Научная статья на тему 'У истоков советского бюрократизма (по материалам судебной и следственной практики в Сибири в 1928–1929 гг. )'

У истоков советского бюрократизма (по материалам судебной и следственной практики в Сибири в 1928–1929 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ЧИНОВНИК / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОИЗВОЛ / CRIME / LARCENY / SOCIAL GROUPS / POLICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Угроватов А. П.

В статье по материалам судебной и следственной практики в Сибири в 1928–1929 гг. приводятся документальные свидетельства административного произвола против сельского учительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thefts in Siberia, the 1920s (o materials of the judicial and investigating authorities)

The author, analysing the archive recordings, tries to answer the question of why there were many compound and simple larcenies in Siberia, the 1920s and why the measures undertaken against such larcenies were often ineffective.

Текст научной работы на тему «У истоков советского бюрократизма (по материалам судебной и следственной практики в Сибири в 1928–1929 гг. )»

У истоков советского бюрократизма

(по материалам судебной и следственной практики в Сибири в 1928-1929 гг.)*

А.П. УГРОВАТОВ, кандидат исторических наук, Новосибирский юридический институт, филиал Томского государственного университета. E-mail: info@n_l_i.ru

В статье по материалам судебной и следственной практики в Сибири в 1928-1929 гг. приводятся документальные свидетельства административного произвола против сельского учительства.

Ключевые слова: учитель, чиновник, административный произвол

В 1928-1929 гг. в Сибирском крае был широко распространен административный произвол: представители районных и сельских органов власти, нередко малограмотные и бескультурные, подвергали гонениям и травле образованных, интеллектуально развитых и независимых молодых советских специалистов, в первую очередь учителей сельских образовательных учреждений, не подчинявшихся их персту указующему.

Сельский учитель в 1920-е гг., особенно в 1928-1929 гг., был передовым борцом со всем темным и отжившим в деревенском быту.

Педагог Киселевской школы Болотнинского района Томского округа Солдатова приняла в школу 1-й ступени 66 учеников и занималась с ними по 9 часов ежедневно. Кроме того, учительница организовала группу неграмотных из 12 чел., и все они научились читать и писать. Крестьяне предложили учительнице компенсировать ее сверхурочный труд, но педагог отказалась. Вместо этого она попросила крестьян на эти деньги создать коллективный школьный огород - крестьяне охотно приняли предложение. Огородили участок земли, вспахали его и вместе со школьниками посадили картофель и другие овощи. На средства, полученные осенью от реализации выращенной продукции, педагог приобрела учебные пособия для школы. Солдатова активно участвовала в проведении общественно-политических кампаний в деревне:

ЭКО. - 2013. - №9

УГРОВАТОВ А.П.

в хлебозаготовках, распространении займов, смотре ячеек ОСОАВИАХИМа (предшественник ДОСААФ)1.

Но местные партийные и советские чиновники краснобан-дитскими методами (грубым администрированием, бюрократизмом, разнузданностью, формализмом и т.д.) осложняли продуктивную работу таких педагогов, убежденных в необходимости вытаскивать население России из болота бескультурья, и даже мешали их нормальной жизни и быту.

Во второй половине 1928 г. в Гутовском районе Новосибирского округа райисполком уволил без видимого повода 9 учителей и перевел в другие школы еще трех. В Бердском районе сократили подобным образом 29 педагогов. Аналогичные факты гонений школьных преподавателей были зарегистрированы и в других округах края. В Барабинс-ком округе бюрократы изгнали из учебных заведений за 1928 г. 50 работников просвещения. И эти кричащие цифры - всего 149 человек по Сибирскому краю - были далеко не полными2.

Под массовые увольнения педагогов наиболее часто подводились левацкие мотивы. Председатель Боготольского райисполкома не раз заявлял: «Увольнение учителей группой нужно для того, чтобы создать впечатление на "антисоветскую нечисть", дать ей почувствовать диктатуру пролетариата и заставить быть советскими работниками»3. Нередко работники райисполкома использовали нелепые мотивы, основанные на сплетнях малограмотных обывателей об учительстве.

