Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО МЕГАПРОЕКТА "КАРТА ПОБЕДЫ - 2025": К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО МЕГАПРОЕКТА "КАРТА ПОБЕДЫ - 2025": К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВКЛАД ТЫЛА В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галкина Татьяна Васильевна

Рассматривается разработка нового содержания и нового формата патриотического воспитания подрастающего поколения. На Карте Победы (административная карта Российской Федерации) на территориях 85 субъектов страны будут размещены две цифры (военные потери, потери мирного населения), а также те виды продукции, которую данный регион отправлял на фронт. Создание такой карты позволит не только привлечь к работе над проектом большое количество участников, но и позволит по-новому (с цифрами и фактами) увидеть собственную страну, победившую фашизм. Новизна подхода к содержанию проявляется в возможности и доступности работы с подлинными историческими источниками - рассекреченными документами периода Великой Отечественной войны в региональных архивах. Главной тематикой становится тыловая повседневность мирного населения (в том числе военная продукция для фронта) и выявление количества людских потерь в тылу, которые представляют собой последствия нацистского геноцида в отношении народов Советского Союза. Мегапроект настроен на скоординированную работу региональных команд педагогических вузов России, региональных школьных команд и экспертных команд. При этом командообразование рассматривается как один из эффективных методов реализации патриотического проекта. Что касается нового формата, то в структуру мегапроекта включены два научно-исследовательских архивных проекта, два творческих (конкурс и региональный онлайн-проект) и ряд организационно-педагогических мероприятий. В итоге педагогические перспективы реализации мегапроекта «Карта Победы - 2025» представляются эффективным опытом осуществления долговременного разновозрастного проекта патриотической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Галкина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN NATIONAL PATRIOTIC MEGA-PROJECT “VICTORY MAP 2025”: TO THE SETTING OF THE PROBLEM

The article is dedicated to the development of a new content and a new format of patriotic education of the younger generation. On the Victory Map (administrative map of the Russian Federation) in the territories of 85 subjects of the country will be placed two figures (military losses, the loss of civilian population), as well as those types of products that the region sent to the battle-front. The creation of a map will not only attract a large number of participants to the project, but will also allow you to see your own country, which defeated fascism in a new way (with numbers and facts). The novelty of the content’s approach is manifested in the ability and accessibility of work with authentic historical sources - declassified documents from the World War II period in regional archives. The main theme is the rear daily life of the civilian population (including military products for the front) and the identification of the number of human losses in the rear, which are the consequences of the Nazi genocide against the peoples of the Soviet Union. The mega-project is set up for the coordinated work of regional teams of Russian pedagogical universities, regional school teams and expert teams. At the same time, team formation is considered as one of the effective methods of implementing a patriotic project. As for the new format, the structure of the mega-project includes 2 research archival projects, 2 creative (competition and regional online project) and a number of organizational and educational events. As a result, the pedagogical prospects of the implementation of the mega-project “Victory Map 2025” seem to be an effective experience of the implementation of a long-term multi-age project of patriotic orientation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО МЕГАПРОЕКТА "КАРТА ПОБЕДЫ - 2025": К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ

УДК 378.18

йО! 10.23951/2307-6127-2021-3-99-106

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО МЕГАПРОЕКТА «КАРТА ПОБЕДЫ - 2025»: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Т. В. Галкина

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается разработка нового содержания и нового формата патриотического воспитания подрастающего поколения. На Карте Победы (административная карта Российской Федерации) на территориях 85 субъектов страны будут размещены две цифры (военные потери, потери мирного населения), а также те виды продукции, которую данный регион отправлял на фронт. Создание такой карты позволит не только привлечь к работе над проектом большое количество участников, но и позволит по-новому (с цифрами и фактами) увидеть собственную страну, победившую фашизм. Новизна подхода к содержанию проявляется в возможности и доступности работы с подлинными историческими источниками - рассекреченными документами периода Великой Отечественной войны в региональных архивах. Главной тематикой становится тыловая повседневность мирного населения (в том числе военная продукция для фронта) и выявление количества людских потерь в тылу, которые представляют собой последствия нацистского геноцида в отношении народов Советского Союза. Мегапроект настроен на скоординированную работу региональных команд педагогических вузов России, региональных школьных команд и экспертных команд. При этом командообразование рассматривается как один из эффективных методов реализации патриотического проекта. Что касается нового формата, то в структуру мегапроекта включены два научно-исследовательских архивных проекта, два творческих (конкурс и региональный онлайн-проект) и ряд организационно-педагогических мероприятий. В итоге педагогические перспективы реализации мегапроекта «Карта Победы - 2025» представляются эффективным опытом осуществления долговременного разновозрастного проекта патриотической направленности.

