Научная статья на тему 'У истоков высшего образования в Башкирской АССР: Уфимский политехникум'

У истоков высшего образования в Башкирской АССР: Уфимский политехникум Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УФИМСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ / THE POLYTECHNIC SCHOOL OF UFA / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / VOCATIONAL TRAINING / PEDAGOGICS / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Тахир Мажитович, Еремина Анастасия Игоревна

В статье, на основе архивных материалов, раскрывается история становления и функционирования Уфимского политехникума, положившего начало высшему образованию в Башкортостане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT THE SOURCE OF THE HIGHER EDUCATION IN BASHKORTOSTAN: THE POLYTECHNIC SCHOOL OF UFA

Abstract: In the article, on the basis of the unknown archival papers, it is revealed the history of the making and functioning of the Polytechnic school of Ufa that had been marked the beginning of the higher education in Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «У истоков высшего образования в Башкирской АССР: Уфимский политехникум»

Т.М.Аминов, А.И.Еремина

У ИСТОКОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР: УФИМСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ

Ключевые слова: Уфимский политехникум, высшее учебное заведение, профессиональное образование, педагогика, история.

Аннотация: В статье, на основе архивных материалов, раскрывается история становления и функционирования Уфимского политехникума, положившего начало высшему образованию в Башкортостане.

История образования Башкортостана дореволюционного и последующих периодов таит в себе множество неизвестных страниц, одной из которых является история Уфимского политехникума - учебного заведения, удивительным образом сочетавшего в себе, на первый взгляд, не сочетаемые явления. Например, широкая специализация (политехникум, являясь высшим учебным заведением, выпускал таких профессионалов, как геодезисты, фармацевты-химики, агрономы, юристы, экономисты, инженеры-электрики, судоводители...) и одновременно подготовка специалистов-рабочих, получавших начальное и среднее профессиональное образование - то есть, политехникум был разноуровневым учебным заведением. Начнем с предыстории становления политехникума, которое берет свое начало еще в далекие годы дореволюционной поры.

Необходимость в специалистах с высшим образованием в регионе ощущалась еще с петровских времен: нужны были военные, управленцы, инженеры, врачи, юристы, учителя. Поэтому инициативы таких деятелей, как, например, Исмаил Тасимов, способствовавший организации в 1773 году Горного училища в С.-Петербурге - первого технического вуза в России - носили закономерный характер. В данном училище обучались и выходцы из Башкирии, которые, конечно, возвращались и пополняли ряды интеллигенции региона. С начала XIX века жители нашего края могли получить образование в Казанском университете, а также в профессиональных учебных заведениях разного уровня других городов страны -Москвы, С.-Петербурга, Ижевска, Оренбурга [1]. Поэтому, начиная уже с пореформенных лет, различные ведомства, земства и даже частные лица Уфимской и соседних губерний выступали с различными инициативами, целью которых являлось создание высшего учебного заведения на территории края. К подобным инициативам необходимо отнести обсуждение вопросов о Сельскохозяйственном институте, о высшем педагогическом учебном заведении и даже о возможных вариантах перевода Варшавского университета в Уфу. Последняя идея была инициирована дворянином П.П. Подашевским в 1906 году, после того как университет был закрыт царским правительством из-за Варшавского восстания. Так вот, этот радетель просвещения на данную цель «предлагал отпустить 10 тысяч рублей и даже хотел увеличить сумму до 20 тысяч» [8; 172].

Создание высшего технического учебного заведения в ряду обсуждавшихся вопросов стояло наиболее остро. Не случайно, проблема горячо дебатировалась на VII и VIII съездах Уральских горнопромышленников в 1899 и 1900 годах. Венцом подобных обсуждений стало

совещание представителей Оренбургского учебного округа, организованного в сентябре 1906 года в г.Перми. Совещание с «разрешения Министра народного просвещения» проходило под председательством попечителя Оренбургского учебного округа. Целью совещания являлось «обсуждение мер к улучшению постановки технического и ремесленного обучения». Работа третьей секции этого Совещания была посвящена проблеме высшего образования в регионе. На совещании данный вопрос был признан «вопросом государственной важности» [6; 22]. Причем большинство участников сошлись во мнении, что новым учебным заведением должен быть именно политехникум, так как в нем возможно «совмещение нескольких высших научных дисциплин первой необходимости, как то факультетов экономического, горнозаводского, сельскохозяйственного, лесного и др.» характера. Теперь становится понятным, почему участники совещания сходились во мнении о типе нового учебного заведения. Это объясняет и этимологический анализ слова «политехникум». Так, оно произошло от двух греческих слов: «поли» и «техникум»: первое означает «много», второе, производное от слова «техника», переводится как «искусство». Дословный перевод этого понятия может звучать как «учебное заведение с множеством специализаций». Надо сказать, что идея политехнического образования являлась одной из ведущих педагогических концепций второй половины XIX - начала XX века как в Западной Европе, так и в России. Сформулированная К. Марксом и Ф. Энгельсом, развиваемая затем П.П. Блонским, М.М. Пистраком, Н.К. Крупской и другими, эта концепция опиралась на принцип направленности содержания образования на широкую общую научную и техническую подготовку.

