Научная статья на тему 'У ИСТОКОВ BELCANTO: О СТАНОВЛЕНИИ СТИЛЯ К. МОНТЕВЕРДИ В ОПЕРЕ "ОРФЕЙ"'

У ИСТОКОВ BELCANTO: О СТАНОВЛЕНИИ СТИЛЯ К. МОНТЕВЕРДИ В ОПЕРЕ "ОРФЕЙ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
226
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНТЕВЕРДИ / ТРАКТОВКА ВОКАЛЬНОГО НАЧАЛА / ГОЛОС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куклев Андрей Владимирович

В статье анализируется сцена Орфея из третьего действия оперы К. Монтеверди «Орфей». Представленные два варианта вокальной партии дают возможность понять принципы трактовки голоса, которыми руководствуется Монтеверди, а также позволяют определить его как первого классического композитора belcanto.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS OF BELCANTO: FORMATION OF C. MONTEVERDI'S STYLE

Origins of belcanto: formation of C. Monteverdi's style (by Kuklev A. V.). The scene from the third act of Monteverdi's opera «Orpheus» is analyzed in the article. The presented two variants of the vocal part give the opportunity to understand the principals of voice treatment which Monteverdi followed as well as to define him as the first classical belcanto composer.

Текст научной работы на тему «У ИСТОКОВ BELCANTO: О СТАНОВЛЕНИИ СТИЛЯ К. МОНТЕВЕРДИ В ОПЕРЕ "ОРФЕЙ"»

Литература

1 Музыкальный словарь Гроува / Перевод с английского, редакция и дополнения Л. О. Акопяна. Второе русское издание, исправленное и дополненное. М.: Практика, 2007.

УДК 78

© Куклев А. В. 2011

У ИСТОКОВ BELCANTO: О СТАНОВЛЕНИИ СТИЛЯ К. МОНТЕВЕРДИ

В ОПЕРЕ «ОРФЕЙ»

В статье анализируется сцена Орфея из третьего действия оперы К. Монтеверди «Орфей». Представленные два варианта вокальной партии дают возможность понять принципы трактовки голоса, которыми руководствуется Монтеверди, а также позволяют определить его как первого классического композитора Ъе1сагй:о.

Ключевые слова: Монтеверди, Орфей, трактовка вокального начала, голос, Ъе1сайо.

Известно, что опера как специфический музыкально-театральный жанр получила первое теоретическое обоснование в конце XVI века в работах группы ученых-гуманистов Флоренции. Участники флорентийской камераты ориентировались на античную трагедию, которая воспринималась как близкий к идеалу союз слова и музыки. Многие исследователи (Р. Челлетти, Б. Горович, Н. Андгуладзе) считают, что греческая трагедия является сообразным эпохе оперным представлением. Этимология слова «трагедия» указывает на специфику этого жанра: греч.тpayю8ía, от трауо^ — козел и — песнь. Одним из мощнейших истоков трагедии считается культ Диониса, а именно посвященные ему дифирамбы. Именно в дио-нисийских культовых песнях присутствовал элемент театрализации, когда многие участники этих празднеств переодевались в козлиные шкуры.

К началу XVII века античная трагедия стала объектом истории культуры, и флорентийцы могли руководствоваться только лишь воспоминаниями, а также музыкально-теоретическими изысканиями античных мыслителей. Так, например, В. Галилеи во многом опирался на труды Платона. В трактовке вокальных партий члены камераты стремились к мелодекламации, представляющей «нечто среднее между разговором и пением» (Пери). Конечно, на этом трудном пути не могло не быть сомнений, и один из апологетов нового жанра прямо говорит: «.. .я не могу утверждать, что пение греков и римлян было именно таким, однако, музыка доставит нам нечто похожее на их пение только тогда, когда наше пение приблизится к речи» [цит. по: 2, с. 93] (курсив мой. — А. К.). В желании достичь смысловой ясности и точности композиторы флорентийской школы превратили мелодию в «кардиограмму» текста, которая имеет целью буквально изображать значение поэтического слова.

Создание оперы как музыкально-театрального жанра с развитыми вокальными и инструментальными партиями удалось венецианскому композитору Клаудио Монтеверди, который на основании идей флорентийцев приходит к собственному стилю.

