Научная статья на тему 'У истоков формирования эффективной системы противодействия антигосударственному терроризму в России (историко-правовое исследование)'

У истоков формирования эффективной системы противодействия антигосударственному терроризму в России (историко-правовое исследование) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АНТИГОСУДАРСТВЕННОМУ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTERACTION ANTISTATE TERRORISM / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гугасари Е.С.

В статье осуществлен ретроспективный анализ законодательного обеспечения антитеррористической деятельности органов государственной власти и правоохранительных структур Российской империи в первой половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the beginnings of the formation of an effective system of counteraction antistate terrorism in Russia (historical and legal research)

In article the retrospective analysis of legislative ensuring anti-terrorist activity of public authorities and law-enforcement structures of the Russian Empire in the first half of the XIX century is carried out.

Текст научной работы на тему «У истоков формирования эффективной системы противодействия антигосударственному терроризму в России (историко-правовое исследование)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

У ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ АНТИГОСУДАРСТВЕННОМУ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Е.С. Гугасари,

кандидат юридических наук, докторант кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета

МВД России, майор полиции Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: gygasari@yandex.ru

Аннотация. В статье осуществлен ретроспективный анализ законодательного обеспечения антитеррористической деятельности органов государственной власти и правоохранительных структур Российской империи в первой половине XIX в.

Ключевые слова: Российская империя, противодействие антигосударственному терроризму, правоохранительные органы.

AT THE BEGINNINGS OF THE FORMATION OF AN EFFECTIVE SYSTEM OF COUNTERACTION ANTISTATE TERRORISM IN RUSSIA (HISTORICAL AND LEGAL RESEARCH)

E. S. Gugasari,

candidate ofjurisprudence, doctoral student of the department of state and law, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, major of police

Annotation. In article the retrospective analysis of legislative ensuring anti-terrorist activity of public authorities and law-enforcement structures of the Russian Empire in the first half of the XIX century is carried out. Keywords: The Russian Empire, counteraction antistate terrorism, law enforcement agencies.

В истории антигосударственного терроризма в России по-прежнему остается довольно много белых пятен и спорных моментов. Взять хотя бы периодизацию террора: большинство исследователей склонно принимать за точку отсчета выстрел Д. Каракозова 4 апреля 1866 г. На наш взгляд, переход к террористическим методам достижения социаль-

ных и политических преобразований произошел задолго до этого. Первым крупным и уже достаточно массовым террористическим преступлением в российской истории стало выступление декабристов.

Следственной комиссией, учрежденной специально для исследования этого дела был установлен главный умысел преступников — «умысел на по-

6

Вестник Московского университета МВД России

№ 5/2013

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

трясение Империи, на испровержение коренных Отечественных законов, на превращение всего государственного порядка» [6, с. 755], для совершения которого злоумышленники были готовы к убийству не только императора, но и истреблению всей императорской фамилии.

События 14 декабря 1825 г. наглядно доказали «необходимость организовать новую полицейскую власть по обдуманному плану». Для того, чтобы «полиция была хороша и обнимала все пункты империи», чтобы «ее боялись и уважали», необходимо было подчинить ее «системе строгой централизации», и поставить во главе ее начальника высоких «нравственных качеств», а, при отборе кандидатов на должности жандармских офицеров, предпочтение отдавать людям «честным и способным», которые «брезгают ролью тайных шпионов», но одев мундир «чиновника правительства», станут «ревностно исполнять эту обязанность» [12, с. 615-616]. Именно на таких основаниях А. Х. Бенкендорф предложил реформировать органы политического сыска.

Записку Бенкендорфа трудно назвать проектом будущей реформы, между тем она заложила моральный фундамент в учрежденное в июле 1826 г. III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в ведение которого и были переданы дела политические, «до высшей полиции относящиеся»: сбор сведений о лицах, состоящих под полицейским надзором; высылка и размещение лиц «подозрительных и вредных»; обеспечение заточения государственных преступников [7, с. 666].

Своего рода «исполнительными органами» III Отделения, выполняющими непосредственную оперативную работу по противодействию террору, являлись учреждения и воинские соединения Корпуса жандармов, который был создан указом от 28 апреля 1827 г. [8, с. 396-397], а в 1836 г. преобразован в Отдельный корпус жандармов. Начальник III Отделения одновременно являлся и шефом жандармов.

Согласно «Положению о Корпусе жандармов», жандармские дивизионы призывались, среди прочего, для «рассеивания законом запрещенных скопищ», «усмирения буйства и восстановления нарушенного повиновения» [1, с. 776], то есть для подавления очагов терроризма, одним из которых, с полной уверенностью, можно признать Царство Польское.

Первое крупное антиправительственное выступление в этом крае произошло в 1830-1831 гг. Восстание было жестоко подавлено, но значительной части польских террористов удалось бежать за границу. Благодаря усилиям польской эмиграции «за-

говоры внутри Царства продолжались в 1833, 1838, 1839 гг.; в 1840 г. их было два; в 1843-1844 гг. были обнаружены три тайных общества. В 1846 г. было открыто еще четыре общества, 1847 — один заговор, 1848 — три. ... В сих заговорах обнаружено участие 574 лиц; независимо от них были еще многие частные случаи политических преступлений» [10, с. 104].

Подготовка нового крупного восстания в Польше началась в конце 50-х годов XIX в. 1 марта 1861 г. террорист Людвиг Мерославский разработал программу развития антигосударственного терроризма в России [11, с. 2]. В сентябре 1861 г. в Генуе, при поддержке итальянского правительства, была создана школа боевиков, готовившая специалистов в области диверсионно-террористической работы [9, с. 396, 504], а в октябре того же года, для координации действий повстанцев, был образован Центральный национальный комитет в Варшаве. С целью запугивания населения, создания выгодной для террористов атмосферы страха и паники систематически совершались теракты в отношении лояльных русскому правительству должностных лиц, русских офицеров и сотрудников полиции.