Ключевые слова: патриотический проект, комплексный проект, педагогические перспективы воздействия, вклад тыла в победу в Великой Отечественной войне.

Подготовка современного учителя представляет собой одну из важных государственных задач, нацеленных на формирование будущих поколений России как могучей, независимой и суверенной страны. Для современной России сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне является не только предметом научного и публицистического интереса, но и элементом необходимой для дальнейшего общенационального развития идеологии. В условиях постоянных попыток фальсификации итогов Великой Отечественной войны и дискредитации СССР представляется актуальным введение в научный оборот, а также в массовую информационную среду новых достоверных архивных сведений о Великой Отечественной войне. При этом необходимо помнить, что немецко-фашистскими за-

хватчиками было оккупировано только 8,7 % территории СССР с 44,5 % населения [1], а остальная страна от Камчатки до Москвы помогала фронту. Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» был не просто воззванием, он был приказом военного времени. В архивах тыловых территорий хранятся миллионы свидетельств - и трудового подвига, и невыносимого горя, и детских слез, и преждевременных смертей. По сравнению с боевыми подвигами и самоотверженным героизмом бойцов советской армии, победивших фашизм, мирные потери кажутся обычными буднями тыловой жизни. Но сегодня, спустя 80 лет после начала войны, воспитывая молодежь в демократическом обществе, мы начинаем понимать непреходящую ценность каждой человеческой жизни и уникальность каждой личной судьбы -всех тех людей, которые общим великим подвигом преодолели «коричневую чуму».

В этом ключе тыловая история периода Великой Отечественной войны является еще малоисследованной проблематикой, требующей скрупулезной аналитики и честного осознания исторических уроков прошедшей войны. Если количество военных потерь на фронтах Великой Отечественной войны в каждом регионе России уже определено (хотя эти данные регулярно уточняются), то вопрос о численности потерь мирного населения на тыловых территориях СССР еще остается открытым.

Некоторое ныне бытующее принижение значимости тыла опирается на недостаточность научного изучения архивных документов, которые были засекречены вплоть до недавнего времени. Хотя понимание того, что труженики тыла являются равноправными участниками великой битвы за независимость Отечества [2], что победа определяется не столько фронтом, сколько тылом, постепенно становится признаваемым фактом при изучении войны. Здесь уместно привести высказывание маршала Советского Союза Г. К. Жукова: «Народная трудовая эпопея по эвакуации и восстановлению производственных мощностей в годы войны по размаху и значению своему для судьбы нашей Родины равна величайшим битвам второй мировой войны» [3]. В связи с этим за счет большего внедрения тыловой проблематики в научно-исследовательский процесс в педагогическом университете не только значительно восполняются научные результаты, но и появляются новые формы патриотического воспитания молодежи.

Историография заявленной проблематики охватывает два исследовательских аспекта патриотической направленности: проектное и историческое. Патриотические проекты как форма патриотического воспитания получили широкое распространение с начала 2000-х гг. на всей территории России. С каждым годом эта форма, развиваясь от локальных и пропагандистских проектов, доросла до всероссийских проектов углубленного содержания. В этом отношении представляют интерес патриотический проект «Моя Россия», организованный Ивановским государственным политехническим университетом (с 2005 г.), который интегрирован с региональным конкурсом-фестивалем художественного творчества «Славим Россию» [4], патриотический проект «Чтобы помнили...», организуемый с 2015 г. Е. Р. Родиной в Псковской области [5]. Особенностью последнего проекта является использование интерактивных форм работы, таких как театрализация и военно-историческая реконструкция. Полезным представляется опыт организации Всероссийского молодежного фестиваля патриотических проектов «Живая история» в Уральском государственном педагогическом университете в 2017 г. [6].

