Научная статья на тему 'ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Русская православная церковь / тюремное служение / уголов-но-исполнительная система / исправление осужденных / уголовно-исполнительное законодательство / the Russian Orthodox Church / prison ministry / penal system / correction of convicts / penal enforcement legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олег Александрович Скоморох

В статье на основе анализа законодательства, в том числе Федерального за-кона «О пробации в Российской Федерации», и правоприменительной деятельно-сти определяется ряд направлений развития тюремного служения Русской пра-вославной церкви: права на свободу вероисповедания подследственных и осуж-денных к лишению свободы; организации встреч священнослужителей с лицами, содержащимися в следственных изоляторах; участия в воспитательной работе с осужденными; закрепления правового статуса священнослужителей, исполняю-щих служение в местах лишения свободы; и т. д. Обосновывается необходи-мость корректировки уголовно-исполнительного и иного законодательства (в частности, статей 110 и 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Фе-дерации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISON MINISTRY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article, based on the analysis of legislation, including the Federal Law ―On Probation in the Russian Federation‖, and law enforcement activities, defines a number of areas for the development of the prison ministry of the Russian Orthodox Church: the right to freedom of religion of persons under investigation and sentenced to imprison-ment; organization of meetings of clergy with persons held in pre-trial detention cen-ters; participation in educational work with convicted persons; securing the legal status of clergymen serving in places of deprivation of liberty; etc. The necessity of adjusting the penal enforcement and other legislation (in particular, Articles 110 and 112 of the Penal Code of the Russian Federation) is substantiated.

Текст научной работы на тему «ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

УДК 343.825

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/3(56)/105-116

О. А. Скоморох

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ:

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

В статье на основе анализа законодательства, в том числе Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», и правоприменительной деятельности определяется ряд направлений развития тюремного служения Русской православной церкви: права на свободу вероисповедания подследственных и осужденных к лишению свободы; организации встреч священнослужителей с лицами, содержащимися в следственных изоляторах; участия в воспитательной работе с осужденными; закрепления правового статуса священнослужителей, исполняющих служение в местах лишения свободы; и т. д. Обосновывается необходимость корректировки уголовно-исполнительного и иного законодательства (в частности, статей 110 и 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Ключевые слова: Русская православная церковь; тюремное служение; уголовно-исполнительная система; исправление осужденных; уголовно-исполнительное законодательство.

Для цитирования: Скоморох О. А. Тюремное служение Русской православной церкви: направления развития // Вестник Кузбасского института. 2023. № 3 (56). С. 105-116. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/3(56)/105-116.

O. A. Skomorokh

PRISON MINISTRY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article, based on the analysis of legislation, including the Federal Law "On Probation in the Russian Federation ", and law enforcement activities, defines a number of areas for the development of the prison ministry of the Russian Orthodox Church: the right to freedom of religion of persons under investigation and sentenced to imprisonment; organization of meetings of clergy with persons held in pre-trial detention centers; participation in educational work with convicted persons; securing the legal status of clergymen serving in places of deprivation of liberty; etc. The necessity of adjusting the penal enforcement and other legislation (in particular, Articles 110 and 112 of the Penal Code of the Russian Federation) is substantiated.

© Скоморох О. А., 2023 © Skomorokh O. A., 2023

Keywords: the Russian Orthodox Church; prison ministry; penal system; correction of convicts; penal enforcement legislation.

For citation: Skomorokh O. A. Prison ministry of the Russian Orthodox Church: directions of development. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 3 (56), p. 105-116. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/3(56/105-116.

Деятельность Русской православной церкви (РПЦ) в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) Российской Федерации на современном этапе активно развивается. Этот процесс идет одновременно с развитием УИС в целом, который направлен, в частности, на гуманизацию исполнения наказаний, поиск новых форм воспитательной работы и разработку новых методов социальной и профилактической работы по исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Это, в свою очередь, расширяет в целом нравственные основы исполнения наказаний и, в частности, возможности участия священнослужителей в достижении целей уголовно-исполнительного законодательства (что активно изучается в юридической литературе [1, с. 22-25; 2, с. 146-151; 6, с. 203-207; 11, с. 437-446; 14, с. 383-389]).

