Научная статья на тему 'Тяжелая промышленность Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны: проблемы конвертирования производства'

Тяжелая промышленность Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны: проблемы конвертирования производства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
880
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КОНВЕРТИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ОБОРОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТЯЖЕЛАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / DEFENSE INDUSTRY / THE GREAT PATRIOTIC WAR / HEAVY INDUSTRY / INDUSTRY CONVERTING / THE TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бредихин Владимир Евгеньевич, Кобзева Ирина Юрьевна

Проанализирован оборонно-промышленный потенциал Тамбовской области накануне Великой Отечественной войны, показаны проблемы перестройки местной тяжелой промышленности на выполнение государственных оборонных заданийEs ist das verteidigungsindustrielle Potential des Gebietes Tambow kurz vor dem Krieg analysiert, es sind die Probleme der Umgestaltung der lokalen Schwerindustrie auf die Ausführung der staatlichen Verteidigungsaufgaben gezeigt.Est analysé le potentiel de guerre et dindustrie de la région de Tambov la veille de la guerre, sont montrés les problèmes de réforme de lindustrie lourde locale pour laccomlissement des devoirs publiques de défence.The military-industrial potential of the Tambov region before the war has been analyzed; the issues of reorganization of the local heavy industry to implement the state defensive tasks have been discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бредихин Владимир Евгеньевич, Кобзева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тяжелая промышленность Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны: проблемы конвертирования производства»

УДК 93/94

ТЯЖЕЛАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРТИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

В.Е. Бредихин, И.Ю. Кобзева

Кафедра «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ»; BVE1978@yandex.ru Представлена членом редколлегии профессором Н.Ц. Гатаповой

Ключевые слова и фразы: Великая Отечественная война; конвертирование промышленности; оборонное производство; Тамбовская область; тяжелая промышленность.

Аннотация: Проанализирован оборонно-промышленный потенциал Тамбовской области накануне Великой Отечественной войны, показаны проблемы перестройки местной тяжелой промышленности на выполнение государственных оборонных заданий.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тамбовская область все еще являлась преимущественно аграрным регионом, 80 % трудоспособного населения которого было занято в сельскохозяйственном производстве. В промышленном секторе к началу 1940-х гг. было сосредоточено менее 6 % трудоспособного населения - 54,1 тыс. человек. Однако индустриальная модернизация конца 1920-х - начала 1930-х гг. не обошла Тамбовщину стороной: за время первых пятилеток в области было построено 19 крупных промышленных предприятий, валовая продукция крупной промышленности выросла в 6,8 раза, а производительность труда - в 2,6 раза. Наиболее быстрыми темпами развивались тяжелые отрасли индустрии: машиностроение, металлообработка и химическая, объемы производства которых за 1928-1940 гг. выросли в 22 и 162 раза соответственно. И хотя аграрный характер региона и особенности планового ценообразования по-прежнему обеспечивали преобладание в региональном промышленном продукте легкой и пищевой отраслей индустрии, доля которых к началу войны достигала 70 %, тогда как тяжелых - немногим более 21 %, однако, в тяжелых отраслях было сконцентрировано 45,5 % промышленных рабочих и 53 % производственных промышленных фондов. Именно крупные машиностроительные и химические предприятия, производственная база которых создавалась, главным образом, в 1930-е гг., стали основой оборонной индустрии региона в период войны с Германией [1; 2, с. 58, 61, 92; 3, с. 5; 4, с. 21, 30, 31, 168; 5, с. 62, 65, 70, 72, 112].

Накануне войны тяжелая промышленность Тамбовщины была представлена следующими крупными машиностроительными и оборонными предприятиями, располагавшимися в Тамбове, Мичуринске и Котовске: тремя заводами Наркомата путей сообщения - тамбовскими заводами «Ревтруд» и вагоноремонтным (ТВРЗ) и мичуринским паровозоремонтным (МПРЗ); тремя заводами Наркомата среднего машиностроения - «Автотрактородеталью» им. М.М. Кагановича, ремонтно-подшипниковым в Тамбове и им. В.И. Ленина в Мичуринске; тамбовским

заводом «Комсомолец» Наркомата общего машиностроения; тамбовским мотороремонтным (механическим) заводом Наркомата совхозов и, наконец, единственным оборонным предприятием края химического профиля - котовским пороховым заводом № 204 Наркомата боеприпасов. Необходимо также упомянуть о двух новостройках химической индустрии Тамбовщины - заводах СК-5 и анилинокрасочном, строительство которых к началу войны не было завершено, а с ее началом - заморожено, с передачей кадров, части оборудования и стройматериалов другим оборонным объектам страны, в том числе действующим тамбовским заводам.

