10.7256/2453-613X2018.1.26016
РН^НА:ЧМ011ЮА Intematюnal Music ^ил^, 2018 - 1
У истоков черкесской композиторской школы
Вишневская Лилия Алексеевна
доктор искусствоведения
профессор, кафедра теории музыки и композиции, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовская государственная консерватория
имени Л. В. Собинова"
410003, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Соколовая, 155/163, оф. 112
Статья из рубрики "Современная композиция"
Аннотация.
Предметом данной статьи является жизнь и творчество основоположника черкесской композиторской школы Аслана Алиевича Даурова. Это имя стало легендой для всего Северного Кавказа и за его пределами. В своей музыке, литературных, теоретических и просветительских трудах композитор аккумулировал мощь и силу художественного таланта черкесского народа, его тягу к творчеству. В титанической деятельности композитора проявились черты личности исторического масштаба, сравнимой с крупнейшими черкесскими просветителями XIX и XX веков.Стиль композитора изучается в контексте признаков традиционной северокавказской и академической европейской музыкальных культур. Их пересечение выявляет жанровую, исполнительскую, композиционную и драматургическую специфику музыки Аслана Даурова.Творчество Аслана Даурова впервые подвергается научному осмыслению. На основе исследования автор приходит к следующим выводам. Песня и танец являются жанровой и тематической платформой сочинений композитора. Работа с ними осуществляется на уровне художественного открытия кавказской народной музыки, которая способна выступать тематическим «зерном» для академических произведений. Не повторяя народную модель, но используя ее «знаки», композитор-академист создает свою антологию истории и музыкальной культуры кавказских народов. Иными словами, фольклор становится для композитора единственно достоверным и всегда современным «текстом культуры».
Ключевые слова: Черкесская композиторская школа, кавказская музыка, академическая музыка, Аслан Дауров, песня, цикл, сюита, обработка, камерность, переинтонирование
DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.26016
Дата направления в редакцию:
13-04-2018
Дата рецензирования:
13-04-2018
Творчество основоположника черкесской композиторской школы Аслана Алиевича Даурова (1940-1999) не укладывается в «прокрустово ложе» академического музыкального искусства. Его имя стало легендой не только в Карачаево-Черкесии, но и в других республиках Северного Кавказа и за его пределами. Композитор аккумулировал мощь и силу художественного таланта черкесского народа, его тягу к просвещению и творчеству. В титанической деятельности Аслана Даурова проявились черты личности исторического масштаба, сравнимой с крупнейшими просветителями: XIX век дал Черкесии историка, писателя, просветителя Султана Хан-Гирея, XX век — композитора Аслана Даурова.
«Глинкой Кавказа », черкесским «Генделем » называли Аслана Даурова в кругу российских композиторов.
«Песни и музыка Аслана Даурова чистые , благоуханные и целомудренные . Так и надо писать : красиво , просто , глубоко , стремясь к одной лишь правде , о чем наши композиторы частью позабыли , а большинство вообще не помышляет . Между тем , правда — отличает талант от посредственности » (Г. Свиридов).
«Аслан Дауров — высокопрофессиональный, разносторонне одаренный музыкант — композитор и дирижер» (Р. Щедрин).
«Аслан Алиевич Дауров , как композитор и человек , вне всякого сомнения , личность высокоодаренная . Он прекрасно владел оркестровым письмом и чудесным образом ощущал гармонию . Благодаря этому дару он и создал музыкальные шедевры , которые можно вынести на любую эстраду мира , и они произведут на слушателя очень сильное эмоциональное впечатление. Не у каждого современного композитора есть такие произведения . Помню , когда мы были молоды , в коридорах студенческого общежития на Малой Грузинской он с первой же встречи согрел меня теплом своей внутренней сущности . Он был удивительно светлый человек , с которым всегда было приятно встречаться , общаться . Мы , знавшие Аслана , говорили в шутку : встретишь с утра Даурова и у тебя отличное настроение на целый день . Его обычная приветливая улыбчивость , в конце концов , отражается и в его музыке . Я был очень рад , когда , уже будучи членом комиссии по Государственным премиям , мне привелось голосовать за Аслана . Я счастлив , что мы успели сделать это при его жизни . Тогда произведения , представленные Дауровым , мы рассматривали по двум главным критериям . Прежде всего , это профессионализм и чистое художественное воплощение , идущее от первого лица , которое нельзя позаимствовать , а только родить самом у. Они были рождены в глубине его натуры из индивидуального представления об искусстве звуков , о звуковом образе своей страны . Музыка Аслана глубоко национальна . И в наш век , когда мы живем в системе расширяюшегося асфальта , в системе глобализации , в системе поглощения всех индивидуальных явлений культуры массовыми , тиражированными явлениями культуры , подобное творчество представляется очень важным и ценным . Талант Даурова это якорь , удерживающий национальную культуру от исчезновения » (В. Задерацкий).
