Научная статья на тему 'У истоков экономического образования на Дальнем Востоке (1899-1923)'

У истоков экономического образования на Дальнем Востоке (1899-1923) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ / ВЫСШИЙ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВОСТОЧНОГО ИНСТИТУТА / ВЫСШИЕ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ КУРСЫ В ХАРБИНЕ / ФАКУЛЬТЕТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК / ECONOMIC EDUCATION IN THE FAR EAST / VLADIVOSTOK HIGHER POLYTECHNIC COLLEGE / STATE FAR EASTERN UNIVERSITY / ECONOMIC DISCIPLINES AT THE ORIENTAL INSTITUTE / HIGHER ECONOMICS AND LAW COURSES IN KHARBIN / FACULTY OF SOCIAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хисамутдинова Наталья Владимировна, Хисамутдинов Амир Александрович

Статья описывает процесс зарождения на Дальнем Востоке экономического образования, базой для которого послужили преподавание экономических дисциплин в Восточном институте (Владивосток, 1899-1920 гг.) и исследования на экономические темы его профессоров и студентов. Непосредственно подготовка экономистов началась в ноябре 1918 г. на экономическом факультете Владивостокского высшего политехникума (с 1919 г. политехнический институт), а с открытием Государственного Дальневосточного университета (Владивосток, апрель 1920 г.) осуществлялась в нем на факультете общественных наук. Авторы прослеживают преемственность содержания подготовки экономистов, когда преподаватели экономических дисциплин, переходя в другое учебное заведение, продолжали читать прежние курсы лекций. В статье отмечены региональные особенности экономического образования, такие, как изучение наряду с экономическими дисциплинами восточных языков, географии и политики стран Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие факультативных курсов региональной тематики. Особенностью Дальнего Востока было существование в 20-е гг. ХХ в. двух русских центров высшего образования во Владивостоке и Харбине (Китай), где экономическая специализация имелась на Высших экономико-юридических курсах (с 1 марта 1920 г.), с 1922 г. Юридическом факультете. В статье сообщаются краткие биографические сведения о первых преподавателях экономических дисциплин, перечисляются курсы, которые они вели. Статья написана с использованием материалов из зарубежных архивов и библиотек, где был выявлен ряд публикаций, относящихся к данной теме. Ее актуальность обусловлена новыми требованиями, которые сегодня предъявляются к подготовке специалистов экономического профиля в российских университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AT THE BEGINNINGS OF ECONOMIC EDUCATION IN THE FAR EAST (1899-1923)

The article is devoted to the emergence of economic education in the Far East Its foundation was laid by the Oriental Institute (Vladivostok, 1899-1920) where great attention was paid to teaching economic disciplines and economic research by professors and students. In November 1918, training of economists began at the Faculty of Economics of the Vladivostok Higher Polytechnic College (since 1919 the Polytechnic Institute), and with the opening of the State Far Eastern University (Vladivostok, April 1920) was transferred there, to the Faculty of Social Sciences. The authors trace the continuity of the content of economic education when teachers of economic disciplines, moving to another educational institution, continued to give previous lecture courses. The article reveals some regional features of economic education, such as teaching, along with economic disciplines, oriental languages, geography and politics of the Asia-Pacific countries. In the 1920s, the Far East featured two Russian centers of higher education. Beside Vladivostok there was another city with educational institutions, Harbin (China), where economic specialization was available at the Higher Economics and Law Courses (since March 1, 1920), the Law Faculty since 1922. The article provides brief biographical information about the first lecturers and professors of economic disciplines, listing the courses that they taught. The article was written using materials from foreign archives and libraries. Its relevance is due to new requirements that are currently being presented to the education of economic specialists at Russian universities.