В конце войны перечень машиностроительных заводов Тамбовщины пополнился созданным на базе машинно-тракторных мастерских и литейно-механического завода небольшим мотороремонтным заводом в Мичуринске.

Перечисленная группа машиностроительных заводов выпускала разнообразную продукцию для автомобильного и железнодорожного транспорта, химической и тракторной промышленности, воздушного и морского флота, сельского хозяйства страны. В частности, «Ревтруд» производил турбогенераторы, синхронные генераторы, турбонасосы, электромоторы и передвижные электростанции для железнодорожного транспорта; ТВРЗ осуществлял ремонт пассажирских вагонов и производство вагонов-холодильников; МПРЗ - ремонт паровозов; «Авто-трактородеталь» изготавливал тракторные поршни, а завод им. В. И. Ленина -поршневые тракторные и автомобильные кольца; ремонтно-подшипниковый завод производил реставрацию тракторных и автомобильных подшипников; «Комсомолец» выпускал промышленное химоборудование для предприятий черной металлургии; тамбовский мотороремонтный завод - двигатели внутреннего сгорания малой мощности. Крупнейшее предприятие области - котовский пороховой завод № 204 - выпускал порох и заряды. Это было самое крупное предприятие страны своего профиля с годовой производительностью до 32 тыс. т пороха [1, с. 589, 590, 628, 629, 734].

Машиностроительные заводы Тамбовской области являлись наиболее технически оснащенными предприятиями ее промышленного сектора, на которых было занято около 32 % всех промышленных рабочих края. К июню 1941 г. крупнейшими коллективами рабочих располагали ТВРЗ, МПРЗ (свыше 3500 человек каждый), «Ревтруд» (около 2500 человек) и мичуринский завод им. Ленина (свыше 1500 человек). Численность рабочих коллективов остальных машиностроительных предприятий не превышала 1000 человек [1, с. 598, 604, 619, 630; 4, с. 30, 31;

6, с. 52].

С началом войны тамбовские машиностроительные заводы переключились, главным образом, на выполнение военных заказов Государственного комитета обороны (ГКО), командования Юго-Западного и Брянского фронтов и местного городского комитета обороны (для партизанских формирований), продолжая параллельно выполнять правительственные плановые задания по основной продукции. При этом заказы командования фронтов и Тамбовского комитета обороны выполнялись предприятиями в сверхурочное время и преимущественно на базе собственных запасов материальных ресурсов [1, с. 647, 648; 7, с. 270].

На машиностроительных заводах к осени 1941 г. развернулось производство вооружения, боеприпасов, инженерного, вещевого и обозохозяйственного имущества. Так, «Ревтруд» быстро освоил производство 122-мм и реактивных (к установкам БМ-13) снарядов, зенитно-пулеметных установок, с 1942 г. - автоматов ППШ; ТВРЗ - 120-мм мин, оборудования для санитарных поездов, приступил к постройке бронепоездов; МПРЗ - 122-мм и 76-мм снарядов, ремонт и оборудование бронепоездов; «Комсомолец» - бензозаправщиков, авиастартеров для ВВС и ВМФ, дымовой аппаратуры для флота, с 1942 г. - минометов; завод им. В.И. Ленина - 50-мм мин; «Автотрактородеталь» - 82-мм мин; мотороремонтный - 45-мм

снарядов; разместившийся в с. Тулиновка Витебский игольный завод осуществлял выпуск ручных гранат. Кроме того, перечисленные предприятия и котовский завод № 204 в массовом количестве изготавливали саперные лопатки, топоры, ломы, кирки, печи, обозные котлы, противотанковые пауки, противотанковые и противопехотные мины, взрыватели, ручные гранаты и бутылки с зажигательной смесью, картечь, котелки, ложки, вещмешки, маскировочные халаты, патронташи и т.д. [1, с. 629, 638, 647, 648, 651, 661, 673, 690, 691, 734; 7, с. 272, 273, 288; 8, с. 76, 77; 9, с. 291; 10, с. 15, 69].