С точки зрения районных властей, антисоветские настроения у преподавателей проявлялись весьма любопытно: один педагог религиозен, так как на шее золотая цепочка, значит, под одеждой носит крест; второй учитель якобы служил попом, и оба находились в составе колчаковской армии (чего на самом деле не было); третий преподаватель обвинялся в половой распущенности, так как до свадьбы ухаживал за коллегой и дарил ей цветы; ожидавшую ребенка женщину-педагога обвинили в пьянстве, так как на уроке ей стало плохо. Когда

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект 12-01 00224а).

1 Красное знамя. Томск.- 1929.- 17 июня.

2 Просвещение в Сибири - 1928. - № 9.- С. 11 - 12; 1929. - № 5.- С. 82; Советская Сибирь.- 1928.- 7 июля; ГАНО. Ф. П-2. Оп.2, Д.292, Л.72.

3 Советская Сибирь.- 1928.- 9 августа.

очевидные глупости ставились под сомнение, районные бюрократы возражения и протесты встречали в штыки, заявляя, что только они «хорошо знали жизнь преподавателей и говорили истинную правду»4.

Издевательства над просвещенцами принимали порой изощренный характер. Возмутительный случай произошел в Бийском округе с преподавателями Сузунской школы Боковым и Радыгиной. Постановлением местного комитета (МК) союза «Работников просвещения» первого педагога с «общественным» осуждением изгнали из профсоюза. Преступление учителей состояло в том, что они осмелились явиться в райисполком за зарплатой. Заместитель председателя Киреев и заведующий финансово-хозяйственной частью исполкома Малько «указали» на «возмутительное поведение» педагогов, оторвавших «высокое районное начальство» от важных государственных дел ради такого ничтожного повода. После этого Малько и Киреев оскорбили учителей и выставили на улицу без денег. Боков вполне обоснованно назвал чиновников бюрократами и написал жалобу в МК профсоюза. Зарплату педагогам выдали, но через некоторое время к Бо-кову приехала милиция и составила протокол об административном правонарушении. Обвинялся учитель в халатном отношении к своим обязанностям. Он якобы не воспрепятствовал появлению в школе собаки, которая съела хлеб у учеников, а лошадь педагога бродила непривязанной по двору школы и отвлекала учащихся от занятий.

Но главным стало обвинение в дискредитации районной «головки» и, в первую очередь, председателя райисполкома Коваля. Как тот оказался на сцене событий - из документа не видно. Но появление этой фамилии и милицейского протокола вызвали указанные выше санкции месткома. А это был серьезный удар по социальному положению просвещенца. Между тем Боков считался в районе опытным педагогом и хорошим общественником5.

В 1928 г. Барабинский окружной отдел народного образования подготовил и направил председателям райисполкомов «образцовый» план похода на учителей, основанный на

4 ГАНО. П-2, Оп.7, Д. 501, Л. 14.

5 Советская Сибирь.- 1928.- 29 ноября.

грубейших нарушених советской законности. В целях проведения чистки преподавательского состава школ увольнять педагогов следует «исподволь», а не в порядке «ударной кампании», дабы не создавать массового недовольства. Первоначально предлагалось изгонять «слабых» преподавателей. Но кого считать таковыми - в циркуляре не раскрывалось, что давало широкие возможности для произвола. Отчислять нежелательных педагогов следовало уже с 1-го апреля 1928 г., чтобы не платить заработную плату и отпускные за 5 месяцев до 1-го сентября.

Такие гонения на просвещенцев позволяли избавиться от неугодных и наказать их рублем. Этот безобразный циркуляр был отменен после жесткого вмешательства Президиума Сибирской контрольной комиссии ВКП(б) - Рабоче-крестьянской инспекции (СибКК-РКП(б)). Тем не менее 50 учителей оказались без работы и средств к существованию6.

Особенно люто ненавидела местная полуграмотная чиновничья братия тех просвещенных и энергичных молодых людей, кто решительно боролся с недостатками в работе государственных и общественных организаций.

