Научная статья на тему 'Творчество якутского композитора Захара Степанова: тематическое и жанровое многообразие'

Творчество якутского композитора Захара Степанова: тематическое и жанровое многообразие Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1985
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОД САХА / ЯКУТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / ЯКУТСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ЯКУТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ЯКУТСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ СТИХ / ЮКАГИРСКАЯ МИФОЛОГИЯ / ЯКУТСКИЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОБРАЗЫ АРКТИКИ / SAKHA PEOPLE / YAKUT COMPOSERS / YAKUT ACADEMIC MUSIC / YAKUT FOLKLORE / YAKUT FOLKLORE VERSE / YUKAGHIR MYTHOLOGY / YAKUT STRING INSTRUMENTS / IMAGES OF THE ARCTIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саньяхова Наталья Иннокентьевна

В статье рассматривается тематическое и жанровое многообразие творчества старейшего из якутских композиторов Захара Константиновича Степанова. Многогранное творчество признанного мастера обогатило отечественную музыкальную культуру самобытными образцами якутской национальной музыки. Композитор на протяжении многолетнего творческого пути создал яркие, оригинальные произведения во всех жанрах академической музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF THE YAKUT COMPOSER ZAKHAR STEPANOV: THEMATIC AND GENRE DIVERSITY

The article considers the thematic and genre diversity of the creative work of one of the oldest Yakut composers, Zakhar Konstantinovich Stepanov. Many-sided creativity of the recognized master enriched the national musical culture with original examples of the Yakut national music. The composer created bright, original works in all genres of academic music throughout the long creative career.

Текст научной работы на тему «Творчество якутского композитора Захара Степанова: тематическое и жанровое многообразие»

Саньяхова Наталья Иннокентьевна

ТВОРЧЕСТВО ЯКУТСКОГО КОМПОЗИТОРА ЗАХАРА СТЕПАНОВА: ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ

В статье рассматривается тематическое и жанровое многообразие творчества старейшего из якутских композиторов - Захара Константиновича Степанова. Многогранное творчество признанного мастера обогатило отечественную музыкальную культуру самобытными образцами якутской национальной музыки. Композитор на протяжении многолетнего творческого пути создал яркие, оригинальные произведения во всех жанрах академической музыки. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-2735.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 140-144. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Аванесов Г. А. Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 575 с.

2. Аванесов Г. А., Вицин С. Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М.: Знание, 1972. 32 с.

3. Криминология: учебник / под ред. В. Д. Малкова. М.: ИНФРА-М, 2006. 528 с.

4. Криминология: учебник / под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. В. В. Лунеева. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. 630 с.

5. Омигов В. И. Прогноз преступности как эффективное средство противодействия преступности // Юридические записки. 2014. № 1. С. 9-14.

6. INDECT. For the Security of Citizens [Электронный ресурс]. URL: http://www.indect-project.eu (дата обращения: 14.07.2017).

7. Predicting Crime, LAPD-style [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/cities/2014/jun/25/predicting-crime-lapd-los-angeles-police-data-analysis-algorithm-minority-report (дата обращения: 14.07.2017).

8. The Predictive Policing Company [Электронный ресурс]. URL: http://www.predpol.com (дата обращения: 14.07.2017).

9. TrapWire. The Intelligent Security Method [Электронный ресурс]. URL: http://sur.ly/i/trapwire.com/ (дата обращения: 14.07.2017).

PREDICTION OF CRIMES AS A FORM OF CRIMINALITY PREVENTION

Sal'nikov Anton Vladimirovich

East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk

Antonsalnikov1987@mail. ru

The article addresses the issue of criminality prevention, as well as "crime prognostication" as a possible form of prevention. The author proves the expediency of the development of the newest information complexes in the system of domestic criminality prevention. It is noted that state politics currently demands from the law enforcement authorities of the Russian Federation to conduct analysis, storage and processing of analytical data for their subsequent use in official activity and prediction of the criminality dynamics, which will allow developing effective methods of its prevention.

Key words and phrases: crime prediction; crime prevention; crime suppression; crime exclusion; crime apprehension; prognostics; criminology.

