НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И КУЛЬТУРА
У.А. Винокурова
ПОСТСОВЕТСКИЙ СИБИРЯК: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ*
Большая Сибирь, включающая в себя и Дальний Восток, является сложной структурой идентичностей более 30 коренных народов, укоренившихся татар, украинцев, белорусов, немцев, литовцев, эстонцев, поляков и др., тяготеющих к культурной автономии, а также многочисленных локальных групп русских, имеющих свои территориальные идентичности в главных центрах Сибири и сибирских субъектных федераций (забайкальцы, дальневосточники, новосибирцы, красноярцы, омичи, томичи, иркутяне, якутяне, магаданцы, хабаровчане и т.д.). В последние десятилетия Сибирь, теряя население в связи с миграцией в европейскую часть России, активно пополняется мигрантами из сопредельных азиатских стран. Вместе с тем Сибирь была и остается целостным геокультурным образом азиатской России, обладающей обобщенной идентичностью ее жителей, что особенно четко проявилось в постсоветское время. Всероссийская перепись населения 2010 г. свидетельствует о появлении идентичности региональной общности «сибиряк», что является впервые официально оформленным проявлением самоопределения сибиряков.
Постсоветская Сибирь становится все более провосточной, т. е. усилились транспортные и ресурсные потоки в сторону сопредельных азиатских стран и компаний, что ослабило экономические
* Винокурова У.А. Постсоветский сибиряк: Трансформация ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16, Психология. Педагогика. -СПб., 2011. - Вып. 2. - С. 25-36. 222
и геокультурные связи Сибири с европейской частью России. Расширение и закрепление экономических контактов с Китаем, Монголией, Японией, Индией естественным образом накладываются на исходные цивилизационные матрицы. Ныне сибиряки предпочитают отдыхать семьями на курортах азиатских стран, что выгоднее, полезнее и эффективнее, чем в европейских. Вырастают поколения сибиряков, не побывавших в Москве и не стремящихся туда. Трудовая и учебная миграция осуществляется в пределах Сибири. Качество жизни сибиряков остается низким и осознается как результат федеральной политики в отношении Сибири. Фактически все население Якутии, за исключением работников промышленных предприятий, находится на грани выживания.
Образ Сибири представляет собой причудливое сочетание привлекательных черт с воспоминаниями о месте ссылки и тяжелой участи. В. Распутин писал: «За 400 лет, прошедших после покорения Сибири русскими, она, похоже, так и осталась великаном, которого и приучили, и привели местами в божеский вид, но так и не разбудили окончательно. И это пробуждение, это духовное осознание ею самой себя, хочется надеяться, еще впереди» (цит. по: с. 27).
По описанию В. Распутина, тип сибиряка русского происхождения имеет отличия в психическом складе и в физическом облике с азиатскими чертами. Развиваясь в сибирских просторах и народной вольнице, сибиряк, получивший от слияния славянской порывистости и стихийности с азиатской природностью и самоуглубленностью, приобрел такие черты, как острая наблюдательность, чувство собственного достоинства, упорство, упрямство и укорененность на этой земле. В Сибири никогда не было крепостного права, благодаря чему, по мнению В. Распутина, в сибиряке сохранились лучшие качества русских. Образ сибиряка сформировался в соответствии с природой Сибири: порывистость и оцепенелость, откровенность и затаенность, яркость и сдержанность, щедрость и сокрытость - это есть Сибирь, ее «огнеупорный» дух. «Радеть о счастливо доставшейся земле - задача сибиряка нового», -считает В. Распутин. Сибирская ментальность решительно противостоит всем тенденциям, связывающим инициативу и самостоятельность человека.
Автор статьи пишет, что во время ее поездки в Иркутскую область ей приходилось общаться с представителями различных
У.А. Винокурова
социальных групп и она вынесла представление о том, что в современных иркутянах в заметной мере сохраняются рудименты каторжанского прошлого. Оно проявляется в любимых застольных песнях, музыкальном сопровождении досуга молодежи; в сленговых словах, в межнациональных отношениях, в самопрезентации иркутян.
Образ Сибири в массовом сознании россиян и европейцев обладает устойчивыми стереотипами: «Сибирь-колония»; «сырьевой придаток»; «место каторги и ссылки»; «залог могущества российского» и т.д. Потомки переселенцев и коренных народов Сибири за века приспособления к геокультурным особенностям Сибири сформировали свой образ родины и ее жителей с позитивными чертами свободных, предприимчивых, трудолюбивых, жизнестойких, выносливых, сплоченных людей.
В Сибири в большей степени, чем в Европейской России, сохраняются культурное разнообразие народов, достоинство их самосознания и сила художественного патриотического слова (В. Шукшин, В. Распутин и др.).
Начиная с 1990-х годов в спектре идентификации активно наращивается регионально-территориальная идентичность «сибиряк», смысл которой приобретает качество этнотипа русских, обосновавшихся в Сибири. Вместе с тем она содержит и общесибирские региональные черты сибирской «особости». Сибиряки -это не только территориальная историко-культурная общность людей, проживающих в особых природно-климатических условиях, но и особая личностно-психологическая и этнокультурная характеристика.
По мнению М.А. Жигуновой, существует пять подходов к определению дефиниции «сибиряк»:
1) топонимический - это все люди, проживающие на территории Сибири;
2) историко-хронологический, сибиряки - это люди, родившиеся и долго живущие в Сибири. Это коренные местные жители (аборигены) и русское старожильческое население;
3) природно-географический, сибиряки - это люди, живущие в суровых климатических условиях Севера;
4) психологический, сибиряки - это особый тип людей, обладающих сибирским характером;
5) антропологический, сибиряки - это «винегрет народов», или смешанный этнос, сложившийся на основе русского, с вкраплениями различных этнических черт (с. 32).
Регионализация сознания сибиряка опирается на этнокультурные особенности мировоззрения коренных народов, что особенно четко проявляется в художественном творчестве. Так, культуролог Т.А. Кубанова отмечает, что в конце ХХ в. в Сибири сформировался новый тип художника, впитавшего и творчески переработавшего традиции народов Сибири, совмещая модернизм и шаманизм, идеи христианства и язычества, основываясь на памяти предков (с. 33).
Художественный образ Сибири наиболее ярко и конструктивно проявился в феномене «сибирского романа», сформировавшегося в 50-х годах ХХ в. «Сибирский роман» - один из уникальных феноменов российской и советской культуры, является одной из основ сибирской идентичности, организации и общего настроя населения, сибирского патриотизма.
После разрушения единой программы художественно-эстетического воспитания молодежи СССР художественное творчество в Сибири углубилось в исконные истоки культурных традиций, что было отчетливо заметно на многочисленных выставках творчества сибирских художников, где наиболее выдающиеся работы отличались обращением к экософским ценностям народов Сибири.
Исследователи отмечают поиск культурной и ментальной идентификации, способной заменить советскую идентичность сибирской.
Одним из главных противоречий сибирской идентичности является отношение к природе: с одной стороны, усиливается эко-софское мировоззрение ценностного отношения коренных народов к природе, с другой - разрушение природы в целях добычи ее ресурсов является источником существования многих сибиряков.
«Таким образом, - заключает автор, - обнажение, опора и развитие памяти об исторической судьбе предков, имеющих кровнородственные связи с коренными народами Сибири, усиление территориальной идентичности и формирование художественной картины мира в соответствии с геокультурным сибирским ландшафтом становятся основой трансформации ценностей постсоветского сибиряка» (с. 34).
Э.Ж.