УДК 39
К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВА ХАКАСОВ
А. А. Кыржинаков
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье проводится историографический обзор по традиционным отраслям хозяйства хакасов. Хронологические рамки исследования охватывают дореволюционный (1720-1917 гг. — до великой Октябрьской революции), советский и постсоветский периоды (1920-2000 гг.). Исследование проведено на основе научных изысканий дореволюционных и советских учёных-современников.
Ключевые слова: скотоводство; земледелие; рыболовство; охота; промысел кедрового ореха; собирательство; бортничество.
Начало научного изучения хозяйства и промыслов хакасов относится к XVIII веку. С 1720 по 1770-е гг. по указу царского правительства Сибирь, в том числе Хакасию, посетил ряд академических экспедиций с целью изучения данного региона и его населения. Руководители и участники экспедиций (Д. Г. Мессершмидт, И. Г. Гмелин, Г. Ф. Миллер, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. Г. Георги) собрали весьма ценный этнографический материал по этнографии народов Сибири, в том числе хакасов.
Наиболее ценные сведения по традиционным формам хозяйства коренного населения Хакасско-Минусинского края оставил руководитель сухопутного отряда Великой Северной экспедиции Г. Ф. Миллер. Впервые им были описаны степная облавная охота хакасов, в которой принимали участие около 300-400 человек, среди которых были женщины и дети; для таких облавных охот использовались специализированные охотничьи стрелы [1].
В первой половине XIX века отрасли хозяйства хакасов также привлекли внимание многих исследователей. К этому периоду относится опубликование важных сведений по этнографии, в частности, хозяйственным занятиям хакасов. Такие материалы содержатся в исследованиях Г. И. Спасского [2], Н. С. Щукина [3], А. П. Степанова [4] и др. К сожалению, приходится констатировать, что эти работы характеризутся слабым теоретическим уровнем, но они содержат весьма ценный для науки материал.
Во второй половине XIX века повысился интерес к этнографии народов Южной Сибири. Огромные заслуги в изучении фольклора, языка и культуры своего народа принадлежат первому хакасскому учёному-тюркологу Н. Ф. Катанову. Он записал значительное количество ценных материалов об этническом составе, религиозных представлениях, хозяйственно-промысловых обрядах хакасского народа, а также зафиксировал исторические предания хакасов. В одной из своих работ Н. Ф. Катанов приводит статистические сведения о скотоводстве хакасов, также хлебопашестве и приходит к выводу: «Инородцы Аскысской Управы до сих пор занимаются скотоводством, нежели хлебопашеством» [5].
С 1877 г. весьма важную роль в изучении традиционной культуры и быта хакасов сыграл Минусинский краеведческий музей, основанный Н. М. Мартьяновым. С деятельностью этого музея связаны такие имена ссыльных народников, как Ф. Я. Кон, Д. А. Клеменец, Е. К. Яковлев [6], П. А. Аргунов [7] и др. Эти исследователи внесли свою лепту не только в дело изучения материальной, но и духовной культуры хакасов. Однако в их исследованиях, к сожалению, некоторые вопросы хозяйственно-промысловой деятельности хакасов не нашли отражения. Материалы по данной проблематике имеются в работах И. И. Каратанова «Черты внешнего быта качинских татар» и «Описание быта инородцев, обитающих по Абаканским степям»[8]. В его трудах довольно полно с описательной точки зрения представлены отрасли традиционного природопользования хакасов, но отдельные стороны данного аспекта всё-таки требуют дополнительного исследования. Некоторые отрывочные сведения о хозяйственно-промысловой деятельности хакасов содержатся в работе П. Е. Островских «Этнографические заметки о тюрках Минусинского края» [9].
В конце XIX века статистическим комитетом Енисейской губернии была организована экспедиция с целью изучения быта и хозяйственного положения населения Xакасии, в котором участвовали А. А. Кузнецова, П. Е. Кулаков и А. А. Ярилов. В 1898 году собранные экспедиционные материалы по экономическому положению и материальной культуре населения Xакасии были опубликованы в книге А. А. Кузнецовой, П. Е. Кулакова «Минусинские и Ачинские инородцы». Xозяйственную деятельность хакасов в этой работе осветил П. Е. Кулаков, который пришёл к выводу о том, что скотоводство и звероловство в хозяйственно-промысловой деятельности минусинских и ачинских инородцев занимают незначительное место и находятся на стадии упадка, при этом он указал на приоритетность земледелия в хозяйственной деятельности коренных жителей [10], что являлось ошибочным выводом. Напротив, исследования И. И. Каратанова, Е. К. Яковлева свидетельствуют, что в это время скотоводство и охотничий промысел в хозяйстве коренного населения Xакасско-Минусинского края занимали значительное место в системе жизнеобеспечения. Поэтому вполне естественно, что работа П. Е. Кулакова справедливо подверглась критике со стороны ряда учёных-современников, в частности А. А. Ярилова [11], Н. Н. Козьмина [12].
