Гижов Владимир Александрович
САРАТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В статье рассматривается жизнедеятельность Саратовского медицинского института в годы Великой Отечественной войны. Автором анализируются направления деятельности вуза: учебное, научно-исследовательское, военно-патриотическое, общественное. Показана роль института в организации госпиталей в регионе, ведении лечебной и консультативной работы в них. Делается вывод о коренной перестройке работы института в условиях военного времени и об огромном вкладе сотрудников вуза в дело оказания медицинской помощи на фронте и в тылу. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/7-1/6.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 26-28. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
28. Рогожский летописец // ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Вып 1.
29. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 79. Посольский приказ. Кн. 22. Польские дела.
30. Слюсарский А. Г. Социально-экономическое развитие Слобожанщины в XVII-XVIII вв. Харьков, 1964.
31. Стрижак О. С. Звщки назва мгста Черкасы // Украшська мова i лггература в школг Киiв, 1968. № 2.
32. Тверская летопись // ПСРЛ. М., 1965. Т. 15.
33. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. 1; М. - Л., 1941. Т. 2.
34. Типографская летопись // ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24.
35. Успенский Ф. И. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках // Путешествие в восточные страны Плано-Карпини и Рубрука. М., 1957.
36. Черкасы [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Черкасы (дата обращения: 06.06.2016).
37. Черкаська область. Icторiя мкт i ал Украшсь^ РСР. Кшв, 1972.
38. Этимологический словарь М. Фасмера. М., 1973. Т. 4.
ON THE ORIGIN OF THE TERM "CHERKASSY" WITH REGARD TO THE MIDDLE DNIEPER REGION IN THE XVI-XVII CENTURIES
Bagnovskaya Nela Mikhailovna, Doctor in History, Professor Plekhanov Russian University of Economics nkaschtan@yandex. ru
The article deals with the so-called "Cherkassy" problem - the emergence and existence of the term "Cherkassy" with reference to the population of the Middle Dnieper region. The author emphasizes the need to differentiate between three issues: the origin of the ethnonym "Cherkassy", the origin of a number of geographical names (primarily the town of Cherkassy), and finally who were called "Cherkassy" in the sources of the XVI-XVII centuries. The data on the social coloration of the historical name of "Cherkassy" are given and it is concluded that for the conditions of the XVII century the term "Cherkassy" was a regional exo-ethnonym with strong social peculiarities.
Key words and phrases: Cherkassy; migration movements; ethnonym; exo-ethnonym; the Cossacks.
УДК 94(47).084.8
Исторические науки и археология
В статье рассматривается жизнедеятельность Саратовского медицинского института в годы Великой Отечественной войны. Автором анализируются направления деятельности вуза: учебное, научно-исследовательское, военно-патриотическое, общественное. Показана роль института в организации госпиталей в регионе, ведении лечебной и консультативной работы в них. Делается вывод о коренной перестройке работы института в условиях военного времени и об огромном вкладе сотрудников вуза в дело оказания медицинской помощи на фронте и в тылу.
Ключевые слова и фразы: Великая Отечественная война; Саратовский медицинский институт; научно-исследовательская деятельность; учебный процесс; профессорско-преподавательский состав; студенты; госпитали.
Гижов Владимир Александрович, к.и.н., доцент
Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова [email protected]
САРАТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В годы Великой Отечественной войны Саратовское Поволжье являлось одним из самых мощных тыловых медицинских центров в стране. Огромную роль в жизни региона сыграла разносторонняя деятельность Саратовского медицинского института. В данной работе автор попытается рассмотреть различные направления деятельности вуза в годы Великой Отечественной войны.