Педагог Манкевич из школы Рубцовского участка Омской железной дороги, будучи рабкором, систематически писал критические заметки о недостатках в работе администрации в краевую газету «Советская Сибирь», окружную «Степной пахарь» и стенгазету. Для начала его уволили с формулировкой за «моральное разложение школы», а затем исключили из профсоюза. После появления заметки Манкевича в «Советской Сибири» о злоупотреблениях руководства дороги, игнорировании кампании о «критике и самокритике» и прочих действиях чиновников, в частности снижениях заработной платы, предупреждения и угрозы рабкору нарастали: «Брось рабкорство, худо будет. Парень ты хороший, но с больной головой. Зачем с газетой связался?». Но поскольку Ман-кевич не поступался принципами, его посадили в тюрьму, где он просидел семь месяцев. Все обвинения сводились к тому, что рабкор придумывает мнимые и раздувает мелкие недостатки. Других показаний, порочащих Манкевича, не было.

6 Советская Сибирь.- 1928.- 7 июля; ГАНО Ф.П.- 2, Оп. 7, Д. 501, Л. 14.

Суд оправдал учителя, но сведений о восстановлении педагога на работе в школе и в профсоюзе и о наказании местных его гонителей в источнике нет7.

Преследования педагогов нередко приводили к трагедиям. 7 сентября 1928 г. покончила жизнь самоубийством Ого-родникова - учительница школы в райцентре Алексеевском Новосибирского округа. Причиной суицида стала ее травля со стороны председателя месткома и председателя райисполкома на почве разногласий по поводу ведения профсоюзной работы в учительской среде и защиты интересов педагогов. Чтобы избавиться от беспокойного преподавателя, «высокое» районное начальство назначило Огородникову заведовать школой в пос. Савский - самом глухом и далеком месте района. По отзывам всех учителей, эта чрезвычайно трудная работа была совершенно непосильна для молодой учительницы. По факту самоубийства прокуратура проводила проверку, но итоги ее неизвестны8.

Крайне редко в архивах попадаются документы, которые проливают свет на мотивы поведения местного сибирского начальства. В Тальменском районе Барнаульского округа райисполком в 1928 г. осуществил серию увольнений педагогов местных школ с целью заменить их близкими родственниками работников исполкома. Некоторые другие районные исполкомы в округе создали особые комиссии, наметившие массовое увольнение и перемещение учителей. Но благодаря своевременному вмешательству по партийной линии и окружной прокуратуры комиссии распустили и списки уничтожили9.

В середине 1928 г. краевому прокурору Сибири поступили сведения из многих окружных прокуратур о возбуждении уголовных дел по фактам принуждения учительниц к вступлению в половую связь с районными работниками и увольнении их в случае отказа10.

Преподаватель Кирьянова проработала в школе в с. Спасское Убинского района Барабинского округа три года без

7 Советская Сибирь.- 1928.- 12 сентября

8 ГАТО. Ф. 804, Оп. 1, Д. 70, Л. 2.

9 Просвещение Сибири.- 1928.- № 9.- С. 12-13; ГАНО. Ф. Р-47. Оп.1. Д. 696. Л. 83; ГАТО. Ф. 804, Оп.1, Д. 70, Л. 2.

10 ГАОО. Ф. 1199, Оп.1, Д. 17, Л. 63.

замечаний. Член райисполкома Турутин долгое время преследовал ее нежными письмами. Райисполкомовский волокита писал: «Не согласен удовлетворяться наглядностью запретных плодов» и продолжал, что ждет решительное «документальное слово». Поскольку слова не последовало, Кирьянову уволили по решению райисполкома. Расценочно-конфликтная комиссия (РКК) подтвердила «правильность» увольнения учительницы. Интересы района на заседании РКК представлял сам Турутин. Несмотря на то, что Инспекция труда отменила постановление РКК и предложила повторно разобрать заявление Кирьяновой, РКК более месяца не разбирала дело. Учительница обратилась с жалобой в краевой отдел образования, который передал дело в суд, но его решение не найдено11.

В Воронцовском, Верх-Чебулинском, Ижморском и других районах Томского округа многих учительниц сельских школ принудили стать наложницами районных работников. Явление носило массовый характер, особенно в периоды беспробудного пьянства. Районные партийцы во время командировок систематически наведывались к учительницам. Дело поставили так, что преподавательницы свою работу в школе не мыслили без обязательного, против их воли, сексуального общения с руководящими работниками района. Половую распущенность в районах считали простительной шалостью, на которую сквозь пальцы смотрели окружные организации. Правда, Томский окружной суд приговорил Воронцовского председателя райисполкома к четырем, заведующего районным культпросветом - к пяти годам лишения свободы, еще одного подсудимого освободили от занимаемой должности12.