Текст научной работы на тему «У истоков экономического образования на Дальнем Востоке (1899-1923)»

Педагогика. Образование

БСЯ dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-1/161-171

УДК 519.685, 004.656, 004.434 Н. В. Хисамутдинова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

А. А. Хисамутдинов2

Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения Российской академии наук Владивосток. Россия

У истоков экономического образования на Дальнем Востоке (1899-1923)

Статья описывает процесс зарождения на Дальнем Востоке экономического образования, базой для которого послужили преподавание экономических дисциплин в Восточном институте (Владивосток, 1899-1920 гг.) и исследования на экономические темы его профессоров и студентов. Непосредственно подготовка экономистов началась в ноябре 1918 г. на экономическом факультете Владивостокского высшего политехникума (с 1919 г. - политехнический институт), а с открытием Государственного Дальневосточного университета (Владивосток, апрель 1920 г.) осуществлялась в нем на факультете общественных наук. Авторы прослеживают преемственность содержания подготовки экономистов, когда преподаватели экономических дисциплин, переходя в другое учебное заведение, продолжали читать прежние курсы лекций. В статье отмечены региональные особенности экономического образования, такие, как изучение наряду с экономическими дисциплинами восточных языков, географии и политики стран Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие факультативных курсов региональной тематики. Особенностью Дальнего Востока было существование в 20-е гг. ХХ в. двух русских центров высшего образования - во Владивостоке и Харбине (Китай), где экономическая специализация имелась на Высших экономико-юридических курсах (с 1 марта 1920 г.), с 1922 г. - Юридическом факультете. В статье сообщаются краткие биографические сведения о первых преподавателях экономических дисциплин, перечисляются курсы, которые они вели. Статья написана с использованием материалов из зарубежных архивов и библиотек, где был выявлен ряд публикаций, относящихся к данной теме. Ее актуальность обусловлена новыми требованиями,

1 Хисамутдинова Наталья Владимировна - д-р ист. наук, профессор Института иностранных языков ВГУЭС; e-mail: natalya.khisamutdinova@vvsu.ru

2 Хисамутдинов Амир Александрович - д-р ист. наук, заведующий отделом научно-исследовательской работы Центральной научной библиотеки Дальневосточного отделения Российской академии наук; e-mail: khisamut@yahoo.com

161

которые сегодня предъявляются к подготовке специалистов экономического профиля в российских университетах.

Ключевые слова и словосочетания: экономическое образование на Дальнем Востоке; Высший владивостокский политехникум; Государственный Дальневосточный университет; экономические дисциплины Восточного института; Высшие экономико-юридические курсы в Харбине; факультет общественных наук.

N. V. Khisamutdinova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

А. А. Khisamutdinov

Central Academic Library, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences Vladivostok. Russia

At the Beginnings of Economic Education in the Far East (1899-1923)

The article is devoted to the emergence of economic education in the Far East Its foundation was laid by the Oriental Institute (Vladivostok, 1899-1920) where great attention was paid to teaching economic disciplines and economic research by professors and students. In November 1918, training of economists began at the Faculty of Economics of the Vladivostok Higher Polytechnic College (since 1919 - the Polytechnic Institute), and with the opening of the State Far Eastern University (Vladivostok, April 1920) was transferred there, to the Faculty of Social Sciences. The authors trace the continuity of the content of economic education when teachers of economic disciplines, moving to another educational institution, continued to give previous lecture courses. The article reveals some regional features of economic education, such as teaching, along with economic disciplines, oriental languages, geography and politics of the Asia-Pacific countries. In the 1920s, the Far East featured two Russian centers of higher education. Beside Vladivostok there was another city with educational institutions, Harbin (China), where economic specialization was available at the Higher Economics and Law Courses (since March 1, 1920), the Law Faculty since 1922. The article provides brief biographical information about the first lecturers and professors of economic disciplines, listing the courses that they taught. The article was written using materials from foreign archives and libraries. Its relevance is due to new requirements that are currently being presented to the education of economic specialists at Russian universities.

Keywords: economic education in the Far East, Vladivostok Higher Polytechnic College, State Far Eastern University, economic disciplines at the Oriental Institute, Higher Economics and Law Courses in Kharbin, Faculty of Social Sciences.

Несмотря на то, что знание экономики требуется во всех сферах деятельности, а экономические специальности традиционно пользуются большой популярностью у абитуриентов, история экономического образования по сравнению с техническим, историческим или юридическим исследована недостаточно. В имеющихся публикациях [1; 12; 13; 14] больше отражен современный этап подготовки экономистов, тогда как прошлому уделено мало

162

внимания. Между тем, в давние годы можно найти много полезного, что пригодится и сегодня.

