Научная статья на тему 'Тюремное управление как элемент тюремной системы в контексте стратегии уголовно-пенитенциарной системы (1879-1917 гг. )'

Тюремное управление как элемент тюремной системы в контексте стратегии уголовно-пенитенциарной системы (1879-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛАВНОЕ ТЮРЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЮРЕМНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНО-ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КАРА / ПЕНИТЕНЦИАРНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / CENTRAL PRISON SERVICE / PRISON INSPECTION / CORRECTIONAL ESTABLISHMENTS / PENAL LEGISLATION / PUNISHMENT / PENAL AND LEGAL INFLUENCE / LEGAL OBLIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеев Василий Иванович

в статье рассматриваются элементы тюремного управления, иерархическая связь которых тесно связана с координационными в соответствии с его функционально-кибернетической моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексеев Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISON SERVICE AS AN ELEMENT OF PRISON SYSTEM WITHIN THE CONTEXT OF STRATEGY OF THE PENAL SYSTEM (1879-1917)

in the article the author considers the structure of prison service and subordination of its units and departments.

Текст научной работы на тему «Тюремное управление как элемент тюремной системы в контексте стратегии уголовно-пенитенциарной системы (1879-1917 гг. )»

УДК 343.8 ББК 67.409 А47

V.I. ALEKSEYEV*

PRISON SERVICE AS AN ELEMENT OF PRISON SYSTEM WITHIN THE CONTEXT OF STRATEGY OF THE PENAL SYSTEM (1879-1917)

Аннотация: в статье рассматриваются элементы тюремного управления, иерархическая связь которых тесно связана с координационными- в соответствии с его функционально-кибернетической моделью.

Ключевые слова: Главное тюремное управление, тюремная инспекция, исправительные учреждения, уголовно-пенитенциарное законодательстве, кара, пенитенциарно-правовое воздействие, юридическая обязанность.

ВАСИЛИИ ИВАНОВИЧ АЛЕКСЕЕВ*

ТЮРЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ТЮРЕМНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ УГОЛОВНО-ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ (1879-1917 гг.)

Annotation: in the article the author considers the structure of prison service and subordination of its units and departments.

Key words: central prison service, prison inspection, correctional establishments, penal legislation, punishment, penal and legal influence, legal obligation.

Усиление карательной политики самодержавия вызывало потребность в более определенном формулировании в законе наказуемых деяний. Важнейшим проявлением конкретной деятельности, и прежде всего учреждений и органов, исполняющих наказания, является Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных. «Это позволяет нам сказать, что история тюремного законодательства, по существу, начинается лишь с XIX в.»1.

Середина XIX столетия становится рубежом в преодолении вакуума в понимании роли российской пенитенциарной политики, в соответствии с которой модернизация тюремной системы стала первоочередной задачей. Актуальность проведения тюремных преобразований состояла в том, что тюрьма служила главным образом для размещения лиц, состоящих под следствием и судом. Кроме того, с изданием Уложения уголовных и исправительных наказаний 1845 г. монарх сохранил телесные наказания, но отменил лишь кнут и рва-ние ноздрей, но плетьми били, клейма ставили2. Переустройство тюремной системы произошло позже, а борьба с преступностью с помощью насилия и репрессий стала занимать господствующее положение, особенно после польских событий 1863-1866 гг.

Наступающий кризис самодержавия проявлялся в переходе от обычных законов к исполнительным, расширении функций военных судов. В 1879 г. революционное движение не только не ослабло, но наоборот, усилилось3. Именно такой период переживало в конце 1879 - нача-

S

О

о ■Ö с ■с

(D О

а;

С Сс

а

0 з

(D

1

* Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории государства и международного права

(Институт права, экономики и управления Тюменского государственногсуниверситета) E-mail: editor62@vandex.ru.

I

О

С о го

>3

О о

У &

о 52

ле 1880-х годов правительство Александра III. Причиной, подтолкнувшей к тюремной реформе 1879 г., стал подъем в стране классового и революционного движения. «Репрессивная система любого государства, неотъемлемую часть которой составляет пенитенциарная, всегда являлась предметом особого интереса»4.

