Научная статья на тему 'ТЮРКСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ МЯГКОЙ СИЛЫ ТУРЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ТЮРКСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ МЯГКОЙ СИЛЫ ТУРЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
918
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ТЮРКСКИЙ МИР / ЭКОНОМИКА / МЯГКАЯ СИЛА / POWER / FOREIGN POLICY / TURKIC WORLD / ECONOMY / ACTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саримсоков Захиджон

В этом году Партия Справедливости и Развития (ПСР) во главе со своим несменяем лидером - Реджепом Эрдоганом празднует своеобразный юбилей - 18 лет у руля Турции. Период правления ПСР в Турции ознаменуется ростом экономического благосостояния и увеличением мощи армии и военно-промышленного комплекса Турции. Также стоит особо подчеркнуть активизацию турецкой внешней политики, которая была направлена на укрепление позиций страны не только в региональном масштабе, но и во всем мире. Особенно в результате бурного роста экономики в 2003-2008 годах Турция начала выходить за рамки своей традиционной внешней политики и были предприняты попытки стать активным игроком “шахматной доски” не только в регионе, но и во всем мире. Данный подъем поспособствовал укреплению армии, что в свою очередь повлияло на роль Турции в регионе. При ПСР Турция стала одним из ключевых акторов на Ближнем Востоке. Но не стоит забывать и об отношениях Турции с другими странами, в частности со странами так называемого “тюркского мира”, куда можно отнести и все страны Центральной Азии, кроме Таджикистана. ПСР не только укрепила позиции Турции в ближневосточном регионе, но и превратила ее в ролевую модель для стран Центральной Азии. Факт существования лозунгов про “тюркское братство” и сближение (сплочение) родственных народов, которые особенно громко слышны в Казахстане и Киргизии, особенно подчеркивает рост влияния Турции в данном регионе. Также такие лозунги говорят о том, что фактор родственных связей и общих корней “тюркского мира” превратился в очень эффективный инструмент “мягкой силы” Турции в отношениях со странами Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKISH FACTOR IN TURKISH SOFT POWER POLICY IN RELATIONS WITH THE CENTRAL ASIAN COUNTRIES

This year, the Justice and Development Party (AKP), led by its irreplaceable leader, Recep Erdogan, is celebrating a kind of anniversary - 18 years at the helm of Turkey. The period of AKP rule in Turkey will be marked by an increase in economic prosperity and an increase in the power of the Turkish army and military-industrial complex. It is also worth emphasizing the intensification of Turkish foreign policy, which was aimed at strengthening the country's position not only on a regional scale, but throughout the world. Especially as a result of the rapid economic growth in 2003-2008, Turkey began to move beyond its traditional foreign policy and attempts were made to become an active player on the “chessboard” not only in the region, but throughout the world. This rise contributed to the strengthening of the army, which in turn influenced the role of Turkey in the region. Under the AKP, Turkey has become one of the key actors in the Middle East. But one should not forget about Turkey's relations with other countries, with the countries of the so-called “Turkic world”, which can include all the countries of Central Asia, except Tajikistan. The AKP not only strengthened Turkey's position in the Middle East, but also turned it into a role model for Central Asian countries. The fact of the existence of slogans about “Turkic brotherhood” and rapprochement (rallying) of kindred peoples, which are especially loudly heard in Kazakhstan and Kyrgyzstan, especially emphasizes the growing influence of Turkey in this region. Also, such slogans indicate that the factor of common roots of the “Turkic world” has become a very effective instrument of Turkey's “soft power” in relations with the countries of Central Asia.