Истоки экономического образования на Дальнем Востоке уходят в самое начало ХХ в. Изучение экономики началось еще в Восточном институте (Владивосток, 1899-1920). Он развивался как специальная высшая школа практического востоковедения с задачей готовить выпускников для административной и торгово-промышленной деятельности в странах Дальнего Востока, поэтому администрация и профессорско-преподавательский состав обращали большое внимание на экономические аспекты востоковедческого образования. Студенты в обязательном порядке изучали политическую экономию, международное и торговое право, экономическую географию стран Восточной Азии, историю дальневосточной торговли, основы гражданского и торгового права и судопроизводства, счетоводство, товароведение. Немало студентов Восточного института уже имели начальное экономическое образование, закончив коммерческие или реальные училища, поэтому их отчеты о летних командировках в соседние страны и выпускные работы часто посвящались экономическим проблемам: «Харбин как русский торгово-промышленный пункт» (Н. Кибардин), «Северо-Китайская железная дорога» (К. Дмитриев), «Фузянская железная дорога» (В. Надаров), «Трепанг, его промышленное значение» (М. Алексин) и т.д.

Профессорам Восточного института не были чужды и экономические темы. Так, китаевед А. В. Рудаков напечатал в 1903 г. очерк «Условия экономического быта Гириньской провинции». Перу востоковеда Н. В. Кюнера принадлежат монографии «Статистико-географический и экономический очерк Кореи, ныне японского генерал-губернаторства Циосен» (Владивосток, 1912) и «Европейская война и китайская промышленность» (Владивосток, 1916).

В 1901-1903 гг. кафедру коммерческих наук в Восточном институте занимал Владимир Иванович Зазерский. После окончания с золотой медалью Петровского коммерческого училища в Санкт-Петербурге (1892) его не раз командировали за границу для завершения коммерческого образования и подготовки к преподаванию коммерческих наук. В мае 1895 г. Зазерский прошел специальные испытания и был «признан способным к преподаванию бухгалтерии и купеческой арифметики» [6, с. 242]. С июля 1901 г. он преподавал в Восточном институте. Именно ему институт был обязан созданием Торгово-промышленного музея: большинство экспонатов собрал сам Зазер-ский во время поездок в Китай [7]. Эти командировки позволили ему изучить экономические проблемы соседних стран и издавать «Современную летопись Дальнего Востока», выходившую приложением к «Известиям Восточного института».

Особенно много работ по экономике Китая и Японии издал Н. И. Кохановский, читавший курсы юридических и экономических наук: «Очерк экономического положения Японии» (Владивосток, 1903), «Краткое обозрение системы мер и денег в Китае» (Владивосток, 1909), «Землевладе-

163

ние и земледелие в Китае» (1909) и др. Профессор Кохановский сыграл большую роль в становлении экономического образования на Дальнем Востоке. Он учился в Санкт-Петербургском университете: вначале на арабско-персидско-турецко-татарском отделении факультета восточных языков, а затем на юридическом факультете, который окончил в 1893 г. с дипломом первой степени и серебряной медалью за дипломную работу «О соперничестве водных путей с железными дорогами». Способного студента оставили в университете для подготовки к профессорскому званию, и в 1896 г. он защитил магистерскую диссертацию по политической экономии. Во Владивосток для работы в Восточном институте он приехал после двухгодичной научной командировки в Германию, где посещал лекции ведущих европейских экономистов. В 1900 г. его утвердили в должности доцента. После защиты в Томском университете диссертации «Экономика и экономический принцип в отношении к общей системе социальных знаний» (1916) он был назначен профессором после двух лет пребывания на должности исполняющего обязанности профессора.

Студент Восточного института той поры, будущий известный китаевед И. Г. Баранов вспоминал: «Экзамен по политической экономии при переходе на второй курс мы сдавали Николаю Ивановичу Кохановскому. Как преподаватель, нужно отдать ему справедливость, он отличался большой эрудицией. Составил свое учебное пособие по политической экономии, изданное литографским способом. По нему и требовалось отвечать на экзамене. Его манера читать лекции, почти не отрываясь от книги, некоторая сухость изложения не привлекали аудитории. Да и сам он как-то в разговоре после лекции с одним из офицеров-слушателей отзывался о своем предмете, политической экономии, как о науке второстепенной в программе Института восточных языков и такой дисциплине, которой не следовало особенно увлекаться студентам, главное внимание которых должно быть обращено на усвоение трудных языков Востока» [2, с. 84].