Перед священнослужителями, которые сегодня окормляют учреждения ФСИН России на постоянной основе, стоят задачи не только организации общин верующих осужденных и совершения богослужений в тюремных храмах (тем самым реализуя их право на свободу вероисповедания), но и в полной мере участия в их духовно-нравственном, патриотическом, культурном воспитании, а также социальной, правозащитной и профилактической деятельности, в том числе по предупреждению религиозного экстремизма в местах лишения свободы.

При этом важно отметить, что развитие уголовно-исполнительного законодательства с 1992 г. по настоящее время позволяет реализовывать как право верующих осужденных на свободу вероисповедания, так и право религиозных организаций на деятельность в местах принудительного содержания.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (далее — Концепция), в разделе XX «Повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества» предполагает сотрудничество и расширение участия религиозных организаций, относящихся к основным традиционным религиям в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также сотрудников УИС.

Это в целом согласуется с Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее — Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809), где подчеркивается особая роль православия в становлении и укреплении традиционных ценностей. Документ также определяет христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие традиционные религии как неотъемлемую часть российского исторического и духовного наследия,

которые оказали значительное влияние на формирование общих традиционных ценностей — как для верующих, так и для неверующих граждан.

И те угрозы и риски, которые перечислены в Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 — распространение деструктивной идеологии, внедрение антиобщественных стереотипов поведения, навязывание представлений, отрицающих человеческое достоинство и ценность человеческой жизни, пропаганда вседозволенности и насилия, рост употребления алкоголя и наркотиков, подрыв доверия к институтам государства, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов и в целом, формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями — это вызовы и угрозы, которые в полной мере можно отнести и к российской уголовно-исполнительной системе.

Именно поэтому еще в 2000 г. в Основах социальной концепции РПЦ тюремному служению была посвящена глава IX «Преступление, наказание, исправление», в которой подчеркивается: «Важные задачи искоренения преступности и исправления оступившихся стоят не только перед специальными учреждениями и даже не только перед государством, но перед всем народом, а значит, и перед Церковью. А профилактика преступности возможна прежде всего через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию в том числе и с правоохранительными органами» [4, с. 180-181].

Эти определения Социальной концепции РПЦ замечательно иллюстриру-

ются недавними словами святейшего патриарха Кирилла, которые он произнес во время посещения и освящения храма московского СИЗО № 1 «Матросская тишина» в марте 2023 г. Вспоминая о встрече с осужденным к пожизненному лишению свободы, Святейший Патриарх говорил о том, как преступник каялся в своих грехах: «И я понял, что человек не просто встал на путь исправления — в его душе произошла огромная внутренняя перемена. А ведь это самое главное. Дело не в том, чтобы человек отсидел срок, не в том, чтобы он был наказан, а в том, чтобы он исправился, чтобы он вышел другим. И для того, чтобы исправление происходило, очень важно, чтобы в местах заключения были храмы, чтобы осуществлялась пастырская работа» [7].

Практика же пастырской работы самым тесным образом связана с реализацией права на свободу вероисповедания лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, исправительных учреждений и исправительных центров УИС, утвержденные приказом Минюста России от 05.07.2022 № 110 (далее — ПВР СИЗО, ПВР ИУ и ПВР ИЦ), значительно конкретизировали механизм реализации права на свободу вероисповедания осужденных в части обеспечения встреч со священнослужителями и организации проведения религиозных обрядов. Однако на практике недостаточно разработанная правовая база и слабая государственная поддержка тюремных священнослужителей не позволяют полностью реализовать возможный потенциал взаимодействия.

Есть достаточно большой перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться при взаимодействии религиоз-

ных организаций с учреждениями и органами УИС. И решение представляется как в области нормативно-правового регулирования уголовно-исполнительного законодательства, так и правоприменительной деятельности.

Перечислим некоторые из них.

По-прежнему одной из основных проблем остается сложность организации встреч священнослужителя с лицами, содержащимися в СИЗО. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в помещениях мест содержания под стражей с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства. Одним из требований, значительно усложняющих организацию религиозных обрядов и личных встреч, является необходимость получения разрешения на такую встречу лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее — Федеральный закон «О содержании под стражей»).