Опыт создания политехникумов, правда, зарубежный, уже существовал. Так, в Цюрихе, Берлине и в некоторых других городах Западной Европы они успешно функционировали. Нашему региону, как уже говорилось выше, нужны были высокообразованные специалисты разных областей теории и практики. Поэтому не случайно, на совещании остановились на идее политехникума как наиболее приемлемого варианта в условиях того времени.

Надо сказать, что инициативы, выдвигаемые на различных форумах, укреплялись реальными финансовыми обязательствами. Во всех случаях заинтересованные коллективы и отдельные лица (горнопромышленники, местные ведомства, земства) начинали собирать деньги для строительства будущего политехникума. Сумма (или их обязательства) которых, иногда достигала более 150 тысяч рублей. По тем временам деньги немалые. Но, к сожалению, в силу объективных и конечно субъективных причин (инертности человеческого мышления), ни политехникума, ни других вузов на Южном Урале до революции открыто так и не было.

Но идея осталась, она была успешно претворена уже в советское время. Так еще с августа 1919 года в Губпрофобре (Губернский отдел профессионального образования) широко обсуждался вопрос организации Рабоче-крестьянского Университета. Но в итоге целого ряда заседаний было принято единогласное решение о необходимости открытия политехникума. Поэтому были приняты «Основные положения Уфимского Народного Политехникума», где статус и цель нового учебного заведения определялись следующим образом: «Уфимский народный политехникум есть высшее учебное заведение, имеющее целью дать законченное теоретическое и практическое образование широкому кругу лиц обоего пола» [14; листы не пронумерованы]. В основе организации нового учебного заведения был положен опыт действующего в Москве Народного политехникума, открытого, наверное, в 1918 году.

Для создания будущего учебного заведения, под руководством Губпрофобра, был сформирован Комитет по организации Уфимского политехникума, к работе которого «были привлечены все заинтересованные учреждения и лица: Губисполком, Губотнароб, Губ-профсовет, Политуправление, Совнархоз, Комгосор, Рупвод и прочее» [11; л. 26]. Первые заседания этого комитета были проведены 3 и 6 декабря 1919 года, на которых был выбран Президиум - руководящий орган управления политехникума. Председателем Президиума, а значит, и ректором будущего учебного заведения, был избран И.Е. Бондаренко, его заместителем - А.Ф. Кротовский и секретарем - Г.Г. Иванов [14; листы не пронумерованы].

Надо отметить то, что организационный комитет политехникума, органы местного управления и образования проводят огромную подготовительную работу. Только в декабре 1919 и в январе 1920 года было проведено пятнадцать заседаний этого комитета, все представители которого действовали пока на общественных началах, т.е. их никто от основного места работы еще не освобождал. Поэтому все заседания проходили после шести часов вечера. За пять первых месяцев работы Комитета определяется структура будущего учебного заведения, формируется костяк педагогического персонала, создаются учебные планы, программы и методические комплексы, идет активный поиск и подготовка учебных и других помещений, комплектуются кабинеты и библиотеки. Считаем не случайным то, что инициативы и работа местных органов власти и образования были одобрены центром. Так, постановлением Главпрофобра Наркомпроса РСФСР от 10 марта 1920 года было решено «открыть в Уфе учебное заведение среднего типа, наименовав его Уфимским политехникумом, с правом дальнейшего преобразования в высшее учебное заведение» [10; л. 59].

Сегодня уже известна дата официального открытия Уфимского политехникума. Этот факт иллюстрируют следующие строчки материалов Центрального государственного исторического архива РБ (ЦГИа Рб): «1 мая 1920 года в Уфе состоялось открытие политехникума с агрономическим факультетом. Комплектование слушателями было произведено из учеников Землемерного училища, лиц, окончивших ранее училище и приемом студентов других высших учебных заведений» [15; л. 153]. В фондах Центрального государственного архива общественных объединений РБ (ЦГАОО РБ) в протоколах заседаний Президиума губкома РКП(б) (губернский комитет Российской коммунистической партии (большевиков)) следующее свидетельство: «Губисполкому поставить на вид организационной комиссии по открытию Первомайского Политехникума. О том, что на открытие политехникума не были приглашены рабочие, организованный пролетариат от профсоюзов. Предложить Наробразу в срочном порядке принять меры к вводу в контингент слушателей по возможности больше рабочих [подписал Евлампиев]» [8; л. 73]. Как видим, открытие политехникума, из идеологических соображений, было приурочено к одному из праздничных дней, широко отмечавшихся в советское время. В связи с этим даже звучали предложения официально именовать Уфимский политехникум «Первомайским», но идея не была претворена в жизнь.