Это мнение о второстепенной роли лекций на экономические темы можно считать сугубо частным. Его опровергает анализ трудоустройства выпускников Восточного института: большинство находили применение своим знаниям в экономической сфере деятельности. О значении экономических дисциплин в учебных планах института говорит и регулярное переиздание лекций на эти темы. В частности, неоднократно переиздавались лекции Коха-новского по политической экономии [9], которые он читал с 1903-1904 академического года студентам всех четырех отделений Восточного института. В 1903 г. были изданы лекции Кюнера «Экономическая география Китая» и «Обзор открытых портов в связи с их ролью по внешней торговле Китая» (их он читал студентам в 1902-1903 академическом году), а также по коммерческой географии стран Дальнего Востока, прочитанные в 1908-1909 гг. (Владивосток, 1909).

Экономический аспект подготовки востоковедов подчеркивался и в документе 1916 г.: докладной записке ректора Восточного института

164

А. В. Рудакова Приамурскому генерал-губернатору. В ней институт назывался «единственным рассадником необходимых для края высших знаний не только в сфере практического востоковедения, но также и в области юридических и коммерческих наук, как бы совмещая в себе таким образом не только Восточный и Юридический факультеты Университета, но и Высший Коммерческий Институт» [11, с. 2].

Хотя о создании университета во Владивостоке начали говорить еще в 1910 г., отмечая 50-летие города, реальные условия для его открытия, как ни парадоксально, появились лишь с началом Гражданской войны. Она привела на Дальний Восток тысячи беженцев, среди которых, с одной стороны, было много деятелей высшей школы, в том числе экономистов, а с другой - студентов, вынужденных прервать учебу в вузах европейской России. По инициативе общественности во Владивостоке один за другим появились новые учебные заведения. В открытом в ноябре 1918 г. Высшем политехникуме (с октября 1919 г. - политехнический институт) одним из двух отделений (факультетов) было экономическое. Им заведовал Кохановский, преподавая статистику и политическую экономию. В 1919 г. он подготовил к защите еще одну научную работу - «Труд и его организация: теоретико-экономическое исследование», став на следующий год магистром политэкономии и статистики, что позволило ему занять более высокую должность - исполняющего обязанности ординарного профессора (с 6 октября 1919).

В политехникуме стали работать и другие преподаватели экономических дисциплин Восточного института. Курс кооперации и счетоводства вел Сергей Андреевич Андреев, выпускник Московского коммерческого института со степенью кандидата экономических наук первого разряда. Первый опыт преподавания коммерческих дисциплин он получил в Московском народном университете им. Шанявского (1915-1918). Во Владивосток он приехал по приглашению Кохановского и помимо работы в Восточном институте читал лекции по политической экономии и счетоведению во Владивостокском народном университете (1918) и Высшем политехникуме (политехническом институте) (1918-1920).

Доцентом по кафедре истории хозяйственного быта в 1919 г. стал востоковед Аркадий Николаевич Петров. Выпускник корейско-китайского отделения Восточного института (1907), он совершил несколько научных командировок в Японию и Китай, где преподавал в Императорском китайском институте западных языков в Тяньцзине (с 1908).

Факультативный курс лекций «Экономическая география Маньчжурии и Приамурья в связи с сопредельными странами Дальнего Востока» в 19181919 гг. прочитал Василий Васильевич Солдатов, издававший во Владивостоке еженедельный журнал «Приамурский крестьянин» (1918) и «Экономический еженедельник» (с 1921). Он обращал особое внимание на экономические связи российского Дальнего Востока с Китаем. В 1911-1915 гг. Солда-тов жил в Харбине, преподавая экономическую географию, статистику и политическую экономию в коммерческих училищах КВЖД, был одним из учре-

165

дителей Маньчжурского сельскохозяйственного общества (председатель) и редактором журнала «Сельское хозяйство в Северной Маньчжурии».

