Научная статья на тему 'Творчество Владимира Соловьёва и его оценка на страницах журнала «Вопросы философии и психологии»'

Творчество Владимира Соловьёва и его оценка на страницах журнала «Вопросы философии и психологии» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
327
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество Владимира Соловьёва и его оценка на страницах журнала «Вопросы философии и психологии»»

Список литературы

1. Верклер Г.А. Герменевтика. Принципы и процесс толкования Библии. Гранд Рапидс: Бэйкер бук хаус, 1995.

2. Добыкин Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. - СПб.: Изд-во С.-Петер. правосл. духовной академии, 2013.

3. Нестерова О. Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. - М.: ИМЛИ РАН, 2005.

4. Феоктист (Мочульский), митр. Драхма от сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, то есть сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных. - М.: Синодальная тип., 1809.

5. Юревич Д., прот. Лекции по библейской герменевтике // Сайт «Архитектура монастырей России». - URL: http://iviron.ru/166/ (дата обращения: 29.02.2016).

6. Terry M. S. Biblical Hermeneutics. Grand Rapids: Zondervan, n.d.

О. О. Минаева

Творчество Владимира Соловьёва и его оценка

на страницах журнала «Вопросы философии и психологии»

В 1888 г. председателем Московского психологического общества был избран Николай Яковлевич Грот (1852-1899), философ, психолог, профессор Московского университета. Уже через год поддержанный друзьями-единомышленниками Грот начал издавать философский журнал «Вопросы философии и психологии», став его первым редактором. Философская программа журнала была сформулирована Гротом в первом его номере в редакционной статье «О задачах журнала». Грот писал: «Идеал философии состоит в примирении разума, чувства, воли, науки, искусства, религии. Но осуществим ли этот идеал для отдельного народа? - Трудно не дать перевеса одному из элементов, и мы, русские, <...> склонны дать в своём мировоззрении перевес элементу религиозно-этическому, т. е. направлению воли в отношении к её цели - благу» [2, с. ХУМ-ХУШ].

Идеал философии, сформулированный Н.Я. Гротом, в полной мере соответствовал творческим устремлениям Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900), ставшего постоянным автором журнала. На страницах «Вопросов философии и психологии» была опубликована 21 статья философа, самой большой его работой в журнале стал труд «Смысл любви», выходивший три года подряд (1892-1894) в пяти номерах журнала.

Как при жизни Соловьёва, так и после смерти философа и его творчество, и его личность привлекали внимание читателей, вызывали неоднозначные, порой противоречивые, оценки, провоцировали дискуссии. Одними из первых оценили, какую утрату понесла отечественная философская мысль в связи со смертью В.С. Соловьёва, коллеги фило-

софа по журналу «Вопросы философии и психологии» Л.М. Лопатин,

A.И. Введенский, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булкаков и др. По мнению его коллег, именно Соловьёв первым в России представил опыт философского синтеза, который объединил в себе религию, метафизику и науку. 2 февраля 1901 г. состоялось торжественное заседание Московского психологического общества в память В.С. Соловьёва. Многие из докладов, которые звучали на этом заседании, были опубликованы в 56 номере журнала «Вопросы философии и психологии», посвящённом великому русскому философу.

По мнению кн. С.Н. Трубецкого, Вл. Соловьёва отличала жажда творчества. Он писал: «Самая память его, обширная и ясная, как его ум, была неразрывно связана с деятельностью ума; факты не запоминались им механически, они осмысливались творчески, претворялись в мысль, обогащая её собою. Непосредственной силой творчества дышала и диалектика Соловьёва, поражавшая своей ясностью, смелостью и широтою замысла» [6, с. 96]. Вспоминая своего друга, Трубецкой отмечал, что глубокое и тонко развитое чувство прекрасного соединялось в Соловьёве с верою в реальность красоты, в реальное воплощение и тождество духа в материи.

Оценку Трубецкого разделял Г.А. Рачинский, литературный деятель, переводчик, редактор трёх последних томов Собрания сочинений

B.С. Соловьёва. Он подчёркивал, что живая идея красоты вместе с идеями истины и добра представляла для Соловьёва подлинное и реальное содержание абсолютно достойного бытия [7, с. 131-132].

Практически первое исследование философских взглядов Соловьёва, во многом определившее последующие оценки творчества мыслителя, представил Л.М. Лопатин в докладе «Философское миросозерцание В.С. Соловьёва». Высоко оценив заслуги своего коллеги и друга, Лопатин назвал Соловьёва не только самым оригинальным мыслителем России за последнюю четверть XIX в., но самым оригинальным мыслителем во всей Европе [5, с. 45]. Лев Михайлович был убеждён, что, несмотря на испытанные в период своего философского становления влияния различных философских школ, он впервые в России «создал свою собственную независимую систему философии» [5, с. 53]. Соловьёв, по мнению Лопатина, первый начал писать не о чужих мнениях по разным вопросам философии, а о самых этих вопросах и стал их решать по существу, независимо от всяких мнений.

Л.М. Лопатин выделил в творчестве Соловьёва три главные идеи: 1) идею внутренней духовности существующего; 2) идею абсолютного всеединства; 3) идею Богочеловечества.

