Научная статья на тему '"ТЫЛОВОЙ ТОМСК НА КАРТЕ ПОБЕДЫ" С QR-КОДАМИ КАК НОВЫЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

"ТЫЛОВОЙ ТОМСК НА КАРТЕ ПОБЕДЫ" С QR-КОДАМИ КАК НОВЫЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / Г. ТОМСК / ВКЛАД ТЫЛА В ПОБЕДУ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / QR-КОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Татьяна Васильевна

Подведены первые итоги реализации Всероссийского патриотического мегапроекта «Карта Победы - 2025» применительно к г. Томску и Томской области на примере локального патриотического проекта «Тыловой Томск на Карте Победы». Одна из целей проекта - выявление неучтенных потерь мирного населения Томской области в годы Великой Отечественной войны. Впервые в научный оборот введены архивные сведения Департамента записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Томской области о количестве записей актов о смерти, зарегистрированных территориальными отделами ЗАГС за период с 1940 по 1945 г. При этом количество человеческих потерь оказалось настолько чудовищным, что сравнимо с военными потерями Томской области за годы Великой Отечественной войны: военных потерь - 60 619 человек, тыловых - 59 159. В свете этих данных представляется необходимым дальнейшее изучение феномена «тыл как социально ответственная территория». Полученные данные открывают новый пласт исторических реалий военного времени в глубоком сибирском тылу, которые необходимо оценивать с позиций нацистского геноцида против народов СССР в годы Великой Отечественной войны. Представлены организационно-педагогические технологии реализации проекта «Тыловой Томск на Карте Победы», содержащего научно-исследовательскую (историческую) и презентационную (с использованием технологии дополненной реальности - QR-кодирования) части. Многоплановость и сложность реализации патриотического проекта по тыловой проблематике являются незаменимым «полигоном» для закрепления профессиональных компетенций будущего учителя-патриота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“REAR TOMSK ON THE VICTORY MAP” WITH QR CODES AS A NEW PATRIOTIC PROJECT OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the first results of the implementation of the All-Russian Patriotic Mega-Project “Victory Map - 2025” in relation to the city of Tomsk and the Tomsk region on the example of the local patriotic project “Rear Tomsk on the Victory Map”. One of the goals of the project was to identify unaccounted losses of the civilian population of the Tomsk region during the Great Patriotic War. The article for the first time introduces into scientific circulation archival information of the Department of Civil Registration of the Tomsk region on the number of death records registered by the territorial departments of the registry office for the period from 1940 to 1945. At the same time, the number of human losses was so mon strous that it is comparable to the military losses of the Tomsk region during the Great Patriotic War: military losses - 60,619 people, rear losses - 59159 people. In the light of these data, it seems necessary to further study the phenomenon of “rear as a socially responsible territory”. The obtained figures open a new layer of historical realities of wartime in the deep Siberian rear, which was one of the bridgeheads of an invisible, but no less terrible war with huge human losses among the civilian population. The article presents organizational and pedagogical technologies for the implementation of the project “Rear Tomsk on the Victory Map”, containing research (historical) and presentation (using augmented reality technology - QR-coding) parts. The multifaceted and complexity of the implementation of the patriotic project on logistics issues is an indispensable “testing ground” for consolidating the professional competencies of the future patriotic teacher.

Текст научной работы на тему «"ТЫЛОВОЙ ТОМСК НА КАРТЕ ПОБЕДЫ" С QR-КОДАМИ КАК НОВЫЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378. 18

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-45-52

«ТЫЛОВОЙ ТОМСК НА КАРТЕ ПОБЕДЫ» С QR-КОДАМИ КАК НОВЫЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Т. В. Галкина

