известия вгпу
10. Minakova I.V., Bykovskaya E.I., Baro-yan A.A., Gololobova M.A. K voprosu transforma-cii sushchestvuyushchej sistemy miroporyadka // Vestn. Alt. akademii ekonomiki i prava. 2019. № 5-3. S. 102-107.
11. Nigmatullina Yu.F. Cifrovaya ekonomika v Rossii: klyuchevye rezul'taty ocenki gotovnosti strany k cifrovoj ekonomike // Perspektivy razvitiya rossijskoj ekonomiki v cifrovuyu epohu: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / otv. red. A.A. Zarajskij. 2018. S. 100-102.
12. Parshutina I.G., Shaporova O.A., Kirpichen-ko E.A. Povyshenie investicionnoj privlekatel'no-sti regionov putem formirovaniya osobyh ekonomi-cheskih zon i territorial'no-proizvodstvennyh klaste-rov // Vestn. OrelGIET. 2019. № 2(48). S. 94-98.
13. Pidorya I.A., Petrova Ya.V. Gosudarstvennoe regulirovanie malogo i srednego biznesa v Rossijskoj Federacii: problemy i perspektivy // Molodoj uchenyj. 2016. № 8.8. S. 25-27.
14. Polozhenceva Yu.S. Kompleksnaya ocen-ka mezhdunarodnoj differenciacii social'no-ekonomi-cheskogo razvitiya // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. № 7(41). S. 105-115.
15. Praktika publichnogo upravleniya social'no-ekonomicheskimi processami na urovne municipali-teta: rezul'tativnost' i effektivnost': kol. monogr. / pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. Ya.Ya. Kajlya. Volgograd, 2017.
16. Rubin Yu.B. Vozmozhnosti i perspektivy ob-ucheniya individual'nomu predprinimatel'stvu v orga-nizaciyah SPO // Srednee professional'noe obrazova-nie. 2016. № 2. S. 3-21.
Factors influencing on education quality in the conditions of pandemic
The article deals with the prospects of the efficient overcoming and reduction of the negative impact of the factors of the COVID-19 spread on the basis of the analysis of the native and foreign experience of keeping the necessary level of the quality of the educational activities. There is substantiated that these factors have a double-natured manifestation and for this reason influences on the education quality both positively and negatively.
Key words: education quality, educational activities, electronic digital technologies, COVID-19.
(Статья поступила в редакцию 09.03.2021)
и.А. Макарова, о.а. сержантова
(Волгоград)
тьюторскоЕ сопровождение как условие успешного обучения младших школьников в ОнЛАйн-шкОЛЕ
Обоснована необходимость тьюторского сопровождения как условия успешного обучения младших школьников в дистанционном формате. Рассмотрены особенности младшего школьного возраста, а также понятия «тьютор» и «онлайн-тьютор».
Ключевые слова: тьютор, онлайн-тьютор, дистанционное обучение, младший школьник, тьюторское сопровождение.
Сложная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в мире на сегодняшний день, существенно повлияла на систему образования. Дистанционный формат, появившийся как вынужденная и временная мера, стал одним из форматов обучения и, как показывает практика, не собирается сдавать свои позиции.
В соответствии со ст. 16 ч. 1 «Закона об образовании», дистанционные образовательные технологии - это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [8]. Реализация дистанционного формата обучения, помимо вышеуказанной статьи, на сегодняшний день регулируется и «Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [10].
Весной прошлого года было опубликовано Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций», где представлена примерная модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ в дистанционном формате [11]. Данные рекомендации позволяют руководителям образовательных
О Макарова И.А., Сержантова O.A., 2021
педагогические науки
организаций в условиях пандемии быстро перейти на формат дистанционного обучения.
Возникает вопрос - для любой ли возрастной категории подходит дистанционный формат обучения? Мы соглашаемся с позицией доктора педагогических наук, профессора Российского государственного социального университета А.Ю. Федосова, опровергающего распространенное мнение, что «реализация дистанционного обучения возможна в сфере профессиональной подготовки и повышения квалификации, высшего образования и старшей школы, причем при углубленном изучении ряда дисциплин» и допускающего «возможность расширения границ применения дистанционного обучения до начальной школы» [14].
Действительно, сегодняшние реалии - это открывающиеся по всей стране онлайн-шко-лы, в том числе и начальные. Такие образовательные учреждения появляются в ответ на повышение спроса от родительского сообщества - многие родители, приспосабливаясь к новым условиям жизни и отвергая недостатки традиционного образования, выбирают для своих детей, в том числе и младшего школьного возраста, дистанционное обучение.