УДК 7.071(571.56) Искусствоведение

В статье рассматривается тематическое и жанровое многообразие творчества старейшего из якутских композиторов - Захара Константиновича Степанова. Многогранное творчество признанного мастера обогатило отечественную музыкальную культуру самобытными образцами якутской национальной музыки. Композитор на протяжении многолетнего творческого пути создал яркие, оригинальные произведения во всех жанрах академической музыки.

Ключевые слова и фразы: народ саха; якутские композиторы; якутская академическая музыка; якутский фольклор; якутский фольклорный стих; юкагирская мифология; якутские струнные инструменты; образы Арктики.

Саньяхова Наталья Иннокентьевна

Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск &П10307@mail. т

ТВОРЧЕСТВО ЯКУТСКОГО КОМПОЗИТОРА ЗАХАРА СТЕПАНОВА: ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Жизнь и творчество старейшего якутского композитора Захара Константиновича Степанова являются образцом созидательного и последовательного развития яркого композиторского дарования, упорного педагогического труда, многолетнего и преданного служения музыкальному искусству родной республики. Захар Константинович является первым профессиональным композитором из народа саха, ставшим заслуженным деятелем искусств России, лауреатом премии Союза композиторов России и премии имени Д. Д. Шостаковича, народным артистом РС (Я). Он творчески претворил музыкальные традиции отечественной композиторской школы, обучаясь мастерству у лучших педагогов и музыкантов Сибири и Якутии Г. А. Григоряна, А. Ф. Мурова, Г. Н. Иванова.

Нужно подчеркнуть, что до сих пор в современном якутском музыкознании рассматривались лишь отдельные аспекты творческого наследия этого композитора в обзорных статьях исследователей З. И. Кириллиной [4], Г. М. Кривошапко [6], В. Г. Никулина [7], П. В. Павловой [10], Т. В. Павловой [11], Л. К. Потаповой [12], Ч. К. Скрыбыкиной [17] и др., и полное представление творческой личности композитора пока не было

выполнено. В данной статье раскрывается многогранный творческий облик композитора, моменты формирования неповторимой творческой личности З. К. Степанова, дается краткий обзор основных творческих достижений композитора.

З. К. Степанов создал свой самобытный музыкальный стиль, в жанрах и формах академической музыки отражающий специфику музыкального мышления якутского народа. При огромном богатстве содержания и различии средств его воплощения все созданное З. К. Степановым обладает типическими чертами, присущими творчеству композитора. Глубинные корни самобытного творческого языка композитора питаются из вечного родника якутского фольклора. Национальные певческие традиции прочно отложились в сознании композитора. Глубокое проникновение в интонационный строй народной песни, манеру традиционного вокального и инструментального исполнения сформировало стиль его музыки.

Кратко опишем жизненный путь композитора, уделив внимание основным идейно--художественным влияниям эпохи и окружения композитора, оказавшим воздействие на его творчество. В целом жизненный и творческий путь композитора можно разделить на следующие периоды.

1941-1949 гг. - детские годы (композитор родился в 1930 году в Кобяйском районе Якутской АССР). Необходимо подчеркнуть, что маленький Захар с детства знал и жадно впитывал в себя все музыкальные особенности, характерные черты сельской жизни, в том числе якутский фольклор как органичную часть тогдашнего быта. Впоследствии индивидуальный интонационный язык композитора включит в себя национальное народно-песенное начало как опору мелодического творчества. И это будет естественным и само собой разумеющимся, поскольку композитор формировался под влиянием якутских напевов, которые постоянно звучали в детстве Захара. Будущий композитор рос, впитывая в себя напевы якутской обрядовой песни тойука и эпоса олонхо, которыми хорошо владел отец-охотник. Отец также приобщил сына к игре на национальном струнно-смычковом инструменте кырыымпе. От него же маленький Захар унаследовал любовь к пению. Позже, в школе, любознательный мальчик постиг основы музыкальной грамоты и научился играть на мандолине. Композитор еще в детстве стал свидетелем шаманского ритуала своего деда, который навсегда запал в душу впечатлительного мальчика и впоследствии стал источником создания знаменитой симфонической картины «Ритуальный танец шамана». Его воспоминания, нахлынувшие во время поездки в родные места, и полученные в детские годы впечатления вылились в это произведение. В симфонической картине силой своего таланта композитор смог блестяще воссоздать запечатленный в детстве образ шамана и воплотить все этапы ритуального действа. В детский период проявляются первые организаторские способности юноши в сельской музыкальной среде, а также формируются творческие наклонности будущего композитора - самостоятельное овладение игрой на гармошке, балалайке, баяне.