В связи с началом волнений в Царстве Польском, уже в конце 1830-х годов российское правительство предприняло первые шаги в направлении создания эффективной системы противодействия антигосударственному терроризму.

Согласно утвержденному в 1837 г. «Наказу гражданским губернаторам», им, как первым блюстителям «неприкосновенности верховных прав Самодержавия, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, Высочайших повелений, указов правительствующего Сената и предписаний начальства» на вверенной их заботам территории, вменялось в обязанности «охранять повсюду общественное спокойствие, безопасность всех и каждого и соблюдение установленных правил, порядка и благочиния» [5, с. 362].

5 августа 1861 г. были утверждены «Правила на случай объявления каких-либо местностей Западных губерний на военном положении» [2, с. 225226]. Правила предоставили генерал-губернаторам западных губерний особые права — самостоятельно, «не испрашивая на то Высочайшего разрешения», объявлять на военном положении местности, которые они «сочтут нужными». В объявленных на военном положении местностях расширялась юрисдикция военных судов, которым становились «подведомы все жители и чиновники воинские и полицейские». Военные суды рассматривали все дела об измене или бунте, неповиновении властям,

№ 5 / 2013 -Вестник Московского университета МВД России- 7

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

а также о подстрекательстве к таким преступлениям и выносили приговоры на основании полевых военно-уголовных законов. Приговоры утверждались генерал-губернаторами и немедленно приводились в исполнение. Кроме того, вводился запрет на «всякие собрания в публичных или частных домах, которые будут признаны вредными местной властью», а также на скопища «без нужды» на улицах и площадях. Военные чины, применившие оружие в случае оказываемого им сопротивления, освобождались от ответственно сти.

В сентябре того же года было Высочайше утверждено «Наставление военным начальникам в случае употребления войск для усмирения народных волнений и беспорядков» [3, с. 273-274], которое наделяло губернаторов правом призывать войска для подавления противоправительственных выступлений. Начальники присланных для означенной цели воинских команд передавались в распоряжение полицейских чиновников, по требованию которых могли употреблять «силу оружия». А согласно «Временному наказу уездным полициям» [4, с. 237], в «чрезвычайных случаях и при безотлагательной необходимости», полиция могла самостоятельно, без разрешения губернатора, потребовать «содействия военных команд».

Как видно из проведенного исследования, первые проявления терроризма в России имели место уже в начале XIX в.: террористические замыслы можно проследить в программных установках и практических действиях декабристов. В контексте противодействия этим идеологическим установкам и действиям во второй четверти XIX в. в Российской империи были образованы специальные структуры (III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Отдельный корпус жандармов), на которые были возложены функции политического сыска, противодействия терроризму и обеспечения безопасности государства. Старшим административно-полицейским руководством, своего рода головным координирующим органом в сфере противодействия терроризму в отдельных местностях, являлись губернаторы.

Литература:

1. Высочайше утвержденное Положение о Корпусе Жандармов. 1836. 1 июля // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е (далее — ПСЗ-2). Т. XI. Отд. 1. № 9355. § 53. СПб., 1837.

2. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров, распубликованное 9 того же Августа «О правилах на случай объявления каких-либо местностей Западных губерний на военном положении». 1861. 5 августа // ПСЗ-2. Т. XXXVI. Отд. 2. № 37328. СПб., 1863.

3. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров, распубликованное 21 того же Сентября «О Наставлении военным начальникам в случае употребления войск для усмирения народных волнений и беспорядков». 1861. 4 сентября // ПСЗ-2. Т. XXXVI. Отд. 2. № 37389. СПб., 1863.

4. Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров, распубликованное 24 того же Августа «О Временном Наказе Уездным Полициям». 1861. 16 августа // ПСЗ-2. Т. XXXVI. Отд. 2. № 37348. СПб., 1863.

5. Высочайше утвержденный общий наказ Гражданским Губернаторам.1837. 3 июня // ПСЗ-2. Т. XII. Отд. 1. № 10303. СПб., 1838.

6. Именной, объявленный из Сената «О государственных преступниках, осужденных к разным казням и наказаниям». С приложением Доклада Верховного Уголовного Суда. 1825. 13 июля // ПСЗ-2. Т. I. № 464. СПб., 1830.

7. Именной, данный Управляющему Министерством Внутренних дел «О присоединении Особенной Канцелярии Министерства Внутренних дел к Собственной Его Величества Канцелярии». 1826. 3 июля // ПСЗ-2. Т. I. № 449. СПб., 1830.

8. Именной, данный Управляющему Главным Штабом «Об учреждении пяти Округов Жандармского Корпуса. С приложением положения, росписей и штата». 1827. 28 апреля // ПСЗ-2. Т. II. № 1062. СПб., 1830.

9. Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина, 1860-1862 / Под ред. доктора исторических наук, профессора Л. Г. Захаровой. М., 1999.

10. Драницын С. Н. Польское восстание 1863 г. и его классовая сущность. Л., 1937.

11. Программа польского восстания, составленная 1-го марта 1861 года // Московские ведомости. 1863. 13 ноября. № 247.

12. Проект г. А. Бенкендорфа об устройстве высшей полиции // Русская старина. 1900. Декабрь. Т. 104.

8 -Вестник Московского университета МВД России- № 5 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.