие классы в принудительном порядке были высланы по своим домам. Не смотря на их уход, младшие группы, продолжали сопротивление новым революционным порядкам. [1, с. 59].

После разгона кадет старшеклассников большинство из них ушло в отряды атамана Анненкова и есаула Красильникова, действовавших в омском Прииртышье; оставшиеся в городе вступили в организации, имевшие цель борьбу с большевиками. Кадеты младших классов были сведены в одно подразделение и размещены на втором этаже корпусного здания. В военную гимназию был назначен новый комиссар, бывший политический ссыльный Маленко, который энергично принялся за ломку векового уклада кадетской жизни. Он объявил о введении «полной свободы» и отмене обязательного посещения церкви, отдания чести, преподавания Закона Божия, танцев, пения и строевых занятий. Ученикам предоставлялось право создавать для организации вопросов внутренней жизни комитет из представителей всех классов. Было предложено переделать обмундирование с целью придать ему более штатский вид. Эти нововведения натолкнулись на упорное сопротивление воспитанников, кроме того, многие родители стали забирать своих детей из реформированной гимназии, видя, что при новых порядках она быстро разваливается. К началу 1918 года число оставшихся учеников, не достигало уже 100 человек. Большая часть здания была занята красноармейцами. Учащиеся были отпущены после Пасхи на летние каникулы. В корпусе осталось лишь полтора десятка воспитанников, которых перевели в гимнастический зал, а всё громадное здание и имущество гимназии поступило в полное распоряжение красных.

После освобождения Омска от власти большевиков в июне 1918 года кадеты вернулись в гимназию к началу учебного года. Но вернулись не все, часть кадетов осталась в армии, другие погибли в боях. Эти потери были восполнены кадетами других корпусов, оказавшихся в Сибири из-за революционных событий. Директором военной гимназии был назначен генерал-майор В.Д. Нарбут. Здание корпуса значительно пострадало, имущество было разграблено, огромных трудов стоило наладить привычную жизнь и занятия. В самом начале учебного года корпус посетил командующий войсками омского гарнизона генерал П.П. Иванов-Ринов, который объявил о решении вернуть воинским частям погоны. Кадеты встретили это решение с восторгом; ящик с погонами был выкопан из земли и кадеты снова одели их.

18 ноября 1918 года в Омске произошёл очередной переворот, власть перешла в руки адмирала

А.В. Колчака, который был провозглашен верховным правителем России. С его приходом к власти военная гимназия была вновь переименована в Первый Сибирский кадетский корпус, с возвращением ему статуса прежней военной организации; старшие классы были переименованы в роты, им были выданы винтовки. Ввиду того, что в здании был размещён особый отряд чехословаков корпус состоял только из двух рот. Он пользовался большим вниманием со стороны Колчака, который видел в кадетах надёжную воинскую часть. Несколько раз в течение года 1-я рота поднималась ночью по тревоге, когда красные пытались устраивать в городе беспорядки; кроме того, строевая рота несла караулы у дома, где заседало правительство, кадеты так же были привлечены к военному обучению гражданского населения Омска.

Летом 1919 года положение на фронте резко ухудшилось, и Колчак приказал эвакуировать корпус во Владивосток. Кадеты, бывшие в отпуске, были отозваны и в июле стали съезжаться в корпус. Но из тех, кто находился в белой армии, вернулись не все: некоторые погибли, а другие продолжали воевать с красными. Среди них отличился кадет Павел Афанасьев. Из-за ранения в бою он лишился правой руки. Тем не менее, закончив своё обучение в корпусе в 1919 году, он вновь ушёл на фронт, стрелял с левой руки и получил за отличия офицерский чин. Немало старших кадетов сражалось в составе сибирского казачьего войска против регулярных частей Красной армии и местных партизан. Часть из них погибла в бою за станицу Чарышскую Бийского уезда 4 августа 1919 г., все попавшие в плен были зарублены красными. [1, с. 162-163].

Во Владивосток корпус прибыл 27 августа 1919 г. Здесь он пополнился воспитанниками Хабаровского корпуса и разместился на острове Русском, где возобновил учебный процесс. Во время борьбы в Приморье Сибирский кадетский корпус продолжал оставаться опорой Белого движения. Так, вооружённое выступление кадетской организации в мае 1921 г. способствовало вступлению во Владивосток остатков армии генерала Каппеля. Кадеты участвовали в походе на Хабаровск в конце декабря 1921 года, где в одной из штыковых атак легло более половины состава старшеклассников. Омичи вместе с хабаровцами последними из русских кадет покинули родину на судах Сибирской военной флотилии адмирала Старка. [15, с. 163]. В декабре 1922 г. корпус эмигрировал в Китай, затем в Югославию, где слившись с другими военными учебными заведениями, продолжал свою деятельность до 1948 г.