1950-1957 гг. - годы учебы в Якутском музыкальном училище по классу баяна. Проявление тяги к сочинительству. Первое знакомство в стенах училища со своим будущим наставником и учителем Г. А. Григоряном. Захар Степанов, студент-баянист, уже тогда проявлявший тягу к сочинительству, начинает посещать консультации Г. А. Григоряна. Встреча с крупным музыкантом-фольклористом в самом начале творческого пути станет решающей в дальнейшей судьбе и становлении Захара Константиновича как профессионального композитора. Именно Г. А. Григоряна он будет считать своим наставником и учителем [3]. В этот же период З. К. Степанов призывается в ряды Советской армии, где показывает себя как активный участник и организатор музыкальной жизни гарнизонов гг. Иркутска, Красноярска и Новосибирска в качестве руководителя самодеятельного ансамбля песни и пляски.

1957-1964 гг. - активный период работы в качестве сельского учителя музыки в Кобяйской школе Якутской АССР. Становление З. К. Степанова как яркого организатора музыкально-просветительской работы в масштабах района и республики. Ему удается организовать удивительные по тем временам коллективы: хор старшеклассников из 110 человек и младший хор в составе 40 человек, оркестры народных и духовых инструментов [5]. Это были годы очень плодотворной деятельности учителя музыки Захара Степанова. Дружбу со своими учениками «учитель музыки» пронес через всю жизнь. Двое из них стали талантливыми драматургами: в свое время композитор написал музыку к их спектаклям «Таю ищет солнце» и «Сватовство». В 2014 году Захар Степанов выпустил песенный сборник на стихи своих земляков. Интересно, что из одиннадцати авторов пятерых Захар Константинович учил в школе на уроках музыки [15].

1964-1972 гг. - годы учебы в Новосибирской государственной консерватории по классу композиции. В разные годы азы композиторского мастерства получает в классах А. Ф. Яковлева, Г. Н. Иванова, А. Ф. Мурова, Ю. П. Юкечева. Выпускается с монументальной ораторией «Славься, земля Олонхо!», которая становится событийным явлением в якутской музыкальной культуре начала 70-х годов.

С 1972-го года и по сей день - годы многогранной творческой деятельности композитора - педагогической, организационно-просветительской и собственно композиторской. На примере самого длительного периода, охватывающего более сорока лет, остановимся подробнее.

После окончания консерватории Захар Степанов включается в активную творческую работу, которая разворачивается по нескольким линиям - собственно композиторское творчество, организационная деятельность в Союзе композиторов, педагогический труд. Начнем с последнего.

С 1972 года и по сей день он преподает музыкально--теоретические дисциплины в Якутском музыкальном колледже им. М. Н. Жиркова, отдавая этой работе много энергии и душевных сил. Через его руки прошли студенты многих отделений. На уроках он часто опирается на якутский материал, включая его как национально-региональный компонент в программу, например, по инструментовке. Композитор свободно владеет новыми информационными технологиями, которые активно внедряет в преподавание своих предметов.

Еще одной гранью творчества З. К. Степанова в 70-90-е годы являлась его активная деятельность в сотрудничестве с Республиканским Домом народного творчества, одной из задач которого была подготовка молодежи к композиторской деятельности. Музыкант по праву гордится тем, что он внес свой вклад в подготовку композиторов и мелодистов, работающих в разных направлениях. Многие из них стали профессиональными композиторами и позже влились в состав Союза композиторов Якутии.

Композитор уделяет пристальное внимание и художественному воспитанию якутских детей. Так, в родном Кобяйском улусе по инициативе З. К. Степанова в свое время открылись (и до сих пор существуют) две детские музыкальные школы.