«Меня никогда и никто из адыгов так не удивлял и не поражал , как Тембот Керашев и черкесский "Моцарт " — Аслан Дауров » (У. Тхабисимов).
«Получил огромное удовольствие от всего - и от того , что в нотах , и от того , что на
пластинке . Меня всегда радует талантливая музыка и я от всего сердца благодарю Вас за доставленную радость . Вы настоящий композитор , и я счастлив . Ведь всего настоящего так мало » (В. Гаврилин).
«Талант Аслана Даурова был величайшим , его музыка всенародна, интернациональна . До сих пор не перестаю удивляться , сколько сил и энергии он приложил в становлении музыкального искусства кавказцев » (М. Кажлаев).
«Аслан Дауров является одним из самых выдающихся композиторов Северного Кавказа , представляющим один из многочисленных народов нашего региона - черкесов. Ответственность , которая легла на его плечи, как на первого черкесского профессионального композитора , была не проста . Он должен был повести за собой новое поколение музыкантов , проложив для них светлую дорогу своими яркими творениями . И Аслан сделал это . Музыка Аслана полна яркого солнечного света , звучит живым народным языком . Когда я бываю в Карачаево -Черкесии , то отмечаю , насколько созвучна эта музыка с удивительной природой края . Она у него зарождалась не от холодного рассудка , она проистекала из горячей души » (Ш. Чалаев).
«Отличаясь ярким национальным колоритом , песни Аслана Даурова связаны с лучшими традициями советской песенной школы . В них тонкое сочетание интонаций восточной музыки с напевностью русской песни » (Д. Тухманов).
«Для меня , дирижера оркестров многих стран мира и России , в музыкальном наследии замечательного , талантливого композитора Аслана Даурова привлекает мелодичность , народность в звучании каждого звука его произведений . Я был поражен , услышав их в исполнении симфонического оркестра Кабардино-Балкарии . Можно некоторые его произведения для оркестра сравнить с музыкой Бетховена , Баха и многих наших советских и российских композиторов , которые заметили его талант и приняли в свою талантливую семью . Я неоднократно слышал от наших корифеев музыкального искусства лестные слова в адрес Аслана . И я , как дирижер , всегда поддерживал их . При встречах с Асланом я всегда себя чувствовал неловко . Я не смог эту музыкальную культуру адыгов и других народов широко пропагандировать в мировом масштабе . О чем очень сожалею . Думаю , после выхода в свет двухтомника собраний его сочинений , можно более смело включать в мировую концертную программу музыку Аслана . Это
будет памятью о прекрасном композиторе нашего времени » (Ю. Темирканов) -Ш.
Прозвучавшие высказывания — лишь малая толика воспоминаний о композиторе, его творчестве и значении для музыкальной культуры Северного Кавказа.
Композиторское и дирижерско-хоровое образование Аслан Дауров получил в Московской консерватории (1963-1968), в которой обучался у В.Г. Фере (класс композиции), С.К. Казанцева и С. Благообразова (класс хорового дирижирования), С.А. Баласаняна (аспирантура). Духовное и художественное становление будущего основателя черкесской композиторской школы проходило в атмосфере насыщенной событиями и именами музыкальной жизни Москвы, навсегда обозначив высокую роль русской композиторской школы и большое значение интернационального элемента в творчестве композитора. Уже в студенческие годы, произведения Аслана привлекали внимание не только известных исполнителей, но и маститых композиторов. Таковым, в частности, стал написанный на последних курсах обучения цикл хоров a cappella «Пять горских песен », музыкальным материалом которого выступили песенные напевы кавказских народов (кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, грузины, чеченцы, ингуши). Это сочинение было включено в репертуар Московского государственного хора
10.7256/2453-613X2018.1.26016
РНШ-АЧМОШЮА International Music Journal, 2018 - 1
под руководством В.Г. Соколова и завоевало третье место на конкурсе молодых композиторов, возглавляемом Г.В. Свиридовым. Сдержанный и скупой на похвалу Георгий Васильевич высоко оценил сочинение и по его рекомендации, еще до окончания консерватории, Аслан Дауров становится членом Союза композиторов России.