Текст научной работы на тему «ТЮРКСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ МЯГКОЙ СИЛЫ ТУРЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

ПРОБА ПЕРА

ТЮРКСКИЙ ФАКТОР В ПОЛИТИКЕ МЯГКОЙ СИЛЫ ТУРЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ

СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

З. Саримсоков Российский университет дружбы народов

Аннотация. В этом году Партия Справедливости и Развития (ПСР) во главе со своим несменяем лидером - Реджепом Эрдоганом празднует своеобразный юбилей - 18 лет у руля Турции. Период правления ПСР в Турции ознаменуется ростом экономического благосостояния и увеличением мощи армии и военно-промышленного комплекса Турции. Также стоит особо подчеркнуть активизацию турецкой внешней политики, которая была направлена на укрепление позиций страны не только в региональном масштабе, но и во всем мире. Особенно в результате бурного роста экономики в 2003-2008 годах Турция начала выходить за рамки своей традиционной внешней политики и были предприняты попытки стать активным игроком "шахматной доски" не только в регионе, но и во всем мире. Данный подъем поспособствовал укреплению армии, что в свою очередь повлияло на роль Турции в регионе. При ПСР Турция стала одним из ключевых акторов на Ближнем Востоке. Но не стоит забывать и об отношениях Турции с другими странами, в частности со странами так называемого "тюркского мира", куда можно отнести и все страны Центральной Азии, кроме Таджикистана. ПСР не только укрепила позиции Турции в ближневосточном регионе, но и превратила ее в ролевую модель для стран Центральной Азии. Факт существования лозунгов про "тюркское братство" и сближение (сплочение) родственных народов, которые особенно громко слышны в Казахстане и Киргизии, особенно подчеркивает рост влияния Турции в данном регионе. Также такие лозунги говорят о том, что фактор родственных связей и общих корней "тюркского мира" превратился в очень эффективный инструмент "мягкой силы" Турции в отношениях со странами Центральной Азии.

Ключевые слова: власть, внешняя политика, тюркский мир, экономика, мягкая сила.

TURKISH FACTOR IN TURKISH SOFT POWER POLICY IN RELATIONS WITH THE

CENTRAL ASIAN COUNTRIES

Z. Sarimsokov

RUDN University

Abstract. This year, the Justice and Development Party (AKP), led by its irreplaceable leader, Recep Erdogan, is celebrating a kind of anniversary - 18 years at the helm of Turkey. The period of AKP rule in Turkey will be marked by an increase in economic prosperity and an increase in the power of the Turkish army and military-industrial complex. It is also worth emphasizing the intensification of Turkish foreign policy, which was aimed at strengthening the country's position not only on a regional scale, but throughout the world. Especially as a result of the rapid economic growth in 2003-2008, Turkey began to move beyond its traditional foreign policy and attempts were made to become an active player on the "chessboard" not only in the region, but throughout the world. This rise contributed to the strengthening of the army, which in turn influenced the role of Turkey in the region. Under the AKP, Turkey has become one of the key actors in the Middle East. But one should not forget about Turkey's relations with other countries, with the countries of the so-called "Turkic world", which can include all the countries of Central Asia, except Tajikistan. The AKP not only strengthened Turkey's position in the Middle East, but also turned it into a role model for Central Asian countries. The fact of the existence of slogans about "Turkic brotherhood" and rapprochement (rallying) of kindred peoples, which are especially loudly heard in Kazakhstan and Kyrgyzstan, especially emphasizes the growing influence of Turkey in this region. Also, such slogans indicate that the factor of common roots of the "Turkic world" has become a very effective instrument of Turkey's "soft power" in relations with the countries of Central Asia.

Key words: power, foreign policy, Turkic world, economy, actor.

