Научная статья на тему 'У меня есть моя истина'

У меня есть моя истина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНИЯ МИХАЙЛОВНА МИЛОРАДОВИЧ / БЕСТУЖЕВСКИЕ КУРСЫ / И. А. ШЛЯПКИН / Э. Л. РАДЛОВ / А. И. ВВЕДЕНСКИЙ / ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО / РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ-ФИЛОСОФЫ / KSENIA MIKHAILOVNA MILORADOVICH / BESTUZHEV COURSES / SHLYAPKIN / RADLOV / VVEDENSKY / PHILOSOPHICAL SOCIETY / RUSSIAN WOMEN PHILOSOPHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлова Н.Х.

В статье читатель знакомится с русской писательницей, переводчицей философской литературы, философом Ксенией Михайловной Милорадович (1882не ранее 1940), имя которой совсем неизвестно для современных исследователей. Выпускница Бестужевских курсов, она посвятила свою жизнь профессиональной философии. Приводится список выявленных публикаций Ксении Милорадович, опубликованных в первой четверти XX века. Кроме того, приводятся сведения о рукописях, выявленных автором статьи в Архиве УФСБ по Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I have my truth

In the article readers are introduced to the Russian writer, a philosophical literature translator, and philosopher Ksenia Mikhailovna Miloradovich (born 1882, died not earlier than 1940), whose name is completely unknown to contemporary researchers. A graduate of Bestuzhev courses, she devoted her life to professional philosophy. The list of identified publications of Ksenia Miloradovich published in the first quarter of the XX century is given. Moreover, the information about manuscripts found by the author of this article in the FSB archive in Samara region is presented.

Текст научной работы на тему «У меня есть моя истина»

PERSONA PERSONAM1

У меня есть моя истина...2

Н. Х. Орлова

В статье читатель знакомится с русской писательницей, переводчицей философской литературы, философом - Ксенией Михайловной Милорадович (1882- не ранее 1940), имя которой совсем неизвестно для современных исследователей. Выпускница Бестужевских курсов, она посвятила свою жизнь профессиональной философии. Приводится список выявленных публикаций Ксении Милорадович, опубликованных в первой четверти XX века. Кроме того, приводятся сведения о рукописях, выявленных автором статьи в Архиве УФСБ по Самарской области.

Ключевые слова: Ксения Михайловна Милорадович, Бестужевские курсы, И. А. Шляпкин, Э. Л. Радлов, А. И. Введенский, философское общество, русские женщины-философы.

I have my truth...

Nadezda Kh. Orlova

In the article readers are introduced to the Russian writer, a philosophical literature translator, and philosopher Ksenia Mikhailovna Miloradovich (born 1882, died not earlier than 1940), whose name is completely unknown to contemporary researchers. A graduate of Bestuzhev courses, she devoted her life to professional philosophy. The list

1 Продолжаем знакомить читателей с незаслуженно забытыми именами женщин, которыми по праву может гордиться русская культура. В данном выпуске рубрика целиком посвящена философу Ксении Михайловне Милорадович.

2 Публикация подготовлена в рамках гранта Народного Центра Науки - Польша согласно договору UMO пг 2017/25^/^1/00530 «Второй план. Женщины в русской философии».

of identified publications of Ksenia Miloradovich published in the first quarter of the XX century is given. Moreover, the information about manuscripts found by the author of this article in the FSB archive in Samara region is presented.

Key words: Ksenia Mikhailovna Miloradovich, Bestuzhev courses, Shlyapkin, Radlov, Vvedensky, philosophical society, Russian women philosophers

Вся моя беда в том, что у меня есть моя истина, которая ростом гораздо больше меня самой. Я знаю, что если бы когда-нибудь мне удалось сказать ее во всей полноте, то это было бы что-то очень важное и значительное.3

Биография Ксении Михайловны Милорадович (1882-не ранее 1940) отразила в себе всю полноту драмы своего исторического времени. Насыщенная, интересная и вполне успешная (для женщины того времени) жизнь, но одновременно предельно трагичная. В круг истории ее жизни включено много знаковых событий и замечательных представителей того времени. Здесь и острота дискуссий по «женскому вопросу», и зарождение новых академических традиций с полноправным включением в них женщин, и университетские бунты, и Первая мировая, и революция 1917 г. с исходом из России интеллектуальной элиты, и смутные 1930-е, в которых наша героиня потеряла многих и сгинула сама...