Произошедшие изменения выдвигают новые требования и ставят новые задачи перед участниками образовательного процесса. В первую очередь обучение, несмотря на дистанционный формат, должно быть направлено, в соответствии с ФГОС, на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Необходимым условием становится и учет возрастных особенностей младшего школьника. Ведущей деятельностью данного возрастного периода является учебная деятельность, которая побуждается различными мотивами: у ребенка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как неудачи приводят к появлению комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости. Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации (похвала, положительная оценка), при которой обучающийся может заставить себя сосредоточенно работать [1].
Несомненно, для онлайн-обучения следует адаптировать традиционные способы развития познавательной активности и стремления к саморазвитию. Обучающемуся необходима постоянная поддержка педагога, которая не позволит ему зацикливаться на собствен-
ных ошибках и неуспеваемости, что наиболее остро воспринимается ребенком при онлайн-формате обучения. Кроме того, процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен и устойчив, а при дистанционном обучении может и приостановиться, поэтому педагогу важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности в онлайн-формате.
Продолжая тему возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что ученик начальной школы еще не обладает достаточной мотивацией и волевыми характеристиками, чтобы продуктивно работать без постоянного контроля со стороны взрослых [7]. Полная свобода действий обучающегося как особенность дистанционного обучения в случае с младшими школьниками может привести к катастрофическим последствиям, избежать которых возможно только при совместных действиях педагога, родителей и ребенка. Значимым ресурсом для повышения качества образования школьника послужит выстраивание четкого алгоритма взаимодействия с родителями, вовлечение их в процесс дистанционного общения в процессе обучения [5].
Еще одной задачей обучения в онлайн-реальности является «сопровождение» школьника в цифровой мир. Ученикам нужна цифровая грамотность, которую необходимо прививать в младшей школе. Педагог должен научить ребенка безопасному поведению в сети Интернет, способам поиска информации, правилам онлайн-общения и обучения, которые позволят ребенку организовать себя, настроиться на работу.
Особенным становится общение. При дистанционном образовании обучающиеся получают меньше положительных эмоций в сфере межличностных отношений, тогда как для младших школьников важным условием успешного обучения является позитивная эмоциональная атмосфера. Это ставит перед педагогами задачи организации благоприятной коммуникативной онлайн-среды во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в онлайн-фор-мате может быть не менее эффективной - необходима только адаптация. Несомненно, важны мероприятия, направленные на командо-образование, развитие коммуникативных навыков, что будет обогащать эмоциональные переживания учащихся, повышать эффективность их взаимодействия, обеспечивать психологический комфорт и способствовать усвоению знаний.
известия вгпу
Считаем также важным отметить, что дистанционный формат образования должен быть еще более персонализирован, направлен на выстраивание индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося (в нашем случае, когда речь идет о младших школьниках, включающего формирование мотивации к учебной деятельности, развитие познавательного интереса, самоорганизации).
К вышеназванным особенностям обучения младших школьников в онлайн-формате добавим еще одно важное наблюдение, касающееся современного образования в целом. дистанционное обучение выявило то, что уже давно требует изменений в системе образования. В настоящее время образовательное пространство значительно расширилось - появилось большое количество образовательных ресурсов, множество новейших средств и технологий. Образовательный контент сегодня - это не только бумажный и электронный учебник, это сайты, онлайн-игры, паблики, социальные сети. Это уже совершенно иная образовательная среда, которая требует новых подходов к педагогической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, сделаем вывод о том, что для успешного обучения в дистанционном формате младшему школьнику необходимо создание этой новой образовательной среды. Соответственно, необходимы помощь и поддержка самому педагогу. Именно в этом случае стоит говорить о деятельности тьютора, в частности онлайн-тьютора.
Профессия тьютора имеет долгую историю возникновения и развития. В настоящее время она уже утверждена законодательно -внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в 2010 г. [9]. Президент тьюторской ассоциации России т.М. Ковалева определяет тьютора как педагога, работающего с учетом принципа индивидуализации, облегчающего процесс обучения, задача которого - быть знающим наставником своих воспитанников [12].
