Научная статья на тему 'Богиня Умай в представлениях В. Я. Бутанаева и археологическая реальность'

Богиня Умай в представлениях В. Я. Бутанаева и археологическая реальность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
377
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ / TURKIC-SPEAKING PEOPLES / ПАНТЕОН БОЖЕСТВ / PANTHEON / БОГИНЯ УМАЙ / GODDESS UMAI / ХАКАСЫ / KHAKAS / КУЛЬТ / CULT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скобелев Сергей Григорьевич

В культурах древних и современных тюрок отмечаются элементы культа богини плодородия Умай. Имеются и археологические свидетельства существования этого явления, в связи с чем важно верифицировать известные этнографические источники, отражающие мировоззрения хакасов и в наиболее полном виде собранные и опубликованные В. Я. Бутанаевым. В результате такого анализа установлено, что большинство известных археологических материалов находит своё отражение или подтверждение в хакасской этнографии, включая внешний облик Умай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goddess Umai Represented by V. Ya. Butanaev and Archaeological Reality

The cult elements of fertility goddess Umai are known to present in cultures of ancient and contemporary Turks. There is also archaeological evidence of this phenomenon, and therefore it is important to verify well-known mostly full ethnographic collections published by V. Ya. Butanaev that show Khakas world vision. This analysis reveals that the known archaeological material is mostly reflected and confirmed in the Khakas ethnography, including the image of Umai.

Текст научной работы на тему «Богиня Умай в представлениях В. Я. Бутанаева и археологическая реальность»

УДК 903 '15

БОГИНЯ УМАЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В. Я. БУТАНАЕВА И АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ*

С. Г. Скобелев

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

В культурах древних и современных тюрок отмечаются элементы культа богини плодородия Умай. Имеются и археологические свидетельства существования этого явления, в связи с чем важно верифицировать известные этнографические источники, отражающие мировоззрения хакасов и в наиболее полном виде собранные и опубликованные В. Я. Бутанаевым. В результате такого анализа установлено, что большинство известных археологических материалов находит своё отражение или подтверждение в хакасской этнографии, включая внешний облик Умай.

Ключевые слова: тюркоязычные народы, пантеон божеств, богиня Умай, хакасы, культ.

Современные тюркоязычные этносы Евразии относятся к различным конфессиям, которые в абсолютном большинстве тюркоязычные народы восприняли у своих соседей на разных этапах исторического развития. Но, несмотря на сильное укоренение христианства, буддизма или ислама, в их культуре до сих пор явственно отмечаются, хотя и в разной степени, элементы верований собственного происхождения, включая существование в ряде случаев представлений о трёхчастной структуре верховных божеств - Тенгри (божественное небо, высшая власть во вселенной), Йер-суг (родимая земля и вода) и Умай, которая обеспечивала плодородие на земле. Образ этой богини, главным образом основанный на материалах этнографии, получил определённое освещение в научной литературе, начиная ещё с XIX века. Было установлено, что у разных тюркоязычных народов богиня выступала под различными, но, как правило, однокоренными или аналогичными по смыслу именами: Умай -иче, Ымай идже, Май-иче, Май-ана, Эхын Умай, Пай-ана, Пай идже - «богатая, добрая мать», и Улуг ак ине -«Великая белая мать», Ума, Омай, Нумай, Убай и т. п. [1-13]. В результате проведённых к началу 80-х гг. ХХ века исследований в тюркологии сложилось общее представление об этом почитаемом тюрками образе. Но, к сожалению, соответствующие материалы хакасского происхождения (то есть с территории Хонгорая) в данной сводной характеристике были представлены не в полном объёме.

Устранение этой проблемы в конце 70-х - начале 80-х гг. поставил одной из своих задач В. Я. Бутанаев. Основываясь на материалах уже имевшихся исследований, но главным образом в ходе многочисленных самостоятельных поисковых исследований на территории Хакасии и сопредельных регионов он собрал настолько обширный материал по данной тематике, что общий объём сведений о культе богини Умай, бытовавший у хакасского народа, к началу 1980-х гг. превысил уже известный до этого объём материалов подобного рода, свойственный для тюркоязычных народов Южной Сибири. Первым конкретным и наиболее полным выражением результатов исследований В. Я. Бутанаева стала обширная статья этого автора «Культ богини Умай у хакасов» [14, с. 10]. Материалы публикации позднее были доработаны, расширены, уточнены и включены в его монографию «Бурханизм тюрков Саяно-Алтая» и некоторые иные работы [15-17]. Помимо сведений об Умай, имевших общие параллели в этнографии и фольклоре ряда тюркоязычных народов, названным автором в этих публикациях были приведены и некоторые оригинальные данные, касающиеся лишь хакасов, а также сделано несколько соответствующих выводов о причинах таких явлений. В целом весь объём материалов хакасской этнографии по теме почитания Умай был собран в настолько полном виде и использован, что до наших дней каких-либо значительных новых сведений этнографического происхождения для этого научного направления ещё не появилось.