Т. Н. Ливанова справедливо отмечает, что «Монтеверди придавал большой выразительный смысл инструментальному началу, предельно до той поры расширяя его роль в вокальных сочинениях» [7, с. 345]. Именно Монтеверди принадлежит заслуга утверждения самостоятельной значимости гармонии в вокальной музыке. Это совершенно логично приводит к возникновению законченных форм высказывания персонажей в музыкальном театре, что, кстати, имеет мало общего с тягучей, непрерывной мелодекламацией флорентийцев. Утверждение функциональной логики последования: тоника-субдоминанта-доминанта выявляет важную роль каданса, который членит музыкальную ткань и обозначает границы разделов форм. Таким образом, в операх Монтеверди приобретают очертания, ставшие впоследствии классическими, основные формы итальянского Ье1саи1;о. Характерным примером этого

является мольба Орфея «Possente spirto» («Орфей», 1607; 3 акт), к подробному анализу которой обратимся позднее.

Монтеверди одним из первых оперных мастеров использовал оркестр, практически идентичный классическому симфоническому оркестру. Так, в «Орфее» (1607) оркестровая группа состоит из сорока музыкантов, то есть инструментальный ансамбль (у Пери, Каччи-ни), располагавшийся за сценой, превращается в полноценный оркестр (напомним, буквальный перевод термина — «площадка перед сценой»).

Однако необходимо учитывать специфику инструментального начала в ренессансном музыкальном языке, которую подробно раскрыл Б. В. Асафьев, говоря об истоках мелодии в музыкальном искусстве. «История обоснования интервалов нашего европейского лада... обнаруживает очень уж явную их вокальную сущность» [1, с. 213]. Именно отталкиваясь от вокальной природы инструментальной мелодии, Монтеверди определил ее выразительные возможности, исследовал разнообразные сочетания голоса и сопровождения и выявил голос как солирующий инструмент в опере. Он основывается не на простом следовании речевым интонациям, а на их музыкально-психологическом обобщении.

Оркестр в операх Монтеверди из средства фоновой поддержки певца становится полноправным участником представления, средством создания образа. Добиваясь большей включенности музыки в действие, Монтеверди изменяет состав своего оркестра, и к последним операм («Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи») он расстается практически со всеми старинными инструментами: на первый план выходят скрипки, которые играют ведущую роль в оркестре.

Популярность оперного творчества Монтеверди и актуальность его в наши дни во многом объясняются тем, что в его творениях максимально полно используются выразительные возможности голоса. Венецианский мастер не сковывает себя рамками декламации и тяготеет более широкому музыкальному развитию.

Именно Монтеверди делает первые серьезные шаги в выявлении новой формы выражения певческого голоса — культуры belcanto. Интересен тот факт, что Р. М. Мори в своей книге «I maestri del belcanto» [11] определяет его как одного из первых1 вокальных педагогов. Известно одно из основополагающих требований Монтеверди к певцам — «Выделите грудь!». Некоторым исследователям это дало основания упрекать его в пропаганде грудного дыхания, что представляется неверным. Это указание на грудную опору голоса, о которой говорит в XIX веке Ф. Ламперти, позволяет использовать грудную клетку как мощнейший резонатор. На этом же основывается требование старой итальянской школы о «развернутой, раскрытой груди» (Дж. Манчини) и соотносится с требованиями о «выпирающем эпигастри-уме» (А. Юварра).

Первый опыт Монтеверди в оперном жанре — «Орфей» (1607) — основан на мифологическом сюжете, и композитор гениально понимает природу мифа, который не является «идеальным понятием и также не идеей и не понятием. Это есть сама жизнь» [8, с. 38]. Миф об Орфее скрывает в себе идею о преходящем характере счастья и неоднозначности земного бытия. Восторженно-лирическое отношение к миру, свойственное Орфею до утраты Эври-дики, не смогло ему дать полноценного представления о мире. Смерть Эвридики и последующие за этим испытания позволяют Орфею, погруженному в пучину горя и страдания, испытать себя в борьбе. Вторая потеря Эвридики в царстве Аида символизирует неверие человека в судьбу, желание постоянно оглянуться и увериться в том, что и так определено. И только через бездну страдания и смирения Орфей достигает вершины просветления — встреча с Аполлоном и приобщение к богам.

Миф об Орфее был весьма популярен во времена зарождения оперы. «Эвридики» Пери (1600) и Каччини (1602) достаточное тому подтверждение. Исследователь Л. Кириллина считает, что «для оперы чрезвычайно важно было особое качество именно этого культурного героя: его человеческая цельность и в то же время сложность, которую вынужден был запечатлеть даже чуждый психологизму миф» [4, с. 84].