В настоящее время, когда востребованность дистанционного обучения только увеличивается, появилась потребность перехода деятельности тьюторов также и в онлайн-фор-мат. Именно от онлайн-тьютора зависит образовательный эффект, который за счет правильной организации образовательного процесса и персонализации может превзойти эффект от очного обучения [3]. Онлайн-тьютор и является тем самым педагогом, который способен организовать комфортное для младшего школьника образовательное онлайн-про-
странство с учетом всех современных задач дистанционного образования, описанных выше в этой статье.
Онлайн-тьютор - это профессиональный педагог, специалист по образовательным технологиям и цифровым инструментам образования и коммуникации, который работает со школьником удаленно. Тьютор дистанционно организует с ребенком, родителями, другими педагогическими работниками равноправное взаимодействие, целью которого является всесторонняя поддержка школьника не только в получении им знаний, но и в развитии у него самосознания, осознанности, самостоятельности, самоконтроля.
Такое взаимодействие, несомненно, должно быть основано на принципах педагогики сотрудничества. В педагогике наиболее соответствующими содержанию тьюторского сопровождения являются личностно ориентированные педагогические технологии (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология поддержки, технология индивидуализации обучения, технологии проблемного обучения) [4]. Эти технологии, уже получившие широкое распространение в современной образовательной системе, приобретают особую значимость и в дистанционном формате обучения младших школьников, когда ребенок в силу возрастных особенностей испытывает трудности с ориентацией в цифровом образовательном и коммуникативном пространстве, вследствие чего возможно повышение уровня тревожности, снижение эмоционального фона. Онлайн-тьютору тоже необходимо перестроиться в соответствии со спецификой работы и по-новому внедрять личностно ориентированные технологии (поддержки, сотрудничества).
Со времен древней Греции педагог - это тот, кто находится рядом, «сопровождает» в буквальном смысле. И мы привыкли к такому изначальному, древнему смыслу педагогической профессии - быть физически рядом с ребенком - протянуть руку, кивнуть, помочь подняться, посмотреть в глаза, оградить его от опасности. да и в детях заложено природой ориентироваться на взрослого, который находится на расстоянии вытянутой руки. В условиях дистанционного обучения онлайн-тьютор так организует свою работу, чтобы нивелировать у младшего школьника это ощущение «брошенности», создать у него ощущение комфорта.
С педагогической точки зрения понятие «комфорт» выступает как качественная характеристика: организации внутришкольной сре-
ды; образовательной деятельности школьника в результате реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, согласованности в общении с педагогами и сверстниками. Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника [2].
Одним из обязательных составляющих психологического комфорта младшего школьника являются благоприятные отношения в системе «педагог - ученик», которые выражаются в эмпатическом принятии друг друга. онлайн-тьютор достигает этого в первую очередь с помощью установления доверительных, дружеских отношений: педагог проявляет интерес к жизни ребенка, радуется за его успехи, сопереживает, учитывает мнение ребенка, всегда готов помочь, ответить на любой вопрос. Пространством для проявления таких взаимоотношений могут стать индивидуальные или групповые встречи на любой онлайн-платформе, мессенджеры и социальные сети. В начальной школе наибольший эффект принесут ежедневные утренние групповые встречи, на которых тьютор анализирует эмоциональное состояние школьников, настраивает их на работу в течение дня, отвечает на вопросы детей и т. п.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для решения проблем и задач, в соответствии их возрасту, интересу и индивидуальным особенностям мышления [Там же]. И для онлайн- и для офлайн-тьютора основным инструментом поддержания интеллектуального комфорта обучающегося является создание индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Отметим, что ИОМ для ученика начальной школы обладает некоторыми специфическими особенностями. Есть мнение, что в силу возрастных особенностей младший школьник не в состоянии быть полноценным субъектом моделирования собственного индивидуального образовательного маршрута [15]. Позволим себе частично не согласиться с ним - младший школьник не в состоянии стать партнером тьютора в создании долгосрочного, многоступенчатого маршрута, в том числе профориен-тационного или связанного с формированием
устойчивых компетенций. Но возможен краткосрочный маршрут, маршрут тематический или узкой направленности - в рамках одного предмета или развития одной из способностей.
Многие формы организации деятельности в рамках индивидуального образовательного маршрута младшего школьника, выделенные Е.Н. Лекомцевой, вполне можно перенести в онлайн-формат: самостоятельное изучение, занятия по свободному выбору - факультативные, организация малых групп, организация исследовательских секций или объединений, обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области, работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника - специалист высокого класса), каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории, система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, детские научно-практические конференции и семинары, интеллектуальные игры, интеллектуальные конкурсы, марафоны [6].
