ТЬЮ ТОРЫ вышли
на тропу познаний...
Виктория Аркадьевна Власенко,
начальник информационно-компьютерного отдела Департамента образования Владимирской области
• школа тьюторов • открытое образование • новые образовательные результаты
• обучение вне стен классной комнаты • непрерывное образование • образование в течение жизни
Отдых — как смена вида деятельности
Лето — самое подходящее время для путешествий, отдыха, поиска новых впечатлений. В современном интенсивном ритме жизни каждая минута на счету, время используется предельно рационально, понятия развития и отдыха у нас всё чаще смешиваются. Путешественники по всему миру, стараясь внести баланс между полезным и приятным, выбирают так называемый «полезный отдых». И для педагога лето — самое удачное время для того, чтобы... нет, не отдохнуть, а заняться саморазвитием, самосовершенствованием, подготовкой к работе в новых условиях открытого образования. С 2008 года традиционными для системы повышения квалификации Владимирской области стали летние и зимние школы тьюторов, где педагоги и совмещают отдых с развитием, меняя позицию обучающего на обучающегося. В июне 2012 года во Владимирском институте повышения квалификации работников обра-
зования прошла первая межрегиональная летняя школа тьюторов, в рамках которой «интенсивно отдыхали» тьюторы двух областей — Владимирской и Нижегородской — участники программ Intel «Обучение для будущего», «Учимся вместе с Интел», «1 ученик — 1 компьютер» (http://goo.gl/HsibV, http://goo.gl/1T5SH).
Современные требования к образованию
Сегодня в условиях смены образовательной парадигмы знать — значит с помощью знаний осуществлять определённую деятельность. Конечно, учиться должен сам ребёнок, а задача педагога — способствовать мотивации, вооружить необходимыми инструментами и создать благоприятные условия для самостоятельного приобретения им знаний. Приоритетно знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, создавать новую. Такое знание — результат деятельности по решению учебных задач. Педагог должен помочь не в ответе на вопрос, а в его возникновении, спровоцировать любопытство; не передать готовые знания, а, создав необходимые условия, сопровождать на пути их самостоятельного
получения, при необходимости ненавязчиво корректируя маршрут. При этом ИКТ-куль-тура является важным элементом образовательной культуры современного человека. Окно, распахнутое в виртуальный мир, мир информации неизмеримо расширяет образовательное пространство школы, технологии вооружают инструментами для исследований и работы с информацией. Говоря об открытом образовании, не стоит ограничивать открытость только пространством класса или виртуальным пространством. Сейчас образование должно выйти за рамки стен классной комнаты в мир реальный, мир, всегда окружающий ребёнка, наполненный, казалось бы, привычными объектами, которые вдруг обретают совсем другое наполнение, наводят на размышление, вызывают новые вопросы, подталкивают к поиску ответов. Таким образом, меняется характер учебной деятельности учащихся, смещается акцент в образовании с усвоения фактов (результат — знания) на овладение способами взаимодействия с окружающей средой (результат — сформированные универсальные и предметные учебные действия). Что же получается — назад к природе? Или, говоря словами героев Дж.К. Джерома — «Все в сад...»? Действительно окружающая среда (улица, парк, музей и т.д.) — лучшее место для такого обучения, но сам педагог перед прогулкой должен задать себе несколько важных вопросов: «Где гулять? Как гулять? С чем гулять?». Для достижения современных образовательных результатов, прежде чем выйти с учениками за двери класса, педагогу необходимо:
• Чётко сформулировать планируемый образовательный результат.
• Продумать способ его оценивания, деятельность, в процессе которой он может быть сформирован и ситуацию, в которой у учащегося возникнет необходимость в этой деятельности для достижения результата.
• Сценировать ситуацию (реальную или виртуальную), используя окружающую среду, объекты историко-культурного и природного наследия либо (при невозможности создания реальной ситуации) виртуальные образы этих объектов.
• Спровоцировать интерес учащихся к самой ситуации, к принятию и осмыслению цели учебной деятельности и постановке учебных задач.
• Эффективно применять ИКТ-инст-рументы и ресурсы сети Интернет для решения поставленных задач.
Готов ли педагог к такой организации учебного процесса, решению этих задач?