Томский государственный педагогический университет, Томск

Подведены первые итоги реализации Всероссийского патриотического мегапроекта «Карта Победы - 2025» применительно к г. Томску и Томской области на примере локального патриотического проекта «Тыловой Томск на Карте Победы». Одна из целей проекта - выявление неучтенных потерь мирного населения Томской области в годы Великой Отечественной войны. Впервые в научный оборот введены архивные сведения Департамента записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Томской области о количестве записей актов о смерти, зарегистрированных территориальными отделами ЗАГС за период с 1940 по 1945 г. При этом количество человеческих потерь оказалось настолько чудовищным, что сравнимо с военными потерями Томской области за годы Великой Отечественной войны: военных потерь - 60 619 человек, тыловых - 59 159. В свете этих данных представляется необходимым дальнейшее изучение феномена «тыл как социально ответственная территория». Полученные данные открывают новый пласт исторических реалий военного времени в глубоком сибирском тылу, которые необходимо оценивать с позиций нацистского геноцида против народов СССР в годы Великой Отечественной войны. Представлены организационно-педагогические технологии реализации проекта «Тыловой Томск на Карте Победы», содержащего научно-исследовательскую (историческую) и презентационную (с использованием технологии дополненной реальности - QR-коди-рования) части. Многоплановость и сложность реализации патриотического проекта по тыловой проблематике являются незаменимым «полигоном» для закрепления профессиональных компетенций будущего учителя-патриота.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, г. Томск, вклад тыла в победу, Великая Отечественная война, QR-код.

Процесс реализации заявленного ранее Всероссийского мегапроекта «Карта Победы -2025» [1] начался в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) в ноябре 2020 г. с поиска новых форматов патриотического воспитания. Главный смысл проекта состоял в выявлении «цены» победы советского народа в Великой Отечественной войне применительно в территориальном отношении к г. Томску и Томской области. В понятие «цена» были включены военные потери (погибшие на фронте), а также потери мирного населения на тыловых территориях. При этом человеческие потери в тылу рассматривались как последствия нацистского геноцида в отношении народов Советского Союза. Как правило, военные потери каждого субъекта Российской Федерации уже выявлены и опубликованы. Так, в Томской области количество погибших на фронтах Великой Отечественной войны определено в 60 619 человек (по уточненным данным Центра документации новейшей истории Томской области) [2]. Количество же потерь мирного населения в Томской области до сих пор остается неизвестным.

В связи с этим одной из актуальных задач проекта является научно-исследовательская работа по определению количества потерь мирного населения в Томской области в годы

Великой Отечественной войны. Наряду с этим важной проектной задачей является выявление видов продукции, которую томичи поставляли на фронт, реализуя призыв военного времени «Все для фронта, все для победы!».

Актуализация синтеза патриотической проблематики с современными интерактивными способами ее презентации обусловлена необходимостью насыщения интернет-пространства достоверными историческими источниками информации, в частности, о трудном подвиге тыла в годы Великой Отечественной войны. При этом использование технологии дополненной реальности позволяет «оживить историю»: от военной хроники до материально-бытовых сцен жизнедеятельности тылового города.

Локализация тыловой проблематики необходима для отработки проектных технологий на местном архивном материале периода Великой Отечественной войны. Комплексный характер реализации этого локального проекта позволил интегрировать работу с научной литературой, архивными изысканиями в Центре документации новейшей истории Томской области с разработкой визуального интерактивного продукта.

Одним из основных средств технологии дополненной реальности является QR-код (с англ. Quick Response - «быстрый отклик») как матричный штрих-код, разработанный японской компанией Denso-Wave в 1994 г. [3]. Востребованность этой технологии определяется не только простотой и удобством ее использования, но и неограниченными возможностями применения: от торговли и рекламы до образования и законодательства. Так, Минобрнауки России прорабатывает вопрос использования в документах об образовании и квалификации QR-кодов, чтобы работодатели имели доступ к портфолио выпускника [4].

Проблематика использования QR-кодирования в образовании представлена в научной литературе работами Ю. А. Кравченко, А. А. Лежебокова, С. В. Пащенко «Особенности использования технологии дополненной реальности для поддержки образовательных процессов» (2014) [5], П. С. Михайловой «Применение QR-кодов в образовании» (2015) [6], Г. А. Николаенко, Е. В. Евсиковой «Перспективы использования QR-кодировки в академической сфере» (2015) [7], Т. В. Корниенко, А. А. Потапова, К. В. Шапиро «Использование элементов технологии «дополненной реальности» в образовательной деятельности» (2017) [8]. В статье Т. Е. Миковой «Возможности QR-кода в современной образовательной среде», вышедшей в 2018 г., автор отмечает, что технология дополненной реальности и QR-код как ее основное средство дают следующие преимущества: наглядность - возможность дополнения текстовой информации - информацией визуальной и аудиальной, индивидуализацию - свободу в выборе объема информации и ее тематического содержания и дифференциацию - четкое структурирование блоков информации, тем самым обеспечивая увеличение скорости обучения, информационной насыщенности и постоянной актуализации информационной составляющей образования [9].