Важно отметить, что проектирование тьютором индивидуального образовательного маршрута должно происходить в соответствии с теорией зоны ближайшего развития, т. е. учитывать не то, что ребенок уже умеет, а то, чему он может научиться. Физический комфорт младшего школьника в онлайн-школе прежде всего связываем с умением ребенка применять технические средства обучения (ноутбук, компьютер, планшет), использовать необходимое программное обеспечение, ориентироваться в цифровой образовательной среде. Не все родители здесь могут помочь своему ребенку. Он-лайн-тьютор бережно вводит школьника в мир цифровых технологий, заботится об информационной безопасности, обеспечивает цифровую грамотность подопечного.
Подводя итог вышесказанному, приведем слова профессора МГПУ В.А. Ситарова, которые как нельзя лучше характеризуют функцию онлайн-тьютора: «педагог выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка» [13].
Таким образом, тьюторское сопровождение облегчает ученику младших классов процесс обучения в дистанционном формате. Согласно словарю С.И. Ожегова, сопровождать означает «следовать вместе с кем-то, находясь рядом». тьютор следует вместе с ребенком по образовательному маршруту, дополняя деятельность учителя по передаче знаний, выстраивая с обучающимся совершенно новые отношения поддержки, партнерства, сотрудничества. Онлайн-тьютор объединяет и струк-
известия вгпу
турирует деятельность школьной администрации, учителя и родителей, выступая на стороне обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и образовательными потребностями. Именно тьюторское сопровождение позволяет решать обозначенные в данной статье задачи, возникшие в современной системе образования.
список литературы
1. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 14. URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 26.01.2021).
2. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2004. № 4. С. 6.
3. Голубева О.В., Шляхов М.Ю. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся // Вестн. Минин. ун-та. 2016. № 4(17). С. 2-3.
4. Конова Н.Г., Корнеева Т.Б. Специфика тью-торского сопровождения при организации дистанционного образования школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.thetutor.ru/distance/ article003.html (дата обращения: 26.01.2021).
5. Котова С.А., Булаева Е.А. Организация дистанционного обучения в начальной школе [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 19.12.2020).
6. Лекомцева Е.Н. Организации индивидуального образовательного маршрута с одаренными детьми // Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 2014. С. 61-69.
7. Найденова Н.ю. Организация дистанционного обучения в современных условиях: учеб.-ме-тод. пособие. Ставрополь, 2004.
8. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 марта 2006 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 19.12.2020).
9. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс]: приказ Мин-здравсоцразвития РФ от 26 авг. 2010 г. № 761н (ред. от 31 мая 2011 г.). URL: https://legalacts.ru/doc/pri-kaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-26082010-n-761n/ (дата обращения: 19.12.2020).
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. № 06-381 [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Mino-
brnauki-Rossii-ot-10.04.2014-N-06-381/ (дата обращения: 19.12.2020).
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73674537/ (дата обращения: 19.12.2020).
12. Профессия «Тьютор» / под ред. Т.М. Ковалева [и др.]. М. - Тверь, 2012.
13. Ситаров ВА., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000.
14. Федосов ATO. Дистанционное обучение младших школьников: проблемы, тенденции, подготовка кадров // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: сб. науч. ст. СПб., 2015. С. 146-152.
15. Федотова Г.Р., Валеева Н.Ш., Aхметзяно-ва Г.Н. Особенности построения индивидуального образовательного маршрута [Электронный ресурс] // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2014. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-po stroeniya-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta
(дата обращения: 23.01.2021).
* * *
1. Apetyan M.K. Psihologicheskie i vozrastnye oso-bennosti mladshego shkol'nika [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2014. № 14. URL https://moluch.ru/ archive/73/12457/ (data obrashcheniya: 26.01.2021).
2. Bugaeva N.N. Komfort mladshih shkol'nikov v obrazovatel'noj deyatel'nosti // Nachal'naya shkola. 2004. № 4. S. 6.
3. Golubeva O.V., Shlyahov M.Yu. Rol' t'yutora v upravlenii samostoyatel'noj rabotoj obuchayushchih-sya // Vestn. Minin. un-ta. 2016. № 4(17). S. 2-3.
4. Konova N.G., Korneeva T.B. Specifika t'yutor-skogo soprovozhdeniya pri organizacii distancionno-go obrazovaniya shkol'nikov [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.thetutor.ru/distance/article003.html (data obrashcheniya: 26.01.2021).
