Научная статья на тему 'ТЮМЕНЬ: ОПЫТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

ТЮМЕНЬ: ОПЫТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
102
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ / ГОРОД / УРБАНИСТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Деев Алексей Сергеевич, Красовская Надежда Викторовна, Черноморченко Светлана Ивановна

Рассматриваются особенности развития Тюмени как регионального центра. Первая закономерность развития Тюмени - миграция населения в пригороды. Второй паттерн трансформации городского пространства -запуск механизмов территориального инновационного развития. Третья модель трансформации городского пространства представлена формированием Тюменской городской агломерации. Приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития Тюмени являются IT-кластер, нефтехимия и нефтепереработка. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYUMEN: EXPERIENCE OF POST-INDUSTRIAL TRANSFORMATION OF THE CITY SPACE

The development and transformation of the post - socialist city is one of the actual problems of modem urbanism. Currently, Tyumen is an actively developing city, provided with all modern improvements, the administrative center of the Tyumen region. Historically, the city serves as an industrial, scientific and technical base of the West Siberian oil and gas complex and has a favorable demographic structure of the population. In the future, it may become the largest innovative engineering oil and gas industry service center of the country. The object of research in the article is the post-industrial transformation of Tyumen. The subject of the study is the influence of factors of post-industrial transformation of Tyumen on the formation of an effective and "smart" model of development of the studied city. The aim of the study is to analyze the historical experience of post-industrial transformation of Tyumen. The article is based on the methodological developments of foreign and Russian scientists, such P. Bourdieu, Chen Xiaoyan, M. Ilchenko, R.J.R. Kirkby, Tang Wing-Shing, K. Fuzer, M. Pietrzak-Franger, B. Engel, O. Hatherley, C.S. Neugebauer, E. Posokhova. To carry out the research, such methods as factor analysis, individual expert survey, estimation of the level of development of the social and economic situation of Tyumen were used. In the article the authors analyzed the historical experience of post-industrial transformation of the urban space of Tyumen. The research of strengths and weaknesses, opportunities and threats of social and economic development of the studied city is carried out. The most significant problems of Tyumen development are the lack of an active system policy of aggressive marketing for the promotion of the city at the regional and federal levels, infrequent participation in Federal programs of municipal development, limited transport network of the city and the weak relationship between urban areas, high density of development, causing certain traffic jams, etc. On the basis of this analysis were identified a number of patterns of development of Tyumen. The first regularity is the migration of the population to the suburbs. The second pattern of urban space transformation is the launch of mechanisms of territorial innovative development. The third model of urban space transformation is represented by the formation of the Tyumen urban agglomeration. The result of the study is the development of a model of transformation of the urban space of the center of the regional region. In the process of developing a model of planning the territory was determined by the planning structure of the Tyumen municipal district. The priority directions of the strategy of socio-economic development of Tyumen are: innovative development of the oil and gas cluster and the cluster of international engineering companies; support IT-cluster; innovative development of petrochemistry and oil refining. The authors declare no conflicts of interests.

Текст научной работы на тему «ТЮМЕНЬ: ОПЫТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 78 Tomsk State University Journal of History. 2022. № 78

Научная статья

УДК 94(57); 908

doi: 10.17223/19988613/78/4

Тюмень: опыт постиндустриальной трансформации городского пространства

Алексей Сергеевич Деев1, Надежда Викторовна Красовская2, Светлана Ивановна Черноморченко3

12•3 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия 1 alksl 6@gmail. com 2 Nadezda_3161 @inbox. ru 3 chernomorchenko@rambler. ru

Аннотация. Рассматриваются особенности развития Тюмени как регионального центра. Первая закономерность развития Тюмени - миграция населения в пригороды. Второй паттерн трансформации городского пространства -запуск механизмов территориального инновационного развития. Третья модель трансформации городского пространства представлена формированием Тюменской городской агломерации. Приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития Тюмени являются IT-кластер, нефтехимия и нефтепереработка. Ключевые слова: постиндустриализм, город, урбанистика, инновационное развитие

Для цитирования: Деев А.С., Красовская Н.В., Черноморченко С.И. Тюмень: опыт постиндустриальной трансформации городского пространства // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 78. С. 26-31. doi: 10.17223/19988613/78/4