Впервые экономическое положение Кызыльского ведомства была представлена А. А. Яриловым в работе «Кызыльцы и их хозяйство». Автор, рассматривая хозяйственный комплекс хакасов, производит подворное исследование хозяйства кызыльцев, при этом им учитываются орудия производящих и присваивающих отраслей хозяйства [13]. В этой работе хозяйственный комплекс хакасов рассмотрен исследователем через призму экономических отношений, поэтому отдельные вопросы жизнедеятельности остались за пределами его внимания.
В историографии рассматриваемой нами темы значительное место занимает работа историка Н. Н. Козьми-на «Хакасы», написанная в 1913 году. Он впервые рассмотрел и представил социально-экономическое положение хакасского аала на начало ХХ века. Исследуя культуру хакасов, автор выделил три группы племён:
1) тубинскую (уйгурскую), к которой относятся охотники людей Черни (йиш кизи);
2) хакасскую (собвств. турки) - полуохотничьую, полуземледельческую;
3) кыргысскую, представленную степняками-скотоводами.
Учёный также приводит статистические сведения о состоянии хозяйства коренного населения Хакасии. Он приходит к выводу, что скотоводство наиболее развито в степных районах, а промысловая деятельность - в подтаёжных [14].
Заметим, что в дореволюционной историографии по этнографии хакасов особое внимание заслуживают труды первого хакасского этнографа С. Д. Майнагашева. В его работах, посвящённых в основном традиционным верованиям, языку и семейно-бытовой обрядности хакасов, также содержатся сведения о хозяйственно-промысловых обычаях и обрядах [15].
В 1913 году вышла работа А. Ф. Тугаринова «Соболь в Енисейской губернии». В данном исследовании описываются некоторые активные и пассивные способы охоты хакасов на соболя и прослеживается динамика добычи этого зверя в Енисейской губернии [16].
Начиная с 1920-1930-х гг. объектом внимания уже советских исследователей стали присваивающие и производящие отрасли хозяйства хакасов. Начало научных исследований народов Саяно-Алтая советского периода связано с ленинградским этнографом Н. П. Дыренковой. Она посвятила ряд своих исследований хакасам, шорцам, кумандинцам и другим этническим группам северных алтайцев. В это же время значительный вклад в изучение истории и культуры тюркоязычного населения Южной Сибири внёс Л. П. Потапов. Он первым из исследователей применил комплексное использование источников по изучению этногенеза, этнической истории, культуры и быта хакасов. Учёным были опубликованы «Краткие очерки истории и этнографии хакасов ХУП-Х1Х вв.» и «Происхождение и формирование хакасской народности», в которых автор затронул и вопросы хозяйствования коренного населения Хакасии [17].
В 1944 г. в Хакасии создаётся научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИ-ЯЛИ), ставший научным центром, где началось комплексное изучение хакасского этноса. С деятельностью института связаны имена таких исследователей, как П. И. Каралькин, К. М. Патачаков, В. Г. Карцов, Г. А. Мохова В. Я. Бутанаев и др. Эти исследователи в своих научных изысканиях также обратили внимание на традиционные занятия хакасов и посвятили данному аспекту исследования ряд своих работ.
В научных трудах П. И. Каралькина «Промысел диких пчёл у южных хакасов», «Земледелие и охота бель-тыров» встречаем ценные сведения о бортничестве, временных промысловых жилищах, способах охоты и земледелия бельтыров [18].
В работах хакасского этнографа К. М. Патачакова, посвящённых культуре и быту хакасов, раскрываются особенности скотоводства, земледелия и таёжных промыслов. Автор также рассматривает вопрос о влиянии русской культуры на хакасскую, тем самым некоторые обычаи и обряды и другие вопросы скотоводческо -промыслового цикла коренного населения Хакасии им не были затронуты [19].
В исследованиях Г. А. Моховой [20] и В. Г. Карцова [21] вопросы скотоводства, земледелия, охоты и рыболовства хакасов рассматривались комплексно с другими проблемами, поэтому сведения по хозйственной деятельности коренных жителей Хакасии в их работах представлены отрывочно.
В 80-х годах прошлого века вышла небольшая статья Л. Б. Ермолова «Охота у кызыльцев». Автор данной статьи описывает некоторые способы охоты и ряд ловушек и орудий охоты хакасов-кызыльцев. Он сделал вывод о влиянии русской культуры на хакасскую в охотничьем промысле [22].