Прежде чем продолжить рассмотрение истории жизнедеятельности Уфимского политехникума, необходимо отметить, что сведений о нем нет почему-то ни в «Башкирской энциклопедии», ни в научных работах, рассматривавших историю высшего образования в Башкирии.

Упоминания о деятельности Уфимского политехникума были найдены нами в работах М.Ф. Рахимкуловой. Так, рассматривая историю оренбургского медресе «Хусаиния», она воссоздает «портрет» одного из его учащихся, сына известного муфтия - Сагита Ризаэтди-новича Фахретдинова, который «в 1918 и 1919 годах учился в Уфимском политехникуме» [7; 140]. Считаем, что данный факт имел место, правда, С.Р. Фахретдинов обучался в политехникуме не в указанные годы, а, скорее, в 1920 или в 1921году. Сведения о деятельности Уфимского политехникума содержатся в работах Ю.В. Ергина. в связи с рассмотрением истории Башкирского государственного университета [3] и Башкирского рабочего факультета имени Багау Нуриманова (1921-1939) [4]. Хотя определенная информация об Уфимском политехникуме существует, тем не менее, считаем, что история данного учебного заведения осталась нераскрытой современными историками и краеведами. Ведь в ЦГИА РБ есть отдельный фонд (Р-1537), посвященный политехникуму. В этом же архиве о нем встречаются материалы в фонде Р-801. Кроме того, об Уфимском политехникуме были найдены сведения и в ЦГАОО РБ (фонд №2). Всю историю политехникума стоит выяснить сегодняшним исследователям.

Уфимский политехникум являлся высшим учебным заведением, сегодня же считается, что первым вузом в Башкирии был Институт народного образования (ИНО). Но, как известно, об этом свидетельствует и «Башкирская энциклопедия», Институт народного образова-

ния, преобразованный 24 декабря 1919 года из дореволюционного учительского института «работал по планам и программам педагогических вузов, но занимал промежуточное положение между вузом и техникумом и выпускал специалистов с незаконченным высшим образованием» [2, 168]. К сказанному надо добавить, что вплоть до 1929 года руководство республики и ИНО (затем ПИНО) продолжали инициативы по реорганизации этого института в высшее учебное заведение. Подтверждением тому является «Справка информационного бюро Наркомпроса РСФСР». В ней характеризуется народное образование в Башкирской АССР в 1927 году. В «Справке» говорится, что «нормальное культурное строительство страны. выдвинуло необходимость в организации для Башкирской АССР двух высших учебных заведений. Организация педагогического ВУЗа мыслится, путем постепенного преобразования Уфимского Института Народного образования в Педагогический ВУЗ. По поручению 2-х Всебашкирских съездов Советов, эту работу намечено закончить в 30-31 году» [5; 171]. Из этого следует, что в 1927 году в нашей республике совсем не было высших учебных заведений.

Настоящие размышления наводят на мысль, что именно политехникум был первым вузом Башкирии, который, к сожалению, действовал в течение, наверное, не более четырех лет. Мы не претендуем на окончательный характер выдвинутого тезиса, поэтому готовы к продолжению дискуссии.

Итак, основными факторами, обусловившими создание политехникума в Уфе, стали следующие: 1) богатство полезных ископаемых, наличие лесов, рек и т.п.; 2) острая потребность в высококвалифицированных специалистах (инженерах, мастерах, строителях, научных деятелях); 3) удобное расположение Уфы по отношению соседних губерний; 4) отсутствие политехникума в ближайших городах и 5) отсутствие строительных факультетов в действующих политехникумах [13; л. 9]. Исходя из целей, были определены стратегические задачи Уфимского политехникума: поднятие промышленности и народного хозяйства путем подготовки кадров специалистов - инженеров и ученых по разным профессиям, а также всестороннее исследование края.