В 1970-е годы в республике настоятельно назрел вопрос создания своего композиторского союза. Председателем был избран Н. С. Берестов. Сейчас Союз композиторов Якутии состоит из одиннадцати человек. Являясь признанным флагманом национальной композиторской школы, Захар Степанов в разные годы успешно возглавлял Правление Союза композиторов Якутии (1989-1995 гг., 2000-2016 гг.). В 80-90-е годы творческая деятельность Союза композиторов Якутии была обширна и велась по многим направлениям. Это были музыкальные фестивали, авторские и тематические концерты, конкурсы, конференции, проводимые совместно с художественными коллективами музыкального театра, филармонией не только в Якутске и районах республики, но и за ее пределами [2]. Деятельность Союза композиторов под руководством Захара Степанова вносила, по мнению ответственного секретаря этой организации, музыковеда Ч. К. Скрыбыкиной, «значительный вклад в развитие духовного потенциала республики, отражая культурные ценности, заложенные в древней музыке северных народов» [8]. Высокую оценку таланта якутского композитора дал бывший председатель Союза композиторов России В. И. Казенин: «Захар Константинович Степанов высокоодаренный композитор, профессиональный музыкант, внес весомый вклад в дело развития музыкальной культуры своей республики. Авторитет композитора Степанова З. К. очень высок в российском музыкальном пространстве» [9].

Но главным занятием композитора остается музыка.

Для республики 1970-е годы стали периодом становления якутской композиторской школы, временем, характеризующимся активными поисками национального стиля в музыке. Тема воспевания якутского народа и первозданной природы республики нашла достойное претворение в 4-частной оратории композитора «Славься, земля Олонхо!» [13]. Исполненная симфоническим оркестром и хором Якутского радио и телевидения в 1973 году, она стала заметным явлением якутской музыкальной культуры начала 70-х годов. Обладая даром эпического повествования, З. К. Степанов в произведении придерживается крупных обобщенных образов. Главное действующее лицо оратории - якутский народ, который показан в разных ипостасях. С одной стороны, это простой народ, в прошлом угнетенный, «заточенный в кандалы», с другой - народ-богатырь, сила которого помогла ему выстоять в тяжелой борьбе за светлое будущее. Кроме того, это народ, крепко связанный со своей матерью-землей, трудолюбивый, любящий ее, умеющий веселиться, радоваться, взращивающий свое молодое поколение. И наконец, это народ, бережно сохраняющий и оберегающий свои корни и традиции. Мелодический стиль оратории во многом определен широким обращением к якутскому традиционному стилю пения дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. В хоровых сценах широко используются приемы современной композиторской музыки: имитационная и контрастная полифония, сложные тональные планы, линеарность мелодического развития и др. Монументальная оратория знаменует собой начало яркого творческого пути композитора и открывает новую страницу в становлении и развитии кантатно-ораториального жанра в якутской музыкальной культуре.

В эти годы, после окончания консерватории, Степанов начинает интенсивно работать над совершенствованием своего композиторского почерка, осваивая основные жанры классического музыкального искусства. Им была создана одночастная лирическая кантата, посвященная выдающемуся сыну якутского народа, основоположнику якутской литературы П. А. Ойунскому, - «Встреча с Ойунским» (1974). Своеобразной подготовкой к будущим музыкально-сценическим произведениям явилось создание музыки к четырем драматическим спектаклям: «Сердце солдата» И. М. Гоголева (1973), «Пока бьется сердце» С. П. Данилова (1973), «Шалун-шалунишка» И. М. Гоголева (1977), «Манчаары» В. Протодьяконова (1978). В этот же период была написана симфоническая картина «Ритуальный танец шамана» (1976), ставшая впоследствии визитной карточкой композитора.

В 1980-е годы творческую индивидуальность композитора характеризуют, прежде всего, крупные произведения симфонического жанра, отображающие одухотворенные образы пробуждающейся, цветущей природы, многообразие ее красок, глубокую оптимистичность и жизнерадостность бытия. Это симфоническая сюита «Северная праздничная» (1980), поэмы «Сватовство» (1981), «Зов солнца» (1982), увертюра «Радость» (1984). Причудливые сказочные образы предстают в музыке для детей - мюзикле «Сказки старика Сээркээнэ» (1987).