Original article

Tyumen: experience of post-industrial transformation of the city space Alexey S. Deev1, Nadezhda V. Krasovskaya2, Svetlana I. Chernomorchenko3

12•3 Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation 1 alksl 6@gmail. com 2 Nadezda_3161 @inbox. ru 3 chernomorchenko@rambler. ru

Abstract. The development and transformation of the post - socialist city is one of the actual problems of modern urbanism. Currently, Tyumen is an actively developing city, provided with all modern improvements, the administrative center of the Tyumen region. Historically, the city serves as an industrial, scientific and technical base of the West Siberian oil and gas complex and has a favorable demographic structure of the population. In the future, it may become the largest innovative engineering oil and gas industry service center of the country.

The object of research in the article is the post-industrial transformation of Tyumen. The subject of the study is the influence of factors of post-industrial transformation of Tyumen on the formation of an effective and "smart" model of development of the studied city.

The aim of the study is to analyze the historical experience of post-industrial transformation of Tyumen. The article is based on the methodological developments of foreign and Russian scientists, such P. Bourdieu, Chen Xiaoyan, M. Ilchenko, R.J.R. Kirkby, Tang Wing-Shing, K. Füzér, M. Pietrzak-Franger, B. Engel, O. Hatherley, C.S. Neugebauer, E. Posokhova.

To carry out the research, such methods as factor analysis, individual expert survey, estimation of the level of development of the social and economic situation of Tyumen were used.

In the article the authors analyzed the historical experience of post-industrial transformation of the urban space of Tyumen. The research of strengths and weaknesses, opportunities and threats of social and economic development of the studied city is carried out.

The most significant problems of Tyumen development are the lack of an active system policy of aggressive marketing for the promotion of the city at the regional and federal levels, infrequent participation in Federal programs of municipal development, limited transport network of the city and the weak relationship between urban areas, high density of development, causing certain traffic jams, etc.

On the basis of this analysis were identified a number of patterns of development of Tyumen.

© А.С. Деев, Н.В. Красовская, С.И. Черноморченко, 2022

The first regularity is the migration of the population to the suburbs. The second pattern of urban space transformation is the launch of mechanisms of territorial innovative development. The third model of urban space transformation is represented by the formation of the Tyumen urban agglomeration.

The result of the study is the development of a model of transformation of the urban space of the center of the regional region. In the process of developing a model of planning the territory was determined by the planning structure of the Tyumen municipal district.

The priority directions of the strategy of socio-economic development of Tyumen are: innovative development of the oil and gas cluster and the cluster of international engineering companies; support IT-cluster; innovative development of petrochemistry and oil refining.

Keywords: post-industrialism, the city, urban studies, innovative development

For citation: Deev, A.S., Krasovskaya, N.V., Chernomorchenko, S.I. (2022) Tyumen: experience of post-industrial transformation of the city space. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 78. pp. 26-31. doi: 10.17223/19988613/78/4

Введение

Развитие и трансформация постсоциалистического города - одна из актуальных проблем современной российской урбанистики. Тюмень в наши дни - активно развивающийся город, обеспеченный всеми современными удобствами, административный центр Тюменской области. Исторически город выполняет функцию промышленной и научно-технической базы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и имеет благоприятную демографическую структуру населения. В перспективе он может стать крупнейшим инновационным инжиниринговым нефтесервисным центром страны.

Методологической основой для анализа тенденций и перспектив постиндустриальной трансформации городского пространства Тюмени стали работы таких зарубежных и отечественных авторов, как П. Бурдье [1], Чэнь Сяоянь [2], М. Ильченко [3], Р.Дж.Р. Киркби [4], Танг Винг-Шинг [5], К. Фезер [6], М. Пиетерзак-Франгер [7], Б. Энгель [8], О. Хазерлей [9], К.С. Ной-гебауэр [10], Е. Посохова [11].

Тюмень как российский областной центр в своем развитии имеет ряд особенностей. Прежде всего это запаздывание трансформации: процессы индустриализации и урбанизации 1930-х гг. обошли город стороной. Первый индустриальный всплеск отмечен в годы Великой Отечественной войны. После некоторого периода стагнации (1945-1955) основной индустриальный этап начался взрывообразным развитием с середины 1950-х до конца 1980-х гг., сопровождавшимся четырехкратным увеличением численности населения и осуществлявшимся по трем векторам:

1) формирование научно-образовательного кластера, ориентированного на потребности ускоренного освоения нефтегазовых ресурсов Тюменского региона;

2) формирование собственной индустрии, прежде всего машиностроительного комплекса;

3) создание системы логистико-сервисной инфраструктуры и промышленности, ориентированной на потребности нефтегазового освоения севера региона.