Далеко не все учителя, особенно молодые женщины, выдерживали безобразные преследования со стороны ответственных работников. В 1929 г. покончили с собой 19 учителей, в том числе в Иркутском округе - 12 ив других округах Сибири - еще семь. Далеко не все случаи суицида стали объектом проверок и расследований для выяснения причин, приведших к ним13.

11 Красное знамя. Томск.- 1928.- 7 июля.

12 Советская Сибирь.- 1928.- 28 июня; Красное знамя.- 1928.- 12 августа, 19, 21, 23 и 24 октября.

13 ГАНО. Ф. П-2, Оп. 2, Д. 436, Л. 264-265.

Учительство в регионе не выдерживало чиновничьего отношения и покидало сельскую местность. Из-за произвола риковских самодуров 25 учителей школ Яминского района Бийского округа летом 1928 г. подали заявления в окротдел народного образования о переводе их на работу в другие районы округа, подальше от произвола местных «начальников»14.

Все это подрывало авторитет учителей в глазах населения, унижало их. Учительство замыкалось в своей среде, уклоняясь как от общественной работы, так и от помощи крестьянам и обывателям поселков в переустройстве сельского хозяйства на новый лад. Запутавшись в своих взаимоотношениях с женской частью педагогических коллективов, ответственные работники районов не смели требовать общественной работы от учительниц.

Приведенные случаи произвола в отношении учительского состава вызвали реакцию краевых властей. Совещание секретарей партколлегий при СибКК ВКП(б) 14 марта 1928 г. предложило контрольным комиссиям и парторганам «усилить фронт борьбы... с а) пьянством, переходящим в групповое явление... б) с половой распущенностью, когда члены партии используют свое положение начальника к подчиненной служащей или работнице»15. В июле 1928 г. краевой комитет ВКП(б) предложил всем окружкомам партии «немедленно расследовать случаи массовых увольнений или перемещений учителей, привлекая к ответственности виновных в нарушении соответствующих директив партии»16.

Было опубликовано постановление СибКК ВКП(б) о согласии с решением Ачинской окрКК по поводу снятия с работы председателя Боготольского райисполкома, райинспек-тора отдела народного образования, председателя райместко-ма профсоюза работников просвещения, допустивших извращение партийной линии в вопросе отношения к учительству (массовое увольнение учителей, невнимательное отношение к их настроениям и запросам)17.

14 Советская Сибирь.- 1928. - 29 ноября.

15 Известия Сибкрайкома ВКП(б). - 1928. - № 7/8.- С. 6.

16 Известия Сибкрайкома ВКП(б). - 1928.- № 13.- С. 7.

17 Известия Сибкрайкома ВКП(б).- 1928. - № 16.- С. 14.

Сибирский краевой прокурор Кунов по поводу травли учителей районными властями сделал следующее заявление: «Местным властям дано распоряжение о том, чтобы органы прокуратуры заострили внимание на ненормальном отношении к учительству, особенно когда они проявляются в форме гнусных предложений или преследований учительниц со стороны представителей власти. Преступники понесут тяжелые кары независимо от своего положения»18.

И кары последовали, но очень неубедительные. В г. Бара-бинск прокуратура отдала под суд председателя Убинского райисполкома Карцева. В Боготольском районе окружные власти сняли с работы председателя райисполкома Гуркова, инспектора районо Беляева, председателя райместкома Волокитина, по партийной линии им были объявлены строгие выговоры. Красноярский окрисполком объявил выговор Новоселовскому райисполкому, уволенные педагоги восстановлены. В Гутовс-ком и Бердском районах районные работники сами отменили свои постановления и открыто об этом высказались на собрании просвещенцев19. Необходимо отметить, что кары в отношении самодуров никак не соответствовали тяжести содеянного - это были взыскания по партийной либо служебной линии, перед судом они не представали. И потому грубое администрирование в отношении педагогов продолжалось и в 1929 г.