Ряд справедливых вопросов в этой связи поднимает, в частности Н. С. Ма-лолеткина: «Какой должна быть форма данного разрешения, каков порядок его получения представителем религиозной организации, является ли встреча с представителем религиозной организации свиданием подозреваемого с иными лицами, правомочно ли ограничение в количестве и во времени для общения с представителями культа, является ли разрешение разовым, или может быть выдано на весь период следствия»? [3,

с. 65]. Важным также является вопрос возможности вывода подозреваемых и обвиняемых из камер на массовые богослужения в молитвенные помещения СИЗО (пр. 213 ПВР СИЗО).

На площадках различного уровня эта проблема многократно обсуждалась в связи с трудностями дополнения Федерального закона «О содержании под стражей» статьей, аналогичной ч. 4 ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), особо регламентирующей порядок организации и встреч осужденных со священнослужителями. Возможно, данную статью необходимо разработать в комплексе с Соглашением о взаимодействии ФСИН России и ее территориальных органов с централизованными религиозными организациями для формального закрепления деятельности священнослужителей, молитвенных помещений, времени проведения религиозных обрядов и пр. по аналогии с ч. 41 ст. 14 УИК РФ.

Важной частью деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях (далее — ИУ) является их участие в воспитательной работе с осужденными. В соответствии со ст. 110 УИК РФ нравственное воспитание осужденных является одной из форм воспитательной работы. В. В. Фомин верно указывает на то, что «УИС России и Церковь настолько тесно связаны, что сегодня сложно представить пенитенциарную сферу без духовного окормления осужденных, которым жизненно необходимо духовное лекарство для очищения и морального роста, восстановления личностных и нравственных качеств» [12, с. 105].

При организации воспитательной работы с осужденными необходимо учи-

тывать их участие в религиозных мероприятиях при определении степени исправления. Данная мера может положительно мотивировать осужденных принимать более активное участие в деятельности религиозных общин в учреждениях, а сотрудников администрации учреждений — создавать необходимые для этого условия, что согласуется с принципом уголовно-исполнительного законодательства, закрепленного в ст. 8 УИК РФ, о рациональном применении средств исправления и стимулировании правопослушного поведения осужденных. При этом необходимо более активно включать священнослужителей в состав дисциплинарных комиссий ИУ. Для этого возможно использовать положение Концепции в разделе XX «Повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества».

Важным вопросом для многих верующих осужденных — приверженцев традиционных религий России является соблюдение постов и возможность получать отдельные виды продуктов питания в дни религиозных праздников. Частично этот вопрос решен правилами 219 ПВР СИЗО и 269 ПВР ИУ. Но упомянутые правила ничего не говорят о возможности обеспечения праздничными продуктами питания для иудеев и мусульман, а также о возможности организации питания в соответствии с вероисповеданием.

Для организации питания верующих осужденных в соответствии с постами традиционных религий — православной церкви (равно как и иудеев и мусульман), возможно было бы разработать приложение к приказу Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов

питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Это также принципиально соответствует разделу X Концепции «Обеспечение порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы», где предполагается возможность приобретения подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными продуктов питания более широкого ассортимента и качества, а также повышения норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими.

Как уже было отмечено выше, священнослужители, посещающие учреждения УИС, принимают все большее участие в воспитательной работе с осужденными, проводят комплексную духовно-нравственную работу, что в целом согласуется с государственной политикой Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, их реализации в области образования и воспитания, межнациональных и межрелигиозных отношений. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 данная государственная политика реализуется, в том числе, органами исполнительной власти, ведающими вопросами общественной безопасности, с целью поддержки религиозных организаций традиционных конфессий и обеспечения их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей.

В этой связи представляется целесообразным внести дополнение в ст. 110 УИК РФ «Воспитательная работа с

осужденными», указав религиозное (духовно-нравственное) воспитание по выбору осужденных, среди различных форм, способствующих их исправлению. Также в ст. 23 УИК РФ целесообразно закрепить религиозные организации как общественные структуры, оказывающие содействие учреждениям УИС в воспитательной работе с осужденными.

