Научная статья на тему 'Тюркология Хакасии в лицах: Н. Ф. Катанов и В. Я. Бутанаев'

Тюркология Хакасии в лицах: Н. Ф. Катанов и В. Я. Бутанаев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКОЛОГИЯ / TURKIC STUDIES / ЭТНОГРАФИЯ / ETHNOGRAPHY / АРХЕОЛОГИЯ / НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ КАТАНОВ / N. F. KATANOV / ВИКТОР ЯКОВЛЕВИЧ БУТАНАЕВ / V. YА. BUTANAEV / ХАКАСИЯ / KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Надежда Николаевна

В статье рассматриваются становление и развитие тюркологии в Хакасии на основе анализа научной деятельности двух выдающихся учёных: Н. Ф. Катанова профессора Казанского университета и В. Я. Бутанаева профессора Хакасского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People of Turkic Studies in Khakassia: N. F. Katanov and V. Yа. Butanaev

The article deals with the formation and development of Turkic studies in Khakassia on the basis of the analysis of the scientific activities of two outstanding scientists N. F. Katanov, Professor of Kazan University, and V. Yа. Butanaev, Professor of Khakas State University.

Текст научной работы на тему «Тюркология Хакасии в лицах: Н. Ф. Катанов и В. Я. Бутанаев»

УДК 811.512.15:93 (571.513)

ТЮРКОЛОГИЯ ХАКАСИИ В ЛИЦАХ: Н. Ф. КАТАНОВ И В. Я. БУТАНАЕВ

Н. Н. Медведева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются становление и развитие тюркологии в Хакасии на основе анализа научной деятельности двух выдающихся учёных: Н. Ф. Катанова — профессора Казанского университета и В. Я. Бутанаева — профессора Хакасского государственного университета.

Ключевые слова: тюркология, этнография, археология, Николай Фёдорович Катанов, Виктор Яковлевич Бутанаев, Хакасия.

Становление российской тюркологии как самостоятельной науки связано с исследованиями наиболее известных учёных XIX - начала XX вв. В. В. Радлова, Ч. Ч. Валиханова, И. Н. Березина, Н. И. Ильминского, В. И. Вербицкого, П. М. Мелиоранского и др. Имя нашего земляка, выдающегося востоковеда и тюрколога с мировым именем Николая Фёдоровича Катанова находится в одном ряду с ними. Его авторитет был признан научной общественностью в начале XX столетия. Однако в советский период имя Н. Ф. Катанова несправедливо было предано долгому забвению. В последние десятилетия в обществе изменилось отношение и к самому учёному, и к его научному наследию: переизданы отдельные работы Николая Фёдоровича, опубликован ряд работ, посвящённых его биографии, его многогранной научной, педагогической и общественной деятельности [1; 2 и др.]. В Хакасии появилось новое научное направление - катановедение, проводятся юбилейные конференции, посвящённые знаменитому земляку. Именем Николая Фёдоровича назван Хакасский государственный университет, национальная гимназия, муниципальный музей на его малой родине в селе Аскиз. В университете, носящем его имя, ежегодно проводятся Дни науки «Катановские чтения».

На рубеже XX и XXI столетий ряды российских тюркологов пополнились ещё одним ярким представителем немногочисленного хакасского народа - доктором исторических наук, профессором Хакасского государственного университета Виктором Яковлевичем Бутанаевым. Его труды получили научное признание во всём тюркском мире, свидетельством тому являются многочисленные награды, престижная премия ТЮРКСОЙ «Красное яблоко», почётное звание «Лучший историк тюркского мира».