Поскольку основные представления В. Я. Бутанаева по данной тематике главным образом строились на базе сведений по этнографии и фольклору, а археологические материалы были затронуты лишь эпизодически, так как для данного региона к началу 1980-х гг. они фактически не находились в научном обороте, в настоящее время, ввиду накопления значительных объёмов сведений по археологии, важно сопоставить их с мнением названного автора по отдельным сюжетам темы, с тем чтобы провести своеобразную верификацию его взглядов.

В. Я. Бутанаевым, который по своему основному образованию является археологом, известный тогда немногочисленный археологический материал, несомненно, учитывался и интерпретировался. Имеются в виду в первую очередь упоминания об Умай в древнетюркских рунических текстах, где супруга кагана именовалась не иначе как «величественная мать-катун, подобная Умай» [17, с. 178]. Были известны также женский крупноте-лый персонаж в пышном одеянии с трёхрогим (трёхлучевым) головным убором-тиарой (или короной), принимающий поклонение группы людей на изобразительной композиции с Кудыргинского валуна на Алтае [18], и два изображения в таких же головных уборах на Сулекской писанице, обнаруженной в Хакасии. Позднее некоторыми авторами они трактовались зачастую достаточно обоснованно или признавались в качестве попыток изобразительной передачи вероятных образов Умай, а одного из изображений на Сулекской писанице даже как Тенгри [19-21].

Самим же В. Я. Бутанаевым была проведена интерпретация изображений на хакасских нагрудниках «пого», надеваемых свахами Хонгорая на свадьбу. Он полагал, что это стилизованная передача лиц каменных баб оку-

'Исследование проведено в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности (проект № 33.5677.2017/БЧ).

невской культуры, почитаемых хакасами и называемых ими кыргызскими. Соответственно жертвоприношения каменным изваяниям (иней mac) и надевание нагрудников «пого» на свадьбу были определены как части культа богини плодородия Умай [14, с. 99]. Кроме того, позднее, уже в «Топонимическом словаре Хакасско-Минусинского края», В. Я. Бутанаев связал с конкретными географическими объектами сведения хакасских мифов о месте расположения храма богини Умай, где «хранятся души детей...» («Ымай-тас» - Каменная Умай), определив в этом качестве гору Амай по правому берегу Западно-Саянского каньона р. Енисей напротив пос. Майна. Исходя из текстов бурханистских молитв, гора Ымай-тас располагается по небесной оси в центре земли (типр ортазы тимiр орген). «Храм» охраняется духом-хозяином этой горы [16, с. 213; 17, с. 178]. И действительно у подножия горы располагается скала необычной формы, как бы выполненная искусственно и напоминающая голову сурово нахмуренного старика, - она заметно выделяется на фоне остальных обнажений на склонах гор, чем, видимо, и могла обращать на себя внимание людей, в первую очередь шаманов.

Оценивая эффективность использования В. Я. Бутанаевым указанных выше сведений археологического характера, следует отметить, что оно осуществлено весьма квалифицированно и соответственно продуктивно, а сделанные выводы вытекали из сути имевшихся материалов. Так, учёный однозначно согласился, несмотря на разные мнения в историографии, с интерпретацией упоминаний супруги кагана в рунических надписях как подобной Умай, дополнительно подтвердив этот посыл материалами хакасских молитв, где Умай именуется не только как «Ымай ине» - «Мать Умай», но также «Ымай хадын» - то есть госпожа Умай [17, с. 178]. Хотя в то время каких-либо иных свидетельств для такого определения не имелось, исследователь твёрдо держался своей позиции. Лишь позднее последовали вещественные подтверждения точки зрения хакасского учёного: в частности, нумизматами из Узбекистана были опубликованы описания и фотографии монет древнетюркских правителей (VT-VTII вв.) из Чачского оазиса с погрудными парными портретами мужчин-правителей и их отличающихся крупным телосложением спутниц в трёхрогих головных уборах-коронах, где эти аксессуары и подчёркивали факт подобия самой Умай, видимо, для жён древнетюркских владык [22].