Распад Советского Союза и конец холодной войны стал для Турции, которая была частью Западного блока, моментом возможностей для ведения более активной внешней политики. Проще говоря, завершение биполярного мироустройства открыла широкие возможности для Турции, которая с политической и экономической точки зрения является страной среднего звена, но с историко-культурной точки зрения, является одной из самых передовых стран. Именно в это время Центральная Азия стала регионом, который привлек внимание турецких политиков и специалистов, которые в свою очередь решили воспользоваться историческим моментом для распространения влияния Турции за пределы Ближнего Востока [Ахмет Давутоглу, 2009]. Тогдашнее руководство страны в лице Президента Т. Озала и Премьер-министра С. Демирела, решили воспользоваться тем, что у новоиспеченных независимых государств общие корни с Турцией и это дает возможность сближению данных стран с ней. Именно поэтому Турция оказалась среди тех стран, которые первыми признали независимость республик. Озал и Демирель акцентировали свое внимание на концепции Тюркского мира, который, по их мнению, распространился с Адриатического моря до Великой Китайской стены, и конечно же, охватывал независимые республики Центральной Азии. Они восприняли независимость тюркских республик Центральной Азии как шанс для объединения, который дается раз в несколько столетий [Мустафа Дурмуш, 2012]. Турция была одной из первых стран, которые признали независимость среднеазиатских республик и данный факт вынудил турецкое руководство дать обещания, которые с экономической точки зрения поставили страну в трудное положение. В этот период Турция выделила кредиты в Eximbank для стран Центральной Азии, которые переживали экономические трудности и искали свое политическое направление. Кроме того, турецкая сторона запустила прямое авиасообщение через Turk Hava Yollari и инвестировала в разные сферы экономики стран региона. Также Турция

оказала политическую поддержку этим странам в процессе их становления, в частности поддержала членство новых республик в международных организациях, таких как ООН, ОБСЕ и ОИК. Также были организованы встречи высших

руководителей тюркоязычных стран, начали свою деятельность такие

межгосударственные организации, как Совет тюркоязычных стран и Международная организация тюркской культуры и искусства (TURKSOY). В этот период турецкое руководство решило укрепить связи со странами Центральной Азии путем организации частых встреч на высшем уровне, а также на уровне руководителей различных ведомств. Данные процессы сопровождались тем, что новые политические элиты новых республик, не имевшие опыт в построении суверенного государства, были в поиске пути развития и в основном смотрели в сторону Запада и США, которые проповедовали либеральный путь развития и секулярную систему управления государством. Именно поэтому Турции стала восприниматься как модель (пример для подражания), так как имела опыт построения развитого, секулярного государства, не отказываясь от своей религиозной идентичности [Hakan Gunes, 2012]. Можно сказать, что данная ситуация стала причиной того, что в девяностые годы внешняя политика Турции и политика Запада в Центральной Азии развивались параллельно друг от друга. Но во второй половине девяностых годов Турции пришлось немного сбавить темпы своего присутствия в регионе, так как переживала трудности во внутренней политики, связанные с чередой коалиционных правительств и экономическими

трудностями. Также именно в этот период в Центральной Азии появились такие игроки, как Иран и Россия, особенно Россия стала играть активную роль в регионе, что было результатом пересмотра

внешнеполитических приоритетов со стороны Евгения Максимовича Примакова. Естественно также стоит отметить трудности социально-экономического и общественно-политического характера, которые

переживали страны Центральной Азии, например, в Таджикистане шла гражданская война, которая полностью уничтожила экономику страны.

1990-е гг. между этими государствами и Турцией стали действительно

плодотворными, так как в эти годы был положен фундамент дипломатических отношений, стали развиваться двусторонние связи в таких важных областях публичной дипломатии, как культура и образование. Турция была первой страной, которая признала независимость этих стран дипломатически. Тысячи среднеазиатского происхождения с крупными учебными проектами в области образования студентов были размещены в университетах Турции. В культурном плане было запущено много различных проектов, которые

способствовали усилению позиций Турции в регионе среди местного населения. Но стоит отметить, что экономический кризис, который страна пережила в 2001 г., слабые коалиционные правительства,

продолжающаяся насильственная и террористическая деятельность в стране и усилия по вступлению в Европейский Союз (ЕС) перехватили внимание и энергию Турции от Центральной Азии. Данная ситуация начала меняться с победой Партии справедливости и развития (АХРагй) во главе с Реджепом Эрдоганом на выборах в ноябре 2002 г. Но внешняя политика Турции в отношении региона Центральной Азии радикально изменилась после второго правительства Партии Демократической партии после 2007 года.

