Ножкина Ирина Александровна, Шлыкова Ольга Валерьевна, Шмыгина Оксана Николаевна САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В статье рассматривается деятельность Саратовского института механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина в годы Великой Отечественной войны. На основе материалов Государственного архива новейшей истории Саратовской области анализируются основные формы деятельности вуза: учебная, научная, помощь промышленности и сельскому хозяйству, шефская и агитационная. В работе исследованы факторы, оказавшие влияние на учебный процесс, делается вывод о том, что в годы войны наиболее важной становится всесторонняя помощь фронту и тылу. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/4/45.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 160-163. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
LABOUR LAW AS AN EXAMPLE OF SOCIAL TECHNOLOGY: PHILOSOPHICAL ASPECT
Novikova Svetlana Valer'evna, Ph. D. in Philosophy Zhil'tsova Yuliya Vladimirovna, Ph. D. in Law, Associate Professor Ural State Law University in Ekaterinburg [email protected]; [email protected]
The article is devoted to philosophical and legal investigation and interpretation of labour law as one of the types of social technologies. If technology is considered as an activity aimed to achieve a certain purpose, moreover, changing the subject of interaction, then law involves all the aspects of social technology including the humanistic aspect. The paper justifies "humanity" of labour law from the viewpoint of modern philosophy of law through the lenses of the concept "social technology".
Key words and phrases: philosophy of law; philosophy; social technology; labour law.
УДК 94(47).908
Исторические науки и археология
В статье рассматривается деятельность Саратовского института механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина в годы Великой Отечественной войны. На основе материалов Государственного архива новейшей истории Саратовской области анализируются основные формы деятельности вуза: учебная, научная, помощь промышленности и сельскому хозяйству, шефская и агитационная. В работе исследованы факторы, оказавшие влияние на учебный процесс, делается вывод о том, что в годы войны наиболее важной становится всесторонняя помощь фронту и тылу.
Ключевые слова и фразы: Саратовский институт механизации сельского хозяйства; Великая Отечественная война; контингент студентов; научно-исследовательская работа; шефская помощь; пропагандистская и агитационная работа.
Ножкина Ирина Александровна, к. соц. н., доцент Шлыкова Ольга Валерьевна, к.и.н. Шмыгина Оксана Николаевна, к.и.н.
Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова nirina2007@mail.гы; к^'впу1974@mail.гы
САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В довоенные годы в Саратове осуществляли подготовку специалистов для сельского хозяйства три вуза: Саратовский сельскохозяйственный институт (СХИ), Саратовский зооветеринарный институт (СЗВИ), Саратовский институт механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина (СИМСХ). Данные вузы продолжали свою деятельность и в военное время, они выполняли не только учебную и научную работу, но и оказывали всестороннюю помощь промышленным и сельскохозяйственным предприятиям города и области, шефскую помощь, вели разъяснительную работу среди населения. На основе анализа архивного материала о Саратовском институте механизации сельского хозяйства дополним историю сельскохозяйственных вузов Саратова в годы Великой Отечественной войны, которая ранее затрагивалась в работах ряда саратовских исследователей [1; 2; 6-9; 13]. При написании статьи были использованы фонды Государственного архива новейшей истории Саратовской области - Ф. 594 Саратовского обкома ВКП(б) и Ф. 1460 первичной партийной организации института механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина, в которых рассмотрены протоколы общих и закрытых партийных собраний первичной партийной организации института, протоколы партийных бюро, отчеты о работе партбюро, протоколы общевузовских собраний, докладные записки и другие документы.
Осенью 1941 года Саратовский институт механизации сельского хозяйства начал перестраивать свою работу, ориентируясь на нужды фронта. Из протокола заседания бюро парторганизации следует, что между членами партбюро существовало четкое разделение обязанностей: за учебно-производственную работу отвечал Земцов, за военную - Вадивасов, за обеспечение хозяйственной деятельности - Гущин, за пропаганду - Васильев [4, д. 91, л. 45].
До войны контингент студентов института составлял 1100-1200 человек. В течение 1941-1945 гг. по объективным причинам (ушли добровольцами на фронт 200 человек, сократился набор) численность студентов значительно уменьшилась, согласно архивным данным она составляла: в 1943 году - 264 студента, в 1944 году - 314 студентов, а к июню 1945 года - 200 студентов. Из докладной записки отдела о работе вузов «О выпуске специалистов» очевидно, что с каждым годом число выпускников становилась меньше: 1941-1942 учебный год - 103 человека, 1942-1943 учебный год - 53 человека, 1943-1944 учебный год - 30 человек, на 30 июня 1945 года на пятом курсе числилось 27 студентов [3, д. 2863, л. 35, д. 3883, л. 57, д. 4360, л. 93, д. 4361, л. 9].