Интересно, что флорентийцы называют свои творения «Эвридика», а Монтеверди избирает иное наименование — «Орфей». Данный выбор не случаен. Основной мотив мифа об Орфее лежит на поверхности — сила искусства, способная преобразовать мир. Однако Монтеверди трактует иначе известный миф; сосредоточивая внимание на страданиях и переживаниях, в которых наиболее полно раскрывается сущность человеческой души. И в данном контексте миф об Орфее давал богатую почву для художественного творения. Монтеверди удалось воспринять миф согласно его изначальной природе, и он трактует историю Орфея как бытийственное, обладающее реальной жизненной силой, явление, которое воплощает идею. Благодаря этому «Орфей» достигает подлинно творческих вершин . Р. Роллан напоминает, что написание «Орфея» соотносится по времени с тяжелой болезнью любимой жены композитора, и «отпечаток этой подавленности лежит и на его прекрасной партитуре, столько страниц которой имеют личный характер» [9, с. 90].

Характерным для оперного стиля Монтеверди и его понимания природы певческого искусства является центральный эпизод третьего действия оперы, в котором Орфей умоляет Харона перевезти его через Стикс.

Основной особенностью музыки этого эпизода является наличие двух вариантов вокальной партии. Первый представлен в виде простого речитативного ариозо, не имеющего практически никаких виртуозных украшений, второй - обильно колорированное ариозо. Этот фрагмент стал «яблоком раздора» для историков и теоретиков музыки. Так, А. Бейшлаг, характеризуя данный эпизод, упрекает Монтеверди в том, что «стремление к выразительности было не в состоянии ограничить манию украшательства» [3, с. 26]. Но вряд ли этот выпад имеет под собой основания, поскольку подозрения в бессмысленной виртуозности не объясняют намерений композитора.

Существует мнение, что Монтеверди написал виртуозную версию исходя из того, что Орфей — легендарный певец, и для более полной характеристики главного героя композитор написал этот вариант с подчеркнутой выразительностью, тогда как выровненная версия наиболее полно отвечает стремлениям композитора. В то же время Р. Челлетти считает, что «виртуозная версия намного лучше другой и должна была иметь всепоглощающее воздействие на аудиторию» [10, p. 43].

Для того, чтобы приблизиться к пониманию данного явления, необходимо рассматривать все условия воплощения виртуозной версии. Прежде всего, тембр голоса певца, представленный в сложной и острой ритмической организации — contraltista castrato (кастрат-контральто) — ирреален в своей бисексуальной звучности, он способен передать особое состояние мучительности и пронзительной эмоциональности. Здесь проявляется монтеверди-евское понимание изобретенного им stile concitato — взволнованного стиля, когда певец должен исполнить группу шестнадцатых или тридцатьвторых на одной ноте. «Четырехчет-вертная нота, взятая только один раз, соответствует одному удару спондея, но будучи разложена на 16 шестнадцатых, ударяемых последовательно одна за другой, и связана с текстом, выражающим гнев или негодование, создает сходство с тем, что я искал...» [цит. по: 3, с. 26]. Примечательно, что композитор указывает на необходимость исполнения именно в том виде, как записан нотный текст. Эти «биения» голоса определялись Монтеверди как один из основных признаков «взволнованного стиля» [7, c. 360].

Ариозо Орфея имеет строфическую форму, строфы отделены друг от друга оркестровыми фрагментами, причем каждому фрагменту соответствует определенный инструмент. Монтеверди оперирует различными тембрами в зависимости от смысла и степени виртуозности партии певца. В первой строфе реплики Орфея прерываются стремительными концертирующими взлетами дуэта скрипок, которые как лучи солнца оттеняют одинокую мольбу главного героя. Г. Кречмар считает, что блестящие инструментальные пассажи (первая строфа — скрипки; вторая строфа — корнеты; третья строфа — арфы) имитируют властную игру Орфея на лире, которой он пытается заворожить Харона [6, с. 83-84]. Диалог скрипок в последовательном движении охватывает диапазон в октаву. Все возрастающее напряжение Орфея, умоляющего Харона, передано в повышении тесситуры скрипичных партий: отправ-

ной точкой струнных последовательно служат первая, третья и пятая ступени основной тональности d-moll.

Вторая и третья строфы отмечены все возрастающей сложностью виртуозных пассажей. Их композиционная связанность достигается посредством практически неизменного интонационно, но ритмически варьированного баса.

Взаимодействие голоса и оркестра организовано по принципу комплементарности: виртуозная активность композитором умело сочетается с мелодической и ритмической разреженностью изложения. Напряженность и драматичность подчеркнуты изломанностью пунктирного ритма в мелких длительностях, а также секвенционным построением мелодической линии. Виртуозность вокальной партии возрастает от строфы к строфе с кульминацией в третьей. Инструментальные ритурнели характеризуют эмоциональное состояние героя и дополняют смысл каждой из строф, этим же продиктован и выбор солирующих инструментов. Так, упоминание об Аиде сопровождается духовыми (корнет), а звучание арфы символизирует священный инструмент лиру.