Анализ внутриполитической обстановки в стране, состояния переполненности тюрем при крайне повышенном интересе общества в отношении того, что там происходит, привели к любопытным выводам. Несмотря на возраставшее число арестантов и поднимающуюся кривую заболеваний и смертности в тюрьмах, затраты на их содержание не только не возрастали, но и относительно быстро падали. Тюремная администрация экономила на арестантских пайках, выгадывала на мыле, белье, лекарствах, в то же время с бешеной быстротой развивалось тюремное строительство5.

На повестку дня был поставлен вопрос о реформировании тюремной системы. После обнародования указа от 17 апреля 1863 г. «Об отмене телесных наказаний» и вследствие польского мятежа начался поиск наиболее действенных мер по выходу из сложившегося положения6. В 80-х годах XIX столетия в результате тюремного преобразования появилась реформированная пенитенциарная система с новой структурой исправительных учреждений, централизованным тюремным управлением, исключением несвойственных функций в деятельности Попечительного о тюрьмах общества, вводится обязательный арестантский труд.

Интерес реформаторов к формированию новой пенитенциарной политики дает толчок для принятия нормативно-правовых установлений, изменяющих, дополняющих или отменяющих действующие правовые акты. Это был план коренного переустройства тюремной системы, обеспечения единства наказания с мерами и средствами пенитенциарно-педагогического воздействия на осужденных. Такая политика представляет собой юридическое выражение правового порядка в местах лишения свободы, имеет объективную природу и характер закономерного развития.

Изменение пенитенциарной политики в новых исторических условиях объясняется иными задачами, которые возникли перед тюремной системой в связи с реальными правовыми возможностями реадаптации и ресоциализации арестантов. Среди устанавливаемых наукой и применяемых практикой средств и способов борьбы с преступниками выдающееся место

принадлежит лишению свободы путем заключения в особо установленные учреждения -тюрьмы. «Совокупность всех мероприятий, практикуемых тюрьмою в виде кары и исправления заключенного»7, в широком смысле называют тюремной системой, а ту отрасль науки уголовного права, которая занимается их изучением, - тюрьмоведением8.

Уголовно-пенитенциарное законодательство в пореформенный период (1879 г.) сформировало концепцию «срочности» наказаний и одновременно сделало первый серьезный шаг к централизации системы тюремного управления. Царское правительство осуществляло тюремную политику через органы тюремного управления, исполнявшим наказания.

Принадлежность тюремного ведомства к исполнительной и распорядительной власти предполагает вертикальные и горизонтальные линии взаимодействия органов управления и их соподчинение. Вся совокупность управляемых процессов в ходе исполнения закона становится важнейшей составляющей пенитенциарной политики государства. В связи с этим выявление качественных сторон элементов системы и их взаимодействие в исследовании имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

В структуре предмета управления органами, исполняющими наказания, можно выделить два аспекта. Первый - это формирование иерархической структуры тюремного управления и вся совокупность управляемых процессов в ходе исполнения закона как важнейшая составляющая пенитенциарной политики государства. Второй - это реализация элементов функций уголовно-правовой кары и элементов пенитенциар-но-педагогическоговоздействия на осужденных. Одно из условий организационно-формального познания тюремного управления заключается в том, что в одинаковых условиях происходят одинаковые, повторяющиеся процессы. Эту сферу воздействия на осужденных можно назвать сферой административно-охранительной деятельности тюремной системы.

Данная функция выполняет интегративную роль, обеспечивая применение административно-правовых форм и методов исполнения уголовно-пенитенциарного законодательства. Управление органами, исполняющими наказания, обладает разнообразными функциями по обеспечению ресоциализации осужденных. К ним относятся: методы воздействия на объект управления, взаимодействие субъекта и объекта управления, отношения органов тюремного управления в губернии с органами регионального

(губернского) уровня, то есть одного иерархического уровня, которые оказывают огромное влияние на динамику управленческих решений.