Предложенная учёным интерпретация символики «пого» вполне обоснована, поскольку строится на анализе как внутренней композиции, так и комплекса знаний об особенностях изготовления, назначения и реального использования данных уникальных предметов, характерных в своём полном виде лишь для живой культуры коренных жителей Хонгорая.

Относительно места расположения Ымай-тас также можно отметить, что В. Я. Бутанаевым указаны действительно наиболее подходящие для этого объекты - современные гора Умай и находящееся рядом скальное образование, иногда называемое у местного русского населения «башней» Умай (современное название - гора Хабас). Гора Умай отличается своей правильной, похожей на женскую грудь треугольной формой (при взгляде в секторе с северо-востока и почти до запада). Она хорошо выделяется визуально даже при облачной погоде на фоне высоких, но значительно более удалённых горных вершин хребта Борус. Гора видна с больших расстояний с территории прилегающей с севера Койбальской степи Хонгорая. Часто над ней или поперёк горы лежит облачность. Последний факт важен в связи с тем, что согласно представлениям хакасов, в том числе собранным В. Я. Бутанаевым, Умай невидима людям и может находиться среди белых облаков, откуда следит за рождением детей и оберегает их от несчастий [14, с. 93]. Осенью на этой горе довольно рано появляется снег, что соответствовало пониманию её статуса как чистой, снежной, священной вершины и давало основания хакасским шаманам называть гору Ымай-тасхыл. Второй объект - скала в виде башни высотой 360 м от уровня океана, расположен также на правом берегу Енисея, несколько выше по течению от горы Умай, у её южного подножия. Координаты вершины - 52°59'32.70"с. ш. и 91°30'47.70" в. д. Она представляет собой скалу колоннообразной формы с зауженным, закруглённым верхом, западным подножием выходящую достаточно близко к берегу Енисея. На её крутых склонах имеются неглубокие и небольшие по размеру гроты. Эта скала также часто покрыта облачностью, обычно единой с горой Умай. О каком именно из этих двух объектов, называемом Ымай-тасхыл, шла речь в ходе камланий шаманов с обращениями к Умай, собранными В. Я. Бутанаевым, сказать сложно. Возможно, башня рассматривалась в качестве изображения либо служила в виде жилища старика - духа-хозяина горы Ымай-тасхыл. Она могла считаться и входом в гору, где обитала Умай. Но, скорее всего, и гора, и башня, как в случае с ближайшими окрестностями горы Белуха на Алтае, понимались единым священным комплексом, и потому в обращениях шаманов одновременно упоминались и гора Умай, и храм Умай, и дух-хозяин в виде старика [14, с. 96; 17, с. 178, 182-183], в которых храмом или «стариком», вероятнее всего, мог считаться объект, более похожий на сотворённый искусственно.

Оценивая данные предположения с позиций нашего времени, можно отметить, что, не имея тогда достаточного количества археологических источников, действуя на основании имеющихся данных этнографии и во многом интуитивно, В. Я. Бутанаев дал в целом верные определения сути изображений на нагрудниках «пого» и достаточно достоверно указал места расположения географических объектов, связанных с именем Умай. В отношении последнего обстоятельства следует лишь обратить его внимание на важность изучения возможности отнесения к горе Умай трёхглавой вершины Боруса в Западном Саяне, поскольку на Алтае в таком качестве иногда рассматривается визуально похожая (также трёхвершинная) гора Белуха, а Л. П. Потаповым допускалось считать таковой гору под названием Уч-суури в верховьях р. Байгола. Эта работа будет весьма актуальной по той причине, что, по мнению некоторых исследователей, именно три вершины Белухи, где обитает Умай, и символизируют собой трёхрогие головные уборы-короны древнетюркских правительниц [23, с. 419].

Со времени опубликования названных работ В. Я. Бутанаева был накоплен значительный объём новых археологических материалов, происходящих с территории Южной Сибири и сопредельных регионов, которые, с

одной стороны, вносят некоторые новые сведения в наши представления, а с другой - подтверждают сделанные им по фактам этнографии предположения.