Вузовские работники Саратова, как и все остальное население города, приняли участие в мобилизационных процессах военного времени. Многие из них добровольно, не дожидаясь повесток из военкоматов, пришли на призывные пункты и влились в ряды вооруженных сил. Ушли на фронт многие сотрудники и выпускники медицинского института: В. С. Комарова, Б. Г. Волынский, М. Г. Шуб, А. А. Землянская, Л. Н. Гольдштейн, К. И. Мышкин, Т. А. Куницына, И. М. Поповьян, Г. Н. Захарова, Н. Ф. Шляпников, М. Б. Голькин, В. Е. Миловидов, В. Н. Лобанов, М. М. Шабанов, Л. А. Котельникова, Г. Г. Карпель, Е. А. Рысцова, А. Е. Сумовская, М. И. Анисимова, К. Н. Егорова и др. [7, с. 232-233].
Тыловое положение Саратова, куда хлынули эвакуированные потоки, привело к возникновению сложностей с жильем: нехватка общежитий заставляла вузовский персонал «ютиться по углам», на частных квартирах, пригородных дачах, что, естественно, затрудняло своевременное прибытие к месту учебы, работы. Некоторые вузы имели студенческие общежития, однако они не могли вместить всех желающих. Так, например,
ISSN 1997-292X
№ 7 (69) 2016, часть 1
27
Саратовский медицинский институт имел общежитие на 700 человек, при существующей потребности еще на 1000 человек [4, д. 3332, л. 40 об.].
Учебный процесс в годы войны в вузе проходил в непростых условиях. Помимо недостатка в помещениях, существовали бытовые проблемы: перебои с отоплением, водопроводом, канализацией, электроэнергией. Часто приходилось учиться и работать в валенках и верхней одежде, в плохо оборудованных и мало-отапливаемых помещениях, в том числе и в коридорах, на лестничных площадках, временно оборудованных столами, скамьями и учебными досками [1, с. 31]. Рабочий день в медицинском институте в первые военные годы проходил в 2-3 смены и продолжался зачастую с 8 утра до 11 часов ночи [4, д. 2863, л. 2].
В годы войны ощущался недостаток в питании (после введения карточной системы дневная норма хлеба была определена следующим образом: 400 г - студенту, 500 г - преподавателю). Периодически преподавателям выдавался небольшой паек из мясных продуктов, табачных изделий [1, с. 31-32]. Многие вузы частично решали проблему неудовлетворительного питания путем ведения подсобных хозяйств. Саратовский медицинский институт имел подсобное хозяйство в селе Формосовка и арендовал у колхоза «Красный партизан» 30 га земли [4, д. 2863, л. 2].
Учебный процесс в 1943-1945 гг. не претерпел кардинальных изменений. Хотя, безусловно, появилась некая определенность: были упорядочены учебные планы с четкими графиками их выполнения, существовало постоянное расписание учебного года, сроков экзаменационной сессии, защиты дипломов, каникул. Важной составной частью учебного процесса была производственная практика, которая стала регулярным явлением [3, с. 47].
Всего за годы Великой Отечественной войны Саратовским медицинским институтом было выпущено 2452 специалиста, из которых 1633 были направлены в ряды Советской Армии и эвакогоспитали [1, с. 37]. Уже к лету 1942 г. стало очевидно, что кадровые ресурсы гражданского здравоохранения исчерпаны, и тогда нехватку медперсонала стали решать путем ускоренной подготовки выпускников. Это в целом обеспечило восполнение кадровых потерь, понесенных на фронте и в тылу. За время войны при вузе прошли курсы повышения квалификации 850 человек, а при клиниках института было подготовлено свыше 1000 медсестер и фельдшеров для фронта [7, с. 233].
С первых же дней Великой Отечественной войны научная тематика кафедр Саратовского медицинского института была подчинена потребностям военного времени. Процесс перестройки научной деятельности начался с хирургических кафедр. Исследования в первые годы войны были посвящены анаэробной инфекции, переломам, острым нефритам, язвенной болезни, столбняку, паразитарным тифам, реампутации. Впоследствии не менее актуальными становятся темы, связанные с восстановительной хирургией. Центральной же проблемой на протяжении всей войны являлось лечение огнестрельных ранений костей, с которой медики столкнулись с первых ее дней [1, с. 61-62].