В теоретико-методологическом плане изучение системы тюремного управления отражает одновременно два равнонаправленных процесса: дифференциацию элементов тюремного управления и интеграцию элементов функций тюремного управления и их юридическое закрепление. В свою очередь, свойства системы тюремного управления не просто оказываются суммой свойств составляющих ее отдельных элементов, а обусловлены преимущественно разнообразными внутренними и внешними связями. Г.В. Атаманчук считает, что «субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов... определяет государственно-властный характер и преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон»9.

Системообразующие связи тюремного управления можно определить как объективно обусловленную связь между их элементами, обеспечивающую целостность системы, а также тесные отношения между элементами системы тюремного управления с губернским правлением, правоохранительными органами регионального уровня, возникающие в процессе реализации уголовно-правовой кары, пенитен-циарно-педагогического воздействия на осужденных, выполнения разнообразных функций тюремной администрацией.

Иными словами, предмет управления исполнением наказания выступает необходимойфун-кциональной единицей, обеспечивающей правовое воздействие на осужденных, которое характеризуется множеством отношений. Все это говорит о том, что на эволюцию тюремного управления влияют не только изменяющиеся элементы или элементы, которые его дополняют, но и совершенно новый элементный состав уголовно-пенитенциарного права (труд, режим, воспитание). При историко-систематической интерпретации права динамический статус отдельных элементов тюремного управления можно истолковывать как продолжение исторической традиции. Эти отношения зафиксированы в определенной форме - управляющей компоненты и ее структур, руководящих органами правового воздействия на осужденных.

Следует заметить, что правовое воздействие при осуществлении функций уголовно-пенитенциарного права направлено на реализацию пенитенциарной политики, складывающихся об-

щественных отношений. Следовательно, в функциях права выражается его социально-политическое назначение, которое проявляется через специально-юридические функции (к последним в юридической литературе относят регулятивные и охранительные).

С учреждением Главного тюремного управления был сделан первый серьезный шаг к централизации системы тюремного управления10. Непосредственно общее управление вверяется по всей империи начальнику Главного тюремного управления, а местное в каждой губернии или области - губернатору или начальнику области (ст. 15 Устава о содержании под стражей)11. Начальник Главного тюремного управления по своей должности состоит членом совета министра внутренних дел и совета по тюремным де-лам12. «Без такой власти, готовой каждую минуту думать и действовать, не могут существовать системы управления устойчивой и однородной, ни хорошо направленного опыта, ни тщательных выводов, ни тюремной дисциплины »13.

Исходя из складывающихся закономерностей строения структуры предмета исследования закон создает необходимые предпосылки возникновения правовых связей между элементами системы тюремного управления и взаимодействия существующих, а также методологическое направление гармоничного сочетания элементов различных уровней в целях обеспечения динамического развития тюремной системы.

Вертикальные связи правовых предписаний образуют иерархическую соподчиненность, когда низовое звено управления находится в зависимости от вышестоящего звена - Главного тюремного управления. Отсюда вытекает, что вся совокупность управляемых процессов в ходе исполнения закона становится важнейшей составляющей пенитенциарной политики государства, обладающей обратной связью в системе управления. Контроль за исполнением наказания в тюремной системе характеризуется возможностью вмешиваться в деятельность контролируемого исправительного учреждения.

В свою очередь, «каждая управляемая социальная система состоит из целого ряда подсистем, которые являются элементами ее структуры и которые в своей совокупности определяют внутреннюю организацию системы... Социальные системы, - пишет Г. А. Туманов, -подразделяются на управляющие и управляемые. Управляющая система выступает как субъект управления, а управляемая система -как его объект»14. Их единство вместе с тем не исключает принципиальной разницы между

О

о ■Ö с ■с

(D О

а;

С Сс

а

0 з

(D

1

субъектами и объектами управления, это лишь качественно разные управленческие явления. Благодаря этому реформирование тюремной системы и ее управления обладает своими особенностями Речь идет прежде всего о радикальном перераспределении предметов ведения и полномочий между различными уровнями управления в соответствии с изменением задач и функций исполнения уголовного наказания.