В этом же году в Париже бывший выпускник Б. Приходкин стал издавать журнал «Кадет» как орган объединения кадетских корпусов. В первом номере он писал: «Кто из нас уцелеет, пусть передаст русским детям наши славные, вековые традиции и скажет им, что, живя в разных странах, мы остались Русскими Кадетами, готовыми на смерть за Славу и Честь России». [1, с. 71-75]. В 1949 году в Сан-Франциско образовалось объединение Первого Сибирского (Омского) Кадетского корпуса. Объединение было признано центральным для всех кадетов омичей, разбросанных по всему миру. Председателем общества сибиряков стал Н.И. Мамонтов. Кадет этого объединения, выпускник 1920 года, Н. Крикорьянц приезжал в Омск в 1992 году, где прошло его детство и юность, посетив бывший кадетский корпус, он целовал землю родного плаца. [12, с. 35].

Не менее драматичной была судьба выпускников другого престижного в городе и Степном крае Омского Коммерческого училища. По воспоминаниям его учащегося И.И.Реснянского весь выпуск 1919 года (29 человек) был мобилизован в армию Колчака в интендантское управление. Вместе с отступающей колчаковской армией они с боями прошли тяжелейший путь от Омска до Читы в сорокаградусные сибирские морозы. В результате этого похода от 300 тысячной армии Колчака осталось немногим более30 тысяч. [14, с. 126].

Из выпуска данного училища, нам известна судьба лишь четырёх человек. Трое из них попали в плен к красным и, пройдя многие испытания, сумели вернуться в Омск. Среди них был и И.И.Реснянский, который работал в 20-е годы бухгалтером в областном совете финбанковских работников, но в середине 30-х годов, опасаясь чисток и репрессий, вынужден был сменить работу. Его брат, П.И. Реснянский, эмигрировал с оставшимися в живых омичами в 1922 году в Харбин, затем в Шанхай, оттуда выехал в США. После окончания технического колледжа он работал инженером на одном из заводов Форда в Сиэтле, где и прожил всю оставшуюся жизнь. В семье его внучатого племянника О.Ю. Реснянского бережно хранятся письма дяди-американца и его фотографии с училищными друзьями в период учёбы, размещённые нами в данной работе.[5, с. 158159]. Судьбы других выпускников коммерческого училища, среди которых было немало детей крупных омских предпринимателей, остаются для нас неизвестными.

Не менее активным и драматичным по своему исходу было участие радикально настроенной молодёжи других учебных заведений в бурных событиях 1917 г. и порождённых ими в Гражданской войне. Их восприятие и отношение к общественным потрясениям не нашло должного освещения в современной краеведческой литературе. Ответы на эти вопросы частично дают воспоминания выдающихся омичей, являющихся непосредственными участниками и очевидцами тех потрясений. Известный русский поэт-переводчик, блестящий знаток старого Омска Л.Н.Мартынов, бывший гимназист, писал, что он «с нетерпением ждал революции». Когда произошли февральские события он будучи 15 летним подростком записался в дружину, обеспечивавшую порядок в городе. [7, с. 17].

Причины вовлечения молодёжи в революционные события были разными. Наряду с нелёгким материальным положением родителей учащихся, особенно обучающихся в начальных профессиональных школах, важными мотивами были недовольство порядками, существовавших в учебных структурах, и социально-политические потрясения, переживаемые страной.

Практически во всех образовательных заведениях существовала жёсткая регламентация учебной жизни. Специальным циркуляром Западно-Сибирского учебного округа 1911 г. учащимся запрещено было смотреть отдельные спектакли в драматическом театре, посещать лекции в общественных местах, участвовать в митингах. Они обязаны были регулярно посещать церковь, носить форму в стенах учебного заведения и вне его, принимать обязательное участие во всех официальных мероприятиях. [8, с. 48; 10, с. 190].

О серьёзных недостатках и в учебных заведениях Омска и Сибири вцелом, неоднократно извещал либеральный журнал «Сибирские вопросы» в рубрике «Сибирские письма». В их сообщали о ряде самоубийств в мужских и женских гимназиях, недовольстве учащихся введением в учебных заведениях военного строя и военизацией школы, злоупотреблениях отдельных администраторов и преподавателей.

Участие России в мировой войне, гибель на фронтах близких родственников, ухудшение жизненного уровня, слабость Временного правительства во многом способствовали усилению революционных настроений среди демократической части учащейся молодёжи.