Увлечение историей хакасского народа сформировалось у Виктора Яковлевича ещё в подростковом возрасте. Целенаправленно археологией и этнографией он начал заниматься в годы учёбы на историческом факультете Ташкентского государственного университета им. В. И. Ленина, где он обучался с 1964 по 1969 гг. В университетской библиотеке, по словам Виктора Яковлевича, очень хорошей, были книги с подписью Н. Ф. Катанова. Известно, что профессор из Казанского университета вёл обширную переписку с учёными из разных стран и разных университетов. Вероятно, благодаря научным контактам, труды Н. Ф. Катанова оказались в библиотеке Ташкентского университета.

В Алма-Ате в Институте языкознания тогда ещё студенту Бутанаеву довелось увидеть портрет известного ориенталиста. Впервые полную биографию Н. Ф. Катанова начинающий учёный прочитал, находясь уже в Абакане. Это была известная монография профессора С. Н. Иванова [3]. В 1969 году, по воспоминаниям Виктора Яковлевича, являвшегося в то время научным сотрудником областного краеведческого музея, в угольном сарае среди старых книг он вновь увидел портрет учёного из Казани, который, как тогда считали, якобы «сотрудничал с царской охранкой». Возможно, для начинающего учёного это были судьбоносные встречи.

В 1987 году вышла в свет первая монография В. Я. Бутанаева «Социально-экономическая история хакасского аала (конец XIX - начало XX вв.)». Виктора Яковлевича как этнографа в большей степени интересовали ис-торико-этнографические материалы, поэтому и в трудах Катанова он в первую очередь обращает внимание на этот аспект. Во введении своего труда В. Я. Бутанаев пишет: «Ценный вклад в изучение жизни хакасского аала внесли этнографические труды первого хакасского профессора Н. Ф. Катанова» [4, с. 5]. В указанной работе автор неоднократно использует материалы трёх известных статей Н. Ф. Катанова: «Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии», «Письма из Сибири и Восточного Туркестана», «Наречия урянхайцев, абаканских татар и карагасов».

Совместная работа В. Я. Бутанаева и И. И. Бутанаевой «Хакасский исторический фольклор», изданная в 2001 году, посвящена самобытному богатейшему фольклору хакасов. В качестве исторических источников использованы труды Н. Ф. Катанова: «Наречия урянхайцев, абаканских татар и карагасов», «Предания присаян-ских племён в прежних делах и людях», «Замечания о богатырских поэмах минусинских тюрков». Сам Катанов, оценивая значение фольклора, считал, что «в сказаниях о богатырях и их подвигах найдётся немало интересных фактов для разъяснения истории народа, его религиозных верований, нравов и обычаев» [5, с. 5]. В данной работе В. Я. Бутанаев выступает как фольклорист и даёт оценку фольклорным изысканиям Николая Фёдоровича: «В научном наследии Катанова представлены все жанры хакасского фольклора. Сегодня невозможно представить исследования в области хакасской фольклористики без работ первого хакасского учёного, выдающегося тюрколога Н. Ф. Катанова» [6]. Заслуга Катанова как фольклориста заключается в том, что он сохранил для будущих поколений и героический эпос, и малые жанры хакасского фольклора (сказки, легенды,

шаманские молитвы, пословицы, поговорки и т. д.), благодаря ему, фольклор хакасов прочно вошёл и в историческую науку, и в тюркологическую.

Во введении следующей работы «Бурханизм тюрков Саяно-Алтая» Виктор Яковлевич указывает: «...мы широко использовали тексты хакасских и тувинских памятников фольклора, изданных в 1907 г. известным тюркологом Н. Ф. Катановым» [7, с. 5]. Учёным приводится 14 ссылок на следующие работы Катанова: «Наречия урянхайцев, абаканских татар и карагасов», «Очерки Урянхайского края», «Шаманские песнопения сибирских тюрков. Записи 1878-1892 гг.», «Отчёт о поездке, совершённой с 15 мая 1896 г. по 1 сентября 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии».

Виктор Яковлевич по достоинству оценил труды профессора из Казанского университета: «Образцы литературы тюркских племён Н. Ф. Катанова являются по существу единственным научно обработанным и переведённым на русский язык собранием шаманских и бурханистских текстов, которому до сих пор нет равных среди книг собирателей национального фольклора» [7, с. 6].