Образовательные маршруты Ксении Михайловны Ми-лорадович начались в Полтавской Мариинской женской гимназии, о чем в выпускном аттестате сказано, что «русская подданная, дочь дворянина, восемнадцати лет от роду, православного исповедания»4 по окончании курса наук в 1899 году показала отличные результаты. Наша героиня готовилась к профессиональной деятельности педагога, что по тем временам было одним из са-

3 Из письма Э. Л. Радлову. Цит. по: Востриков А. В., Орлова Н. Х. Ксения Милорадович: судьба, письма, творчество: В 2-х ч. Ч. 1: Хроника жизни в документах и письмах. СПб.: ред. «Парадигма», 2018. С. 162.

4 СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 4. № 771. Л. 7-8.

мых распространенных способов обрести финансовую самостоятельность. Затем в 1900 г. Ксения Милорадович поступает на историко-филологическое отделение С.-Петербургских Высших женских (Бестужевских) курсов. Это был практически единственный в то время социальный лифт, который приближал женщин к университетскому образованию. Программы преподавания соответствовали университетским и преподавались университетским профессорами. Через университетские аудитории барышни вовлекались и в большую науку, и в различные социальные движения. Конец XIX - начало XX в. в России было временем непрекращающихся общественных волнений, в том числе и студенческих. В биографии Ксении Милорадович было несколько арестов, самый первый из которых - 4 декабря 1901 г. -был связан именно с этими событиями. В С.-Петербургском Охранном отделении для «Коллекции фотопортретов лиц, проходивших по делам полицейских учреждений» сохранилась карточка «Ксеньи Михайловой Милорадович» с указанием, что задержана «4 Дек. 901 г. по Д<елу> группы Искра».5 В 1901 г. полиция провела массовые аресты всех причастных к делу, и Милорадович оказалась в их числе. Как известно, один академический год Милорадович тогда пропустила.

Однако вскоре Ксения Милорадович стала одной из первых, кто выступил за чистоту академической жизни от политики. Ей принадлежит своего рода манифест «От одной из многих», в котором слушательница III курса Историко-филологического отделения Ксения Милорадович объявляет: «я считаю себя свободной от постановле-

5 ГАРФ. Ф. 1742. Оп. 1. Д. 23496. Л. 1об. Можно предположить, что именно «Искра» или другие издания, распространявшиеся искровскими группами, были той самой «нелегальной литературой», которую упомянет в будущем Мария Аркадьевна Беневская (1882—1942) в своих попытках защитить Милорадович от подозрений советской власти при следующем аресте.

ния сходки и действую как личность. Пусть, кто думает, как я, - действует так же».6

В 1905 г., Ксения Милорадович вместе с подругой Зинаидой Ефимовской станут одними из организаторов и активнейших членов «Академического союза слушательниц С.-Петербургских Высших женских курсов», выступавшего за очищение учебных заведений от политики. Подруги вместе с членами университетского «Союза студентов» приняли участие в составлении теоретического обоснования «академизма» - очерка «Университет и политика», вышедшего отдельным изданием в 1906 г.7 Политические же преференции Милорадович тяготели к «Союзу возрождения России» - одной из православно-монархических организаций Петербурга.8 Судя по дошедшим до нас сведениям, на некоторых его заседаниях Ксения Михайловна выступала с докладами. Известно о выступлении, которое состоялось в апреле 1906 г. и было посвящено Достоевскому. Выступление о Герцене дошло до нас в виде статьи «А. И. Герцен и покончен ли старый спор», напечатанной в журнале «Мирный труд».9

Но вся общественная активность была для нее вторична по отношению к главной задаче, которую она ставила перед собой, одержимая идеей саморазвития и формирования себя как мыслитель. Личное общение с профессорами было своего рода социальным лифтом, с помощью которого можно было вырасти до исследова-

6 РО ИРЛИ. Ф. 341. Оп. 2. № 64. Л. 1. - На обороте листа текст сходного содержания, написанный З. А. Ефимовской.

7 Университет и политика. СПб.: Издание «Союза студентов С.-Петербургского университета» и «Академического союза слушательниц С.-Петербургских высших женских курсов», 1906.

8 «Союз возрождения России» - «кружок преподавателей и студентов высших учебных заведений, сторонников учения славянофилов»; был создан в 1905 г. как одна из попыток консолидации проправительственных студенческих сил, однако деятельность его не получила широкого развития и прекратилась, по-видимому, в 1907 г. См.: Омельянчук И. В. Академисты // Петр Аркадьевич Столыпин: энциклопедия. М., 2011. С. 25-29.