Четвертая строфа резко отличается от предыдущих трех. Орфей называет себя («Orfeo son io») и сетует на то, что никто на свете не в силах помочь ему.

Характерны изменения в мелодической линии баса во второй части строфы на словах «Ahi, chi nega il conforto a le mie pene?» («Увы, кто может поддержать меня в моем страдании?»). Впервые на протяжении всего центрального эпизода третьего действия бас идет строго в нисходящем хроматическом движении (с G к H), характерном для аффекта жалобы и скорби.

1.

--h

-7Í--А- ■-ti--- k Г * Ь-в-г—1

Орфей отвечает на свой риторический вопрос: «Sol tu, nobile dio puoi darmi aita» («Лишь ты, великий бог, можешь помочь мне»). Обращение Орфея к богу композитор облекает в форму речитативного построения, основанного на спокойном ритмическом рисунке. Если в предыдущих трех строфах Орфей пытался очаровать Харона своим певческим искусством, не обращаясь (как простой смертный) со своей просьбой об освобождении Эвридики, то в четвертой строфе он умоляет, не прибегая к певческому искусству.

Лишь в окончании просьбы Орфея «Sol di corde soavi armo le dita contra cui rigida alma invan slmpetra» («Только нежными струнами вооружаю я свои пальцы, против которых непреклонна душа, умоляемая напрасно») в вокальной партии на словах «invan s Impetra» («умоляемая напрасно») отмечается квинтовый скачок с последующим нисходящим заполнением, в том числе группами шестнадцатых («биения» голоса).

Пятая строфа сольного высказывания Орфея отделена ответом Харона, который отказывает ему в переправе через Стикс. Сокрушенные стенания Орфея воплощены в музыке нисходящими движениями (аффекты скорби, жалобы).

Замечательное открытие Mонтеверди — финал сцены. Слова последней надежды «Rendetemi il mio ben, tartarei numi» («Верните мне мое счастье, духи ада») накладываются на восходящее движение вокальной партии и одновременно нисходящее движение баса. Согласно эстетическим принципам Mонтеверди, «человеческий голос стремится вверх параллельно возрастающему душевному волнению» [6, c. В1].

2.

Р Г f ГГ Е f 1 Г Р' E^F

RjcflF - te - nu'ia iiijo Ъс-ц Rcu ■ ;1с - К - qiL j L ш_с Ixjj

. f.L' - tí.

re. >Tú - mi.

O.

Значение Монтеверди в истории вокального искусства и развитии оперы очень велико — эта оценка является сегодня общепринятой. Однако в творчестве великого мастера есть фрагменты, трактуемые неоднозначно. К числу спорных принадлежит и сцена Орфея и Ха-рона из третьего действия оперы «Орфей».

Есть предположения, что в период создания «Орфея» Монтеверди находился под влиянием флорентийской концепции музыкальной драмы, а потому считал цветистое пение неизбежным злом, которое применял исключительно для создания сценических эффектов. «Это старый предрассудок нашей историографии, — разъясняет Р. Челлетти, — который происходит частично из-за лакейского преклонения перед немецкой музыкальной драмой и желания видеть в Монтеверди предшественника Глюка, вместо того, чтобы рассматривать (его) как чрезвычайно разнообразного, современного, но барочной природы» [10, р. 41].

Это заблуждение породило миф о Монтеверди как противнике мелизматического пения, однако фрагменты, подобные предлагаемой выше сцене Орфея и Харона, убеждают нас в обратном. В произведениях, дошедших до наших дней, Монтеверди «представляет canto spianato и canto fiorito в соответствии со сценической необходимостью и с аффектами, которые необходимо имитировать» [10, р. 42].

Данное утверждение итальянского музыковеда доказывает беспочвенность споров о тяготении Монтеверди к флорентийской или римской традиции. Гениальность венецианского мастера проявилась прежде всего в способности к синтезу достижений предшествующей эпохи и собственная пытливость. Необходимо помнить, что Монтеверди работал на стыке двух культурных эпох — Ренессанса и барокко, и это отразилось в разграничении «первой» и «второй» практик соответственно. Исходя из этого, истолкование творчества Монтеверди необходимо основывать на том, что новое знание эмерджентно, оно «не выводимо из элементов наличного осознанного знания, и в то же время латентно предопределено в элементах знания, имеющихся на данный момент» [5, с. 123].

Примечания

1 К числу первых вокальных педагогов традиционно относят Дж. Каччини, а первым вокально-методическим трактатом belcanto считают его «Nuove musiche» (1602).