Одной из насущных проблем нового учебного заведения было обеспечение его помещениями. На наш взгляд, руководство местных органов власти и Губпрофобр приняли политически мудрое решение. Так, на заседании комиссии при Губисполкоме по распределению помещений между учреждениями от 23 января 1920 года постановили: «Женское епархиальное училище предоставить в распоряжение Политехникума» [12; листы не пронумерованы]. Также было решено передать политехникуму целый комплекс зданий бывших учебных заведений: «семинарии, духовного училища, архиерейского дома, консистории. если будет необходимость, то предлагается передать здания. мужской гимназии и присутственные места» [13; л. 7]. Сложно пока судить все ли названные здания были действительно переданы новому учебному заведению, но на сегодня известно как минимум четыре корпуса, в которых размещался и функционировал политехникум: здания Епархиального женского училища, Второй женской гимназии землемерного училища и фермы землеустроительного техникума, находившегося в Миловке.

3 мая 1920 года коллегией Губотнароба (отдел народного образования) было принято решение о закрытии Землеустроительного техникума повышенного типа (бывшего Землемерного училища) и о вхождении его в Геодезический факультет политехникума. Через некоторое время в состав политехникума вошло и Псковское сельскохозяйственное агрономическое училище со своими отделениями (химическое, физическое, агрономическое, минералогическое и др.) и лабораториями (химическая, биологическая, физическая) [11; л. 29].

Стратегическое управление новым учебным заведением осуществлялось Советом политехникума (на этапе тактического руководства - Президиумом), Учебным комитетом, Советом деканов и Советами факультетов. Совет политехникума занимался финансовохозяйственными вопросами, утверждал сметы, утверждал ректора, проректоров, штаты

преподавателей и многое другое. В него входили: ректор, проректоры, деканы, секретари, по одному преподавателю от факультетов и один представитель от студентов. Ректор, проректоры и секретари избирались сроком на три года [14; листы не пронумерованы].

Учебный комитет «являлся органом, объединяющим все факультеты, ведающим и разрешающим все общие учебные вопросы»: избирал ректора, проректоров и секретаря; утверждал профессоров и доцентов, избранных факультетами; устанавливал общие правила приема абитуриентов и требования для студентов и слушателей; утверждал учебные планы и программы; определял нормы оплаты преподавателей; распределял в утвержденной смете суммы между факультетами и многое другое. Комитет собирался не реже одного раза в месяц. В него входили: ректор, деканы, секретари, два представителя от Совета Политехникума, преподаватели и представители от студентов всех отделов в количестве трети всего состава комитета.

Непосредственное управление политехникумом в административно-хозяйственном отношении возлагалось на ректора. В помощь ректору и проректорам был учрежден Совет деканов, наделенный полномочиями по управлению политехникумом в случае отсутствия ректора и проректора.

Во главе управления факультетами стояли Президиумы, в которые входили главный председатель (он же ректор И.Е. Бондаренко), его заместители (проректоры С.Ю. Шмидт, С.И. Тимофеев), секретари (А.М. Шиндельман, Е.Г. Скаррэ, Н.А. Черданцев, Н.В. Никитин), деканы (председатели факультетов), замы деканов и секретари факультетов.

В политехникуме было организовано несколько факультетов: подготовительный, основные и рабочий. Первой ступенью являлся подготовительный факультет. Основные факультеты (см. схему 1) формировали высшее и незаконченное высшее образование по девятнадцати - двадцати трем специализациям. Рабочий факультет занимался подготовкой дипломированных рабочих начального и среднего профессионального образования по тринадцати - пятнадцати специализациям (см. схему 2). В схемах отражены учебные подразделения, которые уже действовали или которые планировалось открыть.

Подготовительный факультет был открыт 1 июля 1920 года. Желающих учиться было так много, что на факультет записалось около 620 человек. Поэтому были произведены «перерегистрация и частичный прием», после которых оставили в «первой группе - 127, во второй - 80 и в третьей - 15 человек [11; л. 26 об.]. Целью подготовительного факультета являлось выравнивание уровня образования будущих абитуриентов. За основу программы подготовки на факультете был принят стандарт школы II ступени [13; л. 46]. На этот факультет принимали учащихся, которые имели знания в объеме школы первой ступени. Для тех, кто не предоставлял, документов о своем образовании устраивались проверочные испытания в виде зачетов. Таких учащихся принимали условно, до выявления в течение одного месяца минимума знаний, необходимых для прохождения курса той или иной группы [11; л. 25].