9 См.: Приложение: №.9.

тельского уровня, встроиться в академическое сообщество, что порой давало перспективу реальной профессиональной деятельности ученого. В известной мере это состоялось и в жизни нашей героини.

Самая первая творческая дружба сложилась у Мило-радович с особенно популярным в то время профессором Ильей Александровичем Шляпкиным.10 Замечательный педагог, он был увлекающимся человеком и умел увлечь своим предметом аудиторию. Он не просто выполнял функцию формального лектора, но стремился развивать в учениках и ученицах самостоятельных исследователей. Сближение Ксении Милорадович с профессором И. А. Шляпкиным сыграло важное значение в становлении ее как учёного. В тематический круг их бесед включались самые разные вопросы: политические, научные, литературные, театральные, личные... Ему Ксения Милорадович доверила даже свои стихи.11

По окончании курсов, теплота отношений сохранялась, но маршруты Милорадович развернулись в сторону философии, которую, к слову сказать, на Бестужевских курсах за всю их историю преподавали ведущие фигуры в русской философии того времени:12 М. И. Владиславлев, Э. Л. Радлов, Вл. С. Соловьев, М. И. Каринский, А. И. Введенский, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк. В. Н. Сперанский, С. И. Поварнин, А. И. Сырцов. Со многими из них Милорадович в будущем будет участвовать в заседаниях философских собраний уже как полноправный член философского цеха. В годы же становления ее философского мировоззрения и письма важными были две встречи, два учителя.

10 Шляпкин Илья Александрович (1858-1918) - филолог; профессор СПб-го университета, Бестужевских курсов и ряда других учебных заведений. Письма Милорадович к Шляпкину см.: Востриков А. В., Орлова Н. Х. Ксения Милорадович... С. 88-116.

11 См.: Востриков А. В., Орлова Н. Х. Ксения Милорадович. С. 82-86.

12 О преподавании философии на Бестужевских курсах см.: Орлова Н. Х. Философские штудии на Бестужевских курсах // Дискурс. 2018. № 1. С. 19-28.

Александр Иванович Введенский был одним из самых влиятельных и харизматичных университетских философов того времени. В начале XX в. он занимал ключевые посты в философской науке С.-Петербурга, возглавляя кафедры в Университете, на Бестужевских курсах и в Женском педагогическом институте, был действительным членом Московского психологического общества, а также бессменным (со времени основания) председателем Петербургского философского общества.

На Бестужевских курсах он долгое время один читал лекции по всем предметам философского цикла: логике, психологии, истории философии. Введенский, как и Шляпкин много и неформально работал со слушательницами Курсов, вовлекая их в самые разные творческие проекты. Так в 1892 г. участницы курсового философского семинария под его руководством подготовили русское издание «Истории древней философии» В. Виндельбандта.13

Надо сказать, что для некоторых из курсисток серьезные переводческие штудии были не только формой сотрудничества с профессурой, но и возможностью подработать. Была в это вовлечена и Ксения Милорадович, которая в мае 1906 г. успешно окончила полный курс наук по историко-филологическому отделению, и была оставлена при Курсах. Такая практика давала возможность наиболее талантливым выпускницам остаться в Петербурге и продолжать свои научные занятия под руководством профессоров. Философская кафедра Бестужевских курсов, состоявшая на тот момент из одного А. И. Введенского,14 остро нуждалась в младшем преподавателе. Вполне возможно, что, оставляя Милорадович

13 См.: Востриков А. В. Вильгельм Виндельбанд как жертвователь библиотеки Бестужевских курсов, или История одного перевода // «...По утрам я читал, упражнялся в переводах...»: Материалы научно-практических чтений. Сельцо Михайловское: Пушкинский Заповедник, 2016. С. 180-191.

14 И. И. Лапшин, работавший на Бестужевских курсах с 1896 г., поначалу читал здесь только педагогические дисциплины.

при курсах, в ней видели будущую ассистентку. Однако в сентябре 1906 г. А. И. Введенский неожиданно покинул Бестужевские курсы и вернулся только в 1908 г. В результате этого Ксения Милорадович осталась без научного руководителя, заменить которого на Курсах в то время было некем. К сожалению, к моменту ухода Введенского, у нее не успели сложиться с ним доверительные человеческие отношения, которые могли бы продолжиться в научном сотрудничестве на других академических площадках.