Весьма важным событием в данном отношении стало обнаружение нами в 1985 году (уже на следующий год после первой публикации В. Я. Бутанаева на эту тему) в погребении X века могильника Койбалы на р. Абакан на территории Бейского района Хакасии пары золотых (с серебряными деталями в виде четырёх пустотелых шариков) серёг с идентичными изображениями обнажённой женщины плотного телосложения с крыльями за спиной, держащей в обеих руках сосуд типа чаши. Серьги сопровождают золотые (с серебряными деталями) ромбовидные подвески с тремя аналогичного вида шариками каждая (у тюрок Саяно-Алтая этнографического времени подобные предметы изготавливались из кожи или ткани и назывались алтайцами «бэл», хакасами «кин» или «умай»). В результате анализа деталей данных изобразительных комплексов установлено, что каноническая поза изображений, нашедшая широкое отражение в каменных изваяниях тюрок, крупные по размеру золотые крылья - необходимая принадлежность божества, живущего на небе; нимб над головой и чаша (с освящённым молоком, в котором хранятся зародыши душ людей и животных) в руках у женщин, золотые и серебряные шарики - символы зародышей душ живых существ, сопровождавшие все указанные предметы; трилистник - общепринятый у многих народов Старого Света символ древа жизни и плодородия, изображённый на обеих сторонах золотых пустотелых ромбовидных подвесок, и сами эти подвески как символы футляров-хранилищ для пуповин новорождённых детей, известных вплоть до настоящего времени у тюрок Саяно -Алтая (у сагайцев и бельтыров эти кожаные мешочки так и назывались - «умай»), полностью соответствуют смыслу образа общетюркской богини плодородия Умай [24]. Глубоко символично, что В. Я. Бутанаев именно в фольклоре хакасов зафиксировал пожелание, высказываемое при рождении ребёнка и в переносном смысле полностью соответствующее композиции общего облика Умай на нашей находке: «Пусть будет счастье материи... под золотым крылом (богини Умай)! [15, с. 210]. В данном случае крыло у Умай и в прямом смысле золотое.

Позднее нами в научный оборот было введено рельефное изображение на половинке бронзового футляра в виде рыбки для хранения иголок из числа давних случайных находок у с. Аёшка Новосёловской волости на левом берегу Енисея, в традиционных местах проживания людей тюркского этнического круга (в настоящее время хранится в Минусинском краеведческом музее). Такие игольники получили широкое распространение в степной среде в эпоху Тан и Ляо. Здесь показано поясное изображение женщины также крупного телосложения с крыльями за спиной, в пышном одеянии типа халата, похожего на кудыргинский, и с головным трёхрогим убором (рис. 1).

В руках, сложенных на груди, женщина держит какой-то предмет, видимо, чашу, хотя крылья на данном изображении показаны лишь контуром и выглядят несколько иначе, чем на серьгах из могильника Койбалы (они пропорционально значительно меньше по размеру, и их концы не опущены вниз, как на серьгах, а подняты вверх, что может объясняться условиями места выполнения данного изображения на предмете небольшого размера, в которых, будучи опущенными вниз, они бы вообще не были видны). Нет сомнений, что здесь показаны именно крылья, принадлежащие женщине. В связи с данным обстоятельством имеются достаточные основания полагать, что это также есть изображение Умай, лишь выполненное в несколько иной манере. Возможные интерпретации его, как отображения Будды, восседающего на лотосе или какого-то иного персонажа буддистского характера, могут базироваться лишь на общем облике данного изображения, оформление которого проведено, несомненно, под сильным влиянием буддистских мотивов в изобразительном творчестве. Изображение же головного убора и вид одежды женщины на игольнике, а также манера держать в руках на уровне груди какой-то предмет (чашу или птицу) в целом однотипны с тем, что мы можем наблюдать на валуне из Кудыргэ или серьгах из могильника Койбалы (во втором случае лишь для чаши).

о

2см

Рис. 1. Половинка средневекового бронзового игольника с изображением Умай (Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова)

В последующем нами осуществлялось развитие представлений об иконографии образа этой богини, устанавливалась его связь с таким важнейшим аксессуаром-идентификатором, как трёхрогий головной убор, а также с понятием «кут» (душа, судьба, благодать), в археологическом и этнографическом материале выявлялись иные принадлежности образа Умай и понятия «кут». В частности, в погребении, скорее всего, качинском, позднесредневекового могильника Бадалык на левом берегу Енисея на северной окраине г. Красноярска был обнаружен богато прошитый по краям кожаный предмет в виде двойной стрелки, интерпретированный как футляр-«кин» для хранения пуповин двух детей. О бытовании данного обычая у хакасов В. Я. Бутанаев также упоминал [17, с. 180].