Поистине знаковой в обширном творчестве композитора является его героико-лирическая опера «Колыбельная» на либретто И. М. Гоголева (1985). В образе якутской женщины Кюбэйик, потерявшей на войне пятерых своих сыновей, нашла олицетворение высокая тема безграничной материнской любви. Ее убаюкивающая колыбельная песня - это символ начала человеческой жизни, которую человек хранит в сердце всю жизнь. На контрастном сопоставлении героико-драматических и песенно-лирических тем построена композиция как крупных развернутых частей, так и небольших эпизодов. Композитор углубляет элементы музыкального драматизма и психологической разработки образов, находит новые выразительные средства вокальной декламации, особенно в партии главной героини оперы Кюбэйик. Интонация колыбельной песни, основой которой является восходящий секстовый интервал в распевном мелодическом рисунке, проходит через всю оперу (арии, ансамбли, хоры), обеспечивая ее образное и интонационное единство. Черты ораториальности присущи хоровым

обрамлениям оперы: хоровая декламация в эпилоге-реквиеме выполняет роль памфлета-воззвания. Образные обобщения, символичность и метафоричность роднят оперу с эпосом. В якутской музыке это единственная монументальная опера на тему Великой Отечественной войны. Значимость этого произведения для музыкальной культуры России подчеркнута присуждением якутскому композитору высшей премии Союза композиторов России - премии им. Д. Д. Шостаковича. С момента его создания традиционными стали постановки оперы «Колыбельная» на сцене Государственного театра оперы и балета РС (Я) в преддверии празднования Дня Победы.

В последующий период (1990-е годы) результатом творческого сотрудничества композитора с режиссерами-постановщиками Ф. Потаповым и В. Фоминым стало создание музыки к драматическим спектаклям Якутского театра «Таю ищет солнце» (1990) и «Сватовство» (1992). Картины прошлого оживают в сюите для хомуса «Песнь якута», концерте для тромбона и симфонического оркестра «Сказание олонхосута» (1997).

Безусловно, центральным произведением этого десятилетия является оперетта З. К. Степанова «Аана бу-олар Аана» («Анна есть Анна») на либретто П. Н. Тобурокова (1990), расширившая жанровые границы якутской музыки. Надо отметить, что и по сей день этот музыкально-театральный жанр недостаточно разработан якутскими композиторами - зачинателем первой якутской оперетты является Г. А. Григорян, создавший «Цветок Севера» (1962). Таким образом, З. К. Степанов продолжил жанровую традицию своего учителя. Композитор изображает незатейливую, полную разных повседневных забот и событий жизнь маленькой якутской фермы, особое внимание уделяя теме созидательного и радостного труда. Спектакль рассказывает о неприхотливой сельской жизни 70-х годов прошлого века, о трудовой традиции, когда по призыву партии и комсомола молодые люди оставались работать на селе. Автор либретто известен как яркий поэт, воплотивший в своем творчестве фольклорные традиции в стихосложении и образном ряде. Отталкиваясь от своеобразной меняющейся структуры фольклорного стиха, композитор в музыкальном материале оперетты сочетает якутскую песенность (характерной чертой которой является использование традиционного вокального приема кылыса£) с национальными танцевальными ритмами. Вместе с тем спектакль создан в русле классических традиций жанра оперетты: в нем много смешных диалогов, ситуаций, танцевальных эпизодов, ансамблей, есть место и любовной лирике и сатире.