Судьбоносной в этом смысле стала встреча и сотрудничество Ксении Милорадович с ярким и чрезвычайно разносторонним Эрнестом Львовичем Радловым. Они совпали творчески и темами, и пониманием роли философа, и стилем работы. Многие годы этот союз определял возможности Милорадович быть причастной к философскому цеху того времени.15 Кроме того, в 1907 г. сложился так называемый «радловский кружок» - неформальное объединение увлеченных философией бывших курсисток, где Милорадович была своеобразной старостой кружка (по крайней мере, в первые годы его существования). Пять выпускниц Бестужевских курсов: Екатерина Аменицкая,16 Нина Аникиева,17 Наталия Ку-лаковская,18 Зина Ефимовская и Ксения Милорадович

15 Письма Милорадович к Радлову см.: Востриков А. В., Орлова Н. Х. Ксения Милорадович. С. 117-165.

16 Аменицкая Екатерина Дмитриевна (1878-1942) - выпускница Бестужевских курсов (1902); работала в редакции ЖМНП; с 1910-х до 1930-х годов преподавала в средних учебных заведениях. В архиве Э. Л. Радлова сохранилось около 130 писем Е. Д. Аменицкой к нему за 1902 - 1924 г.: РО ИРЛИ. Ф. 252. Оп. 2. № 38, 39 и 40.

17 Аникиева Нина Петровна (1884-не ранее 1969) - после окончания Бестужевских курсов (1903) была оставлена по кафедре философии на два года; впоследствии преподавала в гимназиях логику и психологию, занималась переводами; после революции преподавала литературу в школе; во время блокады оставалась в Ленинграде; заслуженный учитель РСФСР.

18 Кулаковская (в замуж. Муретова) Наталья Платоновна (1881-1919) - дочь П. А. Кулаковского; окончила Бестужевские курсы (1904).

собирались у Радловых в доме 24 по Загородному проспекту для совместного философствования. Заседания продолжались до весны 1916 г.

Именно Радлов стал тем человеком, другом, коллегой, который деятельно отзывался на ее просьбы о содействии в получении заработка: с осени 1908 г. Ксения Милорадович была принята на работу в редакцию «Журнала Министерства народного просвещения». В круг ее обязанностей входили поручения по корректуре, редактуре, сношениям с авторами и типографией. В это же время Э. Л. Радлов стал активно привлекать К. М. Милорадович и к писательской работе в журнале, в первую очередь рецензионной. Хотя проработала она там только один год, это была важная для нее школа редакционной работы.

Когда с осени 1909 г. К. М. Милорадович была принята на службу в библиотеку Бестужевских курсов, различные писательские заказы от Радлова стали существенной прибавкой к небольшой библиотечной зарплате. Это было весьма важно для нее - зарабатывать на жизнь именно тем делом, которое любила и знала - профессиональной философией. И это способствовало ее становлению как профессионального философа.

Э. Л. Радлов много работал как историк философии, и его младшая коллега Милорадович тоже успешно развивалась на этом поприще. Одним из важнейших занятий была для них обоих переводческая деятельность. Когда в 1912 г. Радлов вместе с Н. О. Лосским затеяли продолжающуюся серию «Новые идеи в философии», Ксения Михайловна впишется в нее добротными переводами статей П. Наторпа,19 Э. Гартмана20 и Ф. Брентано.21 Пригласили Милорадович и к работе в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», в который в свое время Радлов был приглашен Владимиром Соловьевым.

19 См.: Приложение: №33.

20 См.: Приложение: №35.

21 См.: Приложение: №34.

Написание словарных статей стало для Милорадович очень важной школой дисциплины философского литературного труда.

В 1913 г. К. М. Милорадович и Е. Д. Аменицкая задумали создание собственного «издательства» под названием «Цельное Знание» (термин Владимира Соловьева им подсказал Э. Л. Радлов). Первый сборник вышел в 1915 г. и был посвящен современным идеям в религиозно-философской мысли Франции. Но ни второй, анонсированный в предисловии к первому, ни последующие сборники не были предложены читателю. Начало Первой мировой войны отменило многое из задуманного. Ксения Милорадович поступила на службу в лазарет, а затем вступила сестрой милосердия в отряд Красного Креста и служила в действующей армии. В январе 1918 г. К. Милорадович вернулась в Петроград, в город, который был опустошен вихрями Первой мировой и революции 1917 года. История любимого города отныне насыщалась утратами друзей и дорогих сердцу людей. Из «старых друзей» в Петрограде оставались Е. Д. Аменицкая и Э. Л. Радлов, но первая погрузилась в школьную педагогику, а второй, утратив все министерские и университетские должности, служил в Публичной библиотеке. Вернулась к библиотечной профессии и Ксения Милорадович. Все изменилось. Кроме того, что женщины обрели равные с мужчинами права на образование, все высшие учебные заведения перешли в ведение советского государства. Теперь бывшая библиотека Бестужевских курсов стала «первым филиальным отделением». Ксения Михайловна Милорадович заняла на ней должность заведующей, и при ней библиотека Бестужевских курсов приобрела тот вид, который через много лет послужил основанием для ее мемориальной реконструкции.

