Научная статья на тему '«ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. БУНИНА'

«ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. БУНИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / творчество / проза / прозаические произведения. / literature / creativity / prose / prose works.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нурмырадова М. М.

В статье говорится о творческих взглядах Бунина, о его рассказе «Темные аллеи», который содержит в себе немало актуальных, и по сей день, проблем общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"DARK ALLEYS": AN ARTISTIC ANALYSIS OF I. BUNIN'S WORK

The article talks about Bunin's creative views, about his story "Dark Alleys", which contains many topical problems of society to this day.

Текст научной работы на тему ««ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. БУНИНА»

УДК - 82

Нурмырадова М.М. преподаватель кафедра русской литературы Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади Туркменистан, Ашхабад

«ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. БУНИНА

Аннотация. В статье говорится о творческих взглядах Бунина, о его рассказе «Темные аллеи», который содержит в себе немало актуальных, и по сей день, проблем общества.

Ключевые слова: литература, творчество, проза, прозаические произведения.

Nurmyradova M.M.

lecturer

Department of Russian Literature Turkmen National Institute of world languages named after

Dovletmemmet Azadу Turkmenistan, Ashgabat

"DARK ALLEYS": AN ARTISTIC ANALYSIS OF I. BUNIN'S WORK

Abstract. The article talks about Bunin's creative views, about his story "Dark Alleys", which contains many topical problems of society to this day.

Keywords: literature, creativity, prose, prose works.

Произведение, вошедшее в одноименный цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время Второй мировой войны голод и бедность беспокоили всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Там были написаны все лучшие произведения Ивана Бунина.

Возвращение к воспоминаниям о прекрасных юношеских годах, вдохновение и творческая работа дали автору силы пережить ужасы разлуки с Родиной и войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми плодотворными и важными на творческом пути Бунина. Зрелость, пейзажи прекрасной красоты, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей - все это послужило толчком к созданию важнейшего произведения мастера слова.

Мировая наука" №6(87) 2024

science-j.com ■ 140

Лучшие, нежные, пронзительные истории о любви были написаны в самые страшные времена - период "Темных аллей". В душе каждого человека есть места, куда он редко заглядывает, но с особым трепетом: там хранятся самые яркие воспоминания, самые "дорогие" переживания. Именно такие "темные аллеи" имел в виду автор, называя свою книгу и одноименный рассказ. Впервые рассказ был опубликован в 1943 году в Нью-Йорке в издании "Новая Земля".

Ведущая тема-тема любви. Не только повесть "Темные аллеи", но и все произведения того времени раскрывают это чувство. Бунин, подводя итоги своей жизни, твердо верил, что любовь-это лучшее, что можно дать человеку в жизни.

Судьба человека, необратимость событий, выбор, о котором нужно сожалеть, - ведущие мотивы в повести Бунина. Любящий всегда побеждает, живет и дышит своей любовью, дает ей силы продолжать.

Сделав свой выбор в пользу здравого смысла, Николай Алексеевич только в шестьдесят лет понимает, что любовь надежды - лучшее событие в жизни. Тема выбора и его последствий отчетливо раскрывается в сюжете повести: Человек живет своей жизнью с теми, кто ошибается, остается несчастным, судьба возвращает ему предательство и обман, допущенные в юности по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье-это жить в гармонии со своими чувствами, а не наоборот. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в работе. Несмотря на небольшой объем рассказа, проблемы довольно обширны. Интересно отметить, что любовь и брак в рассказах Бунина практически несовместимы: эмоции быстрые и живые, они возникают и исчезают так же быстро, как и все в природе. Там, где царит любовь, социальный статус не имеет смысла. Он уравнивает людей, делает ранги и классы бессмысленными - у любви есть свои приоритеты и законы.

Диалог между главными героями - надеждой и Николаем Алексеевичем построен на двух совершенно противоположных взглядах на жизнь. Он живет любовью, находит в ней покой и радость, хранит воспоминания о юности. Автор вкладывает в уста этой мудрой женщины идею рассказа - чему учит нас произведение: «все проходит, но не все забывается». В этом смысле герои отражаются в своих мыслях, старый генерал несколько раз напоминает им, что "все прошло". Так прошла его жизнь: бессмысленная, безрадостная, потраченная впустую. Критика с энтузиазмом восприняла серию рассказов, несмотря на ее смелость и искренность.

Жанр. Темные аллеи относятся к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина считают их романами.

Тема любви, неожиданные острые концовки, трагический и драматический сюжет - все это характерно для произведений Бунина. В рассказе необходимо отметить львиную долю лиризма - эмоции, прошлое,

"Мировая наука" №6(87) 2024 science-j.com

переживания и мысленные поиски. Общая лирическая направленность -отличительная черта рассказов Бунина. У автора есть уникальная способность: вписаться в большой временной отрезок в небольшом эпическом жанре, раскрыть душу персонажа и заставить читателя задуматься о самом главном.

Главные герои "Тёмных аллей" не смогли быть вместе из-за принятых в обществе норм и устоев, нарушить которые у Николая Алексеевича не хватило духу. В этом состоит весь трагизм ситуации: свободный постаревший возлюбленный Надежды снова оставляет её, и так бежит от себя всю жизнь.

Художественные средства, используемые автором, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Установка параллелизма также близка автору, часто природа подчеркивает душевное состояние персонажей.

Использованные источники:

1. Гречанинова В. Комментарии // Бунин И.А. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Худ. лит., 1966-1967. Т. 7. Темные аллеи. Рассказы 1931-1952 гг. С. 351396.

2. Фетцер, Лос-Анджелес "Первая часть и зрелость в книге Бунина "Сосны", в издательстве Flier, Ричард С. Саймон Карлински, ред. Язык, литература, лингвистика, стр. 21-28.

"Мировая наука" №6(87) 2024

science-j.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.