Разрабатывая подход, который мог бы придать большее значение диверсификации внешнеполитических предпочтений в период ее правления, ПСР начала концентрироваться на сотрудничестве с регионами за пределами Запада. Ранее, индивидуальные усилия Тургута Озала и Сулеймана Демиреля, а также внешнеполитические шаги, которые были направлены в сторону стран Центральной Азии, стали институциональными и непрерывными в период правления ПСР. Сюда можно включить усилия Реджепа Эрдогана в качестве премьер-министра и президента, Абдуллы Гюля в качестве

премьер-министра, министра иностранных дел и президента, а также Ахмета Давутоглу, который был одним из инициаторов активизации Турции в Центральной Азии в качестве министра иностранных дел и премьер-министра. Конечно, основная преемственность здесь заключается в том, что партия Справедливости и Развития непрерывно находится у власти с 2002 г. [Ahmet Davutoglu, 2013]. В отношениях между Турцией и центрально-азиатскими государствами началась новая эра именно после прихода к власти ПСР. Здесь можно упомянуть две основные причины начала новой эры во внешней политике Турции вообще, и в отношениях с Центральной Азией, в частности:

- Во-первых, на непрерывное правление одной партии в течении долгих лет вместо правительства, возглавляемого слабой коалицией. Потому что иметь сильную лидирующую партию намного лучше для выполнения решений, необходимых в парламенте;

- Во-вторых, стабильная и растущая экономика после кризиса 2001 года, что тоже является заслугой партии Эрдогана.

Тем не менее, присутствие Ахмета Недждета Сезера, который не симпатизировал правительствам партии ПСР в период своего президентства, и который имел большой авторитет в государственном аппарате в ранние годы, немножко усложнило единоличное правление ПСР. Таким образом, его президентство на время помешало осуществлению желаемой политики. Тем не менее премьер-министр Эрдоган и министр иностранных дел Гюль придавали большое значение отношениям с государствами Центральной Азии. Но стоит отметить, что в отношениях со странами региона фактические изменения произошли после 2007 г.. Выборы Абдуллы Гюля в качестве президента вместо Ахмета Недждета Сезера, и тот факт, что Гюль и премьер-министр Эрдоган проявили интерес к региону, привели к увеличению количества визитов высокого уровня в Центральную Азию. Кроме того, экономический кризис остался позади, растущая экономика Турции нуждалась в новых рынках сбыта и источниках энергии, что сыграло важную

роль в развитии турецкой политики в Центральной Азии. Эта политика Турции в регионе основывалась на более рациональном, экономическом и культурном весе, на развитии отношений через двусторонние и региональные институты в рамках общих интересов, в основном с тюркоязычными странами региона. Развитие этой политики во многом связано с пересмотром роли Турции в постбиполярном мире и новой внешнеполитической концепцией ПСР, которая впоследствии была названа нео-османизмом. Основой этой концепции была работа А. Давутоглу под названием «Стратегическая глубина» [Марвина, 2014]. Вот почему для некоторых экспертов Давутоглу известен как один из отцов-основателей нео-османской идеологии во внешней политике.

Отношения между Турцией и государствами Центральной Азии, установленные в период Партии Справедливости и Развития, могут быть разделены в зависимости от уровня интенсивности выстраивания отношений с ними. Например, Турция установила тесные отношения с Казахстаном, Кыргызстаном и Туркменистаном, поэтому эти государства могут быть включены в первую группу. Двусторонние отношения Турции с Казахстаном и Кыргызстаном были отождествлены с концепцией

стратегического партнерства. Был создан «Совет стратегического сотрудничества высокого уровня», где регулярно организуются встречи на высшем уровне с президентами и премьер-министрами или даже министрами1. С Туркменистаном были установлены очень тесные отношения как в политическом, так и в экономическом плане. Только с Узбекистаном эти отношения стали развиваться не так интенсивно, как с другими государствами региона, поэтому эту страну можно отнести к отдельной группе. Стоит отметить, что после после смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова в

1 "Relations with Central Asian states", Министерство иностранных дел Турецкой Республики. Доступ: http://www.mfa.gov.tr/turkiye-orta-asya-ulkeleri-iliskileri.tr.mfa

2 Подробнее см. Игорь Панкратенко, "Турецкий

марш " в Центральной Азии: вторая попытка", Новая

сентябре 2016 г., участились визиты турецких и узбекских чиновников разных уровней, что стало поводом для разговоров о второй попытке Турции заманить Узбекистан в свою сторону2.