Хотя служба в университетской библиотеке давала определенный социальный статус и гарантированный паек, но Ксения Михайловна нуждалась в дополнительном заработке. Однако издательская ситуация в России

сильно изменилась. Серия «Новые идеи в философии» прекратилась еще в начале войны, «Журнал Министерства народного просвещения», как и многие другие старые журналы, был закрыт вскоре после революции. И вновь помог Э. Л. Радлов, рекомендовавший Милорадович З. И. Гржебину,22 который в это время формировал портфель руководимого им вместе с Максимом Горьким масштабного издательского проекта, скупая готовые рукописи и заказывая новые работы. В одной из служебных анкет Ксения Михайловна написала, что ею были подготовлены «в 1920-21 гг. - учебник психологии и книжка "Что такое наука" - и то и другое куплено у меня издательством Гржебина».23 Дальнейшая судьба этих рукописей неизвестна...

Первые пореволюционные годы были временем тотальной нестабильности: переименовывались старые, открывались новые и почти сразу прекращали свою жизнедеятельность различные общества и институты. Судя по всему, Ксения Милорадович использует любую возможность для занятий философическими штудиями. На вновь организованной философской секции Исторического научно-исследовательского института 15 декабря 1921 г. она прочитала доклад «Мистика материализма». На заседании возобновившего свою деятельность Петроградского Философского общества 22 января 1922 г. выступила с докладом «Следует ли стремиться к метафизическому знанию». Да и в целом изменилась ее роль в Философском обществе; на одном из первых заседаний после восстановления она была избрана действительным членом. Теперь ее голос звучал на равных - и в прениях, и в самостоятельных докладах.

Но во второй половине 1922 г. попытки восстановления нормального развития общественной мысли в стране были пресечены. Высылаются «навечно, без права

22 Гржебин Зиновий Исаевич (1877-1929) - художник-карикатурист и график; издатель.

23 СПФ АРАН. Ф. 155. Оп. 2. № 472. Л. 103-103об.

возвращения» из Петрограда более 200 представителей научной интеллигенции. Среди них были и хорошо знакомые К. М. Милорадович по университету и философскому цеху учителя и коллеги. Вскоре были распущены Философское общество и Вольная философская академия (Вольфила), были закрыты журнал «Мысль» и еще ряд изданий и издательств.

Во второй половине 1920-х годов в условиях закрытия прежних легальных собраний, возникали кружки и общества, домашние журфиксы, православные братства и подпольные организации, в них принимали участие многие знакомые Ксении Михайловны (старые и новые). Очевидно, что ее имя все чаще стало попадать в поле зрения надзирающих органов. Забегая вперед, скажем, что при разгроме в 1928-1929 годах общества «Воскресение» (в значительной степени объединившего религиозную философскую мысль Ленинграда) Милорадович фигурировала в следственных документах, как «руководитель монархического кружка молодежи», связанного с деятельностью религиозно-философского кружка А. А. Мейера.24 О деятельности этого кружка неизвестно практически ничего, кроме нескольких случайных упоминаний, в которых он назывался то «школьным», то «нелегальным» и «монархическим».25 Сама К. М. Милорадович говорила о «занятиях для 7-ми подростков с целью подготовить их к поступлению в ВУЗ».

Примечательно, что высказалась она о политике в печати только один раз и в самое пореволюционное время в небольшой брошюре «Черная критика: о кадетах и о

24 Мейер Александр Александрович (1874-1939) - философ, религиозный и общественный деятель; арестован в 1928 г., освобожден в 1935 г.

25 См.: Дело А. А. Мейера / Публ., подгот. текста, вступ. заметка и прим. Ирины Флиге и Александра Даниэля // Звезда. 2006. № 11. С. 170, 202-203; см. также: Медведев Ю. П. «Воскресение». К истории религиозно-философского кружка А. А. Мейера // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1999. № 4 (9). С. 102, 120.