Андреев, Кохановский, Петров и ряд других преподавателей продолжили работу в открытом во Владивостоке в апреле 1920 г. Государственном Дальневосточном университете (ГДУ), в который вошли и Восточный институт, и экономический факультет Политехнического института. Ученые стали преподавать на факультете общественных наук, состоявшем из двух отделений: экономического и юридического. Андреев был преподавателем, затем доцентом по кафедре кооперативоведения (1920-1922). Широкая публика знала его по статьям на экономические темы в региональной печати. Петрова назначили экстраординарным профессором по кафедре истории хозяйственного быта и торговли и разрешили научную командировку в Китай и Японию, из которой он вернулся в октябре 1920 г. (Гос. архив Приморского края (ГАПК). Ф. 117. Оп. 6. Д. 45. Л. 34).

Кохановский в должности ординарного профессора читал лекции по политической экономии, статистике и истории экономических учений. При большой нехватке учебников и учебных пособий и невозможности получить их во Владивостоке в период Гражданской войны он посчитал необходимым очередное переиздание своих лекций. Он писал об этом 29 июня 1920 г. декану факультета: «Преподавание политической экономии крайне затруднительно отсутствием пособий для подготовки учащихся, чем задерживается и сдача зачетов по предметами политической экономии и истории экономических учений. Ввиду этого представляется настоятельная необходимость в новом, уже пятом, литографском или ином издании моего руководства, заключающего в себе изложение истории экономических учений, теории и специальной части политической экономии. Для выполнения такого издания я мог бы незамедлительно представить текст с необходимыми исправлениями и изменениями без увеличения в общем объеме курса» (ГАПК. Ф. 117. Оп. 6. Д. 18. Л. 1).

План-записка о преподавании дисциплин в 1920-1921 учебном году сообщала, что по объему научных знаний и правам выпускники экономического отделения соответствуют дипломированным специалистам аналогичного факультета бывших российских университетов, а сотрудниками факультета общественных наук «проводится научная разработка юридических и экономических дисциплин, а также сообщение учащимся высшего юридического и экономического образования, необходимого для научной, государственной, общественной или частной деятельности в соответствующих отраслях» [5, с. 358].

Первым деканом факультета общественных наук ГДУ был доктор гражданского права Сергей Павлович Никонов, окончивший юридический факультет Казанского университета (1890) и прослушавший курсы лекций в Берлинском, Гейдельбергском, Страсбургском и Парижском университетах. До Гражданской войны он преподавал в Демидовском юридическом лицее (Ярославль), Харьковском, Новороссийском (Одесском), Санкт-

166

Петербургском университетах. Гражданская война заставила ученого переехать в Сибирь. Сначала он был профессором торгового права в Томском университете, но в 1920 г. оказался во Владивостоке, где стал вести занятия по римскому и торговому праву в ГДУ.

13 июня 1921 г. Никонов уступил должность декана Кохановскому, который многое сделал для организации подготовки экономистов, обращая особое внимание на региональные аспекты, экономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, используя опыт Восточного института, Кохановский ввел экономическую специализацию и на юридическом отделении. Общее число студентов факультета общественных наук колебалось от 600 до 800 человек. Не все могли пройти полный курс обучения: одних призывали в армию, другие отправлялись на заработки или уезжали за границу. Текучесть наблюдалась и в профессорско-преподавательском составе, общая численность которого доходила до 20 человек [4, с. 358].

Лекции по экономическим дисциплинам и кооперации читал Аркадий Александрович Великопольский. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (экстерном, 1901), он сдал экзамены при учебном отделе Министерства финансов по группе экономических наук на право преподавания экономической географии. В 1907-1909 гг. он находился в научной командировке в Италии и Франции. Во время Гражданской войны он редактировал журналы «Железнодорожные потребители» (Пермь), «Уральский кооператор» (Екатеринбург), «Великий океан» и «Приамурский кооператор» (Владивосток).

Обязанности доцента по кафедре экономической политики исполнял (до 1922) Михаил Васильевич Абросимов. Он окончил Московский коммерческий институт (1915), где был оставлен для подготовки к профессорскому званию. До приезда во Владивосток Абросимов преподавал в Народном университете им. Шанявского (Москва) и Омском политехническом институте (доцент, 1917-1919).