В итоге историко-культурная интерпретация указанных находок позволила впервые в научной практике в нашей стране и за рубежом установить в комплексе набор признаков, характеризующих археологическую составляющую иконографии образа Умай, подтвердить факт тесной связи представлений об Умай с ношением трёхрогого головного убора-тиары и обычаем сохранения пуповин детей в специальных футлярах-«бэл» (-«кин», -«умай»). Однако подобного характера выводы были бы невозможны без использования детально проработанного и структурированного материала, накопленного к тому времени трудами специалистов-этнографов, и в первую очередь В. Я. Бутанаева, поскольку анализировавшиеся археологические находки, как можно видеть, происходили преимущественно с территории Хонгорая.

Последовавшие вслед за этим новые археологические открытия, в частности, на территории Средней Азии, дополнительно подтвердили все высказывавшиеся предположения. Так, кыргызским археологом К. Ш. Табалдиевым в могильнике Сюттю-Булак в Кыргызстане была обнаружена костяная пластина с изображением женщины в трёхрогом головном уборе, рядом с которой показан мужчина явно тюркского облика [25]. Характер сцены (крупное изображение женщины и мелкое мужчины), несомненно, передающей картину поклонения человека какой-то более высокопоставленной особе (существу), полностью соответствует тому, что можно наблюдать на Кудыргинском валуне (крупное изображение женщины в такой же трёхрогой тиаре и заметно меньшие по размеру изображения людей, поклоняющихся этой женщине, один из которых - мужчина, имеет характерную для тюрок причёску в виде длинных косичек). Вероятно, в данных двух случаях мы имеем дело с каким-то каноническим сюжетом, который может быть интерпретирован как поклонение людей некоему очень значимому для них телесному или духовному существу. Поскольку в обоих случаях в этой роли выступает женщина, изображённая с рядом признаков, характерных для достаточно уверенно интерпретированных изображений богини Умай, можно полагать, что мнение упомянутых выше авторов о наличии на Кудыргин-ском валуне изображения в человеческом облике именно Умай получает некий дополнительный аргумент.

При этом важно подчеркнуть, что В. Я. Бутанаевым в этнографии хакасов были упомянуты факты представления Умай именно в человеческом облике и даже без крыльев - в виде полной седовласой старушки [14, с. 93], в связи с чем невозможно не вспомнить о крупном телосложении женских изображений на Кудыргинском валуне, серьгах из могильника Койбалы и половинке футляра из окрестностей Аёшки. Соответственно, высказывавшиеся предположения о принадлежности к сфере иконографии этого образа остальных аналогичных изображений женщин в характерных трёхрогих (трёхлучевых) головных уборах-тиарах или коронах с территорий расселения тюрок в Средневековье также получают несколько большую основательность. Не следует при этом акцентировать внимание на том факте, что в отличие от иных композиций женщина на серьгах из могильника Койбалы изображена обнажённой (лишь с украшениями на теле). Так, В. Я. Бутанаев напоминает, что в Кунст-

камере им. Петра Великого хранится небольшая фигурка «хара ымай», приобретённая Н. П. Дыренковой во время экспедиции в 1926 году в Хакасии. «Эта скульптура изображает обнажённую женщину с фертообразно согнутыми руками. На голове у неё шапка» [17, с. 186]. Ясно, что в такой подвижной среде, как древнетюрк-ская, а также позднее в Южной Сибири, существовали различные варианты изобразительного представления облика Умай, на что исследователь и обратил внимание.

В данной связи важно упомянуть о самых новых случаях ввода в научный оборот фактических сведений по этой проблематике. Так, К. Табалдиевым и Ч. Жолдошовым были опубликованы материалы по изобразительной деятельности древнетюркских племён Тенир-Тоо, где в числе прочих приведены изображения десяти происходящих с территории Кыргызстана женских изваяний с трёхрогими головными уборами, четыре из которых показаны удерживающими сосуд в одной или обеих руках [26, с. 136]. Два валуна из числа этих находок из Ис-сык-Кульской котловины с выбитыми изображениями женских голов в трёхрогих головных уборах и в одном случае с бусами на шее с 2016 года экспонируются в музейном комплексе Бурана (рис. 2-3).