Вместе с тем в отношении священнослужителей, исполняющих служение в местах лишения свободы, представляется необходимым закрепить их правовой статус в законодательных актах, имеющих отношение к содержанию под стражей; для этого следует ввести в штат учреждений с лимитом наполнения более 1000 подследственных (осужденных) должность помощника начальника учреждения по организации работы с верующими и, соответственно, обеспечить возможность комплектования данной должности в соответствии с наполнением учреждений. При этом религиозную принадлежность такого помощника целесообразно определять в соответствии с конфессиональным большинством осужденных, содержащихся в учреждении.

Для реализации права осужденных на свободу вероисповедания, равно как и для полноценной деятельности священнослужителей традиционных религиозных организаций, большое значение имеют молитвенные помещения, выделяемые администрацией учреждений, исполняющих наказание, для совершения религиозных обрядов.

Ч. 4 и 7 ст. 14 УИК РФ предусматривают проведение религиозных обрядов в соответствующих помещениях, которые при наличии возможности учреждения выделяются для верующих осужденных (как и пр. 266 ПВР ИУ).

В. Н. Чорный верно отмечает: «Возникают проблемные вопросы материального (имущественного) характера, разграничения полномочий касаемо храмов в ИУ. Необходим новый взгляд на административно-правовое регулирование взаимодействия, где один субъект представляет исполнительную власть государства, а другой (церковь) — элемент гражданского общества» [13, с. 255].

Однако сооружения, возведенные на территории ИУ, должным образом не зарегистрированы, и вопросы их функционирования, технического обслуживания, обеспечения коммуникациями и текущего ремонта решаются исключительно в частном порядке на уровне руководства учреждения и священнослужителей религиозных организаций.

В связи с этим предлагается внести дополнение в приказ Минстроя России от 20.10.2017 № 1454 «Об утверждении Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования"», где в соответствующий раздел «Требования к размещению зданий и сооружений жилой, режимной, изолированной жилой, производственной, хозяйственно-складской зон ИУ» внести дополнение, касающееся размещения молитвенных помещений центр а-лизованных религиозных организаций в жилой зоне ИУ вне локальных изолированных участков. Целесообразно также разработать в отдельном разделе состав и нормативные показатели площадей и планировки молитвенных помещений, исходя из условий ИУ.

Важнейшей новацией, расширяющей границы деятельности уголовно-исполнительной системы, стало принятие 6 февраля 2023 г. Федерального закона «О пробации в Российской Федера-

ции», который предусматривает в ч. 3 ст. 6 привлечение религиозных организаций к осуществлению мер ресоциали-зации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация. Определяя в ч. 2 ст. 7 полномочия федеральных органов исполнительной власти в качестве субъектов пробации закон предусматривает взаимодействие территориальных органов, в том числе с религиозными организациями, которые имеют многолетний опыт работы в данном направлении.

В законе, как известно, вводятся следующие виды пробации — исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная. По мере реализации закона в 2024-2025 гг. религиозные организации также будут привлечены к участию в реализации данного закона. Соответствующее информационное письмо уже было получено епархиями Русской православной церкви по линии Управления делами Московской патриархии в марте 2023 г.

Для эффективного участия религиозных организаций в развитии и становлении системы пробации в РФ, помимо прочего, необходимо:

- правовое закрепление религиозной группы (общины) в учреждениях, исполняющих наказание, как основы для реализации реабилитационных программ;

- обязательное участие в решении вопросов условно-досрочного освобождения представителей религиозных организаций как имеющих компетенцию свидетельствовать о раскаянии осужденного в совершенном преступлении в соответствии с ч. 1 ст. 175 УИК РФ;

- создание условий для работы в учреждениях УИС гражданских специа-

листов, представляющих религиозные благотворительные организации профильной направленности, для чего необходимо более активное взаимодействие с пенитенциарными психологами, воспитателями, социальными работниками, сотрудниками уголовно-

исполнительных инспекций, для разработки эффективных индивидуальных программ по реабилитации и социальной адаптации, востребованных осужденными;

- правовая регламентация деятельности общественных организаций, в том числе религиозных, которые непосредственно занимаются реабилитацией или содействием реализации института про-бации. Здесь речь идет, например, о законодательном уточнении субъектности религиозных организаций в процессе исполнения пробации (например, в контексте применения ст. 79 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), когда, применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания).