Новой ступенью в освоении проектного формата патриотической направленности является создание Всероссийской многофункциональной гражданско-патриотической он-лайн-платформы «Живая история в каждом из нас» в Уральском государственном педагогическом университете [6], которая предлагает разноплановые мероприятия в рамках Месячника защитника Отечества в 2021 г. [7]. Анализу проведения патриотических проектов

в интернете посвящена научная работа Г. А. Ляукиной, которая выделяет образовательные, исследовательские, творческие, военно-спортивные и игровые проекты [8].

Выдающимся патриотическим проектом России, охватившим все регионы страны, стал в 2020 г. проект «Без срока давности», посвященный сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР - жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны. Характерной особенностью проекта стала его комплексность: синтез поисковых работ, архивных исследований, научных конференций, созданий памятных мест, музейно-выставочной работы, открытых показов военной кинохроники и художественных фильмов. Активным координатором проекта «Без срока давности» выступает Московский педагогический государственный университет [9]. В декабре 2020 г. проект «Без срока давности» признан лучшим проектом Года памяти и славы и удостоен национальной премии «Победа» [10].

В рамках проекта «Без срока давности» выявлены и опубликованы достоверные факты о потерях мирного населения СССР в годы Великой Отечественной войны: 13 684 692 человек уничтожены, 11 520 379 погибли на оккупированной территории, 2 164 313 человек умерли в изгнании на принудительных работах [11]. Что касается тыловых территорий (в частности, Томской области), то количественных данных по потерям мирного населения пока не выявлено, хотя существует историографическая литература, посвященная изучению вклада тылового Томска и Томской области в разгром фашизма в годы Великой Отечественной войны. Она включает фундаментальные труды Л. И. Снегиревой, которой проработан документальный материал 16 государственных архивов СССР о нормативно-правовой базе организации процесса эвакуации, региональных особенностях состава эвакуированного населения в Западной Сибири, его участия в оборонной работе и выполнении трудовой повинности [12, 13], обзорную работу Н. А. Грика «Томск в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» [14], а также научные публикации о работе томской промышленности в годы войны [15-17].

Источниковой базой научных исследований по проекту «Карта Победы - 2025» являются архивные документы Центра документации новейшей истории Томской области, Го -сударственного архива Томской области, Департамента записи актов гражданского состояния Томской области. Наряду с архивными документами источниковая база исследования дополняется воспоминаниями очевидцев о тяжелой работе в сельском хозяйстве и промышленности в годы Великой Отечественной войны. Изданные сборники мемуарных текстов позволяют изучать подлинные свидетельства трагических судеб сотен и тысяч людей, ковавших победу в сибирском тылу [18]. При этом особый интерес представляет структура книги «Мы не имеем права забывать: сама их жизнь стала Победой!» как некий синтез мемуаристики, эпистолярия, персоналий, а также детских сочинений о Великой Отечественной войне. Такая многожанровость не только скрепляет связь поколений, но и расширяет смысловое пространство патриотического воздействия. Именно в этом сборнике в воспоминаниях С. Мазитова о работе в исправительно-трудовой колонии № 5 были найдены такие сведения: «Возле деревни были братские могилы, за годы войны там были захоронены тысячи заключенных» [19]. После обязательной тщательной и многократной проверки этих данных в документальных источниках возможно выявление достоверных фактов из истории этой колонии, а также выявление подлинной трагедии тылового сибирского города в годы войны.

Целью настоящей статьи является публичная апробация содержания патриотического мегапроекта «Карта Победы - 2025». Презентация «Всероссийского патриотического мега-проекта «Карта Победы» с новыми фактами неучтенных потерь мирного населения СССР

на тыловых территориях как трагических последствий нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» была представлена ректором Томского государственного педагогического университета А. Н. Макаренко на тематической площадке «Преступления нацистов против советского народа как предмет научно-исследовательской, учебно-методической, воспитательной и просветительской деятельности» Министерства просвещения Российской Федерации в рамках Международного научно-практического форума «Уроки Нюрнберга» 21 ноября 2020 г. в Москве.