В военное время резко изменились жизнь, быт и учебный процесс в институте. В июле 1941 года все студенты были мобилизованы на постройку оборонительных сооружений, которая продолжалась два месяца. Примерно 70% обучающихся в первые годы войны параллельно с занятиями трудились на оборонных предприятиях и участвовали во всех видах сельскохозяйственных работ. Поэтому еще в сентябре 1941 года студентам было разрешено не посещать лекции и семинарские занятия, но они были обязаны вовремя сдавать зачеты и экзамены. В архивах мы не нашли сведений о том, что в других сельскохозяйственных вузах Саратова было свободное посещение занятий. Такой режим обучения в СИМСХ сказался на качестве знаний, в 1944-1945 учебном году институт занял последнее место по успеваемости среди вузов Саратова, несмотря на то, что этот вопрос неоднократно поднимался на общих партийных собраниях коллектива [4, д. 92, л. 102, д. 103, л. 1-12, 55].
Учебный процесс в институте был осложнен и в связи с ухудшением бытовых условий. В 1941 году здание СИМСХ было передано в ведение Народного комиссариата обороны, помещение института в двухдневный срок было освобождено под госпиталь НКО № 2655, а институт был размещен в общежитии на улице Бахметьевской [3, д. 3883, л. 300]. В течение военных лет по решению Государственного комитета обороны (ГКО) и приказам НКЗ СССР часть имущества кафедр сопротивления материалов, металловедения, ремонтного дела, тракторов и автомобилей, химии и других была передана различным заводам и учреждениям. Нередко случалось так, что занятия начинались в цехе того или иного завода, где по характеру своей научно-исследовательской работы были закреплены в качестве консультантов преподаватели института [3, д. 3878, л. 21; 4, д. 103, л. 60]. Таким образом, несмотря на военное время и ухудшившиеся условия: сокращение учебных площадей, перенос учебных площадок на предприятия, занятость при строительстве оборонных сооружений и помощь сельскому хозяйству, учебный процесс не был остановлен.
В годы войны не прекращалась научно-исследовательская работа, выпускалась учебная литература, защищались диссертации. Научные разработки ученых в основном носили прикладной характер и были направлены на их немедленное внедрение в производственный процесс. Ученые института проводили исследования по изысканию способов ускорения ремонта сельскохозяйственных машин и их реконструкции. Так, профессор П. И. Гаврилов выпустил книгу по технологии ремонта автотракторных деталей, доцент В. А. Шимельфениг изобрел специальное приспособление к тракторам и автомашинам для замены бензина керосином, что дало возможность сэкономить тонны горючего. Доцент А. Ф. Ульянов сконструировал машину для очистки зерна, которая применялась не только в саратовских пунктах Госсельмофонда, но и во многих других областях страны. В 1942 году В. В. Красниковым совместно с А. Ф. Ульяновым и П. И. Рябовым был написан учебник «Комбайны», выпущенный Саратовским областным издательством. В этом же году по заданию Наркомзема СССР В. В. Красников подготовил отчет по «Испытанию цепей комбайнов», а по заданию аэродромного отдела ГУ ВВС создает конструкцию и методику использования плотномера. Вместе с коллегами Владимир Васильевич Красников по спецзаданию разрабатывает чертежи и методику навесного приспособления для закладки телефонного провода в снег. По его чертежам в 1943 году изготовлено 8000 экземпляров упрощенной конструкции веялки.
Исследовательская деятельность преподавателей имела не только практическое применение, но и научную ценность и предполагала по итогам работы защиту диссертаций. Кандидатами наук в годы войны стали А. Б. Коганов, И. Н. Назаров, Б. Т. Прушков. Работали над диссертациями А. Ф. Ульянов, Д. М. Загородских, П. А. Брик, А. А. Троицкий, С. Д. Шибиневич, в 1945 году - Ф. П. Недорезов, Г. Я. Марков, В. С. Дьяков [3, д. 103, л. 25, д. 3878, л. 18; 5, с. 31; 10, с. 95].