Применение QR-кодирования в школьной практике представлено белорусскими педагогами в сборнике «Визуализация, эксперимент, взаимодействие: использование цифрового контента и ресурсов в педагогической деятельности», опубликованном Гомельским областным институтом развития образования в 2020 г. Работы И. А. Веселова «QR-квест как способ повышения мотивации учащихся к изучению учебных предметов: из опыта работы», Е. А. Якушевича «Использование QR-кода в образовательном процессе», Е. А. Усано-ва «Использование QR-кодов и 3D-моделей в образовательном процессе», К. Г. Примако-вой-Пинчук «Использование QR-кода в образовании» позволяют проследить процесс использования QR-кодов на всех ступенях общего образования [10].

При этом формы QR-кодирования, представленные в научной литературе, весьма разнообразны: от кроссворда, мозаики-пазла, викторины, интеллектуального лото, карты, QR-

кубика, экскурсии, проблемного поля и интерактивного рассказа до студенческих лекций, семинаров и интерактивного учебника.

Таким образом, использование технологии дополненной реальности посредством QR-ко-дов позволяет преобразовывать любую окружающую среду в образовательную (дома, школы, вуза, села и города), повышать поисковую мотивацию, превращая ее в мотивацию постоянной заинтересованности в познании нового, сохранять динамичный стиль учебы (обучения), совершать успешные действия, закрепляя психологию личного успеха. Однако следует отметить, что использование технологии дополненной реальности в российском образовании, особенно в историческом образовании, находится еще на начальной стадии.

Целью настоящей работы является разработка технологии организации проектной деятельности патриотической направленности с освоением технологии дополненной реальности (QR-кодами) на тему «Тыловой Томск на Карте Победы».

Источниковой базой для содержательного блока проекта послужили архивные материалы Центра документации новейшей истории Томской области - фонд № 80 Томского городского комитета ВКП(б) за 1941-1945 гг. Рассекреченные документы Великой Отечественной войны представлены протоколами заседаний бюро Томского горкома ВКП(б), протоколами объединенных заседаний горкома ВКП(б) и горисполкома, протоколами собраний городского партийного актива г. Томска, документами социальных групп и отдельных людей (письмами, заявлениями, жалобами). Особое внимание уделялось документам, характеризующим помощь тылового населения фронту, а также материально-бытовые условия, осуществление карточной системы распределения продовольствия и промышленных товаров, работу эвакогоспиталей, школ и детских домов.

В условиях пандемии в связи с ограниченной доступностью в архивные учреждения были отобраны материалы и заказано копирование около 2 тыс. документов для непосредственной работы с ними на историко-филологическом факультете ТГПУ. В ноябре 2020 г. после объявления набора добровольцев была создана проектная группа из 12 участников 1-3-х курсов (историки и филологи). Перед ними были поставлены научно-исследовательские задачи по выявлению объектов (эвакуированных военных заводов и эвакогоспиталей), действовавших в тыловом Томске в период Великой Отечественной войны, а также поиск достоверной информации в архивных документах.

Одной из трудных задач проекта явилось установление потерь мирного населения Томска за время Великой Отечественной войны. Томские архивы такими обобщенными данными не располагают. Запрос в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области оказался безрезультатным: Томсктат (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области) не располагал данными по умершим за 1940-1945 гг. Следующим было обращение в Департамент записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Томской области. После повторного запроса получены сведения о количестве зарегистрированных территориальными отделами ЗАГС Департамента ЗАГС Томской области актов о смерти за период с 1940 по 1945 г. Далее в документе указывалось: «Обращаем Ваше внимание, что количество зарегистрированных актов о смерти может не совпадать с количеством умерших в определенный период. Архивный фонд за указанный период сохранен не полностью» [11]. Но даже с такими неполными данными предоставленные сведения оказались ошеломляющими: в 1940 г. количество записей актов о смерти, зарегистрированных территориальными отделами ЗАГС Томской области, составило 12 660 человек, в 1941 г. - 14 074, в 1942 г. - 16 691, в 1943 г. -11 857, в 1944 г. - 9 578, в 1945 г. - 6 959 человек. Всего за 1941-1945 гг. потери мирного населения составили 59 159 человек. Количество человеческих потерь в тылу в Томской