2 Данное утверждение основывается на утверждении А. Ф. Лосева о разрешении антиномии сознания и бытия в творчестве. «Чтобы творить, надо, очевидно как-то затратить сознание..., но оставаться в области сознания для творчества недостаточно, и надо, чтобы это сознание как-то переходило в бытие и отражалось в нем. Абсолютная мифология и есть... теория творчества» [8, с. 262].

Литература

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1972. 376 с.

2. Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии. Ч.1. М.: Музсектор Госиздата, 1929. 247 с.

3. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. М.: Музыка, 1978. 320 с.

4. Кириллина Л. Орфизм и опера // Музыкальная академия. 1992, № 4. С. 83-94.

5. Князева Е. Синергетическое видение креативности человека // Грани научного творчества. -М., 1999. 134 с.

6. КречмарГ. История оперы. Л.: Academia, 1925. 406 с.

7. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. М.: Музыка, 1983. 462 с.

8. Лосев А. Диалектика мифа. М.: Академический проект, 2008. 265 с.

9. Роллан Р. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти // Роллан Р. Mузыкально-историческое наследие. В 8-ми вып. Вып.1. M.: Mузыка, 1986. 311 с.

10.Celletti R. Storia del belcanto. Firenze, 1983. 221 р.

11 Maragliano Mori R. I maestri del belcanto. Roma, 1953. 246 р.

УДК 78

©Мутузкин И. А., 2011

ИТАЛЬЯНСКИЙ ФЛЕЙТОВЫЙ КОНЦЕРТ ЭПОХИ БАРОККО

Рассматривается процесс зарождения жанра инструментального концерта в период барочного музыкального искусства и претворение его в области флейтовой музыки XVII-XVIII вв. С эстетических позиций эпохи барокко определяются специфические черты жанра концерта для флейты на примере сочинений Вивальди, Перголези, Тартини.

Ключевые слова: концерт для флейты, музыкальное искусство эпохи барокко, Италия.

Художественный стиль барокко, господствующий в европейском искусстве XVII-XVIII веков, в наибольшей степени — в отличие от классицизма и рококо — отразил глубочайшие внутренние противоречия эпохи. Барочная музыкальная культура характеризуется известной двойственностью, которая отражается в слиянии «старого» и «нового», соединении традиционного и новаторского. Стремясь глубже воплотить многосторонний мир душевных переживаний человека, композиторы обращаются к поиску новых средств выразительности.

Оглядывая начало этой «переломно-переходной» эпохи, можно наблюдать отход от единой системы запретов, правил и предписаний искусства ренессансной, палестриновской полифонии. Происходит разрушение контрапунктной логики, норм голосоведения, внедрение динамических и темповых указаний и к XVII веку искусство эпохи Возрождения перестает быть незыблемым авторитетом. Постепенно гомофония и связанная с ней система ма-жоро-минора, сменившая старинные лады, захватила все области музыки, послужив рождению новых жанров, таких как опера, оратория, кантата, а также сюита, соната, концерт.

Одним из самых важных жанров инструментальной музыки, рожденной в период эпохи барокко, был инструментальный концерт. История развития этого жанра берет начало в церковной музыке конца эпохи Возрождения, чаще заключая в себе смысл ансамблевого сотрудничества и обозначая музыку для вокальных или для смешанных вокально-инструментальных групп. Самыми первыми опубликованными концертами считаются итальянские Концерты Андреа и Джованни Габриелли (1587). Именно в Италии этот жанр получил свое наиболее значительное развитие и достиг расцвета в творчестве выдающихся мастеров своего времени Арканджело Корелли (1653-1713) и Антонио Вивальди (1678-1741).

Композитором, сыгравшим ведущую роль в становлении концерта, являлся итальянский скрипач, композитор и педагог Арканджело Корелли. В его concerto grosso отчетливо наметились тенденции, которые впоследствии привели к созданию скрипичного концерта, прежде всего в творчестве Антонио Вивальди. В концертах Арканджело Корелли проявляются такие черты как отсутствие тематических контрастов в пределах частей, сопоставление solo и ripieno для активизации музыкальной ткани, ясный и открытый образный мир. В целом важные достижения в жанре концерта были связаны с группой венецианских композиторов в начале XVIII века. В 1700 году Томазо Альбинони выпустил сборник скрипичных концертов, которые состояли из трех частей (быстро-медленно-быстро). Его примеру последовал Антонио Вивальди, создавший невероятное количество концертов — 46 concerti grossi и 447 сольных для самых разнообразных инструментов и составов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.