Сведения по анализируемой проблеме содержатся также в коллективной монографии «История Хакасии с древнейших времён до 1917 г.» [23]. К сожалению, в этой работе мы прослеживаем только отрывочные описания способов и приёмов скотоводческо-промыслового комплекса хакасов.
Наиболее комплексно с точки зрения этнографии традиционные формы хозяйства хакасов охарактеризованы в работах хакасского этнографа В. Я. Бутанаева. Ему принадлежит целый ряд работ, посвящённых духовной и материальной культуре, историческому фольклору, религии, обычному праву и этническо й истории хакасов. Так, в работе «Социально-экономическая история хакасского аала (конец Х1Х - начало
ХХ вв.)» [24] особое внимание уделяется способам хозяйствования хакасов. Автор описывает скотоводство, земледелие и основные способы охоты на зверей и ловли рыбы. Вместе с тем, здесь мы встречаем сведения о собирательстве и промысле кедрового ореха. В труде «Бурханизм тюрков Саяно-Алтая» [25] главным образом освещены основные положения белой веры южно -сибирских тюрков, в нём прослеживаются обычаи и обряды скотоводов, связанные с духами - хозяевами гор и рек и т. д. Наряду с этим, также отражены обычаи и обряды охотников, сопровождающие охоту на всём её протяжении - от момента следования к охотничьим угодьям и до завершения, а также описаны скотоводческие обычаи и обряды. Не менее ценным является и ещё одна работа хакасского учёного «Степные законы Хонгорая» [26], в которой содержатся описания охотничьей артели.
В 2000-х гг. исследование традиционных форм хозяйства и сопутствующих компонентов культуры таёжного населения Хакасии проводили омские этнографы А. Г. и А. И. Селезнёвы. Результатами их исследования стали этнографические материалы, использованные ими в монографии «Мир таёжных культур Юга Сибири», в которой также освещены хозяйственные отрасли тубаларов, челканцев и других народов Южной Сибири. К сожалению, в отношении хозяйствования хакасов авторы только частично отразили их хозяйственные отрасли на примере жизни жителей аалов Матур, Анжуль Таштыпского района Республики Хакасия [27].
В 2008 г. вышла в свет коллективная монография «Очерки истории Хакасии (с древнейших времён до современности)» под руководством профессора В. Я. Бутанаева. Это первый капитальный труд по истории хакасского народа, в котором раскрыта история Хакасии, начиная с каменного века и заканчивая современными эт-нополитическими процессами, наблюдающихся в республике. В этой работе традиционное хозяйство и промыслы хакасов комплексно отражены хакасским этнографом В. Я. Бутанаевым [28].
Итак, историографический обзор показывает, что историками и этнографами уделено немало внимания изучению традиционных форм хозяйства хакасов. Однако некоторые вопросы, например проблемы традиционного природопользования в современное время, требуют специальной теоретической разработки.
Библиографический список
1. Потапов, Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности / Л. П. Потапов. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1957. - 291 с.
2. Спасский, Г. И. Народы, кочующие вверху р. Енисея. / Г. И. Спасский // Сибирский вестник, 1819. - Ч. 5. - С. 65.
3. Щукин, Н. С. Народы турскаго языка, обитающие в Южной Сибири. / Н. С. Щукин // «Журнал МВД». - СПб., 1847. - Ч. 18. - № 6. -С. 279.
4. Степанов, А. П. Енисейская губерния / А. П. Степанов; ввод, ст., коммент. Г. Ф. Быкони; ред.-сост. А. П. Статейнов. — Красноярск, 1997. - 225 с.; илл.
5. Катанов, Н. Ф. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / Н.Ф. Катанов. - Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2004. -260 с.; Он же. Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии. Живая старина, 1893. Т.3. Вып.4. - С. 565-566; Он же. Отчёт о поездке, совершённой с 15 мая по 1 сентября 1896 г. в Минусинском округ Енисейской губернии Н. Ф. Катанова. Отд. оттиск. -Казань, типо-лит. Ун-та, 1897. - 104 с
6. Яковлев, Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. / Е. К. Яковлев. Вып. 4. - Минусинск: Типография В. И. Карнакова, 1900. - 212 с.
7. Аргунов, П. А. Очерки сельского хозяйства Минусинского края / А. П. Аргунов. - Казань, 1892. - 151 с.
8. Каратанов, И. И. Черты внешнего быта качинских татар / И. И. Каратанов. - Известия императорского русского географического общества. Т. ХХ. Вып.6. - СПб., 1884.