В военное время саратовские промышленные предприятия были переведены на производство оборонной продукции. Ученые института оказывали большую помощь заводам. Только одной кафедрой «Металлографии» за период с июня по декабрь 1941 года были выполнены заказы 27 оборонных предприятий, сделано 7010 различных исследований на сумму 9000 рублей, а кафедрой «Сопротивление материалов» была оказана помощь 8 оборонным предприятиям, проведено 4520 испытаний на сумму 18600 рублей. Научными сотрудниками СИМСХ были разработаны технические условия на изготовление и приемку ветроколес для ветродвигателя, конструкции подшипников из дерева для комбайнов, даны консультации по технологии их изготовления и проведены испытания. В 1944 году был проведен анализ причин технического брака чугуна на Волжском чугунолитейном заводе и даны рекомендации по его устранению, на другом заводе (наименование завода не указано в архивных документах, очевидно, из-за засекреченности производства) налажено производство поршневых колец, разработаны технические условия для изготовления сегментов для комбайнов и сенокосилок. В помощь заводам особенно большую работу проделали лаборатория механических испытаний под руководством Ф. П. Недорезова, лаборатория металлургических испытаний под руководством Д. М. Загородских и мастерская под руководством П. А. Брик, а также кафедра теплотехники по испытаниям паросиловых и генераторных установок. В этот период профессорско-преподавательский состав проводил многочисленные исследования не только предприятиям своей области, но и Тамбова, Уральска, Пензы, Ульяновска, Астрахани, а после окончания боев - и Сталинграда [4, д. 97, л. 1, д. 103, л. 65].
Значительно увеличилась помощь института сельскому хозяйству области. Сотрудники, преподаватели и студенты СИМСХ участвовали в проведении посевной и уборочной работ. Мастерские института по существу превратились в главное ремонтное предприятие области. Только в 1944 году в мастерских было отшлифовано 752 коленчатых вала, отремонтировано 5 тракторов, реставрировано по методу доцента Г. Я. Брик 160 пар топливных насосов и плунжергильз, отремонтировано и отрегулировано 15 топливных насосов трактора С-65. От совхозов и МТС приходили на проверку и ремонт динамо, магнето, электромоторы,
топливные насосы, здесь шлифовали коленчатые валы, а зачастую восстанавливали автомашины и тракторы. Из отчета о работе института следует, что объем работы по помощи сельскому хозяйству области особенно вырос в 1944 году. В колхозы Ворошиловского района было направлено 60 студентов в качестве прицепщиков, в колхозы Жирновского района - 45 студентов в качестве бригадиров тракторных бригад, комбайнеров и трактористов. Было вспахано зяби 120 га, весновспашки - 350 га, убрано комбайном 350 га, обмолочено хлеба на площади 120 га [Там же, д. 103, л. 63-65].
Во время весеннего сева и уборки очень остро стоял вопрос нехватки механизаторов. По инициативе областного комитета партии в районных центрах и крупных селах были организованы курсы по обучению специалистов массовых профессий. Большая работа в этом направлении была проведена сотрудниками Саратовского института механизации сельского хозяйства, по данным отчета о работе партбюро, ими было подготовлено с октября 1942 по ноябрь 1943 года 2958 человек, с ноября 1943 по декабрь 1944 года -еще 900 человек [Там же, д. 101, л. 27, д. 103, л. 64]. Данные архива показывают, что помощь, оказанная научными работниками института промышленным предприятиям и сельскому хозяйству не только Саратовской области, но и соседним регионам, была значительной.