Процессы форсированной индустриализации и урбанизации городского пространства в течение 30 лет породили, в свою очередь, комплекс проблем, остро актуализированных к 1990 г. Ключевыми из них являлись: во-первых, крайне неудачное планирование городского ландшафта, без учета потребностей расширения автомобильного транспорта и формирования

естественной социально-ориентированной городской среды; во-вторых, серьезное отставание развития социальной инфраструктуры даже от невысокого среднего советского уровня.

Крушение советской экономики породило сжатие и атомизацию городского пространства. Вход в новый цикл развития определялся правилами игры, которые диктовались условиями уже постиндустриальной экономики. Сжатие сопровождалось системной деиндустриализацией, которая, в свою очередь, трансформировала отношения внутри города как системы по линии центр-полупериферия-периферия. После достижения определенного уровня развития, в нашем случае порога населения в 500 тыс. человек, город начинает трансформироваться в самостоятельную экономическую систему, которая своими потребностями будет неизбежно провоцировать переход к новой индустриальной парадигме.

Сильные и слабые стороны города

Анализ социально-экономического развития Тюмени стал основой для определения сильных и слабых сторон города, а также возможностей и рисков (угроз) дальнейшего развития.

Сильными сторонами Тюмени являются:

1. Размещение бизнес-подразделений и дочерних структур (крупнейшие нефтедобывающие, перерабатывающие и сервисные компании - дочерние предприятия и филиалы открытых акционерных обществ: «Газпром», «ТНК ВР Менеджмент» (дочерняя компания «ТНК-ВР Сибирь»), «Тюменьнефтегаз», «Транснефть» («Сибнефтепровод»), ЛУКОЙЛ (Тюмень, дочернее предприятие «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт»), «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь».

2. Статус нефтесервисного центра определяется производственной специализацией и расположением в Тюмени международных инжиниринговых компаний -Schlumberger, Halliburton, KCA Dentag, Bentec.

3. Статус крупнейшего нефтегазового научно-исследовательского центра (более 20 научно-исследовательских институтов и лабораторий).

4. Интенсивное долгосрочное взаимодействие с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами по программам межрегионального сотрудничества, обеспечивающее мультипликативный экономический эффект. Реализация этих программ позволила

надолго сохранить единое экономическое пространство.

5. Наличие и реализация комплекса взаимосвязанных целевых региональных и муниципальных программ.

6. Тюменский индустриальный университет, который может стать базой для создания Национального исследовательского университета углеводородных и криогенных ресурсов.

7. Тюменский государственный университет, где может быть сформирован Национальный исследовательский университет 1Т-технологий.

8. Высокий уровень развития городского благоустройства и коммунальной инфраструктуры: в течение нескольких лет Тюмень находится на третьем месте во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший благоустроенный город России».

9. Активная политика формирования архитектурных аспектов города: охрана памятников истории и архитектуры, реконструкция существующих и строительство новых скверов и бульваров, учет чувства юмора при проектировании городского пространства (аллея «Сибирских кошек», административные здания и дорожные индикаторы (индикатор «Фары и ремень безопасности»)).

10. Активное участие в государственной политике энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

11. Успешная реализация программы «Расширение горизонтов» для повышения уровня 1Т-образования населения Тюменской области и обеспечения доступа к информационным технологиям в соответствии с Федеральной программой «Информационное общество на 2011-2020 годы».

12. Географическое расположение города (железнодорожные пути, федеральные дороги, федеральный международный аэропорт) в центре области с общей численностью населения более 0,9 млн человек.

Слабыми сторонами Тюмени являются:

1. Отсутствие активной системной политики агрессивного маркетинга для продвижения города на региональном и федеральном уровнях.

2. Нечастое участие в федеральных программах муниципального развития.

3. Ограниченная транспортная сеть города и слабая взаимосвязь между урбанизированными территориями, высокая плотность застройки, вызывающая дорожные заторы.

4. Недостаточная плотность дорог и отсутствие искусственных сооружений: дорожных линий, многоуровневых транспортных развязок, дорожных переходов.