В этой же работе автор задаётся вопросом: «Почему Н. Ф. Катанов не изучал хакасский язык?». Ведь из множества печатных работ Катанова только 25 (по другим данным 15) посвящены коренному населению Ха-касско-Минусинского края. Профессор Бутанаев выдвигает предположение: возможно, его (Катанова) манила загадочная страна Урянхай (Тува)? Ответ на этот мучивший его вопрос был обнаружен им в рукописи «Очерки Урянхайского края», где Н. Ф. Катанов писал: «Сойоты - единоплеменники минусинских татар, пришедшие на территорию Тувы со стороны Минусинска». По мнению В. Я. Бутанаева, Николай Фёдорович превосходно знал родной язык и именно поэтому он обратился к изучению родственного тюркского языка, совсем неизвестного науке того времени.

Профессор Бутанаев в монографии «Степные законы Хонгорая», рассматривая юридические знаки собственности, вновь обращается к трудам Катанова, в частности, к статье «Письма из Сибири и Восточного Туркестана», в которой находит подтверждение своим выводам о родовых тамгах местных жителей [8, с. 110].

В одной из последних (по времени издания) работ хакасского профессора В. Я. Бутанаева «Историческая ономастика Южной Сибири», изданной в Бишкеке в 2013 году, отмечается: «Книга посвящается великому сыну хакасской земли тюркологу Пора Катанову, впервые открывшему миру неизведанные страницы ономастики Хонгорая» [9, с. 4]. В этих словах - дань уважения великому учёному и великому соотечественнику, который впервые привёл перечень названий некоторых хакасских родов, став пионером нового научного направления -ономастики.

Перечень фундаментальных работ В. Я. Бутанаева, в которых он опирается на труды своего предшественника, можно продолжить: это «Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края» (1995), «Этническая культура хакасов» (1998), «Будни и праздники тюрков Хонгорая» (2014) и др. Во всех вышеперечисленных работах Виктор Яковлевич существенно дополняет и конкретизирует этнографическую и тюркологическую науки, вводя в оборот уникальные материалы из Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), полученные результаты этнографических, лингвистических и фольклорных экспедиций.

К научному наследию Н. Ф. Катанова В. Я. Бутанаев не только обращается в своих многочисленных трудах, но и поднимает актуальные для современных исследователей проблемы на конференциях. 22-24 мая 2002 года в столице Хакасии - Абакане состоялась Международная научно-практическая конференция «Научное наследие Н. Ф. Катанова и современное востоковедение», посвящённая 140-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова. В. Я. Бутанаев руководил работой одной из четырёх секций - «Н. Ф. Катанов как исследователь культуры народов Саяно-Алтая». В своём докладе «Роль и значение Н. Ф. Катанова в изучении тюрков Саяно-Алтая» он подытоживает: «...в целом роль и значение Н. Ф. Катанова в деле изучения этнографии тюрков Саяно-Алтая, несомненно, заслуживают самой высокой оценки» [10, с. 219].

В 2012 году весь тюркский мир, включая и ближнее зарубежье, отмечал 150-летие со дня рождения выдающегося сына хакасского народа Николая Фёдоровича Катанова. На его родине, в Абакане, прошёл Международный научный форум «Наследие Н. Ф. Катанова: языки, история и культура тюркских народов России». В отличие от предыдущей конференции форум был более представительным и многочисленным, в его рамках была организована работа шести секций, рассматривавших различные аспекты научной, педагогической и общественной деятельности одной отдельно взятой личности - учёного-энциклопедиста Николая Фёдоровича Катанова. Один этот факт говорит о том, насколько уникальным исследователем он был.