большевиках»,26 которая была напечатана в Петрограде в первой половине 1918 г. Скорее всего, тираж брошюры был ничтожным и разошелся по знакомым. Возможно поэтому «Черная критика» не была замечена современниками и не поступила в библиотеки. Но упоминание об этой книжечке встречается именно в следственных делах, которые заводились при арестах на Милорадович. И в Архиве УФСБ по Самарской области хранится рукопись «Черной критики» в ее уголовном деле, видимо, изъятая при аресте как улика.

Сначала Ксения Михайловна была арестована в январе 1927 г., провела около 3 месяцев в заключении, после чего была освобождена без применения каких-либо карательных мер. В апреле она вернулась на свое рабочее место в Библиотеке Академии наук,27 но ненадолго... В сентябре 1927 г. К. М. Милорадович уже была выслана в административном порядке в г. Саратов на три года. Было трудно устроиться с жильем, почти невозможно найти работу. Срок высылки закончился в июле 1930 г., но вернулась в Ленинград она только в апреле 1931 г.

Вернуться на работу ни в университетскую библиотеку, ни в Библиотеку Академии наук не удалось, как не удалось устроиться и в Публичную библиотеку. В городе все меньше оставалось людей, кто мог бы помочь с трудоустройством. Во время ее ссылки не стало Э. Л. Радлова (28 декабря 1928 г.). В январе 1930 г. был арестован С. Ф. Платонов по обвинению в антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной организации (выслан в Самару, где и умер в 1933 г.). О научной работе или преподавании в высшей школе не могло быть и речи с такой подозрительной анкетой. Специалист с университетским образованием, тремя (как минимум) языками, педагогическим и издатель-

26 См.: Приложение: №18. Цифровая версия работы доступна на сайте Государственной публичной исторической библиотеки России: URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/ 28801-miloradovich-k-m-chernaya-kritika-o-k-d-tah-i-o-bolshevikah-pg-1918#page/3/mode/inspect/zoom/4 (30.11.2019).

27 Здесь она работала с конца 1925 г.

ским опытом, наконец, с опытом сестры милосердия полевого госпиталя... Она наконец получила место библиотекаря в Центральном Научно-исследовательском институте водного транспорта.

А в марте 1935 г. Ксения Милорадович была вновь арестована и выслана в Самару (Куйбышев), сроком на

5 лет. После убийства С. М. Кирова28 (1 декабря 1934 г.) гребли под одну гребенку без суда и следствия, просто по решению «тройки» НКВД. Но ссылкой, в которую с ней поехала и ее старенькая мама, история не закончилась. Сначала арест в апреле 1936 г. за деятельность с признаками антисоветской подпольной деятельности. К. М. Милорадович обвиняется в руководстве «контрреволюционной группировки ленинградцев», а 7 апреля 1937 г. она была осуждена по статье 58, п. 10: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений <...>, а равно распространение или изготовление, или хранение литературы того же содержания».29 Приговор:

6 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях с последующим поражением в правах сроком на 5 лет. Отправки в лагерь она ожидала в Ардатовской тюрьме, где находилась, по крайней мере, до ноября 1937 г. Последние годы (дни?) из ссылочной жизни Ксении Михайловны и ее матери нам неизвестны. Один из авторов воспоминаний о лагерной жизни упоминает свое знакомство с нею летом 1940 г. на прииске Ленковый.30 Поиск сведений в архивах МВД и ФСБ России, к сожа-

28 Киров (наст. фамилия Костриков) Сергей Миронович (1886-1934) - революционер, советский партийный и государственный деятель.

29 См.: Заклейменные властью: Анкеты, письма, заявления политзаключенных в Московский Политический Красный Крест и Помощь политзаключенным, во ВЦИК, ВЧК-ОГПУ-НКВД // URL: http://pkk. memo.ru/letters_pdf/000259.pdf (30.11.2019).

30 Хургес А. А. Москва - Испания - Колыма. Из жизни радиста и зэка. М., 2012. С. 602-609.

лению, не пролил свет на то, где и когда наша героиня завершила путь своей жизни.