Рис. 2. Валун из Иссык-Кульской котловины Кыргызстана Рис. 3. Валун из Иссык-Кульской котловины Кыргызстана с изображением женского лица в трёхрогом головном уборе с изображением женского лица в трёхрогом головном уборе (музейный комплекс Бурана; фото автора) и с шейным украшением в виде бус

(музейный комплекс Бурана; фото автора)

В турецкоязычном секторе Интернета присутствуют на одной странице две фотографии женских каменных изваяний с трёхрогими головными уборами. На одной из них хорошо показаны серьги и шейные украшения, сосуд в обеих руках на уровне груди [27]. По другому адресу используется фотография ещё одного каменного женского изваяния с трёхрогим головным убором и сосудом на уровне груди [28]. В сопроводительных текстах все три случая охарактеризованы как возможные изображения Умай. Вид и семантика этих новых материалов действительно не противоречат, а, скорее, соответствуют представлениям об облике Умай и сути её культа у древних и современных тюрок, которые, в том числе, вытекают из общего комплекса взглядов В. Я. Бутанаева (а также автора настоящей публикации) по данной научной проблематике.

В целом в результате верификации археологическими материалами, происходящими из ряда территорий Евразии, выводов В. Я. Бутанаева относительно культа Умай у хакасов, можно уверенно изложить две основные посылки: 1) сведения хакасской этнографии по данной теме были выбраны названным исследователем настолько полно и качественно, что целый ряд отдельных нюансов разнообразных археологических и иных источников, полученных в последние десятилетия и годы, уже имел в них своё отражение в том или ином виде, включая возможность идентификации сведений о горе и храме Умай с конкретными объектами на местности; 2) анализ самим автором археологических материалов позволил связать обычай использования в свадебных церемониях нагрудника «пого» с почитанием каменных изваяний и охарактеризовать всё это как часть культа Умай.

Представленные В. Я. Бутанаевым и качественно проработанные сведения и выводы существенно расширяют наши знания о духовном мире хакасов, позволяющие выявить новые стороны их историко-культурных связей в сфере мифологии с иными народами Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, населением некоторых других территорий. Вместе с тем вновь следует подчеркнуть, что ситуация с культом богини Умай у древних и современных тюрок, реальным многообразием манеры, способов и характера её иконографии, несомненно, связанных с определённым влиянием изобразительных традиций основных мировых религий (христианства, буддизма и их разновидностей), является одной из ярких иллюстраций сути древнетюркского культурного феномена, изучение которого находится лишь в самой начальной стадии. Соответственно требуются новые работы по данной актуальной проблематике, а одной из конкретных и ближайших задач в данном

направлении следует считать изучение в целом древнетюркского пантеона божеств, поскольку в сравнении с Умай, культ, например, Йер-суг, практически не исследовался.

Библиографический список

1. Radlöff, W. Die alttürkischen Inschriften der Mongolei. Neue Folge / W. Radlöff. - St. Petersburg: Commissionaires de l'Académie Imperiale des Sciences, 1897. РР. 18-19, 71-72, 92, 104, 167, 332, 359, 437.

2. Barthold, W. Die historische Bedeutung der alttürkischen Inschriften. Nebst einer Anhandlung von W. Barthold: Die alttürkisch en Inschriften der Mongolei. Neue Folge / W. Barthold. - St. Petersburg: Commissionaires de l'Académie Impériale des Sciences, 1897. - Anhang: 1 р, VII, 181. P. 1-36. - Р. 10.

3. Meлиоранский, П. Памятник в честь Кюль-Тегина / П. Мелиоранский // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. 1899. Т. XII. Вып. II-III. - СПб., 1899. - С. 1-144. - С. 64.

4. Образцы народной литературы тюркских племён, изданные В. Радловым. Ч. IX. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов, собранные и переведённые Н. Ф. Катановым. Тексты. - СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1907. - 658 с. - С. 578.

5. Анохин, А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии: сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. Т. IV. Вып. 2. - Л., 1924. -159 с.

6. Каруновская, Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребёнком / Л. Э. Каруновская // Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. Т. VI. - Л., 1927. - С. 19-36.