Перестройка областной машиностроительной промышленности на выпуск продукции для фронта окончательно завершилась к весне 1942 г. и сопровождалась объективными трудностями организационного, материального и кадрового характера, обусловившими неравномерность производства и срыв плановых заданий по отдельным предприятиям не только в 1941 г., но и в последующий период. Отмеченные трудности приходилось устранять в условиях увеличения государственных плановых заданий по выпуску продукции.

В кратчайшие сроки коллективам тамбовских предприятий пришлось решать сложные задачи по переводу оборудования, перестройке технологических процессов и переквалификации рабочей силы применительно к условиям военного производства, что потребовало разработки и изготовления новой оснастки и инструмента, внедрения высокопроизводительных методов труда, расширения производственных площадей. Так, прекращение поставок из Воронежа и Кировакана на завод «Комсомолец» необходимых для сварочных и медницких работ кислорода и карбида кальция побудило коллектив предприятия самостоятельно спроектировать и построить кислородную станцию и карбидные печи; прекращение поставок из Сталинграда заготовок корпусов для мин заставило руководство ТВРЗ принять решение об их изготовлении непосредственно на предприятии, для чего в предельно короткие сроки был построен новый литейный цех. Коллектив завода «Ревтруд» задачу многократного увеличения производства 122-мм снарядов решил путем перевода литья их корпусов на конвейер, а последующей механической обработки - на поточный метод. Работа по усовершенствованию производства проводилась машиностроительными и оборонными предприятиями края на протяжении всего военного периода [1, с. 613, 715, 719-723; 7, с. 288, 289; 8, с. 76, 77; 9, с. 291].

На протяжении войны машиностроительные заводы Тамбовской области испытывали кадровый, сырьевой и топливный кризис, нарушавший ритм производства.

Кадровая проблема заключалась не столько в общей нехватке рабочих рук -предприятия вполне решили этот вопрос за счет бронирования работников, уплотнения рабочего времени, возвращения на производство пенсионеров, набора женщин-домохозяек, подростков с 14 лет, выпускников школ фабричнозаводского ученичества - сколько в дефиците квалифицированной рабочей силы, поскольку производственное обучение новых кадров и переквалификация старых требовали времени. Определенный выход из сложившейся ситуации руководители ряда предприятий видели в перемещении рабочих со стажем с менее на более квалифицированные виды работ. Немалое значение в обеспечении тамбовской тяжелой промышленности квалифицированными кадрами молодых рабочих сыграла созданная перед войной система государственных трудовых резервов - сеть ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения, подготовившая для областной промышленности за время войны 18,2 тыс. специалистов. На решение кадрового вопроса был нацелен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. о мобилизации на промышленные предприятия и стройки трудоспособного городского населения от 16 до 55 лет (женщины -до 45 лет), не занятого на государственных предприятиях и в учреждениях, по

которому только за 1942 г. на тамбовские предприятия было мобилизовано

21.5 тыс. человек. К весне же 1944 г. на постоянную работу на промышленные и строительные объекты области было мобилизовано 30 тыс. человек, на временную - 35 тыс. человек.

В целом, если не считать колебаний осени 1941 г., численность рабочих на машиностроительных и оборонных предприятиях Тамбовской области за период войны изменилась незначительно (исключение - подвергшиеся эвакуации мичуринские заводы: МПРЗ и им. В.И. Ленина). Скажем, по ТВРЗ за 1941-1943 гг. количество уволенных и принятых на работу было равным 1200 человек. Другое дело - изменение половозрастных характеристик работающих, значительную часть которых в 1941-1945 гг. составили женщины и подростки. К примеру, на Тамбовском мотороремонтном заводе уже к осени 1941 г. доля женщин составляла 80 %, на «Ревтруде» к концу 1941 г. она достигала 30 %, а на котовском заводе № 204 в 1944 г. равнялась 68 %. Что касается молодежи, то на крупнейшем предприятии области - заводе № 204, ее доля выросла с 1940 по 1944 г. с 2,9 % до

48.5 %, а на мичуринском заводе им. В.И. Ленина весной 1945 г. молодые рабочие составляли до 95 % коллектива предприятия [1, с. 598, 605, 612-615, 619, 623, 624, 630, 640, 663, 673, 674, 692, 698, 717, 743; 7, с. 288; 11, с. 23, 26, 31, 38, 75-77; 12, д. 670, л. 15об., 16; д. 688, л. 16].

