Научная статья на тему 'У истоков современного менеджмента и контроля качества'

У истоков современного менеджмента и контроля качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ADMINISTRATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT PRINCIPLES / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ / PRODUCTIVITY MANAGEMENT / НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / SCIENTIFIC MANAGEMENT / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Сергей Николаевич

В данной статье рассматриваются особенности становления и развития современного менеджмента и контроля качества; характеризуется деятельность таких его известных представителей, как А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд и А. Слоан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the formation and developing of the modern management and quality control. The contribution of its founders including H. Fayol, H. Emerson, T. Frederick, H. Ford, A. Sloan is evaluated.

Текст научной работы на тему «У истоков современного менеджмента и контроля качества»

Основы менеджмента и рынка =============================================

С.Н.Лебедев

кандидат философских наук, профессор Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России *

У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Проблемы исследования генезиса современного менеджмента и контроля

качества важны и актуальны как для экономической науки в целом, так и применительно к ее нынешнему состоянию, в особенности в связи со сложными процессами в сфере современного менеджмента, качества, контроля и управления качеством, экономики предприятия (организации), экономики труда.

Сама история управления и контроля качества начинается еще в странах Древнего мира — в Древнем Египте, Шумере, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Древнем Риме. Так, о «силовых» методах управления и контроля качества, когда за некачественное строительство сооружений наказание назначалось вплоть до смертной казни, свидетельствуют Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.)1. А в истории древнеиндийской мысли выделяется трактат по теории и практике управления «Артхашастра, или Наука управления» Каути-льи, датируемый IV в. до н.э. Что же касается китайской традиции администрирования, управления, менеджмента, то о ней достаточно подробно говорится в

книге отечественных исследователей Б.Б.Виноградского и В.С.Сизова «Мел

неджмент в китайской традиции» (М., 2007) .

Именно с проблематикой современного менеджмента, включающей «основополагающие вопросы контроля качества», связаны вопросы и проблемы социального, экономического и собственно производственно-управленческого порядка. Рассмотрение их здесь проводится в процессе содержательного анали-

* Лебедев Сергей Николаевич, e-mail: statia54@mail.ru

1 В ст. 229 Законов Хаммурапи указывается: «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, {то} этот строитель должен быть казнен» (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). М., 2001, с.29).

2 Отметим в этой связи, что сборник подлинных китайских источников по управлению был недавно издан в переводе на русский язык. См.: Искусство управления. Труды китайских мыслителей. М., 2006.

за истории, теории и практики современного менеджмента на начальном этапе его развития, а именно в период его становления (вторая половина XIX -первая треть XX в.).

Вместе с тем подлинная история современного менеджмента и контроля качества начинается с 30-х гг. XIX столетия. К первым теоретикам и практикам — представителям новых подходов к управлению и контролю качества — непосредственным предшественникам основателей современных систем администрирования, управления, менеджмента, включающих и представления о стандартах и качестве, и новые мотивационные установки, и оригинальные организационные, а также сугубо технологические подходы, связанные с повышением эффективности и результативности производительности и трудового процесса можно отнести Чарльза Бэббеджа (Баббеджа) (1791-1871), Ятаро Ивасаки (1834-1885), Эндрю Карнеги (1835-1919), Генри Тауна (1844-1924), Джемса Рояна (1851-1896).

Ч. Бэббедж родился в Англии. Обосновал необходимость научного подхода к изучению экономики и управления. Его имя также связывают с изобретением оригинальной «вычислительной» машины, несовершенного прототипа современных ЭВМ. Он один из первых обращает внимание на необходимость разделения умственного (интеллектуального) и физического труда в теории и практике с учетом важности введения специализации для достижения более высоких результатов в производстве, в управлении и даже в науке. С ним связано новое понимание специфики перехода от доиндустриального к индустриальному обществу1. Я. Ивасаки родился в Японии. Известен как видный японский предприниматель, основатель «Мицубиси» («Mitsubishi zaibatsu», 1873 г.). Э. Карнеги родился в Шотландии, вместе с родителями переехал в Америку. Известный инженер, изобретатель, промышленник, организатор производства, общественный деятель. Много и успешно работал над повышением эффектив-

1 Можно согласиться с мнением современного американского исследователя истории менеджмента У.Джека Дункана, который пишет: «Во время промышленной революции были предприняты лишь немногие попытки переложить идеи менеджмента на бумагу с конечной целью выработать его принципы, поэтому едва ли мы вправе предположить, что менеджмент составлял важный аспект промышленной революции. Тем не менее, необходимые условия эволюции управленческой мысли были заложены в это время» (Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996, с.17).