В первой половине 2000-х годов Захар Константинович, продолжая разрабатывать тему великого якутского поэта и писателя П. Ойунского, подвергает новой редакции свою одночастную кантату «Встреча с Ойунским», которая позднее перерастает в эпическую ораторию «Славься, моя Якутия» (2003). Знаменательными произведениями этого периода являются хоровая сюита «Радость Великой Победы» (2005) и одно из самых пронзительных и лиричных произведений композитора - реквием «Посвящение» для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи А. Борисовой (2006) памяти супруги Захара Константиновича - Марии Евстафьевны Степановой [16]. Мотив одиночества и огромного горя пронизывает поэтические строки реквиема. В произведении происходит трансформация жанра реквиема - крупной вокально-циклической формы - в камерную форму, созвучную романсу. С традиционным жанром его роднит содержание поэтического текста и исполнительский состав (наличие оркестра и солистов). Камерное звучание подчеркивается немногочисленным составом оркестра - флейта, альт, скрипка, виолончель. Выбор партий солистов (сопрано и бас) навевает воспоминание о 14-й симфонии Д. Шостаковича, написанной для подобного исполнительского состава. Это подлинный «диалог двух сердец», музыкально претворенный в переплетении вокальных партий. В одночастном произведении ясно прослеживается деление на 3 раздела, в каждом из которых музыкальный материал изложен в куп-летно-вариантной форме. Стройность структуре произведения придают инструментальные обрамления. Органичным является приглушенное звучание вокализа сопрано (образ жены), в котором интонация скорби - нисходящая малая секунда, со времен эпохи барокко символизирующая плач и скорбь, - занимает главное место. Остановка на сильных долях, короткие секундовые «соскальзывания», высокая тесситура голоса сопрано, звучащего в унисон с флейтой, привносят в вокализ звукоизобразительный момент - плач, всхлипывания. При крайнем лаконизме применяемых гармонических средств композитор в ясном простом изложении добился большой выразительности в мелодике, гармонии, фактуре. Тонкую лирическую проникновенность поэтического текста композитор облек в форму своеобразного музыкального диалога. Прежде всего, это произведение глубоко исповедального характера, единственного в своем роде в творчестве композитора.

В этот же период композитор создает не только инструментальные и вокальные произведения, но и крупное театрально-сценическое произведение - трехактный балет «Ярхадана» по мотивам юкагирской мифологии на либретто Л. Н. Жуковой (2001 г.) [4]. Богатая интонационная палитра фольклорных мелодий юкагирского, эвенкийского и чукотского народов нашла композиторское преломление в музыкальной ткани этого спектакля. Звукопись партитуры балета передает причудливые образы сказочных персонажей, волшебство и красочность пробуждающейся природы, таинство ритуальных обрядов, многообразие танцевальных ритмов Севера. В музыке балета огромную роль играют колористические, тембровые, фактурные, сонорные элементы, и поэтому для воплощения легендарно-сказочной образной сферы композитор обратился к составу оркестра национальных инструментов Национального театра танца Якутии. Благодаря характерному тембру якутских струнных инструментов тангсыр, кырыымпа, кылысах и ударных - кюпсюр, джага, дюнгюр, эвенский бубен, атаара создается очень своеобразный музыкальный облик танцевального спектакля [14]. В составе оркестра присутствуют и европейские инструменты, такие как скрипка, флейта и баян. Произведение получило высокую оценку известного фольклориста, крупного специалиста в области изучения музыкальной культуры народов Северной Азии Ю. И. Шейкина, поставившего балет «Ярхадана» «в ряд неординарных событий в культуре и искусстве РС (Я)» [1, с. 64].

В последние годы в творчестве З. К. Степанова наблюдается всплеск интереса к симфонической музыке. Во многом это обусловлено тяготением автора к тембровой драматургии в воплощении фантазийных и сказочных образов Арктики. Таковы одночастные картины и фантазии «Танец цветов Севера» (2008), «Снежный человек Чучуна» (2009), «Танец удаганки» (2013), «Снежная пурга Арктики» (2014), «Эхо-Магия-Тайна мира» (2015) и другие.

На протяжении всей своей жизни композитор создает песни. Именно в них З. К. Степанов отразил характерный для всего творческого наследия круг основных образов и тем. Это воспоминания о детстве и юности, светлая любовь; образ матери, первого учителя, родной природы; тема войны, в которой раскрывается героизм подвига земляков во время Великой Отечественной войны (1941-1945) и т.д. [15]. Композитор рано понял значение созидательного и полезного труда, ведь привычка к каждодневному труду была заложена у него с детства - в годы войны мальчик был отличным косцом и даже стал стахановцем сельского труда. И поэтому тема вдохновенного и радостного труда, отданного во благо народа, получит всестороннее отражение в песенном творчестве композитора. В песенном жанре раскрывается основная суть творчества З. К. Степанова - близость к традициям якутского фольклора, причастность к национальным корням.