Лекции по банковскому делу читал Владимир Яковлевич Исакович, выпускник юридического факультета Московского университета (1910). На Дальнем Востоке он был известен как предприниматель и общественный деятель. С 1912 г. он руководил дальневосточными отделениями Русско-Азиатского банка, с 1916 г. - во Владивостоке [8, с. 30-31]. Товароведение преподавал химик Евгений Иванович Любарский, приехавший во Владивосток вместе с эвакуированным Уральским горным институтом (1919).

Некоторые факультативные курсы вел Константин Константинович Кур-теев. Так, в 1920-1921 академическом году он прочитал лекции «Владивосток как торговый порт» [10]. К. Куртеев много писал на экономические темы, опубликовав во Владивостоке такие работы, как «Нужны ли Японии новые земли» (1921), «Экономическая проблема Приамурья» (1921), «Местные финансы Приморской губернии (за 3 года)» (1925) и др.

Практиком-экономистом был и выпускник Горного института в Санкт-Петербурге Леон Бернардович Чарницкий. Тематика его факультативных

167

курсов, вероятно, соответствовала его научным интересам: освоение и экономическое районирование Дальнего Востока, пути сообщения в регионе [8, с. 69].

Весной 1921 г. факультет общественных наук выпуска не производил, поэтому Государственная испытательная комиссия, общая для экономистов и юристов, постановила обе сессии, весеннюю и осеннюю, слить в одну с небольшим перерывом: с 1 октября по 10 декабря 1921 г. и с 5 января по 6 февраля 1922 г. Первым председателем Комиссии стал декан Н. И. Кохановский, а членами С. П. Никонов, В. А. Рязановский и М. П. Головачев. Своих выпускников еще не было, и комиссия проверяла знания у лиц, прослушавших юридические и экономические курсы других учебных заведений. Из 14 человек первые экзамены успешно выдержали семеро (шесть юристов и один экономист [5, с. 227].

К лету 1922 г. политическая ситуация во Владивостоке обострилась, а вместе с ней и противоречия внутри профессорско-преподавательского состава ГДУ. Не дожидаясь развязки военных событий, многие профессора подали заявления на отпуск в связи с командировкой в Китай, Японию или США, из которой уже не вернулись. Кохановский, например, задержался в Китае, сославшись на болезнь, и был уволен из ГДУ только в 1923 г. как «антисоветски настроенный». Большинство студентов предпочли эмигрировать вместе с преподавателями в Харбин, где к 1922 г. работали два русских учебных заведения, приравненные к высшим: Высшие экономико-юридические курсы (с 1 марта 1920) и Русско-китайский технический колледж (с 18 октября 1920).

Административная система в полосе отчуждения КВЖД способствовала контактам Харбина и Владивостока, и в 1922 г. Высшие экономико-юридические курсы получили аккредитацию ГДУ, став формально его юридическим факультетом и закрепив это в новом названии. Экономическая составляющая при этом осталась неизменной. Как писали, «основной задачей учебного заведения было дать молодежи, оканчивающей среднюю школу, высшее юридическое и экономическое образование, по типу европейских университетов, но восполненное изучением права и экономики края, а также восточных языков» [16, с. 1].

Почти все преподаватели Юридического факультета были из Владивостока. Профессор Кохановский в 1922-1923 гг. читал лекции и принимал выпускные экзамены по политической экономии. Эту же дисциплину преподавал доцент Абросимов. В 1929 г. он стал магистром политической экономии, защитив диссертацию в Русской академической группе в Париже. Исакович, работая с 1922 г. в Биржевом комитете, читал курсы «Банковское дело» и «Денежная система Китая» (1925-1937) [15, с. 8]. Дисциплину «Экономическая деятельность народов в районе Тихого океана» вел приват-доцент Кур-теев. Экономические дисциплины преподавал также редактор «Экономического вестника Маньчжурии» Солдатов (с 1923) [3, с. 347-350].

168

В дальнейшем экономическая специализация на Юридическом факультете в Харбине еще больше расширилась, были введены новые курсы, имеющие практическое значение для будущих сотрудников КВЖД, например, «Железнодорожные тарифы». В 1925 г. при большой востребованности экономистов выделили экономическое отделение с подотделами коммерческим, железнодорожным и (с 1926) восточно-экономическим. Задачей последнего была подготовка экономистов, которые могли бы работать в странах Дальнего Востока.