ности производства и управления. Создал методику реализации долговременных планов и мотивации. Основная работа. Andrew Carnegie. «Autobiography of Andrew Carnegie» (1920) («История моей жизни»). Г. Таун родился в Америке. Известный американский бизнесмен и крупный менеджер. В 1886 г. представил на ежегодном собрании американского общества инженеров-механиков (ASME) доклад «Инженер как экономист», считающийся своеобразным отправным пунктом развития теории индустриального менеджмента. В 1889-1890 гг. был Президентом ASME. Дж. Роян родился в Англии. Предприниматель и промышленник, пытавшийся вводить на своем предприятии «Давид Роян» новые подходы к организации и мотивации трудового процесса, в частности, дифференцированную премиальную систему.

У истоков же не только современного менеджмента, но и современных организации, управления, контроля качества, мотивации персонала, нормирования труда стояли такие известные зарубежные исследователи, специалисты, менеджеры, как А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд, А. П. Слоан (Сло-ун). Со второй половины XIX в. и до 30-х гг. XX в. они сыграли ведущую роль в развитии теории и практики менеджмента-управления-администрирования.

По существу, это был период становления современного «научного» и «практического менеджмента». Одновременно это и начальный — первый этап становления и развития теории и практики качества, контроля и управления качеством продукции и услуг, который в дальнейшем привел к необходимости разработки соответствующих последующих новых систем контроля над качеством и управления качеством. Это является отличительной особенностью второго этапа в истории, теории и практике управления качеством, когда в течение нескольких десятилетий был пройден сложный путь — от «статистических методов контроля качества и управления качеством» до «всеобщего контроля качества», сменившийся затем современным периодом истории, теории и практики качества — организации, контроля и управления качеством, характеризующимся активным процессом создания, разработки, распространения, применения и дальнейшего усовершенствования требований международных (в том

числе европейских и отечественных) стандартов системы качества и менеджмента качества (управления качеством).

Первый этап в целом соответствовал принципиально иному, чем ранее, подходу к управлению-менеджменту-администрированию и проблемам качества и контроля качества продукции и услуг.

Итак, начиная со второй половины XIX - до 30-х гг. XX в. возникли и получили развитие следующие школы управленческой (административной) мысли: учение об администрации и ее подготовке (обучении, образовании) и об администрировании-управлении А. Файоля; учение о производительности, об эффективности, организации, а также о принципах и методах управления-менеджмента Г. Эмерсона; школа научного менеджмента-управления Ф. У. Тейлора.

Учение об администрировании Анри Файоля (1841-1925). Выдающийся французский горный инженер, предприниматель, промышленник, специалист в области администрирования-управления А.Файоль — основатель Центра административных исследований в Париже. С 1918 г. являлся советником Правительства Франции по проблемам управления промышленностью. Основная работа Administration industrielle et generale (Общее и промышленное управление, 1916).

А.Файоль рассматривал администрирование-управление как особый вид деятельности. При этом Файоль рассматривал организацию (предприятие, учреждение) как единый организм. Он выделял управление как особый вид деятельности и полагал, что административная деятельность включает в себя следующие обязательные функции: предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

Главной заслугой А.Файоля является то, что он сформулировал принципы управления - 14 принципов управления, от которых, как он считал, зависит успех управленческой деятельности: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства (командования), единство руководства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок,

справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала1.

При этом Файоль отмечал, что эти принципы отнюдь не абстрактны и не абсолютны и применение их на практике должно носить конкретный и вместе с тем содержательный гибкий характер.

Наряду с проблемами управления-администрирования А.Файоль ставит и достаточно удовлетворительно решает как проблемы управления качеством производства, так и проблемы управления качеством труда и трудовых ресурсов, когда говорит о необходимости подчинения частных интересов общему; об особой ответственности руководства - управляющих, администраторов; постоянстве состава персонала и его единении.

Учение об эффективности Гаррингтона (Харрингтона) Эмерсона (1853-1931). Известный американский инженер и предприниматель Г.Эмерсон был одним из основателей теории управления-менеджмента, строящейся на определенных принципах производительности (эффективности). При этом Г.Эмерсон затрагивает и проблемы труда, трудовых отношений, трудовой мотивации.

Он сформулировал 12 принципов производительности (эффективности): отчетливо поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, быстрый, надежный, полный, постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписания, нормализация условий, нормирование операций, письменные стандартные инструкции, вознаграждение за производительность2.

В целом и эти принципы «производительности» Г.Эмерсона направлены как на повышение производительности, так и на улучшение качества управления и труда.

Если административный управленческий подход А.Файоля, направленный на совершенствование организации в целом, был органично связан с подготов-

1 См.: Файоль А. Общее и промышленное управление. Л.-М., 1924.

2 См.: Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.-Л., 1931.