В зависимости от уровня образования всех абитуриентов делили на три группы. В первую входили учащиеся, окончившие школы первой ступени, высшее начальное училище, четыре класса гимназии или реального училища. Для такого контингента воспитанников обучение на факультете составляло три года и три месяца. Во вторую группу входили учащиеся, окончившие школу второй ступени или усвоившие программу от одного до двух лет, пятый и шестой класс бывшей мужской гимназии, пять классов реального училища. Срок обучения для них составлял один год и три месяца. Третью группу составляли учащиеся, закончившие семь классов гимназии, или шесть классов реального училища, или соответствующие классы других учебных заведений. Продолжительность обучение равнялась также году и трем месяцам. Этот срок мог быть сокращен, если студент успешно и ускоренно усваивал полный курс общеобразовательной школы. Так произошло с «ударной частью третьей группы, [которая] уже закончила подготовительный курс наук и принята на открыв-

шиеся 18 октября [1920 года] основные факультеты: Химический, Инженерно-строительный и Механический» [11; л. 26 об.].

Геодезическое отделение

Уфимский политехникум

Подготовительный фа- Химический факультет

культет

Сельскохозяйственный (агрономический) факуль-

Агрономическое отделение Лесное отделение

Гидротехнический отдел Болотоведение

Архитектурно- Художественно- Художественно-

строительный отд строительное отд. промышленное отд.

Инженерно-строительный факультет Механический факультет

Архитектурный факультет Горный факультет

Металлургический факультет Электротехнический факультет

Техническое отделение Инженерное отделение

Инженерно-санитарное отделение Фармацевт. отделение

Факультет общественных наук

1_

Экономический

Юридический

Как видим, политехникум брал на себя сложную задачу по выравниванию знаний разноуровневых по образованию слушателей. Необходимо заметить, что на некоторых основных факультетах политехникума были свои дополнительные подготовительные отделения [15; л. 181].

Первым основным факультетом политехникума, стал сельскохозяйственный, открытый 1 мая 1920 года [15; л. 153], который в документах называется еще «агрономическим». На этом факультете предполагалось организовать три отделения: агрономическое, лесное и геодезическое. Сложно сказать, были ли открыты все названные отделения. Бесспорным является открытие и функционирование геодезического отделения, или по документам, факультета. Основным контингентом этого факультета стали студенты бывшего землемерного училища. Надо сказать, что кроме этого, а также Псковского училища, в политехникум было решено «влить» и лесные курсы, действовавшие в это время в Уфе [15; л. 55].

Далее приводим факт, который является принципиальным и одновременно интересным. Принципиально то, что сельскохозяйственный факультет был официально признан подразделением, формирующим высшее образование. Интересно же то, что другие основные факультеты политехникума, хотя и работали по вузовским программам, первоначально не признавались подразделениями, дающими высшее образование. Вот как об этом свидетельствуют документы. Так, 21 октября 1920 года Главпрофобр подтверждает, что «Агрономический факультет Уфимского политехникума, зарегистрирован в Отделе сельскохозяйственного образования Главного комитета по профессионально-техническому образованию. Тем самым на агрономический факультет Уфимского политехникума распространяются все права и обязанности Высших Технических Учебных заведений согласно постановлениям Советской власти. Член Коллегии Главпрофобра Скворцов» [12; листы не пронумерованы]. В отчетах самого политехникума встречаем следующее: «Так как Сельскохозяйственный факультет, согласно разъяснениям Отдела сельскохозяйственного образования Главпрофобра отнесен к факультетам высшего учебного заведения, то только на студентов геодезического факультета. пришлось распространить права студентов ВУЗа - все же остальные студенты и слушатели указанными правами не пользуются» [11; л. 28 об.]. К этому необходимо добавить и то, что официальная основная переписка и финансирование Уфимского политехникума проходит по Отделу высших технических учебных заведений Глав-профобра. Например, распоряжения о предоставлении сметы расходов на 1921 и другие годы или отчеты о «сведениях о практическом числе студентов, преподавателей и служащих. Зав. отделом Гернштейн» [12; листы не пронумерованы]. Эти и множество других фактов однозначно доказывают тезис о том, что Уфимский политехникум являлся высшим учебным заведением.

Срок обучения на геодезическом факультете равнялся трем годам и делился на девять триестров, т.е. учебный год в целом в политехникуме состоял из трех частей. Из них два первых триестра каждого учебного года отводились на теоретическое изучение всех наук, а третий триестр, в летний период времени, был посвящен практике. Вот как пишет об этом декан факультета Ф. Никитский: «Чтение лекций на II и V триместрах закончено 15 мая 1921 года. III и VI триместры посвящены практическим работам, которые начаты 1 июня с.г. ... в учебный план (практических работ) вошли обязательные работы государственного характера» [15; л. 154 об.]. В 1921/22 учебном году на факультете обучалось 57 студентов, из них: на 1 курсе - 8 человек, на 2 - 11, на 3 - 18 и на подготовительном отделении - 20. Преподавателей было 13 человек, из них 11 с высшим образованием» [15; л. 184 об.].