В институциональном плане 30 октября 1992 г. усилиями Т. Озала и С. Демиреля и при участии Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана в Стамбуле состоялся Саммит тюркоязычных государств и продолжались такие мероприятия до 2006 г. с перерывами и ограниченным участием. Также был подписан Нахичеванский договор с участием всех тюркских государств, кроме Узбекистана, на саммите, состоявшемся в Нахичеване 2-3 октября 2009 г. Во время этого саммита высшего уровня была создана институциональная структура, которую назвали Советом тюркоязычных стран (или Тюркский совет или турок Кенеси) [Darhan Kidirali, 2013]. Кроме того, был создан постоянный секретариат в городе Стамбуле, Тюркская академия в Астане и в Баку организована парламентская ассамблея тюркских стран (TURKPA). Совет по культуре и художеству тюркских стран (TURKSOY), который ранее занимался культурной деятельностью, также был прикреплен к этому Совету [Firat Purtas, 2013].

Страны Центральной Азии получили поддержку Турции в международных и региональных организациях в 1990-х гг. Более того, при поддержке Турции Казахстан стал председателем ОБСЕ в 2010 г. и стал членом Совета Безопасности ООН в 2016 г. В свою очередь, Турция получила статус «партнера по диалогу» ШОС при поддержке Центрально-Азиатских государств во время Саммита, который состоялся в Пекине в 2012 г. Также в 2017 г. председательство в Энергетическом клубе ШОС перешло в сторону Турции, что было очень символическим шагом3. В этом смысле, несмотря на проблемы с западными

Газета, 30.09.2018. Доступ:

http://www.ng.ru/dipkurer/2018-09-

30/11_7321_turk.html

3 Подробнее см. "Shanghai Cooperation Organization", Министерство иностранных дел Турецкой

государствами, возглавляемыми США, попытки Турции интенсифицировать свои отношения с ШОС, возглавляемой Китаем и Россией, выглядело как серьезный политический выбор в пользу последних. Помимо сотрудничества Турции с ШОС, ее попытки членства страны в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) было предпринято первым президентом Казахстана Н. Назарбаевым, что очень примечательно. Потому что некоторые исследователи и эксперты с турецкой стороны были уверены, что тюркские государства Центральной Азии ожидают членства Турции в таких организациях, как ШОС и ЕАЭС, чтобы уменьшить так называемое давление со стороны Китая и России. Такой подход хорошо согласуется с целями и намерениями Турции в регионе. Но эксперты в Китае и России выразили мнение, что интерес Турции к этим региональным институтам носит временный и тактический характер, и причиной подобных мыслей является политический и военный союз Турции с западным миром, что заключается в ее членстве в НАТО. В то же время Турция поощряла участие государств Центральной Азии в Организации экономического сотрудничества и Организации исламского сотрудничества (ОИС). Наконец, 14-16 апреля 2016 г. на саммите ОИС в Стамбуле президент Эрдоган имел прекрасную возможность встретиться с лидерами стран Центральной Азии4. Во время их встречи с первым президентом Казахстана

Назарбаевым он заявил, что они согласились на создание «духа исламской солидарности» и ожидают активного участия ОИК в мирном урегулировании существующих проблем [Tamer Kacikci, 2015]. Вновь придал импульс отношениям между Турцией и Узбекистаном, проведенный Совет министров иностранных дел ОИС в Узбекистане 18-19 октября 2016 г. Министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу

Республики. Доступ: http://www.mfa.gov.tr/sanghay-isbirligi-orgutu.tr.mfa

4 Подробнее см. В Стамбуле открывается саммит Организации исламского сотрудничества. Доступ: https://ria.ru/20160414/1410353595.html

5 Подробнее см. В МИД министры Узбекистана и

Турции обсудили проблемы региона. Доступ:

встретился со своим узбекским коллегой и обсудил развитие двусторонних отношений после смерти Ислама Каримова5. Таким образом, Турция пытается расширить свой диалог и сотрудничество со странами Центральной Азии через международные и региональные институты.