В ГДУ, напротив, с установлением советской власти экономическая специализация закрылась. С 1923 г. были введены в действие Декреты Совнаркома РСФСР «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР» и «Об обязательных для всех высших учебных заведений общественных дисциплинах» (1918), сместившие акцент с фундаментальной подготовки на более практические дисциплины. При этом факультет общественных наук упразднили, сочтя и экономику, и юриспруденцию буржуазными науками.

Оглядываясь назад, полезно переосмыслить опыт тех, кто стоял у истоков региональной экономической школы. Обзор биографий и научных трудов преподавателей экономических дисциплин свидетельствует о том, что среди них было много талантливых педагогов и ученых, хотя условия Гражданской войны и обстоятельства беженской жизни не всем дали возможность полностью раскрыть свой потенциал. Тем не менее, анализ их деятельности выявляет ряд моментов, которые сегодня можно использовать при подготовке экономистов. Это внимание к региональным проблемам, привлечение специалистов-практиков, изучение языков соседних стран, что особенно важно сегодня, когда к традиционным функциям университетов, образовательной и научно-исследовательской, добавилась еще одна — интеграция с производственными секторами региона с оперативным реагированием на запросы рынков.

1. Абанкина И. В. Перепроизводство экономистов и юристов в России - миф // Экономика образования. 2010. № 1. С. 103-105.

2. Баранов И. Г. Четыре года в Восточном институте. 1907-1911 гг. Из личных воспоминаний // Воспоминания о Восточном институте, 1907-1911 гг. / авт.-сост. А. А. Хисамутдинов, Г. П. Турмов. - Владивосток: Дальневост. федер. ун-т, 2015. С. 30-182.

3. В.В. Солдатов: (некролог) // Вестник Азии. Харбин. 1923. № 51. С. 347-350.

4. Георгиевский А. П. Государственный Дальневосточный университет в прошлом и настоящем // Приморье, его природа и хозяйство: сборник статей. - Владивосток, 1923. С. 349-360.

5. Государственная испытательная комиссия // Юридическое обозрение. 1922. № 6. С. 227-228.

6. Дмитриев А. Л. Владимир Иванович Зазерский // Очерки по истории финансовой науки / О. А. Ансберг, Ю. В. Базулин, С. А. Белозеров [и др.]. - Москва: Проспект, 2013. С. 241-249.

169

7. Обзор коллекций Торгово-промышленного музея при Восточном институте / сост. В.И. Зазерский. - Владивосток, 1903. - 83 с.

8. Ивашкевич. Писатели, ученые и журналисты на Дальнем Востоке за 1918-1922 гг. -Владивосток, 1922. - 72 с.

9. Кохановский Н. И. Политическая экономия: лекции, чит. в Вост. ин-те в 1908-1909 г. Вып. 1-3. - Владивосток: типолит. Вост. ин-та, 1909.

10. Куртеев К. К. Экономическая роль Владивостока. Ч. 1: Владивосток как торговый порт: курс лекций, прочит. в ГДУ в 1920-1921 акад. году // Известия восточного факультета ГДУ. Т. 66. Вып. 2. - Владивосток: Типолитогр. изд-ва «Свобод. Россия», 1921. 76 с.

11. Рудаков А. В. Докладная записка о назревших нуждах Восточного института в связи с вопросом о его реорганизации: задачи и деятельность. - Владивосток: Изд-во Вост. ин-та, 1916. - 23 с.

12. Семеко Г. В. Подготовка кадров экономистов и потребности экономики России // Экономика образования. 2006. № 6. С. 4-25.

13. Семеко Г. В. Основные тенденции в сфере подготовки кадров экономистов в России (1990-2005) // Экономические и социальные проблемы России. 2006. № 1. С. 129-147.

14. Сергеев А. С., Шарафутдинова Л. А. Осуществляем подготовку экономистов-менеджеров // Вестник ДВГАЭУ. 2004. № 3. С. 126-130.

15. Юбилей В. Я. Исаковича // Рубеж. Харбин, 1936. 6 июня. С. 7-9.