Также представляется необходимым внести дополнение в Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» о том, что учреждения, исполняющие наказания, принимают меры к реализации свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, их духовно-нравственного воспитания, а также обеспечивают безопасность и создают условия по посещению осужденных священнослужителями, принадлежащими к зарегистрированным в установлен-

ном порядке религиозным объединениям. Данное положение также является особо актуальным в настоящее время, когда в учреждения, исполняющие наказания, будут направляться осужденные военнопленные и военные преступники, и активно обсуждается на научно-практических конференциях [10, с. 144151; 9, с. 170-180].

Проблемы регулирования средств исправления военнопленных осужденных отмечают А. П. Скиба и Н. С. Ма-лолеткина, подчеркивая: «На законодательном уровне не находят своего разрешения вопросы ни в целом обращения с ними, ни исправительного воздействия в отношении осужденных военнопленных», и в этой связи, обращаясь к международным актам и, в частности, к Женевской конвенции от 1949 г. «Об обращении с военнопленными», авторы отмечают «право [осужденных военнопленных] получать духовную помощь, которую они пожелают иметь (это образует общественное воздействие как средство исправления таких осужденных)» [8, с. 166-169].

Таким образом, можно предположить, что священнослужители традиционных в России религиозных организаций будут привлечены к реализации права военнопленных на свободу вероисповедания, а также к воспитательной работе и общественному воздействию в их отношении, что требует дополнительного правового регулирования соответствующих норм уголовно-

исполнительного законодательства с учетом особенностей категории таких осужденных.

При анализе перечисленных и иных проблемных аспектов христианского тюремного служения на современном этапе особое значение имеет понимание статистической картины религиозно-конфессионального состава осужденных. В 2022 г. ФСИН России провела девятую специальную перепись осужденных. По словам В. И. Селиверстова, «мероприятия 2022 года охватили не только осужденных и тех, кто находится в СИЗО. Впервые в истории переписи были собраны данные у приговоренных к принудительным работам» [5]. Возможно, вышеуказанные результаты дадут новые сведения о конфессиональном составе подследственных и осужденных; но в любом случае необходима постоянная актуализация этих данных (без длительных временных перерывов — О. С.) для понимания религиозной ситуации в целом, а также оценки соответствующих особенностей, угроз, рисков и необходимости применения конкретных средств и методов в зависимости от религиозной ситуации в различных учреждениях УИС.

Таким образом, очевидна актуальность ряда направлений развития тюремного служения Русской православной церкви, что требует, помимо прочего, корректировки уголовно-исполнительного и иного законодательства.

Литература

1. Кашуба, Ю. А. Нравственное воспитание осужденных: новые возможности религиозной политики // Уголовно-исполнительное право. — 2016. — № 1 (23). — С. 22-25.

2. Маликов, Б. З. Общественное воздействие — средство исправления осужденных, и роль в нем религиозного аспекта // Уголовно-исполнительное право. — 2018. — Т. 13. — № 2. — С. 146-151.

3. Малолеткина, Н. С. Правовые проблемы противодействия религиозному экстремизму в СИЗО РФ // Вестник Самарского юридического института. — 2018. — № 2 (28). — С. 63-67.

4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Сборник докладов и документов Юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви (Москва, 13-16 августа 2000 г.). — Нижний Новгород, 2000. — 285 с.

5. Пандемия негативно сказалась на социальных связях осужденных в РФ — исследователь // Интерфакс-Россия. Северо-Запад. — URL: https://www.interfax-russia.ru/northwest/news/pandemiya-negativno-skazalas-na-socialnyh-svyazyah-osuzhdennyh-v-rf-issledovatel?ysclid=ljcd5pvk2u33523541 (дата обращения: 26.07.2023).

6. Прозументов, Л. М., Шеслер, А. В. Уголовно-правовые идеи Питирима Сорокина // Вестник Томского государственного университета. — 2018. — № 434. — С. 203-207.

7. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма на территории СИЗО № 1 «Матросская тишина» в Москве // Русская Православная Церковь: официальный сайт. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6009727.html?ysclid=ljcs7csvdf857702010 (дата обращения: 26.07.2023).