Турция как член G20 имеет одну из самых больших и динамично развивающихся экономик в мире, поэтому эта особенность привлекает внимание стран региона. Благодаря открытым, конкурентоспособным и инвестиционным характеристикам турецкие бизнесмены создали малые и средние предприятия в большинстве стран региона. Экономическое сотрудничество в целом несопоставимо с экономическим влиянием Китая, России и других стран, это касается как общего объема турецких инвестиций, так и финансовой помощи в виде грантов, займов и различной технической поддержки, которые выделяются странам Центральной Азии. За исключением Узбекистана, во всех странах региона только малый и средний турецкий бизнес занимает видное место6. Согласно данным TURKSTAT за 2016 год, внешняя торговля со странами региона достигла 5,4 миллиарда долларов, а стоимость инвестиций турецких бизнесменов в эти страны достигла 3,5 миллиарда долларов. Помимо этого, Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (Т1КА), которое предоставляет помощь в целях развития странам региона, особенно в секторах образования и здравоохранения и в удовлетворении насущных потребностей, внесло значительный вклад в процессе уменьшения проблем, с которыми сталкиваются эти страны в переходный период своего становления. Несмотря на развитие экономических отношений, согласно данным TURKSTAT, ни одна из стран Центральной Азии не входит в число 20 ведущих стран, в которых Турция

Ы^://ш. sputniknews.ru/politics/20161018/3922513.^ т1

6 Подробнее см. Александр Князев. Турция в Центральной Азии. Центр Льва Гумилева, 05.10.2016. http://af.gumi1ev-center.ru/archives/2779

осуществляет внешнюю торговлю. Хотя цели в области внешней торговли велики, до желаемого прогресса в их достижении не еще далеко.

Страны Центральной Азии в системе координат турецкой внешней политики в области образования и культуры занимают важное место. Потому что образование и культура являются наиболее важными инструментами турецкой мягкой силы, которая активно продвигается. Большой контингент с тысячами студентов приехали учиться в Турцию и данное число продолжает расти. Этот проект является продолжением обширной стипендиальной программы в Турции под названием «Стипендии премьер-министра» и «Родственные общины» осуществляются под председательством турецких властей. В Казахстане и Киргизии веду активную деятельность множество образовательных учреждений с турецким участием, например, казахско-турецкий Университет им. Йесеви или Международный киргизско-турецкий Университет Ала-Тоо. Помимо этих учебных заведений, существуют школы

Министерства народного образования, факультеты, школы и учебные центры Фонда Диянет. Кроме того, турецкий язык преподается через институты Юнус Эмре и центры изучения турецкого языка TOMER. Помимо культурных мероприятий, турецкие сериалы вызывают большой интерес жителей региона. Интерес и актуальность турецких сериалов начинается с 1990-х гг. и достигли своего пика с выходом сериала «Великолепный век». Помимо этого, были организованы различные мероприятия, чтобы сохранить память о таких духовных деятелях, как Ходжа Ахмет Йесеви, одна из общих ценностей и лидеров турецкого мира. Учитывая согласованный запрос всего тюркского мира, ЮНЕСКО провозгласила 2016 год «Годом Ходжа Ахмета Йесеви», и в рамках этого года были проведены различные мероприятия, которые положительно повлияли на развитие двусторонних и многосторонних отношений

7 Подробнее см. Прощание с учителями, которых

обещали "не выдавать Турции". Доступ: https://ms.azattyq.org/a/vynuzMenniy-otyezd-prepotavateley-iz-turcii/28770719.html

между тюркскими странами.