9. Островских, П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края (отчёт о поездке 1894 г.). / П. Е. Островских. // Живая Старина. Вып. 3-4. - СПб., 1895.
10. Кузнецова, А. А. Минусинские и Ачинские инородцы. / А. А. Кузнецова, П. Е. Кулаков. - Красноярск, 1898. - С. 25.
11. Ярилов, А. А. В защиту науки и приговорённых к смерти. / А. А. Ярилов. - Юрьев, 1900. - С. 7.
12. Козьмин, Н. Н. Хакасы. Историко-этнографический и хозяйственный очерк. / Н. Н. Козьмин. - Иркутск, 1925. - С. 119-120.
13. Ярилов, А. А. Кызыльцы и их хозяйство. / А. А. Ярилов. - Юрьев, 1899. - С. 257-258.
14. Козьмин, Н. Н. Хакасы. Историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края. Краеведческая серия, N° 4 / Н. Н. Козьмин. - Иркутск: Изд-во Иркутской секции научных работников Рабпроса, 1925. - 186 с.
15. Майнагашев, С. Д. Отчёт по поездке к турецким племенам долины р. Абакана летом 1913 г. С. Д. Майнагашева / С. Д. Майнагашев // Известия Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. - Петроград, 1914. - Сер. II. - №3. - С. 107-116.; Он же. Отчёт по поездке к турецким племенам Минусинского и Ачинского уездов Енисейской губернии летом 1914 г. С.Д. Майнагашева. Второе путешествие / С. Д. Майнагашев //Известия Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. - Петроград, 1914. - Сер. II. - № 3. - С. 117-128.
16. Тугаринов, А. Я. Соболь в Енисейской губернии (современное состояние и значение соболиного промысла). / А. Я. Тугаринов. - Красноярск, 1913. - С. 7-12.
17. Потапов, Л. П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов ХУП-ХК веков. / Л. П. Потапов. - Абакан: Хакоблиздат, 1952. - 215 с.; Он же. Происхождение и формирование хакасской народности. - Абакан: Хакоблиздат, 1957. - 218 с.
18. Каралькин, П. И. Промысел диких пчёл у южных хакасов. Известия Всесоюзного Географического Общества / П. И. Каралькин. - СПб., 1952. Т. 84. Вып 1. - С. 105-106; Он же. Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ. Ф. №. 341. Земледелие и охота у бельтыров (по материалам поездки в Аскизский и Таштыпский районы в 1947 г.).
19. Патачаков, К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом / К. М. Патачаков. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. - 104 с.; Он же. Очерки материальной культуры хакасов. - Абакан: Краснояр. кн. изд-во Хакас. отд-ние, 1982. - 88 с.; Он же. Некоторые сведения об охоте хакасов: рукописное наследие Хакас. науч.-исслед. ин-та языка, лит-ры и истории. -Абакан: [б.и.]. - Вып.1. - 2006. - 36 с.
20. Мохова, Г. А. Социально-экономический очерк истории Хакасии в эпоху развития капитализма в России (П-я половина ХК в). / Г. А. Мохова. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1987. - 175 с.
21. Карцов, В. Г. Хакасия в период разложения феодализма (ХУШ - первая половина Х!Х в.) / В. Г. Карцов. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1970. - 199 с.
22. Ермолов, Л. Б. Охота у кызыльцев // Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий: тезисы доклада / Л. Б. Ермолов. - Омск, 1984. - С. 198 - 203.
23. История Xакасии с древнейших времён до 1917 г. / отв. ред. Л. Р. Кызласов. - М.: Наука, Восточная литература, 1993. - 525 с.; илл.
24. Бутанаев, В. Я. Социально-экономическая история хакасского аала в конце XIX - начале XX вв. / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Xакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1987. - 175 с.
25. Бутанаев, В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Абакан: Изд-во Xакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2003. -260 с.; илл.
26. Бутанаев, В. Я. Степные законы Xонгорая / В. Я. Бутанаев. - Абакан: Изд-во Xакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 279 с.
27. Селезнёв, А. Г. Мир таёжных культур юга Сибири (традиционное хозяйство и сопутствующие компоненты жизнедеятельности) / А. Г. Селезнёв, И. А. Селезнёва, Е. А. Бельгибаев. - Омск: Наука, 2006. - 259 с.
28. Очерки истории Xакасии (с древнейших времён до современности) / гл. ред. В. Я. Бутанаев, науч. ред. Н. Н. Молодин. - Абакан: Изд-во Xакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2008. - 672 с.; илл.
© Кыржинаков А. А., 2012