5. Дефицит парковочных мест, что приводит к нарушениям правил парковки и снижению пропускной способности, блокированию пешеходных зон, ухудшению посадки в транспорт.

6. Отсутствие выставочных площадок международного уровня с развитой инфраструктурой.

7. Отсутствие логистических центров, всего лишь несколько высокоуровневых складских площадей, дефицит специально оборудованных площадей.

8. Несоответствие системы профессионального образования требованиям развития города.

9. Низкий уровень обеспеченности социальными, культурными и спортивными объектами, например дошкольными учреждениями.

Стратегическая задача инновационного развития экономики города требует использования внутренних ресурсов, высоких технологий и инновационного развития. Данная задача не может быть решена за короткий срок и только путем принятия административных решений. Необходимо последовательно создавать условия для развития инновационной и сервисной экономики (постиндустриальной экономики) в течение длительного периода.

Тюменский индустриальный комплекс получил огромный стартовый капитал для внедрения современных технологий мирового уровня на действующих и создаваемых в рамках реиндустриализации предприятиях города. Формирование полноценной инновационной инфраструктуры наряду с уже происходящими процессами реиндустриализации может стать одним из главных преимуществ Тюмени. Последнее могло бы обусловить высокую привлекательность города для интенсивных инноваций.

Существующая ситуация дает все необходимые предпосылки для последовательного и успешного выполнения стратегических задач. Важно проявить политическую волю и скоординировать деятельность общества - органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-структур и жителей города.

Модели городского развития

Современная экономика требует от городской среды формирования новых паттернов развития. Опыт Тюмени показывает, как естественные процессы приводят к формированию городского ландшафта нового типа.

Первый паттерн - миграция населения в пригороды.

Традиционный тип городского расселения, развивавшийся в тридцатилетие активного развития Тюмени (1960-1990), предполагал жительство в многоквартирных многоэтажных домах. Серьезный рост стоимости городской недвижимости в последнее десятилетие привел к тому, что экономически наиболее целесообразной моделью решения жилищной проблемы стало строительство загородного дома, на что влияет ряд факторов:

1) вдвое меньшая стоимость квадратного метра в загородном доме, включая стоимость земельного участка;

2) владение собственным земельным участком с возможностью локальной трансформации обитаемого пространства;

3) экологическая целесообразность загородного проживания;

4) относительная независимость коммуникаций и в целом меньшие затраты на ЖКХ.

Вторым паттерном трансформации городского пространства стал запуск механизмов инновационного территориального развития. В долгосрочной перспективе целевой установкой являются инновационное развитие кластеров, формирование индивидуального архитектурного облика и достижение европейского уровня благоустройства города.

Западно-Сибирский нефтегазовый инновационный центр должен стать площадкой для технологического развития и научных исследований в нефтегазовой отрасли, в то же время быть открытым для проектов опережающего развития из разных отраслей.

Сотрудничество и взаимосвязь Западно-Сибирского нефтегазового инновационного центра с высшими учебными и научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями города как основой технологического развития инновационных идей создает необходимые условия для эффективного развития инноваций вплоть до их коммерческого внедрения. Целесообразно также рассмотреть возможность интеграции Западно-Сибирского нефтегазового инновационного центра в мегапроект «Корпорация развития Уральского федерального округа». Для Западно-Сибирского нефтегазового инновационного центра существует реальная возможность стать активным участником проекта «Инновационный центр "Сколково"» и активно развивать научно-исследовательское сотрудничество.

В процессе разработки модели планирования пространства была определена структура планирования Тюменского муниципального района, включающая существующие социально-экономические, экологические и транспортные структуры и согласованная с пространственной организацией территории Российской Федерации. Модель дает информацию о районе и долгосрочных перспективах ее развития в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тюменского района до 2020 г. В основе планировочной модели муниципального района лежат две главные оси: природно-планировочная ось - река Тура, и градостроительная ось - Транссибирская железная дорога. Последняя проходит через центр города, пересекая муниципальный район с запада на юго-восток. Параллельно проходит федеральная автомобильная дорога Екатеринбург-Тюмень-Омск.

Генеральный план развития Тюмени предполагает концентрическое территориальное развитие, предусматривающее циклическое транспортное планирование территории муниципального района.