7. Дыренкова, Н. П. Умай в культе турецких племён / Н. П. Дыренкова Кн. II // Культура и письменность Востока.. - Баку: Издание ВЦК НТА, 1928. - С. 134-139.

8. Анохин, А. В. Душа и её свойства по представлениям телеутов / А. В. Анохин // Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. Т. VIII. - Л., 1929. - С. 253-269.

9. Каруновская, Л. Э. Представления алтайцев о Вселенной / Л. Э. Каруновская // Советская этнография. - 1935. - №№ 4-5. - С. 162-163.

10. Абрамзон, С. М. Рождение и детство киргизского ребёнка (Из обычаев и обрядов тянь-шаньских киргизов) / С. М. Амбрамзон // Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - С. 78-138.

11. Баскаков, Н. А. Душа в древних верованиях тюрков Алтая (термины, их значение и этимология) / Н. А. Баскаков // Советская этнография. - 1973. - № 5. - С. 108-113.

12. Потапов, Л. П. Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных / Л. П. Потапов // Тюркологический сборник. -1972. - М.: Наука, 1973. - С. 265-286.

13. Неклюдов, С. Ю. Мифология тюркских и монгольских народов / С. Ю. Неклюдов // Тюркологический сборник. - 1977. - М.: Наука, 1981. - С. 183-202.

14. Бутанаев, В. Я. Культ богини Умай у хакасов / В. Я. Бутанаев // Этнография народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1984. - С. 93-105.

15. Бутанаев, В. Я. Воспитание маленьких детей у хакасов / В. Я. Бутанаев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука, 1988. - С. 206-221.

16. Бутанаев, В. Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. - Абакан: Лаборатория этнографии НИС Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1995. - 267 с.

17. Бутанаев, В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2003. - 260 с.

18. Длужневская Г. В. Ещё раз о «кудыргинском валуне» (К вопросу об иконографии Умай у древних тюрков) / Г. В. Длужневская // Тюркологический сборник. - 1974. - М.: Наука, 1978. - С. 230-237.

19. Суразаков, А. С. К семантике изображений на Кудыргинском валуне / А. С. Суразаков // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н. э. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - С. 45-55.

20. Худяков, Ю. С. Шаманизм и мировые религии у кыргызов в эпоху Средневековья / Ю. С. Худяков // Традиционные верования и быт народов Сибири (XIX - начало XX в.). - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 66-75.

21. Кызласов, И. Л. Изображение Тенгри и Умай на Сулекской писанице / И. Л. Кызласов // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 4. -С.39-53.

22. Бабаяров, Г. Древнетюркские монеты Чачского оазиса (VI-VII вв. н. э.) / Г. Бабаяров. - Ташкент: Изд-во национальной библиотеки Узбекистана им. Алишера Навои. 2007. - 120 с.

23. Баратова, Л. С. Византийско-согдийско-тюркский симбиоз на монетах Средней Азии / Л. С. Баратова // Second International Congress on Turkic Civilization. Bishkek, Oktober 4-6. 2004. - Bishkek, 2005. - С. 415-422.

24. Скобелев, С. Г. Иконография образа богини Умай в древнетюркскую эпоху / С. Г. Скобелев // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 2. Горизонты Евразии. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-тет, 1999. - С. 162-167.

25. Худяков, Ю. С. Новые находки предметов изобразительного искусства древних тюрок на Тянь-Шане / Ю. С. Худяков, К. Ш. Табалди-ев, О. С. Солтобаев // Российская археология. - 1997. - № 3. - С. 142-148.

26. Табалдиев, К. Образцы изобразительной деятельности древнетюркских племён Тенир-Тоо / К. Табалдиев, Ч. Жолдошов // «Манас» Университети. Коомдук илимдер журналы. - Бишкек, 2003. - С. 111- 136. - С. 136.

27. Türk Kozmolojisi. Içerik Nuray Bilgili'ye aittir. 2015. - URI: // http://www.turkkozmolojisi.com/2015/11/tanrca-umay-ana-heykeli-basnda-uc.html Электронный ресурс (дата обращения: 09.05. 2016).

28. Türklerde Ant Kadehi Ikonografisi ve Ant Içme Ritüeli. - URI: http://ankaenstitusu.com/turklerde-ant-kadehi-ikonografisi-ve-ant-icme-ritueli Resim 11. Электронный ресурс (дата обращения: 09.05. 2016).

© Скобелев С. Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.