Современные требования к педагогу
Школа должна обеспечить образование, отвечающее вызовам современного общества. Легко ли сегодняшнему педагогу перестроить свою профессиональную деятельность в соответствии с новыми требованиями? Владеет ли он настолько хорошо современными ИКТ-инструментами, настойчиво входящими в повседневную практику работы школы? Видит ли, как организовать их эффективное использование для решения образовательных задач в условиях открытого обучения? Да и нужно ли педагогу такое огромное разнообразие информационных техно -логий для организации образовательного процесса, особенно учитывая тот факт, что ведь и без них он раньше как-то справлялся? Для многих педагогов, увы, средства ИКТ, говоря словами известных российских фантастов А. и Б. Стругацких, «для нынешней человеческой практики совершенно бесполезны, хотя с чисто научной точки зрения они имеют фундаментальное значение. Это свалившиеся с неба ответы на вопросы, которые мы ещё не умеем задать». Учитывая нарастающие темпы изменений в образовании, в сфере ИКТ, в обществе таких ответов на вопросы наши педагоги получают всё больше. Повышение их квалификации, таким образом, превращается в непрерывный процесс, фактически состоящий из поиска вопросов
к полученным ответам. Непрерывность выступает сегодня как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека, и педагога особенно. Высокие темпы развития ИКТ в обществе и образовании приводят к необходимости массового и непрерывного процесса повышения квалификации. Что собой представляет непрерывное образование? Вот некоторые термины, применяемые для обозначения этого понятия: «образование для взрослых» (adult education, education des adultes, erwachsenenbildung); «продолжающееся образование» (continuing education, continuous education); «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung); «возобновляющееся (рекуррентное) образование» (recurrent education) — образование наращивается, опираясь на предыдущий полученный уровень, в течение всей жизни путём чередования обучения с другими видами деятельности; «перманентное образование» (permanent education); «пожизненное образование», «образование в течение жизни» (lifelong education); «пожизненное учение», «обучение в течение жизни» (lifelong learning, education permanente). Возникает представление о некотором незавершённом и неза-вершимом в принципе процессе образования для взрослого человека. Обучая, педагог сам вынужден оставаться в позиции ученика, продолжая получать образование. Но в период ученичества наших педагогов акцент ставился как раз на получении образования на всю жизнь! Отсюда и неумение, нежелание, непонимание педагогов — наших взрослых учеников: «Не учи учёного!!!»; «Зачем мне ответы на вопросы, которых я не задавал?!».
В связи с этим возникает противоречие между требованиями профессиональной среды, соответствующими современному этапу развития общества к уровню владения современными информационными и образовательными технологиями, и способностью и возможностью педагогов по их освоению и включению в свою профессиональную де-
ятельность (адаптационными возможностями педагога). В исследованиях психологов было установлено, что выбор того или иного варианта адаптационной стратегии профессионального поведения происходит в результате оценки человеком вероятности успешности адаптации. При выборе стратегии профессиональной адаптации педагог оценивает:
• требования, предъявляемые к нему профессиональной средой;
• собственный индивидуальный ресурс профессионального развития;
• цену усилий (физические и психологические затраты) при выборе стратегии изменения профессиональной среды или изменении себя как профессионала1.
Организация повышения квалификации педагога
Задача системы повышения квалификации — создать условия для успешной адаптации, научить педагога, говоря словами героев киносказки «Чародеи», «видеть цель и верить в себя». «Образование — удивительная вещь, но не стоит забывать о том, что ничему, что действительно стоит знать, нельзя обучить», — сказал когда-то задолго до введения новых ФГОС Оскар Уайльд. Действительно, необходимо не учить педагога, а содействовать его самосовершенствованию. Особую роль в повышении эффективности процесса самосовершенствования играет применение отдельных идей научных или практически обоснованных теорий мотивации. Например, Дж. Хэкман и Г. Олдхэм рассмотрели понятие мотивирующего потенциала работы и выделили такие показатели работы как целостность, важность, разнообразие навыков, автономность и обратная связь, которые коррелируют с отношением к работе, мотивацией
1 Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.
исполнителей. При организации тренингов для педагогов, в том числе летних и зимних школ тьюторов, учитываются как перечисленные выше показатели эффективности предлагаемой работы, так и основные принципы андрагогической модели обучения:
1. Важность работы, предлагаемой участникам тренингов, обеспечивается выбором тем для проводимой школы. Необходимы формирование, согласование целей обучения и ожидаемого результата.
Мотивация к учению для взрослых заключается в прагматическом подходе — педагог стремится с помощью учёбы решить свои жизненные проблемы. Поэтому при организации школ тьюторов берутся отдельные проблемы или направления, актуальные как для образования, так и для каждого участника педагогических школ в рамках их педагогической практики. Так в разное время рассматривались:
• интерактивные методы в обучении (http://goo.gl/yzNAf);
• сетевая педагогика (http://goo.gl/dLUWt);
• современные подходы к оцениванию (http://goo.gl/Xc7qi, http: //goo.gl/w1Pf3);
• квест — как форма организация познавательной деятельности обучающихся (http://goo.gl/G6Tc7); ^
• организация взаимодействия с окружающей средой в учебно-проектной ситуации (http:/ /goo.gl/wCIib).