кой, обучением и выдвижением профессиональных специалистов-администраторов-управленцев, то Г.Эмерсон занялся выработкой конкретных принципов производительности. Вместе с тем научный менеджмент Ф.Тейлора нацеливается на выработку коллективной ответственности всех участников производства, в первую очередь, менеджеров.

Школа научного менеджмента Фредерика Уинслоу Тейлора (18561915). Известный американский инженер, исследователь, менеджер Ф.Тейлор традиционно считается основателем современного «научного менеджмента», хотя он и в теории, и на практике во многом опирался на труды предшественников и современников, специализировавшихся в сфере администрирования-управления-менеджмента. Первоначально Ф.Тейлор определял предложенный набор управленческих подходов, приемов и методик «системой заданий» и «управлением посредством заданий» и лишь после появления в 1910 г. термина «научный менеджмент», предложенного Л. Брандейсом, стал активно пользоваться этим понятием. Вместе с тем именно Ф.Тейлор обобщил, систематизировал, конкретизировал, авторизовал, теоретически осмыслил, существенно дополнил и практически приложил основные идеи современного ему научного управления — менеджмента по отношению и к производству и к труду.

Ф.Тейлор много занимался и организаторской деятельностью. Он являлся Президентом Американского общества инженеров-механиков (ASME). В 1911 г. Ф.Тейлор основал Общество содействия научному менеджменту (позже оно получило наименование «Общества Тейлора»). Широкую известность получили работы Ф.Тейлора (Управление предприятием, 1903 и (Принципы научного менеджмента, 19111.

Известно, что Ф.Тейлор не был ни академическим ученым, ни профессором школы бизнеса. Он был практиком, инженером, менеджером. Начав с рабочего, он прошел несколько уровней иерархии и дорос до уровня главного инженера в сталелитейной компании. Тем не менее, Ф.Тейлор является обще-

1 Уже в 1925 г. вышел перевод этой книги Ф.Тейлора на русский язык, где ее заглавие было переведено так: «Научная организация труда», что, вероятно, было связано с продвижением «научной организации труда» «НОТ» в нашей стране.

признанным исследователем и систематизатором не только частных, но и общих проблем менеджмента (управления) наряду с важными вопросами организации производства и трудовой деятельности и их контроля. Так, еще в 1895 г. Ф.Тейлор выступил на заседании Американского общества инженеров-механиков с докладом о способах организации заработной платы рабочим. Способы организации заработной платы рабочим по Тейлору таковы: заработная плата платится человеку, а не месту; установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках; расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразны; благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую зарплату, чем обычно; заработная плата, основанная на точном знании, дает возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, побуждает к сотрудничеству. Система научного управления (менеджмента) Тейлора в целом требует создания научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные методы работы; отбора сотрудников на основе научных критериев, их обучения; сотрудничества между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда; равномерного распределения труда и ответственности между администрацией и рабочими; рационализации производства1.

При этом следует отметить, что учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор считал, что рабочий — существо, движимое инстинктами и самыми простыми мотивами в своей производственной деятельности, способное целенаправленно действовать только под воздействием конкретных практических трудовых стимулов (в первую очередь, материальных). Отсюда Тейлор выводил необходимость включения в состав администрации специального «надзирателя за качеством работы». Еще одной важной наработкой Ф.Тейлора было обоснование стандарта — основы стандартизации. «Стандартизация в ис-

1 См.: Тейлор Ф. Управление предприятием. М., 1903; Тейлор Ф. Принципы научного управления. М., 1911; Административно-техническая организация научных предприятий. СПб., 1912; Научные основы администрации предприятий. СПб., 1912; Научные основы организации промышленных предприятий. СПб., 1912; Тейлор Ф. У. Тейлор о тейлоризме. М.-Л., 1931.

тинном смысле этого слова есть сочетание лучших качеств изделия с наилучшими способами его производства; стандартизировать изделие и способ его производства — значит выбрать из многих возможностей одну, наилучшую, и применить ее», — писал Ф.Тейлор. И добавлял: «Каков же наилучший способ производства? Это сочетание всех хороших способов, изобретенных до сих пор. Но устанавливать, что сегодняшний стандарт будет стандартом и завтра, — значит превышать свои силы и свои права, ибо ничто не может помешать промышленному предприятию изобрести завтра еще более совершенное и отвечающее спросу изделие. Только поверхностные люди могут воображать, что стандарт есть какая-то стальная форма, в которую можно заключить все человеческие усилия и придать им единый облик на все времена. Следовательно, стандарт, с нашей точки зрения, есть такой образец, который сегодня лучше всех других, а завтра будет еще более улучшен»1.