Судьба произведений нашей героини, упоминание о которых встречается в ее письмах и анкетах, написанных после 1922 г., нам неизвестна. Неизвестно и о судьбе философских рукописей, о которых она тревожилась в своих письмах, когда после третьего ареста написала: «у меня при обыске был отобран ворох бумаг <...> Между ними я особенно дорожу старыми философскими работами, а также последней, написанной на пишущей ма-шинке».31 В Архиве УФСБ России по Самарской области в уголовном деле № П-18325 в отношении К. М. Милорадович сохранились несколько очерков мемуарного характера, один из которых публикуется ниже. А в приложении к данной статье приводится библиографический указатель, в который включены работы К. М. Милорадович, как опубликованные при ее жизни, так и те, которые хранятся в рукописном варианте в архивах. Очевидно, что в своем философическом творчестве Ксения Милорадович чутко отзывалась на актуальные темы эпохи, которую наша героиня прожила во всей ее драматической полноте.

Приложение Библиографический указатель32

Статьи и рецензии

1. Милорадович К. М. В. В. Передольский. По Енисею. СПб., 1908. Изд. Девриена: [Отзыв] // ЖМНП. Новая серия. 1908. Ч. XIX. Февр. Отд. 3, раздел «Отзывы о книгах». С. 231-233. -Подпись: К. М.

2. Милорадович К. М. Густав Ле Бон. Психология социализма. СПб., 1908: [Рец.] // Журнала Министерства народного просвещения. Новая серия. 1908. Ч. XVII. Окт. Отд. 2. С. 383-398.

31 Письмо от 1 ноября 1936 г. к Е. П. Пешковой. См.: Востриков А. В., Орлова Н. Х. Ксения Милорадович: судьба, письма, творчество. С. 178-180.

32 Библиографический указатель разделен на блоки: Статьи и рецензии; Словарные статьи; Переводы; Литературные очерки. Используется сквозная нумерация.

3. Милорадович К. М. А. Д. Гуляев. Этическое учение в «Мыслях» Паскаля; F. Strowsky «Pascal et son temps» (т. 1-2; Paris, 1907-1908): [Рец.] // Русская мысль. 1909. № 2. Библиогр. отдел. С. 35-38.

4. Милорадович К. М. М. Пришвин. За волшебным колобком. Из записок на крайнем севере России и Норвегии. Издание Девриена: [Отзыв] // ЖМНП. Новая серия. 1909. Ч. XX. Март. Отд. 3, раздел «Отзывы о книгах». С. 101-103. - Подпись: К. М.

5. Милорадович К. М. Проф. А. Яроцкий. Идеализм как физиологический фактор. Юрьев, 1908: [Отзыв] // ЖМНП. Новая серия. 1909. Ч. XXI. Май. Отд. 3, раздел «Отзывы о книгах». С. 104-106. - Подпись: К. М.

6. Милорадович К. М. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909: [Рец.] // Журнала Министерства народного просвещения. Новая серия. 1909. Ч. XXII. Авг. Отд. 2. С. 423-434.

7. Милорадович К. М. Georges Pellisier «Voltaire philosophe» (Paris, 1908): [Рец.] // Русская мысль. 1909. № 9. Библиогр. отдел. С. 221-224. - Автор указан ошибочно: Н. Милорадович.

8. Милорадович К. М. Души пронзенной муки.: [Рец. на: Осоргин М. А. Эмигрант («Вестник Европы», 1910, Июнь)] // Алтайская газета (Барнаул). 1910. № 121. Июль. С. 2.

9. Милорадович К. М. А. И. Герцен и покончен ли старый спор: [Доклад, прочитанный в заседании «Союза возрождения России» в С.-Петербурге] // Мирный труд. 1909. № 3. С. 172-195; № 4. С. 152-166.

10. Милорадович К. М. Вл.Н. Ивановский. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Историко-критическое исследование. Ч. I. Казань, 1909: [Рец.] // Журнала Министерства народного просвещения. Новая серия. 1910. Ч. XXX. Но-яб. Отд. 2. С. 213-216.

11. Милорадович К. М. Н.О. Лосский. Введение в философию. Ч. 1-ая. Введение в теорию знания. СПб., 1911: [Рец.] // Журнала Министерства народного просвещения. Новая серия. 1912. Ч. XXXIX. Май. Отд. 2. С. 157-163.

12. Милорадович К. М. Психология в средней школе // ЖМНП. Новая серия. 1913. Ч. XLV. Май. Отд. 4. С. 1-12.

13. Милорадович К. М. Два учения о времени: Канта и Бергсона // Журнала Министерства народного просвещения. Новая серия. 1913. Ч. XLVII. Окт. Отд. 2. С. 323-329.