8. Скиба, А. П., Малолеткина, Н. С. К вопросу о проблемах регулирования средств исправления военнопленных осужденных // Проблемы уголовной ответственности и наказания: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В. А. Елеонского и Н. А. Огурцова. (Рязань, 18 мая 2022 г.). — Рязань: Изд-во Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. — С. 166-169.

9. Скиба, А. П., Петрянин, А. В., Коробова, И. Н., Батболд, Г. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний» памяти профессоров Н. А. Стручкова и М. П. Ме-лентьева по вопросам назначения, исполнения и досрочного освобождения от уголовных наказаний в экстремальных (чрезвычайных) условиях (тематическое заседание, посвященное проблемам регулирования обращения с осужденными военнопленными, 14 апреля 2023 г.) // Уголовно-исполнительное право. — 2023. — Т. 18. — № 2. — С. 170-180.

10. Скиба, А. П., Батболд, Г., Коробова, И. Н. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний», посвященная памяти профессоров Н. А. Стручкова и М. П. Мелентьева (1 апреля 2022 года) // Уголовно-исполнительное право. — 2022. — Т. 17. — № 2. — С. 144-151.

11. Скоморох, О. А. Церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербургской тюрьме «Кресты»: 130 лет истории // Уголовно-исполнительное право. — 2022. — Т. 17. — № 4. — С. 437-446.

12. Фомин, В. В. Религия и ее влияние на осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. — 2019. — № 2 (47). — С. 101-107.

13. Чорный, В. Н. Правовые основы института тюремного служения // Уголовно-исполнительное право. — 2017. — Т. 12 (1-4). — № 3. — С. 253-258.

14. Шеслер, А. В., Шеслер, С. С. Влияние норм морали на уголовно-правовой подход к определению преступления и наказания // Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества: сб. матер. Межд. науч.-прак. конф., посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В. П. Малкова. — В 2 ч. — Чебоксары: ЧГУ, 2020. — Ч. 2. — С. 383-389.

References

1. Kashuba Yu. A. Nravstvennoe vospitanie osuzhdennyh: novye vozmozhnosti religi-oznoj politiki [Moral education of convicts: new opportunities for religious politics]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [PenalLaw], 2016, no. 1 (23), p. 22-25.

2. Malikov B. Z. Obshchestvennoe vozdejstvie — sredstvo ispravleniya osuzhdennyh, i rol' v nem religioznogo aspekta [Public impact is a means of correcting convicts, and the role in it is a religious aspect]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2018, vol. 13, no. 2, p. 146-151.

3. Maloletkina N. S Pravovye problemy protivodejstviya religioznomu ekstremizmu v SIZO RF [Legal problems of countering religious extreme mism in the pre-trial detention center of the Russian Federation]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2018, no. 2 (28), p. 63-67.

4. Osnovy social'noj koncepcii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Foundations of the social concept of the Russian Orthodox Church]. Sbornik dokladov i dokumentov Yu-bilejnogo arhierejskogo sobora Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Collection of docks and documents of the Jubilee Bishops' Council of the Russian Orthodox Church]. Moscow, August 13-16, 2000. Nizhniy Novgorod, 2000. 285 p.

5. Pandemiya negativno skazalas' na social'nyh svyazyah osuzhdennyh v RF — issle-dovatel' [The pandemic negatively affected the social ties of convicts in the Russian Federation — author]. Interfaks-Rossiya. Severo-Zapad [Interfax-Russia. Northwest] https://www.interfax-russia.ru/northwest/news/pandemiya-negativno-skazalas-na-socialnyh-svyazyah-osuzhdennyh-v-rf-issledovatel?ysclid=lj cd5pvk2u33523541 (accessed 7/26/2023).

6. Prosumentov L. M., Shesler A. V. Ugolovno-pravovye idei Pitirima Sorokina [Criminal law ideas of Pitirim Sorokin]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2018, no. 434, p. 203-207.