области оказалось настолько чудовищным, что сравнимо с военными потерями Томской области за годы Великой Отечественной войны - 60 619 человек. В свете этих данных представляется необходимым не только дальнейшее скрупулезное изучение жизнедеятельности тыла в период Великой Отечественной войны на всей территории СССР (Российской Федерации), но и востребованность концептуального изменения феномена «тыл как социально ответственная территория». Полученные цифры открывают новый пласт исторических реалий военного времени в глубоком сибирском тылу, который был одним из плацдармов невидимой, но не менее страшной войны с огромными людскими потерями среди мирного населения на всей территории СССР.

Результаты работы проектной группы под руководством декана историко-филологического факультета ТГПУ Т. В. Галкиной были представлены на круглом столе «Без срока давности» на Международной конференции «Приоритеты и стратегические направления развития педагогического образования в эпоху 4.0» в ТГПУ 20 апреля 2021 г. докладами «Карта Победы: неучтенные потери тыла (на примере Томской области)», «К вопросу о производстве мин и минометов в г. Томске в годы Великой Отечественной войны», «Об организации производства „коктейля Молотова" в г. Томске в 1941-1942 гг.», «О производстве снарядов для реактивных минометов в г. Томске в годы Великой Отечественной войны», «Визуализация динамики размещения эвакуированного населения в Западной Сибири в 1941 г.», «Томский шарикоподшипниковый завод в истории моей семьи», «О функционировании карточной системы в г. Томске в первые годы Великой Отечественной войны», «Деятельность томских ученых в период Великой Отечественной войны: содействие медицине». Разработка этой проблематики продемонстрировала не только высокую мотивацию обучающихся к изучению тыловой истории г. Томска и Томской области, но и значительный патриотический потенциал.

Дальнейшая реализация проекта «Тыловой Томск на Карте Победы» была осуществлена в рамках планового проведения архивной практики со студентами 2-го курса в июне 2021 г. Главной целью архивной практики (в рамках индивидуального задания) было создание нового образовательного продукта патриотической направленности на основе актуализации трудового подвига и истории тыловой повседневности (на примере г. Томска) с преобразованием ее в интерактивный экскурсионный показ (видеоролик) на интернет-платформе с использованием QR-кодов. Для воссоздания полноценной картины жизнедеятельности тылового сибирского города и визуального картографирования функциональной направленности Томска необходимо решить две группы задач: научно-исследовательских и презентационных. К научно-исследовательским задачам относится работа с научной литературой и архивными материалами, поиск и выявление документов для составления исторических справок о функционировании военных заводов и эвакогоспиталей, а также знакомство с экспозициями заводских музеев и работа (интервью) с ветеранами - тружениками тыла. К презентационным задачам - разработка сценариев на основе созданной исторической справки об истории военного предприятия и эвакогоспиталя, поиск документальной хроники и фотоматериалов для визуализации объектов показа, включение интервью, музейных экспонатов, а также режиссерская и актерская практики. Все виды работ были внесены в учетные карточки студентов и соотнесены с графиком прохождения архивной практики.

Значительную роль в повышении эффективности реализации проекта играет ролевая технология. В каждой из двух групп были выделены студенты для выполнения определенных функций: оперативного директора проекта, ответственного за пользование архивным фондом, редактора текстов, сценариста/режиссера и 1Т-специалиста. В данном случае применение ролевой технологии существенно влияет на повышение ответственности за опре-

деленный участок работы и закладывает новые коммуникационные связи внутри групп. Затем были созданы функциональные группы из двух человек, в которые также вошли «роле-вики». Каждая группа добровольно выбрала для исследования один военный завод или фабрику и один номерной эвакогоспиталь.