Системное видение отдельных элементов структуры управления позволяет выявить перемены в ней с учетом изменения пенитенциарной политики, ее целей и задач. Стратегия ее осуществления в уголовно-политический период состояла в нормативном закреплении «экономии» использования карательных средств и расширении правовых возможностей для стимулирования правомерного поведения заключенных.

Именно такое понимание конкретных свойств элемента системы в виде правовых норм объясняет «не только формальную «законность» нормы и не только ее объективное содержание, но и ее объективное назначение»15. Элементный состав тюремного управления создает реальную правовую структуру. В структурно-понятийном ряду пенитенциарно однородных норм и элементов права они не только иерархически связаны, но и обладают качеством координации с другими нормами права иных отраслей.

В иерархической структуре тюремного управления реализуется управляющее государственное воздействие через среднее и низшее звенья органов управления. В 1890 г. в штат губернского правления была введена тюрем-

ная инспекция. Она осуществляла оперативное выполнение конкретных задач в местах лишения свободы, к которым относятся контроль и надзор, руководство местными тюремными администрациями. Тюремный инспектор был связующим звеном между Главным тюремным управлением и исправительными учреждениями. Фактически был образован новый субъект управления в среднем звене управления на губернском уровне.

Иначе говоря, предмет исследования выделяется из объекта в ходе познавательной деятельности и ставит вопрос не только о познании закономерностей управления исполнением наказания по действующему законодательству, но и о выяснении путей его образования в предшествующем законодательстве, преодолении противоречий между декларируемой нормой права и ее реализацией.

Таким образом, управление процессом исправления арестантов есть выделенная и юридически зафиксированная в определенных правовых категориях сторона объекта. В ней содержится информация об условиях реализации, изложены функции карательно-воспитательного характера. В связи с появлением новых институтов пенитенциарного права (арестантского труда, воспитания, духовно-нравственного воздействия, то есть попечения о арестантах) возникает необходимость осуществления специфического государственного управления. В итоге знание о предмете выступает как отражение определенной стороны объекта этой области науки - управления исполнением наказания.

1 ГернетМ.Н. История царской тюрьмы: в 5 т. М., 1961. Т. 2. С. 36.

2 См.: Лурье Ф. Полицейскиеи провокаторы политическийсыск в России (1649-1917 гг.). СПб., 1992. С. 50.

3 См.: ЗайончковскийП.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 гг. М., 1964. С. 82.

4ДетковМ.Г. Содержание пенитенциарной политики Российскогогосударстваи ее реализация в системе исполненияуголовногонаказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов: монография 1992. С. 3.

5 См.: НикитинаЕ. Торная дорога (тюрьма и каторга 1905-1913 гг.). М., 1927. С. 23.

6 См.: Тюремное преобразование. СПб., 1905. Т. 1. Исправительныйдом, заключение в крепости и тюрьма. С. 5.

7 См.: ФойницкийИ.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением СПб., 1889. С. 323.

8 См.: ПионтковскийА.А. Тюрьмоведение, его предмет; содержание, задачи и значение. СПб., 1891. С. 4. 9АтаманчукГ.В. Теория государственногсуправления. М., 2004. С. 139.

10 См.: СмыкалинА.С. Колониии тюрьмы в СоветскойРоссии Екатеринбург 1997. С. 16.

11 См.: Свод уставов и учреждений о содержащихся под стражей. СПб., 1906. С. 7.

12 См.: Краткий очерк деятельности ГТУ за первые XXXV лет его существования(1879-1891 гг.) // Тюремный вестн. 1914. № 2. С. 295.

13Малинин Ф.Н. Постановления шести международныхтюремных конгрессов СПб., 1904. С. 31.

14 ТумановГ.А. Введение в курс основ научнойорганизации управления и труда в органах внутренних дел. М., 1970. С. 14-15.

15 Ильин И.А. Сочинения: в 2 т. М., 1993. Т. 1. Философия права. Нравственная философия С. 296.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.