14. От редакции: [Предисловие] // Современные течения религиозно-философской мысли во Франции: [сб. переводов /

под ред. и со вступ. статьей К. М. Милорадович]. Пг.: Тип. Н.П. Зандман, 1915. С. 1-3.

15. Милорадович К. М. Основные течения религиозно-философской мысли в современной Франции / / Современные течения религиозно-философской мысли во Франции: [сб. переводов / под ред. и со вступ. статьей К. М. Милорадович]. Пг.: Тип. Н.П. Зандман, 1915. С. 4-20.

16. Условия возможности религиозной веры // Журнала Министерства народного просвещения. Новая серия. 1916. Ч. LXIV. Авг. Отд. 3. С. 190-200.

17. Суд и осуждение // Журнала Министерства народного просвещения. Новая серия. 1917. Ч. LXIX. Июнь. Отд. 3. С. 127-136.

18. Черная критика: (о К. - Д-тах и о большевиках). Пг.: тип. К. П. Шрадер, 1918. 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Роль метафизики в философии // Мысль. 1922. № 2. С. 58-67.

20. Петербургское Философское общество. - Статья написана в 1922 г.; при жизни автора не опубликована.

Словарные статьи33

21. Альберт Великий // Т. 2. [1911]. Стб. 162-167. (К. Милорадович).

22. Анализ (философ.) // Т. 2. [1911]. Стб. 476-478. (К. М.).

23. Аттрибут: [дополнение] // Т. 4. [1911]. Стб. 268-269. (Б. п.).

24.Бердяев, Николай Александрович // Т. 6. [1912]. Стб. 42-44. (М.).

25. Бинэ, Альфред // Т. 6. [1912]. Стб. 647-648. (К. М.).

26. Бэкон, Роджер // Т. 9. [1912]. Стб. 67-72. (К. Мил-ч).

27. Введенский, Александр Иванович // Т. 9. [1912]. Стб. 752-758. (К. Милорадович).

28. Введенский, Алексей Иванович // Т. 9. [1912]. Стб. 759-760. (К. М.).

29. Виндельбандт, Вильгельм // Т. 10. [1912]. Стб. 631-633. (К. М.).

30. Вундт, Вильгельм-Макс: [дополнение] // Т. 11. [1913]. Стб. 934-935. (К. М.).

31. Гипотеза // Т. 13. [1913]. Стб. 573-575. (К. М-ъ).

33 Все словарные статьи опубликованы в «Новом энциклопедическом словаре» (СПб.-Пг.: Изд-во Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1911-1916). В круглых скобках указана подпись автора по источнику.

Переводы

32. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Пер. [Е.Д. Аменицкой, Н.П. Аникиевой, З.А. Ефимовской, К. М. Милорадович и Н. П. Муретовой] под ред. Э. Л. Радлова. СПб.: тип. Акц. О-ва «Брокгауз-Ефрон», 1913. 377 с. - (Труды Санкт-Петербургского философского общества; Вып. 8).

33. Наторп П. Кант и Марбургская школа / Пер. К. М. Милорадович // Новые идеи в философии: Сб. 5. Теория познания. 2. СПб.: Образование, 1913. С. 64-93.

34. Брентано Ф. О внутреннем сознании / Пер. К. М. Милорадович // Новые идеи в философии. Сб. 15: Бессознательное. СПб.: Образование, 1914. С. 24-48.

35. Гартман Э. К понятию бессознательного / Пер. К. М. Милорадович // Новые идеи в философии: Сб. 15. Бессознательное. СПб.: Образование, 1914. С. 1-23.

Литературные очерки34

36. Золотая клетка. Очерк 1 (Рукопись). [1935-1936] // Архив УФСБ. Л. 1-9.

37. Вампир. Очерк 2 (Рукопись). [1935-1936] // Архив УФСБ. Л. 10-18 об.

38. Брак при помощи свахи. Очерк 3 (Рукопись). [1935-1936] // Архив УФСБ. Л. 19-21.

39. Жена поэта. Очерк 4 (Рукопись). [1935-1936] // Архив УФСБ. Л. 22-38.

40. Пир во время чумы (Рукопись). [1935-1936] // Архив УФСБ. Л. 39-48.

34 Очерки носят мемуарный характер. Судя по тексту, написаны в 1930-е годы. Упоминаются в письме от 1 ноября 1936 г. к Е. П. Пешковой как изъятые при аресте 29 апреля 1936 г. См.: Востриков А. В., Орлова Н. Х. Ксения Милорадович... С. 178-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.