В последний день архивной практики на презентации проекта «Тыловой Томск на Карте Победы» каждая группа продемонстрировала свои видеоролики и участвовала в конкурсе на призовые места. Критериями для оценивания видеороликов были следующие: в содержательной части должны быть сведения из истории предприятия (время; город, откуда прибыл завод; месторасположение в Томске, количество эвакуированных рабочих, оборудование) и показаны виды выпускаемой продукции для фронта; в презентационной части оценивались оригинальность сценария, режиссерская подача, наличие фронтовой хроники, показ архивных документов, интервью с ветеранами, привлечение музейных экспонатов, актерские умения и эмоциональный эффект.

Таким образом, на Карту Победы тылового Томска [12] с помощью QR-кодов были вмонтированы видеоролики о 32 объектах (в том числе о заводе № 266 / Томском электромеханическом заводе; заводе № 690 / Томском электротехническом заводе; заводе № 631 «Москабель» / ОАО «Сибкабель»; заводе № 653 / ОАО «Сибэлектромотор»; заводе № 660 / ОАО «Томский электроламповый завод»; фармзаводе № 4 / ОАО «Фармстандарт» Томск-химфарм; заводе № 765 «Красный богатырь» / Томский завод резиновой обуви; заводе № 838 «Манометр» / ООО «ТПО «Манотомь»; заводе «Фрезер» / Томский завод режущих инструментов; Спичфабрике «Сибирь»; заводе № 625 / Томский завод измерительной аппаратуры и др., а также госпиталях № 408, 413, 1229, 1231, 1248, 1352, 1505, 1506, 1507, 1970, 2482, 2483, 3611, 3613, 3615 и др.). Содержательная и презентационные части видеороликов наглядно продемонстрировали высокий уровень готовности студентов 2-го курса к выполнению сложных постановочных задач с применением технологии дополненной реальности. В ходе выполнения патриотического проекта его участниками были усовершенствованы аналитические, поисковые и коммуникационные способности, а также освоены новые группы компетенций (сценарно-режиссерские, операторские, актерские и экскурсионные).

Многие из этих студентов серьезно заинтересовались данной проблематикой и пожелали продолжить работу в проекте. В качестве дополнительного совершенствования организации проектной работы в будущем необходимо добавить режиссерские и актерские мастер-классы, а также консультации с IT-специалистами.

Таким образом, актуализация нового исследовательского «поля» по тыловой проблематике (на примере г. Томска в период Великой Отечественной войны) напрямую нацелена на организацию привлечения студентов к работе с достоверными архивными источниками и презентации новых данных на Карте Победы посредством QR-кодирования в качестве нового формата патриотического воспитания молодежи. Повышенный интерес к реализации патриотического проекта как формы учебной практики в педагогическом университете оказывает значительное влияние не только на патриотическое воспитание студенчества, но и на их профессионализацию как будущих педагогов.

Список литературы

1. Галкина Т. В. Педагогические перспективы реализации Всероссийского патриотического мегапроекта «Карта Победы - 2025»: к постановке проблемы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 99-106.

2. Копия письма ОГКУ «Центра документации новейшей истории Томской области» № 133 от 23.04.2020 г. «О проверке достоверности данных, занесенных на стелы Мемориала боевой и трудовой славы томичей в Лагерном саду» // Личный архив Т. В. Галкиной.

3. Литус К. Д., Напалков С. В. QR-коды в образовании школьников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4. С. 562-563. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13951 (дата обращения: 12.08.2021).

4. В России в дипломах об образовании и квалификации могут появиться QR-коды. URL https://tass.ru/ obschestvo/11432669 (дата обращения: 12.08.2021).

5. Кравченко Ю. А., Лежебоков А. А., Пащенко С. В. Особенности использования технологии дополненной реальности для поддержки образовательных процессов // Открытое образование. 2014. № 3 (104). С. 49-54. URL: https://openedu.rea.rU/jour/article/view/109/0 (дата обращения: 12.08.2021). DOI: 10.21686/1818-4243-2014-3(104-49-54

6. Михайлова П. С. Применение QR-кодов в образовании // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 10-13 марта 2015 г.). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2015. С. 269-275. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3524 (дата обращения: 12.08.2021).

7. Николаенко Г. А., Евсикова Е. В. Перспективы использования QR-кодировки в академической сфере // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6, № 2. С. 109-111.

8. Корниенко Т. В., Потапов А. А., Шапиро К. В. Использование элементов технологии «дополненной реальности» в образовательной деятельности // Современный научный потенциал и перспективные направления теоретических и практических аспектов: сб. науч. статей по итогам междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 51-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28393776&pff=1 (дата обращения: 12.08.2021).