В соответствии с моделью планирования пространства определены следующие тенденции развития территории:

- строительство новых федеральных автодорог для обеспечения межрегиональных перевозок и интеграции отдельных региональных маршрутных сетей в единую транспортную систему России;

- завершение строительства объездного круга автомобильного транспорта;

- строительство Южной железной дороги - пропуск для грузовых поездов на перегоне между станциями Подъем и Войновка.

Радиальная транспортная система создает основу для модели структуры планирования. Тюменский городской внешний транспортный круг, являясь центральной частью единой планировочной структуры муниципального района, обеспечивает оптимальный доступ к городским территориям и выход на внешние направления.

Третий паттерн трансформации городского пространства представлен формированием Тюменской городской агломерации.

В последние годы в Тюменской области демографическая ситуация положительная, численность населения увеличилась за счет положительных миграционных процессов и естественного воспроизводства. Основной вклад в воспроизводство населения внесли Тюмень, Ялуторовск и Тюменский муниципальный район, который выгодно расположен и непосредственно граничит с г. Тюмень, который является центром Тюменской агломерации.

Рост города был обусловлен как расширением пригородов, так и с урбанизацией района. Условия жизни в окрестностях города все больше приближаются к условиям жизни в большом городе, который является центром притяжения. Урбанизация - это исторический процесс, повышающий роль города в развитии общества и обусловливающий изменения в месте производства и переселения населения. Современный тип урбанизации определяется не столько высоким ростом доли городского населения, сколько интенсивно развивающимися урбанизационными процессами: появляются новые пространственные формы городского жилья - мегаполисы, население города переселяется в пригороды.

Расширенное зонирование территорий по приоритетным направлениям предопределило зоны опережающего развития и точки роста, соответствующие приоритетным направлениям экономического развития муниципального района (агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, комплексный строительный комплекс, машиностроительный комплекс, туристический комплекс и другие сферы хозяйственной деятельности).

Модель организации пространства послужит основой для дальнейшего развития системы территориального планирования (ТПС) Тюменского муниципального района и позволит:

1) осуществлять территориальное, функциональное и экономическое развитие всех поселков района в тесной координации с развитием Тюмени;

2) увеличить численность населения, объемы жилищного строительства и, как следствие, повысить уровень жизни за счет новой модели экономики.

Формирование Тюменской агломерации - одна из перспективных форм освоения пространства района, где центральное место занимает город, а группы сел представляют собой локальные системы расселения.

Агломерация - это единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социальных удобств, инженерно-транспортного обслуживания и единой неделимой природно-экологической составляющей. Тюменская агломерация позволит объединить экономические возможности и финансовые ресурсы для решения общих задач, обмениваться технологиями, знаниями и специалистами, совместно развивать транспортную и социальную инфраструктуру.

Экономические и социальные эффекты агломерационного этапа урбанизации района дадут следующие преимущества всем муниципальным образованиям:

- возможность реализации крупных инфраструктурных проектов транспортировки;

- развитие информационных коммуникаций, образовательной и научной инфраструктуры;

- последовательное «внедрение» городского образа жизни (высокий уровень сервиса, широкие возможности выбора работы, медицинских и образовательных учреждений) в селах с сохранением их природных преимуществ (экология, индивидуальное жилье и др.)).

Проект территориально-экономических центров развития Тюменского муниципального района позволяет принимать взаимосвязанные решения на разных уровнях планирования.

Научно-исследовательская работа «Прикладные научные исследования по подготовке документов для градостроительства на территории Тюменского муниципального района» обеспечит:

- преемственность и взаимосвязь решений территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- определение местоположения планируемых региональных объектов на муниципальных территориях с учетом решений и документов муниципального территориального планирования;

- создание единого банка данных на основе электронного мониторинга реализации планируемых региональных и локальных объектов;

- использование ТПС для решения большого количества задач государственного и муниципального управления, правового регулирования отношений земельной собственности на основе принятых решений в области градостроительства, а также совершенствования информационных ресурсов региональной инфраструктуры космических данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Тюмень представляет собой особый случай успешного постсоциалистического развития российской региональной столицы. В течение ХХ - начала ХХ1 в. город пережил несколько этапов трансформации - от небольшого города через промышленный центр нефтегазового развития до постиндустриального города, объединив функции логистического, образователь-

ного и административного центра для трех регионов России.