Особенно активное и деятельное участие в февральских, октябрьских и последующих событиях приняли учащиеся технических, железнодорожных, фельдшерско-ветеринарных и других школ, а так же рабочая молодёжь. В июле 1917 г. на бывшем Атаманском хуторе возникла первая в городе самодеятельная молодёжная организация - Союз рабочей и учащейся молодёжи. Союз устраивал литературные вечер, ставил спектакли, концерты, участвовал в антивоенных митингах. Средства от вечеров и концертов передавались в военные госпитали. Однако из-за идейных разногласий Союз вскоре распался. Радикально настроенные молодые рабочие железнодорожных мастерских образовали «Союз рабочей молодёжи», находившийся под влиянием большевиков. Председателем союза был избран выпускник железнодорожного училища 19 летний слесарь Н. Лукашевич. Это событие, очевидно, можно считать началом раскола молодёжного движения и противостояния разных групп молодёжи. Оно впервые проявилось 14 ноября 1917 г. при подавлении мятежа юнкеров Омской школы прапорщиков и усилилось с приходом к власти 23 июня 1918 г. Временного Сибирского правительства. После этого события молодежь Омска окончательно оказалась по разные стороны баррикад. [18, с. 13 -14].

С провозглашением Верховным правителем Сибири адмирала Колчака и установлением в Сибири нового режима ситуация в городе резко ухудшилась. Город оказался переполнен людьми, прибывшими не только из Европейской России, но и всех стран мира. По словам омича, выпускника томской школы прапорщиков, автора недавно изданных мемуаров Д. Овсянкина: «Какие только посетители не проходили перед нашими глазами! Тут бывали военные представители и консулы Америки, Франции, Англии, Японии и мелких держав, свои и зарубежные политические и военные авантюристы, коммерческие дельцы, банкиры и спекулянты; члены бывшей Государственной думы всех созывов, министры всех бывших правительств; сановники и обанкротившиеся вожди политических партий». [11, с. 368].

Обстановку в городе в этот период хорошо передал уже упомянутый нами В.Я. Шебалин: «После захвата власти Колчаком в Омске воцарилось жуткая атмосфера, обыватель находился в состоянии полной подавленности и страха. Вечерами люди боялись выходить на улицы».[13, с. 16]. От рук колчаковской контрразведки погибло немало молодых людей. Среди них друг В.Я. Шебалина талантливый поэт К. Калмыков, который был найден со следами пыток на пустыре. Бывшая гимназистка Зина Верёвкина, невеста упомянутого офицера Д. Овсянкина, похитила у чешского командования секретные документы и передала их в штаб Красной Армии, за что была расстреляна. [13, с. 17; 11, 512].

Расправы колчаковцев, насильственная мобилизация, бесчинство иностранцев, особенно чехословаков, вызывали большое возмущение и недовольство среди населения. Своеобразной формой протеста против интервентов и белогвардейцев были частушки, исполняемые молодой певицей, называемой в народе Шуркой, в кафе-шантане при гостинице «Сибирь».

Что творится, господа Я не понимаю. Мы свои же города Сами забираем.

Скоро ль будем, господа Сами мы хозяева? Чехам скажем: «Вам пора Во Францию отчаливать». Большевиков мы разогнали, А теперь уж вспоминали При них тюрьмы пустовали -Ныне переполнены.

Зайчик в корпусе сидит. Держит в страхе город. Волков с крепости глядит И не шьёт,не порет!

Поясним, что Зайчек являлся начальником чешской контрразведки, размещавшейся в здании кадетского корпуса, держал весь город в страхе и напряжении. Волков, будучи начальником омского военного гарнизона, не принимал никаких мер против хозяйничанья и произвола в городе белочехов. [11, с. 512].

Особенно активные действия против армии Колчака и иностранных интервентов вели участники самодеятельной организации «Союза рабочей молодёжи», возникшей летом 1918г. К сожалению, имена и биографические данные молодых людей, сражавшихся с белыми, и стоявших у истоков омского комсомола, плохо сохранились. Известны лишь разрозненные сведения об отдельных лицах, участвующих на стороне Советской власти.

В Омске комсомольцы Станкеев, Круглов, Ипполитов вели подпольную работу: распространяли листовки, укрывали большевиков, красноармейцев, рабочих бежавших из тюрем, собирали оружие, осуществляли связь с другими большевистскими организациями. Связные большевистского подполья комсомолки Кривая и Костяновская, Зорина были арестованы контрразведкой и расстреляны.

