Б01 10.24412/с1-37280-2024-1 -72-76
Нижегородцева Юлия Евгеньевна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Полунина Полина Владимировна, студент ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» (Сибстрин), г. Новосибирск
Творчество Владимира Васильевича Бородкина: постмодернизм в архитектуре Новосибирска
Аннотация. Социально-экономические изменения 1990-х годов в России неизбежно повлияли на архитектуру. Вторая волна советского модернизма, доминировавшая ранее, уступила место новым стилевым направлениям, среди которых наиболее значимым стал постмодернизм [1]. На примере объектов В.В. Бородкина в этой работе рассматриваются основные стилистические особенности постмодернизма и их влияние на облик Новосибирска.
Ключевые слова: В.В. Бородкин, постмодернизм, архитектура Новосибирска.
Владимир Васильевич Бородкин - выдающийся советский и российский архитектор, который во многом определил облик города Новосибирска. В 1959 году поступил на архитектурный факультет НИСИ им. В.В. Куйбышева (в настоящее время НГАСУ (Сибстрин), успешно окончил полный курс и получил диплом архитектора. Одним из ключевых этапов в проектной деятельности В.В. Бородкина является работа главным архитектором в АПМ-5 (с 19731980 гг.), которая считалась лучшей мастерской на тот момент, потому что выделялась своим особо творческим потенциалом [4]. Именно в этот период были выполнены одни из лучших проектов архитектора, которые были признаны его учениками и коллегами.
В советский период архитекторы выполняли социально-значимые заказы от государства [2]. Особенно в годы перестройки было сложно проявить свой индивидуализм в проектировании, однако В.В. Бородкин сумел создать монументальные объекты, отличающие его профессионализм. С 1975-1980 гг. было построено Общежитие ВПШ на Красном проспекте, г. Новосибирск, архитекторы: В.В. Бородкин, В.Л. Шатилов, В. Твердохлебов [4]. Здание воплощает в себе идейные замыслы конструктивизма - лаконичность форм, крупные объемы и строгие прямые линии. Здание соответствует эстетике постмодернизма благодаря своему минимализму и выраженным вертикальным элементам.
Достаточно схожим зданием по своим стилистическим особенностям является Общежитие УВД по ул. Мичурина, г. Новосибирск. Построено в 19751980 гг. архитекторами: В.В. Бородкин, В.Л. Шатилов, С.В. Пикулик [4]. Здание симметрично в своей конфигурации, имеет две условные башни, а в середине металлическая решетка, символизирующая часовой циферблат. Те же простые, но массивные формы создают целостную картину хорошо вписанного здания в окружающую среду.
Рисунок 1. Аксонометрия В.В. Бородкина, Общежитие УВД, г.Новосибирск. (Снимок Д.Ю. Кисельникова, URL: https://rutube.ru/video/4fbbcbf7444a5ef4e6482c06857fi38a/?r=wd)
Магистерские слушанья
Еще одним ярким примером модернизма является Учебный корпус техникума физической культуры и спорта, построенного в 1978-1982 гг., архитекторами которого являлись: В.В. Бородкин, А.Г. Агафонов, Е.Н. Скуратова и другие. Лейтмотивом творчества В.В. Бородкина того периода является создание крупных форм и удачное их сочетание в одну объемно-пространственную композицию. Минимализм в деталях акцентирует внимание на самой структуре здания.
С 1979-1991 гг. велось строительство по истине уникального и прогрессивного для того времени здания: Дворец культуры «Сибсельмаш», который не удалось достроить из-за отсутствия финансирования и начала «перестройки» в стране [4]. В первоначальном проекте В.В. Бородкина прослеживаются черты брутализма, где был исключен декор, на первый план выходили скульптурность и строгость линий.
Прогрессивным объектом со структурными модернистскими объемами является Комплекс Новосибирской высшей партийной школы (в настоящее время РАНХиГС), построенным в 1985-1988 гг. Архитекторами являлись: В.В. Бородкин, Е.А. Васехо, А.В. Андреанов и др. [4]. Здание представляет собой монументальный, со сложными планировочными решениями объект, который во время строительства был главной доминантной Октябрьского района. Мы снова наблюдаем строгую и симметричную композицию, которая удачно вписана в существующий контекст центральной застройки.
В 1990-е годы новосибирские архитекторы стремились к созданию самобытных проектов. Они обращались к архитектурным традициям города, используя элементы историзма и делая отсылки к дореволюционной архитектуре [1]. Вместе с изменением политико-экономической ситуации в стране архитекторы обрели стимул для самовыражения, поэтому новосибирская архитектурная школа развивалась на основе переосмысления модернистского города и интеграции в него стилистически разнообразных архитектурных решений [2].
Переломным проектом в творчестве В.В. Бородкина, который ознаменовал его переход от советского постмодернизма к более современному и декоративному стилю, является проект Католического собора Преображения Господня.
Магистерские слушанья
Строительство велось с 1992-1997 гг. В основе пространственной композиции лежат простые геометрические формы, при этом образ собора дополняется элементами романской и готической архитектуры в современном прочтении. Важно отметить, что собор является переосмыслением средневековой европейской архитектуры вместе с сочетанием постмодернистских крупных объемов.
Рисунок 2. Аксонометрия В.В. Бородкина, Собор Преображения Господня, г. Новосибирск.
(Снимок Д.Ю. Кисельникова, URL: https://rutube.ru/video/4fbbcbf7444a5ef4e6482c06857fi38a/?r=wd)
В 1997 году был построен Торговый комплекс «Зеленые купола» по проекту В.В. Бородкина. Этот проект является одним из образцов новой коммерческой архитектуры в Новосибирске. «Зелёные купола» представляют собой пример эклектичного постсоветского стиля, при котором современные многоэтажные здания украшаются элементами, вдохновлёнными архитектурой провинциальных городов начала XX века [3].
Самым ярким примером нового этапа в проектировании уникальных зданий у В.В. Бородкина считается бизнес-центр «Кобра», построенное в 2009 году. Одной из главных особенностей здания является его удивительная форма, которое создается благодаря выступающим балконам. Стилистически здание является постмодернистским, только вместо привычного для Новосибирска историзма здесь - абстрактная композиция, которая подталкивает зрителей на поиск собственных ассоциаций и метафор.
Магистерские слушанья
В.В. Бородкин был убежден, что городу нужен противоречивый и многоплановый образ. Именно такими были постройки самого архитектора - они отличались друг от друга, были разнообразны по функциям и архитектурным стилям. В своей работе он применял два ключевых подхода: следование модернистским принципам городского пространства и стилизация зданий под контекст существующей застройки [3].
Библиографический список
1. Постмодернизм в архитектуре Новосибирска 1990-2010-х годов / Д.Ю. Ки-сельникова // Приволжский научный журнал. - 2018. - №3. - С. 139-144.
2. Цитаты и аллюзии в архитектуре Новосибирска 1990-2010-х годов / Д.Ю. Кисельникова // Баландинские чтения. - 2018. - №1.- С. 401-407.
3. Формирование эстетических принципов архитектуры постмодернизма / Е.С. Неботова // Вестник МГУКИ. - 2014. -№4. - С. 222-225.
4. Мы проектируем город. Новосибгражданпроект: 1970-е - 1980-е годы / Г.Н. Туманик, М.Р. Колпакова: НГУАДИ.- Новосибирск, 2018.- 238 с.