По-прежнему во многих районах Сибири отношение к педагогическому составу школ определялось так: учительство -антисоветский, чуждый элемент. Местные чиновники открыто говорили, что учительство должно оправдать оказанное ему высокое доверие районного начальства. Упорно цепляясь за власть и должности, они не стеснялись пропагандировать свои дикие взгляды. Уполномоченный Коченевского райисполкома Кузнецов в пос. Масловский и дер. Славянка заявил: «Мы социализм построим без гнилой интеллигенции».

Попытки увольнения и переброски учителей продолжали наблюдаться в Иркутском округе. В Качугском районе районные власти выдворили с работы в школе 15 просвещенцев,

18 Советская Сибирь.- 1928. - 28 июня; Красное знамя. Томск.- 1928.8 июля.

19 Просвещение Сибири.- 1928. - № 19.- С. 13.

в Куйтунском районе - 9 педагогов. Подобные массовые изгнания с работы и переброски педагогов происходили в Ту-лунском и Балаганском районах. Случаи преследования и увольнения учителей в 1929 г. отмечались и в других районах Сибирского края: Ирбейском Канского округа - 12 чел., в Благовещенском Славгородского округа - 5 просвещенцев20.

Отмеченные гонения во многом были связаны с позицией учителей-активистов в ходе хлебозаготовок 1928-29 и 192930 гг.: они задавали слабо подготовленным районным и сельским чиновникам острые вопросы о положении в стране и регионе, политике ВКП(б). Вызывали ярость независимость суждений педагогов, жесткая и обоснованная критика незаконных поступков местных чинов. Последние всеми силами пытались избавиться от надоедливых и инициативных людей, «мешавших» строить «новое» общество на бюрократический лад.

В мае 1929 г. Бийский окротдел народного образования совместно с представителями Новиковского района расследовал факты гонений местными ответственными работниками и партийными авторитетами учителя Старо-Ажинской школы Протопопова. По его инициативе был лишен избирательных прав и исключен из компартии кулак Буймов, изгнан из ревизионной комиссии сельпо бывший священник религиозный секты «Адвентистов 7-го дня», подвергнута бойкоту злостная держательница хлебных излишков, член правления сельского потребительского общества Абрамова, разоблачены в окружной газете председатель сельпо и секретарь местной партячейки, которого затем исключили из ВКП(б) и арестовали. После избрания Протопопова председателем ревизионной комиссии сельпо он обнаружил растрату и бесхозяйственность в работе председателя сельпо.

Продуктивная общественная деятельность педагога очень не нравилась местным работникам. Местные власти, используя связи и служебное положение, пытались оклеветать учителя, обвинив в связях с кулачеством, нежелании проводить классовую линию в школе, участвовать в общественно-политических компаниях и т.д. Присланный для расследова-

20 ГАНО. Ф. П - 2, Оп. 4, Д. 42, Л. 92; ГАНО. Ф. Р - 47, Оп. 1, Д. 696, Л. 92.

ния секретарь окружкома ВЛКСМ, наслушавшись председателя сельсовета и секретаря партячейки, обвинил Протопопова в подрыве авторитета Советской власти, компартии, местного сельсовета и ячейки. Учитель передал секретарю ок-ружкома комсомольский билет и послал в краевой совет профсоюзов телеграмму о помощи. Рядовые члены партии, бедняки и середняки села подтвердили комиссии окружного совета профсоюзов факты систематического преследования педагога и клеветы, возводимой на него. Окрпрос направил материалы проверки для рассмотрения в прокуратуру21. Но итоги работы прокуратуры неизвестны.

Весной 1928 г. райисполком Тальменского района Барнаульского округа незаконно освободил от работы в школе, перебросил в другие места 14 педагогов, в том числе А.М. Ле-сикова, работавшего в с. Клюкино. На освободившиеся места назначили учителями жену секретаря РК ВКП(б) Глотова и ее подругу. Глотов и был инициатором перебросок педагогов. Этот «коммунист» пил с кем придется и в состоянии опьянения проводил заседания райкома ВКП(б), приставал к учительницам.