Лопатин показал, что критика материализма приводит Соловьёва к утверждению, что все материальное коренится, как в своём первом начале, в абсолютном бесконечном духе. Соловьёв не противопоставляет Бога миру, но утверждает его как живого духа, творческую мощь

всего существующего, источник бесконечно разнообразных форм бытия. В этих своих утверждениях Соловьёв выступает как антипод Гегеля. Он подвергает гегелевскую систему последовательной критике и противопоставляет её отвлечённому рационализму мистические прозрения позднего Шеллинга, Франца Баадера, Якова Бёме.

Анализируя взгляды Соловьёва, Лопатин подчёркивал, что разрабатываемая Соловьёвым концепция абсолютного всеединства выступает следствием понимания абсолюта, с одной стороны, как единого (таковым оно является как безусловное начало всего сущего), а с другой -как всего, содержащего мощь и силу всего. Таким образом, Бог у Соло-

и ^ и ^ и ^ и

вьёва - живой абсолют, единый в себе и другой для себя, выступающий в качестве души мира, Софии. Оценивая взгляды Соловьёва, Лопатин подчёркивал, что, будучи убеждённым теистом, он выступает и как пантеист, совершенно пантеистически понимая мировой процесс.

Излагая взгляды Соловьёва на мировой процесс, Лопатин выделяет три его ступени. На первой ступени имеет место единство механическое. Его порождает всемирное тяготение, и оно создаёт материальное тело вселенной. Единство динамическое, связанное с деятельностью эфира как тонкой материи, составляет вторую ступень. Третьей ступенью выступает единство органическое, дающее настоящий образ всеединства в материальном мире. В создании человечества природный процесс достигает своей высшей цели. Человечество как единящее и освящающее начало природного мира выступает у Соловьёва вторым абсолютом, или Богочеловечеством. Соловьёв верил, что Христос распространил братство на все народы, связь единой церкви истинна и реальна. А это значит, что все люди, участвуя в ней, становятся братьями, независимо от расы и национальности. Именно с идей богочеловечества Лопатин связывает «широкий и гуманный либерализм» Соловьёва, его борьбу за свободу слова и мысли против узкого национализма.

Не соглашаясь с некоторыми решениями, предложенными Соловьёвым, ведя с ним ожесточённые дискуссии, Лопатин был уверен в значимости философской работы, сделанной Соловьёвым. Завершая свой очерк, Лопатин с пафосом писал о нём как о человеке, который «высоко поднял знамя независимой философии», «указал, в каком направлении нужно искать положительной истины, и дал высокие, вдохновляющие образцы её самоотверженного искания» [5, с. 91].

Спустя два года Сергей Николаевич Булгаков публикует в «Вопросах философии...» статью с программным названием: «Что даёт современному сознанию философия Владимира Соловьёва». Он подчёркивал, что богато одарённый природой философ соединил в себе способности литературного критика и поэта; философа и гражданина; религиозную натуру, мыслящую о Боге и чувствующую Бога. Именно такая душевная гармония позволила Соловьёву создать законченную синтетическую философскую систему, которая смогла объединить в себе

религию, метафизику и науку. Булгаков пришёл к выводу, что философская система Соловьёва даёт современной мысли цельное миросозерцание, в котором приняты во внимание и согласованы и запросы критической философии, и метафизического творчества, и естествознания [1, с. 136].

Громадная работоспособность, обращённость к современности, профетический дар Владимира Сергеевича - вот три характеристики, которые, по мнению А.А. Ермичёва, определяют личный гений В.С. Соловьёва, делают мыслителя востребованным [3, с. 272]. К творчеству философа, глубоко верившего в возможность раскрытия божественного в человеке и человечестве, в высокое назначение человека, обращаются и сегодня ищущие разрешения задачи нравственной организации человечества.

Список литературы

1. Булгаков С.Н. Что даёт современному сознанию философия.

2. Владимира В.С. Соловьёва // Вопр. философии и психологии. - 1903. - № 67.

3. Грот Н.Я. О задачах журнала // Вопр. философии и психологии. - 1889. -

№ 1.

4. Ермичёв А.А. В. С. Соловьёв и русская философия // Материалы междунар. конф. 14-15 февр. 2003 г. Сер. Symposium. Вып. 32. - СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2003.

5. Лопатин Л.М. Философское миросозерцание В.С. Соловьёва // Вопр. философии и психологии. - 1901. - № 56.

6. Рачинский Г. А. Взгляд В. С. Соловьёва на красоту // Вопр. философии и психологии. - 1901. - № 56.

7. Трубецкой С.Н. Основное начало учения В. Соловьёва // Вопр. философии и психологии. - 1901. - № 56.

Е. Г. Стрельцов

Манифестация «нового атеизма» в российском публичном пространстве

В середине 2000-х гг. в странах Запада, преимущественно в США, группа учёных и публицистов, выдвигающих идеи о негативном влиянии религии, получила название «новые атеисты». В 2004 г. вышла первая книга американского публициста Сэма Харриса «Конец веры: Религия, террор и будущее разума» (Sam Harris «The End of Faith: Religion, Terror, and the Future of Reason»), написанная под влиянием трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, в которой автор подверг резкой критике религиозную веру. Через два года вышли другие бестселлеры: книга английского биолога Ричарда Доккинза «Заблуждение Богом» (Richard Dawkins «The God Delusion», в русском переводе «Бог как иллюзия»), американского философа Дэниэла Деннита «Разрушение заклятия. Ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.