Целью мегапроекта «Карта Победы - 2025» является организация Всероссийского патриотического движения, направленного на выполнение комплекса научно-исследовательских, организационно-педагогических и творческих задач. В структуру мегапроекта включены 2 научно-исследовательских проекта, 2 творческих (конкурс и онлайн-проект) и ряд организационно-педагогических мероприятий.

Первый научно-исследовательский проект «Неучтенные потери мирного населения СССР на тыловых территориях как последствие нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» представляет собой работу по выявлению точных сведений о человеческих потерях среди мирного населения во всех 85 регионах Российской Федерации для создания достоверной картины трагедии советского народа в период Великой Отечественной войны. Этот проект предлагает педагогическим вузам (и другим вузам) Российской Федерации в сетевом формате (в течение 5 лет к 80-летию Победы) принять участие во Всероссийской поисковой акции в государственных архивах по выявлению точных сведений о человеческих потерях среди мирного населения в своих регионах, а также личных свидетельств о работе и жизни в тылу. Работа с рассекреченными архивными документами является для будущих педагогов не только одной из важных профессиональных компетенций, но и мощнейшим фактором патриотического воспитания, базирующимся на личной сопричастности к повседневным подвигам тыла в годы Великой Отечественной войны.

Второй научно-исследовательский проект «Все для фронта, все для Победы!» направлен на выявление тех видов продукции, которые данный регион поставлял на фронт: оружие (комплектующие, горючее), боеприпасы, научные изобретения для фронта, средства связи, средства защиты, медикаменты, продовольствие, обмундирование, лесные ресурсы и продукция из дерева, полезные ископаемые. Выявленные данные по научно-исследовательским проектам должны быть оценены экспертной комиссией данного региона, ответственной за достоверность предъявленных сведений.

С поддержкой Министерства просвещения Российской Федерации представляется обоснованным включение задач проекта «Всероссийский патриотический мегапроект «Карта Победы - 2025» с новыми фактами неучтенных потерь мирного населения СССР на тыловых территориях как трагических последствий нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» в повестку государственного задания при организации общественно значимых мероприятий в сфере науки и образования. Организация программно заданного вовлечения обучающихся педагогических вузов Российской Федерации в реализацию задач проекта, включая их участие в Международной научно-практической конференции по итогам реализации проекта «Карта Победы» в г. Томске в 2025 г., позволяет решить поставленные проектом цели в установленные сроки.

Одной из главных задач проекта является разработка и внедрение новых образовательных технологий (включая их цифровые форматы) патриотического воспитания детей и молодежи, направленных на формирование их эмоционально-ценностного отношения к боевому и трудовому подвигу советского народа в период Великой Отечественной войны. В результате поисковой работы будет создана Карта Победы, на которую каждый из

85 субъектов Российской Федерации нанесет (на свою территорию) выявленные новые данные: 1) количество военных потерь; 2) количество потерь мирного населения; 3) а также с помощью картографических условных знаков обозначит те виды продукции, которые отправлял регион на фронт. При этом конкурс на разработку картографических условных знаков рекомендуется провести среди российских школьников - это творческая часть мегапроекта. К творческой части мегапроекта относится также создание онлайн-карты своего региона с вышеназванными данными. Соединенные воедино общие сведения по всем регионам Российской Федерации позволят создать визуальный продукт - Карту Победы к 2025 г.

Главной действующей силой проекта является педагогическая молодежь, получающая бесценный опыт организации и участия в массовом патриотическом движении. При этом в каждом регионе - участнике проекта должны работать проектные команды и квалифицированная экспертная команда историков (и других специалистов), нацеленная на организацию процедуры защиты территориальных проектов и несущая полную ответственность за достоверность указанных на карте сведений.