В ближайшие годы Тюмень должна стать «умным городом» будущего. Последнее подтверждается продолжающимся ростом качества жизни, правильными интеллектуальными решениями в экономике, муниципальном управлении, архитектуре и др.

Можно выделить следующие стратегические приоритеты:

- создание надлежащей бизнес-среды, социальной и транспортной инфраструктуры; успешное озеленение и архитектурные решения; формирование «умного города»;

- стимулирование бизнеса в инновационной сфере; дальнейшее привлечение международных компаний; организационные, законодательные и административные решения;

- повышение уровня жизни.

В Тюмени должны быть сформированы инновационная и инвестиционная инфраструктура полной стоимости, надлежащие условия для роста малого и среднего бизнеса и инновационного развития приоритетных кластеров, повышения уровня жизни населения и достижения европейского уровня благоустройства города. Город станет современным нефтесервисным центром, городом с лучшими инфраструктурными условиями для привлечения инвестиций, способствующим реализации крупных проектов.

Стратегическая экономическая политика способствует развитию конкурентоспособных видов предпринимательской деятельности и проведению институциональных реформ.

Приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития Тюмени являются: инновационное развитие нефтегазового кластера и кластера международных инжиниринговых компаний; поддержка 1Т-кластера; инновационное развитие нефтехимии и нефтепереработки.

Таким образом, Тюмень представляет собой успешный пример постсоветского городского развития, когда сочетание благоприятной экономической конъюнктуры и рациональной и продуманной политики местных и региональных властей позволило преодолеть проблемы постиндустриального этапа и выйти на качественно новый уровень развития городской среды.

Список источников

1. Бурдье П. Социология социального пространства : пер. с фр. /отв. ред. пер. Н.А. Шматко. М. : Ин-т экспериментальной социологии ; СПб. :

Алетейя, 2007. 288 с.

2. Chen Xiaoyan: Monitoring and Evaluation in China's Urban Planning System: a Case Study of Xuzhou. 2009. URL:

http://www.unhabitat.org/grhs/2009 (accessed: 20.08.2018).

3. Ilchenko M. Utopian spaces: Symbolic transformation of the "Socialist Cities" under post-Soviet conditions// Re-Imagining the City: Municipality and

Urbanity Today from a Sociological Perspective / ed. by M. Smagacz-Poziemska, K. Frysztacki, A. Bukowski. Jagiellonian University Press, 2017. P. 32-52.

4. Kirkby R.J.R. Urbanization in China: Town and Country in a Developing Economy, 1949-2000. New York : Columbia University Press, 1985. xii,

289 p.

5. Tang Wing-Shing. Chinese Urban Planning at Fifty: An Assessment of the Planning Theory Literature // Journal of Planning Literature. 2000. Vol. 14 (3).

P. 347-366.

6. Füzer K. The Projectified City of Postmillennial Pecs: Urban Strategies, Development Projects, and Partnerships on Europe's Periphery // Re-

Imagining the City: Municipality and Urbanity Today from a Sociological Perspective / ed. by M. Smagacz-Poziemska, K. Frysztacki, A. Bukowski. Jagiellonian University Press, 2017. P. 167-192.

7. Pietrzak-Franger M., Pleßke N., Voigts E. Transforming Cities: Discourses of Urban Change // From Socialist to Post-Socialist Cities : Cultural

Politics of Architecture, Urban Planning and Identity in Eurasia / ed. by A.C. Diener, J. Hagen. London, 2014. Р. 44-47.

8. Engel B. Public space in the "blue cities" of Russia // The Post-Socialist City. Urban Form and Space Transformations in Central and Eastern Europe

after Socialism / K. Stanilov (ed.). Springer Science & Business Media, 2007. Vol. 92. P. 285-300.

9. Hatherley O. Soviet squares: how public space is disappearing in post-communist cities // The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/cities/

2016/apr/21/soviet-squares-public-space-post-communist-cities?CMP=share_btn_tw (accessed: 20.08.2018).

10. Neugebauer C.S. Loss and (re-)construction of public space in post-Soviet cities // Int. J. Sociol. Soc. Pol. 2015. Vol. 35, is. 7-8. URL: http://www.emeraldinsight.com/doi/full/10.1108/IJSSP-04-2015-0042 (accessed: 20.08.2018).