9. Микова Т. Е. Возможности QR-кода в современной образовательной среде // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Всерос. науч.-практ. конф., 14-15 марта 2018 г., Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. С. 382-386. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23623/1/ apo_2018_14_103.pdf (дата обращения: 12.08.2021).

10. Визуализация, эксперимент, взаимодействие: использование цифрового контента и ресурсов в педагогической деятельности: сб. материалов Web-конференции. Гомель, 2020. URL: http://iro.gomel.by/images/doc/ konferencii/28.02.2020.pdf (дата обращения: 12.08.2021).

11. Письмо Департамента записи актов гражданского состояния Томской области (Департамент ЗАГС Томской области) № 70-01-0618 от 29.10.2020 г. // Личный архив Т. В. Галкиной.

12. Проект историко-филологического факультета «Тыловой Томск на Карте Победы» (9 июля 2021 г.). URL: https://drive.google.com/file/d/1W_qgopN3aYgZsuVZgX-SFcUnASYHGsao/view?usp=drive_web (дата обращения: 13.08.2021).

Галкина Татьяна Васильевна, кандидат исторических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: galkinat@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 13.08.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-45-52

"REAR TOMSK ON THE VICTORY MAP" WITH QR CODES AS A NEW PATRIOTIC PROJECT OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

T. V Galkina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article is devoted to the first results of the implementation of the All-Russian Patriotic Mega-Project "Victory Map - 2025" in relation to the city of Tomsk and the Tomsk region on the example of the local patriotic project "Rear Tomsk on the Victory Map". One of the goals of the project was to identify unaccounted losses of the civilian population of the Tomsk region during the Great Patriotic War. The article for the first time introduces into scientific circulation archival information of the Department of Civil Registration of the Tomsk region on the number of death records registered by the territorial departments of the registry office for the period from 1940 to 1945. At the same time, the number of human losses was so mon-

strous that it is comparable to the military losses of the Tomsk region during the Great Patriotic War: military losses - 60,619 people, rear losses - 59159 people. In the light of these data, it seems necessary to further study the phenomenon of "rear as a socially responsible territory". The obtained figures open a new layer of historical realities of wartime in the deep Siberian rear, which was one of the bridgeheads of an invisible, but no less terrible war with huge human losses among the civilian population. The article presents organizational and pedagogical technologies for the implementation of the project "Rear Tomsk on the Victory Map", containing research (historical) and presentation (using augmented reality technology - QR-coding) parts. The multifaceted and complexity of the implementation of the patriotic project on logistics issues is an indispensable "testing ground" for consolidating the professional competencies of the future patriotic teacher.

Keywords: patriotic education, Tomsk, the contribution of the rear to the victory, the Great Patriotic War, QR-code.

References

1. Galkina T. V. Pedagogicheskiye perspektivyy realizatsii Vserossiyskogo patrioticheskogo megaproekta «Karta Pobedy - 2025»: k postanovke problemy [Pedagogical prospects for the implementation of All-Russian patriotic megaproject "Victory Map - 2025": to formulation of problem]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2021, vol. 3 (37), pp. 99-106 (in Russian).

2. Kopiya pis'ma OGKU «Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Tomskoy oblasti» no. 133 ot 23.04.2020 g. «O proverke dostovernosti dannykh, zanesennykh na stely Memoriala boyevoy i trudovoy slavy tomichey v La-gernom sadu» [Copy of the letter of Center for documentation of contemporary history of Tomsk region No. 133 dated 23 April 2020 "On verifying the reliability of data recorded on steles of Memorial of Combat and Labor Glory of Tomsk residents in Camp Garden"]. Lichnyy arkhiv T. V. Galkinoy [Personal archive of T. V. Galkina] (in Russian).

Litus K. D., Napalkov S. V. QR-kody v obrazovanii shkol'nikov [QR codes in the education of schoolchildren] (in Russian). Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik, 2015, no. 5-4, pp. 562-563. URL: https://eduherald. ru/ru/article/view?id=13951 (accessed 12 August 2021).