5. Kotova S.A., Bulaeva E.A. Organizaciya dis-tancionnogo obucheniya v nachal'noj shkole [Elek-tronnyj resurs] // Obshchestvo: sociologiya, psihologi-ya, pedagogika. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (data obrashcheniya: 19.12.2020).
6. Lekomceva E.N. Organizacii individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta s odarennymi det'mi // In-dividual'nyj obrazovatel'nyj marshrut odarennogo ob-uchayushchegosya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Yaroslavl', 2014. S. 61-69.
7. Najdenova N.Yu. Organizaciya distancionnogo obucheniya v sovremennyh usloviyah: ucheb.-metod. posobie. Stavropol', 2004.
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [Elektronnyj resurs]: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder.
Sobr. Ros. Federacii 1 marta 2006 g. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 19.12.2020).
9. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionno-go spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, special-istov i sluzhashchih, razdel «Kvalifikacionnye harak-teristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya» [Elek-tronnyj resurs]: prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot 26 avg. 2010 g. № 761n (red. ot 31 maya 2011 g.). URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsraz-vitija-rf-ot-26082010-n-761n/ (data obrashcheniya: 19.12.2020).
10. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10 aprelya 2014 g. № 06-381 [Elektronnyj resurs]. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-10.04.2014-N-06-381/ (data obrashcheniya: 19.12.2020).
11. Pis'mo Ministerstva prosveshcheniya RF ot 19 marta 2020 g. № GD-39/04 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7 3674537/ (data obrashcheniya: 19.12.2020).
12. Professiya «T'yutor» / pod red. T.M. Kovaleva [i dr.]. M. - Tver', 2012.
13. Sitarov V.A., Maralov V.G. Pedagogika i psi-hologiya nenasiliya v obrazovatel'nom processe. M., 2000.
14. Fedosov A.Yu. Distancionnoe obuchenie mladshih shkol'nikov: problemy, tendencii, podgotov-ka kadrov // Informacionnoe obshchestvo: obrazovanie, nauka, kul'tura i tekhnologii budushchego: sb. nauch. st. SPb., 2015. S. 146-152.
15. Fedotova G.R., Valeeva N.Sh., Ahmetzya-nova G.N. Osobennosti postroeniya individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta [Elektronnyj resurs] // Vestn. Kazan. tekhnol. un-ta. 2014. № 17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-postroe-niya-individualnogo-obrazovatelnogo-marshruta (data obrashcheniya: 23.01.2021).
Tutoring support as the condition of successful teaching of younger schoolchildren at online schools
The article deals with the substantiation of the necessity of the tutoring support as the condition of the successful teaching of younger schoolchildren in the distance format. There are considered the peculiarities of the primary school age and the concepts "tutor" and "online tutor".
Key words: tutor, online tutor, distance education, younger schoolchildren, tutoring support.
(Статья поступила в редакцию 24.02.2021)
В.В. Володин
(Благовещенск)
исследование готовности Будущих учителей к проявлению педагогической заботы
Представлены результаты констатирующего эксперимента по подготовке будущих учителей к проявлению педагогической заботы. Анализируется первичное состояние компонентов, выделяемых в структуре готовности к проявлению педагогической заботы: когнитивного (рационального), эмоционально-ценностного, деятельно-практического.
Ключевые слова: забота, педагогическая забота, констатирующий эксперимент, подготовка будущих учителей, результаты.
Образование, будучи интегрированным в социально-культурную жизнь общества, ставит перед современной школой важнейшую задачу - создать условия для актуализации у молодого поколения потребности и механизмов самопознания, личностного саморазвития и самоопределения в окружающем его мире. Настоящая тенденция находит свое отражение в приоритетах современной государственной политики в сфере образования, где требованиями к результатам освоения основной образовательной программы выступают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, а также сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции обучающихся. В связи с этим специалист педагогического профиля должен быть готов к организации такого субъект-субъектного взаимодействия, которое способствовало бы становлению субъектности воспитанников, проявляющейся в деятельно-заинтересованном отношении к себе, к другим и к миру в целом. В ходе предыдущих теоретических исследований [6-8] нами было установлено, что взаимодействие, способствующее становлению субъ-ектности ребенка и в то же время соответствующее мировоззренческой установке общества на принятие возможности личности развиваться в любом выбранном ею направлении, может интерпретироваться как педагогическая забота.
О Володин В.В., 2021