В. Я. Бутанаев выступил в секции «История тюркских народов Саяно-Алтая» с докладом «Жизненный путь и судьба профессора Н. Ф. Катанова (1862-1922)». В этом выступлении Виктор Яковлевич вновь обратился к самому дискуссионному вопросу в истории современной Хакасии - о названии «Хонгорай», или «Хоорай». По его мнению, это название широко употреблялось в героическом эпосе, исторических преданиях, шаманских камланиях. Обращаясь к непререкаемому авторитету востоковеда Катанова, который, по всей видимости, знал историческое название «Хоорай», Виктор Яковлевич приводит следующий любопытный факт: «Во время своего путешествия по Туве и Монголии в 1889 г. Катанов рекомендовался как татарин из Хоорая, т. е. Хакасско-Минусинского края» [11, с. 204]. Профессор Бутанаев убеждён, что «именно Пора (хакасское имя Катанова) изменил историческое имя своего народа «хоорай» на этноним «тадар» из-за того, что сам жил и работал среди казанских татар» [11, с. 206].

Новаторство профессора В. Я. Бутанаева проявилось в том, что он разработал концепцию формирования эт-нополитической организации енисейских кыргызов под историческим названием «Хонгорай». И это действительно нетрадиционный подход к устоявшимся представлениям о государственности хакасского народа. Колле-

ги из дружественных тюркских республик неслучайно называют Виктора Яковлевича «революционером в науке». Точка зрения В. Я. Бутанаева встретила в некоторых случаях резкое неприятие, в других - индифферентное отношение власти предержащих, части национальной интеллигенции и хакасского народа. И лишь незначительная часть хакасов поддерживает очень смелую концепцию исследователя Бутанаева. Неоспоримым фактом остаётся одно: новое всегда приживается с трудом, ведь «большое видится на расстоянии».

В условиях общественно-политического кризиса начала XX столетия инородцу Катанову невероятно сложно было отстаивать концепцию, которая основывалась на идее общности истории и культуры различных тюркских народов Российской империи. В обществе господствовало убеждение, что «инородцы обречены на вымирание» и, следовательно, они недостойны внимания научного мира. И, тем не менее, профессор Казанского университета настойчиво и целенаправленно продолжал изучение традиционной культуры и мировоззрения тюрков России, вступив в упорную борьбу с общественным мнением.

Новаторский подход характерен для обоих исследователей, но не только это сближает их. Думается, уместно провести параллели между двумя крупнейшими тюркологами двух разных эпох. За 36 лет трудовой деятельности Н. Ф. Катановым были изданы 382 научные работы по языкознанию, фольклору, литературе, истории, археологии и этнографии тюркских народов [12, с. 6]. Его труды были широко известны европейской научной общественности, он являлся членом не только российских научных обществ, но и европейских: Международного общества наук и литературы в Левене (Бельгия), Венгерского этнографического общества в Будапеште, членом-корреспондентом Финно-угорского общества в Гельсингфорсе.

За время научной деятельности В. Я. Бутанаевым опубликованы 380 печатных работ, в их числе 33 монографии. Так же, как и его предшественник, Виктор Яковлевич является крупным специалистом в области этнографии и тюркологии, диапазон его научных контактов достаточно широк как среди научного мира России и ближнего зарубежья (Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан), так и в странах дальнего зарубежья (Китай, Монголия, Турция, Соединённые Штаты Америки, Финляндия, Венгрия, Германия). Хакасский учёный активно сотрудничает с вузами и научными центрами Казахстана, в частности, с Международной тюркской академией и Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилёва в Астане, Международным казахско-турецким университетом им. Х. А. Ясави в Туркестане, Кокчетавским государственным университетом им. Ч. Ч. Валиханова.