В боях под станцией Марьяновской в июне 1918 г. в рядах Красной Армии сражались 16-летние подростки. Там же медицинская сестра комсомолка, вооружённая браунингом, приказала машинисту вывезти из-под обстрела поезд, наполненный раненными красноармейцами и, тем самым, спасла их от неминуемой гибели. В Ишиме были расстреляны 15 выпускниц фельдшерской школы - медицинских сестёр за оказание помощи раненым красноармейцам. [6, с. 52-53].

22 декабря 1918 года в Омске вспыхнуло вооружённое антиколчаковское восстание. О подготовке его стало известно контрразведке и выступление было жестоко подавлено. В Загородной роще и Атаманском хуторе было схвачено и расстреляно большое количество повстанцев, среди них имелось не мало молодыхлюдей.

Юноши и девушки составляли значительную часть партизанских отрядов Сибири. Так, в центральном отряде тарских партизан из 218 человек 127 были в возрасте до 26 лет, 25 совсем юные - 16 - 19 лет. Среди них были 18-летние разведчики А. Курчавый, П. Ефременко, С. Дубко. [18, с. 1516].

Таким образом, учащаяся молодёжь Омска во многом оказалась заложником смутного времени начала XX века. Революции 1917 года привели к расколу молодёжи Омска, как и всей страны, на враждующие лагеря и ввергли её в кровавую междоусобицу, усиленную иностранным вмешательством. Последствия этого вооружённого противоборства были трагическими для всех его участников. Многие из них погибли на полях сражений, другие от ран, голода и болезней. Значительная часть учащихся кадетского корпуса и коммерческого училища оказалась в вынужденной эмиграции, навсегда отрезанной от своей родины. Лишь немногие участники Белого движения сумели выжить и вернуться домой. Некоторые из них подверглись репрессиям в 30-е годы.

Дошедшие до наших дней свидетельства и фотографии участников Гражданской войны являются предостережением потомков от повторения роковых ошибок и опасных экспериментов. Они напоминают нам об огромных человеческих жертвах, несбывшихся надеждах и утраченных возможностях, которыми так богата история нашего города и России в целом.

Учащиеся Омского коммерческого училища Иван и Пётр Реснянские. 1913г.

Учащиеся коммерческого училища на производственной практике в Ишимском уезде 1918г

И Реснянский. Сиэтл (США). 1932г.

Литература:

1. Басаев В.Д. Омский кадетский корпус. История и современность. Омск, 2003.

2. Голдин В. Белое движение: перспективы исследования. // Родина 2008. № 3.

3. Голдин В. Постижение России (Историки об эмиграции) // Родина 2009. № 2.

4. Жук А.А. Учебные заведения Омска на кануне первой мировой войны. // История педогогического образования в Западной Сибири. Омск, 2002.

5. Каменецкий И.П. Коммерческие учебные заведения Омска в первые десятилетия XX в. // Известия Омского гос. историко-краеведческого музея. 2006. № 12.

6. Кузмина А.Е. Учащаяся молодёжь Омска в революционных событиях 1917 - 1918 гг. // Труды Омского сельскохозяйственного института им С.М. Кирова. Том XXXI. Вып. 1. Омск, 1957.

7. Мартынов Л. Воздушные фрегаты. Новеллы. М. 1974.

8. Майский И.М. Воспоминания советского посла. Путешествие в прошлое. М, 1964.

9. Трофимов П.Л. Учащаяся молодёжь Омска в революции 1905 - 1907 г. // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974.

10. Ищенко О.В. Правила поведения учащихся в учебных заведениях Западной Сибири (поледняя четверть XIX в. - начало XX в.)/ Азиатская Россия во второй половине XIX в. - начало XX в. Омск, 2008.

11. Овсянкин Д.К. Из белого кольца: Записки офицера по особым поручениям. Пермь, 2007.

12. Реснянский Ю.И. Русские кадеты в изгнании // Катанаевские чтения: сборник научных трудов, посв. Г.Н. Катанаеву. Омск, 2003.

13. Шебалин В.Я. Жизнь и творчество. М, 2003.

14. Шулдяков В.А. Великий сибирский поход колчаковских армий (ноябрь 1919 - февраль 1920г.): очерки истории гражданской войны // Известия Омского гос. историко-краеведческого музея. № 3. Омск, 1994.

15. Шулдяков В.А. «Сибирские моржы» против великой революции // Катанаевские чтения - 98. Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции. Омск, 1998.

16. Это наша с тобой биография: омский комсомол, 1918 - 1988: Хроника. Документы. Воспоминания. Очерки. Омск, 1988

17. Юрцовский Н.С. Народное образование в Омской губернии. Здравоохранение. Народное образование. Омск, 1923.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.