11. Посохова Е. Формирование Тюменской агломерации - одна из перспективных форм пространственного развития Тюменского района // Институт территориального планирования «Град». URL: https://itpgrad.ru/node/2320 (дата обращения: 21.08.2018).

References

1. Bourdieu, P. (2007) Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva [Sociology of Social Space]. Translated from French by N.A. Shmatko. Moscow: Institute

of Experimental, Sociology; St. Petersburg: Aleteyya, 2007.

2. Chen, X. (2009) Monitoring and Evaluation in China's Urban Planning System: A Case Study of Xuzhou. [Online] Available from:

http://www.unhabitat.org/grhs/2009 (Accessed: 20th August 2018).

3. Ilchenko, M. (2017) Utopian spaces: Symbolic transformation of the "Socialist Cities" under post-Soviet conditions. In: Smagacz-Poziemska, M.,

Frysztacki, K. & Bukowski, A. (eds) Re-Imagining the City: Municipality and Urbanity Today from a Sociological Perspective. Jagiellonian University Press. pp. 32-52.

4. Kirkby, R.J.R. (1985) Urbanization in China: Town and Country in a Developing Economy, 1949-2000. New York: Columbia University Press.

5. Tang, W.-Sh. (2000) Chinese Urban Planning at Fifty: An Assessment of the Planning Theory Literature. Journal of Planning Literature. 14(3).

pp. 347-366. DOI: 10.1177/08854120022092700

6. Füzér, K. (2017) The Projectified City of Postmillennial Pécs: Urban Strategies, Development Projects, and Partnerships on Europe's Periphery.

In: Smagacz-Poziemska, M., Frysztacki, K. & Bukowski, A. (eds) Re-Imagining the City: Municipality and Urbanity Today from a Sociological Perspective. Jagiellonian University Press. pp. 167-52.

7. Pietrzak-Franger, M., PleBke, N. & Voigts, E. (2014) Transforming Cities: Discourses of Urban Change. In: Diener, A.C. & Hagen, J. (ed s) From

Socialist to Post-Socialist Cities. Cultural politics of Architecture, Urban Planning and Identity in Eurasia. London: Routledge.

8. Engel, B. (2007) Public space in the "blue cities" of Russia. In: Stanilov, K. (ed.) The Post-Socialist City. Urban Form and Space Transformations

in Central and Eastern Europe after Socialism. Vol. 92. Springer Science & Business Media. pp. 285-300.

9. Hatherley, O. (2016) Soviet squares: how public space is disappearing in post-communist cities. The Guardian. 21st April. [Online]. Available from:

http://www.theguardian.com/cities/2016/apr/21/soviet-squares-public-space-post-communist-cities?CMP=share_btn_tw (Accessed: 20th August 2018).

10. Neugebauer, C.S. (2015) Loss and (re-)construction of public space in post-Soviet cities. International Journal of Sociology and Social Policy. 35(7-8).

[Online] Available from: http://www.emeraldinsight.com/doi/full/10.1108/ IJSSP-04-2015-0042 (Accessed: 20th August 2018).

11. Posokhova, E. (n.d.) Formirovanie Tyumenskoy aglomeratsii — odna iz perspektivnykh form prostranstvennogo razvitiya Tyumenskogo rayona

[The formation of the Tyumen agglomeration is one of the promising forms of spatial development of Tyumen region]. [Online] Available from: https://itpgrad.ru/node/2320 (Accessed: 20th August 2018).

Сведения об авторах:

Деев Алексей Сергеевич - кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса финансово-экономического института Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: alks16@gmail.com

Красовская Надежда Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса финансово-экономического института Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). Е -mail: Nadezda_3161@inbox.ru Черноморченко Светлана Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса финансово-экономического института Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: chernomorchenko@rambler.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Deev Alexey S. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Business, Financial and Economic Institute of Tyumen State University (Tyumen, Russian Federation). E-mail: alks16@gmail.com

Krasovskaya Nadezhda V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Business, Financial and Economic Institute of Tyumen State University (Tyumen, Russian Federation). E-mail: Nadezda_3161 @inbox.ru Chernomorchenko Svetlana I. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Business, Financial and Economic Institute of Tyumen State University (Tyumen, Russian Federation). E-mail: chernomorchenko @rambler.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.10.2018; принята к публикации 05.07.2022 The article was submitted 22.10.2018; accepted for publication 05.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.