2. Конечным этапом учебного задания должен быть не отдельный элемент, а объект
в целом. В рамках каждой школы ставится своя проблема, а участники ищут возможные варианты её решения. Таким образом, каждая группа создаёт свой законченный продукт — предлагает своё решение обозначенной проблемы, а знакомство с другими вариантами решения расширяет представления участников о возможных путях решения поставленной проблемы. Такой показатель, как завершённость рабочего задания реализуется через этап подведения итогов школ, представление результатов работы команд. Он особенно важен для учителей, поскольку в отличие от ученика или студента они стремятся к немедленному применению полученных знаний или к по-
лучению удовлетворения от самого процесса учёбы.
Из отзывов участников:
• В летней школе как всегда приходится в сжатые сроки охватить огромное поле деятельности, постоянно нас держат в тонусе наши организаторы, показывая как должен жить и работать человек XXI века. Ирина.
• Работы было много, времени — мало. Сначала возникло много вопросов, но в ходе работы почти на всё получила ответы. Спасибо, было интересно. Ольга.
3. По мнению авторов теории характеристик работы, чем больше навыков и умений требуется для работы, тем она привлекательней для исполнителя. Поэтому при организации школ и в процессе работы над поставленными проблемами и само представление разработанного группой решения предполагает обязательное использование различных педагогических, информационных и коммуникационных технологий, а значит, происходит формирование разнообразных навыков участников в зависимости от решаемых проблем и применяемых инструментов. Повышение квалификации строится на овладении способами взаимодействия с окружающей средой. Более того, педагог учится не только сам этой деятельности, но и в разных ситуациях выступает в роли тренера, осваивает психологические техники создания и поддержания доверия в группе, построение речи, позволяющее завоёвывать и удерживать внимание аудитории, основы управления конфликтными ситуациями, техники обратной связи, навыки командной работы и т.д. Работая над проблемами, участники школ берут интервью, фотографируют и рисуют, сочиняют и составляют карты и схемы, создают видеофильмы и анимационные ролики, применяют самые
разнообразные информационные технологии, инструменты и сервисы для поиска и обработки информации. Для эффективности работы важен также достаточно высокий темп выполнения заданий.
Из отзывов участников:
• Работа в сжатые сроки заставляет быстрее думать, а это всегда бодрит. Леность мысли и леность души — это не про нас, тьюторов! Светлана.
• Всё отлично, но очень мало времени,
в принципе как всегда! Теперь мы понимаем, как трудно быть журналистом, оператором и создателем. Татьяна Жукова.
• Получил много полезного для себя — и новые знания, и новых друзей. Обязательно попробую применить эти технологии у себя в школе. Поисковая игра с SMS будет интересна в летнем лагере, а монтаж анимационных фильмов вполне подходит для кружка. В.
• Наше сотрудничество «вне стен классной комнаты» было эффективным и деятельно-стным: все средства, ресурсы и методы были полезными. Появился интерес к двум старинным городам и осталась мотивация расширить полученные знания о них. Абросимова Ирина, Нижний Новгород.
Выполнение рабочих заданий сопровождается получением прямой и ясной информации относительности эффективности выполненной работы. Обязательная обратная связь обеспечивается через совместные дискуссии, освещение хода школ на страницах сайта http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru, в рефлексивных блогах и страницах, обязательном представлении работ участников и обсуждении полученных результатов. Это позволяет в процессе выполнения заданий при необходимости скорректировать ход работы, а по завершении ещё раз вернуться к проделанной работе, проанализировать, доработать. Особеннос-
тью взрослого учащегося является наличие жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию. Поэтому для организатора обучения педагогов «процесс обучения — своего рода «танец»: иногда вы ведёте, иногда — следуете за участниками, но в любом случае вы пытаетесь создать с группой общий ритм»2, а такая постоянная обратная связь помогает почувствовать и сохранить этот «общий ритм группы».
Из отзывов участников:
• Нам нравится работать командой! Вместе мы лучшие! Не знаем, много ли мы сделали, но очень устали! Опытные тьюторы.
• Занятия были содержательны и полез ны, постепенно приходит осознание сути проектной деятельности. Яковлев.
• Два дня из трёх «пахали». Усилия не прошли даром. Посмотрела массу проектных работ коллег, грамотно была организована дискуссия по плюсам и минусам работ. Ольга.
• Узнала очень много нового, особенно понравилось обсуждение проектов, выявление отрицательных и положительных сторон. На свои проекты взглянула совершенно по-новому. Светлана.
4. Автономность обеспечивается самой организацией школ, предполагающих самостоятельную работу групп педагогов над поставленной проблемой. Почему это условие необходимо? Педагог осознаёт себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает. Поэтому задача школы —
2 Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис, 2010.