Трудно переоценить пассионарную роль Аслана Алиевича в становлении и развитии профессионального музыкального образования в Карачаево-Черкесии, когда в 1972 году его назначают на должность директора Черкесского музыкального училища (в настоящее время это «Республиканский колледж культуры и искусств имени Аслана Даурова»). Он легко совмещал творческую, педагогическую, просветительскую и организационно-хозяйственную работу, всегда находился в центре музыкальных и художественных событий отечественной культуры. С эпохой Возрождения сравнивают очевидцы (в их числе и автор статьи) деятельность и творческий энтузиазм Аслана Алиевича. На базе педагогов и студентов училища он создает симфонический оркестр, которым руководит долгие годы. Вводит традицию выступлений в республике известных отечественных музыкантов и деятелей культуры и искусств (С. Бендицкий, В. Горностаева, В. Дударова, К. Кулиев, С. Михалков и многие другие). Становится инициатором изучения и популяризации традиционной музыки и исполнительского искусства народов Карачаево-Черкесии. Его собственная работа в этом направлении нашла отражение в большом количестве газетных и журнальных публикаций, а также в
монографических изданиях ^—3;4]. И, конечно же, Аслан Алиевич прилагал много личных усилий в выявлении музыкальных талантов для композиторского, исполнительского, музыковедческого обучения в Черкесском музыкальном училище и, в дальнейшем, в российских консерваториях (в числе его состоявшихся как композиторы учеников М. Туаршев, А. Готов).
У римского философа и писателя Сенеки есть мысль о том, что жизнь —это пьеса, и не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли она сыграна. С этой мыслью перекликается адыгская мудрость о том, что важно не то, кто живет в этом мире, а свершенные поступки и деяния. И в этом плане, жизнь, творчество, деяния Аслана Даурова на благо музыкального искусства, его девиз «Если не я, то кто же?» — наглядный пример ярко-многогранного раскрытия мудрости и менталитета адыга. Выдающийся музыкантский и организаторский талант композитора не остался незамеченным и получил высокую оценку. Аслан Дауров — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991), Лауреат государственной премии РСФСР (1991), председатель Ставропольского краевого отделения союза композиторов России (1988-1993), автор гимна Карачаево-Черкесии (1998). В 2002 году, указом президента Карачаево-Черкесии, имя Аслана Даурова было присвоено республиканскому колледжу культуры и искусств, а позднее появились
памятники композитору в гг. Черкесске и Хабезе (родине композитора) [5; 6' с- 194; 7' с-
Аслан Дауров — автор симфонической, камерной, вокальной и хоровой музыки, произведений для школьного репертуара и множества песен. В ряду особенно значимых: концертная лезгинка «Исламей » для симфонического оркестра; «Кавказская сюита » для солистов, хора и симфонического оркестра; «Горская рапсодия » для фортепиано и симфонического оркестра; «Горские симфонические танцы »; концерт «Чеченские и ингушские напевы » для виолончели и симфонического оркестра; «Земля адыгов » для солистов, смешанного хора и фортепиано; «Сонатина » для флейты и фортепиано; «Черкесская рапсодия » для скрипки и фортепиано; хоровая сюита «Карачаево -Черкесия моя »; «Пять горских песен » для смешанного хора; вокальные циклы на стихи К. Хетагурова и К. Кулиева. Но наиболее популярным жанром стала песня, к которой
композитор обращался на всех этапах своего творческого пути.
Песня и танец выступили жанровой и тематической платформой сочинений Аслана Даурова. Работа с ними осуществляется на уровне художественного открытия северокавказской народной музыки, которая способна выступать тематическим «зерном» для академических произведений. Не повторяя народную модель, но используя ее «знаки», композитор-академист создает свою антологию истории и музыкальной культуры северокавказских народов. Архаическая неразделимость песни-танца-наигрыша тонко ощущается в сплетении признаков каждого из жанров в рамках одного произведения. Поэтому ни одно вокальное сочинение не обходит элементы танцевально-инструментальной музыки, равно как в инструментальных произведениях композитора всегда присутствует песенное начало. В этом отношении, драматургия сочинений Аслана Даурова базируется на принципе переключения контрастов: героика-лирика, моторность-напевность, solo-tutti. Иными словами, фольклор становится для композитора единственно достоверным и всегда современным «текстом культуры».
Глубинное чувствование народного северокавказского элемента проявлено в камерности сочинений Аслана Даурова. Камерность характеризует не только произведения для двух исполнителей (голос и фортепиано/баян/аккордеон, голос и вокальный ансамбль, флейта/скрипка/виолончель и фортепиано), но и музыку для нескольких исполнителей (хоры, сочинения для симфонического оркестра). Масштабное препарирование камерности осуществляется за счет цикличных и сюитных форм, преобладающих в музыке композитора. Таковы циклы романсов на стихи К. Хетагурова и К. Кулиева, хоровая сюита «Карачаево -Черкесия моя », сюита для симфонического оркестра «Черкесские напевы » и другие.