Попытка переворота 15 июля 2016 г., оказала большое влияние на двусторонние отношения между Турцией и странами Центральной Азии. Поддержка, оказанная первым президентом Казахстана Назарбаевым официальным властям и президенту Эрдогану, повысила его уважение, и «Лидер тюркского мира» показал, что он заслуживает своего титула. Правительство Казахстана решило депортировать всех учителей турецких школ, так или иначе связанных с движением Хизмет, лидер которого известный проповедник Ф. Гюлен обвиняется в организации попытки переворота, и взяло под строгий контроль все их образовательные организации7.

Неожиданная реакция пришла от президента Кыргызстана А. Атамбаева. Он воспринял требования турецкого правительства, касающиеся закрытия школ, как вмешательство во внутренние дела Кыргызстана и это вызвало охлаждение отношений между двумя странами8. Высокопоставленные визиты после попытки переворота были совершены спикером парламента Кыргызстана Ч. Турсунбековым и премьер-министром периода С. Жеенбековым, который был избран президентом Кыргызстана 24 ноября 2017 г. В случае поддержки или не поддержки правительства Турции после попытки переворота, Туркменистан решил выбрать путь казахстанских чиновников и закрыл все образовательные организации Хизмета внутри страны. Исходя из этого можно констатировать, что отношение стран Центральной Азии к движению Хизмет превратилось в своего рода латмусовую бумагу, которая показывает, как власти той или иной страны относятся к официальным властям Турции и проводимой ими политике. Отношения Турции со странами Центральной Азии во время правления ПСР придерживались определенных

рациональных линий. На это повлияло приведение ожиданий к более

8 Подробнее см. Человек тюркского раздора. Доступ: https://www.svoboda.Org/a/27888349.html

реалистичному уровню и признание того, что также турецкие инвесторы постепенно отношения с этими странами также зависят тянутся в Узбекистан, что является от политики влиятельных игроков в регионе, результатом политики президента в частности России и Китая. В отношениях с Мирзиёева. Центральная Азия - самый Казахстаном и Туркменистаном у Турции короткий и безопасный путь для Турции, позитивная атмосфера. Ожидается, что чтобы достичь до Азиатско-Тихоокеанского переговоры на высоком уровне с региона, который становится новым центром Узбекистаном, участившиеся в последние силы в новом Мировом порядке. По этой годы, дадут положительные результаты. причине Турция старается развивать свои Первые результаты можно наблюдать уже двусторонние и многосторонние отношения сейчас, когда творческая элита двух стран со всеми странами центрально-азиатского начала тесное сотрудничество в разработке региона, особенно с тюркскими некоторых проектов исторической важности, государствами в долгосрочной перспективе.

Библиографический список Давутоглу А. Эволюция Центральной Азии, внутриазиатский баланс и Турция, Yeni Tukiye, Том 3, №15, стр.913-919.

Дурмуш М., Иылмаз Х. Внешняя политика Турции в Центральной Азии и ее действия за последние 20 лет, Bagmsizliklarmm Yirminci Yilinda Orta Asya Cumhuriyetleri: Turk Dilli Halklar-Turkiye ile Ili^kileri. Культурный центр Ататюрк, Анкара: 2012г. стр. 487-488.

Маврина Ю.В. Концепция внешней политики Турции Ахмета Давутоглу. Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2014. Т. 14, вып. 1.

Об авторе: Саримсоков Захиджон - Магистр в области международных отношений РУДН (e-mail: zohidjon990@gmail.com).

References

Davutoglu A. Republics since Independence: Towards a common future, SAM Vision Papers, Январь 2013.

Kidirali D. Turkish Council, The Turkish states and Societies Annual 2013.

Purtas F. International Organization of Turkish Culture, The Turkish states and Societies Annual 2013.

Gunes H. Turkey-Central Asian Relation", Analysis of Turkish foreign policy in XXI century, 2012. Tamer K. Turkey's Central Asia and Pakistan policy", Turkish Foreign Policy Annual 2016.

About the author: Sarimsokov Zakhidjon - Master in International Relations of RUDN University (e-mail: zohidjon990@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.