В годы войны прифронтовой Саратов стал одной из крупнейших госпитальных баз страны, к февралю 1942 года в области было развернуто 77 госпиталей, из них - 31 госпиталь в Саратове и 46 - в различных районах области [11, с. 72; 12, с. 81]. Областной комитет помощи раненым, созданный при обкоме ВКП(б), осуществлял оперативную работу по организации шефской помощи в подготовке госпиталей к зиме, питания и культурного отдыха раненых. В этой работе активное участие принимали сотрудники учебных заведений области, в том числе и Саратовского института механизации сельского хозяйства. Руководителем комитета шефской помощи была назначена А. П. Бирюкова, доцент института и председатель месткома. За институтом был закреплен военный госпиталь № 1306. Из «Отчета коллектива СИМСХ по шефству над госпиталем № 1306» от 26 декабря 1941 года очевидно, что работа по оказанию помощи раненым была разноплановая: проводились беседы с бойцами, в палатах установили радиоточки, приобрели телефонный аппарат и гармонь, был прикреплен ответственный для повседневной работы, систематически снабжали палаты конвертами, бумагой, карандашами, а также продуктами питания. К годовщине Октябрьской революции были приготовлены подарки раненым бойцам в количестве 60, в подарочный комплект входили носки, туалетное мыло, папиросы, кисеты, вышитые студентками и членами коллектива. Кроме того, сотрудниками института оказывалась помощь семьям фронтовиков, так, в 1942 году 40 семей снабжались из учхоза института продуктами питания: помидорами, картофелем, свеклой, капустой, тыквой, молоком. В феврале 1943 года общее партсобрание института постановило «отчислить каждому члену коллектива по 100 грамм муки или крупы, 50 грамм мяса или 25 грамм масла для приготовления подарков бойцам подшефного госпиталя и детям членов коллектива, погибших в войне с фашизмом» [4, д. 101, л. 3].
Каждый сотрудник и преподаватель должен был принять участие в сборе подарков для Красной Армии. Не всегда работа по оказанию помощи фронту шла легко, так, осенью 1941 года в протоколе открытого партсобрания было отмечено, что «сбор теплых вещей среди коллектива института, а также среди населения проходит неудовлетворительно (из 80 человек коллектива внесли только 36)» [Там же, д. 98, л. 1-2, д. 101, л. 3]. Нужно отметить, что усилиями парторганизации института эта работа была налажена к 1942-1943 годам. В 1943 году коллектив института одним из первых среди вузов Саратова собрал 57 тысяч рублей на танковую колонну, 2 тысячи рублей - на покупку подарков для посылки на фронт. Для бойцов подшефного госпиталя и детей фронтовиков собрано 20 кг муки, 6 кг сыра, 5 кг масла, сшиты 60 гимнастерок, выстирано белье в количестве 1500 штук [Там же, д. 100, л. 4].
С началом войны преподаватели вуза активно включились в пропагандистскую и агитационную работу, которую возглавил Васильев. Был составлен план агитационной работы и налажены ежедневные консультации при агитпункте, согласно дням недели назначались ответственные: Крикунчик, Пономарев, Вадивасов, Маркович [Там же, д. 91, л. 49]. Агитпункт был обеспечен всей необходимой политической и военной литературой, проводились выставки книг, редколлегия газеты «Механизатор» наладила выпуск «Боевого листка» с периодичностью раз в три дня [Там же, л. 43]. В план агитационной работы был включен перечень тематических лекций для работников института и населения: «Современная военная авиация и средства воздушной обороны», «Материальные ресурсы держав антифашистской коалиции и фашистской Германии», «Международное положение», «Коварные методы иностранных разведок», «Идеология разбоя фашистов», «Великие русские полководцы Суворов и Кутузов». Один раз в неделю ответственными Крикунчиком, Гущиным и Земцовым проводились политические беседы с работниками института: бухгалтерией, лаборантами, уборщицами, швейцарами, рабочими столовой.
Руководителем агитколлектива был назначен Красников, под его руководством проводились семинары, которые должны были повысить уровень подготовки агитаторов, на следующие темы: «Международное положение», «Укрепление дружбы народов СССР в ходе Великой Отечественной войны», «Гибель гитлеровского разбойничьего империализма неминуема» [Там же, л. 49]. Всего в агитационной работе института принимали участие двенадцать человек. Согласно отчету об агитмассовой работе от 26 декабря 1941 года ими были проведены занятия на темы: «О разгроме плана взятия Москвы немцами», «О денежно-вещевой лотерее», «Военная подготовка и наши задачи». Регулярно обсуждались сообщения Совинформбюро, проводились кампании по сбору теплых вещей и подарков раненым, разъяснительная работа о донорстве. Лучшими агитаторами среди студентов были признаны Г. И. Жиздюк, С. И. Гомзин, среди преподавателей -
доцент Б. Т. Пушкова, профессора В. И. Костровский и З. П. Пономарева. Пропагандистская и агитационная работа велась на протяжении всего периода войны и имела большое значение для разъяснения населению военной обстановки и задач по обеспечению фронта и тыла.