Научная общественность с большим интересом отнеслась к этнографическим материалам Н. Ф. Катанова о тюркоязычных народах Восточного Туркестана, входившего в состав Китая. В северных провинциях Китая он провёл более года, изучая язык, обычаи и культуру тюркских народов. Такой же научный подвиг столетие спустя совершил профессор Бутанаев, когда в мае 2005 года посетил уездный город Фуюй в Китайской Народной Республике. Научная экспедиция в Китай позволила Виктору Яковлевичу убедительно доказать, что фую-ские кыргызы оказались там в результате массового угона хакасского населения в начале XVШ столетия и что они являются потомками насильственно угнанных хакасов.

Н. Ф. Катанова как учёного характеризуют необычайное трудолюбие, скрупулёзность, даже фанатизм и одержимость в поисках достоверной научной информации. Его первая научная экспедиция продолжалась 4 года и 10 месяцев. Какие трудности выпали на долю исследователя, можно только догадываться, сам он об этих лишениях говорил очень скупо. Такими же чертами подлинного учёного обладает и В. Я. Бутанаев, который в 1970-1980-ые годы в поисках новых этнографических материалов пешком обошёл практически всю Хакасию. Например, при написании уникального издания «Хакасско-русского историко-этнографического словаря» он использовал сведения, полученные от 98 информаторов из разных этнических групп хакасов. Неслучайно хакасский режиссёр Э. М. Кокова в своё время, видя оптимизм и энтузиазм молодого учёного, прозорливо заметила: «Вы будете вторым Катановым».

Известно, что Н. Ф. Катанов сотрудничал со многими сибирскими музеями, в том числе первым в Южной Сибири Минусинским музеем, ныне носящим имя его основателя Н. М. Мартьянова, которому Николай Фёдорович оказывал методическую помощь в создании музея. Ныне другой хакасский учёный, В. Я. Бутанаев, поддерживает тесные научные связи не только с Минусинским краеведческим и Хакасским национальным краеведческим музеями, но и с другими музеями республики.

Таким образом, двух выдающихся исследователей - и Н. Ф. Катанова, и В. Я. Бутанаева, - несмотря на временной интервал почти в целое столетие, сближают основные моральные качества подлинного учёного: высокий уровень исследовательской культуры, бескорыстное и самоотверженное служение народу, новаторский подход, смелость суждений, их аргументированность.

Пропаганда научного наследия тюрколога Н. Ф. Катанова профессором В. Я. Бутанаевым осуществляется и в рамках его научно-педагогической деятельности, в частности при чтении лекций студентам и аспирантам Института истории и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова по ряду исторических дисциплин. Для преподавателей гуманитарных вузов тюркоязычных республик России в 1999 году Виктором Яковлевичем был издан уникальный «Хакасско-русский историко-этнографический словарь», получивший высокую оценку тюркологов. Это результат кропотливой исследовательской работы, включивший 4 тысячи слов. В представленном исследовании частично использовались материалы, собранные Катановым во время четырёх экспедиций по Хакасии.

Оба выдающихся учёных являются патриотами своей родины. Н. Ф. Катанов в своё время горячо призывал своих земляков: «Начинайте изучать свой край, своё село ...». Эти слова звучат как напутствие нынешнему поколению, и они абсолютно не утратили своей актуальности. В. Я. Бутанаев в монографии «История вхождения Хакасии (Хонгорая) в состав России» в качестве эпиграфа написал посвящение, проникнутое любовью к своему

народу: «Посвящается народу Хакасии, пережившему на протяжении 300 лет как трагические, так и славные страницы своей истории».

В. Я. Бутанаев, говоря о научном наследии профессора Катанова, указывает: «...любые крайности в оценке его деятельности далеки от истины. Ясно одно, что Н. Ф. Катанов был человеком неординарных способностей, великим учёным-тюркологом» [11, с. 206]. Виктор Яковлевич справедливо указывает, что не надо из одной крайности впадать в другую в оценке учёного: от «реакционера в науке», «учёного холопа старого режима» до «хакасского Ломоносова». Николай Фёдорович Катанов, несмотря на высокие научные титулы и звания, по мнению В. Я. Бутанаева, был нормальным человеком со своими недостатками и ошибками, которые свойственны любому человеку.