Принцип обработки (транскрипции ) — доминирует в творчестве Аслана Даурова. Именно эта область показательна в плане эксперимента с техниками претворения фольклорного материала в виде двух типов транскрипций: обработки подлинных фольклорных образцов и обработки мелодий, сочиненных народными композиторами-исполнителями. Важность этого жанра объясняется возможностью приобщить современного слушателя к музыкальным традициям разных кавказских народов и расширять педагогический репертуар учебных музыкальных заведений северокавказских республик. Обработки Аслана Даурова — поистине интернациональны: обращены к напевам черкесов, кабардинцев и адыгейцев; ногайцев, карачаевцев и балкарцев; абазин, чеченцев и ингушей; абхазов и сванов; осетин и грузин. Такая широкая география корреспондирует с талантом композитором, с его творческим исследованием родственных признаков кавказского музыкального фольклора.
В самом общем плане, стиль Аслана Даурова определяется в контексте синтеза традиционного и общедоступного . Традиционный компонент стиля — это «договаривание» на новом тематическом уровне русской и европейской академических традиций (наподобие неоклассицизма, неоромантизма). Общедоступность стиля обращена к некоторым устоявшимся в XX веке принципам композиции. В музыке Аслана Даурова это тональность и модальность, диссонанс и новая трактовка консонанса, гомофония и полифония, ладовая централизация и переменность. Все тематические ресурсы (мелодия, ритм, гармония, фактура) «излучают» народную окраску и этим объясняется индивидуальность музыкального языка композитора. Так, мелодика базируется на таком типе переинтонирования народного образца, при котором, в отсутствие цитирования, всегда слышно этническое начало. Суперстратным содержательным компонентом мелодики выступает лирика, субстратным — плач (адыгская/кабардинская/черкесская гъыбзэ ). Жанр гъыбзэ открыто выражает
ментальность адыгов, имеет «судьбоносное» значение в адыгской песенной культуре и остро предчувствуется композитором. Таково, в частности, доминирование минорного лада, тягуче-звукового распева, напряженного ритма.
В сочинениях Аслана Даурова конструктивно-организующую силу приобрел ритм, остинатным пульсом сближающий мелодические темы разных жанров. Ритм становится активным проводником полифонических принципов развития и в этом отношении показательна доведенная до совершенства имитационная техника. Имитация предстает точным, варьированным, высотным, ритмическим и тембровым повторением, она способна «прорастать» в новые тематические элементы, сближается с каноническими техниками современной композиции. Имитационные принципы письма отразили традицию стреттного сольно-группового пения в музыкальной культуре адыгов, карачаевцев, балкарцев, абхазов, осетин и других северокавказских народов. Образцом сквозного использования имитационной техники выступает концертная лезгинка для симфонического оркестра «Исламей » — яркая по силе эмоционального воздействия и динамизму композиция на базе минимума средств.
Синтез разных стилей обнаруживает гармония в музыке Аслана Даурова. Ее народный компонент представлен доминирующей ролью интервалов октавы, квинты, кварты и созвучий их этих интервалов. Композитор обращается к особым диатоническим модусам кавказской музыки и присущим ей монодийным (переменность) ладогармоническим отношениям. Традиционно-европейский компонент выражен в тонально-функциональной организации системы на низшем (короткие обороты) и высшем (целостная форма) уровнях. Современные черты гармонии связаны с диссонансом (вертикаль нетерцовой структуры в виде аккордов с побочными и внедренными тонами); с «эффектом» политональности или полиладовости; с сонорным изложением вертикали, дающей ассоциацию с акустикой горного пространства (налицо изобразительные признаки гармонии).
В заключение отметим, что в данной статье представлены самые общие характеристики Аслана Даурова — человека, композитора и общественного деятеля. Изучение его оригинальной музыки, в том числе отражающих творческий процесс архивных рукописей, способно пролить свет на многие тайны истоков и будущего черкесской композиторской школы.
Библиография
1. Дауров Д., Шидов Ю. Аслан Дауров. Оборванные струны сердца. Черкесск, 2012. 334 с.
2. Дауров А. Гармонистка Зули Ерижева. М.: Советский композитор, 1976. 24 с.
3. Дауров А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1974. 84 с.
4. Дауров А. Умар Тхабисимов. М.: Советский композитор, 1981. 44 с.
5. Аслан Дауров. Пой, Кавказ. Музыкальное наследие в 2-х томах: Том I. 392 с.; Том II. 420 с. М.: Композитор, 2010.
6. Известные люди Карачаево-Черкесии. Черкесск: Институт гуманитарных исследований, 1997. 586 с.
7. Музыкальная энциклопедия в шести томах. Том 6. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 741.