не добиваться изменений напрямую, а создать условия, в которых участники смогут выразить то, что они думают, попробуют новые способы поведения, подумают над тем, что они бы хотели изменить в своей профессиональной деятельности в ходе самостоятельной работы. А для этого необходимо предоставить группам свободу творчества, независимость и возможность действовать по своему усмотрению в планировании работы, в определении способов деятельности и выборе инструментов для её выполнения. Так, например:
• при рассмотрении современных проблем оценивания группы не только разрабатывали и представляли итоги своих мини-исследований в виде видеофильмов, но и рассматривали эти проблемы с точки зрения различных категорий участников этого процесса: учеников (http://goo.gl/Xc7qi), педагогов (http://goo.gl/w1Pf3);
• в образовательном путешествии по Владимиру (https://sites.google.com/site/sleetpre-ши^у^ участники должны были, используя мобильные устройства, на каждом из четырёх этапов, выйдя в исходную точку с обозначенными координатами, по предложенным подсказкам (РЯ-кодам) обнаружить три исторических объекта, обозначавшие границы поиска идей. На территории, ограниченной этими объектами, требовалось, используя окружающую среду, объекты историко-культурного и природного наследия, собрать идеи учебно-проектных ситуаций и необходимые мультимедийные материалы, которые можно было бы применить для организации обучения различным школьным предметам вне стен классной комнаты. Каждая группа в одних и тех же местах находила свои идеи, свои объекты. Как пример разнообразия предлагаемых вариантов можно привести историческую достопримечательность Владимира, знаменитые Золотые ворота, которые послужили источником идей не только для проведения уроков истории, но и географии, геометрии, химии (https://sites.google.com/ site/sumschoolfour2012/karta-idej).
5. Важным условием организации «образовательного отдыха» педагогов является обеспечение ещё одного принципа образования
взрослых, выведенного в результате многочисленных исследований организацией ЮНЕСКО, — «Для взрослого учение должно быть организовано весело!» (Adult learning must be fun!). Ничто так не способствует обучению, как позитивные эмоции. Реализация этого принципа в организации образовательного отдыха педагогов в рамках традиционных школ тьюторов обеспечивается через создание непринуждённой и комфортной обстановки, использование игровых ситуаций, общей тематической линии школы (космическое путешествие, слёт премудрых Василис и т.д.), создание положительной мотивации участников.
Из отзывов
участников:
• Работа интересная как всегда и увлекательная, но времени не хватает,
а так хочется всегда, играя, работать.
Р.
• Космическое путешествие запомнилось как праздник. Вот классический пример учения с увлечением. Новые технологии осваивались в непринуждённой обстановке. В.В.
Все перечисленные условия органично соединяются в работе традиционных школ тьюторов. Во время работы педагоги не просто получают знания, но, размышляя о возможных направлениях совершенствования учебного процесса, возможностях организации обучения вне стен классной комнаты, добывают их самостоятельно в практической деятельности. Работая в группе, проявляя и развивая свою профессиональную компетентность, педагоги сами выходят в эту окружающую среду, чтобы оценить возможности на месте, поискать идеи, образы и объекты для своих будущих уроков в привычном окружающем ребёнка мире — на улице, в парке, в музее; улучшить свои знания в педагогических и информационных технологиях,
обмениваясь найденным — опытом, идеями, проектами, готовясь к реальной работе в условиях новых ФГОС. О результативности такого подхода к организации повышения квалификации, о возможности совмещения отдыха и развития говорят и сами участники:
• Хочется не просто учить учеников,
а помогать им с удовольствием получать новые знания. И курсы помогли подойти к этой цели гораздо ближе. Помогли понять, что для всех детей получение знаний — процесс индивидуальный и происходит с различными успехами. Задания были очень разнообразны и им, казалось, не было конца. Всё понравилось. Людмила.
• Я всегда жду с нетерпением встречи тьюторов и ещё ни разу не было разочарования. На летней школе я получила очередной положительный заряд на работу.
Не могу выделить что-то отдельно. Каждая минута идёт в плюс! Ирина Парфенова.
• Я с удовольствием отправилась в это путешествие в первые дни отпуска, у меня не было плохих впечатлений от проведённых мероприятий. Путешествие получилось образовательным, я узнала много нового и интересного. Было ли путешествие целесообразным? (Сразу вспоминается как мы с коллегами пытались изобразить это наречие без слов). Я думаю, что да, у нас все получилось. Т.
При такой организации обучения, как показывает практика, объективная потребность постоянно осваивать новые технологии, навязываемые нам научно-техническим прогрессом, не вызывает у педагогов негативных эмоций, процесс повышения квалификации способствует успешному профессиональному развитию участников, выбору адекватной профессиональной стратегии, актуализации новых целей и ценностей в образовательной деятельности. Не следует забывать, что с современными темпами развития технологий только привыкнешь к хорошему, а жизнь опять становится лучше, а значит, впереди новые школы, новые встречи, новые образовательные путешествия! НО