В период нехватки в госпиталях медицинской ваты главный хирург эвакогоспиталей Саратовской области, действительный член Академии медицинских наук С. Р. Миротворцев предложил использовать в качестве заменителя ваты корпию и древесные опилки, что позволило сэкономить время и перевязочный материал [6, с. 155-156]. Научная деятельность С. Р. Миротворцева в годы Великой Отечественной войны была посвящена воспалительным процессам при ранении крупных суставов. Его разработки нашли широкое применение в хирургической практике [4, д. 4362, л. 98 об.].
Значительный вклад своими научными исследованиями внесли и другие ученые медицинского института. Профессор Н. И. Краузе разработал метод подкожной подсадки тканей при различных заболеваниях и ранениях. Профессор А. М. Антонов предложил патологическую анатомию военного нефрита. Он установил, что при этом заболевании поражается сосудистый аппарат не только почек, но и всего организма, и что, перейдя в хроническое состояние, нефрит может осложняться амилоидно-липоидным нефрозом. Профессор Л. С. Шварц изучал вопросы диагностики и терапии проникающих ранений грудной клетки [Там же, д. 4108, л. 3 - 3 об.]. Профессор К. Н. Третьяков в своих работах подробно осветил вопрос расстройства нейровегетативного аппарата, связанного с травмой военного времени, и предложил новый метод при лечении этих заболеваний. Он же сконструировал специальный прибор, который использовался при изучении температуры цереброспинальной жидкости. Доктор медицинских наук К. А. Шмелев внедрил в практику новый препарат производного сульфидина в виде раствора, получивший широкое применение, особенно в зоне боевых действий. Профессор М. П. Кутанин посвятил свои научные изыскания психогигиене детского возраста во время войны, а также работе, связанной с организацией психологической помощи в госпиталях. Профессор А. И. Лукова в своих исследованиях представила ясную картину способов лечения расстройств сердечно-сосудистой системы при тифе [1, с. 63].
Всего за годы Великой Отечественной войны учеными медицинского института было закончено 465 научных работ, состоялись две крупные областные конференции, 17 госпитальных и 32 межгоспитальных семинара, на которых было заслушано 2500 докладов [7, с. 233].
В годы войны Саратов был крупным госпитальным центром, этому способствовало как стратегическое и тыловое месторасположение, так и наличие в городе большого медицинского института, высококвалифицированного персонала врачей. Всего в Саратовской области было организовано по системе Наркомздра-ва ВЦСПС 69 госпиталей [9, с. 38]. Особенно возросло значение Саратова как госпитальной базы в период Сталинградской битвы. В город шли санитарные поезда, пароходы, автомашины, в общем, все виды санитарного транспорта. Главный хирург эвакогоспиталей Саратовской области С. Р. Миротворцев писал: «Я помню, как во время Сталинградских событий, 25 августа 1942 г. мы получили известие, что к нам направляется
большая группа раненых из Сталинграда. К пяти часам вечера стали прибывать колонны грузовых автомобилей, в которых располагались раненые. К 12 часам ночи их было уже около 2 тыс. человек» [6, с. 7].
Обстановка в госпиталях была непростая: недостаточное отопление, переполненные палаты, перебои с водой и электричеством - все эти негативные обстоятельства резко ухудшали положение и ставили под угрозу медицинское обслуживание раненых. В этих условиях огромную разноплановую помощь госпиталям оказали работники Саратовского медицинского института: теоретические научные труды, лечебно-практическая работа в госпиталях, консультации.