Острый недостаток комплектующих, сырьевых и топливных ресурсов объяснялся обрывом производственных связей с прежними поставщиками, располагавшимися на оккупированных немцами индустриально развитых западных территориях страны. Вместо качественного донецкого угля и южного металла областной тяжелой промышленности пришлось перейти на липецкий металл, кемеровский кокс, низкокалорийный бурый уголь Подмосковья, местный торф и дрова. Постоянные перебои с поставками материалов и комплектующих подтолкнули коллективы предприятий к активному использованию внутренних ресурсов, альтернативных материалов, соблюдению режима экономии. К примеру, обеспеченность металлом такого крупного предприятия, как ТВРЗ, в 1943 г. составила всего 6,6 % к плановой; в итоге до 80 % используемых заводом сырьевых ресурсов составили собственные запасы, тогда как перед войной - лишь 10 %. Необеспеченность материалами не позволяла тамбовским заводам загружать на полную мощность станочный парк.

В безвыходное положение коллективы тамбовских машиностроительных предприятий ставили перебои с поставками топлива - угля и нефтепродуктов, от которого зависела работа заводских электростанций, обеспечивающих электроэнергией силовые установки. По этой причине предприятия в годы войны простаивали месяцами. Положение с топливом оставалось крайне напряженным до окончания войны: так, весной 1945 г. обеспеченность топливом «Ревтруда» составляла лишь 20 % от потребности. Создание необходимых запасов местного топлива также проходило с огромным трудом: к примеру, обеспеченность основных предприятий области дровами и торфом на второе полугодие 1942 г. составила к началу периода: по торфу - 1,5 %, дровам - 3,1 % от потребности [1, с. 612, 613, 630, 663, 678, 691, 696, 717, 749, 750, 757, 758, 761; 9, с. 295; 11, с. 23].

Преодоление перечисленных кадровых и материальных трудностей было невозможно без активного взаимодействия между предприятиями края путем оказания взаимопомощи инструментом, комплектующими, материалами, электроэнергией, квалифицированными кадрами. Большую роль в обеспечении такого взаимодействия сыграло областное партийное руководство [1, с. 618, 652].

Дополнительными организационными проблемами для областных властей и руководства предприятий в 1941-1942 гг. обернулись решения правительства об эвакуации ряда местных стратегических промышленных объектов в восточные районы страны, а также размещение на территории края ряда эвакуированных

предприятий из западных областей. В частности, в конце 1941 г., в виду угрожающей ситуации на фронтах, была начата эвакуация завода № 204 и МПРЗ, отмененная в декабре в связи со стабилизацией боевой обстановки. Летом 1942 г. -в период прорыва немцев к Сталинграду и Воронежу - были эвакуированы МПРЗ и завод им. В.И. Ленина, причем в 1943 г. мощности МПРЗ были возвращены на прежнее место, а завод им. В.И. Ленина восстановлен с нуля [1, с. 625, 663, 673, 674, 734]. В то же время, летом 1941 г. в Тамбовскую область были эвакуированы производственные мощности Витебского игольного завода, с 1939 г. освоившего производство ручных гранат, а осенью-зимой 1941 г., Сумского завода химического машиностроения им. Фрунзе и Дарницкого машиностроительного завода. Из них лишь игольный завод был окончательно размещен в с. Тулиновка и включен в структуру областной промышленности [1, с. 606, 607, 620, 632].

Оценивая работу областного руководства и коллективов промышленных предприятий по приспособлению производства к оборонным нуждам, следует, во-первых, отметить такое отягчающее обстоятельство, как прифронтовое положение края, осложнившее организацию производственного процесса на ряде крупных предприятий по причине их полной или частичной эвакуации. При этом эвакуированные промышленные мощности западных районов страны, за исключением Витебского игольного завода, проследовали по территории Тамбовщины транзитом на восток. Во-вторых, производство военного времени из-за обрыва снабженческих связей потребовало максимального использования внутриобластных сырьевых резервов, что в условиях дефицита местных топливно-энергетических ресурсов обернулось дополнительными трудностями. Однако, несмотря на отмеченные сложности, перестройка областной тяжелой промышленности на выпуск фронтовой продукции была осуществлена в сжатые сроки с последующим непрерывным наращиванием объемов оборонного производства.