Виктор Яковлевич выступал с идеей перезахоронения праха знаменитого земляка на родине в Хакасии. И это было бы справедливо, ибо хакасский народ помнит и чтит своего первого учёного - Николая Фёдоровича Катанова.

Таким образом, следует признать значительный вклад заслуженного деятеля науки Кыргызской Республики и Республики Хакасия Виктора Яковлевича Бутанаева в изучение и популяризацию научного наследия профессора Н. Ф. Катанова. Историко-этнографические, лингвистические, фольклорные материалы выдающегося тюрколога Катанова профессор В. Я. Бутанаев из Абакана знает как никто другой. Виктор Яковлевич опирается на его научные труды, широко используя их, при этом существенно дополняя и уточняя материалы своего предшественника, что вполне закономерно. Оба выдающихся исследователя: и Николай Фёдорович Катанов -основоположник тюркологии в Хакасии, и Виктор Яковлевич Бутанаев, являясь достойными представителями хакасского народа, - выполняют одну общую задачу реконструкции традиционного мировоззрения своего народа, его быта и культуры. И как символ научной преемственности логично выглядело бы вручение Государственной премии Республики Хакасия имени Н. Ф. Катанова, утверждённой в 2003 году, профессору Виктору Яковлевичу Бутанаеву, развивающему лучшие традиции тюркологической науки в Хакасии.

Библиографический список

1. Катанов, Н. Ф. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / Н. Ф. Катанова; сост. С. А. Угдыжеков. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 260 с.

2. Султанбаева, К. И. Николай Фёдорович Катанов - выдающийся учёный, востоковед, тюрколог, просветитель: монография / К. И. Султанбаева. - Абакан: Изд-во Хакасского го. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2009. - 144 с.

3. Иванов, С. Н. Николай Фёдорович Катанов (1862-1922). Очерк жизни и деятельности / С. Н. Иванов. - М.- Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 107 с.

4. Бутанаев, В. Я. Социально-экономическая история хакасского аала (конец XIX - начало XX вв.) В. Я. Бутанаев. - Абакан, 1987. - .

5. Катанов, Н. Ф. Замечания о богатырских поэмах минусинских тюрков / Н. Ф. Катанов. - СПб, 1885. - 175 с.

6. Бутанаев, В. Я. Хакасский исторический фольклор / В. Я. Бутанаев, И. И. Бутанаева. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2001. - 148 с.

7. Бутанаев, В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2003. - 260 с.

8. Бутанаев, В. Я. Степные законы Хонгорая / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 275 с.

9. Бутанаев, В. Я. Историческая ономастика Южной Сибири / В. Я. Бутанаев. - Бишкек, 2013. - 272 с.

10. Бутанаев, В. Я. Роль и значение Н. Ф. Катанова в изучении этнографии тюрков Саяно-Алтая / В. Я. Бутанаев // Научное наследие Н. Ф. Катанова и современное востоковедение: мат-лы Междунар. науч. конф., посвящённой 140-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова. 22-24 мая 2002 г., г. Абакан. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 2016-220.

11. Бутанаев, В. Я. Жизненный путь и судьба профессора Н. Ф. Катанова (1862-1922) / В. Я. Бутанаев // Наследие Н. Ф. Катанова: языки, история и культура тюркских народов России (к 150-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова): мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 16-19 мая 2012 года, г. Абакан. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2012.

12. Ултургашев, С. П. Научное наследие Н. Ф. Катанова и современное востоковедение / С. П. Ултургашев // Научное наследие Н. Ф. Катанова и современное востоковедение: мат-лы Междунар. научной конф., посвящённой 140-летию со дня рождения Н. Ф. Катанова. 22-24 мая 2002 г., г. Абакан. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2003.

© Медведева Н. Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.