Для решения организационных задач реализации проекта предполагается создание программного комитета, а также подключение к его реализации государственных архивов, музеев и библиотек Российской Федерации в качестве базовых информационно-аналитических региональных площадок. К организационно-педагогическим мероприятиям мегапроекта относится участие в презентации Всероссийского мегапроекта «Карта Победы - 2025» к 80-летию Победы. Карта Победы должна быть опубликована в разных форматах на всеобщее обозрение в качестве наглядного и достоверного свидетельства сохранения исторической памяти о всеобщем вкладе советского народа в великую Победу.

Результаты патриотического мегапроекта «Карта Победы» должны войти в школьные учебники, краеведческие справочники, образовательные программы для высшего, общего и дополнительного образования. Проектный метод позволит студентам активно проявить не только научно-исследовательские и общественные, но и личные интересы, приобрести навыки планирования и организации командной и экспертной деятельности, реализовать свои научные, организаторские, волонтерские способности, развить индивидуальные творческие стороны личности. Такой проект, как реальный педагогический продукт патриотической направленности, способен работать на формирование того образа молодого патриота, который необходим современной России.

Список литературы

1. Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник / Росстат. Москва, 2015. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Оккупация_территории_СССР_войсками_Третьего_рейха_и_его_союзников (дата обращения: 21.02.2021).

2. Черкунов А. В. Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. URL: https://mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas/podvig-truzhenikov-tyla-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html (дата обращения: 21.02.2021).

3. Вклад тружеников тыла в Великую Победу. URL: https://nevareaktiv.ru/about/news/2018/vklad-truzhenikov-tyla-v-velikuu-pobedu (дата обращения: 21.02.2021).

4. Патриотический проект «Моя Россия». URL: vgpu.com/studentu/federalnye-proekty-2/patrioticheskij-proekt-moya-rossiya (дата обращения: 07.03.2021).

5. Патриотический проект «Чтобы помнили». URL: https://dobro.ru/project/13931 (дата обращения: 07.03.2021).

6. 50 лучших патриотических проектов представят в УрГПУ URL: https://uspu.ru/news/50-luchshikh-patrioticheskikh-proektov-so-vsey-rossii-predstavyat-v-urgpu/ (дата обращения: 07.03.2021).

7. Всероссийский фестиваль патриотических и социальных проектов «Живая история». URL: https://живаяи-стория-россии.рф/news/384-reliz-meropriyatij-fevralya-2021.html (дата обращения: 07.03.2021).

8. Ляукина Г. А. Проекты патриотического воспитания в интернет-среде как актуальная форма работы со студенческой молодежью. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28925 (дата обращения: 07.03.2021).

9. Московский педагогический государственный университет. Патриотический проект «Без срока давности». URL: http://mpgu.su/bez-sroka-davnosti/ (дата обращения: 07.03.2021).

10. Всероссийский патриотический проект «Без срока давности». URL: Ы1р://безсрокадавности.рф (дата обращения: 07.03.2021).

11. Потери мирного населения в годы Великой Отечественной войны. URL: http://безсрокадавности.рф/about (дата обращения: 07.03.2021).

12. Снегирева Л. И. Трудовой вклад в победу эвакуированного в Томскую область гражданского населения в годы Великой Отечественной войны // Судьба регионального центра в России (к 400-летию г. Томска): тр. Томского гос. ун-та. Сер.: Историческая. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 88-93.

13. Снегирева Л. И. Западная Сибирь: реэвакуация гражданского населения в освобожденные от оккупантов районы страны (1942-1948 гг.). Трудная дорога домой. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2016. 312 с.

14. Грик Н. А. Томск в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Судьба регионального центра в России (к 400-летию г. Томска): тр. Том. гос. ун-та. Сер.: Историческая. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 33-35.

15. Исторический очерк о вкладе Томска в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. URL: https://duma.tomsk.ru/upload/files/43_2.pdf (дата обращения: 07.03.2021).

16. Томские заводы в годы Великой Отечественной войны. URL: https://cdnito.tomsk.ru/2021/02/18/заводы-в-томске-в-годы-великой-отечест-4/#more-19408 (дата обращения: 07.03.2021).

17. Симонов С. Ради фронта и победы: как Томск в годы войны стал промышленным городом. URL: https:// news.vtomske.ru/details/173901-radi-fronta-i-pobedy-kak-tomsk-v-gody-voiny-stal-promyshlennym-gorodom (дата обращения: 07.03.2021).