VRossii v diplomakh ob obrazovanii i kvalifikatsii mogut poyavit'sya QR-kody [In Russia, QR codes may appear in diplomas of education and qualifications] (in Russian). URL: https://tass.ru/obschestvo/11432669 (accessed 12 August 2021).

5. Kravchenko Yu. A., Lezhebokov A. A., Pashchenko S. V. Osobennosti ispol'zovaniya tekhnologii dopolnennoy realnosti dlya podderzhki obrazovatel'nykh protsessov [Features of using augmented reality technology to support educational processes]. Otkrytoye obrazovaniye - Open Education, 2014, no. 3 (104), pp. 49-54 (in Russian). URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/109/0 https://doi.org/10.21686/1818-4243-2014-3(104-49-54 (accessed 12 August 2021).

6. Mikhaylova P. S. Primeneniye QR-kodov v obrazovanii [New information technologies in education]. Novye in-formatsionnye tekhnologii v obrazovanii: Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Ekaterinburg, 10-13 marta, 2015 g.) [New information technologies in education: materials of the VIII International scientific-practical conference (Yekaterinburg, March 10-13, 2015)]. Ekaterinburg, RGPPU Publ., 2015. Pp. 269-275 (in Russian). URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/3524 (accessed 12 August 2021).

7. Nikolayenko G. A., Evsikova E. V. Perspektivy ispol'zovaniya QR-kodirovki v akademicheskoy sfere [Prospects for the use of QR coding in the academic sphere]. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy - Sociology of Science and Technology, 2015, vol. 6, no 2, pp. 109-111 (in Russian).

8. Korniyenko T. V., Potapov A. A., Shapiro K. V Ispol'zovaniye elementov tekhnologii «dopolnennoy real'nosti» v obrazovatel'noy deyatel'nosti [Use of elements of technology of "augmented reality" in educational activities]. Sovremennyy nauchnyy potentsial i perspektivnyy napravleniya teoreticheskikh i prakticheskikh aspektov: Sbornik nauchnykh statey po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern scientific potential and promising areas of theoretical and practical aspects: a collection of scientific articles based on the results of an international scientific and practical conference]. 2017. Pp. 51-54 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=28393776&pff=1 (accessed 12 August 2021).

9. Mikova T. E. Vozmozhnosti QR-koda v sovremennoy obrazovatel'noy srede [QR code capabilities in today's educational environment]. Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya: materialy 14-y Vserossiyskoy nauchno-

3.

4.

prakticheskoy konferentsii, 14-15 marta 2018 g., Ekaterinburg [Acmeology of vocational education: materials of the 14th Russian national scientific-practical Conference, March 14-15, 2018, Yekaterinburg]. Ekaterinburg, RGPPU Publ., 2018. Pp. 382-386 (in Russian). URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23623/1/ apo_2018_14_103.pdf (accessed 12 August 2021).

10. Vizualizatsziya, eksperiment, vzaimodeystviye: ispol'zovaniye tszifrovogo kontenta i resursov v pedagogicheskoy deyatel'nosti. Sbornik materialov Web-konferentsii [Visualization, experiment, interaction: the use of digital content and resources in pedagogical activities. Collection of materials of the Web-conference]. Gomel, 2020 (in Russian). URL: http://iro.gomel.by/images/doc/konferencii/28.02.2020.pdf (accessed 12 August 2021).

11. Pis'mo Departamenta zapisi aktov grazhdanskogo sostoyaniya Tomskoy oblasti (Departament ZAGS Tomskoy oblasti). No 70-01-0618 ot 29.10.2020 g. [Letter from Civil Registry Department of Tomsk region (Department of Civil Registry Office of the Tomsk Region) No. 70-01-0618 dated October 29, 2020]. Lichnyy arkhiv T. V. Galkinoy [Personal archive of T. V. Galkina] (in Russian).

12. Proyekt istoriko-filologicheskogo fakul'teta «Tylovoy Tomsk na Karte Pobedy» (9 iyulya, 2021) [Project of Faculty of history and philology "Rear Tomsk on Victory Map" (July 9, 2021)] (in Russian). URL https://drive.google. com/file/d/1W_qgopN3aYgZsuVZgX-SFcUnASYHGsao/view?usp=drive_web (accessed 12 August 2021).

Galkina T. V., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk,

Russian Federation, 634061).

E-mail: galkinat@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.