В итоге геодезический факультет подготавливал специалистов «в области землеизмерительного и картографического дела, а также. инженерно-геодезических изысканий и мелиоративных работ» [15; л. 55 об.]. Для тех, кто в силу определенных обстоятельств не за-

канчивал полный курс обучения, предполагалось, что они могут получить звание «землемер-землеустроитель» или «культтехника» с предоставлением права государственной службы. При факультете были организованы также курсы по полеводству, животноводству, лесоводству, садоводству и огородничеству. Лесное отделение подразделялось на такие специальности, как гидротехника и болотоведение. На этом факультете обучались в основном лица мужского пола.

О любом структурном компоненте политехникума можно написать достаточно много, но не в этом состоит цель данной статьи. Поэтому вкратце охарактеризуем отдельные его учебные подразделения. Три факультета (химический, инженерно-строительный и механический) были открыты одновременно 18 октября 1920 года [11; л. 27]. Чуть позже был открыт факультет общественных наук [14; листы не пронумерованы]. На первый из них приняли 21-го студента из 37 подавших заявления. Срок обучения на техническом отделении этого факультета составлял три года, а на остальных - четыре.

На инженерно-строительном факультете обучение длилось три года, кроме дорожномостового отделения, где обучение было дольше на один год. В первый учебный год на факультете обучалось 20 студентов.

Желающих учиться на механическом факультете было очень много, заявления написали 144 человека, но студентами из них стали только 13. Можно предположить, что остальные не преодолели вступительных испытаний. Кроме двух основных отделений на факультете также были открыты краткосрочные шестимесячные курсы электропроводчиков и электромонтажников (все названия в статье даны на основании архивных данных). После окончания курсов работники принимались в мастерские политехникума в качестве электриков, слесарей и т.п.

Факультет общественных наук подразделялся на два отделения - экономическое и юридическое. Обучение на факультете составляло три года. В первый учебный год давался общий курс, со второго - читался курс по специальности. Практика на факультете длилась шесть месяцев.

Архитектурный факультет включал один отдел - архитектурно-художественный и три подотдела - архитектурно-строительный, художественно-промышленный, художественностроительный. Курс обучения - четыре года.

Рабочий факультет состоял из девяти отделов: судоходный (факультет водного транспорта), деревообделочный (обучение шесть месяцев), строительных десятников, металлообработки, сапожный (заготовительный), мукомольный, кожевенный (сапожнобашмачное производство), прожезный, горный. Некоторые отделы делились на подотделы или специализации: багермейстеров и десятников по речному делу, судовых машинистов (был открыт 15 декабря 1920 года), подготовка помощников и командиров (обучение - два года), лесопильный, заводско-столярный. Отдел холодной и горячей металлообработки был открыт 15 января 1921 года. Из него выделялся чугунно-литейный подотдел. Сапожное отделение включало колодочное и изготовление болванок. Кроме основных отделов и подотделов на факультете были организованы курсы водного транспорта (подготовительный курс, судоводителей, машинистов) и старших электромонтеров (1,5 года обучения).

На любой из основных факультетов политехникума принимались лица, имеющие знания в объеме школы второй ступени (т.е. уровень среднего образования), при приеме предпочтения отдавались учащимся с практической подготовкой. Учебный курс делился на политехническую (общую научную и техническую подготовку), специальную теоретическую и практическую части.

Студенты, которые успешно выполняли всю учебную теоретическую программу и практические работы по специальности, получали степень ученого агронома, кандидата общественных наук, инженера или мастера.

Учебный год в политехникуме, как говорилось выше, делился на триместры, в конце которых студенты сдавали зачеты и экзамены. Занятия на основных факультетах проводились в утреннее и дневное время. На рабочем факультете занятия проходили с шести до десяти вечера. Также работали и дневные постоянные профессионально-технические курсы для подростков от 14 лет. С 15 декабря по 15 января у студентов было каникулярное время.

В политехникуме обучались студенты не только Уфимской, но и других соседних губерний. Есть сведения о выходцах из Самары, Заинска (Уфимская губерния Мензелинского кантона) и других городов [15; л. 74]. Приезжим студентам предоставлялось общежитие. Мест в общежитии было немного, всего 40, но предполагалось «открыть еще на 200-300 человек со столовой, часть оборудования для которых уже [были] получены из местных учреждений» [11; л. 28]. Студентам выплачивалась стипендия, так называемое социальное обеспечение в размере от 1.414 до 2.940 рублей в месяц в зависимости от факультета. Социальное обеспечение могли получить только те слушатели, которые не пропускали учебных занятий без уважительных причин, удовлетворительно выполняли практические и самостоятельные работы. Так как не все студенты и слушатели имели одинаковые права по отношению к службе в армии, администрация политехникума просила давать отсрочки до окончания ими учебы. Как видим, руководство не было равнодушным к судьбам студентов, в этом отношении оно занимало активную жизненную позицию. В условиях тяжелого времени для страны в политехникуме боролись за каждого человека, чтобы сделать из него востребованного специалиста.