18. Я вам, родные, излагаю быль: сб. мемуарных текстов жителей Томской области / сост. Т. А. Гончарова, Г. В. Грошева. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2019. 196 с.

19. Абсалямов И. ИТК-5 в годы Великой Отечественной войны // Мы не имеем права забывать: сама их жизнь стала Победой! Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. С. 134.

Галкина Татьяна Васильевна, кандидат исторических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: galkinat@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 09.03.2021

DOI 10.23951/2307-6127-2021-3-99-106

EDUCATIONAL PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE RUSSIAN NATIONAL PATRIOTIC MEGA-PROJECT "VICTORY MAP 2025": TO THE SETTING OF THE PROBLEM

T. V. Galkina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article is dedicated to the development of a new content and a new format of patriotic education of the younger generation. On the Victory Map (administrative map of the Russian Federation) in the territories of 85 subjects of the country will be placed two figures (military losses, the loss of civilian population), as well as those types of products that the region sent to the battle-front.

The creation of a map will not only attract a large number of participants to the project, but will also allow you to see your own country, which defeated fascism in a new way (with numbers and facts). The novelty of the content's approach is manifested in the ability and accessibility of work with authentic historical sources - declassified documents from the World War II period in regional archives.

The main theme is the rear daily life of the civilian population (including military products for the front) and the identification of the number of human losses in the rear, which are the consequences of the Nazi genocide against the peoples of the Soviet Union. The mega-project is set up for the coordinated work of regional teams of Russian pedagogical universities, regional school teams and expert teams.

At the same time, team formation is considered as one of the effective methods of implementing a patriotic project. As for the new format, the structure of the mega-project includes 2 research archival projects, 2 creative (competition and regional online project) and a number of organizational and educational events. As a result, the pedagogical prospects of the implementation of the mega-project "Victory Map 2025" seem to be an effective experience of the implementation of a long-term multi-age project of patriotic orientation.

Keywords: patriotic project, complex project, pedagogical perspectives of influence, contribution of the rear to the victory in the Great Patriotic War.

References

1. Velikaya Otechestvennaya voyna. Yubileynyy statisticheskiy sbornik [Great Patriotic War. Anniversary statistical collection]. Rosstat. Moscow, 2015 (in Russian). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Okkupaciya_territorii_ SSSR_vojskami_Tret'ego_rejha_i_ego_soyuznikov (accessed 21 February 2021).

2. Cherkunov A. V. Podvig truzhenikov tyla v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [The feat of the workers of the rear during the Great Patriotic War] (in Russian). URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas/podvig-truzhenikov-tyla-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html (accessed 21 February 2021).

3. Vklad truzhenikov tyla v Velikuyu Pobedu [Contribution of the workers of the rear to the Great Victory] (in Russian). URL: https://nevareaktiv.ru/about/news/2018/vklad-truzhenikov-tyla-v-velikuu-pobedu (accessed 21 February 2021).

4. Patrioticheskiy proekt "Moya Rossiya" [Patriotic project "My Russia"] (in Russian). URL: vgpu.com/studentu/ federalnye-proekty-2/patrioticheskij-proekt-moya-rossiya (accessed 7 March 2021).

5. Patrioticheskiy proyekt "Chtoby pomnili" [Patriotic project "To be remembered"] (in Russian). URL: https:// dobro.ru/project/13931 (accessed 7 March 2021).

6. 50 luchshikh patrioticheskikh proyektovpredstavyat v UrGPU [The 50 best patriotic projects will be presented in UrSPU] (in Russian). URL: https://uspu.ru/news/50-luchshikh-patrioticheskikh-proektov-so-vsey-rossii-predstavyat-v-urgpu/ (accessed 7 March 2021).

7. Vserossiyskiy festival'patrioticheskikh i sotsial'nykkh proektov "Zhivaya istoriya" [Russian national festival of patriotic and social projects "Living History"] (in Russian). URL: https://zhivayaistoriya-rossii.rf/news/384-reliz-meropriyatij-fevralya-2021.html (accessed 7 March 2021).