Была создана комиссия, которая после проверки признала увольнение педагогов незаконным. Эта комиссия РКИ работала в Тальменском районе в составе инспектора труда и представителя профсоюза работников просвещения, лиц компетентных и принципиальных. После тщательного расследования на месте комиссия пришла к выводам о неправильных действиях Глотова, и председатель райисполкома Стар-цева и огласила их на заседании райисполкома, предложив немедленно восстановить на прежней работе всех уволенных учителей, в том числе Лесикова. Но последовал протест Глотова, который начал травлю Лесикова. Попытки обращения учителя в редакции газет и разные высокие инстанции, в том числе в прокуратуру округа и райисполкомом, за защитой ни к чему положительному не привели. Наконец, Глотов решил объявить его психически больным и доставить в райцентр Тальменка. В ответ учитель забаррикадировался в доме и грозился отстаивать свои права до конца. По требованию

21 Советская Сибирь.- 1929.- 23 мая.

Глотова начальник райотдела милиции направил в село своего сотрудника. Когда в доме учителя стали ломать ставни и двери, педагог оказал вооруженное сопротивление, но, убедившись в его безнадежности, вышел из дома, держа в руках два револьвера, один из которых был неисправен. Увидев Ле-сикова с оружием в руках, сотрудник милиции двумя выстрелами убил учителя22.

Удивителен вердикт членов комиссии, созданной после этого происшествия: «Убили, ну и что тут особенного?! Ведь психически ненормальный Лесиков оказал вооруженное сопротивление и был убит милиционером в порядке самозащиты. Дело надо направить на прекращение». Обращает на себя внимание, как РКИ защищала Глотова и Старцева. Вот мнение в РКИ по поводу публикации в газете «Советская Сибирь» по итогам работы первой комиссии, признавшей увольнение незаконным: «Заметка написана пристрастно, с тенденцией ошельмовать секретаря райкома и председателя райисполкома. Первая комиссия занялась собиранием материала на секретаря Глотова по закоулкам, через беспартийных, и в конечном результате материал получился однобокий, с пристрастным освещением сущности дела. Не было видно, чтобы со стороны тов. Глотова или бюро райкома в целом было командование или нарушение принципа демократии».

Только после убийства Лесикова окружная прокуратура провела расследование, и судебно-медицинская экспертиза в своем резюме записала: «Страдал неврастенией, не обнаруживая признаков психической болезни».

В марте 1929 г. выездная сессия Сибирского краевого суда в с. Тальменка рассмотрела уголовное дело об убийстве учителя Лесикова. Суд приговорил Глотова к трем годам лишения свободы, Логунова - к 2,5 годам заключения. По ходатайству прокурора суд постановил привлечь к ответственности бывшего председателя райисполкома Старцева, Куликова и Лебедева - главных зачинщиков травли Лесикова. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Представляется, что дело по обвинению Глотова и других завершилось подобным образом только потому, что оно

22 Советская Сибирь.- 1929.- 9 марта.

получило общесоюзную и региональную огласку, из-за публикаций в газетах «Правда» (фельетон М. Кольцова от 23 ноября 1928 г. под названием «Красиво как в кино»), «Советская Сибирь», «Красный Алтай» и др.

Бюрократия, привыкшая к безнаказанности, оставалась на местах и продолжала творить свои преступные дела. Не случайно Сибрайисполком в своем отчете о проделанной работе констатировал: «За истекшие два года (1928-1929 гг. и 1929-1930 гг.), особенно в 1929-1930 гг., имелись многочисленные и ничем не оправданные случаи нарушения материально-правового положения учительства: массовые перемещения, преследования, задержки выдачи зарплаты, плохого снабжения продовольствием и промтоварами и т.д. Это привело к колоссальному отсеву учительства. За 1929-1930 гг. ушло с просвещенской работы 1087 чел., или 17% всего учительства. Рики должны создать учительству все необходимые условия для его общественной и культурно-простветительс-кой деятельности»23.

С сожалением приходится констатировать, что и сегодня отношение к педагогам и учителям далеко от требований задач модернизации экономики России. И в чем-то здесь оставили свой след события далеких 1920-х гг.

23 1929-1930. Отчет Западно-Сибирского краевого исполнительного комитета Советов. Новосибирск. 1931. - С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.