Преподавателей в политехникуме, особенно в организационный период, не хватало. Поэтому нагрузка работающих педагогов была большой. Один преподаватель мог вести сразу несколько дисциплин и занимать еще определенную должность в учебном подразделении. Судя по анкетам, видно, что в основном преподавали лица в возрасте от 26 до 66 лет, некоторые с большим педагогическим стажем (пять, восемь, двадцать лет), например, Л.Н. Петухов, Г.И. Комиссаров, Д.З. Абаков. Образовательный ценз преподавателей достаточно пестр: выпускники технических вузов, духовных академий, педагогических учебных заведений, женских гимназий. Имена некоторых преподавателей известны историкам, например, К.П. Краузе, А. Покатило, Галанов, А. Черданцев, Носков, Жданов, Селезнев, А.Н. Першин. Среди них были и кандидаты наук [11; л. 26 об.]. Что очень важно, некоторые педагоги уже успели окончить Уфимский политехникум [16; лл. 5-6; 18; лл. 1-6].

При оплате работы учитывался педагогический стаж преподавателя и качество организации занятий. Лектор получал дополнительную оплату и во время срочных командировок. Если, по каким-либо причинам, не зависящим от преподавателя, лекция не читалась, то она оплачивалась как состоявшаяся.

С первых дней работы политехникума стояла задача, обеспечить библиотеку учебного заведения необходимой литературой. Специальная литература была передана в Народный политехникум из Аксаковской библиотеки. Политехникум отправлял в командировку преподавателей и студентов разных факультетов, выписывал для них отпускные свидетельства, чтобы они приобретали необходимые учебные пособия и оборудование. Командировали в Пермский университет, Московский и Красноярский политехникумы, Петроградский технический институт и др. Некоторые книги учебное заведение покупало у частных лиц. Так, например, был обнаружен список книг, предложенный гражданкой Сафроновой. По данным, за 1920 год политехникум приобрел 132 книги на сумму около 50 тысяч рублей. Приводим некоторые приобретения у частных лиц: Брем «Мир животных» (в 10-ти томах), «Техниче-

ская мукомольная энциклопедия», «Энциклопедия по архитектурным делам», Кратц «Воспитание души», К. Маркс «Детство», Лассаль «Капитал и труд», Аблер «Знаменитые женщины великой французской революции», Гроссе Ар «Формы семьи». В целом в библиотеке насчитывалось около трех тысяч томов специальной литературы. Приобреталась литература как общего, так и узконаправленного характера для определенных факультетов [13; л. 42]. Уже через полгода работы политехникума в его библиотеке насчитывалось около тридцати тысяч томов только специальной литературы, имелось много дубликатов, так что «представилась возможность выдавать книги не только для чтения, но и на дом» [11; л. 27].

В Уфимском политехникуме были открыты и оборудованы следующие вспомогательные учебные лаборатории, мастерские и кабинеты: физический, геодезический, минералогический, ботанический, химический, культурно-технический, фармацевтический, чертежный класс (на 150 человек), химический, водного транспорта, агрономический, архитектурный и кабинет рисования. Последние два были перевезены в политехникум из Академии художеств.

Политехникум активно пополнял оборудование, технические и наглядные средства обучения для организации производственных практик. Для этого использовались все возможные каналы: передача оборудования от предприятий, покупка, личные контакты, организация специальных выставок и многое другое. Например, совнархоз подарил политехникуму модель парового котла. В апреле 1920 года Губотнароб передает учебному заведению столярную мастерскую. Так же для его нужд отводились не функционирующие в Уфе заводы. Для более качественной подготовки будущих специалистов разрабатывались циклы теоретических курсов, а также производственных практик на большинстве Уральских заводах.

Интересны сведения о студентах, обучавшихся в политехникуме. При поступлении они заполняли анкеты, из которых можно почерпнуть факты о семейном положении, социальном происхождении, национальности, уровне образования и многое другое. Так по национальному признаку большинство студентов были русскими, затем шли евреи, а также встречались татары и башкиры [20; лл. 12-18; 18; лл. 1-11]. По социальному происхождению студенты распределялись следующим образом: крестьяне, мещане, дворяне (их было мало). По профессиям родителей представленность была следующая: врачи, преподаватели, владельцы заводов [18; лл. 24-25].