8. Lyaukina G. A. Proekty patrioticheskogo vospitaniya v internet-srede kak aktual'naya forma raboty so studencheskoy molodezh'yu [Projects of patriotic education in the Internet environment as an actual form of work with student youth]. (in Russian). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28925 (accessed 7 March 2021).

9. Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet. Patrioticheskiy proekt "Bez sroka davnosti" [Patriotic project "No statute of limitations"] (in Russian). URL: http://mpgu.su/bez-sroka-davnosti/ (accessed 7 March 2021).

10. Vserossiyskiy patrioticheskiy proekt "Bez sroka davnosti" [Russian national patriotic project "Without the statute of limitations"] (in Russian). URL: http://bezsrokadavnosti.rf (accessed 7 March 2021).

11. Poteri mirnogo naseleniya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Civilian casualties during Great Patriotic War] (in Russian). URL: http://bezsrokadavnosti.rf/about (accessed 7 March 2021).

12. Snegireva L. I. Trudovoy vklad v pobedu evakuirovannogo v Tomskuyu oblast' grazhdanskogo naseleniya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Labor contribution to the victory of the evacuated civilian population in the Tomsk region during Great Patriotic War]. Sud'ba regional'nogo tsentra v Rossii (k 400-letiyu g. Tomska): Trudy Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoricheskaya [The fate of the regional center in Russia (to the 400th anniversary of Tomsk): proceedings of Tomsk State University. Historical Series]. Tomsk, TSU Publ., 2005. Pp. 88-99 (in Russian).

13. Snegireva L. I. Zapadnaya Sibir': reevakuatsiya grazhdanskogo naseleniya v osvobozhdennye ot okkupantov rajony strany (1942-1948 gg.). Trudnaya doroga domoy [Western Siberia: The re-evacuation of civilians into liberated areas of the country (1942-1948). Difficult Road Home]. Tomsk, TSPU Publ., 2016. 312 p. (in Russian).

14. Grik N. A. Tomsk v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [Tomsk during Great Patriotic War (1941-1945)]. Sud'ba regional'nogo tsentra v Rossii (k 400-letiyu g. Tomska): Trudy Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoricheskaya [The fate of the regional center in Russia (to the 400th anniversary of the city of Tomsk): the work of Tomsk State University. Historical series]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2005. Pp. 33-35 (in Russian).

15. Istoricheskiy ocherk o vklade Tomska v Pobedu nad fashizmom v Velikoy Otechestvennoy voyne [Historical essay on Tomsk's contribution to the Victory over Fascism in Great Patriotic War] (in Russian). URL: https://duma. tomsk.ru/upload/files/43_2.pdf (accessed 7 March 2021).

16. Tomskiye zavody v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Tomsk factories during Great Patriotic War] (in Russian). URL https://cdnito.tomsk.ru/2021/02/18/zavody-v-tomske-v-gody-velikoj-otechest-4/#more-19408 (accessed 7 March 2021).

17. Simonov S. Radi fronta ipobedy: kak Tomsk v gody voyny stalpromyshlennym gorodom [For the sake of the front and victory: how Tomsk during the war became an industrial city] (in Russian). URL: https://news.vtomske.ru/ details/173901-radi-fronta-i-pobedy-kak-tomsk-v-gody-voiny-stal-promyshlennym-gorodom (accessed 7 March 2021).

18. Ya vam, rodnye, izlagayu byl': sbornik memuarnykh tekstov zhiteley Tomskoy oblasti [I, my relatives, tell you the former: a collection of memoirs of residents of the Tomsk region]. ^mpiler T. A. Goncharova, G. V. Grosheva. Tomsk, TSNTI Publ., 2019. 196 p. (in Russian).

19. Absalyamov I. ITK-5 v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [ITK-5 during Great Patriotic War]. My ne imeyem prava zabyvat': sama ikh zhizn'stala Pobedoy! [We have no right to forget: their very life became a Victory!]. Tomsk, TSPU Publ., 2013. P. 134 (in Russian).

Galkina T. V., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical

University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: galkinat@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.