Таким образом, широта тематического охвата и жанровое многообразие отличают композиторский стиль Захара Константиновича Степанова. Безусловно, его самобытное творчество является неотъемлемой частью и достоянием якутской музыкальной культуры последней четверти XX - начала XXI в. В связи с этим исследование жизни и творчества З. К. Степанова как художественного отражения данного периода является одним из путей к пониманию специфики становления и развития якутской композиторской школы в культурно-историческом контексте времени.

Список источников

1. Баишев Г. С. По страницам моей жизни / сост.: В. А. Захарова, В. Н. Черноградская. Якутск: Алаас, 2016. 96 с.

2. Берестов Н. С. Будут музыкальные премьеры // Социалистическая Якутия. 1987. 8 ноября.

3. Грант Григорян: сб. ст. и материалов Республиканской науч.-практ. конф. / сост. Г. Г. Алексеева. Якутск: Полиграфист, 2000. 208 c.

4. Кириллина З. И. Ярхадана - легенды, воплощенные в балете // Музыка. Исполнительство. Образование: сб. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. М. Берлянчик. Якутск: СВФУ, 2013. С. 336-341.

5. Композитор Захар Степанов / сост. З. И. Кириллина. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. 40 с.

6. Кривошапко Г. М. Музыкальная культура якутского народа. Якутск: Кн. изд-во, 1982. 183 с.

7. Никулин В. Г. Пути становления и развития хоровой культуры Якутии: творчество, исполнительство, образование / отв. ред. Е. Б. Долинская. Якутск: ЦУМОРИ ПРЕСС, 2010. 261 с.

8. О присвоении почетного звания «Народный артист Российской Федерации» Степанову З. К.: наградной лист // Якутский музыкальный колледж им. М. Н. Жиркова. 2015 год. Пункт 15.

9. О Степанове З. К.: письмо Союза композиторов России к Министерству культуры и духовного развития РС (Я) № 326 от 22.12.2010 г.

10. Павлова П. В. Опера «Колыбельная» З. Степанова: претворение традиций олонхо // Якутия музыкальная. 2011. № 3. С. 57-60.

11. Павлова Т. В. Союз композиторов Республики Саха (Якутия): время, события, люди. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2006. 192 с.

12. Потапова Л. К. Якутская музыкальная культура и ее деятели. Якутск: Полиграфист, 2000. 168 с.

13. Саньяхова Н. И. Кантатно-ораториальное творчество якутских композиторов: исторический аспект // Актуальные проблемы национальной композиторской школы. Якутск: ИЦ АГИКИ, 2016. С. 70-81.

14. Саньяхова Н. И. Музыкальные образы в балете З. К. Степанова «Ярхадана» // Аргуновские чтения. Якутск: ИЦ АГИКИ, 2016. С. 339-344.

15. Саньяхова Н. И. О песенном творчестве З. К. Степанова // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования. Якутск: ИЦ АГИКИ, 2014. С. 90-92.

16. Саньяхова Н. И. Реквием «"Посвящение" - исповедь композитора» // Актуальные вопросы современного музыкального творчества, исполнительства, образования: сб. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. М. Берлянчик. Якутск: ИЦ АГИКИ, 2017. С. 188-195.

17. Скрыбыкина Ч. К. Гармония в музыке современных якутских композиторов: монография. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. 243 с.

CREATIVITY OF THE YAKUT COMPOSER ZAKHAR STEPANOV: THEMATIC AND GENRE DIVERSITY

San'yakhova Natal'ya Innokent'evna

Arctic State Institute of Art and Culture, Yakutsk sni0307@mail. ru

The article considers the thematic and genre diversity of the creative work of one of the oldest Yakut composers, Zakhar Kon-stantinovich Stepanov. Many-sided creativity of the recognized master enriched the national musical culture with original examples of the Yakut national music. The composer created bright, original works in all genres of academic music throughout the long creative career.

Key words and phrases: the Sakha people; Yakut composers; Yakut academic music; Yakut folklore; Yakut folklore verse; Yukaghir mythology; Yakut string instruments; images of the Arctic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.