16. Юридический факультет О.Р.С.М. Харбин: Художеств. тип. «Заря», 1935. - 27 с.

Транслитерация

1. Abankina I. V. Pereproizvodstvo ekonomistov i yuristov v Rossii - mif // Ekonomika obra-

zovaniya. 2010. № 1. Р. 103-105.

2. Baranov I. G. Chetyre goda v Vostochnom institute. 1907-1911 gg. Iz lichnyh vospo-minanij // Vospominaniya o Vostochnom institute, 1907-1911 gg. / avt.-sost. A. A. Hi-samutdinov, G.P. Turmov. - Vladivostok: Dal'nevost. feder. un-t, 2015. Р. 30-182.

3. V. V. Soldatov: (nekrolog) // Vestnik Azii. Harbin. 1923. № 51. Р. 347-350.

4. Georgievskij A.P. Gosudarstvennyj Dal'nevostochnyj universitet v proshlom i nastoyashchem //

Primor'e, ego priroda i hozyajstvo: sbornik statej. - Vladivostok, 1923. Р. 349-360.

5. Gosudarstvennaya ispytatel'naya komissiya // Yuridicheskoe obozrenie. 1922. № 6. Р. 227-228.

6. Dmitriev A. L. Vladimir Ivanovich Zazerskij // Ocherki po istorii finansovoj nauki / O. A. Ansberg, Yu. V. Bazulin, S. A. Belozerov [i dr.]. - Moskva: Prospekt, 2013. Р. 241249.

7. Obzor kollekcij Torgovo-promyshlennogo muzeya pri Vostochnom institute / sost. V. I. Zazerskij. - Vladivostok, 1903. - 83 р.

8. Ivashkevich. Pisateli, uchenye i zhurnalisty na Dal'nem Vostoke za 1918-1922 gg. Vladi-

vostok, 1922. - 72 р.

9. Kohanovskij N. I. Politicheskaya ekonomiya: lekcii, chit. v Vost. in-te v 1908-9 g. Vyp. 1-3. - Vladivostok: tipolit. Vost. in-ta, 1909.

10. Kurteev K. K. Ekonomicheskaya rol' Vladivostoka. CH. 1: Vladivostok kak torgovyj port: kurs lekcij, prochit. v GDU v 1920-1921 akad. godu// Izvestiya vostochnogo fakul'teta GDU. T. 66. Vyp. 2. - Vladivostok: tipolitogr. izd-va «Svobod. Rossiya», 1921. 76 р.

11. Rudakov A V. Dokladnaya zapiska o nazrevshih nuzhdah Vostochnogo instituta v svyazi s voprosom o ego reorganizacii: zadachi i deyatel'nost'. Vladivostok: Izd-vo Vost. in-ta, 1916. - 23 р.

12. Semeko G. V. Podgotovka kadrov ekonomistov i potrebnosti ekonomiki Rossii // Ekonomika obrazovaniya. 2006. № 6. Р. 4-25.

170

13. Semeko G. V. Osnovnye tendencii v sfere podgotovki kadrov ekonomistov v Rossii (19902005) // Ekonomicheskie i social'nye problemy Rossii. 2006. № 1. Р. 129-147.

14. Sergeev A. S., Sharafutdinova L. A. Osushchestvlyaem podgotovku ekonomistov-menedzherov // Vestnik DVGAEU. 2004. № 3. Р. 126-130.

15. Yubilej V. Ya. Isakovicha // Rubezh. Harbin, 1936. 6 iyunya. Р. 7-9.

16. Yuridicheskij fakul'tet O.R.S.M. Harbin: Hudozhestv. tip. «Zarya», 1935. - 27 р.

© Н. В. Хисамутдинова, 2020 © А. А. Хисамутдинов, 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Хисамутдинова Н. В., Хисамутдинов А. А. У истоков экономического образования на Дальнем Востоке (1899-1923) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020. Т. 12, № 1. С. 161-171.

For citation: Khisamutdinova N. V., Khisamutdinov А. А. At the Beginnings of Economic Education in the Far East (1899-1923), The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2020, Vol. 12, № 1, pp. 161-171.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-1/161-171 Дата поступления: 18.02.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.