Проведенное исследование архивных документов о деятельности Саратовского института механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина в годы Великой Отечественной войны показало, что период с 1941 по 1945 гг. сопровождался коренной перестройкой во всех направлениях деятельности вуза: изменениями в учебном процессе, перестройкой научной работы, изменением бытовых условий. Она носила многоплановый характер: учебный процесс, научно-исследовательская работа, общественно-политическая деятельность. Из документов военного времени очевидно, что зачастую учебный процесс отходил на второй план, а главной задачей работы вуза становилась всесторонняя помощь фронту и тылу. Студенты, сотрудники и преподаватели вступали в ряды народного ополчения, овладевали военными знаниями, записывались в группы самозащиты, участвовали в строительстве бомбоубежищ и оборонительных сооружений, организовывали массовые «оборонные кружки для детей».
Таким образом, в период Великой Отечественной войны весь коллектив Саратовского института механизации сельского хозяйства им. Н. И. Калинина был вовлечен в работу, направленную на удовлетворение нужд фронта и тыла, проявляя истинный патриотизм.
Список источников
1. Гижов А. А., Гижов В. А. Саратовские вузы в годы Великой Отечественной войны. Саратов: Саратовский ГАУ, 2015. 106 с.
2. Гижов В. А. Учебный процесс в саратовских вузах в 1943-1945 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9 (47): в 2-х ч. Ч. 1. С. 46-48.
3. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 1.
4. ГАНИСО. Ф. 1460. Оп. 1.
5. Добренькова Г. Н. Владимир Владимирович Красников. Призвание. Саратов: Саратовский ГАУ, 2008. 164 с.
6. Добренькова Г. Н. Поколение Победы. Саратов: Саратовский ГАУ, 2010. 260 с.
7. Саратов и аграрные вузы в годы Великой Отечественной войны: к 70-летию Победы: сборник статей по материалам круглого стола / под общ. ред. д-ра соц. наук, профессора Е. Б. Дудниковой, д-ра ист. наук, доцента Н. В. Шалаевой. Саратов: Саратовский ГАУ; ООО «Амирит», 2015. 97 с.
8. Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова: 100 лет на благо России / под ред. Н. И. Кузнецова. Саратов: Саратовский ГАУ; ООО «Рицо-Принт», 2013. 488 с.
9. Саратовцы в Великой Отечественной войне (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.): материалы лекции к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне / сост.: С. И. Савельев, В. И. Федосеева; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». Саратов, 2010. 32 с.
10. Фролов Д. Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1972. 154 с.
11. Шалаева С. С., Ножкина И. А. Становление госпитальной системы Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов // Саратов и аграрные вузы в годы Великой Отечественной войны: к 70-летию Победы: сборник статей по материалам круглого стола / под общ. ред. д-ра соц. наук, профессора Е. Б. Дудниковой, д-ра ист. наук, доцента Н. В. Шалаевой. Саратов: Саратовский ГАУ; ООО «Амирит», 2015. С. 71-81.
12. Шашкина М. Н. Территория милосердия: Саратовский нейрохирургический эвакогоспиталь № 1056 // Саратов и аграрные вузы в годы Великой Отечественной войны: к 70-летию Победы: сборник статей по материалам круглого стола / под общ. ред. д-ра соц. наук, профессора Е. Б. Дудниковой, д-ра ист. наук, доцента Н. В. Шалаевой. Саратов: Саратовский ГАУ; ООО «Амирит», 2015. С. 81-90.
13. Шлыкова О. В., Шмыгина О. Н. Саратовский зооветеринарный институт в годы Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (74): в 3-х ч. Ч. 1. С. 200-203.
SARATOV INSTITUTE OF AGRICULTURAL MECHANIZATION IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Nozhkina Irina Aleksandrovna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Shlykova Ol'ga Valer'evna, Ph. D. in History Shmygina Oksana Nikolaevna, Ph. D. in History Saratov State Vavilov Agrarian University [email protected]; [email protected]
The article examines activity of Saratov Institute of Agricultural Mechanization named after M. I. Kalinin in the years of the Great Patriotic War. Using materials of the State Archive of Modern History of Saratov Region the authors analyze the basic forms of the higher education institution's activity: educational, scientific, assistance to industry and agriculture, patronage and agitation. The paper identifies factors, which influenced the educational process, and concludes that in the war years comprehensive assistance to the army and home front became the most important.
Key words and phrases: Saratov Institute of Agricultural Mechanization; The Great Patriotic War; student staff; scientific and research work; patronage assistance; propagandistic and agitation work.