Таким образом, главное в учении Тейлора - рационализация труда рабочих на базе научной организации их трудовой деятельности наряду с улучшением качества управления и труда и предложениями по стандартизации.

Ф.Тейлор являлся ярким представителем «научного менеджмента», в то время как уже в первой трети XX в. в США начинает активно внедряться и «практический менеджмент», что связано с деятельностью таких известных его представителей, как Г. Форд и А. Р. Слоан (Слоун).

Известный американский инженер, изобретатель, промышленник, основатель и владелец компании по производству автомобилей, существующей и по сей день, Генри Форд (1863-1947) внес большой вклад не столько в теорию, сколько в практику менеджмента и организации производства и трудового процесса, в частности, успешно внедрял конвейерное производство и разделение труда. При этом Форд уже после 1905 г. стал единоличным собственником предприятия, которое он возглавлял на протяжении более чем 40 лет. Основные работы Г.Форда, связанные с производственной тематикой, практикой менеджмента и оценкой экономических реалий: Моя жизнь и мои достижения, 1922,

1 Управление — это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд.. М., 1992, с.334.

Сегодня и завтра, 1926 автобиографичны.

Альфред Причард Слоан (Слоун) (1875-1966) был долгое время руководителем корпорации (Президентом и Главным исполнительным директором) «Дженерал Моторс».

Он родился в США. Закончил Массачусетский технологический институт. Менеджер-практик. Один из создателей автомобильной промышленности США (вслед за Г.Фордом). Его основное произведение Мои годы в «Дженерал Моторс, 1964 также автобиографично.

И Г. Форд и А. Слоан удачно применили разрабатываемые ими подходы к управлению-менеджменту на практике, были яркими представителями управленческого звена американской автомобильной промышленности. Будучи менеджерами-практиками, Г.Форд и А.Слоан с успехом внедряли свои методы управления производством и организации труда в области автомобилестроения. Так, автор конвейерного «фордизма» Г.Форд исходил из принципа сугубой централизации своей фирмы, основанной на жестком принципе управления с позиции единоначалия и постоянного сокращения ненужных, на его взгляд, производственных издержек, что позволяло ему в целом сокращать расходы на себестоимость, пусть даже за счет совершенствования одной и той же марки автомобиля при сохранении высокого качества изделий и услуг, что в определенной степени можно считать практической тенденцией к стандартизации. Его знаменитая модель «Форд-Т» выходила с конвейера в период с 1908-1927 гг., причем общий объем выпуска автомобилей этой марки за это время составил свыше 15 млн. экземпляров.

В свою очередь, А. Слоан, занимавший в «Дженерал Моторс» с 1918 г. по 1923 г. пост Вице-президента, с 1923-1946 гг. — пост Президента и Главного исполнительного директор и с 1946-1956 гг. — Председателя Совета Директоров, добился повышения качества производства и труда в корпорации (при сохранении контроля за менеджментом) за счет децентрализации управленческой деятельности в «Дженерал Моторс». При этом А.Слоан в отличие от Г.Форда уже в 20-е гг. XX в. сориентировался на создание автомобилей различного це-

нового уровня, что позволило корпорации «Дженерал Моторс» уже в конце 20-х гг. XX в. выйти на передовые позиции и в американском, и в мировом автомобилестроении. Так, если в 1921 г. на долю компании «Форд» приходилось около 60% выпуска всех американских автомобилей, то в конце 20-х гг. уже «Дженерал Моторс» занимает ведущее место в американском автомобилестроении.

Г.Форд и А.Слоан по-разному относились к проблемам управления, что, впрочем, не повлияло на такую организацию производства, обеспечивающую высокое качество выпускаемой продукции и услуг, а также трудовой деятельности, которая явилась основой и залогом их процветания.

Резюмируя, можно отметить, что рассмотрение намеченных в статье проблем и вопросов показывает ту взаимосвязь экономических, социальных и специфически управленческих параметров, которые в целом повлияли на становление общих подходов в сфере производства и труда, управления и организации, исполнения и контроля исполнения, а также послужили одной из серьезных предпосылок формирования современных подходов к менеджменту и контролю качества.

Лебедев С.Н. У истоков современного менеджмента и контроля качества. В данной статье рассматриваются особенности становления и развития современного менеджмента и контроля качества; характеризуется деятельность таких его известных представителей, как А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд и А. Сло-ан.

Ключевые слова: администрирование, управление, принципы управления, управление производительностью, научный менеджмент, контроль качества.

Lebedev S.N. The roots of the modern management and quality control. The article deals with the formation and developing of the modern management and quality control. The contribution of its founders including H. Fayol, H. Emerson, T. Frederick, H. Ford, A. Sloan is evaluated.

Key words: administration, management, management principles, productivity management, scientific management, quality control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.