7. Svyatejshij Patriarh Kirill sovershil osvyashchenie hrama na territorii SIZO № 1 "Matrosskaya tishina" v Moskve [His Holiness Patriarch Kirill consecrated the church on the territory of SIZO No. 1 "Sailor Silence" in Moscow]. http://www.patriarchia.ru/db/text/6009727.html?ysclid=ljcs7csvdf857702010 (accessed 7/26/2023).

8. Skiba A. P., Maloletkina N. S. K voprosu o problemah regulirovaniya sredstv isprav-leniya voennoplennyh osuzhdennyh [On the problem of regulating the means of correcting prisoners of war]. In: Problemy ugolovnoj otvetstvennosti i nakazaniya [Problems of criminal responsibility and punishment]. A collection of materials from the International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor

V. A. Eleonsky and N. A. Ogurtsov (Ryazan, May 18, 2022). Ryazan, Publishing House of the Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 2022. P. 166-169.

9. Skiba A. P., Petryanin A. V., Korobova I. N., Batbold G. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya "Aktual'nye problemy ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ispolneniya nakazanij" pamyati professorov N. A. Struchkova i M. P. Melent'eva po voprosam naznacheniya, ispolneniya i dosrochnogo osvobozhdeniya ot ugolovnyh nakazanij v ekstremal'nyh (chrezvychajnyh) usloviyah (tematicheskoe zasedanie, posvyashchennoe problemam regulirovaniya obrashcheniya s osuzhdennymi voenno-plennymi, 14 aprelya 2023 g.) [International Scientific and Practical Conference "Actual Problems of Criminal Enforcement Law and Execution of Sentences" in memory of Professors N. A. Struchkov and M. P. Melentyev on the appointment, execution and early release from criminal sentences in extreme (emergency) conditions (thematic session on the problems of regulating the treatment of convicted prisoners of war, April 14, 2023]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2023, vol. 18, no. 2, p. 170180.

10. Skiba A. P., Batbold G., Korobova I. N. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya "Aktual'nye problemy ugolovno-ispolnitel'nogo prava i ispolneniya nakazanij", posvyashchennaya pamyati professorov N. A. Struchkova i M. P. Melent'eva (1 aprelya 2022 goda) [International scientific and practical conference "Actual problems of penal law and punishment, dedicated to the memory of professors N. A. Struchkov and M. P. Melentyev (April 1, 2022 )]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [PenalLaw], 2022, vol. 17, no. 2, p. 144-151.

11. Skomoroh O. A. Cerkov' Svyatogo Blagovernogo knyazya Aleksandra Nevskogo v Sankt-Peterburgskoj tyur'me "Kresty": 130 let istorii [Church of the Holy Blessed Prince Alexander Nevsky in the St. Petersburg prison "Crosses": 130 years of history]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2022, vol. 17, no. 4, p. 437-446.

12. Fomin V. V. Religiya i ee vliyanie na osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Religion and its influence on convicts to imprisonment]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology], 2019, no. 2 (47), p. 101-107.

13. Chorny V. N. Pravovye osnovy instituta tyuremnogo sluzheniya [Legal foundations of the Institute of Prison Ministry]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2017, vol. 12 (1-4), no. 3, p. 253-258.

14. Shesler A. V., Shesler S. S. Vliyanie norm morali na ugolovno-pravovoj podhod k opredeleniyu prestupleniya i nakazaniya [The Influence of Moral Norms on the Criminal Law Approach to the Definition of Crime and Punishment]. In: Pravovye i nrav-stvennye aspekty funkcionirovaniya grazhdanskogo obshchestva [Legal and Moral Acts of Functioning of Civil Society]. Coll. of materials of Intl. scientific-practical. conf., dedicated to the memory of the Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor V. P. Malkov. In 2 pt. Cheboksary, ChSU, 2020. Pt. 2. P. 383-389.

Сведения об авторе

Олег Александрович Скоморох: Санкт-Петербургская духовная академия (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), профессор кафедры церковно-практических

дисциплин, доктор богословия, кандидат юридических наук. E-mail: skomorokh@mail.ru

Information about the author

Oleg A. Skomorokh: St. Petersburg Theological Academy (St. Petersburg, Russia), professor of Chair of Church and Practical Disciplines, doctor of theology, candidate of law. E-mail: skomorokh@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.