За годы войны в эвакогоспиталях Саратова и Саратовской области было выполнено 14560 операций и дано 25500 консультаций [7, с. 232]. К работе в эвакогоспиталях было привлечено около 40 профессоров и доцентов медицинских и других научно-исследовательских институтов [10, с. 75]. Студенты вуза были мобилизованы для работы в госпиталях региона в качестве санитаров, медсестер, фельдшеров [8, с. 192].
Саратовский медицинский институт, как и многие другие вузы, участвовал во всенародном фонде обороны СССР - сбор денег, вещей и отправка их на фронт. Это были не только теплые вещи (тулупы, полушубки, валенки, шапки, ватные костюмы), но и различные продукты и предметы быта: печенье, мед, мясные изделия, табак, белье, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности и др. [5, д. 186, л. 154]. В годы войны силами профессорско-преподавательского состава, студентов и сотрудников мединститута в фонд обороны СССР и на строительство санитарных самолетов было внесено 227879 руб. В ответ в институт пришло благодарственное письмо от И. В. Сталина [1, с. 78].
Многие сотрудники вуза состояли в народном ополчении, в истребительных батальонах, командах местной противовоздушной обороны, группах самозащиты. Студенты и преподаватели участвовали в сооружении оборонительных рубежей вокруг города, рыли окопы, строили землянки, рубили лес. Широко практиковались субботники (по очистке снега на аэродроме, на железнодорожных путях, уборке улиц, выгрузке угля и т.д.) [2, с. 28].
Таким образом, можно констатировать, что Саратовский медицинский институт в годы Великой Отечественной войны кардинально перестроил свою работу в соответствии с потребностями военного времени, сыграв огромную роль в укомплектовании врачебными кадрами фронта и тыла. В работе вуза в этот период нашло отражение сочетание всех видов деятельности: учебной, научно-исследовательской, лечебной, военно-патриотической, общественной.
Список литературы
1. Гижов А. А., Гижов В. А. Саратовские вузы в годы Великой Отечественной войны. Саратов: Наука; Эль-Принт, 2015. 108 с.
2. Гижов В. А. Саратовские высшие учебные заведения в общественной и политической жизни общества в годы Великой Отечественной войны // Навеки в памяти народной...: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы. Саратов: СП-Принт, 2010. С. 27-32.
3. Гижов В. А. Учебный процесс в Саратовских вузах в 1943-1945 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47). Ч. 1. С. 46-48.
4. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 1.
5. ГАНИСО. Ф. 1327. Оп. 1.
6. Миротворцев С. Р. Страницы жизни. Л.: Медгиз, 1956. 197 с.
7. Попков В. М., Степанов С. А., Николенко В. Н. Вклад клиник и кафедр Саратовского государственного медицинского института в подготовку кадров, медицинской помощи раненым и больным в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Вып. 2. Т. 6. С. 231-235.
8. Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. М.: Высшая школа, 1980. 231 с.
9. Судоргин Н. С. Спасибо за жизнь. Саратов: Приволжская книжная палата, 2015. 144 с.
10. Шалаева С. С., Ножкина И. А. Становление госпитальной системы Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Саратов и аграрные вузы в годы Великой Отечественной войны: сборник статей по материалам круглого стола к 70-летию Победы. Саратов: Амирит, 2015. С. 71-80.
SARATOV MEDICAL INSTITUTE DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Gizhov Vladimir Aleksandrovich, Ph. D. in History, Associate Professor Saratov State Agrarian University named after N. I .Vavilov [email protected]
The article deals with the vital activity of Saratov Medical Institute during the Great Patriotic War. The author analyzes the directions of the activity of the institution of higher education: teaching, research, military-patriotic, social directions. The paper shows the role of the institute in the organization of hospitals in the region, the implementation of medical and advisory work in them. The author comes to the conclusion about the radical restructuring of the work of the institute in the conditions of the wartime and the immense contribution of its staff in the delivery of health care at the front and in the rear.
Key words and phrases: The Great Patriotic War; Saratov Medical Institute; research activity; educational process; teaching staff; students; hospitals.