Надо сказать, что в истории рассматриваемого нами учебного заведения еще множество нераскрытых страниц: например, сложно назвать точное число действовавших факультетов, отделений и секций или перечислить принадлежавшие ему здания. Главным среди нерешенных вопросов остаются причины и сроки завершения деятельности политехникума. Имеющиеся на сегодняшний день у авторов данной статьи документы не дают окончательных ответов на эти вопросы.

Если поразмышлять, то для нормального функционирования политехникума имелись все объективные предпосылки. Во-первых, существовала потребность всего Поволжского и Южно-уральского региона в подобном учебном заведении. Отсюда, во-вторых, учебное заведение не испытывало затруднений с абитуриентами - желающих учиться всегда было достаточно. В-третьих, как центральные (Наркомат Просвещения и др.), так и региональные органы власти (Губисполком, Губпрофобр и др.) всячески содействовали организации и деятельности политехникума. В-четвертых, Уфимский политехникум стабильно и достаточно финансировался из федерального бюджета. Подтверждением этого могут служить следующие строки, датированные ноябрем 1920 года: «В финансовом отношении Политехникум затруднений не испытывает, проведение смет было своевременно оплачено и кредиты также получены заблаговременно» [11; л. 28 об.]. То же было и в последующие годы. В-пятых, проблемы, связанные с недостатком помещений и педагогов, по мере функционирования учебного заведения, разрешались. Здания постепенно передавались, а педагоги на-

бирались из уфимских учебных и научных учреждений, а также выписывались из других городов, например, Москвы.

Можно предположить, что основными причинами закрытия Уфимского политехникума стали следующие: во-первых, гражданская война, которая, конечно, дестабилизировала обстановку во всем регионе. Во-вторых, на наш взгляд, это является основной причиной, из-за недостатка опыта в организации подобных учебных заведений. Из-за сложности в управлении огромным разноуровневым и разнонаправленным образовательным комплексом и было закрыто это заведение.

В связи с вышеперечисленным, необходимо сказать, что в первые послереволюционные годы учебные заведения подвергались различным реорганизациям: объединялись, укрупнялись или процессы шли в обратную сторону. То же мы наблюдаем в связи с Уфимским политехникумом. В начале 20-х годов местные органы управления, для концентрации научного и педагогического потенциала Уфы, высказывались за объединение учебных заведений. Например, были инициативы по объединению политехникума и иНо, причем, ИНО должен был влиться в политехникум, но этого не произошло.

Тем не менее, организационный и педагогический опыт деятельности рассматриваемого учебного заведения дает достаточно «пищи» для его переноса на реалии современного образования. Уфимский политехникум был первым вузом на территории Башкирии, нацеленным на подготовку специалистов технического, сельскохозяйственного и гуманитарного профиля. Политехникум представлял собой многоуровневое учебное заведение, он формировал общеобразовательный уровень, начальное и среднее профессиональное, а также высшее образование. Считаем, что Уфимский политехникум являлся уникальным, таких учебных заведений в СССР были единицы. Опыт подобных учебных заведений во многом схож с теми процессами, которые мы наблюдаем в современной отечественной и зарубежной школе.

1. Аминов, Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года [Текст] / Т.М.Аминов. - М. : Наука, 2006.

2. Башкирская энциклопедия [Текст] : т.2 / Уфа : изд-во «Башкирская энциклопедия», 2006.

3. Ергин, Ю.В. У истоков университетского образования: Очерки о предыстории Башкирского государственного университета. - 2-е изд., доп. [Текст] / Ю.В. Ергин. - Уфа, 2009.

4. Ергин, Ю.В. Башкирский рабочий факультет имени Багау Нуриманова (1921-1939) [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. - 2(15), 2008. - С.134-145.

5. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления ХХ-ХХ1 веках [Текст] /Автор-составитель А.Б.Юнусова. - Уфа, 2009

6. Краткий свод главнейших постановлений совещания по вопросам технического и ремесленного обучения [Текст]. - Уфа, 1907.

7. Рахимкулова, М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге [Текст] / М.Ф. Рахимкулова. - Оренбург, 1997.

8. Систематический сводный сборник постановлений Уфимского губернского земского собрания за 35-летие: 1875-1909 гг. [Текст] : в 3т. - Уфа, 1915. - Т.2.

9. ЦГАОО РБ. Ф. 1. О. 1. Д. 114.

10. ЦГИА РБ. Ф. Р-107. О. 1. Д. 80.

11. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 1.

12. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 2.

13. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 3.

14. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 5.

15. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 8.

16. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 13.

17. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 14.

18. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 15.

19. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 26.

20. ЦГИА РБ. Ф. Р-1537. О. 1. Д. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.