Список литературы

1. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : сб. док. В 2 т. Т. 1 / под ред. В.Л. Дьячкова, И.И. Муравьевой. - Тамбов : Пролет. светоч, 2007. - 1230 с.

2. 200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области : ист.-статист. сб. - Тамбов : Пролет. светоч, 1997. - 232 с.

3. Дьячков, В.Л. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны: основные направления и результаты деятельности / В. Л. Дьячков // Вклад Тамбовской области в победу в Великой Отечественной войне : материалы обл. науч. -практ. конф., Тамбов, 26 апр. 2005 г. / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина ; ред-кол.: В.Л. Дьячков (отв.ред.) [и др.]. - Тамбов : Юлис, 2005. - С. 5-12.

4. Народное хозяйство Тамбовской области : статист. сб. - Воронеж : Книж. изд-во, 1961. - 250 с.

5. Народное хозяйство Тамбовской области за 70 лет : статист. сб. - Тамбов : Статист. упр. Тамб. обл., 1987. - 190 с.

6. Тамбовская область за 50 лет : сб. статей. - Воронеж : Централ.-Чернозем. книж. изд-во, 1967. - 167 с.

7. Поколение, опаленное войной: Великая Отечественная война 19411945 годов в воспоминаниях и письмах / Арх. отд. Администрации Тамб. обл. Центр документации новейшей истории Тамб. обл. ; редкол.: Г.Е. Борисов (отв. ред.) [и др.] ; сост. Э.Н. Кузнецова (отв.ред.) [и др.]. - Тамбов : Пролет. светоч, 1995. - 319 с.

8. Горелкина, С.В. Тамбовский вагоноремонтный завод - фронту / С.В. Горелкина // Вклад Тамбовской области в победу в Великой Отечественной войне : материалы обл. науч.-практ. конф., Тамбов, 26 апр. 2005 г. / Тамб. гос. ун-т

им. Г.Р. Державина ; редкол.: В.Л. Дьячков (отв.ред.) [и др.]. - Тамбов : Юлис, 2005. - С. 76-77.

9. И пыль веков от хартии отряхнув... Хрестоматия по истории Тамбовского края. - Тамбов : Изд. центр Тамб. гос. пед. ин-та, 1993. - 388 с.

10. Мичуринск в годы Великой Отечественной войны. - Мичуринск : б.и., 1995. - 136 с.

11. Котовск - город труженик и воин. - Тамбов : Пролет. светоч, 2000. - 367 с.

12. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). - Фонд 1184. - Опись 1.

Heavy Industry in the Tambov Region in the Great Patriotic War: Issues of Industry Converting

V.E. Bredikhin, I.Yu. Kobzeva

Department “History and Philosophy”, TSTU; BVE1978@yandex.ru

Key words and phrases: defense industry; the Great Patriotic War; heavy industry; industry converting; the Tambov region.

Abstract: The military-industrial potential of the Tambov region before the war has been analyzed; the issues of reorganization of the local heavy industry to implement the state defensive tasks have been discussed.

Schwerindustrie des Gebietes Tambow in den Jähren des Großen Vaterländischen Krieges: die Probleme der Konvertierung der Produktion

Zusammenfassung: Es ist das verteidigungsindustrielle Potential des Gebietes Tambow kurz vor dem Krieg analysiert, es sind die Probleme der Umgestaltung der lokalen Schwerindustrie auf die Ausführung der staatlichen Verteidigungsaufgaben gezeigt.

Industrie lourde de la région de Tambov dans les années de la Grande Guerre Nationale: problèmes de la convertion de l’industrie

Résumé: Est analysé le potentiel de guerre et d’industrie de la région de Tambov la veille de la guerre, sont montrés les problèmes de réforme de l’industrie lourde locale pour l’accomlissement des devoirs publiques de défence.

Авторы: Бредихин Владимир Евгеньевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и философия»; Кобзева Ирина Юрьевна - аспирант кафедры «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

Рецензент: Безгин Владимир Борисович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «История и философия», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.